Святые отцы о доброте

  • Добро изречения Святых отцов и Учителей Церкви
  • О помыслах добрых и злых старец Паисий Святогорец
  • О том, что не два начала – одно доброе и одно злое св. Иоанн Дамаскин
  • Молитва и доброта архим. Савва (Мажуко)
  • Свойство воли Божией – бесконечная доброта митр. Макарий
  • Гимн малому добру архиеп. Иоанн (Шаховской)
  • Возможно ли добро без Христа? Теймураз Кристинашвили
  • Оправдание добра. Нравственная философия Владимир Соловьев
  • О добре и зле Владимир Легойда
  • Добро и зло, как ключ к пониманию вселенной Клайв Стейплз Льюис
  • Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело
  • Об одной мнимой цитате Андерсена

***

Добро́ – 1) одно из имён Бога, указывающее на Него как на Всеблагого и как на Источник всяческих благ; 2) то, что соответствует Божьему благоволению; 3) исполнение человеком Божественной воли, ведущей его к духовному совершенству.

Добро есть акт свободной человеческой воли, следующей за всесвятой волей Бога. Бог обладает совершенной святостью, Он совершенно чист от всякого греха, непричастен никакому злу, любит одно только добро. Он, Источник добра, Сам является наивысшим Добром для Своих созданий, ибо желает видеть их подобными Себе и вечно соединенными с Собой. Он имеет благо Своей Сущностью и любое благо, какое только можно себе мысленно представить, содержится в Нем. Он есть Добро по Самому Своему Существу и, Сам будучи Добром, на все распространяет лучи Своей благости.

Наука о добре и зле находится в Священном Писании и творениях многих святых.

Различение слов «благо» и «добро» представляет счастливую особенность русского языка, – предпосылку для отнесения «блага» к высшей метафизической реальности – Богу, а «добра» к этической характеристике.

Исполнение всеблагой Божественной воли и есть постоянное возрастание человека в добре, ведущее к воспитанию человеческих добродетелей.

***

Источник добра

Автономного от Бога добра не существует. Либо это бессознательное свойство образа Божьего (свойств души, дарованных Творцом Своему созданию при рождении, и направляемое данной Им совестью), либо это сознательное уподобление Богу, действие Его благодати в христианине.

Если человек, отрицающий Бога, помогает кому-то, то он очевидно считает источником добра себя (других вариантов нет). Это питает его гордость, даже, если он этого и не осознаёт.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30, Лк.11:23).

Внутреннее содержание поступка

Истинное добро всегда имеет , это не просто угодный другому человеку поступок. Ценность поступка определяется тем, с каким намерением оно совершается. Под видом добра может выступать и зло, например, тщеславие, гордость, человекоугодие и даже сребролюбие. Чаще всего мотивом является чувство удовлетворения своим поступком.

Условия истинного добра

Истинное добро связано с испытаниями и совершается в тайне. Одно дело помочь нищему без ущерба для себя, а другое – если сам остро нуждаешься; одно дело – сделать от избытка средств известный всем добрый поступок, другое – пожертвовать необходимым в тайне.

Добро и добродетель

Есть добро (добрый поступок), а есть добродетель (привычка к деланию добра). Цель христианской жизни – приобретение добродетелей.

Грехопадение настолько повредило природу человека, что без Бога он в принципе не может достичь чистоты. Бог – истинное добро, поэтому тот, кто не имеет с Ним общения, не может стать добрым в совершенстве.

Бог и добро

Бог – источник добра. Невозможно совершенствоваться в добродетели, имея искажённые представления о её Источнике, или считая лишь себя источником добра. Бог сформулировал добродетели в Своих Заповедях.

***

апостол Иаков:
Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4:17). Ср. (Лк.12:47-48; Ин.15:22)

преподобные Варсонофий и Иоанн:
Если кто делает доброе не по цели Богоугождения, – это доброе оказывается злым, по намерению делающего.

прп. Серафим Саровский:
Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.

архиепископ Иоанн (Шаховской):
Где же взять время на добро? Даже подумать о нем нет времени. Всё заполнено в жизни. Добро стоит, как странник, которому нет места ни в служебной комнате, ни на заводе, ни на улице, ни в доме человека, ни -тем менее – в местах развлечений его. Добру негде приклонить голову. Как же торопиться его делать, когда его нельзя даже на пять минут пригласить к себе, – не только в комнату, но даже в мысль, в чувство, в желание. Некогда! И, как добро этого не пони­мает и пытается стучаться в совесть и немного мучить ее. Дела, дела, заботы, необходимость, неотложность, сознание важности всего этого совершаемого… Бедный человек! А где же твое добро, где же твой лик? Где ты сам? Где ты прячешься за крутящимися колесами и винтами жизни? Всё же скажу тебе: торопись делать добро, пока ты живешь в теле. Ходи в свете, пока ты живешь в теле. «Ходи в свете, пока есть свет». Придет ночь, когда уже не сможешь делать добра, если бы и захотел.

священник Даниил Сысоев:
Добро, с точки зрения христианства, есть следование воле Бога, а зло есть нарушение воли Бога. Более того, с точки зрения христианства, добро есть описание свойств Божьих, свойств сущности Самого Бога. Мы прямо верим, что Бог целомудрен, чист, кроток, смирен, Бог есть любовь. И поэтому человек, который делает добро, тем самым становится похожим на Бога.

Н.О. Лосский:
К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, принадлежит любовь к свободе и высшее выражение ее – свобода духа. Это свойство тесно связано с исканием абсолютного добра. В самом деле, совершенное добро существует только в Царстве Божием, оно – сверхземное, следовательно, в нашем царстве эгоистических существ всегда осуществляется только полудобро, сочетание положительных ценностей с какими-либо несовершенствами, т. е. добро в соединении с каким-либо аспектом зла.

блаженный Августин:
Где нет веры, там нет и доброго дела, потому что намерение прежде всего делает дело добрым, а доброе намерение происходит от веры.

преподобный Ефрем Сирин:
Так всё делай и так обо всем думай, чтобы угодить Богу; а если нет у тебя этой мысли, то потеряет цену всякое твое делание.

преподобный Симеон Новый Богослов:
Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу… (ср. Евр.11:6)

святитель Тихон Задонский:
Многие делают добро, но не от веры, поэтому Богу угодить не могут… Многие удаляются от нечистоты, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия, то есть не от веры, ибо такие тайно дерзают на такое, о чем стыдно и говорить (Еф. 5, 12). Иные кроткими и незлобивыми кажутся, но ради мирной и спокойной жизни с людьми. Это есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Иные ближним своим всякое добро делают, но ради того, чтобы ими любимы были, и это не от веры…

свт. Игнатий (Брянчанинов):
В обществе падшего человечества некоторые люди называются добрыми. Так называются они неправильно, относительно. В этом обществе называется добрым тот человек, который делает наименее зла.
Слепы те, которые дают важную цену так называемым ими добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену во времени, между человеками, но не пред Богом, пред Которым все совратились с пути, до одного негодны (Рим.3:12). Уповающие на добрые дела естества падшего не познали Христа, не поняли таинства искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит вечным спасением? Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на суд Божий.
Недостаточно быть добрым по естеству: надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру евангельскому, потому что наше естество находится не в первобытной чистоте, дарованной ему при создании, но в состоянии падения, при котором добро перемешано в нас со злом. И потому это добро, если не выправится и не вычистится Евангелием, само по себе непотребно и недостойно Бога!

свмч. Арсений (Жадановский):
Кто знает, может быть, неверующий, который на наш взгляд кажется добрым человеком, имеет пробел в своей нравственности, незаметный для нас, а это уже и есть причина дальнейшего его убожества, в данном же случае неверия. А быть верующим или, лучше, казаться таковыми и в то же время быть людьми небезупречной нравственности, это обычное явление, ибо и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19). Нам также известна фарисейская праведность показная, лицемерная. Вот что, однако, несомненно: безукоризненно-нравственный человек не может быть неверующим. Здесь нравственная жизнь ведет к вере, равно как и искренняя вера воспитывает добрую нравственность. Это уже несомненная истина.

прот. Аркадий Шатов:
У некоторых неверующих людей есть принцип, который они считают более высоким, чем все религиозные принципы. Это принцип бескорыстия. Вы помогаете другому, потому что видите в этом человеке Христа и считаете, что Бог вам за это воздаст, говорят они, а нам не нужно воздаяния, мы ПРОСТО делаем добро.
Хочу сказать со всей ответственностью: я не знаю людей, которые действительно жили бы этим принципом. Я знаю людей, которые обманывают себя им. Принцип абсолютной любви существует в христианстве на высотах человеческого духа. Например, апостол Павел говорит: Я желал бы быть отлученным от Христа ради моих сродников по плоти. То есть он готов идти в ад, если сродникам по плоти это послужит ко спасению. Но люди, не знающие Бога, которые провозглашают этот принцип, сами очень далеки от него. В действительности их деятельность чаще всего имеет личный мотив, и этот мотив гордость: Мне НИЧЕГО не надо, я сам буду для всех всем, всем буду служить, всё буду делать. У христианина же бескорыстная любовь сочетается с сознанием своей немощности, греховности, недостойности.
У церковных людей более серьезное отношение к своему делу: они знают, что за каждое дело будут нести ответ на суде Божием.

свт. Лука (Войно-Ясенецкий):
Вы думаете: что будет с добрыми людьми, которые зла не делают, даже много добра творят, но Бога не исповедуют?
Войдут ли они в Царство Небесное? Сподобятся ли жизни вечной? О нет, о нет! Это не я говорю, но Сам Христос.
Недостаточно одних добрых дел, надо еще всем сердцем веровать в Господа Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную скверну в купели крещения, нужно причащаться Тела и Крови Христовых.
Не я говорю, а Сам Христос говорил апостолам Своим пред вознесением Своим на небо: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16:15-16).
Тем, кто веры не имеет, кто не крестился, не приобщался Тела и Крови Христовых, нет доступа в этот град новый Иерусалим, нет жизни вечной, как нет ее и для иудеев, и для мусульман, хоть и много среди них есть людей добрых и весьма достойных.
Тогда где же будет им место? На это отвечает Христос, сказавший: В доме Отца Моего обителей много.
Какова же будет участь их? Не знаем, но так как Господь сказал обителей много, думаем, что и для них найдется какая-нибудь скромная обитель в доме Отца Небесного. Они не наследуют в полной мере Царства Божия, но и не будут мучиться. Они будут в каком-то промежуточном состоянии. Какое это состояние, мы, конечно, не знаем.

***

См. БЛАГО, ЗЛО, НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОБРОДЕТЕЛЬ, ДОБРОТОЛЮБИЕ.

«Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 17–18). Источник.

Веруем, что человек оправдывается не одной верой, но верой, которой содействует любовь, то есть через веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы принадлежать каждому и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак веры, а живая вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же считаем не только свидетельством, подтверждающим наше призвание, но и плодами, от которых наша вера становится деятельной. Дела могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженное воздаяние, доброе или худое, смотря по тому, что он сделал. Послание восточных патриархов о православной вере (113, 7). Источник.

Когда благодать, сообщенная человеку, собственным его старанием обращается на совершение святых и благих дел, то эти дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усваиваются тому, кем они совершаются, как если бы он творил их своими силами. Преподобный Ефрем Сирин (113, 7).

Вера недостаточна для спасения, но необходимы и дела… Истинное основание добрых дел – это познание о Боге и вера в Него: ибо, что глаз в теле, то для души вера в Бога и познание о Нем. Но так же и вера нуждается в деятельной добродетели, как глаз в руках и других частях тела. Блаженный Феодорит (113, 8).

Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы – быть воздержанным и нечестиво богохульствовать? Потому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 8). Источник.

Кто бережет только для себя какой бы то ни было дар Божий, а не оказывает благодеяний другим, тот осуждается как скрывший талант. Святитель Василий Великий (8, 206).

Душа истинно боголюбивая и христолюбивая, хотя бы совершила тысячи праведных дел, по ненасыщаемому стремлению своему к Господу, думает о себе, будто бы ничего еще не сделала… (33, 80). Источник.

Бог требует от человека дела, потому что очищенная душа удостоена быть с Божеством. Преподобный Макарий Египетский (33, 201).

Делай то добро, какое помнишь, тогда и то, которого не помнишь, откроется тебе. Преподобный Марк Подвижник (54, 13). Источник.

Бог знает и природу, и желания, и силы каждого. И сеет слово Свое и требует дел по мере наших сил (25, 264).

И своим и чужим делай добро, насколько можешь, и доброму и злому говори доброе слово. Преподобный Ефрем Сирин (28, 356).

Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог. Преподобный Нил Синайский (48, 233). Источник.

Из добрых дел выше ценятся те, которые служат на пользу другим (37, 282). Источник.

Чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе. Таким образом можем приобрести величайшую славу у Бога и у людей… и награду, и великое воздаяние (41, 33).

Делай все из повиновения Господу и как бы все ради Него. Этого достаточно для того, чтобы не допустить никакого соблазна или беспорядка (45, 176). Источник.

Награда бывает больше, если ты делаешь, не ожидая награды (46, 665).

Апостол обыкновенно и добрые дела называет дарованием благодати, потому что и для них нужна большая помощь свыше. Святитель Иоанн Златоуст (43, 500). Источник.

Нам естественно делание добра, и те, которые предаются бездействию и лености, как бы ни были они до того духовны и святы, ввергают себя в неестественную страстность. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 19). Источник.

Тем же, которые тщательны и принуждают себя без сожаления на всякое доброе дело, Господь умножает Свои благодатные дары здесь и готовит блаженную жизнь в Своем Небесном Царстве. Преподобный Никодим Святогорец (64, 78). Источник.

Чем ты сильнее, тем справедливее было бы тебе поддерживать слабого (35, 254).

Если ты сам останешься чистым и непорочным, но не умножишь своего таланта и не обратишь ко спасению погибающего брата, то потерпишь одинаковую участь (с евангельским рабом) (35, 690). Источник.

Если мы члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу (45, 804). Источник.

Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и .не заботясь о его спасении (35, 740).

Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную; ибо если мы с верой не соединим достойной жизни, то подвергнемся более жестокому наказанию… И Сам Христос в Евангелии подтвердил то же, когда сказал, что некоторые люди, изгонявшие бесов и пророчествовавшие, будут осуждены на казнь. Да и все притчи Его: притча о девах, о неводе, о тернии, о дереве, не приносящем плода, требуют, чтобы мы были добродетельны на деле. О догматах Господь редко рассуждает (ибо верить им не трудно), но о жизни добродетельной очень часто, или лучше сказать, всегда: ибо на этом поприще предстоит постоянная брань, а потому и труд. И что говорю о совершенном пренебрежении добродетели? Даже нерадение о малейшей части ее подвергает бедствиям… Вера без дел – только призрак жизни. Святитель Иоанн Златоуст (113,8).

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2, 14). Путь к вере – покаяние. В покаянии же что говорят? Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, пребывает до конца, то и решение это – жить по заповедям – пребывает в силе и при вере. Поэтому верующий, если пришел к вере прямым путем, то есть путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей и творит добрые дела. Вера дает ему к этому сильнейшие побуждения. Вера дает ему на это силы благодатные через святые Таинства. Так вера содействует делам (Иак. 2, 22). А от дел вера становится совершенной: ибо делом не осуществлено то, во что кто уверовал, до тех пор вера будто и не вера. Она проявляется только в делах. И становится не только видимой, но и крепкой. Дела имеют обратное воздействие на веру и ее укрепляют (107, 9–10).

«Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется? одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Итак, если хочешь быть плодоносным, – умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят – молчи, й бранят – молчи, и прибыль получишь – молчи, сыт – молчи, и голоден – молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, в другой жизни, перед лицом Всеправедного Бога, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия, да еще какая! Одна минута осталась, скажешь себе, сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь – и сделаешь. Так и в каждую минуту (116, 367). Вдовица положила в сокровищное хранилище (в церковную кружку) две лепты (примерно полушку), а Господь говорит, что она положила больше всех, когда другие клали рублями и десятками рублей. Что же дало перевес ее двум лептам? Расположение, с каким сделано приношение. Видишь, какая разница добродела ния, бездушного, по обычаю, и доброделания с душою и сердцем? Не результат дает ему цену, а внутреннее расположение. От этого бывает, что дело, выдающееся во всех отношениях, перед Богом не имеет никакой цены, а дело, незначительное по виду, оценивается высоко. Что отсюда следует – очевидно. Но не вздумай кто пренебречь внешним, замышляя ограничиться одним внутренним. И та вдовица не получила бы одобрения, если бы сказала себе: «И я имею желание положить, да что делать? только и есть у меня две лепты; если отдам их, сама ни с чем останусь». Но пожелала отдать и так и сделала, предав свою жизнь в руки Божии. И если бы не положила ничего, никто бы ее не осудил, ни люди, ни Бог. Но тогда она не явила бы и такого расположения, которое ее выделило из ряда других и сделало славной во всем христианском мире (116, 401–402).

Пред чудным насыщением пяти тысяч человек ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен; но Господь сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 16). Запомним это слово, и всякий раз, как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» – и дадим что найдется под рукой. Много отбивает враг желание благотворить, внушая, что просящий, может быть, не стоит, чтобы ему было подано. А вот Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково покормил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «Распни Его!» (Лк. 23, 21). Таково и общее Божие Промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Когда бы Господь помог нам быть хоть мало-мальски милосердными, как и Отец наш Небесный милосерд (Лк. 6, 36) (107, 223–224).

«Можно в субботы делать добро» (Мф. 12, 12). Это сказал Господь после исцеления в синагоге сухорукого в субботу, в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день, Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за это, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье, с той же целью – покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за должные пределы. Неделание отдаляло фарисеев от делания добра, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от него. Святитель Феофан Затворник (115, 511).

Написано: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29). «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». (Рим. 9, 14). Выслушай об этом притчу. В некоторой стороне был хозяин дома, у которого были два раба и три пары волов. Он дал одному рабу две пары волов, а другому одну и сказал им: «Пойдите, работайте, пока не приду к вам». Получивший две пары пошел, работал на волах и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям и вовсе ни на что не употреблял их, и сам лежал спал. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работу. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и измученными от голода и жажды. …Тогда сказал он себе: «Если оставлю волов у ленивого раба, он их погубит; поэтому отниму у него волов и отдам хорошему работнику». Это и есть: «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Так и Господь говорит: «Я по благодати призвал его и дал ему возможность делать добро и приобрести жизнь вечную. Он же пренебрег Мною; за это и сам будет лишен чести». «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48, 13). «Не восхотел благословения, оно и удалится от него» (Пс. 108, 17). За что же именно? За то, что «не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом» (Пс. 35, 4–5). «Неужели неправда у Бога? Никак». Преподобный Ефрем Сирин (116, 432).

Не в тайне и сокровенности положен этот закон Божий, повелевающий: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3), – напротив, не темен, а весьма ясен и очевиден он для внимательных. Поскольку вслед за,добрым делом идет у нас тщеславие и желание показать себя. Господь

говорит: ни одно доброе дело пусть не совершается у тебя страстно, и успех пусть не сопровождается кичливым помыслом. Если делаешь хорошее, не выставляй себя напоказ, не величайся, не гонись за похвалой здесь, а ожидай будущих венцов. Святитель Ис идор Пелусиот (115, 634).

«Иисус сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 9–10). Обрати внимание: прежде, чем Закхей сотворил дела Авраамовы, (Христос) называл его Закхеем. Когда же совершил дела патриарха, отложив неправду и проявив любовь к нищим, тогда сказал: «и он сын Авраама». Святитель Иоанн Златоуст (116, 318).

Добрыми делами, происходящими от чистого сердца и нелицемерной веры, человек уподобляется Богу, как образ прообразу – святой, любящий, истинный, щедрый, милостивый, благой, кроткий, долготерпеливый… И христианин, когда уподобляется Ему добродетелями, свидетельствует об имеющемся в нем образе Божием, в котором и состоит душевная красота и доброта (104, 589).

Когда тело или его члены страдают, сострадает и голова: так, когда христиане страдают, сострадает им и Христос… Добро или благодеяние делается христианину, это вменяет Себе Христос. Об этом и говорит Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). И дальше: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45) (104, 590–591).

От сердца произойдут добрые дела, когда будет доброе сердце, а без доброго сердца добрых дел не может быть, как и из гнилого источника не может не течь гнилая вода. Исправь сердце и волю твою, – и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новое творение. Всякий от воли и сердца добр или зол. Когда сердце и воля добры, то и человек добр; когда сердце и воля злы, то и человек зол (104, 591). Источник.

Истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13) и «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Святитель Тихон Задонский (104, 593).

Крещеный не имеет права поступать по влечению сердечных чувств, зависящих от влияния на сердце плоти и крови,.. от него принимаются только те добрые дела, к совершению которых возбуждают сердце Дух Божий и Слово Божие, которые принадлежат естеству, обновленному Христом (108, 501). Источник.

Дела мнимо добрые, по влечению падшего естества, растят в человеке его «я», уничтожают его веру во Христа… Дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру, возвеличивают в нем Христа (108, 503). Источник.

Совершающий тайно свои добрые дела, исключительно с целью богоугождения, будет прославлен в назидание ближним по Промыслу Божиему (108, 509).

Спасение наше – Бог наш, а не наши дела. Делами веры… мы доказываем истину нашей веры и нашу верность Богу (108, 531).

Дела спасения – это дела веры, дела Нового Завета. Этими делами исполняется не человеческое разумение, не человеческая воля – воля Всесвятого Бога, открытая нам в заповедях Евангелия (109, 335). Источник.

Наша вечная судьба в наших руках, потому что Бог воздает каждому по делам его (111, 457).

Все дела человеческие, немощные, нисходившие в ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 471). Источник.

«Были, – говорит в одной из своих притч преподобный Варлаам, – у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем, а к третьему относился с небрежением и питал к нему мало расположения. Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и велят ему скорее прибыть к царю, чтобы дать отчет в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы мог заплатить столь большой долг, он пошел искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помощи. Но друг, которого он столь любил, говорит: «Я тебе не друг и не знаю, кто ты; у меня теперь без тебя много друзей. На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься в них, а более от меня ничего не жди». Видя, что тут ничего не получишь, человек тот пошел к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: «Вспомни, как я всегда дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне». И этот отвечал: «Сегодня я занят, да и сам нахожусь в горе; пожалуй провожу тебя немного до царя, но больше ничего от меня не жди». И вернулся человек с пустыми руками от своих самых близких друзей. Пошел к третьему другу, которым он до тех пор почти пренебрегал. Вошел к нему с печальным и пристыженным лицом и сказал ему: «Не смею и уста раскрыть, чтобы говорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказал. Но пришло и ко мне великое горе и не к кому обратиться за помощью, кроме тебя. Был у двоих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги сколько-нибудь и забудь мое пренебрежение к тебе». Друг этот отвечал ему: «Что же, я считаю тебя близким человеком и, помня малое твое добро, сделанное мне, теперь с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я умолю за тебя царя, и он не предаст тебя в руки врагов твоих; мужайся и не скорби». Тогда человек тот со слезами воскликнул: «Увы мне! Что буду прежде оплакивать: то ли что втуне я оказывал почтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, которое, по неразумию, я оказал истинному и нелицемерному другу?»

Что значит эта притча? Первый друг есть пагубная алчность к наживе и тленное богатство, которое оставляет человека при смерти и дает ему только два рубища на погребение – рубашку и саван. Второй друг – это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога. Но и от них при смерти мало пользы, ибо они только проводят человека до могилы, а потом среди своих забот и попечений также забудут его. Третий же друг – это наши добрые дела, которые несомненно станут, так сказать, ходатаями за нас перед Богом, по разлучении души от тела, умоляя за нас Бога, и помогут свободно пройти воздушные мытарства. Они-то, следовательно, и есть истинные наши друзья, помнящие и малое наше благотворение и с лихвой воздающие за него. Пролог в поучениях (81, 623–625).

Хочешь сделать добро не спрашивай разрешения

Р. Н. Бывший

Время от времени мне приходится встречаться с психологами, с их трудами и результатами этих трудов. Много среди них специалистов, глубоко понимающих причины всевозможных эмоциональных, психологических травм и заболеваний.

И все же моя позиция — нацеливаться на положительные проявления внутреннего мира человека. Позитивная психология как раз и сосредоточена на изучении и практическом проявлении так называемых высших качеств, которые и составляют необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний, к примеру, той же самой депрессии.

Вот и давайте, дорогие друзья, вместе поговорим об одном таком высшем качестве — доброте.

Почему именно доброта спасет мир

Доброта — она не увядает и не ждёт взаимности в ответ ♦ Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет ♦ Доброта не судит, не калечит от неё не стоит ждать вреда ♦ Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда

Кажется очень логичным, если я хочу развить какое-то характерное качество, мне нужно начинать с точного понимания, что именно оно в себе несет. Вот вы, друзья, как определите слово «доброта”?

Предлагаю вам шесть вариантов, какой по-вашему точнее:

— качество личности или расположение сердца, которое проявляется в живом интересе к благополучию других;
— вмешательство на благо того, кто переживает несчастье или беду;
— отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим;
— процесс душевного творчества, результатом которого становятся добрые дела;
— сознательный отказ от порицания человека за его ошибки и необдуманные поступки;
— позитивное отношение к окружающему миру и отсутствие злопамятности

Как по мне, так все подходят. Хотя ваши критерии могут отличаться от моих, как и все остальное в этой жизни 🙂 Но, если вы еще здесь, на этой страничке, значит, не такие мы уже и разные 😉

Доброта, о которой идет здесь речь не всегда требует больших затрат. Она не зависит от наших способностей и физической силы. Часто достаточно просто улыбнуться, сказать доброе слово, предложить помощь, сделать небольшой подарок, выражающий внимание или уступить человеку свою очередь.

Известно ли вам, дорогие друзья, что в некоторых языках слово «доброта” используется во множественном числе? Интересно, как на русском оно звучало бы? И все же в таком случае оно подразумевает всеобъемлющую любящую доброту, свидетельствующую о беззаветной преданности.

Да, настоящая доброта проявляется не в том, чтобы относиться к людям, как к беспомощным, неадекватным жертвам обстоятельств. Скорее, доброта в том, чтобы верить в людей и вести с ними себя так, чтобы ободрять и поощрять их самостоятельно справляться с разными ситуациями, поддерживая их благородный стимул иногда заверениями, иногда похвалой, иногда одобрением.

А зачем она нужна

Вопрос конечно циничен и все-таки он появляется (чаще у молодых людей). Здесь в самую пору рассказать о том мире, который необходимо «спасти”.

Каждый день нам готовит множество встреч с людьми. Что и говорить, одна только рабочая смена порой требует 8-ми часового общения. И как по-вашему добиться здесь успеха?

В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху — доверие

Тестировщик

И проявление такого доверия, не что иное как озарение добротой. По-настоящему добрый человек создал репутацию, которую можно описать «широкая душа”, ну или выражаясь более современно, репутацию великодушного сотрудника.

В обратном случае, без доброты отношения станут холодными и формальными, без всякой надежды на подлинное сближение. При таком раскладе большую часть дня вам придется проводить в окружении «не тех” людей.

Ценное в человеке — его любящая доброта, и бедный человек лучше лживого

Соломон

Вы сможете увидеть разницу между теми, кто говорит с вами в свободное время и теми, кто высвобождает время, чтобы поговорить с вами? Уверен, что сможете. И в каком случае вам приятнее? Вот она маленькая грань того спасения, которое сулит доброта.

Можно, конечно, много говорить о том, как важна доброта для человеческого общества в целом и для любого из нас в частности. Но давайте лучше поразмышляем о важности доброты на примерах.

Случаи из жизни

Эти случаи произошли не именно со мной. И все же они могли иметь место как в моей жизни, так и в вашей. Я уверен в этом, потому что доброта — свойство многих из нас и время от времени это свойство ослепляет своим появлением тех, кто рядом.

Не важно, что человек тебе может дать. Важно от чего он ради тебя отказывается

Счастливый даритель

◊ После еженедельной вечерней встречи еду с женой в маршрутке домой. Начали спорить (не помню по какому поводу). Она на меня обиделась и перестала разговаривать вообще.

Рядом сидел парень с букетом. Когда маршрутка подъехала к его остановке, он на выходе незаметно дал мне одну розу и подмигнул. Жена не сразу поняла, откуда у меня роза появилась. Но подарок с удовольствием приняла.

◊ Еду в метро, слушаю в наушниках свои любимые песни. В полупустой вагон зашла бабуля и подсаживаясь рядом, вежливо просит выключить телефон. У нее кардиостимулятор забарахлил. В тот момент можно было заметить, как весь вагон начал выключать телефоны.

◊ Когда я решила бегать по утрам, то боялась, что надо мной будут смеяться. Раз пробежала, вроде ничего. На следующее утро бегу, задыхаюсь, силы на исходе. Останавливаюсь и понимаю, что все, дальше могу только пешком.

А как же прохожие? Поди будут шушукать и пальцем тыкать, мол, слабачка-толстушка. Вдруг сзади меня хлопают по плечу и я слышу: «Ты сможешь, давай». Это была другая девушка, вышедшая на пробежку, очень красивая и подтянутая. И знаете, я добежала.

Ну как, друзья, такая доброта спасет ваш мир?

Одно доброе слово согревает всю зиму

Восточная мудрость

А что если это не только слово, а по-настоящему редкий поступок?!

◊ Примерно год назад, в октябре я стоял на автобусной остановке на вокзальной площади. Кроме меня, на остановке стояла молодая семья с ребенком и небольшая компания молодых людей.

А на скамейке, в углу под крышей, сидел бомж в рукавицах и грязном, рваном пальто. Если бы не особый запах, на него никто не обращал бы внимания.

Вскоре на остановку подошли парень с девушкой, им было лет по 15. Встали неподалеку от бездомного и начали разговаривать о своем, периодически бросая взгляды в его сторону.

Вдруг парень неожиданно ушел, бросив девушке: «Сейчас приду!». Вскоре парень вернулся с пластмассовой тарелкой, на которой были горячая картошка и салат.

Он подошел к бездомному и протянул ему эту самую тарелку. Если бы вы только видели, как просияло лицо этого человека, он стал что-то объяснять, а затем зубами стянул рукавицы, и я увидел, что у него нет пальцев.

Парень, как, наверно, и все, кто наблюдали за происходящим, испытал шок. Тут подошла женщина из молодой семьи, протянула парню несколько спичек и сказала:

— На, держи, их можно использовать как вилку. Просто цепляй на них аккуратно — и все.

Парень это с успехом проделал. Подошел автобус, спутница парня подошла к нему и начала торопить:

— Пошли уже, оставь ему тарелку и пусть ест.

А парень ответил:

— Янка, следующий автобус буквально минут через 15 придет. А человек ведь не сможет сам.

— Ну и что? Макс, какое тебе до него дело? Купил пожрать ему — и все! Ты его еще давай, сам покорми.

— Вот и покормлю, — резко заявил парень.

И молодые люди все же остались ждать следующего автобуса. Яна снова отошла в сторону, а Максим остался кормить инвалида.

Я стоял, смотрел, и у меня дрожь пробегала по телу! Совсем еще мальчик, а сколько доброты!

Наконец, подошел автобус, я, другие пассажиры, в том числе Максим с Яной, сели в него, а бездомный остался на остановке. Но каким счастливым взглядом смотрел он вслед, наверняка впервые в жизни столкнувшись с такой добротой.

По пути я подошел к ребятам в автобусе, пожал Максиму руку и сказал ему:

— Знаешь, Макс, ты на самом деле совершил по-настоящему большой поступок. Ты очень добрый и искренний человек, и родители должны гордиться тем, что воспитали такого сына!

Максим ответил:

— Я всегда помогаю, чем могу. И ничего особенного в этом не вижу, потому что я человек, а не манекен бессердечный. Мне жалко всех. И если я могу помочь, почему бы этого не сделать?

Мне очень хочется, дорогие друзья, чтобы мы брали пример с таких, как этот бескорыстный парень. Вовсе не обязательно делать что-то особенное.

Просто не стоит слишком торопиться в своем движении по жизни, тогда у нас получится замечать больше возможностей для проявления своего доброго настроя. Тогда исходящая от сердца доброта в действительности спасет мир, не только личный, внутренний, но и мир с теми, кто движется по жизни рядом.

Когда-нибудь тебе внушат, что о твою доброту вытирают ноги. Не верь. Оставайся добрым. Ведь добро — это просто, это проявление силы и оно спасает мир

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *