Святые отцы о спорте

Спорт прочно вошел в жизнь современного человека и общества. Причем давно уже спорт – это не только здоровый образ жизни, но и бизнес, политика и даже культ. А как православным относиться к спорту? Допустимо ли участвовать в спортивных состязаниях? Стоит ли смотреть соревнования и «болеть», и если да, то как «болеть»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

И занимаясь спортом, можно молиться

Протоиерей Игорь Шумилов:

– Я думаю, что отношение православного человека к спорту должно быть не азартное, умеренное. Спорт – это всё же телесные упражнения, а для нас важнее душа. Хотя и о теле нужно заботиться, но не в первую очередь.

Священник Петр Гурьянов:

– Давайте вспомним, что говорили о спорте святые отцы и учители Церкви, например те, кто жил в XIX–XX веках. Так, святитель Феофан Затворник рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой и физкультурой. А святитель Василий, епископ Кинешемский, писал: «Цель гимнастики (физкультуры) состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Ему принадлежат и такие слова: «Всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе, при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

С духовной же точки зрения нет никакой разницы между поднятием штанги, кроссом или физическим трудом на огороде. К тому же и в первом, и во втором случае верующий может продолжать молиться. Любой атлет способен мысленно взывать: «Господи, помилуй!» – во время тренировки. Именно так поступали святые: их руки работали, а ум непрестанно творил молитву. В этом смысле даже элементарная утренняя зарядка может стать своего рода духовной практикой. Воистину чистому – всё чисто.

Не стоит заниматься экстремальными видами спорта: рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех

Хотелось бы сказать и об экстремальных видах спорта. Рисковать жизнью ради забавы – безусловная глупость и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, и может привести к несчастному случаю.

Лично для меня нагляднейший пример православного отношения к спорту – Федор Емельяненко. Хотя он и участвует в боях без правил, но его отношение к соперникам и православная вера помогают ему оставаться христианином всегда. О чем сам Федор и говорит. Слова полководца А.В. Суворова для него правило: «Победи себя – и будешь непобедим! Молись Богу – от Него победа!»

Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Напомню и слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А сам по себе спорт не опасен.

Спорт дисциплинирует и учит преодолению трудностей

Священник Димитрий Шишкин:

– Надо различать так называемый «спорт высоких достижений» и спорт в значении массовой физической культуры. И если первое – это совершенно отдельная тема, мало общего имеющая со здоровьем и связанная с крайними перегрузками, а также с амбициями, карьерой, деньгами и т.д., то второе – это насущная необходимость современной (особенно городской) жизни с ее испорченной экологией, нездоровым питанием, катастрофическим недостатком движения и т.д. Умеренные занятия спортом для поддержания здоровья в условиях современной жизни кажется и разумным, и правильным.

Кроме того занятия спортом, во-первых, дисциплинируют, а это немаловажное в любом деле качество – умение правильно организовать свой труд во славу Божию и на пользу людям. А во-вторых, занятия спортом учат преодолению трудностей на пути к достижению поставленных целей. Это очень важно и в духовной жизни – умение понуждать себя на всякое благое дело, несмотря на препятствия, и терпеливо двигаться вперед для достижения результатов. Только если у спортсменов эти результаты связаны с физическими успехами, то наш главный результат в любом деле – это стяжание благодати Духа Святого, научение кротости и смирению. Так что все, чему учит спорт: самодисциплина, настойчивость, терпение и постоянство в достижении поставленных целей, – все это полезно и применимо в духовной жизни.

Занятия спортом не должны нарушать мир в душе

Священник Михаил Гапоненко:

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла. Занятия спортом не должны нарушать мир в душе и становиться причиной развития греховных страстей.

Священник Святослав Шевченко:

Не должно быть спорта ради спорта

– Это отношение должно быть очень простым: не должно быть спорта ради спорта. Мы не должны гробить свое здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Не делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Отсюда и допинги, и разные дорогостоящие биодобавки, и изнурение здоровья. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, славить Родину, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Спорт необходим для поддержания здоровья

Священник Георгий Мерзликин:

– Каким должно быть у православных отношение к спорту? Положительным. В условиях современной жизни спорт может стать альтернативой физическому труду, который христианину просто необходим для его совершенствования. Утомленная плоть не так ко греху будет удобосклонна, а последующее физической активности хорошее самочувствие и здоровье христианин сможет употребить на добрые дела и помощь ближним.

Священник Павел Коньков:

Если можешь удержаться от азарта – смотри соревнования, если нет – лучше воздержись

– Спорт в древнем мире и спорт сейчас – разные вещи. Раньше спорт был более честным и менее азартным. И ставил целью честное соревнование. Сейчас все гораздо сложнее: в ход идут различные уловки и методики. Большой спорт стал все же средством заработка на ажиотаже и азарте. Поэтому православному христианину нужно себя очень чутко беречь – от азарта, от осуждения (что связано с проигрышем любимой команды) и от тщеславия (если любимая команда выиграла). Если человек может себя беречь и видит только красоту игры – то смотреть спортивные состязания можно, если не умеет – то лучше не стоит.

А заниматься самому спортом не только можно, но и необходимо. Наши тела – храмы Духа Святого. И за храмом нужно следить. Современные люди слишком мало двигаются, и поэтому спорт необходим, но с оговорками. Можно и участвовать в соревнованиях – но без азарта, без осуждения и тщеславия.

Бокс и религия. В этой статье рассмотрим роль религии в спорте и ответим на вопрос: Почему среди бойцов так много верующих?
Спорт и религия тесно переплетены. Многие известные боксёры украшают свои тела символами веры. (например, ).

Почему среди бойцов так много верующих? Давайте отмотаем немного назад. Религии были созданы различными людьми для контроля масс низко-развитого населения. Древний вождь, самый сильный и храбрый мужчина в племени, руководил всеми процессами своей общины. Он занимал свой пост по праву альфа-самца. Однако другие мужские особи стремились сместить вожака с его места. Статус альфа-самца давал доступ к красивым самкам и вкусной пищи, естественным человеческим потребностям. Этот процесс представлял из себя природную конкуренцию, свойственную «хомо» и другим видам животных.
С увеличением численности населения земли вожакам и царям стало сложно держать под контролем общественные массы. Как бы ни был силён вождь и его свита, но превосходящие во много раз по численности народные толпы могли сместить лидера. Умные вожаки придумали различные языческие символы и внедряли религиозные догматы о богах и духах. Вера в некий высший разум, способный покарать человека за его грехи и поступки, делала население покорным. Вождь превратился в посланника небес или солнца и обеспечивал себе покорность населения. С течением времени религии меняли свой формат, структуру и изложение. Но смысл оставался прежним — вера в некий высший разум и преклонение перед божеством. Все эти верования в еврейские сказки были простительны для людей живших до 20 века, когда человечество ещё не обладало теми физико-математическими знаниями известными сегодня.
Кто такой верующий человек, к примеру, с христианской точки зрения? Есть ли какой-либо критерий христианской веры? Безусловно. Давайте рассмотрим на примере. Согласно Евангелие от Матфея в 17 главе 20 стихе: «Говорю вам истину: если бы ваша вера была величиной хоть с горчичное зерно, то вы могли бы этой горе сказать: «Передвинься отсюда туда», – и она бы передвинулась. Для вас не было бы ничего невозможного.» Простой тест на наличие веры, предложенный самой книгой святых, ясно даёт понять, что никаких верующих быть не может. Это лишь один из так называемых тестов у православных святых. Но и его вполне достаточно. Как выяснится на практике — никаких верующих не существуют. Всё остальное причастие к какой-либо вере это пафос или элементарное незнание естественных вещей о мире.
В 21 веке с колоссальным массивом естественно-научных открытий и исследований вера в высший разум означает лишь полное отсутствие понимания о строении мира. По статистическим данным невежество свойственно 95-97% жителей земли. Данный факт очень выгоден властным верхушкам больших государств. Религия в 21 века — глобальный тормоз интеллектуального развития и отличный способ контроля над массами людей. Митрополиты, попы, епископы и прочие персонажи работают на политический режим и внедряют в голову народа нужные догматы: «бедность — это нормально», «личное обогащение — зло», «необходимо быть скромным», «деньги — зло» и другие глупости выгодные властной верхушке. Нищий и глупый народ — покорный народ. Религия — это не наличие каких-либо особых знаний, а отсутствие элементарных. Однако почему же многие спортсмены и боксёры попадают под влияние еврейских сказок? (например, Василий Ломаченко)

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться в начало нашей статьи. Для защиты от религиозных бредней необходимо обладать базовым набором знаний о конструкции нашего мира. Как только эти знания будут освоены, то любая вера в высший разум будет вызывать смех. Всё вышесказанное относится ко всем разновидностям религий часто несущих в себе явные признаки экстремизма, злобы и насилия. Защитный механизм в виде интеллектуального развития личности способен оградить человека от невыгодных ему религиозных догматов. Через 100 лет вера в высший разум будет вызывать недоумение. Человек будущего не поверит, что подобная глупость была присуща народным массам. Боксёр, как и любой другой спортсмен, на протяжении многих лет занят оттачиванием одного конкретного навыка. Для кулачного бойца — это искусство наносить удары руками по сопернику и не пропускать их самому. Это актуально для любого вида спорта будь то хоккей, теннис, борьба или стрельба из оружия. Большую часть свободного времени спортсмен тратит на оттачивание своего навыка. Фокусировка на одном виде деятельности способна дать максимальные результаты. Однако такой человек будет «проседать» по знаниям в других дисциплинах. Например, в естественно-научных. За всё в этой жизни приходится платить. Развитие в одной сфере ведёт к деградации в остальных. Поэтому многие спортсмены не защищены научными знаниями от влияния религии на их сознания. Они могут быть хороши в своей области, но совершенно не осознавать естественных вещей о мире.

Необходимо понимать важный момент: религии передаются из поколения в поколения. Зачастую, у конкретного человека просто не было выбора. Его предки придерживались определённых канонов и верований. Он вынужден следовать странным традициям. И даже освоив базовые знания он не может «слезть с религиозной иглы» дабы не вызывать негативную реакцию у своих соплеменников. Многие боксёры не защищены специальными знаниями. Поклонники возвышают своего кумира. Спортсмен становится примером в глазах болельщиков. Однако любая религиозность говорит, прежде всего, о полном отсутствии естественно-научных знаний и понимая элементарных процессов в мире. Можно восхищаться конкретным бойцом, но нельзя возводить его в ранг интеллектуала и идеала личности если он подвержен религиозной пропаганде. Он всего лишь мастер одного навыка. Но наличие этого навыка ещё не делает его грамотным, образованным и мыслящим человеком.
Роль религии в спорте имеет различное направление. Например, некоторым боксёрам легче выходить на бой с верой в то, что его поддерживает какой-либо персонаж еврейского фольклора. Это помогает справиться с волнением и настроиться на поединок. Это не хорошо и не плохо. Это данность. Однако, как я уже сказал выше, любая религиозность — это отсутствие элементарных знаний о конструкции мира. В 21 веке, во времена интернета и доступа к различным источникам информации, глупо верить в некий разум и ограничивать себя в возможностях личного обогащения и развития. Подобная дикость будет высмеяна человеком будущего. Однако религиозность имеет и другое направление — материальное. Джордж Форман в период своей молодости и первого покорения тяжёлого дивизиона мало напоминал религиозного фанатика. Это был брутальный мужчина, с уверенным взглядом и грубым поведением как в ринге так и за его пределами.

В 1977 году, после поражения Джимми Янгу, Джордж на 10 лет покинул мировой ринг. Он ушёл в религию и стал пастором в церкви. Новое направление дало толчок его бизнесу в сфере пищевой продукции. Гриль George Foreman стал известен во всём мире и превратил обладателя бренда в миллионера. Форман мастерски монетизировал свою религиозность. Экс-чемпион доказал всему миру что является умнейшим человеком, а его верования — это не более чем способ личного обогащения.

Вывод: если ваш кумир в спорте религиозен, то относитесь к этому с пониманием. Он всего лишь человек, который всю свою сознательную жизнь тренировал тот навык благодаря которому стал известен. Но если вы сами являетесь верующим человеком, то, пожалуй, вам следует ещё раз перечитать эту статью и ознакомиться с базовыми естественно-научными знаниями (не школьного формата, а немного более углублённые). Мои слова могут поломать картину мира тому человеку, который всю свою жизнь веровал в персонажей еврейского фольклора. Только атеизм и ставка на личное обогащение способно защитить человека от влияния различных мифологических богов и духов. Теперь вы знаете ответ на вопрос: Почему среди бойцов так много верующих? Выдающимся личностям в мире бокса и единоборств просто не хватает знаний чтобы не быть подверженными религиозной пропаганде.

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 29 августа 2015 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. На Соловках, в связи с престольным праздником этой святой обители — Преображением Господним, состоялось довольно интересное и необычное мероприятие. Спортсмены, представители спортивных организаций, священнослужители из разных епархий, миряне из Москвы, Архангельска и других мест собрались для того, что бы обсудить тему отношений Русской Православной Церкви и мира спорта.

Некоторые сегодня могут спросить: почему Церковь интересуется спортом? Дескать, это вроде бы такая в чем-то противоположная Церкви, по крайней мере — далекая от Церкви сфера жизни… В советское время говорили, да и сегодня многие на Западе говорят, что образ жизни спортсмена и те социальные установки, которые связаны со спортом, являются альтернативой религиозному образу жизни и тем идеалам, которые проповедуют традиционные религиозные институты, в частности, Православная Церковь.

Нам рисуют до сих пор достаточно банальную, но укоренившуюся в сознании людей картину. Вот верующие люди, которым безразлично собственное здоровье, которым не интересна активная жизнь. А вот мир спорта, который культивирует силу тела, здоровый образ жизни, активную общественную и жизненную позицию. Вот два разных мира, и это миры, которые связаны с противоположными системами ценностей, с противоположными устремлениями и идеалами, и эти миры не просто чужды, но и враждебны друг другу.

С другой стороны, многие в церковной среде сегодня скажут: «Зачем спорт, зачем заботиться о здоровье своем и окружающих, ведь все мы тленны, все мы в конце конов покинем этот мир»? И в этих словах есть определенная доля правды. Человек, который заботится о собственном здоровье прежде всего, который живет стремлением сохранить свою физическую силу, красоту, свое комфортное существование, часто оказывается либо просто неверующим, либо верующим лишь формально, не понимая что цель жизни не в физическом здоровье, не в телесной силе и красоте. Такой человек начинает слишком много уделять не тому что на самом деле, по большому счету, только и нужно — то есть не спасению своей души, не устремлению к настоящей, полной, подлинной — вечной жизни. Он начинает переживать о своих материальных нуждах и физическом состоянии, он начинает слишком много уделять внимания своим действительным или мнимым болезням, буквально с бешеной энергией бегать от инфаркта и другой болезни.

И часто, кстати говоря, именно такие люди оканчивают свою земную жизнь не самым лучшим образом. Потому что излишняя забота о собственном здоровье — забота, которая переступает грань разумности, — подчас приводит к вещам, которые в духовном и в душевном смысле как раз губят человеческое здоровье, лишая человека радости бытия, возможности оглянуться вокруг и понять: физическое здоровье и даже физическая жизнь — это не самое главное.

Однако такой взгляд — трезвый, реалистичный с точки зрения высшей реальности взгляд человека на собственное здоровье и на физическую жизнь — не должен, во-первых, заставлять нас чураться того, что происходит в обществе и, во-вторых, не должен побуждать нас с пренебрежением относиться к здоровью ближних и к тому, как окружающие нас люди живут. Многие в окружающем мире — а именно спортсмены, члены физкультурных объединений, в том числе юношеских, члены клубов единоборств, спортивные болельщики — нуждаются в том, что бы Церковь была рядом с ними. Не случайно, те кто хотел бы развести в разные стороны Церковь и современную молодежь, как раз очень озабочены тем, что Церковь ведет диалог с миром спорта, с болельщиками. Кто-то постоянно пытается сказать нам, чтобы мы не шли к молодежи, в спортивное сообщество, в сообщество спортивных болельщиков, потому что нам лучше быть где-то поближе к инвалидам и престарелым, а еще лучше — к умирающим и кладбищам. Один архиерей в свое время рассказал мне, что ему посоветовали в областной администрации посещать дома престарелых, а вот школы и детские сады не посещать. И добавил: «Нас хотят отправить туда, где кончается жизнь, а там, где жизнь начинается, нам не рады».

Церковь может быть везде. В том числе там, где начинается жизнь, где молодые люди — и не очень молодые — занимаются спортом, занимаются организацией физкультурных движений, массовых спортивных соревнований, занимаются силовой подготовкой, военно-патриотическим воспитанием, там, где собираются спортивные болельщики. Там очень естественно, очень логично быть Церкви, потому что большинство этих людей крещено в Православии, большинство этих людей с интересом, с доброжелательным вниманием относятся к любому слову, сказанному священником либо представителем православной общественной организации.

Сегодня очень важно показать и этим людям, и всему нашему обществу, что христианство — это соль, свет и суть всей жизни народа, в котором большинство крещено в Православной Церкви. Нам нужно вновь и вновь сказать то, о чем было сказано на круглом столе, о котором сегодня шла речь: физическая культура, духовная культура и культура душевного устроения должны идти рука об руку. Вера и действие, идея и жизнь, идеалы и общественно значимые поступки — все это должно соединяться в жизни христианина. Эта жизнь не должна состоять из раздельно взятых профессиональной или общественной деятельности, к которой вера якобы не имеет отношения, и того времени, которое человек проводит в храме во время богослужения или приходской работы. Такое время, по мысли некоторых наших недругов, должно быть полностью отделено от всего остального — от тех жизненно важных и значимых дел, которые совершает тот или иной человек.

Во время круглого стола было много сказано о том, что сегодня постепенно оформляется система взаимодействия Церкви и мира спорта — от международного уровня до уровня воскресной школы, обычной школы, дворовой футбольной команды и команды прихода, разного рода кружков и секций. Есть огромное количество инициатив, которые предлагаются Церкви и уже осуществляются разного рода спортивными организациями, в том числе православными общественными объединениями. Есть очень хорошо работающие системы спортивной подготовки в воскресных школах, спортивных секциях при храмах и в рамках межприходских соревнований. Среди мест, где такая система сложилась, — Пресненский район Москвы, в котором я имею честь служить. Там проходят время от времени межприходские соревнования по различным видам спорта.

Как вы знаете, священнослужителей приглашают выступать на собрания спортивных команд, особенно перед отправкой на важные международные соревнования. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз благословлял сборные перед поездками на Олимпиады. Его Святейшество особо покровительствует русскому хоккею, и каждый год проводится в разных регионах России с финалом в Москве детский турнир на кубок Патриарха по этому виду спорта. Вот такое взаимодействие, такое взаимное общение становится сегодня совершенно естественным — оно не спускается сверху, оно не придумывается в каких-то кабинетах, не является плодом политического и социального конструирования. Это естественное стремление людей Церкви и людей спорта — а часто это одни и те же люди, православные миряне — быть вместе.

На Соловках, на следующий день после круглого стола, был устроен футбольный матч между представителями организаций и сообществ, приехавших на круглый стол, и соловецкой молодежью. На поле вышли исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов, депутат Государственной Думы и известный спортсмен Николай Сергеевич Валуев, другие люди, активные в мире спорта и в общественной жизни, в частности, священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах, который занимается спортом с молодежью, в том числе в воскресной школе, и занимается организацией межприходских соревнований.

Молодые люди, которые, может быть, чувствовали некоторую отчужденность от жизни монастырской общины, вдруг увидели, что Церковь — вместе с теми общественными структурами, которые с ней взаимодействуют, — протянула им руку дружбы. Очень часто бывает так, что церковная община и молодежное сообщество, в том числе спортивное, даже очень близкие территориально, оказываются отчужденными друг от друга, живут как бы на разных планетах. Хочется надеяться, что это отчуждение будет преодолеваться, в том числе через теснейшее взаимодействие Церкви и мира спорта, через общие спортивно-общественные мероприятия, которые вполне могут и должны объединить людей — пусть делающих достаточно разные дела, но в то же время объединенных одной заботой о России, духом христианского мужества, стремлением устроить по вере, по слову Божию не только свою личную жизнь и не только свою внутреннюю религиозную, молитвенную жизнь, но и всю жизнь социума, всю жизнь нашего народа, которую невозможно представить без христианской основы, без христианского смысла.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru

Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.117. Dima (dixt@???.ru) пишет: «Как относится христианство к спорту? Многие ученые склоняются к тому что в процессе повседневной деятельности человека (особенно мужчин) накапливаются неврозы, агрессия, как совершенно естественный процесс, причем сгустки этой энергии требуют высвобождения, ведь человек активный вид. У кого-то выход этой энергии сопровождается депрессией, у кого-то конфликтами с окружающими, а иногда выливается даже в войны. Чтобы избежать всех этих негативных последствий они рекомендуют направлять эту накопившуюся энергию в мирное русло — спорт. В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме, но ведь все это как бы понарошку, за пределами спортивной площадки они снова становятся доброжелательными друг к другу.»

Христианство, как Вы понимаете, весьма многолико. Поэтому, говоря о христианстве, любой ответ будет верен, но только в отношении тех или иных христиан. Различные деноминации имеют прямо противоположные мнения по этому поводу: одни совершенно отрицают спорт, а иные даже представляют его как составную часть своего вероучения, в то время, как для других спорт является одним из видов занятия, как например, работа на производстве или в торговле, так что они абсолютно ничего не говорят по этому поводу.

Библия также не много говорит о спорте непосредственно. Вот, чуть ли не единственный текст Писаний, говорящий о спорте: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:24-27). Кто-то может еще усмотреть спорт и в других словах апостола: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2Тим 2:22,23). Однако по справедливости следует признать, что всякие «состязания» в Библии в первую очередь подразумевают словесные споры и судебные разбирательства.

Однако, «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар 16:7). «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим 2:28,29). Священное Писание умалчивает относительно весьма многих вопросов, но это вовсе не значит, что Господь одобряет или принимает все то, что не запрещено в Библии конкретно. Слово Божье преподает принципы, а не конкретные ответы на конкретные вопросы. И потому, в Священном Писани мы можем найти ответ на абсолютно любой вопрос.

Обратимся к тем же самым «состязаниям». Советский человек привык ко всякого рода соревнованиям, начиная от спортивных, и заканчивая «соц» соревнованиями, в которых, подчас, и не ясно было, в чем оно заключалось, но важно, чтобы все соревновались. Библия везде рассматривает состязания как негативное явление, которое приводит к раздорам и спорам. И хотя Вы говорите, что «В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме, но ведь все это как бы понарошку, за пределами спортивной площадки они снова становятся доброжелательными друг к другу.» Но действительно ли это так? Понарошку ли происходят драки на хоккейном поле? Понарошку ли некоторые боксеры убивают своих противников? Я знаю, что есть благородные спортсмены, которые готовы сойти с дистанции, чтобы помочь пострадавшему сопернику, хотя они могли бы стать победителями. Я не хочу измерять всех одной меркой. Но чего стоит признание: «В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме». А знаете ли Вы, дорогой Брат Дмитрий, что стремление к первенству, эгоизм и гордость являются самыми страшными грехами? Именно эти пороки породили сатану. Нет, я скорее поверю, что спортсмены понарошку доброжелательны друг ко другу. Даже в одной и той же команде, как они относятся к тому, кто стал причиной проигрыша — упустил мяч, например? А как ведут себя некоторые фанаты спортивных команд? А ведь это — неотъемлемая часть спорта, потому что спорт без зрителей — ничто. А давайте подумаем о сверхприбылях спортивного бизнеса. Как и любые другие сверхприбыли — это нечестный заработок.

Я мог бы сейчас привести целый ряд текстов из Священного Писания, которые говорят о полезном труде. Какая польза от спорта? Спорт даже не оздоровляет (если что и оздоровляет, то это не спорт, а физкультура, которая имеет мало общего со спортом в своей сущности), а гораздо больше калечит людей. Работа на износ, на пределе сил, травматизм — неизменные спутники спортсмена. Зачастую спортсмены, и особенно спортсменки, не могут иметь здоровых детей. А чего стоят все допинги, к которым прибегают нечестные спортсмены, разрушая при этом свое здоровье. А ведь тело человеческое — храм Святого Духа. Может ли Святой Дух обитать в таких людях? Библия призывает нас все делать во славу Божию (1Кор 10:31). А кому приносят славу спортивные состязания? Уверен — кому угодно, но только не Богу!

Как видите, спорт имеет достаточно негативных сторон (я уж не говорю о том, что бесцельные действия притупляют человека). Причем, страдает не только сам спортсмен, как физически, так и духовно. Страдают болельщики, страдают их семьи (сколько семейных драм произошло только от того, что кто-то чрезмерно увлекся просмотром спортивных телепередач). И все это только ради того, чтобы кто-то освободился от своих «неврозов»? Скорей всего здесь совершенно другая заинтересованность — сатана, враг рода человеческого, нашел прекрасный способ, как отнять у человека время, здоровье, деньги, добрые взаимоотношения…

А те ученые, которые предлагают «выпускать пар» таким образом, следуют вослед атеистическим учениям некоторых психиатров типа Фрейда, которые умышленно шли на разрушение христианской морали. Но всякие стрессы и агрессии надо не высвобождать, а удалять из нашей жизни: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4:31,32). Христианство имеет гораздо более действенный метод борьбы с подобным состоянием человека: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22,23).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *