Святые русской земли

Как в каждой православной церкви, в нашем храме справа от Царских Врат стоит храмовая икона. Это образ «Всех святых в Земле Российской просиявших». Название праздника недавно было изменено на «Всех святых в Земле Русской просиявших», но надписание на иконе осталось прежним, это разрешено традицией. Сакральное значение в иконе имеет только подпись имени святого рядом с каждым образом. Название же события, которому посвящена икона, не обязательно должно быть сформулировано точно по церковному месяцеслову: главное, чтобы оно соответствовало истинному смыслу изображенного.

Храмовая икона «Всех святых в земле Российской просиявших» написана в традиции московской школы иконописи конца XV-XVI веков. Автор этого замечательного образа – известный петербургский иконописец Христина Прохорова. Заказчиком иконы и жертвователем является некоммерческое партнерство «Клуб православных предпринимателей» (директор Агеев Александр Иванович). В храм икона пришла 27 января 2012 года, в памятный День снятия блокады Ленинграда. Икона кажется слишком большой для нашей церкви. И это не случайно. По благословению святейшего патриарха Кирилла и распоряжению президента В.В. Путина в Парке Победы должен быть построен храм-памятник, который достойно увековечит память сожженных и похороненных в нем людей и заменит нынешний небольшой храм-часовню.

Иконографическую концепцию образа всем русским святым разработал свт. Афанасий Ковровский, исправлявший и редактировавший текст службы «Всем святым в Земле Российской просиявших» по решению Поместного Собора 1917-1918 гг. По его описанию было изначально написано две разных иконы, но каноническим образцом стала только одна, созданная монахиней Иулианией (Соколовой). Икона матушки Иулиании легла в основу иконографии, созданной в Русской Зарубежной Церкви, где она была дополнена изображением святых царственных страстотерпцев и новомучеников российских. После канонизации Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году святых новомучеников и исповедников Церкви Русской изображение их собора добавилось и на иконы, написанные в России.

Рядом с храмовой иконой находятся святыни, которые делают нашу церковь местом сугубой молитвы о Русской Земле, столь нужной Отечеству в это неспокойное время. Это (пока только в виде репродукции) образ св. блгв. кн. Александра Невского, защитника Русской Земли, и ковчег с мощами преподобных, почивающих в Киево-Печерской лавре. Самые первые русские святые, стоящие у истоков нашей духовной истории, мистически пришли к месту новой Русской Голгофы XX века. Здесь, среди тысяч, сожженных и похороненных в парковом пруду покоится прах множества невинно убиенных страстотерпцев. Они — новые ветви древа русской святости, которое пустило свои первые побеги более тысячи лет назад в пещерах Киево-Печерской лавры.

Икона «Всех святых в Земле Русской просиявших» необычна. Других подобных образов с изображением святых, где бы земля занимала все иконописное пространство, вертикально поднимаясь вверх, не существует. Обычно святые изображаются стоящими на условной полосе – поземе – и фигуры их со всех сторон окружены золотым или охряным фоном. Этот фон символически указывает, что Божии избранники только образно являются в нашем грешном мире, в реальности же они вечно пребывают в Царстве Славы Господа Иисуса Христа, в Небесном Иерусалиме. Земля занимает место символического фона только тогда, когда икона рассказывает о пребывании Бога на земле: о Его Рождестве, Крещении, Втором Пришествии для Страшного Суда, — ведь где Бог, там и Небо. Икона «Всех святых в Земле Русской просиявших» своей необычной композицией свидетельствует: Бог с нами! Наша, населенная святыми земля, восходит прямо к Божественному Престолу. Святые угодники не покинули Русскую Землю. Своим присутствием, своими молитвами они наполняют ее благодатью Святого Духа, делают «Святой Русью», которая жива и неотделима от Пресвятой Троицы. Икона «Всех святых, в Земле Русской просиявших» — это икона нашей святой Русской Земли.

Обилие благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на нашу землю молитвенным стоянием русских святых, на иконе метафорически представлено в виде потока полноводной реки, которая течет от престола Пресвятой Троицы. Эта метафора взята из Евангелия, где Иисус Христос несколько раз сравнивает дары Святого Духа с живой водой: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37). В разговоре с самарянкой у колодца Господь призывает к Себе всех «жаждущих» истины как к новому, истинному источнику: «…всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:10,13-14).

Русская земля, напоенная живой водой благодати, словно расцветает на иконе сотнями образов святых. «Им несть числа во всей истории Руси, — говорил псково-печерский старец Иоанн (Крестьянкин), — явленные и неявленные, множество святых мужей, жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов… Разные свойства русской религиозности являют они, но роднит их то, что все они напоены одним духом – духом святой веры и церковного благочестия, Духом Христовым». Образы святых соединены между собой в группы, которые сливаются в единый поток. Символическая река русской святости на иконе течет вверх, восходя навстречу реке, символизирующей нисхождение Святого Духа на Русскую землю. Поток святых в центре иконы разделяется на два рукава, которые огибают белые стены Успенского собора Московского Кремля. Перед его престолом, осененным Владимирской иконой Божией Матери, стоят московские святители. Сначала Петр и Алексий, за ними – Феогност, Иона, Гермоген, Филипп, Иов, Фотий, Макарий… Рядом – преподобные, юродивые, благоверные… Имена каждого написаны в нимбе вокруг лика. Литургическое служение московских святых у главного престола страны раскрывает основную тему иконы: причастие Русской земли Богу.

«Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить – течет она вперед или вспять» — говорил Иоанн (Крестьянкин). Псково-печерский старец разделил русскую религиозную историю на семь периодов от святого князя Владимира до сего дня, сравнив их с Семью Таинствами. «Первый период — Владимирский – соответствует Тайне Святого Крещения. Он короток, но необычайно знаменателен, вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа, вследствие устремления к новой цели. Рождение от воды и Духа. Тогда появляются первые святые – наставники истинной веры и наши ходатаи ко Владыке». На иконе равноапостольный Владимир, вместе со своей семьей – святой бабкой, княгиней Ольгой, сыновьями-страстотерпцами Борисом и Глебом и другими киевскими святыми – изображен в самом низу по центру как бы внутри древнейшего русского храма – Киевской Софии. Это место соответствует месту символического корня духовного древа русской святости. С двух сторон от него в темных пещерах – киево-печерские преподобные. В Киево-Печерском монастыре мощи святых монахов покоятся в двух пещерных комплексах – Ближних и Дальних пещерах. Слева изображены святые Ближних пещер, и впереди всех – прп. Антоний Печерский, основатель русского отшельнического монашества. Справа – святые Дальних пещер. Первым среди них стоит прп. Феодосий Печерский – основатель русского общежительного монашества. Святые Киево-Печерского монастыря, вместе с киевскими святыми и равноапостольным Владимиром являют собою фундамент символического храма русской святости, знаменуют начало домостроительства Духа Святого на Русской Земле.

Над киевскими святыми, ровно по оси куполов Киевской Софии и московского Успенского собора изображен на возвышении царь-страстотерпец Николай II в окружении семьи. С двух сторон от царственных мучеников стоит сонм новомучеников: святых, отдавших жизни за свои христианские убеждения в годы безбожных гонений XX века. Несмотря на то, что святые новомученики совсем недавно вошли в сонм русских святых, их место внизу иконы. Они своей кровью укрепляют фундамент храма русской святости.

Образ Николая II не случайно становится символическим центром святых новомучеников. Он не просто мученик – он убиенный Помазанник Божий, и его царский престол, как и литургический престол в церкви, символизирует престол Царя Царей и Великого Архиерея Иисуса Христа. Царь – образ Христа Вседержителя, а его земное царство — образ Царствия Небесного. «Царь убо естеством подобен есть всем человеком, властью же подобен есть Вышнему Богу», — писал великий русский старец, преп. Иосиф Волоцкий (†1515г.) Поэтому на иконе Русской Святости Николай II единственный стоит на возвышении, облаченный в красные с золотом одежды, словно покровы престола Успенского собора у него над головой.

Когда свт. Афанасий (Сахаров) разрабатывал композицию иконы Собора Русских Святых, царская семья и собор новомучеников не были проставлены в лике святых и большинству, запечатленных на иконе, еще только предстояло взойти на свою Голгофу. Не ведал владыка, что через четыре года он и сам вступит на исповеднический путь, а празднование Всем русским святым по исправленной им службе впервые совершит 10 ноября 1922 года в 172-й камере Владимирской тюрьмы. На написанной монахиней Иулианией (Соколовой) иконе, ставшей иконографическим образцом, ряда новомученников еще нет. Он появился позже. На написанных же после 2000 года иконах есть и образ самого свт. Афанасия – он изображен третьим во втором ряду слева от семьи царственных страстотерпцев.

Святитель Афанасий задумал круговую композицию иконы, где группы святых должны были располагаться по ходу солнца, последовательно отображая юг, запад, север и восток России. Пополненная новым рядом круговая композиция иконы стала более сложной, однако в ней сохранился образ совершенного единства, символом которого является круг. Мы видим, как с двух сторон от центра поднимаются ветви русской святости: слева расположены сонмы подвижников, освящающие западные пределы русской земли, справа – восточные.

Слева от собора киево-печерских преподобных изображены святые южной Руси, черниговские князья-мученики Михаил и Феодор, переяславские и волынские чудотворцы с преподобным Иовом Почаевским. Справа от Москвы — святая Троице-Сергиева Лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками. Выше стоят святые, утверждавшие православие в Смоленске, Бресте, Белостоке, Литве. Обилием святых на северо-западе Отечества прославились Новгородская и Псковская епархии. Крону великого русского древа образует Северная Фиваида, так образно называются монастыри северных русских земель. Слева направо в верхней части иконы изображены петроградские, олонецкие, белозерские, архангелогородские, соловецкие, вологодские и пермские угодники Божии.

В правом нижнем углу начинает свой рост ветвь святых русского православного востока. В самом низу мы видим изображение святых древних Церквей Кавказа: Иверии, Грузии и Армении. Выше предстоят в молении Христу сонмы тамбовских, сибирских и казанских чудотворцев. Казанская явленная чудотворная икона Богоматери осеняет восток Святой Руси. Над ними – все святые среднерусских земель: угодники Ростова и Яро­славля, Углича и Суздаля, Мурома и Костромы, Твери и Рязани, древнего Владимира и Переславля Залесского. «На Святой Руси «нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих его» (Рим. 10: 12). Русские, греки, болгары, сербы, украинцы, молдаване, немцы, карелы, венгры, татары, алеуты и др. – разные народы, жившие на Русской земле, и исповедовавшие Православную веру, вне зависимости от национальности, вошли в Святую Русь, освятили ее своим духовным подвигом» (В.Лепахин).

Русская земля, населенная святыми, поднимается до самых облаков, до Небесного Иерусалима, где, освященные золотым светом Божественной Славы, престоят Престолу Святой Троицы Пречистая Богородица и святой Иоанн Креститель, святые архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Варфоломей и Андрей, святители Фотий и семь Херсонских священномучеников, великомученики Георгий и Димитрий Солунский, святитель Николай Мирликийский и просветители словенские Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской Церковью. Они молятся вместе со святыми Русской земли за всех живущих на ней, за каждого, праведного и грешного, верующего и неверующего, за всякого человека, кто ходит по нашей освященной кровью мучеников, отмоленной у Господа и напоенной благодатью Духа Святого Русской Земле.

О.В. Губарева.

Литература:
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в Неделю Всех святых,в земле Российской просиявших.
Губарева О.В. Вопросы иконографии святых царственных мучеников. (К всероссийскому прославлению Императора Николая II и Его Семьи). СПб, 1999.
Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М.: «Отчий дом», 2000. С. 3-21.
Лепахин В.В. Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. В 2-х частях.
Чинякова Г.П. Русь Святая, храни веру православную! «Даниловский благовестник». Вып. 9, 1998. С. 71-77.

***

Стихира на Великой Вечери праздника «Всех святых в земле Русской просиявших»

Автор стихиры: старший регент хора Троице-Сергиевой Лавры и руководитель объединенного хора ТСЛ и МДАиС, заслуженный профессор Московской Духовной Академии архимандрит Матфей (Лев Васильевич Мормыль), (почил о Господе 15 сентября 2009 г.)

Земле Русская,
Граде святый,
Украшай свой дом,
В нем же божественный
Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская,
Красуйся, ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь Святая, храни Веру Православную,
В ней же тебе утверждение.

День всех святых

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» — Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней.
Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник».

Впрочем, «в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути», и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» ( Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.

Строительство храма в Московском Парке Победы обусловлено тем, что фактически, этот парк — огромное кладбище. В советское время долго скрывалось то, что во время войны там находился кирпичный завод-крематорий.

Архитектором храма является Шустерман Сергей Владимирович, это его первый подобный проект. Генеральным подрядчикорм выступило ООО «Зодчий-Строй». По милости Божией, наш храм был воздвигнут в рекордные сроки: 11 января 2010 года началась установка забора вокруг будущей строительной площадки, а уже 7 мая 2010 года храм был освящен! Открытие и освящение храма было приурочено к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Освящение храма совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Ему сослужили епископ Петергофский Маркелл и духовенство Санкт-Петербургской епархии при большом стечении богомольцев. Сразу после освящения в храме стали совершатся
ежедневные регулярные утренние и вечерние богослужения-Божественные Литургии и вечерние богослужения. Несколько раз в день совершаются панихиды.

2 четверть (урок №12)

«О России петь- что стремится в храм»

Тема урока: «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.

Князь Александр Невский. Сергий Радонежский».

Цели урока: активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно-нравственное воспитание учащихся.

Задачи урока:

— исследование исторической памяти русского народа на основе анализа житий русских православных Святых (святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;

— жанровое музыкальное конструирование Величания русского православного Святого;

— выведение «символического» определения Святости человека в русской национальной культуре.

Оборудование:

— записи древнерусских церковных песнопений («Хвалите Господа с небес», «Земле Русская», «Величание Божией Матери» знаменного распева) и колокольных звонов;

— кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева (№4);

— лики Святых; фрагменты картин Н. Некрасова «Ледовое побоище» и А.Д. Кившенко «Невская битва», «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву»;

— материалы для компьютерной поддержки.

Тип урока: интегрированный (народная культура и музыка).

Ход урока.

1. Вступление.

Звучат слова былинного сказителя: «О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…».

Слово учителя:

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось.

2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых.

На звуковом фоне древнерусского церковного песнопения конца 17 начала 18 века («Хвалите Господа с небес» — знаменный распев) заставка с темой урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» и проходит зрительный ряд графических файлов с изображениями русских православных святых (святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых).

Учитель:

— Кто эти люди? Кем они были? Что их объединяет?

Графический файл: «Князья Александр Невский и Дмитрий Донской».

Учитель (на фоне колокольного звона (набат) и картины «Осада Владимира ханом Батыем»):

— Стоном полнилась русская земля от набегов монголо-татарских, города и села разграблены, жители перебиты или угнаны в плен. Погибла ли Русь?

Звучит фрагмент кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева («Вставайте, люди русские» — №4).

Учитель:

— Нет, появляются герои – князья Александр Невский и Дмитрий Донской.

Учитель:

— Две исторические личности, почти два поколения разделяют их между собой, а как похожи?

Как говорят летописи (учитель обращается к изображению Александра Невского): «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» За что же снискал себе славу Александр, сын князя Ярослава?

Учитель:

— Самыми знаменательными были битвы со шведами и немецкими рыцарями: 1240 год – битва на реке Неве (на экране появляется картина А.Д, Кившенко «Невская битва»), 1242 год – битва на Чудском озере (а экране появляется картина Н. Некрасова «Ледовое побоище»).

Учитель:

— Много врагов было у Руси, а друзей–то у нее, по правде сказать, со всех сторон никогда и не было. Что же нужно было шведам и немцам в русских землях?

— Насильно хотели они утвердить на Руси вместо православной веры католическую.

— Князь Александр понимал, что Русь будет жива и под игом монголов, пока хранится в ней православие, и погибнет даже при внешнем могуществе, если потеряет свою веру. Только ли ратными делами снискал себе славу князь Александр?

— Умел князь речами мудрыми да хитрыми добиваться своего. Сам он едет в Золотую орду и вымаливает у монгольских ханов облегчение для русского народа.

Учитель:

— «Это был князь – хозяин, князь – строитель.» Беззаветное мужество сочеталось в нем с высоким доверием к людям, состраданием к страждущим, голубиная кротость при орлином полете, стремление к славе родной земли. (На экране проигрывается финальный эпизод художественного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».)

Плохо стало на Руси после смерти Александра Невского. Его сыновья стали воевать друг с другом, даже стали призывать на русскую землю татар. Погибла ли Русь? Вырастила и воспитала она еще одного сына своего верного – Дмитрия Донского. Какое знаменательное событие прославило этого человека?

Ученик:

— Куликовская битва – 1380 г.

Учитель:

— Но сомневался Дмитрий Донской в своей победе. Понимал, что для победы над диким противником одних человеческих сил недостаточно. И к кому же он обращается за советом и поддержкой для принятия решения? (На экране появляется картина А.Д. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».)

Ученик:

— К игумену Сергию Радонежскому, основателю Троицкого монастыря.

Учитель:

— Почему именно к Сергию Радонежскому обращается за благословлением князь Дмитрий?

— Ни один человек в то время не претерпел столько лишений и страданий, сколько преподобный Сергий.

— С молодости хранил он в сердце горячую любовь к Отечеству и всегда помнил о бедах земли Русской. Для чего же он ушел в глухие места от мирской жизни?

Ученик:

— Чтобы усерднее служить людям.

Учитель:

— Как?

Ученик:

— Молиться.

Учитель:

— Какой силы придал Сергий Радонежский князю Дмитрию?

Ученик:

— Силы духа.

Учитель:

— Дмитрий Донской остался в памяти народной Великим полководцем, создателем первого белокаменного кремля, как человек, сплотивший в единый народ жителей разных русских земель и утвердивший ведущую роль Москвы в создании могучего русского государства. Боялись ли эти князья смерти?

Ученики высказывают различные мнения.

Учитель:

— Конечно боялись, иначе не сомневались бы. Но жить хотели больше смерти, Родину любили больше жизни, поэтому ради нее шли на все, и за это наделены были ореолом святости.

3. Как прославить подвиг?

Учитель:

— А как можно прославить такой подвиг?

Ученик:

— Написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах…

Учитель:

— А можно ли прославить подвиг средствами музыки?

Ученик:

— Конечно.

Учитель:- Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего?

Ученик:

— Вокальная.

Учитель:

— А каков был бы жанр вокальной музыки?

Ученик:

— Песня.

Учитель:

— Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент?

Ученик:

— Нет. Музыка может быть а каппелла.

Учитель:

— Какой характер имела бы такая песня?

Ученик:

— Величавый, торжественный.

Учитель:

— Какое название носит торжественная песня, прославляющая что либо или кого либо?

Ученик:

— Гимн.

Учитель:

— А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера?

Ученик:

— Громкая динамика, средний темп, штрих — маркато…

Учитель:

— Давайте послушаем образец такого славления Святого. (Слушаем » Величание Божей и Матери» знаменного распева.) Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали?

Ученик:

— Нет.

Учитель:

— Назовите два самых ярких несоответствия.

Ученик:

— Медленный темп, тихая динамика…

Учитель:

— Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: души или тела?

Ученик:

— Души.

Учитель:

— А кричат ли о духовном подвиге?

Ученик:

— Нет, его не совершают ради похвалы.

5. Рефлексия: Кого называют Святым?

Учитель:

— Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой?

Ученик:

— Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и стремится к совершенству.

Учитель:

— Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем как богаты мы! И только по мере того, как мы будем углубляться в созерцание этих высоких образов христианской жизни, изучая в них черту за чертою, перед нами будет раскрываться все чудное наследие, которым они нас обогатили.

На экране, на звуковом фоне стихир русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории.

День всех Святых католики ежегодно празднуют 1 ноября — это один из десяти главных праздников римско-католического литургического года, имеющий ранг великого торжества.

День всех Святых отмечают и православные — дата праздника в православной церкви является переходящей и всегда празднуется в следующее воскресенье после Троицы.

Суть праздника как у православных, так и у католиков одна — почитание всех Святых, начиная с самых ранних веков христианства, которые услышав Слово Божие приняли Его в свое сердце и, следуя за Христом, спасли свои души.

Когда возник праздник

Память Святых почиталась еще с ранней христианской церкви, когда Святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. О подвиге тысяч никогда не будет известно, в том числе и о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа.

© photo: Sputnik / Nataliya Seliverstova Города мира. Ватикан Существуют множество свидетельств об обычае сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения.

Днем почитания этих Святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба. В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь.

Первое упоминание о Дне всех Святых отмечено в IV веке. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

В западной церкви

Праздник был введен в VI веке и первоначально отмечался, как и на Востоке, в первое воскресенье после Пятидесятницы. Позже праздник был перенесен на 13 мая, на день освящения храма в Риме в 610 году в честь Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres), которую перестроили из языческого пантеона при папе Бонифации IV.

По приказу Папы Григория III праздник, который переименовали в День всех Святых, перенесли с VIII века на 1 ноября — этим христианская церковь хотела искоренить языческие традиции празднования кельтского Нового года.

© photo: Sputnik / Natalia Seliverstova Города мира. Ватикан На староанглийском языке предпраздничная ночь звучала как All Hallows Even (Вечер всех Святых), или сокращенно — Hallowe’en, а потом еще короче — Halloween. Так и появилось современное название праздника Хэллоуин, который отмечают по сей день.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех Святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству.

За Днем всех Святых у католиков следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября.

В православии

Собор всех Святых — ежегодный переходящий праздник, который 2018 году будет отмечаться 3 июня. Во всех православных храмах в этот день проводится праздничная литургия, читаются хвалебные каноны и служится общий молебен в честь всех последователей Иисуса Христа — пророков, мучеников, исповедников, пустынники, преподобные, святители, Христа ради юродивые.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver Троице-Сергиева Лавра Не случайно этот день назначен после праздника Троицы, ведь именно Троица считается днем становления православной Церкви. Стараниями и жертвами уверовавших людей православие было распространено по миру, и в награду все содействовавшие этому были приняты как равные в Царствии Небесном.

В этот день во всех храмах проводится праздничное богослужение и вспоминаются деяния служителей Господа. На утренней литургии традиционно читаются все Евангелия, в которых повествуется о Воскресении Иисуса Христа.

Молитвы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Уникальный праздник. Потому что в это воскресенье Церковь вспоминает всех святых, рожденных Россией, рожденных не по факту жительства их отцов или национальной принадлежности, нет! Среди Российских святых были выходцы из других стран, и не только русские — греки, немцы, евреи, поляки, татары… Дело тут не в происхождении, не в национальности. Дело в том, что все они явили нам подвиг святости именно на Российской земле, воплотив в себе то лучшее, ту великую Правду, которую восприняла в христианстве наша Родина. Поэтому Русская православная церковь особо чтит память этих святых, считая их заступниками, защитниками, небесными покровителями земли Российской. И тем ориентиром — нравственным, духовным, — который должна сохранять нация. Сохранять, постоянно соизмеряя себя с ним, — для того чтобы оставаться нацией, а не биомассой разрозненных индивидуумов, озабоченных достижением сиюминутного благополучия.

Хирург и архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, сейчас уже прославленный в лике святых, говорил, что если бы мы внутренним оком обозрели всех людей, когда-либо живших на земле и ныне живущих, то все это неисчислимое множество душ можно было бы разделить на три категории. Первую, самую многочисленную группу, можно назвать «народом земли» — это те, чья главная цель, чьи устремления, всегда направлены на достижение земных благ. Благ, которые человек получает от материального мира. Причем, вот парадокс, не важно, будет ли такой человек алчным воротилой-миллионером, просто удачливым делягой или полунищим, всю свою жизнь бьющимся за кусок хлеба. Как ни странно, успешность в достижении земных богатств тут не играет роли: Бог смотрит не на размер твоего кошелька, Он зрит состояние твоего сердца.

Прожженный хищник, хапающий все, что плохо лежит, позабыв стыд, совесть и осторожность, ничем не хуже обираемого им бедняги, если тот позволяет зависти и ненависти к обидчику захватить свое сердце, испепелить свою душу. Грех — оружие двойного назначения: он губит не только тех, кто этот грех совершает, но и тех, кто от греха итак пострадал — губит, пытаясь втянуть обиженного в адову воронку злобы, отчаяния, ненависти и жажды мести.

Итак, решающим является то, на что именно направлены все твои мысли, все усилия, все порывы души. Так вот для народа земли духовное не является чем-то жизненно важным и необходимым, такие люди — пленники непрерывных забот о жизненном благополучии, заложники вечной борьбы за свое земное существование. Если они и интересуются духовным, то не глубоко, не меняя своей приземленной сути. Таков народ земли — люди душевные, а не духовные. Основная масса рода людского.

«Со страхом и болью, — читаем мы дальше у святителя Луки Войно-Ясенецкого, — видим мы на левом фланге человечества несравненно худших и даже страшных людей. Видим людей-скотов, людей-зверей, людей-извергов и даже людей-бесов». Святитель Лука имел полное право выражаться так жестко: предательство, доносы, потеря близких, пытки в лагерях, где великий хирург и великий человек провел в общей сложности одиннадцать лет, лишившись здоровья. Но не утратив веры в Бога и любви к людям. Кстати, мерилом святости как раз и является способность любить. Не умение творить чудеса, видеть на расстоянии, что-то особенное чувствовать или проявлять какие-то иные сверхспособности, которыми так бахвалятся экстрасенсы, а именно дар любить — показатель святости. Да и высшее чудо на свете. Любить даже ненавидящих и обидящих тебя. Когда человек поднимается до таких высот духа, он уподобляется Христу. Это явление называется «обожение».

«А на правом фланге народа земли, — продолжаем читать святителя Луки Войно-Ясенецкого, — видим цвет и славу рода человеческого, тех блаженных и благословенных Богом людей, которых великий Иоанн Богослов называет детьми Божьими, друзьями Христовыми». Кто такие друзья Христовы?

Среди святых были люди всех сословий: от царей-императоров до бездомных и безродных нищих. Святыми становились те, кто с детства отличался праведностью, был рожден и воспитан в семье людей безгрешных, но и разбойники, наводящие страх и ужас на окружающих своими зверствами. Были святые, хранившие целомудрие и девственность как зеницу ока, но помнит Церковь и раскаявшуюся блудницу. Победоносные военачальники и тишайшие монахи, удалившиеся от мира. Образованнейшие люди своего времени и совсем неграмотные юродивые, к которым, тем не менее, прислушивались цари. Инженеры, купцы, воины, поэты-гимнографы, иконописцы, богословы, священники, монахи-черноризцы… Их всех, таких разных — по происхождению, социальному статусу, темпераменту, характеру, жизненному опыту, образованности — объединяет главное: однажды Господь их позвал, и они отозвались на этот призыв.

Кстати, это очень важно, что наши святые такие разные: Господь никогда не ломает человека, не равняет всех под одну гребенку. Ему не нужны безликие, послушные марионетки, Он бережно относится к человеческой индивидуальности, гораздо бережнее, чем мы сами. Господь никого не берет силой. Он стоит и стучит в дверь наших сердец и терпеливо ждет, когда мы распахнем Ему навстречу наши сердца.

«Есть люди, — писал в последний год своей жизни Александр Сергеевич Пушкин, — не имеющие никакого понятия о житии того святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Сам Александр Сергеевич, названный в честь святого Александра, архиепископа Константинопольского, не только помнил о своем святом, почитал его, но и внимательнейшим образом изучал агиографические сборники (агиография означает жизнеописания святых). Это чтение вдохновляло поэта, сохранилась выписка, сделанная рукой Пушкина из «Житий святых» Димитрия Ростовского. Приведу эти слова уже в переводе на русский: боюсь, что мы все так далеко ушли от истоков, что не сможем, вслед за гением, восхититься музыкой церковнославянского слога. Итак, «Описания жизни и прославления святых подобны по светлости звездам: подобно тому как утвержденные на небе звезды светят во всей поднебесной, так что они видимы индийцам и не скрыты от скифов, озаряют землю, светят в море и управляют кораблями плавающих, и хотя не знаем их названий по причине их многочисленности, однако дивимся их светлой красоте. Так и со светлостью святых: хоть их останки и скрыты в гробах, но их силы в поднебесной не ограничены земными пределами, и мы дивимся их жизни и изумляемся славе, которой Бог прославляет угодивших ему».

Жития святых для наших предков были не только ориентиром христианской жизни, подсказывали, как поступить в той или иной ситуации, они обогащали читающего пониманием неразрывности связи между прошлыми поколениями и тобой, связью между земной жизнью и горней, Царствием Небесным. Именно святость была тем идеалом, той моделью поведения, к которой стремились. А теперь давайте задумаемся, каких кумиров нам часто навязывают СМИ, по каким образчикам предлагают строить свою жизнь? Чьи имена все время на слуху?

Может, одним из плюсов коронавирусной пандемии стало то, что общество начинает ценить труд медиков — докторов, медсестер, нянечек, учёных… Они герои дня. И есть глубочайшая символика в том, что сегодня два праздника совпали. «Отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя, — считал святитель Лука Войно-Ясенецкий. — Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим». Разве это не о тех, кто с риском для жизни, забыв себя, своих близких, вытаскивает всех нас из пропасти пандемии? Святым мы молимся. За врачей тоже, и часто. Но сегодня им надо обязательно сказать слова благодарности. С праздником!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *