Святые земли

ВЕРБНЫЙ СБОР

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Пс. 136,5

Святая Земля – это творение Бога и человеческой памяти. Это единство священных событий, которые Бог совершил здесь ради спасения людей, и благодарной человеческой памяти об этих великих событиях. Память эта воплотилась во множестве русских монастырей и храмов в евангельской Палестине, потому что на протяжении более чем полутора столетий христианское чувство русского сердца находило свое воплощение в созидании здесь церковного и культурно-исторического богатства Руси.
Во главе удивительного исторического явления, получившего название русской Палестины, с 1847 года стоит Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Её попечением Русская Православная Церковь приобрела для своих паломников со всего огромного пространства исторической Руси целый ряд святых мест первой величины, на которых разворачивались события Священной истории.
Сегодня это уникальное достояние Русской Церкви включает в себя Троицкий собор и храм в честь св. царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме; Горненский женский монастырь на месте встречи Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы и родине св. Иоанна Предтечи; женский монастырь у места Вознесения Господня на горе Елеон; монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, хранящий мощи свв. прпмчч. великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары; подворье святых Праотцев в Хевроне с Дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников; подворье с храмом в честь св. апостола Петра в Яффе и гробницей воскрешенной им св. праведной Тавифы; подворье св. Марии Магдалины на ее родине на берегу Галилейского озера; храм св. пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне близ дерева Закхея и неподалеку от Сорокадневной горы, крупный паломнический центр с гостиницей на месте Крещения Господня на территории сегодняшней Иордании, получивший название «Странноприимного дома», и многие-многие другие земельные участки.
Знаменательно, что русское присутствие в Святой Земле сложилось во многом благодаря пожертвованиям простых верующих со всех уголков исторической Руси. Сбор средств на нужды русской Палестины проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, установленный в 1886 году, проводившийся в Вербное воскресенье и потому получивший название «Вербного». В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим во все епархии Русской Православной церкви направлялось воззвание, начинавшееся словами из псалма: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (Пс. 136,5). Это воззвание обязательно публиковали и местные «Епархиальные ведомости». Из епархий документ направляли в благочиния, а оттуда рассылали по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» его вывешивали в храмах, и духовенство знакомило паству с целями этого мероприятия, призванного содействовать развитию российского паломничества в Святую Землю и поддержать православных жителей Палестины. В праздник Входа Господня в Иерусалим духовенство во время богослужения обходило прихожан, собирая их доброхотные пожертвования. О сумме собранных средств составлялся акт в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги направляли в духовную консисторию, а оттуда в Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, который распределял средства на нужды российского паломничества и социальных и просветительских проектов среди палестинских христиан. Ежегодно в одной лишь Владимирской губернии, к примеру, Вербный сбор составлял по несколько тысяч рублей, и складывались они в основном из копеек и иногда гривенников, которые жертвовали крестьяне. Состоятельные же прихожане в городах жертвовали по несколько рублей.

Так складывался фонд, позволявший приобретать в Святой Земле ценнейшие участки, возводить на них храмы в память событий Священной истории и подворья для приема паломников, проводить археологические раскопки на святых местах, заниматься организацией паломнических поездок, а также просветительской и издательской деятельностью, направленной как на нужды паломников, так и местных православных.
Размах русского присутствия в Святой Земле до годин лихолетья в России – это благодарный ответ русских сердец на прикосновение божественной благодати, которую многие из них уже ощутили у святых мест или к которой только желали приблизиться, пока еще не добравшись в Святую Землю. Послереволюционный же период в истории русской Палестины – это время немалых потерь, забвения и опустошения, но в то же время и усилий немногих по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет русские священнослужители и монашествующие в Палестине жили с болью в сердце от пренебрежения народа к сокровищам родного достояния в Святой Земле, но и с надеждой на его возвращение к своим духовным истокам и осознание ценности своего наследия в библейской Палестине, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей.
Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. Снова на Божественной литургии у Гроба Господня много паломников со всех концов исторической Руси, снова слышится русское «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Сегодня паломничество в Святую Землю для многих становится путешествием, в которое отправляются в поисках Бога, самих себя и своих духовных корней; одним из наиболее важных вспомогательных средств для правильного устроения духовной жизни. Святая Земля становится местом встречи с Христом, где многие впервые по-настоящему открывают для себя Евангелие.
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме видит свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать развитию этого паломничества, создавать условия для созидательных и душеполезных путешествий православных верующих в Святую Землю, поддерживать существующие и открывать новые паломнические гостиницы у святых мест, продолжать восстановительные работы в русских монастырях и храмах, совершать здесь богослужения и молитву за наше Отечество.
Среди первоочередных задач Миссии – строительство Паломнических центров с гостиницами напротив храма Благовещения Пресвятой Богородицы в самом сердце евангельского Назарета и на территории сада с несколькими источниками у родины св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера; строительство второго корпуса Паломнической гостиницы в Вифлееме близ базилики Рождества Христова; создание сада библейских растений на подворье святых Праотцев в Хевроне; создание Этническо-библейского музея в Кане Галилейской; восстановительные работы в часовне св. Иоанна Предтечи на месте византийского храма VI века с сохранившейся мозаикой.
Мы приглашаем Вас поддержать эти проекты Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и по примеру наших благочестивых предшественников в Вербное воскресенье внести свой вклад в сохранение и преумножение церковного достояния Русской Православной Церкви в Святой Земле. Вместе мы сможем сделать это православное сокровище доступным все большему и большему числу наших соотечественников. Мы приглашаем Вас совершить паломничество в Святую Землю, чтобы обновиться сердцем через молитву у величайших святынь христианства, и будем рады принимать Вас здесь!

Ситуация в Ираке, христианство на Ближнем Востоке. Гость — директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

Ведущие «Вестей ФМ» — Владимир Соловьёв и Анна Шафран.

Шафран: Мы сегодня планировали с вами обсудить вопрос христианства и Ближнего Востока. Что такое христианство для Ближнего Востока? Потому что мы, обыватели, привыкли думать, что Ближний Восток — это, конечно же, территория ислама, а христианство — это все-таки Западная Европа, западный мир. Так ли это?

Багдасаров: Нет, конечно. Родина христианства — это Ближний Восток. Вообще до вторжения арабских племен и насаждения ислама весь регион Ближнего Востока — Египет, Сирия, Палестина, нынешняя территория Израиля, Ирак и так далее — это были территории, где господствующей религией было христианство, особенно в той части, которая входила в состав Византийской империи.

Второй по значению религией было манихейство. То есть христианство — это Ближний Восток. А вообще христианство зародилось на Ближнем Востоке. Я не говорю о Господе нашем, Иисусе Христе, о 12 апостолах, я скажу о человеке, который, собственно, и сделал христианство мировой религией. А так бы христианство и осталось бы небольшой сектой, и никто бы о ней сейчас, может быть, и не знал. Имя этого человека — апостол Павел. В 2009 году отмечалось 2000 лет со дня рождения апостола Павла, а 29 июня, то есть вот скоро, будет, как считается, день рождения апостола Павла.

Апостол Павел родился в Киликии, в богатом портовом городе Тарси, в очень влиятельной еврейской семье, происходящей из рода Вениамина. Поэтому при рождении ему было дано имя Саул (Шауль), в честь одного из первых древнейших израильских царей. Его отец был гражданином Рима. Для сравнения, гражданином Рима был только пятый, иногда четвертый гражданин по счету, то есть не все были гражданами Рима в Римской империи, это был очень высокий статус. И, по всей вероятности, он тоже впоследствии был гражданином Рима, что позволяло ему уходить от ряда неприятностей. Он получил очень хорошее иудейское образование в Иерусалиме. И, в общем-то, это фантастический гений, которого мир не знал ни до него, ни после него! Можете себе представить, человек, не имея армии, не имея государства, так организовал миссионерскую работу, так сделал грамотно, что христианство стало мировой религией. И самое интересное, что он использовал для этого 12 апостолов — ближайшее окружение Иисуса Христа.

И вот этот человек, впоследствии став христианином, это всем известная история, когда он из Иерусалима ехал в Дамаск, чтобы преследовать христиан, бежавших из Иерусалима, его ослепило сияние, и Иисус Христос громовым голосом сказал известные слова: «Зачем ты Меня преследуешь?», — после чего он стал изучать христианство несколько с другой стороны. Так вот, этот человек, собственно, превратил христианство в мировую религию. Именно при нем апостолы начали проводить активную миссионерскую деятельность. Не только в рамках Римской империи, но, например, апостол Фома, который, кстати, в переводе с древнееврейского — «близнец», потому что он очень-очень сильно был похож, догадайтесь, на кого?

Шафран: На кого?

Багдасаров: На Господа нашего Иисуса Христа.

Шафран: Предполагала, но не осмелилась сказать.

Багдасаров: Апостол Фома — очень интересный человек, я очень люблю читать (я сейчас говорю как исследователь, а не как верующий христианин) Евангелие от Фомы. Очень интересная вещь!

Полностью слушайте в аудиоверсии.

СВЯТЫ́Е МЕСТА́ В Э́РЕЦ-ИСРАЭ́ЛЬ

Три основные монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам — своими истоками неразрывно связаны с Эрец-Исраэль. Для многих сотен миллионов верующих евреев, христиан и мусульман во всем мире эта страна считается в целом святой. По той же причине на территории Эрец-Исраэль сосредоточено относительно больше сооружений, вещественных памятников и отдельных местностей, которые рассматриваются приверженцами этих религий в качестве святых мест, чем в какой-либо другой стране.

Святые места иудаизма

Из того, как и чем обосновывает еврейская религия святость всей Земли Израиля (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Введение; Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Святость Земли Израиля) и прежде всего ее столицы (см. Иерусалим. Общие сведения; Иерусалим. Иерусалим в иудаизме), следует, что главным святым местом иудаизма в Эрец-Исраэль является в настоящее время Храмовая гора (см. также Мория). Поскольку сегодня невозможно точно установить место, где в расположенном на ней Храме находилась Святая святых (см. также Акеда; Авода; Ковчег Завета; Скиния), большинство ортодоксальных раввинов запрещает верующим вообще подниматься на нее. Спустя несколько столетий после разрушения Второго храма (по одним сведениям с 5 в., по другим — с 10 в.) наиболее почитаемым святым местом в Эрец-Исраэль стала признаваться и остается сегодня Западная стена (Стена плача), которая, особенно с начала 16 в., приобрела для верующих исключительное религиозно-ритуальное значение.

Несмотря на то, что иудаизм еще в эпоху Первого храма предписал не превращать в святыни могилы предков, не видеть благочестия в паломничестве к ним и в молитве над ними, у религиозных евреев, особенно начиная со средних веков, по-видимому, не без влияния со стороны христианства и ислама, вошло в обычай почитание в качестве святых мест в Эрец-Исраэль также захоронений патриархов, пророков (см. Пророки и пророчество), таннаев, амораев, мудрецов и праведников последующих столетий. Наибольшее значение придается расположенной в Хевроне Махпела пещере, в которой, согласно преданию, находятся захоронения праотцев Авраама, Исаака и Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии (по некоторым преданиям — и могилы сыновей Иакова, и даже Адама и Евы).

На традицию почитания как святых мест многих других могил никак не влияет историческая сомнительность или даже установленная недостоверность захоронения в них тех лиц, которым они приписываются. Это, в частности, относится к находящемуся в 4 км к югу от Иерусалима по дороге на Бет-Лехем большому надгробью, которое вопреки отсутствию достаточных исторических оснований предание относит ко второй жене Иакова Рахили (см. там подробно) и к так называемой могиле царя Давида, с которой, судя по всему, неверно (см. Иерусалим. Археологические раскопки) идентифицируют гробницу в помещении, оставшемся от церкви Благовещения, которую в 12 в. крестоносцы построили на склоне Сионской горы в израильской столице, и другие. Эти могилы по-прежнему остаются объектами массового паломничества религиозных евреев.

Много освященных евреями могил находится в Галилее, где (особенно в Тверии и Цфате и их окрестностях) многие столетия сохранялось значительное еврейское население. Почитание этих могил как святых мест в Эрец-Исраэль вошло в обычай особенно с 16 в. благодаря Ицхаку Лурии, одному из основателей цфатской школы каббалы. Придавая важное мистическое значение поклонению могилам праведников, он и его ученики обследовали и идентифицировали в окрестностях Тверии могилы многих таннаев (рабби Акивы, Меира, Иоханана бен Заккая, Эли‘эзера бен Гиркана), амораев (Амми, Асси) и других праведников.

Примерно тогда же возникла традиция массового паломничества, особенно в праздник Лаг ба-‘омер, на могилы рабби Шим‘она бар Иохая и его сына Эл‘азара в Мероне, где по преданию также находятся могилы Хиллела, Шаммая, Ицхака Наппахи и других таннаев. Вблизи Тверии очень много паломников и молящихся привлекает могила Меира Ба‘ал ха-Неса (см. Меир); в самой Тверии — также могилы Маймонида и других выдающихся законоучителей и духовных лидеров, которые жили в Стране Израиля в последующие столетия. На старом кладбище в Цфате находятся могилы Иосефа Каро, Ицхака Лурии, Шломо Алкабеца и других ученых. В Явне почитается могила Гамлиэля ха-Закена (см. Гамлиэль).

Много древних могил, в частности эпохи Второго храма и Мишны, обнаружено в Бет-Ше‘ариме, Кирьят-Тив‘оне, а также на старых кладбищах на Масличной горе в Иерусалиме, но идентифицировать большинство из них весьма затруднительно. Всего на территории Израиля почитаемых религиозными евреями в качестве святых мест в Эрец-Исраэль насчитывается много сотен могил (см. также Государство Израиль. Религиозная жизнь). Вскоре после провозглашения Государства Израиль при Министерстве по делам религий было создано специальное управление, ответственное за охрану святых мест в Эрец-Исраэль и свободный доступ к ним. В ведении этого управления находятся и святые места христианства, ислама и других существующих в стране конфессий.

Святые места христианства в Эрец-Исраэль

Святость Земли Израиля для христианства проистекает главным образом из того, что, согласно Новому завету, здесь прошла земная жизнь Иисуса и совершались все его деяния. Соответственно новозаветному рассказу об основных вехах земного пути Иисуса расположены и важнейшие христианские святые места в Эрец-Исраэль. Поскольку практически в каждом из них, начиная с 4 в., стали возводиться церкви, монастыри, часовни и другие церковные здания, именно к ним и стекаются большие массы христианских паломников, особенно в главные христианские праздники — Рождество и Пасху. Это прежде всего — церковь Рождества в Бет-Лехеме (Вифлееме), воздвигнутая на предполагаемом месте рождения Иисуса, и церковь Гроба господня в Иерусалиме на холме Голгофа, месте, где, согласно католическому и православному преданию, он был распят. За освобождение этих величайших христианских святынь от «неверных» в 11–13 вв. предпринимались крестовые походы.

Ряд христианских святых мест в Эрец-Исраэль находится в Назарете, городе Иисуса; здесь особенно привлекают тысячи паломников церковь Благовещения, церковь Святого Иосифа и церковь Архангела Гавриила, которые были возведены в честь событий, предшествовавших, по евангельскому рассказу, чуду непорочного зачатия. В районе Иерихона находятся церкви и монастыри, посвященные крещению Иоанном Крестителем Иисуса в водах реки Иордан, а также искушениям, которым Иисус подвергался сатаной (монастырь Святого Георгия на горе Искушений). Много святых мест находится в Галилее, в окрестностях озера Киннерет (Генисаретское озеро), в частности, в Капернауме (идентифицирован с Кфар-Нахумом), где Иисус начал проповедовать свое учение, и Кане Галилейской (см. Кфар-Канна).

Наиболее многочисленны церкви, монастыри, базилики, капеллы и часовни в Иерусалиме и его окрестностях (по некоторым данным уже в начале 4 в. их было более 300). Самые почитаемые святые места в Иерусалиме после церкви Гроба господня: помещение (на верхнем этаже того же строения, где находится гробница, приписываемая царю Давиду), в котором, по преданию, происходила Тайная вечеря (в 1963 г., совершая паломничество, здесь произнес проповедь папа римский Павел VI); Гефсиманский сад; маршрут крестного пути Иисуса (Виа Долороза); холм, откуда он после воскресения вознесся на небо, а также места, связанные с Богоматерью, Иоанном Крестителем, ближайшими учениками и сподвижниками Иисуса. Значительная часть находящихся здесь христианских культовых зданий построена на месте разрушенных древних, возведенных еще в византийскую эпоху, другие — лишь в последние столетия.

Почти все церкви и монастыри имеют четкую конфессиональную (католические, православные, лютеранские и т. д.), национально-церковную (русские, греческие, французские, немецкие, армянские и т. д.) или орденскую (францисканцы, бенедиктинцы, кармелиты и т. д.) принадлежность. Исключение составляют церковь Рождества и церковь Гроба господня, на которые претендуют все христианские конфессии (кроме протестантов и близких к ним групп). Установленный еще властями Османской империи в середине 18 в. во избежание раздоров статус-кво в основном соблюдается до сих пор.

О святых местах христианства в Эрец-Исраэль см. также Иерусалим. Иерусалим в христианстве и исламе; Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

Святые места ислама в Эрец-Исраэль

Отношение к стране Израиля как Святой Земле и к Иерусалиму (по-арабски ал-Кудс — Святыня) как святому городу ислам прежде всего унаследовал от иудаизма и христианства — религий, основные персонажи священных книг которых включены мусульманской религией и в свой канон в качестве пророков, святых или праведников. Святость Иерусалима проистекает из рассказа в Коране об «отдаленнейшей мечети» (по-арабски — ал-Акса; мусульманские теологи помещают ее на Храмовой горе, хотя в самом Коране об этом нет ни слова), в которую Аллах перенес чудесным образом Мухаммада и откуда он возносился на небо. В освящении исламом Страны Израиля и Иерусалима со времени арабского завоевания в 7 в. (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк) все мусульманские правители видели также важный политический козырь против христианских притязаний на них. Притязания самого ислама на Страну Израиля и Иерусалим не становятся меньшими от того, что главные мусульманские святыни, в отличие от иудейских и христианских, находятся не здесь, а в Мекке и Медине; уже сам Мухаммад заменил первоначальную киблу (ориентацию верующего во время молитвы на Иерусалим) ориентацией на Мекку.

Основные святые места ислама в Эрец-Исраэль в большинстве случаев расположены там, где издавна находятся главные святыни иудаизма и христианства, что в значительной мере проистекает из признания мусульманской религией духовного и легендарно-исторического наследия предшествовавших ему форм монотеизма. Это относится прежде всего к Храмовой горе, на которой в 7 в. там, где был расположен Храм, возведен Купол над скалой (Куббат-ас-Сахра, неточно порой именуемый мечетью Омара), и в начале 8 в. построена на месте снесенной христианской базилики мечеть ал-Акса (см. выше), ставшие третьими по значению после расположенных в Мекке и Медине святых мест ислама (более подробно о святых местах ислама в Иерусалиме см. Иерусалим. Иерусалим в христианстве и исламе).

Самым почитаемым святым местом для мусульман в Стране Израиля вне Иерусалима стала также древняя еврейская святыня — пещера Махпела, особенно вследствие захоронения там Авраама, (по-арабски — Ибрахима), которого и иудейская традиция признает как отца Исмаила праотцем и арабов. Другими святыми местами иудаизма в Эрец-Исраэль, освященными также исламом, являются могилы еврейских пророков (например, Самуила — наби Самвил; недалеко от Иерусалима), могилы сыновей Иакова — Иосифа (наби Юсуф в Шхеме) и Реувена (наби Рубин, недалеко от Ашдода); с 13 в. мусульмане поклоняются расположенной по дороге из Иерусалима в Иерихон могиле наби Муса (то есть Моисея), хотя, согласно библейскому повествованию, место его захоронения неизвестно, но никак не может находиться в пределах Страны Израиля. Предписание мусульманам совершать массовое паломничество к этой могиле в дни Пасхи по христианскому календарю (отличающемуся от мусульманского), свидетельствует и о межконфессионально-полемической подоплеке обычая, в значительной мере сохраняющейся и поныне.

Мусульманское духовенство издавна претендует на отправление своего культа и в ряде святых мест христианства, в частности, в церкви Рождества в Бет-Лехеме и церкви Богоматери в Иерусалиме. Святыми местами ислама в Эрец-Исраэль считаются также многочисленные в арабских деревнях могилы мусульманских праведников, сподвижников Мухаммеда, воинов, прославившихся в битвах за овладение Страной Израиля. Нередко могилой одного и того же мусульманского святого признаются захоронения в нескольких арабских деревнях, что не препятствует их почитанию и паломничеству к каждому из них.

О святых местах ислама в Эрец-Исраэль см. также Государство Израиль. Население.

В Израиле находятся святые места и других религиозных групп: у самаритян — гора Гризим; у друзов — могила пророка Шу‘айба, близ Тверии (см. Итро), мировой центр бехаизма — усыпальница Мирзы Али Мухаммеда, Храм всемирной справедливости (оба — в Хайфе) и могила Мирзы Хусейна в Акко (см. также Государство Израиль. Население).

А Б-г сказал Авраму после отделения Лота от него: «…Всю страну, которую ты видишь, – тебе отдам ее и потомству твоему навеки»
Брейшит, 13:14,15

И сказал ему: «Я – Б-г, который вывел тебя из Ур-Касдима, дабы дать тебе эту страну в наследие» Брейшит 15:7

В 2488 год после сотворения мира Иеошуа перевел армии Израиля численностью 600 тысяч человек через реку Иордан, чтобы завоевать землю, которую Б-г заповедовал Аврааму.

За семь лет войны израильтяне одержали победы над армиями 31 кнаанского царя. После этого Иеошуа разделил землю между двенадцатью племенами израилевыми, и каждое племя поселилось на отведенном ему участке. Но очаги сопротивления оставались, и процесс покорения и завоевания Святой земли завершился только через 400 лет, во время правления царя Давида, который победил филистимлян и взял Иерусалим.

С приходом к власти сына Давида, царя Шломо, евреи четыре века главенствовали на Святой земле – тогда в Иерусалиме был воздвигнут священный Храм, это эра первого Храма. Но в 3205 году северное царство Израиля было захвачено ассирийским царем Шалманезером, и жившие там 10 племен были изгнаны. Еще век спустя южное царство Иудеи захватил царь Вавилонии Навуходоносор и установил там свою власть. В 3338 году Навуходоносор уничтожил священный Храм в Иерусалиме, и фактически все евреи были изгнаны со своих земель.

Возвращение
Иудейский народ вернулся в Святую землю через 70 лет после ссылки в Вавилонию. Под водительством Эзры и Нехемии был восстановлен священный Храм, после чего начался второй период жизни в родном краю. Эра второго Храма длилась 420 лет – потом второй Храм был уничтожен римлянами, и евреи были рассеяны по всем концам земного шара.

Периоды первого и второго Храмов во многом отличались – в вопросах духовных, материальных, культурных и политических. По-разному относится к этим периодам и закон Торы. Одно из этих различий заключалось в следующем: при Иеошуа народ Израиля завоевал святую землю и в конечном счете установил на ней свою власть, при Эзре же евреи вернулись как поселенцы, получив такое право от персидских императоров, потому что именно последним тогда принадлежала Святая земля. Собственно говоря, бо€льшую часть эры второго Храма Святая земля находилась под игом иностранных царей – персидских, греческих, а после короткого периода независимости в 70 лет, и римских.

Казалось бы, значение эры первого Храма неизмеримо выше. Действительно, во многих отношениях эра второго Храма уступала эре первого Храма. Однако самый главный закон, оговаривающий статус Святой земли, говорит об обратном: ее заселение при Эзре имело большее и более длительное значение для нашей связи со Святой землей, нежели при Иеошуа.

О земле Израиля в Торе говорится, как о «Святой» земле. По сути это означает, что Б-г, создавая мир и строя относительно него свои планы, отвел этой земле особое место. Святость земли Израиля выражается в том, что многие Б-жественные заповеди Торы напрямую связаны с этой территорией и не могут быть реализованы в других местах. При том, что сущая святость земли Израиля подлинна и существует всегда и при всех условиях, ее Б-жественная святость связана с тем, что она принадлежит еврейскому народу. Заповеди Торы, касающиеся Святой земли, распространяются только на те ее части, что принадлежат евреям. Другими словами, вступив во владение землей Израиля, еврейский народ освятил ее, установил границы, внутри которых могут быть исполнены заповеди.

Таких освящений было два: первое, ставшее результатом победы Иеошуа, и второе вследствие заселения Святой земли при Эзре. Закон Торы указывает: освящение при Иеошуа было временным – когда народ Израиля был изгнан в Вавилонию, земля утратила свой священный статус. Освящение же при Эзре оказалось постоянным, оно осталось в силе и после разрушения второго Храма и изгнания еврейского народа. По сей день святые границы, внутри которых действуют заповеди, – это границы иудейского поселения в эру второго Храма, а не первого.

Маймонид объясняет: поскольку первое освящение стало результатом завоевания, оно длилось ровно столько, сколько иудеи смогли удержаться на завоеванных позициях. Зато второе освящение никак не было связано с политическим суверенитетом и никак от него не зависит. И поэтому когда у нас отняли землю во второй раз, ее святость ничуть не уменьшилась.

Дар или наследие
Рогачевский гаон (известный ученый и толкователь Торы, рабби Йосеф Розен, 1858-1936) сопоставляет эти два освящения со стихами, приведенными в начале этого очерка. В 13-й главе Лех Лехо мы впервые читаем об обещании, которое Б-г дает Аврааму: «…Всю страну, которую ты видишь, – тебе отдам ее и потомству твоему навеки». В 15-й главе Б-г подтверждает данное Аврааму обещание. Здесь впервые появляется слово «наследие» применительно к отношению народа Израиля к Святой земле.

По закону Торы дар может быть временным, наследие же по определению всегда бессрочно. (Закон говорит: человек может передать другому свое поле на 20 лет, после чего оно может быть передано кому-то еще. Но если он скажет: «Мой сын наследует это поле на двадцать лет», – такое заявление не будет иметь юридической силы, ибо дар «прервать» можно, наследие же – нельзя.) Стих в главе 13-й, когда Б-г обещает отдать землю потомству Авраама, относится к завоеванию Иеошуа, и дар этот может быть возвращен. В главе 15-й речь ведется о поселении Эзры на Святой земле – это уже наследие, следовательно, оно вечно.

Термины «дар» и «наследие» также отражают природу этих двух «приобретений» Святой земли. В случае дара связь получателя с подарком зависит от воли и прав дарителя. Даритель определяет и время владения даром. С другой стороны, право на наследие является неотъемлемым для наследника: унаследованное принадлежит ему не потому, что это было ему дано, а в связи с тем, кто есть он сам. И никакие внешние факторы не могут повлиять на наследство.

Освящение земли при Иеошуа стало следствием внешних событий – завоевания. Поэтому, как и дар, оно длилось ровно столько, сколько длился вызвавший его к жизни вектор. Когда плоды завоевания были утрачены, утратился и Б-жественный статус Святой земли.

Во времена Эзры еврейский народ освятил Святую землю не путем завоевания, а путем ее заселения. Таким образом, со Святой землей была установлена неразрывная связь, не зависящая от военной мощи или политического правления. В этом случае евреи пришли как наследники, их взаимоотношения со Святой землей проистекали изнутри, на основе того, кто суть они сами, никакого постороннего навязывания не было. И освящение Святой земли, как и наследование, оказалось неподвластно воздействию извне, оно не утратило силу, когда римские армии согнали евреев с их земли.

Земля как жизнь
Цель создания, как говорят наши мудрецы, в том, что Б-г решил поселиться в физическом мире. Это значит, что человек должен освятить материальное существование и превратить его в «дом» для Б-га – место, где Его воплощение находит свое выражение и присутствует. Можно сказать, что попытка завоевать и освоить землю, а затем преобразовать ее в «Святую» землю представляет собой наиболее общую задачу жизни на земле.

Существуют два основных пути освящения земли – путь «покорения» эры первого Храма и путь «заселения» эры второго Храма. Точно так же есть два пути освящения жизни на макрокосмическом уровне, они соответствуют двум состояниям человека – цадик (абсолютный праведник) и баал-тшува (раскаивающийся).

Если рассматривать эти термины в узком смысле, цадик – это человек, в высшей степени несущий и творящий добро, его поведение безупречно, в характере нет никаких отрицательных черт, а баал-тшува ведет вечную борьбу с отрицательным началом в себе самом и окружающем мире.

Как цадик, так и баал-тшува участвуют в развитии и освящении материального мира. Цадик оказывает влияние на мир извне. Ему чужды заботы и ловушки материальной жизни, он излучает добро и покоряет силы тьмы своим ярким светом. Но поскольку речь идет о воздействии извне, свет этот действует ровно столько, сколько цадик его поддерживает. Ведь сам мир остается неизменным, он лишь попадает под влияние внешней силы.

Баал-тшува, напротив, преобразует мир изнутри. Он не чужд соблазнов материальной жизни и отнюдь не сторонний наблюдатель ее вывихов и извращений. Когда он освящает мирское, это освящение происходит изнутри, из внутреннего потенциала мира. Баал-тшува не оснащен внешними источниками святости и потому проникает в глубь природы материального, чтобы обнаружить свет, сокрытый во тьме, обнаружить святость, сокрытую в мирском. Поскольку речь идет о преобразовании изнутри, сотворенное баал-тшува пристанище для Б-га является самодостаточным и непреложным.

В эру первого Храма именно цадик был олицетворением нашего народа. Рожденные на Синае, сформировавшиеся в духовном коконе поколения, путешествовавшего по пустыне, мы не имели связи со Святой землей, с материальной составляющей творения. В итоге мы завоевали эту землю, оказали на нее влияние извне, и духовное естественным путем возобладало над материальным. Но поскольку это было покорение, навязанное свыше, святость земли оставалась в силе не дольше, чем оставались в силе сами результаты покорения. Когда мы отвернулись от Б-га, когда утратили свое духовное начало, то утратили и землю, а земля – свою святость.

Из Вавилонии мы вернулись в свою землю как народ баал-тшува. Это значит, мы поддались злу, чтобы как следует им проникнуться, стали народом, который сблизился с материальным миром, постиг его пороки. На сей раз мы заселили Святую землю. Наша цель заключалась не в том, чтобы завоевать ее и подчинить себе, но в том, чтобы развить ее изнутри, высвободить ее потенциал как обиталища Б-га.

На сей раз нам удалось добиться освящения неотъемлемого и длительного. И даже когда впоследствии наши прегрешения и неудачи заставили нас покинуть Святую землю, она так и осталась святой, потому что никакие самые мощные армии, никакие силы зла не могли отнять святость, которая стала составной частью наследия, полученного нами от наших предков.

Добрый день хотелось бы начать свое повествование с общего начала .Ведь мы люди гости на этой богом данной земле изначально путешественники , душа наша путешествует в мирах нами непознанных обретает человеческую оболочку начинает свой путь по бренной земле.Сначала в утробе матери потом вместе с родителями , друзьями и знакомыми , познавая мир и получая знания из окружающего пространства определяется со своим направлениями и целью в жизни. Кто то мечтает побывать на вершине мира , другие окунутся в морские глубины , посетить другие интересные места познавая духовность мира.Человек определившийся в со своим вероисповеданием определят для себя места духовной благодати для мусульман это Мекка для буддистов храмы Будды для иудеев стена плача и в христианском мире есть места куда стремится каждый верующий человек в своих молитвах и надеждах и по возможности побывать там и прикоснуться к святыням сохраненным веками и дошедших до наших дней.
По приезду в Турцию осень этого года ваучер AY05097066 в Pegasus Club наш туроператор TUI предложил нам поездку в Иерусалим на один день.До этого мы в предыдущие годы пытались попасть но получали отказ , у нас ведь коляска дочь инвалид .Созвонились с принимающей стороной получили согласие на поддержку в путешествии и в путь . Утренний перелет прошёл успешно мы приземлились в аэропорту им.Бен Гуриона в Теля Авиве в 9.00 на спец машине нас доставили до места сбора туристов возле автобусов день только начинался было не жарко . Израиле приблизительно на 10 градусов выше чем в Турции .
Вот наконец мы разместились в автобусе по ближе к выходу что бы удобно было выходить( ведь ребенка мы переносим без коляски на руках ) коляска у нас стояла в багажном отсеке . По шум размещающейся на сидениях туристов и нашего гида Ноны из Одессы которая все спрашивала и доказывала что знает зачем мы приехали мы тронулись в сторону Иерусалима приблизительно растянув дорогу на два часа но дорога в несла свои коррективы на дороге были пробки это было 10.09 воскресенье а в Израиле первый рабочий день на улице жара набирала обороты а в салоне всех замораживало холодным воздухом .
Первая остановка в этом путешествии паломнический центр находящийся на землях принадлежавших в свое время Иосифу обручнику мужу Марии матери Иисуса Христа из за которых они прибыли в Вифлеем для переписи во время которой и произошло божественное рождение мессии в хлеву для загона скота.После паломнического центра где нам предложили иконы крестики свечи и другие канонические предметы христианства которые мы отели бы освятить в храме . Мы тронулись дальше в путь к Церкви Рождества Христова которая находится на закрытой для евреев территории в Вифлееме . Еще одна остановка в христианском центре где нас ждал вкусный завтрак после которого мы отправились на автобусе к первой святыне. В связи с коляской гид изменила маршрут без ступенек что бы легче было подняться под крутую гору. Членов группы попросили помочь мне на подъёме силы ещё были но жара конечно донимала.Гид просила не вступать в торговлю с арабами что бы не было проблем и не терять время . В храм мы вступили с вдохновением ,благословенное место где родился спаситель рода человеческого благоухало древней красотой о первой постройке напоминали останки древнего пола. Мы подошли к купели нас женой и дочерью провели в свята святых мы приложились месту таинства рождества где произошло чудо . Благословенные мы вышли из купели и ожидали группу осматривая иконостас и церковь внутри, прошли во внутренний дворик церкви ,он оборудован средневековом стиле лужайка посреди двора статуя монаха францисканца и статуя святой Екатерины .Также здесь находится конная фигура святого Георгия Победоносца поражающего змия , мы были восхищены увиденным но жара конечно была изнурительная что конечно выбивало из сил закончив осмотр церкви группа выдвинулась к автобусу . Пройдя по жаре путь по узким улочкам древнего города благополучно добрались до автобуса, так как подъехать близко к храму невозможно , мы выехали в сторону реки Иордан к границе с Иорданией так как граница проходит по реке к месту где по приданию Иисус крестился у Иоанна Крестителя и на него спустился дух Святой в виде голубя .
Дорога реке была долгой что дало возможность немного отдохнуть мы также ехали в сторону Мёртвого моря и все это находится на 400 метров ниже уровня моря каменистая местность пустыня указатели на скалах показывали насколько метров мы спустились , хотя это чувствовалось физически подымалось давление закладывало уши как будто в самолете .По дороге нам встречались стоянки пастухов бедуинов казалось что время в этих местах не двигается . Издали мы увидели город это был древний Иерихон но это палестинская территория он не входил в наш маршрут , также среди пустыни на камнях мы видели оазисы плантации финиковых пальм и других растений которые появились благодаря работника кибуц . На конец мы проехали КПП и устремились к месту где находится купель , там стояли кабинки для переодевания потом дорога и спуск к самой купели за нами наблюдали девушки пограничники . Мне пришлось взять ребенка на руки и спуститься к реке жена осталась возле коляски я вошёл с дочерью в купель по пояс опасаясь чтобы не упасть омыл её в водах реки три раз после этого мы поднялись в автобус что бы переодеться каждому кто окунался вручили сертификат паломника из нас троих его получила наша дочь Виктория 24лет обретя божественное омовение для нас это была большая радость ,жара на улице набирала обороты.
Дальше мы двинулись сторону Мертвого моря ,здесь нас ждал вкусный сытный обед , но к сожалению насладиться морскими косметическими процедурами нам в нашем случае не удалось но это не было нашей целью мы ведь приехали к святым местам .
Далее наш путь продолжился мы наконец двинулись в сторону Иерусалима хотя по сути проезжали через него и возле него целый день но так был проложен маршрут и мы двигались в старый город к основным святыням и цели нашего путешествия . Автобус привез нас к стенам старого города Давидова и мы прошли в его ворота и ступили на улицы которым было около пяти тысяч лет , по улицам которого ступал Иисус сначала на белой ослице под ликование толпы кричащей:» Осанна ,осанна » а потом под крики и издевательство толпы несшего на плечах свой крест взбираясь на Голгофу где и принял мученическую смерть и Воскрешение . Не знаю почем сам Иерусалим поделен на зоны и Святыни к которым мы устремились находятся на арабской территории города . Улочки как и любом древнем городе узкие больше пешеходные крутые вымощенные известняковыми плитами отполированные временем как будто покрыты лаком , самое главное что все уложено без погрешностей которые допускают современные строители улочки розсчитанны на повозки сей час там передвигаются на скутерах . Наш путь лежал к церкви святой Екатерины поэтому мужчины из группы помогали мне с коляской подняться на верх по ступеням а потом спуститься в церковь по крутым ступеням за что им большое человеческое спасибо , что помогли моей дочери приложится святыням. В церкви мы подали записки приложились иконе святой купили свечи для благодатного огня. Покинув церковь мы с помощью группы вышли на улицу продолжая путь к Храму гроба господнего , самое интересное что дальше дорога была уложена со съездами как будто древние строители знали о нашем приезде , и вот мы у святыни . Храм гроба господнего место где закончился земной путь и свершилось воскрешение господа нашего Иисуса Христа здесь находится и Голгофа место где стоял крест спасителя и трещина в скале образовавшаяся в момент землетрясения которое произошло во время кончины , пещера в которую было перенесено тело Спасителя до его Воскрешения а также миропомазанья камень на котором все паломники освящают крестики иконы свечи и другие атрибуты прикладываются каждый со своей мольбой просьбами и покаянием .Нам в виде исключения разрешили спустится к гробу господнему вне очереди чтобы наша дочь могла приложится к святыне я на руках внес ее пещеру приложил ее этому святому месту что бы она хоть немного почувствовала божью благодать на своем теле и почувствовать радость в душе от прикосновения к святыне ведь вера и надежда всегда остаются в нашей душе в каком бы теле она не находилась .На Голгофу я подымался сам лестница крутая и подъем трудный одно слово Голгофа место очень темное что бы делать снимки. Когда группа собралась мы двинулись к последнему месту нашего путешествия , к святыне иудеев к Стене плача . Это стена Второго Храма разрушенного римлянами во время захвата Иудеи . В щелках этой стены на верующие вкладывают свои просьбы и молитвы к всевышнему и я прислонялся этой стене ведь место где разговаривают с Всевышним свято и почитаемо верующим любой конфессии ведь мы Все просим бога здоровья для себя и близких а не о войне и смерти таков закон бытия .
Потом группа покинула городские стены разместилась в автобусе и отправилась в аэропорт по дороге мы проехали вход в ад место где Иуда предавший Христа за 30 серебряников повесился на осине осознавая что он сотворил. Мы прибыли аэропорт и отбыли в Анталию покидая Святую землю с ее тайнами и загадками но увозя в душе благодать божественного бытия я знаю оно есть я там был.
Конечно для нас в нашем положении это была непростая поездка и мы ее совершили вместе с нашей дочерью Викторией да хранит ее бог.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *