Святые женщины

Своих подвижниц Господь отмечает чудесами и дарами, которые прославили бы и любого из мужчин — священнослужителей или монахов. Мы решили напомнить о подвигах нескольких известных святых жен. Конечно, в истории их было в тысячи раз больше, но всех знает только Господь.
Мариам — пророчица, сестра Моисея и Аарона, возгласила хвалебную песнь Господу после того, как войско фараона утонуло в Красном море: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он…» (Исх. 16, 20-21). Эта песнь стала первым благодарственным гимном в христианской гимнографии. Но когда пророчица стала упрекать Моисея за то, что он взял в жены ефиоплянку, Господь сошел в облачном столпе и покарал Мариам за «превышение власти» и вмешательство не в свои дела проказой. Прощена она была только по заступничеству Моисея.
Девора — пророчица, бывшая судиею Израиля (судьи были правителями еврейского народа со смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Судьи выполняли не только административные функции, но были и духовными наставниками). По ее предсказанию израильский народ победил войско ханаанского царя Иавина, поработившего богоизбранный народ. Во время ее дальнейшего правления «покоилась земля 40 лет» (Суд. 4, 4-14; 5, 1-12).
Мария Магдалина — эту святую называют «апостолом апостолов» за то, что ей первой явился воскресший Спаситель, и она рассказала об этом Его ученикам (см. Ин. 20, 1-18). С именем Марии Магдалины связана традиция красить яйца на Пасху — у святой вышел спор с императором Тиверием: тот утверждал, что скорее куриное яйцо, которое она хотела преподнести в дар императору, может стать красным, нежели Христос мог воскреснуть из мертвых. Тогда яйцо в руке Марии покраснело.

Слева: Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Справа: Рогир ван дер Вейден. Читающая Мария Магдалина
Фива — одна из первых диаконисс в истории Церкви. Апостол Павел писал о ней: «…помощница многим и мне самому» (Рим. 16, 1).
Прискилла — мученица, жена апостола Акилы (см. Деян. 18, 2-3; Рим. 16, 3-4). Апостол упоминает их с мужем как первых христианских вероучителей, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников».
Священномученица Иустина — пострадала за Христа в III веке вместе со своим бывшим мучителем и искусителем Киприаном. Тот, будучи колдуном и волхвователем, обратился ко Христу, видя веру Иустины. Св. Иустина — одна из многих мучениц, которые собственным примером обратили в христианство своих преследователей.
Святая равноапостольная Нина — в III веке обратила в христианство грузинский народ во главе с царем. Отправилась на это служение в юном возрасте по велению Божией Матери, которая, напутствуя Нину, вручила ей крест из виноградных лоз. Св. Нина обращала в христианство воинствующих язычников, известна многими чудесами. Обнаружила местонахождение хитона Господня.
Святая мученица Иулитта — была сожжена на костре в 304 (или 305) году, отказавшись отречься от веры. В беседе на память мученицы Иулитты святитель Василий Великий, ставя ее в пример христианам, восклицает: «Не попустите, мужи, чтоб вам оказаться в благочестии худшими жен!»
Преподобная Синклитикия — основательница женской монашеской традиции, она, ища возможности посвятить себя Богу, после смерти родителей раздала все их имущество нищим и со слепой сестрой удалилась в гробницу, принадлежавшую ее родственникам (IV век). После того, как место ее уединения было случайно обнаружено, сюда стали стекаться женщины, также искавшие подвига. Преподобная написала наставления монашествующим женщинам, она стала одной из трех амм, высказывания которых приводятся в Древнем патерике (патерик содержит высказывания 117 святых отцов).
Диаконисса Олимпиада — преданная ученица свт. Иоанна Златоуста. В 405 году по ложному обвинению была брошена в темницу, святитель утешал ее в дошедших до нас письмах: «Твое сокровище, которое ты собрала, неприкосновенно, и достоинство, созданное этими страданиями, не знает смены и не ожидает конца».

Елена Черкасова. «Письма к Олимпиаде»

Преподобная Макрина — жила в VI веке. Была обручена с благочестивым юношей, но после того, как он до свадьбы скончался, избрала девственную жизнь. Своим примером увлекла на монашеский путь собственную мать Емилию. Младшие братья Макрины — святые учители Церкви Василий Великий и Григорий Нисский своим учителем называли именно ее, ссылаясь на то, что она знала Священное Писание лучше них.
Преподобная Мария Египетская — после раскаяния в своих грехах ушла в пустыню за Иордан и прожила там сорок семь лет в полном уединении без крова, одежды, почти без пищи (VI век). Ее жизнь — монашеский идеал, пример глубокого духовного преображения. Воспоминанию о ее подвиге посвящена специальная покаянная служба во время Великого поста — «Стояние Марии Египетской».
Преподобная Кассия — жила в IX веке в Византии. Единственная из женщин, чьи произведения и по сей день используются в богослужении. Автор основной части канона Великой Субботы «Волной морскою», стихиры Великой Среды «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество…», стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли…». В общей сложности ей приписывают 2 канона и 49 тропарей, а также духовные стихи и мудрые высказывания. Одно из них гласит: «Я ненавижу тишину, когда время говорить». Однажды Кассия дорого поплатилась за смелость высказывания. Император Феофил, выбиравший себе невесту, на смотринах, где были собраны красивейшие и знатнейшие девицы, был поражен красотой Кассии и, решая испытать ее, спросил: «Не через жену ли произошло зло?» Она отвечала: «Но через жену же берет начало и лучшее». Император решил, что она слишком умна и не взял ее замуж. Правда, по другой версии, Кассия специально возразила императору, чтобы он отверг ее, так как не хотела становиться женой императора-иконоборца.
Византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов, наряду с прп. Феодором Студитом, свв. Космой Маюмским и Андреем Критским. После того, как император отказался на ней жениться, Кассия основала в Константинополе монастырь, которым восхищались современники. Считается, что письма, которые писал прп. Феодор Студит некоей девице Кассии, были адресованы именно инокине-гимнографу. Преподобный пишет: «И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице». Кассия-гимнограф прославлена Греческой Православной Церковью в чине преподобных.
Святая равноапостольная княгиня Ольга — после смерти мужа, князя Игоря (в 945 году), стала править княжеством, в ее житии читаем: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Одна из первых на русской земле приняла христианство. Бабка святого князя Владимира, крестившего Русь.
До крещения Ольга была очень суровой правительницей. На илл.: Месть княгини Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Святая благоверная княгиня Феврония — благочестивая дочь простого крестьянина-пчеловода, она поразила муромского князя Петра рассудительностью и находчивостью и стала ему достойной женой. Муромские бояре опасались ума и проницательности княгини и не раз предпринимали попытки рассорить супругов и «заменить» Февронию, ссылаясь на ее низкое происхождение. Но Феврония терпением, смирением и мудрым поведением сохраняла мир в семье и побеждала боярские козни. Супруги умерли в один день и час в 1228 году, приняв перед этим монашеский постриг.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — жена св. блгв. князя Михаила Ярославича Тверского. Ее муж, два сына и внук были убиты татарами в Орде. Святая, мужественно переносившая удары судьбы, окончила свой жизненный путь в монастыре в 1338 году. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Это единственная в истории Русской Церкви святая, которую деканонизировали во время раскола со старообрядцами указом патриарха Иоакима в 1677 году, запретив поклонение ее святым мощам. (Старообрядцы считали ее своей покровительницей.) Но в 1908 году Анну Кашинскую снова причислили к лику святых.
Св. праведная Иулиания Лазаревская, милостивая — русская святая конца XVI века, прославленная как благочестивая мирянка за свое служение ближним. Выйдя замуж за владельца села Лазаревское, святая дневное время суток посвящала молитве и заботе о семье — Иулиания родила десять сыновей и троих дочерей — а по ночам занималась рукоделием. Свои работы она продавала, а на вырученные деньги помогала нуждающимся. Когда наступил голод, она тайком от родственников кормила голодающих. После смерти любимого и почитаемого мужа святая раздала семейное имущество бедным. Во времена еще более страшного голода 1601-1603 гг., когда дело доходило до людоедства, Иулиания пекла хлеб из лебеды и древесной коры, чтобы кормить людей. Но и в эти тяжелые годы она, как пишет ее сын, «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе».
Блаженная Ксения Петербургская — после внезапной кончины мужа решила принести покаяние за то, что он умер без исповеди, приняла тяжелейший подвиг юродства: отказа от дома, родных, всех мирских благ, на деле исполнила заповедь Христа, став «нищей духом». Скиталась по городу, жила подаянием, тайно совершала добрые дела. Почиталась в Петербурге как святая уже при жизни. Скончалась около 1803 года. Канонизирована в 1988 году.
Преподобномученица Елисавета—
Слева: Великая княгиня Елизавета Федоровна. Справа: останки Елизаветы Федоровны, поднятые белогвардейцами из Алапаевской шахты
великая княгиня, вдова великого князя Сергея Александровича (брата Александра III). Воспитанная в протестантской семье, после замужества, видя веру своего супруга, после многих молитв и раздумий, несмотря на протесты родственников, сознательно и сердечно приняла Православие. После убийства мужа террористами оставила светскую жизнь, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия — принципиально новую форму служения ближним в России, сочетающую молитвенную и деятельную стороны. Организовала широкую службу помощи больным, сиротам, инвалидам. Сама обходила притоны, собирая брошенных детей для своего приюта. Отказалась покинуть Россию после революции. Была арестована в 1918 году. В числе других мучеников была брошена в шахту около г. Алапаевска, где, несмотря на собственные страдания, до последнего часа помогала раненым.
Мученица Татиана (Гримблит) —
жительница Томска. Когда в 20-е годы в Сибирь стали прибывать ссыльные, Татьяна почти все свои средства отдавала на продукты и вещи и передавала заключенным. Среди них были архиереи и священники. В 1923 году была арестована по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, переписке с ними, в ведении «религиозных разговоров». На эти обвинения Татьяна отвечала: «Своей веры я никогда не скрывала», «Вы можете тратить свои деньги на вино, одежду, сладкий кусок, а я предпочитаю поскромней одеваться, попроще есть, а оставшиеся деньги посылать нуждающимся в них», «Крест дан мне навечно, его могут снять с меня только с головой». Расстреляна 23 сентября 1937 года в Бутове.
Блаженная Матрона Московская — слепая с рождения, с десяти лет из-за болезни не могла ходить. Удостоилась посещения Божией Матери и своими молитвами помогала в различных нуждах всем, кто обращался к ней за помощью. Шли к ней непрерывным потоком. Была арестована советской властью за то, что, как написано в протоколе, «своей святостью сильно влияет на темную массу». Умерла в 1952 году. Одна из наиболее почитаемых недавно прославленных святых.
Преподобная Мария Гатчинская (Лелянова) (1874-1932) —
последняя по времени из канонизированных Русской Православной Церковью святых женщин, причислена к лику святых 17 июля этого года. Родилась в состоятельной купеческой семье в Санкт-Петербурге. Успела окончить гимназию, затем заболела энцефалитом и в течение 20 лет была парализована. Несмотря на болезнь, утешала верующих в годы гонения на Церковь, давая им духовные советы. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, приняла в 1922 году постриг с именем Мария. В ответ на жалобу одного человека о мучительной и безысходной тоске, избавиться от которой он не мог, матушка говорила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния». Арестована ОГПУ в 1932 году. Скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года. Могила Марии Гатчинской на Смоленском кладбище находится недалеко от часовни св. Ксении Петербургской.
____________
* По материалам сайта ПСТГУ, http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/2006_2/0718maria.shtml. Информационная база по пострадавшим за веру в годы гонения на Церковь

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь Святые Личность Женщины в Церкви Опыт веры Благотворительность и милосердие

Портал «Предание» провел лекцию Надежды Беляковой «”Молчащее большинство”» о женском вопросе в Церкви. Смотрите или слушайте лекцию.

К этой лекции подготовили подборку книг: первая часть — о святых женщинах, вторая — богословы, библеисты, историки, писавшие на нашу тему.

Святые женщины

Конечно, первая — Богородица. Можно было бы привести много книг, мы выбрали одну — «Всех скорбящих радость» Вениамина (Федченкова), которую как раз недавно озвучили.

«Митерикон» — собрание высказываний «амм», то есть Матерей Пустыни — женский вариант Патерика.

«Святые подвижницы Восточной Церкви» — сборник житий святых женщин Востока вплоть до X века, составленный выдающимся русским патрологом и агиографом XIX века, ныне прославленным в лике святых Филаретом (Гумилевским).

«Легендарные характеры». Лесков в ответ на обвинение в том, что женщина в православной литературе рассматривается исключительно как «соблазн» для мужчины решил обратиться к источникам. Он взял «Пролог» — одну из самых популярных православных книг в России, популярных с глубокой древности и именно у народа — то есть массовую литературу, такую, которая оказывала наибольшее влияние на сознание и жизнь народа. Это собрание житийных историй, патериковых рассказов, притч, святоотеческих наставлений. И оказалось, что в «Прологе» тридцать пять «женских» историй, из которых только две имеют негативный характер.
Лесков, конечно, не исследователь, а писатель. «Легендарные характеры» — одна из частей эпопеи о русских праведниках (здесь, собственно, праведниц), которую Лесков писал всю свою жизнь. По сути, это «художественный пересказ» женских историй, содержащихся в «Прологе».

«Раскаяние святой Пелагеи» — типичный житийный сюжет раскаяния блудницы, но необычно поданный. Пелагея была блудницей и раскаялась после встречи со святым Нонном (кстати, он был устроителем первого лазарета). Прекрасно начало этой истории — святой Нонн плачет от красоты Пелагеи.

«Мученичество святой Евгении» — одновременно удивительный и типичный текст. Типичное: девушка-христианка отказывается от замужества и заканчивает жизнь как мученица. Своеобразное: Евгения, согласно Житию, притворилась мужчиной, чтобы жить в монастыре, и даже стала настоятелем. Житие великолепно говорит об этом, одноврменно сексистки и феминистки: «Евгения превосходила всех монахов, хотя и была женщиной. Из этого видно, что добродетель присуща всем, и для желающего идти праведным путем быть женщиной не помеха».

«Житие и наставления Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «матери пустыни» сейчас звучит непривычно. Однако в «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодоры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы», хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами — Антонием, Арсением и Пименом.

«Житие Марии Египетской» — один из центральных текстов святоотеческой письменности. Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан.

Преподобная Кассия — монахиня-поэтесса, единственная женщина, чьи произведения используются Православной Церковью в богослужении, в частности, на Рождество и в Великую Субботу.
Кассия, по преданию, отличалась необыкновенной красотой, и в юности была одной из одиннадцати девушек, представленных византийскому наследнику для выбора невесты. Наследник отверг Кассию из-за ее остроумия и смелости: на слова наследника «от жены произошло все злое» она ответила «от жены же произошло все лучшее».
Кассия родилась в знатной и богатой семье, и на свое состояние основала монастырь. Она автор литургических произведений и эпиграмм, переписывалась с Феодором Студитом.
В центе поэзии Кассии стоит тайна Богочеловечества, Господь Иисус Христос; кроме того она особенно любила воспевать подвиг мученичества. Кассия умело соединяет высокое богословие с выразительностью и лаконичностью формы.

Письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц. В обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, помощь при совершении над женщинами св. Таинств. Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам и наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании.

«Житие Улиании Осорьиной» — уникальный случай: житие святой, написанное её сыном. Шедевр древнерусской словесности и первая биография русской женщины. Житие важно своим превосходным описанием святости — и святости мирянской, женской.

Игумения Арсения (Себрякова) — великий русский духовный наставник, стоит в одном ряду с Игнатием (Брянчаниновым), Феофаном Затворником и оптинскими старцами.

Мать Мария — современная святая. Человек необычайно творчески одаренный, из высшего света, она оставила наследие и в философской прозе, и в поэзии, в иконописи. Друг о. С. Булгакова и Н. Бердяева, А. Блока и многих других выдающихся людей, она не была далека от проблем этого мира.
Судьба святой Марии (Скобцовой) показывает, чем мог бы стать Серебряный век, если бы обратился ко Христу. Мария (Скобцова) в молодости — член партии эсеров (она была даже революционным головой Анапы), переболевшая всеми соблазнами своего времени. Ни от чего не отказавшись, она стала подлинно святой XX века: все творческие способности обернув на служение Богу, явив тип кенотической, жертвенной любви к самым униженным и обездоленным людям. Служение людям Мария (Скобцова) ставила выше поддержания форм внешнего благочестия, а во время Второй мировой войны решилась укрывать евреев от Гестапо — что и привело ее в концентрационный лагерь — и к мученическому венцу.

Книги о женщине в Церкви

«Служение женщины в Церкви» — великолепная книга православного богослова, женщины, француженки, протестантки перешедшей в Православие Элизабет Бер-Сижель.

«Рукоположение женщин в Православной Церкви» — три статьи: две Бер-Сижель «Женщины в Православной Церкви» и «Рукоположение женщин обсуждается и в Православной Церкви» и статья епископа Каллиста (Уэра) «Мужчина, женщина и священство Христово».

«Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность» Андреа Милано — великолепное исследование христианского учения о женщине. Милано сначала рассматривает феминисткую экзегезу, отношение Библии к освобождения женщин, а затем смотрит, что говорит Библия о самой женщине: в книге Бытия, у пророков, в Песни Песен, в иудаизме в общем, в Евангелии, у апостола Павла, в Апокалипсисе. Завершается книга рассмотрением христианской концепции любви: эроса и агапе, личности.

«Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ей нельзя быть священником, ей нужно постоянно носить платок, бояться мужа и т. д. Почему она занимает такое подчиненное положение?» — на этот и другие подобные вопросы (от «платков» до глубоких богословских реалий) отвечает Андрей Кураев в своей короткой, но «плотной» брошюре «Женщина в Церкви».

«Женщины в византийском храме: где, когда — и почему?» — статья выдающегося литургиста Роберат Тафта.

«Есфирь, Иудифь, Руфь: миссия женщины» — статья Пьера Дюмулена: «Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом»! Внимательное чтение Святого Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль».

«Женщина в Ветхом Завете» — работа протоиерея Константина Кустодиева (авторское название — «Опыт истории библейской женщины»): Ева, Сарра, Агарь, Лия, Рахиль, Сепфора, Мариамна, Раав, Девора и др. Труд Кустодиева имеет две части: женщины патриархального периода и женщины подзаконно-национального периода. Кроме конкретных личностей, Кустодиев разбирает и гендерные роли: девица, супруга, мать, вдова.

«Женщина-христианка. Образ и значение женщины в христианстве» Надеждина затрагивает следующие вопросы: значение женщины в христианстве, отношение Христа к женщинам, отношение христианской общины к женщине, женщины — распространительницы христианства, девство, семья, церковный и гражданский брак, развод, взаимоотношения супругов, супружеский долг, женское влияние на мужчин, покровение головы при молитве, роль женщины в общественной жизни, женское священство. диакониссы, воспитание детей, домашние обязанности.

Две статьи священника Андрея Постернака: «Женское служение в ранней христианской Церкви (I–VI вв.)» (пророчицы, старицы, вдовы, девы, диакониссы на Востоке и Западе) и «Вопрос о «женском священстве”».

«Женщина и спасение мира» Павла Евдокимова — попытка цельного богословия относительно женщины.

«Призвание женщины или священство сердца» Жозетты Круассан — книга о женщине, основанная на библейском учении: феминизм и замысел Божий о женщине; дочь Божия, жена, мать, плоды Духа, дарованные женщине.

«Женские служения в раннем христианстве» — курсовая работа Алексея Волчкова: женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э.: эгалитарность или патриархальность? Христианство – женская религия? Женщина в миссионерской практике Иисуса, неинституциональные служения женщин и женщина в кафолической Церкви (женщины в Евангелиях, женщина – церковный лидер, женщины – проповедницы, пророчицы), женщина в кафолической Церкви (диакониссы, вдовицы, девственницы), женщины у еретиков, христианство – религия развратников?

«Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига» — работа Елены Грудевой, кажется на уникальную тему: юродивые женщины. На основе 16 житий византийских и русских юродивых предлагается разбор женского юродства

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *