Святые Владимирской области

Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово

Зима – лучшее время для путешествий! И для этого совершенно не обязательно брать отпуск. Если вы хотите ощутить дух и настроение исконно русских городов, совершить паломничество к православным святыням и в вашем распоряжении есть только выходные, отправляйтесь в поездку по городам Золотого кольца России.

Владимир

Владимир. Успенский собор с высоты птичьего полета

Садимся в машину и из Москвы по шоссе Энтузиастов, а потом по трассе М-7 через Покров и Петушки едем во Владимир! Всего три часа в пути – и вы попадаете в совершенно иной мир: тут вам и ярмарка, и вкуснейшие пироги да расстегаи, и чаи на пряных травах, и сладкая медовуха, и гармонисты, и самое главное – потрясающе праздничное настроение! Вас просто захлестнет водоворот качелей-каруселей на площади перед Успенским собором и катание на санках с городских валов. Да и люди здесь совсем другие – непосредственные, открытые, улыбчивые.

Владимирцы любят свой город, умеют принимать гостей и создавать доброжелательную атмосферу в любое время года, зимой же здесь особенно хорошо и как-то совсем уж «по-русски».

Вы помните, что Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси?

Помните, что Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси? Долгое время город был политическим, историческим и культурным центром, он имеет богатую многовековую историю. Располагаясь на высоком берегу Клязьмы, Владимир может похвастать панорамными видами на реку и окрестности – впечатляющее зрелище.

Золотые ворота

Визитной карточкой Владимира считаются Золотые ворота. Въезжая в старый город, мы проезжаем под ними, любуясь их величием и красотой. Построены они были в середине XII века и представляют собой белокаменную арку, над которой высится надвратная церковь. В давние времена к арке с двух сторон примыкали крепостные валы, частично сохранившиеся до сих пор. Они возводились с оборонительной целью – защищать город от вторжений. Сегодня одной из излюбленных забав взрослых и детей Владимира является катание с валов на санках и ледянках.

Основные архитектурные достопримечательности Владимира построены еще в XII веке и сохранились по сей день! Вы только вдумайтесь, сколько всего произошло за девять сотен лет! Собственно, сюда и едут туристы, чтобы посмотреть на старину, и мы последуем их примеру.

Успенский собор

Главная православная святыня Владимира, созданная мастерами-каменщиками еще до монголо-татарского нашествия и дошедшая до нас, – Успенский собор. Он расположен в самом центре города, на Соборной площади. Это архитектурная доминанта и исторический центр города.

Именно в стенах Успенского собора во Владимире венчались на княжение владимирские и московские князья, здесь сохранились фрески, принадлежащие кисти самого Андрея Рублева!

Роспись Успенского собора. А. Рублев. Престол уготованный, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел

Слева от царских врат иконостаса вы увидите чудотворный список Владимирской иконы Божией Матери XVII века – подлинная икона хранится в Третьяковской галерее. Одна из святынь Успенского собора – покоящиеся здесь мощи князя Андрея Боголюбского, коварно убитого в 1174 году и причисленного к лику святых в 1702 году. Именно при нем в полную силу расцвело Владимиро-Суздальское княжество и столица всех русских земель перенесена из Киева во Владимир – тем самым была поставлена точка в истории Киевской Руси.

Роспись Успенского собора. А. Рублев. Ангел, свивающий небеса в свиток

Успенский собор – действующий храм, где регулярно совершаются богослужения. При этом он один из объектов – памятников архитектуры – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому с 10:00 до 16:00 за вход в храм с вас попросят 100 рублей, но утром и вечером, когда идет служба, вход в собор бесплатный.

Перед Успенским собором расположена смотровая площадка, подковой выдающаяся вперед. С нее хорошо просматривается Клязьма и мост через нее. А где-то далеко внизу, под склоном, по железнодорожным путям движутся крошечные, кажущиеся игрушечными с такой высоты поезда.

Еще одно чудо домонгольского периода, на которое непременно стоит посмотреть, – Дмитриевский собор, построенный в конце XII века по приказу князя Всеволода Большое гнездо. Он расположен буквально рядом, здесь же, на Соборной площади, около здания Присутственных мест. Именно внешнее убранство храма представляет наибольшую ценность: знаменитая белокаменная резьба полностью сохранилась.

Под стенами соборов на всем пространстве Соборной площади раскинулась, разгулялась, раскраснелась веселыми лицами задорная русская ярмарка. Здесь можно перекусить, отведав ароматных пирогов, кулебяк и расстегаев прямо из печи, напившись удивительного целебного чая, а если холодно, то и согревшись медовухой, которую, оказывается, подают не только холодной, но и горячей. Вы обязательно увезете с собой и несколько сувениров: Владимир славится своей керамикой, а соседний Гусь-Хрустальный – тончайшим морозным кружевом хрусталя.

Димитриевский собор

Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы включены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому посещение этих мест – программа-минимум для всех туристов.

С течением времени город разрастался. Возводились храмы, появились торговые ряды, а купцы строили свои дома. Сегодня древний Владимир может похвалиться и малоэтажной архитектурой XVIII–XIX веков.

По старинным городским улочкам можно гулять допоздна, и вы будете удивлены, увидев, сколько людей беззаботно прогуливается, подобно вам, – здесь и стар, и млад.

Нагулявшись вдоволь, надышавшись древностью города, поужинав в одном из тысячи уютных и недорогих ресторанчиков или кафе, останавливаемся на ночлег. Надо заметить, что гостиницы во Владимире вполне неплохи, и хотя в большинстве своем были построены еще в советские годы, но и сегодня вполне добротны и приемлемы по ценам. Немало хороших гостиниц расположено и вне города, в ближайших его окрестностях, например за Клязьмой, и добраться до них на машине – дело 10–15 минут.

Побывав в этом исконно русском городе, вы непременно захотите снова сюда вернуться и полюбоваться просторами и видами, открывающимися со стороны Успенского собора, поклониться Владимирской иконе Божией Матери и приобщиться к всеобщему веселью в духе прошлых веков.

Суздаль

Суздаль

Наутро наш путь лежит дальше, в сказочный город, где кажется, что время воистину повернуло вспять, – в Суздаль. Благо, от Владимира до Суздаля совсем недалеко – всего 30 километров – и дорога нас ждет нетрудная и живописная.

В прошлом Суздаль – столица Ростово-Суздальского княжества. И после того, как Андрей Боголюбский перенес административный центр во Владимир, город продолжал отстаивать свое первенствующее значение. С середины XIII века Суздаль становится столицей самостоятельного Суздальского княжества.

Город подвергался нападениям и разграблениям со стороны то волжских булгар, то польско-литовских захватчиков, то крымских татар, но, несмотря на это, с XVI века Суздаль становится духовной жемчужиной Руси.

Да-да, это не ошибка: и храмы, и площади, и улицы, и даже частные дома – весь Суздаль признан музеем!

Именно в этом городе, весьма провинциальном сегодня, рождается иллюзия, что на дворе не XXI век, а много более ранние времена. Все дело в том, что Суздаль имеет статус города-музея. Да-да, это не ошибка: и храмы, и площади, и целые улицы, и даже частные дома – весь город целиком признан музеем!

Суздальский кремль

Суздальский кремль – самая древняя часть города, ведущая свою историю еще с X века. На его территории сохранился собор Рождества Богородицы – самый древний храм Суздаля, построенный «каменным зданием» в начале XIII века. Но так как храм был построен из известняка, верхняя часть постройки не сохранилась. Ее восстанавливали три столетия спустя уже из кирпича. Но вся нижняя часть постройки с рельефными изображениями и орнаментами дошла до наших дней без изменений.

В наши дни Рождественский собор – это действующий храм: тут совершаются богослужения – и одновременно часть музея-заповедника. Помимо сохранившихся с момента постройки фресок самой главной достопримечательностью собора Рождества Богородицы являются «златые врата» с изображениями и древними письменами, которые можно буквально читать, как книгу.

Не оставляет равнодушным и колокольня XVII века, украшенная часами-курантами, на которых вместо привычных для нас цифр – буквы славянского алфавита. Завораживающий вид открывается с крепостных валов Суздальского кремля. По правую руку расположена Ильинская церковь – этакий пряничный домик на возвышенности.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Обязательно посетите в Суздале Спасо-Евфимиевский монастырь. Следует сразу же уточнить: если цель вашей поездки – паломничество, то здесь вы испытаете двоякое чувство. Вся территория находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соответственно, никаких богослужений тут не совершается. Чтобы пройти на территорию, необходимо купить билет. За 400 рублей вам предоставляется возможность увидеть 10 экспозиций: старинные иконы, золотые украшения, книги и т.д. В центре территории не обычная колокольня, а целая звонница. Дважды в день звонарь поднимается наверх и будит окрестности затейливыми старинными мелодиями.

Зрелище удручающее: алтарь Спасо-Преображенского собора используется как сцена, а сам храм – как зал для выступлений

Центральный храм – Спасо-Преображенский собор – для православных христиан сегодня представляет собой зрелище удручающее: алтарь используется в качестве сцены, а сам храм – как зал для выступлений. Ежедневно здесь устраиваются концерты церковных песнопений для посетителей. Справа от входа в собор – усыпальница рода Пожарских. Сам князь Дмитрий Пожарский захоронен здесь.

В глубине монастыря со времен Екатерины Великой располагалась тюрьма. Интересно, что именно в ее стенах провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель. Именно он предсказал кончину Екатерины II, гибель Павла I, сожжение Москвы французами… Как известно, Авель также предсказал гибель последних Романовых – императора Николая II и членов царской семьи – и другие знаковые события российской истории, такие как Первая и Вторая мировые войны, победа России над фашизмом. Инок Авель похоронен за алтарем Никольской церкви. Там же установлена соответствующая памятная табличка.

Тут провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель

На экспозицию, посвященную истории тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, можно попасть, пройдя по тюремному двору, куда выводили узников на прогулку. А сиживали в ней многие: изначально – раскольники и еретики, потом декабристы и государственные преступники, затем – политзаключенные советской эпохи. В годы Великой Отечественной войны тюрьма выполняла функцию так называемого проверочно-фильтрационного лагеря для вернувшихся из плена или окружения солдат и офицеров. Остается только догадываться, какое количество страшных приговоров было озвучено в этих стенах. Начиная с 1943 года, тюрьма стала лагерем для военнопленных. Самый известный заключенный фашист – фельдмаршал Паулюс.

Сейчас внутри этой тюрьмы-музея чистенько, беленько, однако мрачный дух прежних времен ощущается здесь очень живо.

Глоток свежего воздуха кажется особенно вкусным в аптекарском огороде Спасо-Евфимиевского монастыря. Летом здесь можно насладиться запахом разнотравья и посидеть на установленных для отдыха лавочках.

Суздальский Покровский женский монастырь

Вот уж куда непременно нужно заглянуть, так это в Суздальский Покровский женский монастырь, благо, весь городок очень маленький, и от Евфимиева монастыря сюда – рукой подать.

Кстати, нельзя не заметить, что отдельное удовольствие – кататься по Суздалю на конной упряжке или просто ходить по улочкам пешком. Город словно разворачивается перед вами, постепенно раскрываясь во всем своем великолепии и необычности.

Покровская обитель была построена в XIV веке. Именно в нее ссылались неугодные представительницы знатнейших родов. Можно себе представить ощущение безнадежности и обреченности, царившее здесь. Ведь насельницы знали, что путь отсюда им заказан. А когда покидали земную юдоль, тела их захоранивали в склепе в стенах монастыря.

Сегодня монастырь ожил. В 1992 году здесь поселились первые за многие годы монахини.

Женская обитель очень красива. В центре – Покровский собор. Рядом расположена колокольня, которая соединяется с собором галереей. По периметру монастыря вы можете увидеть деревянные домики, предназначенные для келий насельниц обители, – своеобразная деревня внутри монастырских стен.

Если останутся силы, можно заехать в Александровский монастырь, хотя бы для того, чтобы, обогнув его стены с левой стороны, увидеть потрясающую панораму реки Каменки, Покровского собора и Спасо-Евфимиевского монастыря. Интересно, что изначально Александровский монастырь был основан Александром Невским как обитель женская. При Екатерине II монастырь был упразднен, и лишь в 2006 году его возобновили, но уже в качестве мужского монастыря.

Вечером, еще засветло, возвращаемся на ночлег во Владимир. Впрочем, и в Суздале можно заночевать вполне комфортно, если вы хотите двинуться дальше на север – в Юрьев Польский, в Гаврилов Посад, в Иваново. Гостиниц в этом небольшом городке предостаточно.

Храм Покрова на Нерли и Боголюбово

Храм Покрова на Нерли. Фото: Татьяна Белякова

Мы же начинаем третий день нашего путешествия вновь из Владимира и направляемся к, пожалуй, самой главной цели нашей поездки – церкви Покрова на Нерли. Это первый в мире храм, посвященный Покрову Божией Матери, – белоснежная русская мечта, воплощенная в камне. Здесь нет ничего лишнего, только строгость совершенных линий, застывших в стремлении к небу.

Храм был построен в 1165 году Андреем Боголюбским – князем Владимиро-Суздальским. Именно он в 1164 году учредил праздники в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) и Всемилостивого Спаса (1/14 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Чтобы добраться до храма Покрова на Нерли, потребуется преодолеть пешком немалое расстояние по берегу реки. Для тех, кому идти трудно, есть вариант нанять конную упряжку: вас с ветерком довезут до места и доставят обратно. Но, откровенно говоря, если вы идете в храм не только ради праздного интереса, то имеет смысл преодолеть этот путь пешком.

Храм Покрова на Нерли. Фото: Эдуард Гордеев

Церковь Покрова на Нерли стоит в низине, на заливных лугах. Чтобы во время половодья храм не пострадал, его возвели на насыпном холме и мощном фундаменте. Стены церкви украшены резными рельефами, во всем чувствуется величие и мощь. Все великолепие этого храма дошло до нас в первозданном виде. Более восьми с половиной столетий это воплощение православной веры и силы русского духа возвышается над бескрайними просторами заливных лугов и влечет к себе паломников со всего света.

Здесь поистине благодатное место! Молчаливая гладь полей, плавный изгиб русла Нерли, высокое небо, кажущееся на этих просторах особенно бескрайним. Можно себе представить, сколько страждущих молились в стенах церкви Покрова на Нерли со времен Древней Руси и до наших дней!

Из внутреннего убранства в храме сохранился лишь каменный иконостас, однако иконы в нем уже современные, мозаичные. Здесь можно поставить свечи святителю Николаю – покровителю всех путешествующих – и, конечно же, преклонить голову перед главной для русичей иконой – образом Покрова Богородицы.

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы

Прежде чем покинуть Боголюбово, обязательно посетите Боголюбский монастырь Рождества Богородицы. Это женская обитель, построенная на территории княжеского двора Андрея Боголюбского. Как известно, князь Андрей был убит заговорщиками в 1174 году в своей загородной резиденции в Боголюбово. От древних палат мало что осталось. Но что интересно, часть дома с лестницей, под которой пытался укрыться от своих преследователей князь, но был ими жестоко убит, сохранилась. Об этом свидетельствует и соответствующая табличка на стене постройки.

Имена убийц князя Андрея Боголюбского высечены на стенах Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском

Буквально месяц назад открылся интересный факт: полный список имен убийц князя Андрея Боголюбского высечен на стенах древнего Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Имена убийц были разосланы с гонцами по всем городам и весям Руси, были высечены на стенах храмов для всеобщего порицания и проклятья, а также в назидание потомкам. Найденная надпись стала древнейшим письменным памятником Северо-Восточной Руси!

Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни)

Боголюбский монастырь активно развивается. На сегодняшний день он является действующим. Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью восстановлен, в нем ежедневно совершаются богослужения.

Приятная неожиданность для паломников: при выходе из монастыря установлена своеобразная кухня-столовая. Здесь насельницы обители напоят вас вкуснейшим чаем, дадут в дорогу пончиков, а также предложат отведать горячего супа. Никакой платы не возьмут. Вы будете уезжать из Боголюбова в прекрасном настроении и с уверенностью, что не всё измеряется деньгами и каждому воздастся по вере его.

Напитавшись душевно, набравшись свежих впечатлений, отдохнув от суетной Москвы, неспешно возвращаемся домой. Следующая наша цель – Сергиев Посад, Переславль-Залесский и Ростов Великий.

(Продолжение следует.)

Самые древние храмы Владимира

“В первую очередь, конечно, на себя обращает внимание Успенский собор, построенный в 1158–1160-х годах при Андрее Боголюбском, а в 1186–1189-х годах после пожара перестроенный и расширенный Всеволодом Большое Гнездо. Именно в Успенском соборе пытались укрыться владимирцы во время взятия города войсками Батыя. В соборе сохранились фрески XII века, а также XV – Даниила Черного и Андрея Рублева. Намного позднее была построена колокольня – в 1810-м году и Георгиевский придел – в 1862-м. Кстати, в начале 1930-х годов Георгиевский придел планировали снести, якобы, чтобы освободить Успенский собор от поздних пристроек, “не представляющих исторической ценности” (вероятно, это был только повод), но из-за отсутствия денежных средств этого так и не сделали.

Дмитриевский собор, построенный в 1194–1197-х годах Всеволодом Большое Гнездо, в древности выглядел не так, как сейчас, – его окружала галерея, снесенная по приказу Николая Первого.

Не все знают, что верхняя часть Золотых ворот – тоже бывшая церковь. Легенда гласит, что, когда строительство ворот подходило к концу, их своды вдруг упали и засыпали 12 человек. Все были уверены, что люди задавлены насмерть, но когда разобрали завал, все оказались живы и невредимы. В память об этом событии Андрей Боголюбский приказал построить над воротами церковь. Освятили ее в 1164-м году. Но во время штурма города войсками Батыя в 1238-м году она сильно пострадала, после чего более 4-х веков не действовала. Капитальный ремонт в ней провели лишь в 1810-м и 1867-м годах.

Богородице-Рождественский собор в одноименном монастыре. Построен в 1191–1196-х годах. К концу XIX века сильно обветшал. В то время даже существовала угроза его разрушения, поэтому в 1859-м году были проведены уникальные реставрационные работы: собор был частично разобран, после чего заново сложен из того же камня и в тех же пропорциях. Увы, но в 1930-м году он был снесен вместе с колокольней XV века. Восстановлен собор был лишь в 1999–2004-м годах, но уже в меньших размерах и других пропорциях. Примечательно, что перед началом восстановительных работ на месте были проведены археологические раскопки, во время которых обнаружилось 17 погребений в белокаменных саркофагах. Так хоронили в XII–XIV веках князей и архиереев.

Успенский собор Княгининского монастыря. Построен в 1202-м году как родовая усыпальница княгинь владимирского дома. Сегодня мы имеем храм – памятник начала XVI века, построенный на прежнем фундаменте с сохранением древних стен высотой 3 метра.

Георгиевский храм. Построен по приказанию Юрия Долгорукого. Относительно даты постройки есть расхождения: 1152-й либо 1129-й год. Изначально был белокаменным. Разрушился из-за пожара в 1778-м году (в храме были деревянные перекрытия, которые сгорели). Новую церковь возвели на фундаменте старого храма. В 1847-м году к ней пристроили придел.

Спасская церковь. Карамзин приписывал ее основание Владимиру Мономаху и датировал постройку 1116-м годом. По другим источникам, церковь была заложена в 1164-м году. Именно около Спасской церкви в феврале 1238-го года татаро-монголы проломили крепостные стены и ворвались во Владимир. Как и Георгиевский храм, Спасская церковь изначально была белокаменной, но тоже сгорела в пожаре 1778-го года, после чего в конце XVII века была восстановлена на старом фундаменте с частичным использованием древнего белого камня. Кстати, при Спасской церкви в XIII – XVIII веках был монастырь. При Георгиевском храме тоже (с XIII века и, вероятно, до XVII). Но об этом очень мало сведений.

Богородицкая церковь. Построена в 1644-м году в стиле московского барокко на месте стоявшей здесь деревянной церкви. До 1725-го года при храме существовал монастырь.

Кстати, в советские годы древность храма являлась, пожалуй, самых надежным основанием для его сохранения. Если храмы XVIII–XIХ веков массово сносили и переоборудовали (во Владимире были снесены церкви: Мироносицкая, Богословская, Сергиевская, Ильинская, Борисоглебская, Пятницкая, Николо-Златовратская, Казанская (Ямская), Антипьевская часовня на Соборной площади, перестроена в здание архива Воскресенская церковь), то разрушение древних храмов было запрещено на законодательном уровне. Попытки Владимирского горсовета снести в 1930-е годы Георгиевский храм, якобы мешающий движению по улице, и Богородицкую церковь, якобы сползающую под гору, были пресечены вышестоящими инстанциями. Единственное исключение – Богородице-Рождественский собор, но для его сноса чекистами была применена поистине иезуитская аргументация: дескать, это не собор XI века, а лишь реконструкция XIХ”.

Соборы Владимира

Подробности Категория: Uncategorised Опубликовано 16.03.2019 23:18 Просмотров: 747

Соборы Владимира

На высоком, обрывистом холме над Клязьмой высятся стройнее стены, увенчанные величественным золоченым пятиглавием. Пять куполов несут к небу свои кресты. Большой, могучий центральный купол в окружении четырех малых — как царь со своими рындами-телохранителями, как Христос с евангелистами, как престол Божий в окружении херувимов. Пятиглавие плывет в светлом воздухе над городом, над рекой, над широкой равниной.

Собор Успения Богородицы во Владимире — самое величественное произведение архитектуры древней Владимире-Суздальской земли.

Каменное строительство в Древней Руси было делом не только духовным, но и политическим. Храм — знак могущества князя. Перебравшись с берегов Днепра в залесские дали, в молодой, не осененный славой прошлого град Владимир, князь Андрей Боголюбский задумал возвести здесь храм, превосходящий все построенное в Суздальской земле до него. Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1158 году. Годом раньше в Киеве скончался Юрий Долгорукий. Андрей отказался принять отцовское наследство — киевский престол. Править Русской землей он вознамерился из Владимира. Городок на Клязьме вдруг сделался центром могучей державы, глава которой, князь Андрей, не стеснялся именовать себя царем…

Строительство собора знаменовало рождение новой столицы. Через два года храм был освящен.

Успенский собор Андрея Боголюбского — шестистолпный, трехнефный, трехапсидный. Глав было, согласно последним исследованиям С. В. Заграевского, пять (в источниках, опирающихся на более ранние исследования Н. Н. Воронина, храм характеризуется как одноглавый). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 метра (шире, чем у большинства других храмов Древней Руси). Длина здания без учета апсид — около 22,5 метра, ширина — около 17,5 метра, высота стен — около 21 метра, высота вместе с куполом — 32,3 метра (выше Софии Киевской).

В древнерусском строительстве начался новый этап. Своих предшественников Успенский храм превосходил точностью пропорций и отличался от них неведомым на Руси декором. Есть указания, что над украшением собора трудились мастера из разных стран. Действительно, в его обличье звучат мотивы романской архитектуры Западной Европы, камнерезной пластики Грузии и Армении, византийского и собственно русского зодчества. Сложные узкие пилястры с коринфскими капителями членили его фасады на стройные прясла; в украшении стен и барабанов использовались фигуры и лики, вырезанные из камня.

Собор пережил своего ктитора на десять лет. После пожара 1185 года возникла угроза его обрушения. Новый правитель Владимиро-Суздальской земли Всеволод, сводный брат Андрея, принял решение расширить и укрепить Успенский собор. С трех сторон он был обстроен просторными галереями, игравшими роль дополнительных опор перекрытия. Новые четыре главы были воздвигнуты ближе к углам здания. Наружные стены украшены эффектным поясом из арочек и изящных колонок с резьбой. Возведением апсид расширена алтарная часть. В новом обличье храм пережил века и сохранился до наших дней.

Собор Всеволода Большое Гнездо — пятинефный, пятиглавый, трехапсидный. Ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Аркатурно-колончатый пояс, проходящий по всем фасадам здания, состоит из 114 колонок. Щелевидные окна расположены в два яруса: ниже аркатурно-колончатого пояса простые, выше — с перспективными скосами.

Князь Всеволод Юрьевич, в крещении Дмитрий, получил прозвание Большое Гнездо за свое чадородие: было у него восемь сыновей и четыре дочери. Утвердившись на владимирском престоле после шестилетней смуты, вызванной убиением Андрея Боголюбского, он, как и положено могущественному князю, начал отстраивать свою столицу. Неподалеку от Успенского собора был возведен новый княжий двор с палатами, а возле него — храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Сюда князь со своим семейством приходил молиться прямо из жилых палат, с которыми храм был соединен, по-видимому, деревянными переходами.

По сравнению с Успенским Дмитриевский собор кажется небольшим. Композиционно он прост; его общий облик и тип конструкции соответствуют канону, заданному «старым собором» Переславля-Залесского. И тем не менее Дмитриевский собор отличается от всех предшествующих построек Древней Руси. И вообще, он уникален. Его неповторимость — в декоре, в резном убранстве.

Дмитриевский собор — одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный храм, построенный из белого известняка очень высокого качества. Длина (без учета апсид) — около 16,5 метра, ширина — около 15 метров, высота с куполом — около 26 метров. Стены выше аркатурно-колончатого пояса и подкупольный барабан украшены резьбой по камню. Всего насчитывается около 600 рельефных изображений.

Построенный в конце XII века собор неоднократно горел, ремонтировался, обрастал пристройками. Его резные колонки, орнаменты, рельефы отламывались и разрушались. Но все же необыкновенный облик его привлекал внимание всех — и простых богомольцев, и сильных мира сего. Привлек он внимание и царя Николая I: в 1834 году государь повелел привести древний памятник в «первобытный вид». Была осуществлена первая реставрация, разобраны все пристройки и заново выполнены утраченные детали резьбы. Потом реставрационные работы проводились неоднократно. Так что современный вид собора — результат совместной деятельности строителей, реставраторов и времени.

Резные рельефы дышат: как будто на мертвый камень побрызгали живой водой. Изображения святых соседствуют с фигурами фантастических птиц и зверей. Ветви райских растений и замысловатое орнаментальное плетение на колонках и порталах создают ощущение нереальное, сказочное. Царь-песнопевец Давид сидит на троне, держа в руке музыкальный инструмент — псалтырь; ему внимают птицы, львы и грифоны. А ниже престола — львиная голова, у которой два хвостатых тела. Рядом с изображением святого мученика крылатый грифон терзает какое-то животное: церковное предание соседствует со сказкой. Есть изображения почти реалистичные, есть совсем фантастические. Посреди этого пестрого многоголосья, в полукруге одной из закомар, некто в княжеском венце сидит на престоле, подобно Давиду; на руках у него мальчик. А с двух сторон несколько юношей склоняются почти раболепно… Принято считать, что это изображение самого князя Всеволода с сыновьями. Но почему князь изображен безбородым, а сыновей только пять?

Убранство Дмитриевского собора причудливо и полно загадок. Почему столь совершенной каменной резьбой на Руси украшали немногие храмы, и только с 1160-х по 1230-е годы? Откуда явились создавшие ее мастера и почему исчезла основанная ими школа?

Как чудесное видение — явилось и исчезло…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *