Святыни кавказа

На Северном Кавказе христианские церкви появились много столетий назад. Здесь, в одном из самых древних уголков цивилизации, проповедовал когда-то один из любимых учеников Иисуса Христа апостол Андрей Первозванный. В отдаленных местах пока еще можно полюбоваться каменными храмами, построенными в IX — XI вв. Правда, большинство из них — разрушены. Как и первые величественные православные соборы XVIII — XIX вв., порушенные в первые годы советской власти. Многие из них сейчас восстановлены и составляют бесценный фонд архитектурного богатства не только Ставропольской и Владикавказской епархии, но и всей России. Каждый год храмы посещает множество паломников. Причем поклониться святыням стремятся не только православные, но и верующие других религий. Многие из них считают, что православные святые — одни из самых сильных. А легенды об исцелении от святых мощей или чудотворных икон передаются из поколения в поколение.

«Комсомолка» составила список, в котором лишь малая часть святых мест Северного Кавказа. Очертить весь круг, где происходят чудесные исцеления, довольно трудно. Даже в тех церквах, что построены недавно, могут мироточить иконы и исполняться просьбы прихожан, произнесенные во время молитвы. Главное — не растерять веру в Бога и надежду на спасение.

Святой образ Феодосия Кавказского

Рядом с городом Минеральные Воды на кладбище поселка Ленинский был погребен старец Феодосий. Родившийся в Пермской губернии, он долгое время был послушником в монастыре на Афоне. Затем служил в Иерусалиме. В Россию вернулся до революции. Был репрессирован. В 30-е годы прошлого века вернулся из ссылки и стал жить в Минеральных Водах. Старец скрывал свою святость, приняв на себя подвиг юродства. До самой своей смерти в 1948 году преподобный помогал и верующим, и неверующим. Советовал, как поступить в трудных ситуациях, исцелял, спасал. Сельское кладбище, где он похоронен, стало местом паломничества. В 1996 году мощи преподобного были перенесены в храм Архангела Михаила в поселке Ленинский. А в 1998-м — во вновь отстроенный храм Покрова Божией Матери в Минводах. Здесь же есть и икона с ликом преподобного. Помолиться и попросить помощи у святого старца приезжают верующие со всей России.

Икона Владимирской Божией Матери в Железноводске

В городе-курорте до революции работали две церкви. Обе разрушили в 30 — 40-х годах прошлого столетия. И только в 1996 году в старинном здании бывших ванн обустроили храм Покрова Божией Матери. В примыкающей к нему часовне Священномученика Пантелеймона находится икона Святителя Игнатия Брянчанинова с частицами мощей. Ее привезли в январе 2005 года из Толгского монастыря. Святитель Игнатий, служивший епископом Ставропольским и Кавказским в 1858 — 1861 гг., был канонизирован за праведную жизнь, а также за большое количество написанных им богословских трудов. Книги Игнатия Брянчанинова считаются азбукой, которую обязательно должен прочитать каждый начинающий православный христианин. Они помогут бороться со страстями, сориентируют в жизни.

В самом храме Покрова Божией Матери можно помолиться и иконе Владимирской Божией Матери из дореволюционного храма. Образ сохранила одна из прихожанок. После ее смерти икона долго лежала на чердаке. Затем ее нашли и поставили в святой угол, где заметили сияние возле образа. И сразу же передали в храм. Этой иконе обычно молятся во время нашествия врагов, просят защиты от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани, о сохранении России, о наставлении в православной вере.

Кстати, при храме работает православная гостиница на 35 мест.

Русский Афон на Бештау

Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский мужской монастырь был заложен еще в начале XX века. Построенная в труднодоступном месте между двух вершин Бештау обитель стала одной из самых известных в России.

Бештаугорский монастырь — один из самых известных в России.

В нее входили каменный Успенский храм, большое здание для келий, гостиница для паломников, дом настоятеля, трапезная. Все это было разрушено после революции. Восстановление монастыря началось в 1997 году. Одним из первых воссоздали храм Георгия Победоносца. Сейчас в нем можно помолиться святыням, привезенным с Афона. Например, иконе Иверской Божией Матери. Считается, что она избавляет от разных жизненных напастей и утешает в бедах, спасает от пожаров. Здесь есть образ апостола Иоанна Богослова, пророчицы Анны и Параскевы Пятницы. А также ковчег с мощами Киево-Печерских святых.

Чудотворная икона Николая Угодника в Кисловодске

Крестовоздвиженский храм был построен в Кисловодске в канун 1000-летия крещения Руси.

Кисловодский Крестовоздвиженский храм — одно из самых посещаемых верующими мест. Он был построен еще в Советском Союзе к знаменательной дате — тысячелетию крещения Руси. Его святыни — чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Николая Угодника. Образу Божией Матери молятся с просьбой о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить, при возможных тяжелых родах, с просьбой об исцелении от тяжелых болезней. А к чудотворной иконе особо почитаемого в России Николая Угодника обращаются за помощью в самых неразрешимых делах — как духовных, так и житейских. Святой помогает всем, кто терпит лишения и бедствия, защищает от врагов. В храме хранится чудотворная икона Святого великомученика и целителя Пантелеймона с вмонтированной капсулой со святыми мощами. Врачеватель помогает излечиться от тяжелых недугов.

Собор Святого Апостола Андрея Первозванного

Сначала главный храм Ставропольской и Владикавказской епархии возвели в краевом центре из дерева. Было это в 1847 году. Затем его разобрали и на том же месте в 1897 году поставили каменный собор. В годы советской власти в храме разместили архив. Примечательно, что во время Великой Отечественной войны в храме проходили службы.

Главная святыня Андреевского храма — малая частица Животворящего древа Креста Господня, вложенная в крест и запаянная в особую прозрачную капсулу. Есть частица нетленных мощей святого апостола Андрея Первозванного, считающегося небесным покровителем нашего края. Она вложена в икону апостола. Почитают прихожане и созданную в женском Иоанно-Мариинском монастыре Ставрополя икону Святой Троицы. Недавно эта икона пережила чудесное обновление. Есть здесь мощи святого преподобного Сергия Радонежского, святые мощи Александра Невского, ковчежец с частицами мощей святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова).

КСТАТИ

Знакомство с православными святынями Кавказа можно начать под руководством профессионалов из паломнической службы Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви. Здесь организуют как длинные, так и однодневные экскурсии. Можно съездить к Святыням Нижнего Архыза и полюбоваться на Лик Христа Спасителя (наскальный образ относят к VIII — X векам и считают наиболее древним архетипом иконы «Спаса Нерукотворного» на территории России). А также побывать в древних храмах Зеленчукского монастыря. Или, например, отправиться в поездку по святым источникам, куда входит посещение источника при храме Преподобного Серафима Саровского, а также источника Иверской иконы Божией Матери возле села Татарка.

Вода из источника Серафима Саровского придает силы многим…Фото: Игорь ЧАБАНЕНКО

Телефон паломнической службы епархии 89187799439. Правда, ближайшие туры начнутся только с марта. Одно- и двухдневные поездки обойдутся вам в сумму от 750 до 1000 рублей с человека (в эту стоимость входит одноразовое питание).

История храма началась в 1992 году . К этому году состоялось открытие Прихода в приспособленном здании. До 2000 года здесь совершались богослужения. В 1994 г. в праздник Покрова Пресвятой Богородицы произошла закладка камня для строительства нового Храма. В 1995 году начато крупное строительство огромного белокаменного Храма. В 2000 году состоялось богослужение в нижнем приделе Храма, в 2001 году — освящение колоколов, а в 2002 — их установка. В 2005 году строительство главного придела Храма было завершено и прошло первое богослужение. Нижний (Иверский) придел Храма освящён в честь Иверской иконы Божией Матери.

Красивый, большой, белокаменный Храм виден за много километров. Рядом в десяти метрах располагается часовня в честь Пророка Божьего Илии. Надвратный храм освящен в честь Святителя Спиридона Тримифунтского.

Святыни храма:

  • Икона Праведного Феодосия Кавказского с частицей мощей
  • Камень с источника Святого мученика Василиска Команского (Абхазия)

Адрес: Краснодарский край, Кавказский район, станица Кавказская, улица Ленина,203

Телефон: +7 (86193) 22-5-22, 8 (86193) 22-5-22

Таинство крещения проходит в нижнем приделе. Условия для съемки непростые, так как и здесь, и в верхнем храме очень мало света. Но выбор храма всегда остается за заказчиком и не всегда определяется красотой внутреннего убранства и удобством для фотографа.

Разрешительная молитва матери

Постановочный портрет

Постановочная фотография

Отречение от сатаны

Чин крещения

Символическое пострижение волос

Общая семейная фотография

Больше фотографий с этого таинства можно посмотреть

Работа выполнена и отправляется заказчику. Мои герои получат роскошную фотокнигу размером 20х20 на 10 разворотов в твердой персональной фотообложке. Она печатается в современной фотолаборатории и выглядит как настоящий артбук! Обложка из плотного картона с фотобумагой и дополнительной ламинацией. Фотобумага отличается высокой цветопередачей и глубиной цвета, четкостью и качественной картинкой. Снимки выглядят профессионально и реалистично. Книга имеет полноценный разворот, её страницы усилены дополнительной прослойкой из картона. Листы имеют текстурную поверхность с эффектом шёлка, плотные и гибкие, со временем не потрескаются и не сломаются. Толщина каждого листа около одного миллиметра, поэтому готовая книга имеет высокий книжный блок, становится увесистой — такой альбом действительно удивляет. Я заказываю только такой вид книги. И я гарантирую, что это будет достойный статусный фотоальбом на долгую память.

УДК 364.054:930.253(470.6)

МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРВЫХ МОНАСТЫРЯХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ДО СЕРЕДИНЫ XIX в.

© Павел Григорьевич НЕМАШКАЛОВ

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Ставропольский государственный педагогический институт 355029, Российская Федерация, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А» E-mail: paul_2@rambler.ru

Произошедшие в последнее время изменения в жизни нашей страны привели к переоценке многих общественных ценностей. В поисках национальной идентичности государство и общество начало активно возрождать церковную жизнь. Особую роль в истории Русской православной церкви играла монастырская деятельность, которая требует изучения, чтобы в современных условиях использовать положительный опыт, выработанный в течение многих веков православными обителями как духовно-религиозными и социальными центрами, очагами православной культуры. На окраинах страны монастыри являлись центрами православной культуры в разные периоды расцвета и упадка христианства, а иногда и полного исчезновения. При распространении православия в поликультурном и поликонфессиональном регионе, каким был Северный Кавказ, монастырям отводилась миссионерская функция. Имея большой авторитет, они оказывали влияние на все сферы жизни этих территорий, наставляя и приобщая население контактных зон к христианству. На Северном Кавказе монастырская жизнь имела свои особенности и традиции, отличные от других районов Центральной России. Привлечение ранее неопубликованных источников позволило провести и реконструировать деятельность монастырей, определить их роль в колонизации региона. История РПЦ на Северном Кавказе значима не только в качестве самостоятельного предмета исследования, но и как неотъемлемая часть гражданской истории, объективное изучение которой невозможно без рассмотрения деятельности монашества в регионе.

Ключевые слова: история Русской православной церкви; Северный Кавказ; монастыри; поликон-фессиональность; социальная история; колонизация

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-10(162)-89-95

Православные монастыри с момента возникновения христианской религии на территории России несут духовно-нравственное просвещение и очищение народа. Не стоит приуменьшать их просветительскую и колонизационную деятельность относительно народов, которые при их посредничестве соприкасались с великой русской культурой.

На протяжении всего ХУШ в. система церковной жизни неоднократно подвергалась самодержавием реформированию. Основной целью данных преобразований было превращение священно- и церковнослужителей в «полезных для государства людей», рассмотрение церковных вопросов с точки зрения государственных интересов и сведение православной религии к обрядовому делу. Однако двигают вперед дело веры праведники, чтимые народом — «те люди, для создания которых вернейший путь — монастырь» .

Указ Екатерины II от 26 февраля 1764 г., больше известный под названием «Духовных штатов», является Рубиконом в жизни монастырей. Данным указом у монастырей изы-

малось все имущество за исключением небольшой части земли и служителей, назначалось жалование, соразмерное знатности и важности монастыря. Все обители делились на три класса с установлением нормы штатов монахов и монахинь, которые находились в разном статусе. Монастыри, не вошедшие в число штатных, были оставлены на самообеспечении и получили статус «заштатных», то есть не получали от казны никакого финансирования, однако их большая часть была закрыта или реорганизована в приходские церкви. Поскольку включение Кавказа в состав Российской империи было сопряжено с длительными военными действиями, то на Кавказе для монастырей особых штатов не создавалось, издавались разновременные указы, касающиеся их устройства.

Первые монастыри появляются на Северном Кавказе с первыми системными попытками колонизации региона. Возникновение мужского Кизлярского Крестовоздви-женского монастыря связано с упразднением крепости Святого креста на реке Сулак по

Гянджинскому договору между Россией и Ираном в 1835 г. и переводом гарнизона крепости и административных учреждений в основанный город Кизляр . Поскольку город имел важное стратегическое положение, то он быстро стал и центром распространения православия.

Судьба Кизлярского Крестовоздвижен-ского монастыря тесно переплеталась с жизнью самого города. Разорительные набеги горцев и стихийные бедствия не раз приводили к его упадку, но вторая половина XVШ в. является периодом расцвета обители. Монастырь располагал достаточными доходами, позволившими провести масштабные строительные работы, включая монастырскую церковь. Отряды горцев 1 ноября 1831 г. под предводительством Кази-Мулы подвергли опустошительному разорению город и монастырь. После этого набега монастырское хозяйство пришло в упадок, а сил малочисленной братии не хватало на восстановление разрушенного . Видимо, после этого случая на содержание братии монастыря Святейшим правительствующим синодом было положено содержание в размере 257 руб. 13 коп. серебром в год .

Случавшиеся беды не могли сломить духа монастыря, который отличался строгостью нравов. На исправление сюда послушниками посылали лиц духовного звания из числа приходского духовенства за разные предосудительные поступки, противные занимаемому сану, а срок пребывания в стенах обители зависел от тяжести совершенного деяния . Не только приходское духовенство, но члены братии других монастырей отбывали назначаемую епитимию. Так, например, монахи Константин и Матфей, иеродиакон Ириней как «подозрительные в поведении и вредного поступками для Черноморской Екатеринолебежской Николаевской пустыни для научения доброй нравственности и послушанию переведены в Крестовоз-движенский Кизлярский монастырь» . Тех, кто не мог выдерживать местного климата, переводили в Кременский Донской монастырь под надзор игумена на тех же условиях, что направлялись в Кизлярский монастырь строителю.

Высокий уровень православного духа поддерживался строителем монастыря иеромонахом Вениамином, назначенного к этой

должности 14 марта 1827 г. Сын военнослужащего отставного поселенца, из великорос-сиян, в 26 лет постриженного в монашество в Астраханском Болдгинском монастыре 14 сентября 1801 г. Какое-то время он находился в братии Астраханского архиерейского дома крестовым иеромонахом и духовником, после был определен строителем Астраханского Покрово-Болдгинского монастыря . При этом сама братия монастыря на 1843 г. состояла только из лиц, рожденных в духовном звании, то есть в семьях священников (табл. 1).

Члены братии несли свою службу не только в стенах монастыря, но и по нехватке армейского духовенства посылались для исправления богослужения и христианских треб Епархиальным начальством в действующую армию, охранявшую границу от прорывов горцев . При этом в самом монастыре в 1844 г. кроме строителей не оказалось действующих священников. Епископ Кавказский и Черноморский Иеремия предписал Кизлярскому протоиерею Мурад-ханову, чтобы до прибытия в монастырь постоянных священников он поочередно командировал из собора и двуштатных церквей священников для ежедневного отправления в монастырь и богослужения .

Не менее значимой для колонизации региона была Моздокская крепость, на поселение в которую некрещеных не пускали. Возникший в 1763 г. мужской Преображенский Моздокский монастырь продолжил начатое распространение православия. В 1797 г. при учреждении самостоятельной Моздокской епархии указом Екатерины II открывается первый на Северном Кавказе женский монастырь при Успенской городской церкви . Однако время не дало возможности проявления всего их потенциала, поскольку в 1799 г. обе обители были упразднены, а послушники с братией переведены в другие монастыри.

На основании указа Синода, сделанного с распоряжений Екатерины II от 24 июля 1794 г. на основе прошения кошевого атамана Захариям Чепеги, разрешалось устроить в 100 верстах к северу от Екатеринодара монашескую обитель, предназначенную для раненых казаков, «желающих спокойной монашеской жизни». По этому положению определялся штат монастыря: настоятель,

Таблица 1

Состав братии заштатного Кизлярского Крестовоздвиженского монастыря за 1843 г.

Какое число по штату надлежит Ныне налицо находится Где против штатного положения

Архимандритов Игуменов Строителей Экономов Казначеев Иеромонахов Иеродьяконов Служебных и прочих рядовых Больничных Итого Архимандритов Игуменов Строителей Казначеев Иеромонахов Священников Иеродьяконов Дьяконов Служебных и прочих рядовых Итого Каких чинов излишнее Число людей Каких чинов не достает Число людей

— — 1 — — 2 2 2 — 7 — — 1 — — 2 — 1 4 8 Священников 2 — —

Послушников 4 — —

тридцать монахов и послушников, десять больных — всего 41 человек . Созданный монастырь не пользовался содержанием от казны, его обеспечение велось из сумм Черноморского войска по примеру штатных монастырей империи.

В начале XIX в. хозяйство монастыря включало четыре мельницы, три рыбных завода и кирпичный завод, находящихся в собственности монастыря, пожертвованных в разный период частными лицами. На территории монастыря был выстроен настоятельский, братский корпус, церкви, гостиничные и комитетский дома, конюшни и хозяйственные сараи . Помимо этого монахи продавали свечи, пользовались частью доходов кружечных пожертвований и кошелькового сбора за сорокоусты и поминальные молитвы. Основанный на средства Черноморского войска в финансовой части монастырь ограничивался в участии распоряжения имеющихся средств Строительным комитетом, сформированным из офицеров. Настоятеля монастыря «почитали человеком сторонним и под властью комитета», а на вступления в должность и председательство в комитете требовали предъявления особого указа от Войскового правления.

С 3 ноября 1840 г. настоятелем монастыря назначен архимандрит Дионисий, который происходил из священнической семьи. Выпускник Курской семинарии 1825 г., по окончании которой утвержден в степени студента, исполнял различные должности в духовном ведомстве — от священника Воронежской епархии слободы Алексеевки и учителя уездного училища до благочинного над всеми монастырями Новочеркаской епархии. Епископом Кавказским и Черноморским Ие-ремиею с 28 мая 1843 г. определен членом Кавказской духовной консистории, а с 13 июля 1843 г. ему было поручено перво-присутствовать в Екатеринодарском духовном правлении .

В этот период братия монастыря состояла в большинстве избывших казаков, но в ней имелись выходцы из духовного сословия (иеромонах Тарфений, дьякон Тимофей За-тонский) и дворянского сословия (иеродиакон Поликарп, монах Киприан), а монах До-рофей происходил из польских шляхтичей. Равно и послушниками монастыря были выходцы из казачьего сословия, за исключением Николая Даниленко, происходившего из дворян, и Григория Девицкого из духовного сословия (табл. 2).

Послушники, принятые в монастырь, не утверждались в звании до окончательного увольнения из казачьего сословия Войсковой канцелярией. Их назначали в обучение и послушание к старцам, к выполнению работ по указанию настоятеля, первые три года им запрещалось потребление спиртного, а к исповеди и причастию допускались четыре раза в году по окончании постов. Для пострига в монашество Консистория руководствовалась не только временем пребывания в монастыре и «в искусе по свидетельствам о его поведении», но и имеющихся монашеских вакансий на территории епархии . При этом на пострижение требовалось разрешение Святейшего синода, которым был установлен возрастной ценз, для мужчин — 30 лет от рождения, женщинам — 40 . Настоятель монастыря, с согласия Епархиального руководства, мог неспособных к прохождению должности по старости и неспособности к послушанию из штата монастыря исключать, а на их места принимать из числа имеющихся послушников .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Видимо, противостояние настоятеля архимандрита Дионисия со Строительным комитетом вынудило его ходатайствовать о перемещении по причине расстроенного здоровья в какой-либо монастырь из находящихся внутри российских епархий. Синод 15 октября 1843 г. определил его настоятелем в Симбирскую епархию в Алатырский Троицкий монастырь. Епископ Кавказский и Черноморский Иеремия ходатайствовал перед Синодом об оставлении архимандрита Дионисия на настоящем его месте «как человека полезного здешнему краю, давно познавшего дух и потребности его, тем паче что я не имею в виду кто бы мог заменить его здесь»? К своему ходатайству он приложил письмо командующего войсками генерала от кавалерии Н. Заводовского, в котором тот указал, «что, посещая пустынь, видел успешные и благие действия Комитета по хозяйственной части, которые нужно приписать председателю его архимандриту Дионисию <…> на мое рассуждение о его отъезде он сказал, что к переводу побуждало его расстройство здоровья, и приписывал местности монастыря, но теперь, освоившись в климате, чувствует себя лучше и готов остаться <…> я прошу распоряжения вашего о оставлении архимандрита» .

Расстроенное здоровье архимандрита Дионисия вынудило его вновь просить о переводе в среднюю полосу России, которое было удовлетворено Синодом в 1850 г., и велено было перевести его на таковую же должность Тамбовской епархии в Шацкий Николаевский Чернеев монастырь, на его место в Черноморскую Екатеринолебежскую Николаевскую пустынь перевести известного хорошими качествами Чернеевского монастыря архимандрита Никона. Назначенный архимандрит Никон Конобеевский, еще обучаясь в Тамбовской семинарии, по собственному желанию был принят в Шацкий Николаевский монастырь, а по окончании семинарии сразу 29 декабря 1829 г. поступил в монашество Предтеченского Трегуляевского монастыря. Определенный Тамбовским семинарским правлением учителем вместе со своими учениками в 1830 г. сдал экзамен на степень студента. В Тамбовской епархии исполнял должности: учителя уездного училища; губернского инспектора Тамбовских училищ; при Архиерейском доме в разное время был казначеем, ризничим и экономом; строителем и игуменом Лебедянского монастыря и др. .

При новом настоятеле обострились отношения со Строительным комитетом, в ведении которого находилось все монастырское имущество и сумма, все отчеты подавались им войсковому правлению, а настоятель не принимал никаких предметов монастырской экономии. При этом архимандрит Никон самостоятельно провел ревизию имеющегося имущества и представил отчет в Кавказскую консисторию. В нем он пришел к выводу, что она находится в величайшем упадке, поскольку: «все четыре мельницы стоят без действия, настоятельский корпус с церковью при нем близок к совершенному разрушению, на братском корпусе, что на южной стороне, и гостиничном доме кровля пришла в совершенную ветхость, корпус, где помещается комитет, близок к разрушению <…> планов и межевых книг сих пустынных земель нигде в прописке не было и не имеется» . Подводя итог, он указал, что если продолжится означенное опустошение, то многие здания и заведения монастырские должны неминуемо уничтожиться.

Обрушив на Кавказскую духовную консисторию и к епископу Иоанникию серию

рапортов, в которых Никон выражает недовольство предшественником относительно состояния оставленного имущества и отсутствия порядка в делах монастыря, он принимается к реорганизации управления и оставшегося имущества. Вместе с братией и назначенными от Войскового начальства была составлена подробная опись имущества, которое невозможно было оценить, поскольку приобреталось оно в разное время с самого основания пустыни и пришло в полную негодность .

Настоятелем по недостаточности монастырских экономических сумм у Войскового правления было взято 3 тыс. руб. серебром в беспроцентный кредит на три года, которые были употреблены на усовершенствование экономии монастыря, и в отчетах о проделанных работах за 1853 г. находим, что: из четырех мельниц две починены и работают;

из трех рыбных заводов только лиманный, что близь пустыни, приводится в надлежащий порядок, остальные брошены; настоятельский корпус с церковью в 1852 г. весь разобран и уничтожен, а вместо него сделан новый каменный с церковью; начаты работы по реконструкции братского корпуса, который перекрыли железом; начато строительство настоятельского дома; гостиничный и комитетский корпуса починены; крыши каретного сарая и конюшен, сараев и банк починены и вновь выкрашены; гостиничный деревянный дом переделан вновь и покрыт в два тиоса и выкрашен; каменный гостиничный дом, что на восточной стороне, внутри переделан, а кровля окрашена медянкою; гостиный дом каменный, что в Кимовии, переделан и вновь покрыт железом, крашеным мумиею» .

Таблица 2

Состав братии Черноморской Екатерино-Лебяжьей пустыни за 1843 г.

Какое число по штату надлежит Ныне налицо находится Где против штатного положения

Архимандритов Игуменов Строителей Иеромонахов Иеродьяконов Монахов Послушников Итого Архимандритов Игуменов Строителей Иеромонахов Священников Иеродьяконов Дьяконов Монахов Послушников Итого Каких чинов излишнее Число людей Каких чинов не достает Число людей

1 — — 10 6 12 12 41 1 — — 7 — 5 1 12 24 49 Одних послушников 12 Иеромонахов 4

Таблица 3

Ведомость о монастырях и монашествующем духовенстве по Кавказской епархии за 1843 г.

Наименование монастырей Число монастырей По штату положено Налицо состоит Недостает штата Сверх того послушников

Мужские монастыри

1 Войска Черноморского Екатеринолебеж-ская Николаевская пустынь 1 29 26 3 24

2 Кизлярский Крестовоздвиженский 1 7 4 3 4

Женских монастырей нет

Итого 2 36 30 6 28

Настоятелем устойчиво поднимается вопрос о двойственности управления монастырским экономическим имуществом, которое, по его мнению, бесполезно как для пустыни, так особенно для нравственной части монашествующих. Просит повелеть из числа братии определить эконома. Это противостояние закончилось отстранением Комитета от участия в управлении экономией монастыря 29 января 1854 г. . Однако официально монастырь поступил в полное ведение Кавказской епархии только в 1872 г., когда в собственность от Черноморского казачьего войска было предоставлено 522 десятины войсковой земли, все движимое и недвижимое имущество с единовременным капиталом в 50000 руб. .

Епископ Кавказский и Черноморский Иеремия к Святейшему правительствующему синоду 25 января 1844 г. с сожалением отмечал о том, что при монастырях, состоящих в Кавказской епархии, никого на покаянии из людей светского звания в течение прошлого года не было . До учреждения самостоятельной епархии на Северном Кавказе можно отметить упадок монастырской жизни (табл. 3).

Колонизация региона ставила задачей включение местных народов в систему отношений Российской империи. Пребывание духовенства под управлением множества епархий и особенности военной жизни привели к возникновению самостоятельных традиций религиозной жизни. Государство рассчитывало за счет строительства монастырей укрепить позиции в крае. Создаваемые обители были заштатными и развивались за счет пожертвований и собственного хозяйства. Разрешение экономических проблем в этот период уводило монастыри от самой цели иноческой жизни — духовно-нравственное развитие. Активное участие Войскового правления в жизни обители имело больше отрицательный характер, поскольку тормозило развитие самой обители. Только учреждение самостоятельной Кавказской епархии дало возможность преодоления сложившихся проблем и новый импульс к развитию монастырской жизни и иночества на Северном Кавказе.

Список литературы

1. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. Спб., 1905.

2. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем / сост. и изд. В.В. Зверинский. Ч. 2: Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 гг. Спб., 1892.

3. Глава VIII. Монастыри и монашество. URL: http://www.ive1875.narod.ru/texts/skriptcand/g8. htm (дата обращения: 19.02.2016).

4. ГАСК (Государственный архив Ставропольского края). Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 890.

5. ГАСК. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 340.

6. ГАСК. Ф. 135. Оп. 2. Ед. хр. 410.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ГАСК. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 169.

8. ГАСК. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 159.

9. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем / сост. и изд. В.В. Зверинский. Ч. 1: Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-1895 по 1 июля 1890 год. Спб., 1890.

10. История монастыря. URL: http://leb-pust. cerkov.ru/istoriya-monastyrya/ (дата обращения: 19.02.2016).

11. ГАСК. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 192.

12. ГАСК. Ф. 135. Оп. 1. Ед. хр. 213.

13. Собрание законов Российской империи. 1842. Т. 9. Ст. 239, 240.

of old abbeys and formation of new ones from 1764-1895 to the 1st of July, 1890]. St. Petersburg, 1890. (In Russian).

13. Sobranie zakonov Rossiyskoy imperii . 1842, vol. 9, art. 239, 240. (In Russian).

Поступила в редакцию 10.03.2016 г. Received 10 March 2016

UDC 364.054:930.253 (470.6)

MONACHISM IN THE FIRST MONASTERIES OF NORTH CAUCASUS BEFORE THE MIDDLE OF XIX CENTURY Pavel Grigorevich NEMASHKALOV

Candidate of History, Associate Professor of History and Law Department

Stavropol State Pedagogical Institute

417A Lenina St., Stavropol, Russian Federation, 355029

E-mail: paul_2@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-89-95

Информация для цитирования:

Преподобный Феодосий Кавказский — великий чудотворец, любимый на Кавказе святой, обретший еще при жизни славу по всей стране и за ее пределами. Иеромонах Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии. Будучи ребенком он покинул родной дом и с паломниками ушел на Афон. Там рос, учился, нес монашеское послушание. Приняв постриг и получив благословение отца настоятеля, монах Феодосий уехал в Иерусалим и служил при храме Гроба Господня.

В 1897 году он вернулся на Афон и 12 декабря был рукоположен священником. В 1901 году иеромонах Феодосий снова приехал в Иерусалим и служил при храме Гроба Господня до 1908 года.

В 1908 году батюшка Феодосий вернулся в Россию и осел в Кубанской области (совр. Краснодарский край). В марте 1927 года батюшку Феодосия арестовали и сослали на Соловки.

Освободившись в 1932 году, он приехал в город Минеральные Воды. Совершив многие чудеса исцеления и обретя славу, батюшка Феодосий покинул Горний мир 7 августа 1948 года. Он был похоронен на окраине города Минеральные Воды в поселке Красный узел, а спустя несколько лет над его могилой возвели часовню, которую сегодня посещают тысячи верующих.

По инициативе Митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона была создана комиссия по канонизации и батюшка был канонизирован как Преподобный Феодосий.

Для сохранения мощей святого батюшки Феодосия был построен (1992-1997 гг.) Храм Успения Божией Матери и 8 августа 1998 года состоялся перенос мощей Преподобного.

Частичка мощей святого была оставлена в его могиле. Частичка хранится в ларце храма св.Архистратига Божия Михаила. Этому храму более ста лет, его батюшка Феодосий посещал при жизни. Этот храм никогда не закрывался властями и службы в нем шли постоянно.

В экскурсию входит посещение:

  • Часовни над могилой батюшки Феодосия, где можно взять земли с могилы святого, купить освященное масло,
  • Михайловского храма,
  • Покровского храма, где можно поклониться мощам Преподобного Феодосия Кавказского, набрать святой воды.

Строят храм

Старообрядческая Община станицы Кавказская (Краснодарского края) имеет давнюю историю. Первые казаки-старообрядцы были переселены на Кубань в 1794 году, во время заселения кубанских земель Екатериной II. Конкретно на берег Кубани, где сейчас и находится станица Кавказская, переселяли казаков из Верхнечирской, Нижнечирской и Пятиизбянской станиц Области Войска Донского. В 1795 году в станице Кавказской уже была сооружена и освящена деревянная часовня во имя Святителя Николы. А в восточной части станицы, в излучине реки Кубани, во имя св. Николы основали мужской монастырь. В 1820 году в центре станицы была основана ещё одна старообрядческая часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1905 было заложено основание нового кирпичного пятиглавого храма во имя Вознесения Господня. Средства на возведение храма были выделены двумя братьями-старообрядцами, купцами Красновыми. Храм был воздвигнут в 1913 году.

Станица Кавказская. Вид с обрыва и один из сохранившихся домов дореволюционного периода

Во время репрессий, в 1933 году храм был закрыт и разграблен. А в 1940 церковь полностью разрушили. С 1933 по 1949 старообрядцы собирались на молитву в частном глиняном доме. Его предоставлял казак-старообрядец Гуров Тарас Евлантьевич. В 1949 году ввиду тесноты помещения были собраны средства на покупку бóльшего помещения. Был приобретен большой дом по улице Дзержинского. В нем оборудовали церковь. Храм был освящён во имя св. пророка Илии. Во время гонений на верующих в 1960-х годах храм был насильно отобран и закрыт. Но христиане-старообрядцы не падали духом. Они шесть с половиной лет хлопотали об открытии молитвенного дома. В 1967 им разрешили вновь открыть церковь. Под храм был арендован турлучный домик прихожанки-старообрядки Коноваловой Екатерины Николаевны. В 1969 году в молитвенном доме был сделан капитальный ремонт. Храм обложили кирпичом и укрепили фундамент. Сей храм существовал до 2015 года.

С 1949 по 1961 в ст. Кавказской служил Митрохин Викул Иванович (06.02.1879 года рождения, преставился 30.05.1968 года и похоронен на старообрядческом кладбище в ст. Кавказской). После смерти отца Викула некоторое время службы проводились отцом Иоанном Рыбаковым. А после настоятелем церкви был назначен отец Рыбаков Анисим Григорьевич 1904 года рождения, который скончался 16.08.1995 года и также похоронен на старообрядческом кладбище в ст. Кавказской. Потом в Кавказской Общине служили священники Иоанн Рыбаков и Петр Галанов.

В 2007 году в Общину был направлен отец Валерий Кириченко. За время служения о. Валерия Кириченко Община значительно увеличилась численно. Появилось немало детей и молодежи. Были выстроены обширные Келии, сторожка, просфирня.

Трапеза на престольный праздник пророка Илии в новых Келиях

Строим всем миром

И храм, и трапезную, и новые Келии

Земельные работы для фундамента. Сентябрь 2015

Заливаем фундамент. Сентябрь, 2015

Хозяйственную часть в Общине умело и ответственно ведет Председатель Дудко Ольга Николаевна. В сентябре 2015 года Община начала строительство нового здания церкви вокруг древнего существующего. Малочисленной Общиной каркас нового храма был сооружен уже через год! А к Рождеству Христову 2017 Община начала молится в новом здании.

Купол храма изнутри

В храме

В настоящее время в храме продолжаются отделочные работы. Самая главная проблема — отсутствие средств на сооружение купола. Кавказские старообрядцы будут благодарны за любую помощь в деле окончания строительства храма.

Новый храм пока без купола

Вид храма до реконструкции

Храм после реконструкции. Внешний вид с западной стороны

Реквизиты для пожертвований

Местная религиозная организация старообрядческая община ст. Кавказская Русской Православной Старообрядческой церкви, ИНН 2332014378/КПП 233201001 Банк-ОАО «Крайинвестбанк»г. Краснодар Операционный офис № 15 ОАО «Крайинвестбанк»ст. Кавказская р/с 40703810100260000196 кор. счёт 30101810500000000516 БИК 040349516

← Назад к намедни

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *