Святые отцы о семье

Содержание

Отцовство может быть установлено как в добровольном так и в судебном порядке. Добровольное установление отцовства — это юридический акт отца ребенка, не состоящего в браке с его матерью. Он направлен на возникновение правоотношений между отцом и ребенком.

Порядок и основные правила установления отцовства определены Кодексом о браке (супружестве) и семье.

Где производится установление отцовства и какие документы при этом требуются?

В соответствии со статьей 47 Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган ЗАГС совместного заявления отцом и матерью ребенка. Заявление о регистрации установления отцовства по выбору заявителей подается в орган ЗАГС по месту жительства одного из родителей ребенка. В том случае, когда подача совместного заявления затруднена, в орган ЗАГС могут быть поданы отцом и матерью ребенка отдельные заявления. К заявлению родителей об установлении отцовства должно быть приложено свидетельство о рождении ребенка. Если регистрация установления отцовства производится одновременно с регистрацией рождения, свидетельство о рождении не прилагается.

Установление отцовства в отношении совершеннолетнего ребенка

Заявление о регистрации установления отцовства в отношении лица, достигшего совершеннолетия, допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства. В этих случаях к заявлению родителей обязательно прилагается письменное согласие совершеннолетнего (или его опекуна) на установление отцовства. Такое согласие может быть выражено в отдельном заявлении этого лица (его опекуна) или в его подписи (подписи опекуна) под совместным заявлением родителей (заявлением отца). Одновременно совершеннолетний (его опекун) указывает, желает ли он принять фамилию отца или хочет остаться на фамилии матери. Об этом делается соответствующая отметка в графе записи акта об установлении отцовства.

Установление отцовства, если в качестве отца ребенка указано другое лицо

Орган ЗАГС не вправе принять заявление об установлении отцовства, если в записи акта о рождении ребенка отцом уже указано определенное лицо. В этом случае, при поступлении заявления о регистрации установления отцовства орган ЗАГС должен проверить по записи акта о рождении ребенка основания внесенных ранее сведений об отце. Такая проверка в обязательном порядке производится:

  • если мать ребенка, в отношении которого устанавливается отцовство, состоит в зарегистрированном браке;
  • если мать ребенка не состоит в зарегистрированном браке, а в свидетельстве о рождении указан отец ребенка, фамилия которого не соответствует фамилии матери.

В том случае, когда в актовой записи о рождении ребенка отцом указан муж заявительницы или другое лицо в регистрации установления отцовства будет отказано до решения судом вопроса об исключении сведений об отцовстве из записи акта о рождении ребенка. Если лицо, указанное в качестве отца ребенка, в суде признает иск, то судом будет вынесено решение об исключении записи об отце ребенка. В ином случае придется доказывать отцовство, в том числе и путем проведения генетической экспертизы. После вступления решения суда в законную силу следует обратиться в органы ЗАГС, где на основании данного решения и заявления будет выдано новое свидетельство о рождении ребенка.

Фамилия и отчество ребенка, в отношении которого устанавливается отцовство

При регистрации установления отцовства по совместному заявлению родителей фамилия ребенка определяется по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения — в судебном порядке. О том, какую фамилию будет носить ребенок, должно быть указано в заявлении об установлении отцовства. Поэтому, если есть необходимость, чтобы ребенок носил фамилию отца, нужно указать об этом в заявлении.

Отчество ребенка изменяется по имени отца, в том числе и в отношении совершеннолетних детей, если с их стороны не имеется возражений.

В тех случаях, когда отчество ребенка, указанное ранее в записи акта о его рождении не совпадает с именем лица, признанного отцом ребенка, орган ЗАГС не вправе отказать в регистрации установления отцовства и присвоении отчества ребенку по имени отца и не должен требовать от родителей объяснения по этому вопросу.

Регистрация установления отцовства

При регистрации установления отцовства составляется запись акта об установлении отцовства. Свидетельство об установлении отцовства выдается органом ЗАГС по желанию родителей и по их просьбе каждому отдельно.

На основании записи акта об установлении отцовства орган ЗАГС в тот же день вносит сведения об отце и связанные с этим изменения в запись акта о рождении ребенка и выдает новое свидетельство о рождении. Прежнее свидетельство о рождении аннулируется.

Если запись акта о рождении ребенка находится в другом ЗАГС, то в течение десятидневного срока в орган ЗАГС, сделавший запись запись о регистрации отцовства, направляет в этот ЗАГС извещение о внесении в запись необходимых изменений в связи с регистрацией установления отцовства и о высылке нового свидетельства о рождении. На основании полученного извещения орган ЗАГС вносит в запись акта о рождении необходимые изменения и высылает новое свидетельство о рождении. Одновременно он направляет извещение в соответствующий архив ЗАГС территориального органа юстиции для внесения таких же изменений во второй экземпляр записи акта о рождении.

О регистрации установления отцовства в отношении несовершеннолетних детей сообщается органу социальной защиты населения по месту жительства матери и ребенка.

Установление отцовства если отец проживает в другой области

Согласно статье 205 Кодекса о браке (супружестве) и семье совместное заявление родителей об установлении отцовства подается в орган ЗАГС по месту жительства одного из них. В том случае, когда подача совместного заявления затруднена, в орган ЗАГС могут быть поданы отцом и матерью ребенка отдельные заявления. Установление отцовства производится органом ЗАГС в присутствии обоих родителей в день подачи заявления. Согласно пункту 2 статьи 206 Кодекса если один из родителей по уважительной причине не может лично явиться в орган ЗАГС для регистрации установления отцовства, подпись его на заявлении должна быть удостоверена в нотариальном порядке. Образец заявления можно получить в органе ЗАГС, а нотариально заверить его по месту проживания отца ребенка.

Таким образом, матери ребенка нужно обратиться в ЗАГС по месту ее жительства. К заявлению приложить свидетельство о рождении ребенка и нотариально заверенное заявление на установление отцовства.

Можно ли впоследствии отказаться от признанного отцовства?

Признавший себя отцом ребенка впоследствии в одностороннем порядке не может отказаться от отцовства или от родительских обязанностей по отношению к ребенку. При наличии оснований он может воспользоваться процедурой оспаривания отцовства в суде. Однако следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса о браке (супружестве) суд откажет в заявлении лицу, оспаривающему отцовство, в случае, когда отец ребенка был записан по совместному заявлению отца и матери, если в момент записи ему было известно, что он фактически не является отцом ребенка.

Если отец ребенка не признает отцовство

В том случае если отец ребенка отказывается добровольно признать отцовство это можно сделать в судебном порядке.
Согласно статье 48 Кодекса о браке (супружестве) и семье в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка происхождение ребенка от конкретного лица (отцовства) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

Судари и сударыни, позвольте сегодня предложить вашему вниманию малое собрание мудрых высказываний, посвящённых институту семьи Святыми Отцами, деятелями Церкви, учёными и писателями. Где-то они будут ободрением, а где-то советом, который порой нужен каждому из нас:

«Семейные отношения должны быть подчинены духовным потребностям. Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.
Берегите с женой взаимно свою любовь. В этом – источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился. Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь”. Святитель Феофан Затворник.

«Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае — вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой”. Стендаль

«Один человек спросил меня: «Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?” — «Признательность”, — ответил я ему. Один человек любит другого за то, что тот ему дарит. Жена даёт мужу доверие, преданность, послушание. Муж даёт жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена — хозяйка дома, но и главная служанка в нём. Муж — властитель дома, но и носильщик его тяжестей.
Между собой супруги должны иметь очищенную любовь — для того чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь — ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую. Если присутствует любовь и жертвенность, то один человек всегда ставит себя на место другого, понимает его, испытывает за него боль. А принимая ближнего в своё страдающее сердце, человек принимает в своё сердце Христа, Который вновь исполняет его Своим невыразимым радованием”. Преподобный Паисий Святогорец

«У добрых супругов — две души, но единая воля”. Мигель де Сервантес Сааведра

«В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало. Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как едина плоть. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии.
Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение”. Святитель Иоанн Златоуст

«Без венца не жить даже минуты. Не делайте абортов. Кошмарно страшно будет отвечать пред Живым Богом за нарушение святой заповеди Божией: «Не убий!””. Старец Николай Гурьянов

«Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом: считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно”. Плутарх

«При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли…
Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете вы недалеко”. Старец Иоанн (Крестьянкин)

«Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным”. Александр Сергеевич Пушкин

«Безбрачие создано распущенностью. Оба пола избегают союза, который должен сделать их лучшими, и пребывают в союзе, который делает их худшими”. Шарль Луи Монтескье

«Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.
Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первою склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки.
Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастия опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собой и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастие улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностию, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга”. Архиепископ Амвросий (Ключарёв)

«От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар — жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг — вылечить и выходить их!” Леонардо да Винчи

«Законною целью соединения с женщиной должно быть рождение и воспитание детей. Когда же вступающий в бpак имеет в виду только чувственные наслаждения, стpемится только угодить похотям своей плоти, то он глубоко заблуждается и таким соединением с женщиной вносит беспоpядок в жизненные отношения, дуpные последствия котоpого вполне естественно отзываются на нем самом и его потомстве”. Преподобный Максим Исповедник

«Жизнь с женой — дело нелегкое, но жизнь без нее вообще невозможна”. Марк Порций Катон Старший

«Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы”. Фрэнсис Бэкон

«Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других… Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг царят взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть и ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры”. Архимандрит Кирилл (Павлов)

«Добрая жена в доме, как муравей, а злая жена, как дырявая бочка”. Менандр

«В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других, – таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно.
Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и, если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее, и стараться все покрыть любовью. Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположными друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух”. Праведный Алексий Мечев.

«Счастливый брак — это брак, в котором муж понимает каждое слово, которого не сказала жена”. Альфред Хичкок

Составил Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)12

— Святые отцы и подвижники благочестия о семье и браке.

Святые отцы о семье и браке

Святитель Иоанн Златоуст

В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало.

В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире.

*

Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола.

*

Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела.

*

Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.

*

Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

*

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности к житейскому.

*

Хотя бы у нас всё житейское было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не заботимся о спасении детей.

*

Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был ещё молод и когда это сделать было гораздо легче.

*

Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге.

*

Если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.

*

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7, 5). Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и разлад семейной жизни. Хорошо сказал апостол: Не уклоняйтесь. Это делают многие жёны, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство.

*

Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

*

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

*

Такова сила любви: она не задерживается дальностью расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая всё это, становится выше всего и восходит на высоту недосягаемую.

Священномученик Киприан Карфагенский

Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать.

Преподобный Исаак Сирин

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любя ближнего ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире.

Преподобный Марк Подвижник

Невозможно иначе спастись, как только через ближнего, как заповедал Господь, сказав: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

Преподобный Нил Синайский

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за неё презирается любовь к Богу.

Святитель Василий Великий

Заботьтесь не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйтесь к супружеству плотскому, но стремитесь к духовному; рождайте души и воспитывайте детей духовно.

Преподобный Геннадий Костромской

Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом.

Святитель Тихон Задонский

Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела́, но души человеческие убивают своим нерадением!

*

Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Феофан Затворник

Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем этим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием.

*

Не нужно смотреть, что дитя мало, – следует с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью. Первая закваска очень дорога.

*

Любовь супружеская есть любовь, Богом благословенная.

*

Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.

Преподобный Антоний Оптинский

Кротость и смирение сердца – такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь к спасению.

*

Праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай – не будет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Преподобный Анатолий Оптинский Младший

Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили, мы не смеем требовать.

*

Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак!

Преподобный Нектарий Оптинский

Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к таинству христианской Церкви.

Преподобный Никон Оптинский

Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребёнок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей.

*

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.

*

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

*

Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.

*

Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе.

Подвижники благочестия о семье

Игумен Никон (Воробьёв)

«Сохраняйте мир в семье любою ценою!»

«Любовь вы­ше всего, всех подвигов…»

Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред Сергеем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты и была в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без Сергея, а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя Сергея, как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть.

*

Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч.

Я не встречал ни одной девушки или одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плот­ское только, а ещё в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на своё место, чтобы создать одного целого человека.

*

Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир!

Вам обязательно нужно это время быть с семьёй, помочь устроиться, выполнять все поручения без ропота, оказать любовь своим в это трудное время. Любовь вы­ше всего, всех подвигов. Потом, когда всё устроится, можно будет думать о себе.

*

Любовь даже к человеку стремится выразить себя де­ланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать её, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявления любви.

*

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8); не сказано, что Бог «имеет любовь», а – есть Любовь, Любовь Божественная, превосходящая вся­кое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, – как Он, столь возлюбив­ший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опас­ности?! Никогда этого не может быть!

*

Страсть не видит недостатков другого, поэтому (и по многому другому) она и называется слепою – дружба и любовь видят всё, но покрывают недостатки и помогают другу избавляться от них, преодолевать, подниматься со ступени на ступень.

Схиигумен Иоанн (Алексеев), Валаамский старец

«Пламенная любовь без религии очень ненадёжна».

«Боже упаси тебя уходить от мужа…»

Не советую тебе мечтать о монастыр­ской жизни. Господь ведёт тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью. Умудряйся жить ради Христа семейной жизнью, и Господь, видя твоё произволе­ние, поможет тебе спастись и в семейной жизни – в этом не сомневайся. Препо­добный Макарий Великий приводит в пример двух женщин, угодивших Богу, которые пришли в совершенство в духов­ной жизни, были даже выше отшельни­ков. У них было желание проводить жизнь в монастыре, но по некоторым причинам они имели мужей. Господь, ви­дя их произволение угождать Ему в монастыре, помог им спастись и в семейной жизни. В данное время жизнь в монасты­рях не такая, как вам рисуется, и вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастыр­скою жизнью.

*

Христос посреди нас!

Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смире­ние, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уж явно враг старается возмутить душу. Не слу­шай его, успокойся, не мятись, не уны­вай, старайся молитвой отогнать подоб­ные возмутительные мысли. Дух Святой говорит через пророка Иезекииля: «Если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (см. Иез. 33, 11). Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, будь мудра, как змий, а кротка, как голубь, а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнётся твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись. Вспомни: и ты ведь спо­тыкалась.

*

Вот что я заметил: под старость вре­мя летит быстрее, ибо чувствуется, что всё кончено, приближается время пере­хода в вечность; как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия-то игра­ет: побудут они и счастливы, получат хорошего жениха, будут богаты, и хо­рошо пойдёт семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картины прой­дут у них в голове, и опять останутся одни.

*

Радует меня, что у тебя есть стремле­ние о едином на потребу. Старайся духа не угашать. Брачный союз не должен те­бя смущать, ибо он Богом благословлён. Однако старайтесь друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов. Умудри вас, Господи! Конечно, мир требует своего: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может.

*

Когда вы приехали в Нью-Йорк, твой муж искал церковь православную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изменился, даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К несчастью нашему, можно ждать, что не пожелает, чтобы и ты ходила в церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влиянием своих родных уже и изменился. А пламенная любовь без религии очень ненадёжна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впрочем, не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на помощь Божию и Царицы Небесной.

*

Христос посреди нас!

Вот мой совет тебе: отклони просьбу дамы, которая просила тебя поговорить с её мужем. Пусть они сами разбираются, тебе ведь неизвестны причины, да и не надо узнавать семейные неурядицы. Нам, духовникам, приходится выслушивать рассказы о разных семейных неприятнос­тях, мы, конечно, обязаны, поскольку сможем и посоветовать. Ты хорошо сдела­ла, что посоветовала ей молиться, и сама помолись, но просьбу поговорить с её му­жем и посоветовать ему что-либо отклони повтор­но. Умудри тебя, Господи.

*

Когда мы подвержены страстям – го­ворю о самомнении, тщеславии, гневе, лу­кавстве и бесовской гордости, – то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми…

*

Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются: тщеславие, лице­мерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. Встретишь такого – на вид просто душа-человек, сразу и не поймёшь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутрен­нее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.

А у кого в корне любовь, такой чело­век уже не двойственен, ибо у него про­стота, откровенность и естественность. Эта черта бывает только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от при­роды имеют такие дарования, но они уз­наются по плодам. Уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань пищу различает.

*

Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была», — говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «Учитель, что повелишь сделать с ней» (прочти в Евангелии от Иоанна 8, 3–11).

Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему, Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему весёлый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2). Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдёт. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде…

*

На твои вопросы второго письма отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всём. Конечно, исключая требования православной веры. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельной христианской жизнью. Не принуждай его ходить в церковь; если сам пожелает – это другое дело; будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нём просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Н., сохрани и вразуми его». И прочее всё предоставь Божию милосердию и будь спокойна.

*

О своём муже молись, но не докучай и не говори ему быть православным: своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от Православия; молись и расположись на волю Божию и всё прочее предоставь Божию милосердию.

*

Не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга тяготы носить и так исполните закон Христов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами».

«Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними,

не исказите в них образ Божий…»

… А семью Вам нужно сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только ск­азать легко: «Разведусь!»

*

Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Нужно и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.

И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно. Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём.

*

С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдёт периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает… Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.

*

Примите все скорби, какие переживаете через своё чадо, как очистительное наказание за своё прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией.

*

Не оставляйте детей и их воспитание на самотёк, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, насколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

*

Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением.

Семейное счастье, несмотря на все скептические афоризмы на этот счет, бывает. И встречается оно намного чаще, чем думают многие. Правда, крепкая семья — непрерывный труд, а удачный брак — тот, что выдерживает долгие годы близости.

Как гласит одна мудрая цитата, муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно — глаза плачут, а когда глаза плачут — руки вытирают слезы. А есть еще красивая фраза, согласно которой все браки заключаются по расчету, потому что каждый рассчитывает найти в нем свое счастье.

Мы отобрали для вас красивые и позитивные цитаты о семье, которые призваны помочь понять, в чем же заключается семейное счастье. Эти фразы и высказывания дают понять, что семья — это не то место, где все и всегда хорошо, но то, где все и всегда прощают друг друга.

Цитаты о крепкой семье со смыслом

Брак – это отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства – взаимны.
Луис Анспахер

Ни для кого не секрет, что счастливый брак основан на балансе интересов и высокой стрессоустойчивости.
Стивен Кинг

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости…
Эмиль Золя

В семейной жизни самый важный винт – это любовь.
Антон Чехов

Хорошая семья – та, в которой муж и жена днем забывают о том, что они любовники, а ночью – о том, что они супруги.
Жан Ростан

Лучше, если в семье руководит кто-то один. И лучше, если этот «кто-то» — любовь.
Ольга Муравьева

Золотое правило брачной жизни – терпение и снисхождение.
Сэмюэл Смайлс

Ни один мужчина и ни одна женщина не знают, что такое настоящая любовь, пока не проживут в браке четверть века.
Марк Твен

Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Артур Шопенгауэр

Скромность и доброта больше нужны в семейной жизни, чем остроумие и гордая красота.
Дафна Дю Морье

Семья — взаимное несение тягот и школа жертвенности.
Николай Бердяев

Хорошая жена – спасение жизни.
Кей Кавус

Удачный брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это также способность и самому быть таким человеком.
Леланд Вуд

По выбранной мужчиной невесте можно судить каков он сам и знает ли себе цену.
Иоганн Гёте

Жена создает климат, а муж делает погоду.
Аминадав Шполянский

Семья — один из шедевров природы.
Джордж Сатаяна

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Василий Сухомлинский

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Лев Толстой

Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
Френсис Бэкон

Брак без любви — это пожизненная каторга.
Жорж Санд

Брак основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.
Иван Тургенев

Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием.
Анри-Фредерик Амьель

Семья всегда будет основой общества.
Оноре де Бальзак

Брак – это продолжение любви иными средствами.
Геннадий Малкин

Счастливый брак – это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
Андре Моруа

В браке главное не победа, а участие.
Геннадий Малкин

Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья — это самые прочные узы всей вашей жизни.
Джонни Депп

Брак напоминает ножницы — половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними.
Сидней Смит

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения — нужно научиться терпеть и прощать.
Мать Тереза

Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай — дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся.
Валентин Распутин

Надеемся, что цитаты про семью помогли вам понять, в чем кроется секрет счастливых отношений. Попробуем объяснить простыми словами, без высказываний великих людей. Семья — мудрость, умение и желание двух людей, вступивших в брак, понимать друг друга, слушать и слышать, прощать обиды и любить. Пожалуй, именно их этих простых и одновременно сложных вещей и состоит рецепт счастливой семейной жизни. Счастья вам и вашей семье.

Всем влюбленным посвящается.

В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище – внимательное сердце. Прп. Амвросий Оптинский

Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть. Прп. Иоанн Лествичник

Хорошо жене — почитать Христа в лице мужа; хорошо и мужу — не бесчестить церковь в лице жены. Свт. Григорий Богослов

Пусть радости и скорби будут у вас (в семье) общие; потому что чрез это возрастает дом. Свт. Григорий Богослов

Спасение душ ваших только в приобретении любви. Без любви ничто не имеет силы. А любовь только от Бога, ибо Господь Иисус Христос открыл нам величайшую тайну: что Бог есть любовь. Как солнце есть источник всей жизни на земле, и всё живущее зависит от него своим существованием, так и Бог есть Солнце Правды, Солнце Любви, Солнце Добра; и только те, чьи сердца принимают эти Божественные лучи правды, только те могут спастись. Свт. Лука Крымский

Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее, не может быть сравнена ни с какою любовью, движущейся в падшем естестве, как бы ни была эта естественная любовь правильною и священною. Одобряется закон естественный, действующий во времени; но закон вечный, закон духовный настолько выше его, насколько Святой Дух Божий выше духа человеческого. Свт. Игнатий Брянчанинов

Без любви к Богу всякая другая любовь нереальна и недолга. Свт. Николай Сербский

Вера наша должна соединять, как два крыла, любовь к Богу и любовь к ближнему. …Оба сии крылья посеребренные, то есть, любовь к Богу и любовь к ближнему, Дух Святый соединяет вместе, чтобы ни одна любовь не была без другой, ибо Он есть сама любовь Бога Отца и Бога Сына… Любовь бывает прекраснейшей, совершеннейшей и похвальнейшей, которая имеется и к Богу, и к ближнему, и обоих сливает воедино». Свт. Димитрий Ростовский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *