Святые отцы о терпении

<<предыдущая оглавление следующая>>

Терпение обид

Для успокоения душ ваших нахожу благовременным напомнить вам о Евангельских словах Самого Господа: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5, 39). — То есть когда нас укоряют и обвиняют в том, в чем мы нисколько не виноваты, тогда мы должны обратить мысль свою к тем случаям, в которых мы были виноваты пред Богом или пред людьми, и для полу­чения прощения в своих согрешениях должны простить не­справедливость и обиды, наносимые нам от ближних на­ших, слыша паки Господа, глаголющего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших…» (Мф.6, 14—15). Грозно и страшно слово сие! Постараемся исполнить то, что от нас требует слово Божие, и оставим самолюбивые наши претензии, домогаясь человеческой правды. — Словом, поза­ботимся о том, чтобы не относился и к нам упрек апостоль­ский: «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10, 3). — Правда же Божия состоит в том, чтоб при ударении в десную ланиту помнить дела свои с шуией стороны (преп. Амвросий).

…Пишешь, что одна послушница нанесла тебе неспра­ведливое и нисколько не заслуженное оскорбление, и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: «Держи ум горе’ и твори неослабную молитву, — все пройдет». Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное (преп. Амвросий).

Чтобы обидное много не тревожило нас, надобно по­мнить и не забывать, как уже тебе было писано, что искон­ный искуситель возмущает одних против других, и особен­но против тех, которые держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менее для тебя будет обидно посто­роннее обращение, хотя бы с пренебрежением (преп. Амв­росий).

Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: «спаси, Господи, и помилуй возлюблен­ную мать мою (имя), и за ее молитвами помоги мне окаян­ной и грешной». Молиться так имеешь Евангельскую запо­ведь от Самого Господа, глаголющего: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Ср.: Мф.5, 44). Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться. А когда будешь молиться так с верою и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее (преп. Амвросий).

Терпение скорбей

Ты жалуешься на скорби. А у кого их нет? У каж­дого человека свои скорби, только для постороннего глаза они незаметны. Притом скажу тебе в утешение, что толь­ко через терпение скорбей и можно спасти свою душу. Замечают святые отцы: если бы не было скорбей, не было бы и святых. И Господь дал нам такую заповедь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) (преп. Иосиф).

Пишешь, что между сестрами есть неисправные. И ма­тушке Игуменье писал я, и тебе пишу, что без этого обой­тись нельзя, что и среди 12 Апостолов, окружавших Госпо­да Иисуса Христа, оказался один изменник — Иуда. И пословица старинная такая сложилась: «В семье не без урода». Везде требуется терпение, ибо, по слову Господа, «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). А если не будет скорбей и нечего будет терпеть, то за что же нас спасать-то? (преп. Иосиф).

…Очень сочувствую вашей общемонастырской скорби. Но что делать? Есть народная пословица: «С горя не убиться, хлеба не лишиться». Хоть и пришлось вам по­терпеть ущерб по обители, опять, при помощи Божией, на­чинайте строиться, в надежде на милость и помощь Божию, веруя словам уважаемого пастыря Христова стада о. Иоанна Кронштадтского, что Бог даст построиться еще лучше, чем прежде было. Господь да благословит и да поможет вам трудиться (преп. Иосиф).

Письмо твое получил. Не смущайся своим нездоровь­ем и своими тесными обстоятельствами. Таков путь иночес­кой жизни для всех желающих и ищущих душевного спасе­ния. Святой Иоанн Лествичник говорит, что если монаха постигают скорби и болезни, то это верный признак, что для него в этом состоит большая душевная польза. Поэтому невидимые враги наши чрез помыслы и стараются вытес­нить такого человека с занимаемого им места. Но подда­ваться им отнюдь не следует, а должно все находящее терпеть, непременно призывая помощь Божию и смиряясь пред Господом и людьми, т. е. считая себя хуже и грешнее всех на свете (преп. Иосиф).

Пусть люди упрекают тебя и обзывают так или иначе. Они сами не видят, что творят. Молись за них такою молит­вою: «Спаси, Господи, и помилуй рабынь Твоих (имена), и их ради святых молитв помилуй и меня грешную». Успо­коительна такая молитва (преп. Иосиф).

Скорбите еще, что получили неприятность от м. Вя­чеславы. Во-первых, должно сказать вам, что неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно. А во-вторых, опытные в жизни духовной говорят, что такие случаи даже могут приносить пользу душе. Именно: через непри­ятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно расположить нас к самоукорению и покаянию, и молит­венно просить у Господа помилования. — Без неприят­ных же случаев человек склонен к самомнению. — Пото­му не смущайтесь, матушка, такими случаями (преп. Иосиф).

Ты пишешь о своих скорбях… Да и у кого их нет? Только у разбойника благоразумного нету скорбей, да ведь он на небе, а мы во юдоли плачевной, поэтому нам, пока мы облечены в бренную плоть, нам естественно скорбеть и даже плакать о содеянных нами лютых согрешениях. И только плачем, и только молитвою, и только чистосердечным покаянием до­стигнем той блаженной страны, в которой находится теперь святой благоразумный разбойник… Между прочим, кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя (преп. Иосиф).

Описавши свои скорбные обстоятельства, вы спраши­ваете меня грешного, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, вы желаете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене места скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может, а напротив, скорби могут усугубиться, как сказывали старинные люди: побежишь от волка, нападешь на медведя. И Господь наш Иисус Христос во Святом Евангелии нигде не заповедал своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). И блаженными назвал тер­пящих поношения, гонения и всякие скорби (преп. Иосиф).

…И видим, что еще вас Всепремилосердый Господь посещает, и к Себе в любовь призывает, и хочет вас ода­рить драгоценными дарованиями, но только просим и молим вашу любовь благодушествовать и с Божиею помощью да положимся, сколько возможно, потерпеть и Премилосердого Господа просить со благодарением и благохвалением. Просить Всемогущего Господа, дабы Своею всесильною десницею даровал вам терпение и мужественно переносить все неприятности. — А кроме сих средств избавитися не­возможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу убогим душам… (преп. Лев).

…А когда восхощешь во утешение себе прочесть главу 12-ю ко Евреям, и обрящешь себе немалую отраду стес­ненной скорбями своей душе, да еще вас прошу и молю, яко сестру послушную, прочитать от Соборного Послания свя­того апостола Иакова главу 1-ю, и, прочитавши, Господь вам невидимо чувство подаст отрады плода послушания и обра­дует вашу <душу> внутренним утешением, и тогда со радостью от 33-го псалма стих 7-й устами и сердцем возглаголешь: «Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань… Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится» (преп. Лев).

Не вижу таковых скорбей, которые были бы невы­носимы. Аще и какие случаются, то получаю и помощь Божию, во еже понести оные. Невозможно же, чтобы со­вершенно избавиться от них, когда нам Господь наш Иисус Христос оставил их, яко наследие. Сам бо пострадал за нас. И святые апостолы, между многими учениями о терпении и необходимости скорбей, написали и сие, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Посему, не ища добровольно скорбей, долж­но повиноваться воле Божией. Какие Ему угодно послать нам скорби, принимать должны все с благодарением (преп. Лев).

Как-то утешал батюшка крестьянина, у которого укра­ли колеса с повозки: «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, — это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание, и тогда малою скорбью избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан» (преп. Лев).

<На слова Апостола: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.» (2Кор. 12, 9)> …Под немощами должно разуметь лукавые помыслы вражеские и телесные подстрекательства, или недуги и болезни, которыми должны искушаться подвижники бла­гочестия. В притчах сказано: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому» (Притч. 3, 12). Подобает убо со благодарением терпеть совет Господень: тогда бо нам вместо второго мучения вменяются частые недуги, и брань к бесовидным помыслам. Как тогда наводил, так и ныне враг наводит исповедникам бла­гочестия различные страдания со многими досаждениями и уничижениями, да и на них исполнится псаломское слово: «терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс. 39, 2) (преп. Амвросий).

В болезнях телесных и огорчениях душевных и в раз­ных внешних обстояниях помози, Господи, все это перено­сить благодушно и с покорностью воле Божией. И о преж­них святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс.65, 12). Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди недосуга развернул я книгу святителя Амвросия, и откры­лось место, где сказано, что брачная одежда означает лю­бовь. А любовь, по Апостольскому слову, «долготерпит, милосердствует, не ищет своих си» (1Кор. 13, 4—5). Правда, что не легко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуж­дающее нас к терпению и незлобию: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они — к войне» (Пс. 119, 6—7) (преп. Амвросий).

Пишешь о непрекращающихся и продолжающихся скорбях и разных для тебя неприятностях со стороны досаждающих. Но советую тебе не малодушествовать, а уповать на милость и помощь Божию, которая сильна нас защитить от всех козней вражиих и от наветов, дейст­вующих по духу мира. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, и в числе избранных учеников Христа Спасите­ля нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли. Ежели и ты будешь мужественна и с надеждою на помощь Божию <будешь> переносить встре­чающиеся неприятности и скорби, то они тебя оправдают, а не повредят, только нужно не спеша действовать (преп. Амвросий).

В твоем прискорбном положении нужно твердо по­мнить и не забывать, что не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги (преп. Амвросий).

Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Святого Писания видим, что скорби при­ближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностью воле Божией. И ты еще подожди, как и чем кончится дело (преп. Амвросий).

Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: «Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие» (Пс. 36,1). И хорошо бы этот псалом читать по слову святого Да­вида — вечер, утро и полудне. И еще два псалма — «Гос­подь просвещение» (Пс. 26) и псалом «Живый в помощи» (Пс.90). Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тог­да изведет Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его. По­лезно также читать псалом «Терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс.39, 2). Не вотще сказано в Святом Писании, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22), ради получения которого и поступили мы в монастырь (преп. Амвросий).

Не напрасно слышим повторяемое слово: ин суд че­ловеческий, и ин суд Божий. Всеведущий Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет. В молитве Господней заповедано нам молиться так: Отче наш… да будет воля Твоя. Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: побежишь от волка, напа­дешь на медведя. Остается одно — потерпеть и подож­дать, внимая себе и не осуждая других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже им угодно (преп. Амвросий).

Пишешь, что ты не ладишь со своей келейницей. Знай и помни, что через нее враг старается искушать тебя. Блаженный Екдик пишет: «егда помолишися, якоже по­добает, ожидай тех, якоже не подобает». Хорошо помо­лившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидными предлогами. Помни это и будь осторожна (преп. Амвросий).

Вчера одна монахиня рассказывала мне следующее: ей являлся во сне старец, покойный игумен Антоний, и сказал: «Читай псалом второй кафизмы (должно быть, первый псалом)». Она спросила: «Для чего же читать?». Старец отвечал: «Его нужно читать в нашествии скорбей». Действительно, эта монахиня находится в подозрении у игуменьи, что будто бы она идет против начальницы и ищет игуменства, и такое мнение составилось из простых толков. Думаю, что и тебе полезно читать этот псалом. Он содержит смысл весьма знаменательный (преп. Амв­росий).

Жалуешься на трудную жизнь. За то сказано в Пи­сании утешение: «каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор. 3, 8). Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду, и пространство, и покой и желало бы легко насле­довать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. Старайся потерпеть, сестра, и Бог тебя не оставит (преп. Амвросий).

Царствие Небесное даруется всем милостью Божиею не без скорбей и праведным, то как же мы грешные не хотим ничего скорбного понести, желая получить оное (преп. Амвросий).

Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном по­ложении. Что делать? Не вотще нам объявлено в Еван­гельском и Апостольском учении, что «тесен и прискорбен путь, вводяй в живот» (Ср.: Мф.7, 14), и что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22), и что «вси хотящий благочестно жити, гоними будут» (2 Тим. 3, 12). Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа: «в терпении ва­шем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19), причем чаще перечитывай в уме Евангельские блаженства, и особен­ное внимание обрати на последнее: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5, 11—12). А чтобы не погрешить нам обвинением других, необ­ходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: «не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас и молиться за творящих нам напасть и изгонящия ны» (Ср.: Мф. 5, 22, 44; Лк. 6, 37). Более всего и прежде всего следует нам молиться за творящих нам напасть, как научает нас и святой Дорофей: «помози, Господи, якоже веси, таким-то, и за их молит­вы мне окаянной». Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других (преп. Амвросий).

…Повторю Евангельские слова Самого Господа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Аз же грешный, со своей сто­роны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу» (Пс. 36, 35—36). Хотя тяжело и очень оскорби­тельно переносить несправедливые противодействия от та­ких лиц, которые должны защищать правду, и лиц не ма­лых, а великих и высоких, но после будет отрадно по нелицеприятному суду Единого Судии живых и мертвых. Выбор пал на вас; поэтому тяните до другого выбора, как можете и как сумеете, если достанет сил физических, вопреки всех ухищрений человеческих и вражеских, а там видно будет, на что решиться: служить или не служить (преп. Амвросий).

…Везде надобно приготовиться к смирению и терпе­нию и вооружиться мужеством и упованием на милость и помощь Божию. В Евангелии сказано: «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33). А в Деяниях Апостольских: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14, 22). Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скор­бей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего (преп. Амвросий).

Терпение укоризн

Что касается укоризн от сестер, я говорил и сто раз повторю: ты без них пропадешь. Если ты до такой степени тщеславна, что правды слышать не можешь, то что бы было, если бы этой немощи нельзя было подметить у тебя. Ведь в самом деле не богачка, в самом деле немощная! Так нет, не смей так говорить!… (преп. Анатолий).

«Кто есть любяй мя? Точию приемляй от мене скор­би» (Ср.: 2Кор. 2, 2), писал святой апостол Павел своим ученикам. Вот и я хотел попробовать новую монахиню: как она примет «от меня скорбь»? Оказалось, что не жа­лует меня мать Серафима со скорбями, а только с утеше­ниями любит. …Как же я теперь могу тебе делать замечания и наставления, когда от них ты делаешься больная? Разве я с тем укорил тебя, чтоб уложить тебя? Но я ожидал, что ты примешь со смирением и поспешишь укорить себя, а не других, а вышло иначе (преп. Анатолий).

…Твое послушание самое дорогое и самое легкое: принимай укоризны, как достойная их, а за укоряющих моли Бога. Об этом-то достославном послушании говорил апостол Павел в Посланиях: «Послушлив был даже до смерти, смерти же крестным: темже и Бог Его превознесе» (Флп.2, 8—9). Это послушание тем еще дорого, что не видно для других и гораздо ближе других послушаний стоит ко смирению (преп. Анатолий).

Толкование Священного Писания

..Пишешь, что… N… беспокоят религиозные вопросы, подобные сему: виноват ли Иуда, потому что послужил орудием… Но ведь Иуду орудием предательства избрал сатана, заметив в нем сильную страсть сребролюбия. Хри­стом же Спасителем он вчинен был в число избранных 12 Апостолов, и наравне с ними он наделен был всеми благодатными дарованиями, три года был наставляем Спа­сителем на всякую истину, а на Тайной Вечери и прямо был обличен, что «един от вас предаст Мя» (Мф.26, 21). Но Иуда и тогда не оставил злого своего намерения. Как же после всего этого он не виноват? Кроме этого, многие святые утверждают, что и Иуда получил бы прощение, если бы решился приносить покаяние подобно верховному апо­столу Петру, трижды отрекшемуся Христа, но чрез покая­ние получившему не только прощение своего греха, но и прежнее апостольское достоинство. Впрочем, по слову Иоанна Лествичника, бедственно есть испытывать непо­стижимые судьбы Божии, и кто на это дерзает, в том обли­чается недостаток смирения и противное свойство, то есть горделивость. Евангелие тем начинает и оканчивается: по­кайтеся! А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать что выше нас и что от нас совсем не требуется (преп. Амвросий).

Трапеза

Приятно мне то, что ежедневно ходите вы на трапезу обще с сестрами; навыка сего прошу не оставлять до кон­ца своих дней, что послужит к вашему спокойствию и здравию, а в ужин, с благословения Матушки, можно хлеб и квас приносить в свою келью, а если когда захочется вечером щей и каши, то лучше ходить в трапезу, в силу народной пословицы: «хлеб за брюхом не ходит…» (преп. Антоний).

Мудрость духовная

Святые отцы о терпении скорбей


«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22)
Преподобный Ефрем Сирин:
Не здесь обещал нам Бог даровать покой и Царство Свое, ибо век сей назначил быть для нас училищем, местом искуса и подвига. Поэтому не будем унывать, когда случаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем более радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, податель жизни нашей, все Домостроительство Свое во плоти совершил страданиями.
Если будут окружать тебя скорби, то знай, что они отверзут тебе райскую дверь.
Для того Господь скорби и страдания всех святых, а также и собственные Свои страдания Воплощения, какие претерпел Он за нас, грешных, передал нам письменно, чтобы научить нас, что желающему спастись невозможно прожить… без искушений и скорбей.
Скорби и искушения полезны человеку: делают душу благоискусной и твердой, если она мужественно, охотно, с упованием на Бога переносит все случающееся, с несомненной верой ожидая избавления от Господа и милости Его.
Воспротивимся всякому восстанию диавола, с вожделением имея всегда перед очами смерть за Господа, и, как сказал Господь, ежедневно подъемля на себя крест, то есть готовность к смерти, будем следовать за Ним и с легкостью переносить всякую скорбь, как тайную, так и явную. Ибо если ожидаем претерпеть смерть за Господа и с желанием имеем ее всегда перед очами, то тем более с легкостью, охотно и радостно претерпим скорби, как бы тяжки они ни были. Ибо если нетерпеливо считаем скорби тяжкими и обременительными, то это потому, что не имеем перед очами смерти для Господа, и мысль не всегда устремлена к Нему с любовью.

Горе тебе, душа, если не выносишь никакой скорби, причиняемой тебе братом, ни даже жестокого слова, но тотчас вступаешь в противоречие и сопротивление; за это теряешь венец терпения и кротости и будешь навеки осуждена со злопамятными.
Святитель Иоанн Златоуст:
Хотя бы кто отнял у нас имущество, хотя бы изрезал наше тело,- все это для нас ничто, если душа у нас остается здоровой.
Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло.
Если наши добродетели велики и многочисленны, а грехи малочисленны и незначительны, между тем мы потерпим какие-либо бедствия, то, сложив с себя и эти немногие грехи, мы в будущей жизни получим чистое и совершенное воздаяние за добрые дела.
Будем смотреть не на скорбь и печаль настоящую, а на пользу, которая из нее происходит, на плод, который она рождает.
Покой и веселье обыкновенно ведут к беспечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе.
Для того и болезни тела, для того и скудость плодов, для того… и всякие скорби, чтобы мы из-за этих бедствий всегда прилеплялись к Богу и таким образом, через временные скорби, сделались наследниками Вечной Жизни.
Для верующего во Христа неизбежно терпеть скорби, потому что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12).
Ибо ничто так не располагает душу к мудрости, как бедствия, искушения и угрожающая скорбь.
Святитель Василий Великий:
Скорби для хорошо приготовленных есть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближающие подвижника к Отеческой Славе…
Скорби, претерпеваемые здесь за Божий закон, будут семенем грядущих благ.
Если не терпишь скорбей, то не ожидай и венцов там, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов.
Как врач, хотя причиняет телу страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнью, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями содействует спасению целого.
Приемля удары от Бога, Который с благостью и премудростью устраивает жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым Он поражает нас, а потом избавления от скорби.
Если кто не падает под скорбью, но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение готова ему великая награда от Бога.
Преподобный Макарий Египетский:
Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиреннее и ревностнее взыскал Бога.
Преподобный Марк Подвижник:
Пусть всякая невольная скорбь научает тебя помнить о Боге, и ты не будешь иметь недостатка в побуждениях к покаянию.
Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам того не зная, противится повелению Божию.
Познавший истину не противится скорбным обстоятельствам, ибо знает, что они приводят человека к страху Божию.
Преподобный авва Исаия:
Скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих.

Преподобный Нил Синайский:
С усердием должны мы прибегать к Богу без всяких жалоб или ропота, но во всякой скорби ограждаясь благою надеждой.
Святитель Иоанн Златоуст:
Скорбью, как бы в каком священном месте, душа научается ничтожеству человеческой природы, кратковременности настоящей жизни, тленности и непостоянству житейского.
Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль; они сосредоточивают душу и обращают ее к самой себе.
Скорби помогают святым быть кроткими и смиренными, а не надмеваться от знамений и заслуг.
Когда же увидишь порочного в несчастии, утешайся не потому только, что он становится лучше, но и потому, что изглаживаются здесь многие из грехов его.
От скорби мы получаем немало пользы еще прежде воскресения тем, что душа наша становится испытаннее, мудрее, разумнее и избавляется от всякой робости.
Скорбь приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными (в молитвах).
Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не заросла сорной травой; чтобы стала менее жестокой, чтобы не возгордилась.
Через скорби Бог упражняет душу в добродетели, ибо когда душа избирает добродетель, несмотря на трудность и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней. … Скорбь особенно располагает нас к мудрости и делает крепкими… Великое благо скорбь, но мы не должны сами навлекать ее на себя.
У нас бесчисленное множество поводов к скорбям. Один только есть путь, избавляющий от этой несообразности, — путь добродетели. И он, конечно, не чужд горестей, но горестей не напрасных, а приносящих благо и пользу.
Авва Амон:
Авву Аммона спросили: какой путь — путь тесный и прискорбный? Он отвечал: путь тесный и прискорбный есть обуздание своих помыслов и отсечение собственных пожеланий для исполнения воли Божией. Это и значит: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19, 27).
Авва Исаия:
О, как труден путь Божий! Сам Господь сказал: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14). А мы, ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, полагаем свое спокойствие и благополучие в отвержении ига Христова.
Амма Феодора:
Постарайтесь войти тесными вратами. Как деревья не могут принести плода, если не переживут зимы и снега, так и для нас эта жизнь — зима и снег, и если не подвергнемся многим скорбям и напастям, то не сможем наследовать Царство Небесное.
Блаженный Августин:
По премудрому Божественному Совету бывает, что во время земного странствия жизнь избранников Божиих возмущают скорби. Жизнь временная есть путь к Отечеству Небесному, и по Божиим неисповедимым судьбам люди подвергаются ежедневным скорбям, чтобы не возлюбили самого пути вместо Отечества… Если бы Господь утешал нас ежедневно настоящими благами, подавая нам все в изобилии, то мы сочли бы совершеннейшими благами те, которые Господь здесь подает Своим рабам, и больших от Него не желали бы… И потому мнимую сладость этой жизни Он растворяет желчью скорбей, чтобы мы стремились к блаженству истинному и спасительному. О, горе роду человеческому! Горек мир, а его любят; как же бы он привязывал всех, если бы исполнен был наслаждений! Волнуется мир, а вожделен для всех; что было бы, если бы не было в нем треволнений? Если так прилепляются к миру нечистому, как пленял бы чистый! Как собирали бы цветы мира, когда не оторвут рук и от терний его?
Святитель Филарет, митрополит Московский:
«Они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 21-22)… Это сказание святого евангелиста Луки о проповеди святых апостолов Павла и Варнавы представляет способ наставления довольно необыкновенный. Цель наставления, как вы видите из сказанного, была та, чтобы утвердить души учеников в вере. Какое же средство употребляют для этого богомудрые наставники? Они предсказывают верующим скорби, и скорби необходимые, потому что через них надо достигать Царствия Божия. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Не надлежит ли опасаться, что эта истина грозная поколеблет веру, а не утвердит? Не лучше ли было бы скрыть предусмотрение опасностей? Но нет! апостолы не скрывают учения о скорбях, предстоящих на пути к Царствию Божию: видно, нужно это учение. Они предлагают это учение, желая утвердить души учеников в вере: видно, есть в этом учении сила для утверждения веры.
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Апостолы не говорят: многими познаниями надлежит войти в Царствие Божие, хотя это, по-видимому, было бы сообразно с премудростью и разумом (Кол. 2, 2-3), сокровенными во Христе. Видно, многие познания полезны, но не совсем необходимы для достижения Царствия Божия. В самом деле, мытарь достиг оправдания не многими познаниями, не многим смирением, не высокими созерцаниями, но очень простой молитвой: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13).
Не говорят: многим временем подобает войти в Царствие Божие, хотя и на земле многое достигается нескоро, а Небо, кажется, далее земли. Видно, продолжительность времени не есть строгое условие приближения к Царствию Небесному. В самом деле, разбойник на кресте в несколько часов, и даже, может быть, в несколько минут, совершил путь от врат адовых до дверей рая.
Не говорят: многими трудами и подвигами подобает войти в Царствие Божие, хотя это правда, по слову Самого Иисуса Христа, что «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11, 12). Видно, успех усилий, которыми достигают Царствие Небесное, не всегда определяется тягостью трудов и числом подвигов. Перстень сына царствия дан блудному сыну скорее, нежели он окончил труд договорить покаянную речь оскорбленному отцу. Он едва успел изобразить свое недостоинство: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15, 21), а не успел еще принести просьбы, как ему даровано больше, нежели он смел желать и надеяться.
Не многими познаниями, не многим временем, не многими трудами, но, говорят апостолы, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Видно, скорби более других средств и пособий нужны и полезны для достижения Царствия Божия.
Разум, не совсем покоренный вере, не совсем ею просвещенный, не сразу может усмотреть подлинно ли и почему путь к Царствию Божию должен лежать непременно через скорби. Что, кажется, за необходимость заставлять человека страдать, чтобы потом сделать его блаженным? Отсюда может родиться догадка, не относится ли учение о скорбях ради Царствия Божия только к первым христианам, которым надлежало вытерпеть гонения от иудеев и язычников до утверждения христианства во вселенной. Этим христианам, действительно, и в этих обстоятельствах апостолы Павел и Варнава говорили о многих скорбях ради Царствия Божия, и притом вскоре после того, как Павел перед их глазами, в Листре, едва не до смерти был побит камнями за проповедь христианства. Но что учение о скорбях ради Царствия Небесного есть не временное только и частное, а постоянное и всеобщее в христианстве, в этом нетрудно удостовериться из наставлений Самого Иисуса Христа, не случайных и примененных к особенным обстоятельствам, но коренных и всеобщих.
Святитель Димитрий Ростовский:
Различные искушения бывают причиной различного добра. Ведь что может быть лучше благ Небесного Царствия: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2, 9). И каким образом человеку можно их получить? Ничем иным, как только искушениями и терпеливым перенесением скорбей. «Многими,- сказано,- скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Кому даруются небесные венцы, как не страждущему в искушениях? «Блажен человек, который переносит искушение,- говорит Иаков,- потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12). И Товит также свидетельствует: «Блаженны скорбевшие о всех бедствиях твоих, ибо они возрадуются о тебе» (Тов. 13, 14). Кто удостаивается вечной славы? Не тот ли, который в печалях бедствует, согласно словам апостола: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17). Это значит, что какая-либо печаль, внезапно находящая на нас, хотя бы и легкая, но переносимая нами с благодарностью, ходатайствует нам великое множество вечной славы, и даже больше того: принятие печали с благодарностью делает нас сынами Божиими, как об этом говорит и Писание: «Если вы терпите наказание — под наказанием здесь апостол разумеет всякую печаль и скорбь, случающуюся по Божиему попущению,- то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12, 7-8). Смотри, по чему узнается, кто является приобщенным сыном Богу и кто нет. А по тому, терпит ли он наказание, ибо не терпящий есть сын незаконный, терпящий же есть сын, приятный Богу.
Святитель Тихон Задонский:
Помни, что скорбью истинные христиане уподобляются образу страдания Христова, чтобы и в славе стать подобными Ему: «с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17). Он «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3, 21). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3, 2). Воскрес Христос, пострадавший и умерший, воскреснут и христиане, члены Его, с Ним страждущие. Вознесся на Небо Христос — вознесутся и рабы Его. Прославился Христос — воцарятся с Ним и терпеливые рабы Его. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2, 11-12). Последуй ныне Христу, да и там с Ним будешь. Не стыдись ныне, «нося Его поругание» (Евр. 13, 13), и с Ним прославишься. Пей ныне уксус, смешанный с желчью, вместе со Христом (Мф. 27, 34), и сподобишься пить вино Вечной радости за Трапезою Его в Царстве Его (Лк. 22, 30).
Без всякого сомнения известно, что истинным христианам без скорби в этом мире быть невозможно. Так свидетельствует Божие слово: «Много скорбей у праведного» (Пс. 33, 20); «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33); «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Ибо «узок путь», который их вводит в жизнь (Мф. 7, 14). Что же, ты ли один хочешь без скорби пробыть и с тесного пути на просторный, ведущий в погибель (Мф. 7, 13), перейти и тем из числа истинных христиан себя исключить? Прочитай священную историю от начала мира — и увидишь, что все святые чашу крестной горести пили, и ныне странствующие в мире пьют, и до конца мира будут пить. Довольно тебе для утешения того, что ты их «соучастник в скорби» (Откр. 1, 9), что «вы участвуете в Христовых страданиях» (1 Пет. 4, 13).
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Богочеловек провел земную жизнь свою в лишениях и скорбях. Этим он освятил лишения и скорби истинно верующих в Него, возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия.
Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает людям, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным. Они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления.
Скорбное положение во время земной жизни есть установлеие Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа.
Господь предвозвестил ученикам и последователям Своим, что они в мире, то есть во время свершения поприща земной жизни, будут скорбны.
Скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим,- верный признак избрания человека Богом.
В последние времена тесный путь оставят почти все, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно должен держаться тесного пути… завещанного Спасителем.
Тесен и прискорбен путь, ведущий в жизнь вечную, мало ходящих по нему, но он — неотъемлемое и неизбежное достояние всех спасающихся.
Путь спасения, вводящий в жизнь вечную, тесный и прискорбный, установлен Господом, установлен и всесвятым примером Господа, и всесвятым учением Господа.
Путь тесный поднимает с земли, выводит из омрачения суетой, возводит на Небо, возводит в рай, возводит к Богу, ставит перед Лицом Его в незаходимый свет для вечного блаженства.

«Если кто тебя обидит, — говорил старец одной монахине в назидание, — не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми. Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая: обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим».

Говоря о том, что без смирения нельзя спастись, старец приводил такой пример: «Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за простоту, доброту и вообще за все добродетели Господь позовет к Себе. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже звать. Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он отвратился от нее. Тогда госпожа упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном». Затем старец прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а разуметь это нужно так: если кто на тебя будет клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет значить ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невиновен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю же и я.

«Батюшка! Научите меня терпению», — сказала одна сестра. «Учись, — ответил старец, — и начинай с терпения находящихся и встречающихся неприятностей». — «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями». Ответ старца: «Будь сама справедлива и не обижай никого».

Если кто-то из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его долго не представляют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время. Все дадут; добрых дел никто не даст».

Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, через которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, — труд будет напрасен.

Секира к истреблению корня самолюбия — вера, смирение, послушание и отсечение своих хотений и разумений.

Однажды старец сказал на общем благословении: «Бог посещает Своею милостью только смиренных». После этого, немного помолчав, вдруг прибавил: Бдите убо, яко не весте дне, ни часа (Мф. 25:13)… Через несколько минут тут же, на общем благословении, известили батюшку о кончине одного скитского послушника (Алексея Кронштадтского).

На слова одной паломницы, стоявшей около старца, что гордость мешает всем, он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет».

Помни и сказанное в псалме: Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24:10). То есть должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение. А от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних. Старайся подражать и той преподобной матери, которая, видя к себе зависть и ненависть и слыша разные клеветы, говорила себе самой: «Я недостойна любви их». А когда находит на тебя смущение по этим причинам, повторяй псаломское слово: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118:165).

Вопрос: «Можно ли желать совершенствования в жизни духовной?» Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари». Говорил и еще старец Амвросий в назидание своим ученикам о смирении: «Пришел было к настоятелю о. архимандриту Моисею один посетитель, но, не застав его дома, отправился к его родному брату, о. игумену Антонию. Среди разговора гость спросил о. игумена: «Скажите, батюшка, какого вы держитесь правила?» О. Антоний отвечал: «Много было у меня правил, жил я в пустыни и по монастырям, и все разные были правила, а теперь осталось одно мытарево: «Боже, милостив буди мне грешному!» При этом батюшка добавил еще рассказ о том, как одна все хотела странствовать туда и сюда — и в Киев, и в Задонск, а старец один и говорит ей: «Все это тебе не на пользу, а сиди-ка лучше дома и твори мытареву молитву».

«Лишь только смирится человек, — говаривал старец, — как тотчас же смирение поставляет его в преддверие Царства Небесного», которое, прибавим к сему апостольские слова, несть брашно и питие, но правда и мир и радость о Духе Святе (Рим. 14:17).

«Царствие Божие, — говорил еще старец, — не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение».

терпением вашим спасайте души ваши

В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: …терпением вашим спасайте души ваши. О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?

Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.

В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.

Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.

А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни (Ис. 53:3)?

То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу, переносить наносимые нам обиды и оскорбления?

О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду обидой, на оскорбление – оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и доходит до драки, и даже кровопролития.

А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.

Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой добродетели терпения.

Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании Господу Иисусу Христу, Который будучи злословим… не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2:23-24).

Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие праведники. Из них …иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли… Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 11:35-38; 12, 1-3).

Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3:5).

Проповеди. Том II. О терпении. Неделя Крестопоклонная.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *