Святые отцы о воспитании детей цитаты

Страница 1 из 14

Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих.

(Преподобный Нил Синайский)

Святитель Тихон Задонский

Из инструкции учителям «Как им в должности звания своего поступать»:

  • Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего не что иное, как меч у безумного.
  • Неисправных и ленивых и своевольных наказывать розгами, а иногда и словами, а своею рукою в голову или иначе как не дерзать.
  • Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так бесстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Из должности родителей и детей:
1. Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и в познание приводить Бога и Христа Сына Божия: кто есть Бог Тот, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и исповедуем и молимся Ему? И кто есть Христос и как Его должно почитать? Ради чего на сей свет все рождаемся и крестимся и чего после смерти ожидаем? Нынешнее житие наше не что иное, как путь, которым идем к вечности, добрый — к благополучной, злой — к неблагополучной. Рождаемся на сей свет не ради чести, богатства, пищи сладкой, одеяния красивого, богатых домов и прочего, ибо все сие при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благочестиво пожить, и Богу угодить, и после смерти к Нему перейти и в вечном Его блаженстве пребывать. Иначе ежели бы к сей жизни рождались мы, то нам бы во веки надо пребывать здесь; но противное видим. Ибо к иной жизни рождаемся и на путь мира сего вступаем, чтобы к тому дойти. Сего ради и крестимся, и веруем в Бога и Христа Сына Божия, и призываем имя Его, и в церковь ходим и молимся, да получим от Него то будущее блаженство. Все сие и прочее нужно вначале предлагать детям юным, чтобы они, приходя в возраст, приходили и в познание Божие и должности и надежды христианской. Отсюда чаять можно доброй надежды в юном сердце, когда оно так воспитываться начнет. Ибо как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореняется; и чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца. Сего ради нужно юности такое благочестивое воспитание. И когда сами родители или не могут, или звание их не допускает того делать, нужно им таких наставников искать и обучать детей. Многие детей своих учат иностранным языкам и художествам, но в деле благочестия не обучают, отчего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать; но таинствам веры обучать нужно, и нужно неотменно, и «едино есть на потребу» (Лк. 10, 42). Что во французском или другом каком языке, когда язык научен будет, а сердце не научено добру? Язык хорошо и красно витийствует, но сердце пусто без веры и издает смрад неверия, что и родителям беспечным, и детям бедственно.
2. Так как, по Писанию, «начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110, 10), вначале в юные сердца должно всадить страх Божий; ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как сим страхом, от того отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть, и со всяким человеком присутствует, и, что человек ни делает или мыслит, видит, и, что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, как и праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающего или зло творящего может в самом деле показнить, как о том читаем в историях, и ныне то же самое бывает. Сие им вначале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и тайно от всякого зла уклонялись, дабы как дети пред родителями своими, рабы пред господами своими, подвластные пред властями ничего непристойного не делали, но благоговейно поступали, как бы они пред Богом, все наблюдающим, поступали бы и ходили со страхом и думали, что Бог и с ними есть, и все их поступки видит, и может их показнить, когда худо будут делать. Хотя случается, что человек худого дела не видит, но Бог, больший всего света и Судия всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно…
3. Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч. 23, 13-14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их наказывает: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). Так и плотские родители должны последовать Богу и детей своих от любви наказывать. Ибо та любовь отеческая слепа, которая оставляет детей неисправных без наказания; истинная же и мудрая та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25).
4. Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21), но средним путем поступать, как выше сказано.
5. Во образ добрых дел самих себя им представлять. Ибо юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом; особенно же юные дети за правило себе имеют житие родителей своих; так, что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое, что видят. Ради чего родителям должно как от соблазнов беречься, так и пример добродетельного жития подавать детям своим, когда хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо более смотрят на житие родителей своих и то воображают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякого наставника слово, с жизнью соединенное, — изрядное и сильное наставление, сколько же более родительское наставление.
6. Любить детей и само естество родителей влечет и убеждает: и бессловесные любят свои исчадия. Чего ради и не нужно о том упоминать, только бы не была безрассудная любовь, как выше сказано.
7. Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение.
8. Насколько вредно небрежение о правильном воспитании и наказании детей и самим родителям и детям их, из вышеописанного всякий видит, и история свидетельствует об Илии, жреце израильском, который за то, что правильно не воспитывал и не наказывал сынов своих за предерзости их, и сам и дети его были наказаны от Бога.

  • Назад
  • Вперёд >>

Нестеров М. В. Видение отроку Варфоломею. 1889

НАСТАВЛЕНИЕ УЧЕНИКУ В ТУ МИНУТУ, КОГДА ОН СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБРАЛ ПУТЬ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ, ВИДЯ В НЕЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ ДЛЯ СЕБЯ ВОЗМОЖНЫЙ СПОСОБ ЖИТЬ: ТРУДИТЬСЯ НА ОБЩЕЕ БЛАГО, РАЗДЕЛЯЯ ТРУД ВЕЛИКОГО СВЕТЛОГО БРАТСТВА.

Что значит слово «ученик»? Что значит слово «сознательно»? Ученик — это вовсе не тот человек, что говорит себе и всем: «Я пошел за Учителем, пошел по его тропе, которую Он указывает людям. Хочу достичь цели и свидеться с Ним, а потому я и есть ученик”.

Ученик — это тот человек, который понял, что путь, по которому идет Учитель, это прежде всего путь, лишенный всякой вульгарности.

Ученик — это тот человек, в сознании которого перестали существовать некоторые понятия, как представления отжившие, не обозначающие более условных ценностей. Они вскрылись новому сознанию ученика как предрассудки, отягчающие день.

Такие условные земные понятия, как преходящий внешний блеск, богатство, зависть, соперничество, тщеславное искание выдающегося положения, ученик стал понимать как обстоятельства, затрудняющие ему путь освобождения, егособственные свойства еще не изжитой личности.

Ученик — это тот человек, в сердце которого разрушилась перегородка между «мои» и «чужие» как условная граница кровного родства и где стала ярко светиться для него живая Жизнь в каждом человеке потому — именно потому, что в нем самом засветилась прочно Жизнь, он смог Её искать во встречном, Еюобщаться и к Ней в нем взывать.

Это не значит, что просветленный зажегшейся Жизнью в самом себе ученик будет заниматься словесными тирадами с каждым встречным, желая в немвызвать определенное «настроение».

Это значит, что он сам будет действовать хотя бы уста его молчали, развивая в себе всю доступную ему мощь Кундалини, выливая во встречу из своего сердца наивысшее благородство и радость, какие он понял как неотъемлемые качества Учителя в его общении с людьми.

Ученик — это тот, кто стал прост и добр со своими встречными, потому что в сердце его исчезли все закорючки личности. И он мог в нем освободить пустое пространство для Света Жизни.

Жизнь заняла эту пустоту ученического сердца, где раньше жили личные чувства, и Она наполнила эти пустоты Своим гулом радости.

Ученик не думает ежеминутно о труде дня, как о несносном ярме. Он понимает, что его труд есть всегда радость. Если в тяжком труде он изживает свои страсти, выковывая такие главные силы, без которых был он выпущен в свет плохими воспитателями, как выдержка, самообладание, аккуратность, точность, тогда его труд приносит ему радость как первоначальную возможностьосвобождения. Если же он уже воспитан к плодотворному труду, то видит в своем труде счастье быть и становиться действенной единицей в данных сейчас ему месте, времени и нации, где он может понять высший импульс труда на земле — общее благо — и быть ему проводником.

Ученик — это тот человек, в действиях и поступках которого исчезло все пошлое и вульгарное только потому, что сила Жизни в нем стала первым стимулом при каждом действии на земной арене.

Жизнь трудового дня ученика — это прославление Единой Жизни во всех бесчисленных формах его собственного дневного труда.

Что значит в применении к такому способу жить слово «сознательно»!

Сознательный поступок ученика — это есть цельное, без компромиссов, решение. Решение, в котором оба творческих элемента человека — его мысль и чувство — живут в гармонии, слитые в одну силу: деятельную радость, творя, жить.

Что подразумевать под деятельной радостью, творя, жить? Жить в движущихся и развивающихся аспектах того Бога, которого понял как Силу Неустанногодвижения любви. Если хотя бы на минуту ученик выпал из понимания, что Божественная любовь мчит в вечном движении Свое творящее дыхание вселенной, — он сам остановился, радость в нем омрачилась и его день стал уже не легким движением Света, но тяжелым подвигом. Подвигом любви со вздохом, печалью, беспокойством и страхом.

«Сознательно» ученика есть выраженная водном слове, имеющая тысячи форм все та же его верность.

Верность как таковая есть первоначальный принцип мысли Единого.

Любовь есть первоначальный принцип чувства Единого.

Выбор ученика сознателен тогда, когда эти два принципа Вечности пришли в нем в гармонию не как идея светлого существа, но как единственная форма творчества, выливаемого им каждый день в весь труд и во все встречи.

Пространство и время, ограничивающие мысль и чувство обычного человека, не существуют как ограничительные принципы, для вскрывшегося сознания ученика. Его сознание становится космическим. Он легко делает все свои простые дела, если он человек средний и в нем нет особой одаренности. Его серый день радостно течет в орбите средних человеческих способностей. Все его духовные силы направлены не на дальние горизонты, но на простые, близкие дела, где его доброта светит всем окружающим и греет их.

Такой ученик всем светит и греет без специальных мыслей об этом. Светит и греет потому, что он несет свою доброту не из тесных и душных комнат, в которых рылся среди хлама маленьких и мелких мыслей обывателя. Мыслей, условно нажитых за свою узкую жизнь. Обыватели обычно, делая добро, думают, как много пользы приносят их поступки людям. Или с какой пользой ониподарили свои старые вещи своим ближним. При этом затруднив своимпониманием пользы и тех, кому они давали, и тех, через кого давали свои малостоящие подарки.

Ученик же несет свой свет и доброту во все дела и встречи, живя в тех без времени и пространства принципах Бога, аспекты Которого звучат в нем самыми разнообразными нотами радости. Он их черпал в себе, сливаясь с любовью Вечного, которую понял как отличительный признак каждого Учителя, за благородным поведением которого он хотел бы творчески следовать всею своею верностью.

Если же ученик несет в себе великую силу истинного таланта, — я не имею в виду притянутого за волосы так называемого таланта, — он движется не только в свои вдохновенные минуты по космическому пути. Он стоит всегда, во все минуты жизни, рядом с Учителем. Он не ищет подражать высокому благородству Учителя, он знает его в себе как первоначальный, отправной пункт всех своих жизненных эмоций.

«Выбрать” себе высокий путь по склонностям еще не значит стать на него. Нередки явления очень старых людей, имеющих свободное время, живущих не трудясь и раскрепощенных Жизнью от всех условных земных привязанностей и обязанностей. Или, наоборот, окруженных близкими, пользующихся их безвозмездными услугами, заботами, любовью. И те и другие старики всю жизнь «искали» возможности подойти к Учителю. И в старости остаются мертво стоящими в смысле своих исканий, ибо вся сила их мыслей обращена только на самих себя.

Следовательно, один из принципов Вечности, живущих в каждом человеке, они закрыли в себе постоянной мыслью — «я делаю”, «моя личность”, «мой труд”, «моя фантазия”, «моя сила” и т. д. У этих людей «я» и «мои» не пропускают любви эфирной вселенной в их душные, подчас неряшливые комнаты.

Стать на путь — это не значит искать, как встретиться с Учителем. Это значит жить в тихом и мирном прославлении текущего дня, каков бы он ни был вовне. И тот, кто живет в таком мире внутри себя, не может иметь немирного окружения вокруг себя. Ибо все живое — от вульгарного человека до высокой, благородной силы — склоняется перед благоуханием мира, льющимся из такого сердца. И тогда совершается то чудо, о котором говорится ученику: «Готов ученик — готов ему и Учитель”.

Рерих Н. Приказ Учителя. 1947 г.

Источник: Конкордия Антарова. Две жизни. Часть III. Книга вторая.

Святые отцы о чтении книг

Премилосердный Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников, оставил Богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума.

***

Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых.

***

Кающийся должен книги православные читать и узнавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы греха остерегаться, а добродетели научаться.

Святитель Тихон Задонский

***

Учитесь добру из божественных книг.

***

Не оставляйте чтение священной книги, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни.

Святитель Феофан Затворник

***

Читая книги святых, мы проникаемся их мыслями, их желаниями, их молитвами. От этого душа наша получает великое утешение, и радуется чистой радостью, радостью небесной.

***

Закон к религиозным книгам таков: всякие писания и наставления в подвиге, не имеющие ссылок на святых отцов, не признавать, как бы красно ни были они написаны.

***

Если напала и беспокоит, например, зависть на брата, то сейчас же искать в книге какого-нибудь святого отца о зависти. Так же — о духе блуда, если беспокоить будет — посмотреть подходящее чтение, равно и при других страстях поступать таким же образом. Так приучается человек обороняться и противостоять страстям.

***

Для чего нам надо читать учение святых отцов? Для того, чтобы поучаясь у них, могли познать свои страсти и немощи, и с кем имеем борьбу, как употребить орудие, и как вести брань с врагами нашими.

***

Если же удалитесь от чтения книг отеческих, то лишитесь мира Христова и любви.

Старец Паисий Величковский

***

При чтении житий святых хорошо заимствовать осуждение себя и смирение.

Святитель Феофан Затворник

***

Без примера в жизни и без чтения священных книг нельзя знать христианской и монашеской жизни.

***

Писание дано нам от Бога, как некоторое руководство к преуспеванию, однако имеет свои разделения; например: что особенно относится к властям, к среднему и малому возрасту, что к инокам, мирским лицам, супругам, девам и прочее.

***

Если не почитаешь день, два и более слова Божия — все мысли твои придут в большой беспорядок. И тебе тогда трудно установить их в порядок.

Святитель Феофан Затворник

***

Незнание Священного Писания и писаний святых отцов — великая стремнина и глубокая пропасть.

***

Чтением отеческих книг человек как бы принимает крепость.

Святитель Василий Великий

***

Лучшего способа нет, как изгнать злые памятования памятованиями добрыми.
Как много помогает в этом случае заучивание на память мест Писания — сказать нельзя.

Святитель Феофан Затворник

***

Великая вещь воистину есть Писания прочитание.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Великий дар от Человеколюбца, данный человеку, — книжное поучение.. И насколько выше душа тела, настолько иных всех дарований превосходнее Священное Писание.

***

Всякому желающему приобрести истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых отцов.

Святитель Игнатий Брянчанинов

***

Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви.

***

Заучивай на память евангельские слова и изречения святых блаженных отцов и жизнь их исследуй, чтобы иметь тебе все это предметом размышления.

***

Слова Божественного Писания читай делами.

***

Прекрати чтение божественной книги, когда душа не хочет уже читанием питаться — сыта, значит. Если поразит какое место, стой на нем и не читай более. Лучшее время для слова Божия — утро, житий святых — после обеда, святых отцов — незадолго пред сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить, на случай нужды, для возбуждения духа (разумеется, пред чтением прочитать молитву к Богу).

Святитель Феофан Затворник

***

Сонливый и невнимательный к слову Божию не способен ни к чему духовному и сам себя лишает всякого познания и, наоборот, самые грехолюбивые и развращенные, углубившись в Священное Писание переменялись от скверн греховных в святыню.

***

Не должно читать Слово Божие, а умом думать неуместное и срамное.

***

При рассеянии ума советуется чтение Священного Писания.

***

Чтобы забыли мы Книгу жизни — святое Евангелие, растленный разум и мир осыпал и осыпает нас своими книгами, преисполненными суеты мирской, говорящими только о земных благах и происшествиях, или удовольствиях, часто нисколько не питающих души, а только возбуждающих голод духовный.

Святитель Иоанн Кронштадтский

***

Если (при чтении Священного Писания) ты бы и не понимал, что читаешь, все же, от самого чтения, ты получишь великое освящение.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Слово Божие разгоняет уныние — сон души и уныние ума.

Святитель Феофан Затворник

***

Ты читаешь романы, журналы, газеты, и в них прочитываешь немало пустых речей.
С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая (или слушая) пустое разглагольствование? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или в чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех.

Святитель Иоанн Кронштадтский

***

Евангелие и Псалтирь при домашнем правиле приличнее читать стоя, но в болезни или немощи можно и сидя.

***

Хорошо полунощное время посвящать на чтение святого Евангелия.

***

Всякий из нас себя на всякий день да испытывает, что пользы от нынешнего чтения слова Божия получил.

***

Когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не пленяется никакими сетями вредных помыслов.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин

***

А которые не прилежат книжному Божьему учению, те сами не имеют духовного разума, и другим не могут принести пользу через советы и наставления о спасении.
Поэтому не ленитесь, читайте священные книги и иных поучайте, да сугубую награду получите от Бога.

Святой Симеон Новый Богослов

***

Книг мирских, не приносящих душевной пользы, тем более вредных, отнюдь не читать, даже не иметь в комнате.

***

Напоминание (перечитыванием или беседой) божественного хорошо тем, что оно всегда обновляет душу.

Преподобный Феодор Студит

***

Не нужно мирских книг читать, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение.

Преподобный Силуан Афонский

***

Духовная литература, образовывая душу, ум и сердце, готовит человека к вечности. А художественная – учит, как надо жить здесь, на земле.

Митрополит Иосиф (Чернов)

Как воспитать ребёнка в добродетели

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.

Преподобный Макарий Оптинский

В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать, переведи речь на его собственные проступки.

Святитель Иоанн Златоуст

Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда.

Старец Порфирий (Баирактарис)

Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

Старец Паисий Святогорец

Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях.

Старец Иероним (Апостолидис)

С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребёнок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим её, иначе же он её порвёт. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведём его, куда пожелаем.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Мы должны помогать нашим детям до определённого момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел Хранитель рядом.

Старец Паисий Святогорец

Нужно ли наказывать

Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрезвычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное хорошее, а есть и старинное худое; худому не надо подражать. Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы были исправными и добрыми. Хотя они ныне, пока молоды, и испытывают боль телесную (при наказании), но зато потом тебе не придётся испытывать о них боль сердечную… Однако умеренность во всём похвальна.

Святитель Тихон Задонский

Раны промываются вином, излечиваются маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью.

Святитель Амвросий Медиоланский

При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как это стыдно или неприлично», а говорите чаще: «Как это грешно и страшно». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его – пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказание.

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский

Почему у нас «чужие» дети

Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей.

Старец Паисий Святогорец

Детей отчуждение – дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?

Святитель Феофан Затворник

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже не радят о детях с их душою.

Святитель Иоанн Златоуст

Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами – диавола. С диаволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми.

Старец Порфирий (Баирактарис)

Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребёнка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть, – похожим на них.

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Как научить ребёнка молиться

Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитвы. Не делайте молитву слишком краткою, не бойтесь за усталость детей, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума пред Богом.

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *