Святые отцы о церкви

Русский

Паронимы: военный.

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. во́инский во́инское во́инская во́инские
Рд. во́инского во́инского во́инской во́инских
Дт. во́инскому во́инскому во́инской во́инским
Вн. одуш. во́инского во́инское во́инскую во́инских
неод. во́инский во́инские
Тв. во́инским во́инским во́инской во́инскою во́инскими
Пр. во́инском во́инском во́инской во́инских

во́-ин-ский

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -воин-; суффикс: -ск; окончание: -ий .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. относящийся к армии, войне, военной службе ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. военный; частичн.: армейский, боевой, боевитый, войсковой, солдатский

Антонимы

  1. гражданский, мирный

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-во(j)-»

  • имена собственные: Воинов, Воеводов
  • пр. существительные: война, воевода, воеводство, военачальник, военврач, военизация, военком, военкомат, военкор, военнопленный, военнослужащий, военпред, военрук, воентехник, военщина, воин, воинственность, воинство, воитель, воительница, войско, вояка, завоевание, завоеватель, завоевательница, завоевательный, райвоенкомат, реввоенсовет
  • прилагательные: антивоенный, воеводский, военизированный, военкомовский, военкоровский, военно-воздушный, военно-морской, военно-полевой, военнообязанный, военный, воинский, воинственный, воинствующий, войсковой, воюющий, довоенный, невоеннообязанный, полувоенный, послевоенный, предвоенный
  • глаголы: воевать, военизировать, военизироваться, воинствовать, довоеваться, довоёвываться, завоевать, завоёвывать, навоевать, навоеваться, отвоевать, отвоеваться, отвоёвывать, повоевать, провоевать, развоеваться
  • наречия: воинственно, по-военному

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • город воинской славы
  • воинский долг
  • воинский подвиг
  • воинская служба
  • воинская часть
  • воинская обязанность
  • воинская должность
  • воинская присяга
  • воинское звание
  • воинское подразделение
  • воинское преступление

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: soldierly, military; martial
  • Итальянскийit: militare
  • Польскийpl: wojskowy

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

В Церкви все сладкие надежды и чаяния наши, мир наш, радость наша, вместе с очищением и освящением. Все, что есть лучшего, возвышеннейшего, самого драгоценного, святого, мудрого, — все это заключается только в Церкви: Церковь — земное небо.

Церковь храмом и Богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением Писаний.

Что будет с человеком, который, упав с корабля в воду и видя брошенную ему веревку или лодочку для спасения его, не только не хватается за веревку или лодку, но еще отталкивает их? Он погибает в бездне. Таковы христиане, которым для спасения от вечной погибели поддона с неба как бы вервие — Священное Писание, все Таинства с величайшею тайною Тела и Крови Иисуса Христа. Кто отвергает ее, тот несомненно погибнет, да и поделом, за свою гордость, за свое безумие, немудрие, мерзкое пристрастие и за свой каприз.

Священник — слуга Божий, облеченный Его властью и силою (в покаянии): сила крестная — священническое благословение.

Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия к человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным!

Во время Богослужения, во время совершения всех Таинств и молитвословий будь доверчив, как дитя по отношению к своим родителям. Помни, какие великие отцы, какие светила вселенские, Духом Святым озаренные, руководят тобою! Как дитя, будь прост, доверчив, не сомневающийся в деле Божием.

Божественная Литургия есть поистине небесное на земле служение, во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействителем, приносящим и приносимым. Нет ничего на земле святее, выше, величественнее, торжественнее, животворнее Литургии!

Кто не получил великой душевной пользы, мира и сладости в душе от одного благоговейного присутствия при Божественной Литургии? А что производит хороший плод, то и само должно хорошо; таков закон вещей, таков закон творческий! От плода Литургии — пресладкого, преблаженного, жизнетворного — Пречистых Таин Тела и Крови Господней познаешь, что она от Бога, внушение Божественного Духа, и этот Пресвятой Дух животворящий дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо — эта Литургия! Какой плод!

Святые Тайны называются Божественными дарами, потому, что подаются нам Господе даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того, чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Сятых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей.

Что Господь с нами, очевидным доказательством тому служат Его Божественные, животворящие Тайны. Здесь Он дает нам осязать Себя, вложить руки сердца нашего в гвоздинные язвы Его и вложить персты наши в ребро Его.

Что, если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от Пречистых Твоих, когда Они почивают на святом Престоле — на дискосе во время Литургии, или в дарохранительнице, или в дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих, идя к больному! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на Них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А между тем как равнодушно иные обращаются с этими пренебесными Таинами! Как иные равнодушно совершают страшное священнодействие Святых Таин!

Бедствие для души долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем.

Таинство Елеосвящения — духовный мед, живоносное питье. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт Евангелия.

Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам ли Бог дал способность воображения? Иконы — ответ Церкви на вопиющую потребность природы.

Целованию уст соответствует целование души; и мы, лобызая святыню, должны лобызать устами, душою и сердцем.

Слава, Господи, никогда неизнемогающей силе Креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу.

Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на Кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: — Господи! Грехи наша на Кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50,3); и грех твой очистится.

Оптинские старцы:

Входи в церковь, как в дом Божий. И находись в храме, как в дому Божием, с сознанием присутствия Божия, удаляясь всякой вольности и развязности.

Говорят, храм скучен. Скучен — потому что не понимают службы! Надо учиться!

Скучен, потому что не радеют о нем. Вот и он кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен! Не скучна же своя изба…

В Церкви, когда диавол затыкает тебе уши и закрывает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам, они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние…

В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби.

Святитель Феофан Затворник:

В церкви иной раз ни поемое, ни читаемое или не слышится, или не понимается; в таком случае – стойте перед Господом и творите молитву Иисусову…

Хождение в церковь – самое лучшее средство к раскрытию духа молитвенного, при коем не посмеет окаменеть сердце.

Некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Они всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех – только неблагоговеинство, а самые чины могут быть изменяемы все, кроме существенного в Святых Таинствах.

Нет лучше способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных – дух молитвенный.

Церковь – утешение ваше. Благодарение Господу, дающему вам ощущать благотворность пребывания в церкви.

Церковь – дом Божий, — и всё там – Божие. Обходитесь со всякою там вещию, как с Божиею, и поступайте с нею так, как бы вы от Самого Господа получили на то повеление с памятованием при том, что и Сам Господь тут же и смотрит, как вы действуете, и или утешается тем, или оскорбляется.

Архимандрит Феофан (Соколов) Новоезерский

Советы о посещении храма

«Едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моею, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Пс. 26, 4). Вот наше сокровище, наша радость!
Здесь, слава Богу! живущие всегда в храме Божием, иной хоть и с леностью, а иной притекает со всем желанием ко Господу.
Вы построили храм великолепный! Надобно ходить в него с усердием и думать о том, чтобы устроить и душевный храм.
В церкви со страхом и трепетом должно предстоять: сам Бог присутствует в ней. В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним.
Не надобно переходить с места на место, оглядываться, тем паче смеяться: все это грех.
Надобно слушать и умом следовать за тем что читают и поют в церкви.
Если кому, ради послушания, и придется не быть в церкви, Господь не взыщет. Изо ста человек кто на послушании, кто на молитве. Если пяток, десяток соблюдают себя в чистых мыслях, они восполняют недостаток других. Кто обленился, тот исправится; кто бодрствовал, может впасть в леность: общий-то недостаток и восполняется за общие молитвы.
Надобно думать, что я на земном небе, на руках Божией Матери. «Десною Твоею рукою приим Ты, Слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный!» Видите ли: грехи-то огонь!
Молитва должна быть непринужденная: невольник не богомольник. Кто слова Божия не слушает, может ли послушать человека?
Выше сил Господь не требует от нас подвигов. И на молитве для чего не отдохнуть? Иногда воздремлете, а иногда пободрствуете. Преподобный Пимен быль очень снисходителен к немощным. Брат спрашивает его о другом брате, воздремавшем стоя на молитве: отче, толкну ли его, чтобы он проснулся? «А я бы ему еще руку подложил пусть бы отдохнул немного. Вот и у них те же немощи были. Которые благодать получили, те, конечно, уже бодрствовали.
По немощи не должно выходить вон из церкви, лучше посидеть: в этом греха нет.

Проповеди святителя Феофана Затворника о храме Божием

Наш храм Всех Святых

Наш храм Всех Святых уже стал культурной достопримечательностью Страсбурга подобно русским православным церквям в Париже, Ницце, Каннах. Некоторые называют его «жемчужиной Страсбурга» или «белым лебедем Страсбурга». Когда зарождалась наша община в 2003 году, никто не думал, что в обозримом будущем у нее будет свой великолепный храм. Это могло быть только мечтой. В начале своего существования община испытывала большие трудности с размещением.
Первым месторасположением прихода было небольшое помещение в центре города (по адресу: 6, rue du Coq), в котором и поныне проходят богослужения франкоязычнойправославной общины Страсбурга Московского Патриархата.
С апреля 2007 года приход Всех Святых переехал в помещение бывшего гаража по адресу 4, ruede Niederbronn. Однако это помещение стало очень быстро тесным для динамично растущего прихода и не отвечало его потребностям.
После визита Предстоятеля Русской Церкви в Страсбург в 2007 году начался долгий процесс выделения земельного участка под строительство православного храма в стиле традиционной русской архитектуры. С приходом на пост мэра Страсбурга Ролана Риса и его команды дело с выделением земли сдвинулось с мертвой точки.
17 января 2011 года Муниципальный совет города единогласно принял историческое решение предоставить Русской Православной Церкви землю для строительства храма и приходского центра на берегу канала Марн (canal de la Marne au Rhin), впадающего в Рейн, в квартале Пятнадцатого Совета (Conseil des Quinze). В непосредственной близости от этого места располагается городской парк «Оранжери» и европейские международные институты – Совет Европы, Европейский суд по правам человека и Европейский парламент.
19 июня 2012 года по благословению архиепископа Берлинского и Германского Марка (Русская Православная Зарубежная Церковь) на приход в Страсбурге была принесена чудотворная икона Божьей Матери Курская-Коренная. Перед святым образом был отслужен молебен с акафистом, а затем она была доставлена на участок, выделенный городом под строительство храма. В ситуации отсутствия средств и затягивания с выдачей необходимых разрешений это пребывание Матери Божией на участке вдохнуло надежду на помощь свыше.
21 декабря 2012 года городские власти выдали разрешение на строительство, подписанное мэром Страсбурга Роландом Рисом.
15 марта 2013 года вступил в силу договор об аренде земли, подписанный между приходом Всех Святых и мэрией Страсбурга на 99 лет с символической арендной платой – 15 евро в год.
4 декабря 2013 года Фонд строительства храма направил городским властям официальное уведомление о начале строительных работ.
7 декабря 2013 года был отслужен молебен на начало строительных работ в присутствии мэра Страсбурга и дипломатических представителей при Совете Европы.
31 сентября 2014 года, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, состоялась закладка первого камня в основание храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла закладку совершил архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.
30 марта 2017 года совершилась установка на бетонную конструкцию храма трех куполов и двух боковых крестов, изготовленных российским предприятием «Предслава», специализирующейся на изготовлении сложных кровельных конструкций для храмов.
Центральный купол, диаметр которого составляет 3 метра, а высота — 3,85 метра, а также малые купола, шатёр и кресты были изготовлены в Москве в мастерских «Предславы». В разобранном состоянии они были привезены во Францию на трех фурах. Представители французских строительных компаний высоко оценили качество изготовленных в России элементов конструкции кровли будущего храма, а также оригинальность решений российскими инженерами сложных для воплощения задач, связанных с установкой шатра и кровли.
Процесс сборки куполов занял несколько недель и проходил близ Страсбурга, в городе Эшо. Шатер собирался непосредственно на участке строительства. Доставка центрального купола из Эшо в Страсбург представляла собой сложную логистическую задачу, так как из-за своих размеров он относится к категории негабаритных грузов и для его транспортировки было необходимо наличие специального грузовика с платформой и сопровождение полиции на всём пути следования. Дорога, по которой купол везли в Страсбург, проходила под несколькими мостами, и перевозчикам необходимо было предварительно измерять высоту пролётов под каждым из мостов, чтобы гарантировать прохождение почти четырёхметрового купола, установленного на платформу, под ними. В одном из случаев «зазор» между вершиной купола и нижней частью моста составлял всего около 5-ти сантиметров.
Для подъёма и установки шатра, вес которого превышает 12 тонн, на участке строительства был привезен кран с выдвижной стрелой грузоподъёмностью до 250 тонн. Благодаря проведённым накануне подготовительным работам монтаж шатра и купола прошёл быстро и без осложнений. После установки на свод церкви шатра и центрального купола храм приобрел законченный вид, а золотые полосы, украшающие по периметру шатёр храма, придают ему особую нарядность и торжественность.
19 мая 2017 года состоялась торжественная церемония открытия духовно-культурного центра Русской Православной Церкви, который возводился на частные пожертвования в течение 3 лет. Символическую красную ленточку перерезали настоятель храма, представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы и при других международных европейских организациях игумен Филипп (Рябых) и мэр Страсбурга Ролан Рис.
25 мая 2017 года, в день праздника Вознесения, игумен Филипп (Рябых) совершил чин освящения приходского дома.
С 1 июня Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы и приход Всех Святых находятся в помещениях Духовно-культурного центра по адресу: 106 rue du général Conrad, рядом со строящимся храмом. Также в здании духовно-культурного центра
располагаются православная библиотека, конференц-зал, кабинеты для занятий и семинаров, трапезная, комнаты для персонала храма и центра.
4 июня 2017 года, в день Святой Троицы, в духовно-культурном центре, где в ожидании окончания строительства нового храма временно располагался храм прихода Всех Святых, была совершена первая божественная литургия.
23 декабря 2018 года состоялось малое освящение нового храма. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла чин совершил епископ Корсунский Нестор. Начиная с этого дня, община совершает богослужения в новом храме.

Архитекторы
Попечительский совет
Фонд поддержки строительства
Книга «Лепта»
Видео-хроника строительства
Фото-хроника строительства

Допускает ли христианство войну? Считает ли возможным участие верующего человека в боевых действиях? Ответ на этот вопрос, достаточно очевидный для всякого, кто знаком с богословскими традициями православия, католичества и протестантского «мейнстрима», оказывается почему-то труден для тех, кто оценивает христианство со стороны. Современная российская интеллигенция, читавшая Евангелие сквозь очки наивного позднесоветского гуманизма, возмущается всякий раз, когда христиане объявляют допустимой и достойной защиту с оружием в руках своих ближних, своих ценностей, своего Отечества.

При этом, как правило, ссылаются на библейскую заповедь «не убивай» (Исх. 20:13). Но пацифисты либо не знают, либо забывают, что в том же Ветхом Завете Бог многократно предписывал предавать смерти недругов богоизбранного народа, а также кощунников, колдунов, гомосексуалистов и других тяжких нарушителей религиозного закона. Собственно, заповедь «не убивай», если рассматривать ее в контексте всех ветхозаветных священных книг, относится по преимуществу к несправедливому убийству членов собственной этнорелигиозной общины — древнего Израиля.

Новозаветная этика выводит нравственные нормы за рамки одного этноса и одной религиозной общности. Однако в Евангелии и других новозаветных книгах нет и тени безответственного пацифизма. Война признается естественным элементом жизни в поврежденном грехом земном мире. «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» — говорит Христос (Мк. 13:7). Высокий нравственный идеал, который Спаситель предлагает человеку и обществу в Нагорной проповеди, говоря: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), не является социальным проектом, «обреченным на успех». Весь Новый Завет говорит о том, что грех, вражда и разделения будут умножаться в мире, постепенно доходя до крайней черты, за которой — суд Апокалипсиса.

Вот почему человек, воспитанный в подлинно христианском духе, должен быть готов столкнуться со злом насилия и ответить на это зло. Ничто не должно мешать христианину безропотно принять личное страдание, подобно Господу и многим святым. В русской истории известно немало страстотерпцев. Однако долг защиты ближнего, веры, Родины побуждает христианина взять в руки оружие. Вспомним периоды военных испытаний, когда и архиереи и святые призывали народ к вооруженному сопротивлению иноземным и иноверным захватчикам.

Итак, в христианской традиции есть вещи более важные, чем земная человеческая жизнь. Это жизнь и благо ближнего — своей семьи, своей общины, своего народа, вообще всякого человека, который терпит бедствие и страдание. Это вера — ибо лучше умереть, чем утратить ее. Это святыни — ибо ни при каких условиях христианин не должен обрекать их на поругание. Антропоцентрическая политико-правовая система, защищающая только земные интересы человека и общества, вряд ли когда-нибудь будет полностью одобрена христианством именно потому, что в ней ценности веры и Отечества, за которые способен умереть христианин, ставятся много ниже ценности выживания человека в этом мире, «ценностей» комфорта, достатка, здоровья, успеха. Христианство требует не жертв, но Жертвы — жертвы собой. Эта жертва не обязательно должна совершаться на поле брани — ею может быть и каждодневная мирная самоотдача. Но Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

И все-таки война — это всегда зло. Даже праведное убийство оскверняет человеческую душу. Не всякий мир оправдан и свят, но мир, позволяющий человеку сохранить веру и нравственно достойную жизнь, лучше войны. Более того: даже если война происходит, человеку, участвующему в ней, нужно хранить себя от злобы и неоправданного насилия. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви читаем: «Одним из явных признаков, по которым можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам┘ Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью и прочими порождениями ада┘ Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему». В том же документе говорится, что Церковь не может сотрудничать с государством в ведении гражданской войны или агрессивной внешней войны.

Итак, традиция христианского реализма смотрит на войны как на неизбежное зло и вдумчиво разделяет их на справедливые и несправедливые. Такой подход объединяет православных, католиков и большинство протестантов. Бескомпромиссный пацифизм свойствен лишь некоторым протестантским движениям, например «Свидетелям Иеговы» и квакерам. Конечно, эти люди имеют право на свои взгляды, равно как и на альтернативную службу. Однако не становится ли для них вольная интерпретация Библии «оправданием» эгоистического отказа от своего гражданского и человеческого долга?

Радикальный пацифизм противоречит не только многовековой христианской традиции, но и элементарной человеческой логике. Вряд ли кто-то из последовательных противников насилия захочет жить в государстве, где нет ни армии, ни полиции. Нет, эти люди живут среди нас. А значит, пользуются плодами самопожертвования других. И если одни реально рискуют жизнью, а другие требуют альтернативной службы близко от дома, в полной безопасности и комфорте, то в этом видится какая-то неправда.

Наши интеллигенты — не «свидетели» и не квакеры. Просто в их понимании христианство — это все то же человекобожие, только с легким запахом ладана и старых книг. Однако церковная традиция не проектирует воздушных замков, не строит Царства Божия на грешной земле. Те же, кто стремится к этому, построят лишь новую Вавилонскую башню.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *