Святые о счастье

«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим». (Апостол Павел).

ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ РАЗУМА И ЧУВСТВ НЕВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Что такое счастье? Как его достичь? Можно ли? Почему вокруг столько несчастных людей?

Многообразные мудрецы и философы очень любят поупражняться на эту тему в своем ремесле пустословия. А ответов как не было, так и нет.

Если бы человечество своей мудростью могло понять эту тему, на Земле уже давно не было бы ни одного несчастного человека. Всегда имеющееся неохватное число несчастных людей более чем убедительно свидетельствует о неспособности мировой науки, культуры и религий показать людям путь к счастью и помочь достичь его.

В чем же заключается суть проблемы? Почему этот вопрос так труден для решения?

Ответ простой: Люди не прислушиваются к тому, что им о счастье говорит Бог. Более того – многие вообще не верят в Бога! Как же они в этом случае могут быть счастливыми? Они – наказаны несчастьем за то, что не верят, и не слушают слов Бога. И наказали они – сами себя!

Между тем, в Священных Писаниях счастье человека является одной из основных тем. Можно даже сказать, что Священное Писание и послано людям для того, чтобы привести их к счастью. Причем, не к счастью, а к блаженству. Счастье, как говорят иные знатоки нашего языка, происходит от слова «час», что указывает на временность, преходящесть, скоротечность сего состояния. А Блаженство намекает на бесконечность, на вечность. Блаженство есть счастье, возведенное в н-ную степень. Именно такое счастье предлагает людям Бог.

Итак, что говорит Бог о счастье человека? Как написано в Библии?

В ней, среди прочего, сказано: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум».

Слово «блажен» — много раз встречается в Библии. Но всегда это слово идет в одной связке с мудростью, с разумом, с рассудительностью. Никогда, нигде слово «блажен» в Библии не приводится в связи с эмоциями, с чувствами человека, функционирующими самостоятельно, без руководства разума.

Основная мысль Библии по вопросу счастья человека заключается в том, что, счастливым есть тот, кто в жизни руководствуется мудростью, знанием, рассудительностью, основанными на законах Бога. Много ли таких? Не знаю. Большинство, как видно, идут на поводу своих чувств, эмоций.

«…Когда я выходила за него замуж, я знала, что моя жизнь с ним не будет сладкой. Но я ничего не могла поделать с собой. Он был такой хорошенький…». Так рассказывала одна пожилая женщина, которая за всю жизнь хлебнула очень много разных огорчений и обид от своего мужа…

«Я ничего не могла поделать с собой…». Кому не знакомо это состояние? Разум говорит одно, а чувства, эмоции – пересиливают разум. И нас несет, несет. Мы видим, что не туда, но «ничего не можем поделать»…

К сожалению, в современном обществе такое явление не только не обличается, но всячески превозносится и восхваляется. «Живи сердцем! Слушай сердце…»,- твердит массовая культура. «Отключай разум, слушай свои чувства»,- проповедуют даже многие религиозные деятели. И вот, как говорится, имеем то, что имеем. Не живут люди по уму, но по сердцу. Не разумом руководствуются, а эмоциями. Чувства правят людьми. Отсюда — их страдания.

Следует подчеркнуть, что в Библии ни в коем случае не говорится, что человек должен быть бесчувственным существом, руководимым лишь холодным рассудком, вроде машины. Речь идет о приоритетах. Вначале – разум, а затем – чувства. Разум – голова, чувства – тело. Разум венчает чувства. Так они расставлены в Священном Писании.

Милосердный Господь прекрасно знает «состав» человека. Он отлично понимает, какую роль в жизни человека играют эмоции, чувства. И Он щадит наши чувства, и не посылает законов и постановлений, которые вредили бы нашим чувствам. И не провозглашает нам нереалистичных заповедей и запретов. Бог не осуждает нас даже тогда, когда наши чувства бурлят как паровой котел. Бог не осуждает нас за чувства, но – при одном условии: если, в конечном итоге, наши чувства все-таки будут побеждены разумом.

Например, нигде в Священном Писании вы не встретите заповеди «Не гневайся», хотя всем известно, что гневаться – не хорошо. Однако Господь в Библии учит, чтобы мы «гневаясь не согрешали», то есть, Господь говорит, что нельзя эмоциям давать не ограниченную власть над собой, что разум должен контролировать, и, в конечном итоге, брать верх над чувствами. (Ефес. 4:26,27)

Известно, как расстроился Каин после того, как его жертва не была принята Господом. Он буквально «поник лицем». Бог предупредил его: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть, Бог прямо сказал Каину: «Господствуй над своими эмоциями». Это был первый совет Бога о том, как человеку справляться со своими чувствами. (Бытие 4:3-7).

ИТАК, СЧАСТЬЕ. ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ?

Бог есть Отец человечества. Любящий, добрый, милосердный Отец, заботящийся о благе Своих детей-людей. К примеру, есть у нас некий благоразумный отец. Что он желает своим детям? Прежде всего, разумеется, он желает им здоровья, чтобы они были живы-здоровы. Остальное – приложится. Для него не столь важно кем они будут работать – слесарями-ремонтниками, или министрами. Для него, как для отца, главное, чтобы они были живы, затем здоровы. А профессия – потом… Если они приобретут свою профессию в ущерб своему здоровью и жизни, то для отца их деяние будет выглядеть настоящей глупостью.

Примерно такой подход к человеческому счастью сформулирован в Библии. Бог заботится о том, чтобы человек был живым. И чтобы не просто прожил несколько, пусть, десятков лет в этой жизни, но чтобы жил ВЕЧНО. Вот – принципиальный подход Бога к человеческой жизни, а также к его, человеческому счастью. Бог дает человеку те советы и наставления, которые сделают его счастливым не только в этой жизни, но и в жизни вечной. Таков подход Бога-Отца.

С точки зрения, по мнению Бога, счастливым человеком является тот человек, который позаботился о своей вечной жизни. Счастливым может быть лишь кто-то живой. Мертвый счастливым быть не может. К мертвецу понятие счастья не применимо. И Бог предлагает человеку, прежде всего, решить вопрос относительно того, будет ли он, этот человек, живым, или не будет. Будешь жить, значит, счастье приложится. Смертный не может быть счастливым.

Господь Иисус в Нагорной проповеди перечислил категории людей, которые уже сейчас, уже в этой жизни, с Его точки зрения, есть «блаженные», счастливые. Почему, например, «блаженны» кроткие? Почему «блаженны» чистые сердцем? И – т.д.? Они потому «блаженны»-счастливы, что им, за их человеческие, сердечные качества и дела Господь дарует вечную жизнь!

Без Бога у человека никак не может быть счастья. Материализм и счастье – понятия несовместимые. Смертному, приговоренному к смерти — в высшей степени глупо искать счастья в жизни. В лучшем случае он может заполучить «счастье быка, нашедшего грядку с горохом…». Сизифов труд погони за личным счастьем является уделом того, кто отвергает мудрость Бога. Для нарушителя Божьих заповедей стремление к счастью превращается в кару, в проклятие.

В Библии есть замечательная глава, в точности описывающая счастье материалистического обывателя и размышления о нем верующего человека. Трудно поверить, что она была написана три тысячи лет назад. Читаешь как современный репортаж. Привожу из нее цитату (Псалом 72):

«А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце. Над всем издеваются; злобно разглашают клевету; говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

…И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

Так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

…И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

…Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда, и не разумел; как скот был я пред Тобою…».

Сегодня тоже, когда речь заходит о счастье, у многих людей «кипит сердце и терзается внутренность». Другими словами – эмоции зашкаливают. Не пора ли остынуть? До каких пор можно быть перед Богом «как скот»?

С чего у благоразумного человека начинается строительство его счастья? Не с эгоистичных поисков «объекта» или «экземпляра», который сделал бы тебя счастливым, а с налаживания отношений с Иисусом Христом. Начинать необходимо с самого себя. Человеческие качества, которые предлагает нам Иисус Христос в Своем Учении, однозначно сделают нас счастливыми, при условии, если мы разовьем их в себе.

Вот, что говорит Христос людям занятым строительством своего счастья:

«Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Матфея 7:24-27).

СЧАСТЬЕ В СОВЕРШЕНСТВЕ

«Делая добро да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». (Библия)

Постоянство в добром деле.

Каким бы ты не был добрым и отзывчивым человеком сам по себе, по природе, ты все равно устанешь, сломаешься, ожесточишься. Жизнь так сложна и противоречива, что выбивает из колеи любого. Постоянно, всегда быть добрым, добродетельным сможет лишь тот, кто получает духовную подпитку Свыше, от Бога, от Его Духа.

Кое-когда, эпизодически добрые дела совершают даже мафиозные главари. Бог, конечно, это видит, и зачтет им, но…

Если кто стремится к праведности, тому в добрых делах надлежит быть постоянным, не уставать в делании добра. Апостол пишет, что Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые ПОСТОЯНСТВОМ в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную». (Римл. 2:6,7).

Господь Иисус в Откровении перечисляет положительные качества одного из Своих служителей: «Знаю твои дела, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и НЕ ИЗНЕМОГАЛ». (Откровение 2:3,4).

Что еще, кроме помощи от Бога, нужно для того, чтобы не устать, «не изнемочь» в делании добра?

Еще необходимы усилия самого подвизающегося. В каждом человеке соседствуют два противоречащих друг другу начала: эмоции, тело, плоть. И — разум, совесть, дух. Главенство разума играет решающую роль в постоянстве добра, в сопротивлении злу. Тот, кем руководят эмоции – бессилен перед злом. Лишь холодный ум, здравомыслие, рассудительность смогут помочь уклониться от греха.

Человек, живущий по законам Бога, называется в Священном Писании, не много не мало – совершенным. Апостол пишет: «…чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу». (Колосс. 4:12).

В другом тексте сказано: «…оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству». (Евр. 6:1).

Иисус Христос в Нагорной проповеди учит: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матф. 5:48).

Что подразумевается под «совершенством»? Жизнь по Учению Христа. По разуму. Не по эмоциям, и не по желаниям тела.

«Но это же так трудно!»,- воскликнет некто. И будет прав. Жить по разуму, ориентированному на Божьи заповеди, есть тот узкий путь и тесные врата, о которых говорил Господь, что «немногие находят их». Гораздо легче сделать то, что «хочется». Намного проще не сдержаться, «психануть», рубануть с плеча «правду-матку», высказать все в глаза… Но, в обращении с ближними, с людьми — это есть путь, ведущий в противоположную от праведности сторону. Кто «ударившему по щеке обращает другую щеку», тот поступает иначе…

Заслуживает внимания, как Господь Иисус построил Нагорную проповедь. Вот, Он говорит Свои знаменитые слова: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

И сразу, вслед за этими словами Он продолжает: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф. 7:12-14).

Что получается? А то, что совершать поступки, жить, вести себя с другими людьми согласно наставлениям Христа — означает войти в «тесные ворота» и, в дальнейшем идти по «узкому пути». А это трудно. Необходимо буквально заковать в «железные кандалы» свои чувства и эмоции; иногда прямо ценой неимоверных усилий заставлять их подчиняться разуму. Много ли таких людей? Наверное, много. Бог знает. Лично я пока встречался с некоторыми из них… Протискиваться в тесную калитку, и затем всю жизнь идти по узкой тропинке — желают немногие. Гораздо приятнее без проблем ввалиться в широченную арку пространных ворот и легко катить по гладкому проспекту безрассудства и эмоциональности, что и делает большинство…

Из уст различных религиозных проповедников часто слышны фразы о человеческом несовершенстве. Дескать, мы, люди, несовершенны, поэтому нам свойственно грешить, ошибаться.

В некоторых «деноминационных» переводах Библии, сделанных в угоду религиозных представлений их переводчиков, слово «совершенство» вообще отсутствует или заменено на слово «зрелость». Жаль. Налицо прямое уклонение от истины Христа в сторону материалистической философии, от духа к букве. Ибо, как известно, за зрелостью всегда следует перезрелость, а за ней – загнивание и тление, что, в принципе, и происходит с религиями. Но совершенство – категория вечная. Совершенству предела нет. Поэтому Господь Иисус и говорит: «Итак, будьте совершенны…».

Религиозные учения о «человеческом несовершенстве» имеют цель содержания людей в религиозном рабстве, в полном подчинении руководителям религий. Ибо, поскольку «мы все несовершенны», выходит, что мы не можем обходиться без руководящей и направляющей роли наших религиозных вождей, учителей, пасторов, старейшин и т.д. Следовательно, мы «не совершенные», должны неукоснительно подчиняться религиозным руководителям, как Богу. Мысль о духовном «не совершенстве» учеников Христа де-факто подразумевает их интеллектуальную ущербность, неспособность здраво рассуждать, принимать правильные решения в духовных вопросах и оставаться твердыми в своем выборе.

Наверное, ничто так не способствует духовному закабалению верующего, как внушенная ему мысль о его беспросветном несовершенстве, настолько тяжелом, что для его преодоления потребуется целая тысяча лет, да еще в райских условиях, без дьявола и демонов. Брат, сглотнувший эту идею, становится беззащитным перед религиозной демагогией лжеучителей и лжепророков. Опыт показывает, что члены религиозных организаций, наиболее рьяно проповедующих идею о «человеческом несовершенстве», более других отрешены от свободы мышления во Христе Иисусе, будучи полностью подчинены своим религиозным вождям-пророкам-помазанникам.

Вот, что на эту тему я писал в книге «Тетраграмматон – знак Божьей любви»:

В подобных вопросах христиане должны быть совершенными. Но путь к духовному совершенству — не легкий. Сколько нужно совершить ошибок, сколько нужно набить шишек, прежде чем чему-нибудь научишься! Как тяжело даются нам уроки благоразумия! О себе я могу сказать, что, если на одну чащу весов положить мои добрые дела, который я, возможно, совершил за всю жизнь, а на другую чашу весов погрузить мои ошибки и грехи, то последние не просто перетянут первые, а вообще выведут из строя сами весы».

Библия нигде не поддерживает идею о «человеческом несовершенстве», неотвратимо присущем Божьему человеку. Напротив, Дух Священного Писания настаивает, что всякий желающий, прикладывающий усилия поступать согласно с Учением Господа Иисуса Христа, уже сейчас, в этой жизни, в своем смертном теле — может достичь того уровня, когда его духовное состояние станет СОВЕРШЕННЫМ.

«Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». (Иаков 1:4).

«Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2Тим. 3:17).

Ответ этот в той или другой форме очень распространен, но он совершенно не точен.

Больше того, апостол Петр, говоря о страшной опасности вечной муки, нависшей над нами, напоминает, если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (1 Пет. 4:18).

Среди либерально-настроенных христиан очень распространено идущее из протестантских кругов мнение о том, что мрачное представление о загробной участи и трудности дела спасения — есть продукт позднейшего времени «мрачных безрадостных аскетов-иноков,» а что в древние первохристианские времена царило «светлое настроение, сознание своей спасенности самым фактом веры во Христа.»

Думающие так, создают себе собственное христианство, не имеющее оснований и подтверждений ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских, ни в свидетельствах древнехристианской истории.

Прочтите первохристианскую книгу «Пастырь» Ермы, писателя 1-го века, вы увидите, как требовательны были первые христиане к себе и к другим в вопросе спасения души, как ясно представляли они, что малейший намек на нравственную нечистоту ставит человека перед опасностью вечной гибели. Пафосом страшных слов церковного песнопения -«безмерна есть блудноживущим мука» — напоена эта книга.

Еще ярче это сознавалось в отношении чистоты веры и верности Церкви.

Таким образом, христианское мировоззрение может показаться гораздо менее светлым, чем даже языческое мировоззрение. Тут загробное «царство теней,» ведущих какой-то смутный образ жизни, о котором в конце концов можно создавать при желании самые разнообразные представления. Есть даже «Елисейские поля» — царство блаженных, достижимое сравнительно легко. В крайнем случае, как самое мрачное, представление о небытии, о полном уничтожении после смерти. Но «я не страдал до моего появления на свет, следовательно, не буду страдать и после ухода из него, » — говорит Сократ.

Сравните с этим страшную картину вечных мук, вечного ада, и вы увидите, что либеральный взгляд на причины радостности первых христиан в корне ошибочны.

И тем не менее радостность христианская и была, и есть.

Она ярко сияет с каждой строки житий мучеников, подвижников и тихо светится в жизни иноков, в жизни христианских семейств. Собственно, только она одна заслуживает по-настоящему этого названия. И чем более духовен человек, тем ярче и совершеннее его радость. Эта радость, эта светлость мировоззрения не покидала первых христиан и среди мук, и у порога смерти. В чем же разгадка ее?

Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого свое. Кто-то видит счастье в материальном достатке и богатстве, кто-то в успехе и популярности у окружающих, кому-то для счастья не хватает второй половинки, кому-то здоровья…

По учению святых отцов Церкви, истинное счастье для человека сокрыто не в мирских радостях, которые в одно мгновение способны исчезнуть, а в любви к Господу, которая преображает мир вокруг нас.

Например, вряд ли кто осмелится назвать несчастным монахов со Святой Горы Афон, а между тем, иноки невероятно далеки от удовольствий мира: обильной еды, крепкого сна, богатства и прочих составляющих «счастья» в мирском понимании.

Мы расскажем о 7 секретах счастья афонских монахов.

1. Вера в Бога

Конечно же, самый первый секрет счастья святогорских монахов — это вера и любовь к Господу. Если человек сможет к этому прийти в своей жизни, то ничего не сможет его сделать несчастным.
Однажды у преподобного Порфирия Кавсокаливита одна женщина спросила, почему он называет себя счастливым, ведь его здоровье серьезно ухудшилось. На это святой ответил: «Читай Священное Писание, ходи в церковь, имей духовника, причащайся Святых Тайн, — одним словом будь доброй христианкой. Тогда ты найдешь ту радость, которую ищешь. Ты видишь, что я сейчас болен, но я счастлив. Так и ты, когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни», — говорил преподобный.

2. Освобождение от суеты и тревоги

Преподобный Паисий Святогорец советовал, чтобы чувствовать себя счастливым, жить естественной и простой жизнью, в которой нет места излишней роскоши, суете и напрасным волнениям.
«Как-то раз ко мне в каливу зашел один врач из Америки, — говорил преподобный. — Он рассказывал мне о тамошней жизни. Люди там уже превратились в машины — целые дни они отдают работе. У каждого члена семьи должен быть свой автомобиль. Кроме этого, дома, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, должно быть четыре телевизора. Вот и давай — работай, выматывайся, зарабатывай много денег, чтобы сказать потом, что ты благоустроен и счастлив. Но что общего у всего этого со счастьем? Такая исполненная душевной тревоги жизнь с ее безостановочной гонкой — это не счастье, а адская мука».

3. Трезвый ум

У монаха Симеона Афонского есть короткая притча, которая ярко иллюстрирует, что внешние обстоятельства нисколько не влияют на то, чувствуем мы себя счастливыми или нет. Спасение находится в нас самих, поэтому нужно иметь трезвый ум, чтобы выстоять в трудностях.
Вот эта притча: «Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец, утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал. Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся».

4. Чистое сердце

По слову святителя Нектария Эгинского, верный путь к счастью — иметь чистое, беззлобное сердце.

«Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо — Самого Бога!».

5. Умение прощать

Прощение — одна из важнейших христианских добродетелей, поэтому каждый, кто стремиться к счастью, обязан научиться прощать ближнего. Благодаря прощению человек освобождает свое сердце от груза давних обид, а радостное сердце всегда счастливо. «Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою», — говорил Силуан Афонский.

6. Отдавать больше, чем брать

Для того, чтобы стать счастливым самому, необходимо делиться радостью и счастьем с ближним. Кажется, что в этом нет никакого секрета, но по слову монаха Симеона Афонского это умение среди людей самое редкое, но кто постигнет его, становится счастливым.

7. Довольствоваться малым

«Желания — мусор мира», — говорил монах Симеон Афонский. Действительно, чем больше человек зацикливается на своих желаниях, тем более неумеренным становятся его аппетиты и, не имея возможности насытиться, человек обрекает себя на несчастье.
Преподобный Пасисий Святогорец советовал противостоять желаниям — умеренностью.

«Счастье обретается, когда довольствуются малым. Сегодня люди что делают? Покупают… покупают… покупают вещи, автомобили, электронику и кучу другого и, естественно, им не хватает денег, и они постоянно пребывают в тревоге. Нужно довольствоваться малым и не замахиваться на многое, ибо, имея требуемое и только необходимое, не нужно много работать. Тогда у них будет больше времени посидеть дома вместе с детишками и с семьей, чем-либо заняться, помолиться и, вообще, побыть в семейном тепле и уюте, и не быть в постоянном напряжении на дорогах», — говорил святой.

фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *