Святые отцы о доброте

>Как пишется «поистине»?

поистине или по истине

Слитно или раздельно?

Слово «поистине» пишется как слитно – поистине.
Словосочетание «по истине» пишется раздельно – по истине.

Это зависит от того, какой частью речи является слово.

Правило для «поистине» (наречие)

Если слово «поистине» является наречием (отвечает на вопрос «как?», относится к сказуемому), то оно будет писаться слитно. Чтобы определить, как правильно пишется «поистине», нужно убедиться, что оно представлено наречием, то есть подобрать сходное по смыслу выражение наречного характера. Как? Поистине, на самом деле, действительно.

Примеры

  • Насладитесь поистине превосходным вкусом отборного молотого кофе.
  • Он не только хороший доктор, но и поистине добрый, воспитанный, деликатный человек.
  • Инга Юрьевна поистине профессионал библиотечного дела!

Правило для «по истине» (существительное с предлогом)

Если же перед вами существительное с предлогом в дательном падеже, не сомневаясь, пишите их раздельно – по истине. Можно проверить себя постановкой вопроса к существительному или подбором определения. По какой истине? По великой истине.

  • Бесконечная, сверхчеловеческая тоска по истине привела его на узкий путь философа, учёного, мыслителя.
  • Истина складывается из многих маленьких правд: соберёшь с каждого по истине – может, тогда и увидишь кусочек настоящей правды.
  • Жить по истине, постигнутой своим умом, а не вычитанной из книг, – настоящая радость.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 53% ответили правильно)

Какими качествами, по вашему мнению, обладает добрый человек? (Итоговое сочинение)

Доброта-это синоним милосердия и отзывчивости; стремление человека помогать всем нуждающимся, сопереживать горю и кручине других. Добрые люди совершают благородные поступки от чистого сердца, не требуя ничего взамен. Великодушие,бескорыстие и благожелательность являются главными отличительными качествами доброго человека. В каждом из нас с рождения заложены все эти бесценные качества. Просто кто-то остается добрым человеком на всю жизнь, а кто-то утрачивает способность безвозмездно помогать, черствеет, становясь жестоким. Жестокий человек является равнодушным к несчастью других, пренебрежительно и безжалостно относиться к добрым людям. Жестокость-это человеческий порок, который, увы, всё чаще встречается в современном обществе.

Пример жестокости по отношению к доброму человеку показан в произведении А. П. Платонова «Юшка».

Главный герой был всегда добр к окружающим, никогда не делал и не желал им ничего плохого. Больной человек смиренно терпел прощал все обиды. А люди, жестоко относящиеся к Юшке,пользовались этим. Они забрасывали его песком и камнями,оскорбляли издевались над ни в чем не виновным человеком. «Сердце в людях бывает слепое»,- говорил Юшка и не обижался на них. Безусловно, Ефим Дмитриевич является очень добрым и милосердным человеком. Особенно ярко это черта характера Юшки проявляется, когда мы впервые узнаем о существовании его приемной дочери, которой он отвозил в Москву все свои заработанные деньги. Ради сироты он отказывался от пищи, целыми днями работая кузнецом. Юшка болел чахоткой. Страшная болезнь высасывала жизнь из ещё нестарого человека.

Однажды Юшка осмеливается ответить на вопрос пьяного прохожего, что если он рождён на белый свет, значит для чего-то нужен. «Наглость» Юшки взбесила горожанина, он изо всех сил толкнул его, тот упал на землю и умер. Через некоторое время в город приехала молодая девушка, которая разыскивала своего отца. Это оказалась та самая приемная дочь Ефима Дмитриевича. Девушка приехала лечить Юшку, но когда она узнала его смерти, приняла решение остаться жить и работать в маленьком городке, бескорыстно помогая людям. Можно сделать вывод,что по истине добрых и милосердных людей не так уж много, и то, что нужно ценить эти качества в каждом, а не издеваться и презирать беззащитных людей.

В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» главная героиня является очень добрым человеком. Всю свою жизнь она всё делала во благо кому-то, но не себе. Женщина никогда не просила платы за помощь, она любила быть полезной: «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда». Она никогда не сплетничала и никого не осуждала, жила скромно и довольствовалась малым: чахлые фикусы, колченогая кошка, да старая коза. Матрёна — щедрая женщина. Ей не жалко было отдать своё единственное жильё, чтобы помочь приёмной дочке Кире. У старушки тяжёлая судьба. В жизни Матрёны встречались жестокие, безнравственные люди, приносящие ей боль и страдания. Но несмотря на это она не держит зла на них. Конец произведения символичен, героиня умирает от несчастного случая. Она бросается помогать перевозить тяжёлый груз через переезд и попадает под поезд. Автор описывает её как проповедницу. Люди сожалеют об утрате, теперь они думают как им придётся нелегко без обходительной Матрёны.

Человечество спасет доброта, покаяние и любовь

Многие годы вблизи столицы Афона Кареи в келье Святого Христодула подвизается известный Афонский старец Гавриил (Карейский), за советами к которому съезжаются паломники со всего мира. Со старцем побеседовал главный редактор журнала «Покров» игумен Киприан (Ященко).

– Отец Гавриил, что бы вы пожелали православным людям в России?

– Заботиться о своей семье, о своих детях и потомках. Желаю, чтобы вы не ссорились с вашими женами, чтобы всегда был мир в доме. Когда женщины нервничают, надо вспомнить Черчилля. Одна женщина как-то сказала ему: «Если бы вы были моим мужем, то я бы вас отравила». А он ей ответил: «Если бы вы были моей женой, то ради вас я выпил бы этот яд».

Я желаю, чтобы вы попали в рай; чтобы у вас была возможность побывать с Авраамом, с Иовом. Но чтобы получить благословление от Бога, вы должны в правильных интервалах исповедоваться, постоянно ходить в церковь, молиться и соблюдать посты, каждый день хотя бы немного читать Священное Писание, совершать благотворительные дела людям, которые в этом нуждаются. Когда нас положат в гроб, у нас уже не будет возможности ни что-нибудь хорошее сделать, ни молиться. На саванах нет карманов – и после жизни человек теряет все, помимо того, что он раздаст. Богатство и бедность находятся не в наших домах, а в наших сердцах. То, что принадлежит только тебе, – не твое. У безрукого нет рук, но его руки намного ценнее, чем руки жадного. Хочешь стать богатым – раздавай. Хочешь умереть от голода – закрой свои глаза и уши от человеческой боли. Радость тем глазам, которые плачут от боли другого, потому что эти глаза увидят рай. Радость тем устам, которые говорят слова утешения, потому что эти уста будут петь вместе с Ангелами. Радость тому дому, который открывает двери мимо идущему, потому что эта дверь открывается Божией Матери и Иисусу Христу.

Беседа игумена Киприана с Афонским старцем Гавриилом

Один святой сказал, что в самые трудные времена человечество спасет доброта, покаяние и любовь. Доброта открывает ворота в рай, покаяние ведет в рай, а любовь раскрывает самого Бога. Нас спасет наша доброта. Если кто-то хвастается, если у него нет любви, если он осуждает грешного, если не прощает своему врагу – Бог не принимает его покаяния и не слушает его молитвы. Святые нам советуют: жертвуйте, чтобы вам жертвовали, прощайте, чтобы вас прощали, не осуждайте, чтобы вас не осуждали. Мы стираем грехи исповедованием, молитвой, когда прощаем своих врагов, когда терпим искушения, совершаем добрые дела, когда осуждаем себя. Если мы себя оправдываем, то Бог нас за это осудит.

Чтобы немного развеселить, расскажу один анекдот. Русский офицер, коммунист и безбожник, выступал с докладом, в котором доказывал, что Бога нет. Обращаясь к аудитории, он спросил:

– Вы видите этот карандаш?
– Видим.
– Значит, он существует.
– Книгу видите?
– Видим.
– Значит, она существует.
– Бога видите?
– Нет.
– Значит, Бога нет.

Тогда один из слушателей попросил слова.

– Вы видите офицера? – спросил он людей, сидящих в зале.
– Сапоги видите?
– Видим.
– Его фуражку?
– Видим.
– А его мозги?
– Нет.
– Значит, он без мозгов.

Я желаю, чтобы все мы попали в рай и Господь записал наши имена в вечную жизнь.

– Батюшка, могут ли сегодня современные родители воспитать своих детей в святости?

– Могут. Своим примером, настоящим христианским поведением, тем, что они постоянно молятся, постятся, жертвуют. Тогда дети берут с родителей пример и сами становятся настоящими христианами. Детям нужны не советы, а примеры. Уши детей не слушают советы, зато их глаза открыты примерам. Тот, кто только советует, – строит одной рукой, а тот, кто дает и хорошие советы, и примеры, – строит обеими руками. Тот же, кто дает хороший совет, но плохой пример, – одной рукой строит, а другой разрушает то, что построил.

Один родитель обратился к педагогам всех уровней – от простых учителей до преподавателей университетов. Мы доверяем вам самое ценное, – сказал он, – наших детей, а главное, что мы передаем детям, – это наш пример, а не то, что мы знаем.

Старец Гавриил

Когда наши дети видят наше плохое поведение – ссоры с супругой, например, они перестанут нас уважать и отвернутся от нас, когда станут взрослыми.

– Отец Гавриил, в чем, на ваш взгляд, заключается разница между иноческой жизнью и мирской жизнью христианина?

– Монахам ничто не поможет, если в монастыре есть компьютер и телевизор, – сатана вас разнесет через эти средства. Есть такая притча. Пришел сатана в один монастырь, постучался, и ему ответил детский голос. «Ну, раз ты здесь, – сказал сатана, – значит, я не нужен».

– Как одержать победу над самим собой, над своими грехами?

– Есть три варианта. Первый – пойти к гробу Ленина и попросить его вылечить от своих слабостей. Второй – найти супермаркет, в котором продается килограмм терпения, килограмм любви, килограмм смирения, килограмм прощения. А третий вариант – соединиться с Богом – источником любви. А как с Ним соединиться? Только через молитву, через любовь, доброту, жертвование. Только тогда от Него будет нам благословение.

– На Афоне много монахов, которые молятся за людей всего мира. Каково значение Афона для человечества?

– В России жил старец Парфений, которому явилась Божия Матерь. Он спросил у нее: «Какова роль схимонаха?» Она объяснила, что он должен молиться и просить за все человечество. Мы никогда не спасем сами себя. Мы будем спасены другими за наше отношение к ним. Один старец закрылся в келье и никого к себе не допускал. Однажды он увидел сон: его топтала медведица, но его духовные чада прогнали эту медведицу и спасли его.

Если нужно перечислить 1000 пунктов руководства «Как попасть в рай», то батюшкой уже 500 собраны за его терпение со столькими монахами, другие 500 можно собрать его молитвами, жертвами.

Есть притча. Умер один дедушка и пришел к воротам рая. Святой Петр ему говорит: «Чтобы сюда попасть, надо собрать 1000 баллов».

– Я был хорошим священником.
– За это два балла. Что еще хорошего сделал?
– Катехизис прихожанам читал.
– Тоже один балл.
– Проповедовал Слово Божие.
– Один балл. А что еще?

Старик разочаровался, расстроился: «Где же мне собрать 1000 баллов, если он за все по одному–два балла начисляет?» И говорит: «Господи Иисусе Христе, спаси меня, не попадаю я в рай. Где мне взять 1000 баллов?» И тут святой Петр отвечает: «Вот за эту молитву ты набираешь 996 баллов плюс эти 4 – проходи».

И еще одна притча.

Умер один аскет, пришел к дверям рая, стучится. Его спрашивают: «Кто там? Он отвечает: «Я, аскет». Двери рая остались закрытыми. Аскет разочаровался, вернулся в свою пещеру, начал там перечислять свои подвиги и понял, почему двери рая остались закрытыми. Пошел снова стучаться, его опять спрашивают: «Кто там?» Он не сказал «это я». Он ответил: «Это ты, Господи, мои шаги направляешь». И тогда открылись двери рая.

Святые отцы о добродетелях

«Доброе расположение есть чувство или любовь к известного рода добрым делам, лежащее в основании их. Смирение, например, называется добродетелию, но оно не есть какое-нибудь определенное дело, а есть пребывающее в сердце расположение, видное во всех смиренных делах; равным образом терпение, кротость, бескорыстие, послушание называются и суть добродетели, а между тем они не суть определенные дела, а нечто сокрытое в соответственных им делах, лежащее в основании их, нечто постоянно пребывающее в сердце, внедренное в него, именно — любовь к сим делам непрестанная. Сии добрые расположения и суть собственно добродетели. Не тот безгневен, кто не бранит своего обидчика, но тот, кто в сердце имеет к нему незлобие».

Святитель Феофан Затворник, Вышенский

«Представь себе две лестницы: одна возводит вверх, на небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай же и не говори: как могу я возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т. е. наверху лестницы. Это невозможно, да и Бог не требует сего от тебя; но берегись по крайней мере, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после, мало-помалу, и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему, или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощию Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его как своей собственной, и его успеха как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего как самого себя».

Преподобный авва Дорофей

«Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее помощи, то не дивись. Ибо пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Кто оскорбляет последнее, тот теряет первую. Кто раньше приял уже награду за добрые дела, тот преимуществует пред имеющим делание добродетели. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать. Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради ее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны».

Преподобный Исаак Сирин

«Ценность имеет та добродетель, которая приобретается свободно, без принуждения со стороны. Человек должен почувствовать добродетель как свою потребность и потом потрудиться, чтобы ее стяжать. Не Богу нужно, чтобы мы исполняли Его волю, — это нужно нам. Нам нужно исполнять волю Божию, чтобы освободиться от своего ветхого человека. Все силы верующего человека должны быть направлены на то, чтобы точно соблюдать заповеди Божии. Когда человек стремится к исполнению воли Божией, тогда он приближается к Богу и, даже если не просит, всё равно получает Божественную благодать. Иными словами, черпает воду непосредственно из источника».

Преподобный Паисий Святогорец

«Мы знаем, что если кто, соблюдая пост, примешает что-нибудь к нему по своей воле или постится, ища человеческой славы и приобретения от нее, то пост его бывает мерзок Богу. И израильтяне постились, но, поскольку во время поста делали обиды и исполняли свою волю, Бог укорял их чрез пророка Исаию, говоря: Таков ли тот пост, который Я избрал? (Ис. 58: 5) — уста Господни изрекли это (Ис. 40: 5), — так и здесь. Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, нечисто и неприятно Богу. Сие можно познать и из Божественного закона; он говорит: пóля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев. 19: 19). И если хочешь убедиться, что сказано так о делателях, то Екклезиаст указывает на это, говоря: Да будут во всякое время одежды твои светлы (Еккл. 9: 8), показывая тем, что дело сие должно быть всегда чисто. Если же примешивается к делу что-либо по особенной воле делающего, то оно уже осквернено и неугодно Богу. И Господь касательно дел говорил Своим ученикам: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнáете их (Мф. 7: 15, 16). Итак, постараемся делать дело Божие не ради чего-либо другого, но только ради единого Бога. Если же не так, то Бог не имеет в нас нужды, чтобы дело совершалось через нас, ибо не оскудеет у Бога человек, чрез которого дело Его будет исполняться непорочно. Итак, делая благое, будем бодрствовать над собою, чтобы как-нибудь, ради воли нашей, не сделать труд наш бесполезным».

Преподобный Варсонофий Великий

Подготовил Илья Алексеев

— 50 —
Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна.Безграничная власть государя переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве революции, поэтому надо задавить страхом всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия.Правительство умеренное может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою законов. Но если в деспотическом государстве государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх — единственное движущее начало этого образа правления — исчез, и у народа нет более защитника.В этом, по-видимому, смысле и говорили кадии, что великий повелитель не обязан соблюдать данное им слово или клятву, если он ограничивает ими свою власть.

ГЛАВА Х

Различие в характере повиновения в умеренных и деспотических государствах

В деспотических государствах природа правления требует беспрекословного повиновения, и, раз воля государя известна, все последствия, вызываемые ею, должны наступить с неизбежностью явлений, обусловленных ударом одного шара о Другой.

Здесь уже нет места смягчениям, видоизменениям, приспособлениям, отсрочкам, возмещен и ям, переговорам, предостережениям, предложениям чего-нибудь лучшего или равносильного. Человек есть существо, повинующееся существу повелевающему.

Здесь уже нельзя ни выражать опасений относительно будущего, ни извинять свои неудачи превратностью счастья. Здесь у человека один удел с животными: инстинкт, повиновение, наказание.

Здесь не принимаются во внимание естественные чувства — уважение к отцу, любовь к детям и женам, — законы чести, состояние здоровья: приказ объявлен — этого достаточно.

В Персии раз государь осудил кого-нибудь никто уже не смеет ни заводить с ним речь об осужденном, ни испрашивать для него помилования. И если бы, изрекая свой приговор, властелин был пьян или не в полном рассудке, приговор все-таки должен быть приведен в исполнение. Иначе государь противоречил бы самому себе, а закон не может себе противоречить. Такой образ мыслей всегда господствовал в этой стране: за невозможностью отменить указ царя Агасфера об избиении евреев, там пришлось разрешить им защищаться.

Но есть, однако, и там одна сила, которую можно иногда противопоставить воле государя: это религия. По приказу государя человек покинет своего отца, даже убьет его, но он не станет пить вина, несмотря ни на какие приказы. Законы религии исходят от высшей власти, одинаково обязательной как для государя, так и для его подданных. Иное дело — естественные права человека: тут государь перестает быть простым смертным.

В умеренной монархии верховная власть ограничивается тем, что составляет ее движущее начало, я хочу сказать — честью, которая, как монарх, господствует там над государем и народом. Там ссылаются не на требования религии — придворный счел бы это смешным, — а на правила чести. Отсюда происходят необходимые видоизменения в характере повиновения; понятию чести свойственны различные причуды, и все они отражаются на повиновении.

Но хотя в этих двух видах правления характер повиновения неодинаков, тем не менее у них одна и та же верховная власть. Куда бы ни обратил свой взор государь, он всюду заставляет чашу весов склониться на свою сторону и ему повинуются. Все же различие тут в том, что в монархиях государи — люди более просвещенные, и министры их несравненно искуснее и опытнее в делах правления, чем в деспотическом Государстве.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *