Святыни Петербурга

<strong>С.-ПЕТЕРБУРГ, 17 мар — РИА Новости. </strong>Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге последний день принимает верующих, которые хотят поклониться мощам Иоанна Крестителя. Если в первые дни в собор шли тысячи прихожан, то во вторник в храме немноголюдно, а вместо запаха ладана разносится стойкий аромат дезинфицирующих средств: борьба с <a href=»https://ria.ru/category_-koronavirus-covid-19/» target=»_blank»>коронавирусом</a> в полном разгаре.Мощи были выставлены в соборе с 10 марта.Туристы и прихожанеПо наблюдению корреспондента РИА Новости, во вторник желающие поклониться мощам проигрывали по численности обычным туристам, которые пришли оценить красоту и величие собора. Тут же проводились экскурсии для групп туристов, а в центре собора был организован подход к ковчегу с частицей мощей Иоанна Предтечи.У иконы Казанской Божьей матери поставили стол с салфетками и дезинфекторами, такой же стол организован около ковчега. Все желающие могли сами протереть защитное стекло святыни, если это не успевал сделать доброволец Санкт-Петербургской митрополии, дежуривший рядом.Туристов в соборе можно определить по медицинской защитной маске на лице и объемным рюкзакам. Среди желающих почтить прибывшую из <a href=»http://ria.ru/location_Jerusalem/» target=»_blank» data-auto=»true»>Иерусалима</a> святыню людей в масках замечено не было.Корреспондент РИА Новости встала в небольшую очередь к святыне. Когда подошла ее очередь, доброволец у ковчега тщательно протер защитное стекло, под которым скрыты мощи. По его словам, сам прихожанин должен решать, опускать ли маску, чтобы поцеловать ковчег.Проверка на крепость верыКак отметила Мария, которая работает в храме добровольцем, собору пришлось усилить санитарные меры и ввести гигиеническую обработку ковчега и икон ради профилактики коронавирусной инфекции.»Вчера к ковчегу приложились около тысячи человек. Я не считала специально, но очередь была &lt;…&gt; до дверей собора. Мы обрабатываем все после каждого человека, раньше такого не было. Также решили поставить стол с дезинфекторами для рук», — рассказала РИА Новости Мария.Чуть большая очередь выстроилась к главной иконе собора Казанской Божьей матери. В очереди речь шла о коронавирусе. Большинство прихожан вокруг корреспондента РИА Новости полагали, что коронавирус — это проверка народа на крепость веры и прочность убеждений.»Считаю, что правильно митрополия поступила и не стала отменять возможность прикоснуться к мощам Иоанна Крестителя. Мы просим его о здоровье, в такое тревожное время это важно», — рассказала одна прихожанка. Ее мысли разделили и другие верующие.Ранее власти <a href=»http://ria.ru/location_Sankt_Peterburg/» target=»_blank» data-auto=»true»>Петербурга</a> рекомендовали воздержаться от целования крестов в храмах из-за коронавируса. При этом вице-губернатор Олег Эргашев заявил, что вопрос, делать это или нет, остается на усмотрение человека.Городское правительство с 16 марта до 30 апреля ввело запрет на проведение в Петербурге театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий с числом участников более одной тысячи человек. Гражданам рекомендовано воздержаться от поездок за пределы России, а также от посещения массовых мероприятий.

Когда Петр I начинал строительство Санкт-Петербурга, то задумывал сделать его не только одной из мировых столиц, но и духовным центром государства. И сегодня можно говорить о том, что отчасти это удалось: город на Неве известен большим количеством святынь, сюда ежегодно приезжают сотни паломников из самых разных уголков России и даже других стран.
Экскурсия «Святыни Петербурга» даст возможность ознакомиться с наиболее почитаемыми и значимыми православными объектами паломничества:

  • часовня Ксении Петербургской;
  • гробница Александра Невского;
  • гробница Иоанна Кронштадтского;
  • Колпинский образ Николая Чудотворца с частицей мощей;
  • образ Спаса Нерукотворного и икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости;
  • икона Божьей Матери Милующей;
  • икона «Троеручица» и икона пророчицы Анны;
  • икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости с грошиками;
  • Казанская икона Божьей Матери.

В ходе экскурсионной поездки можно будет послушать рассказ об истории появления этих святынь в Петербурге и о том, как складывалась их судьба в период советского правления. Кроме того, есть немало любопытных фактов чудодейственной силы икон, образов, мощей. Многие из них связаны с именами небесных покровителей Петербурга.

  • Страничка: Школьные туры в Питер и пригороды

Примечательно, что таких заступников есть сразу несколько:

  • Пресвятая Троица (город на Неве был заложен именно в день большого праздника – Троицы);
  • святые апостолы Петр и Павел (некоторые ошибочно полагают, что Петр I назвал Северную столицу в свою честь, в то время как названа она была в честь апостола);
  • святой благоверный князь Александр Невский (чьи мощи были перевезены сюда еще в самом начале строительства города);
  • святая блаженная Ксения Петербургская;
  • праведный Иоанн Кронштадтский;
  • царь-мученик Николай.

Экскурсия позволит узнать больше об этих небесных покровителях, прикоснуться к знаменитым православным святыням. Путешествие будет интересным для всех, кто интересуется развитием Петербурга как духовного центра, а также для тех, кто хотел бы за одну поездку увидеть наиболее известные православные объекты города на Неве.

  • Смотрите: экскурсии «Львы стерегут город»

Верующие находят помощь и утешение в храмах

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

1. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Где: Александро-Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1

Была записана на святой горе Афон. Все дни блокады находилась в Ленинграде – в Князь-Владимирском соборе. В день этой иконы – 22 октября 1941 года в город отправились первые машины с продуктами. Самое название «Скоропослушница» говорит о смысле иконы – «внимающая молитвам скоро». Считается, что она помогает найти правильное решение в растерянности и смятении, выносить и родить здорового ребенка, излечиться от болезней.

2. МОЩИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Рака с мощами Невского. Фото: lavra.spb.ru

Александр Невский считается одним из покровителей Петербурга. Его мощи привезли в молодую столицу еще при Петре I – в 1723 году, и с тех пор они ни разу покидали невские берега. Существует поверие, что пока святыня находится в городе, с ним ничего не случится.

Мощам принято молиться о защите и покровительстве, просить об укреплении веры и даровании мужества. Считается, что мощи особенно помогают в делах военных: благополучном служении и защите Отечества.

Где: Александро-Невская лавра, Набережная реки Монастырки, 1

3. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.

Икона «Всех скорбящих Радость» была написана на кипарисовой доске в середине XVII века. Ее начали славить после чудесного исцеления родной сестры патриарха Иоакима Евфимии. У нее была рана в боку такого размера, «что все внутренности видны», которая зажила после молитвы. Узнав о случившемся, к святыне потянулись немощные, скорбящие и болеющие.

В молодой Петербург икону привезли из Москвы. В новой столице она стала одной из первых святынь и сначала находилась в храме на Шпалерной улице. В Советские времена ее перенесли в Спасо-Преображенски й собор.

У иконы просят об исцелении, утешении в скорби и обереге в поездках.

4. МОЩИ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

Усыпальница Иоанна Кронштадтского. ФОТО: imonspb.ru

Где: Иоанновский женский монастырь, Набережная реки Карповки, 45.

При жизни святой пророк исцелял много больных. И в наши дни к нему идут за избавлением от неизлечимых заболеваний и душевных мук. Считается, что Иоанн Кронштадтский способствует детям в обучении, помогает при наркомании, алкоголизме и других вредных зависимостях. Часто ему молятся о защите семейного очага.

5. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Казанский собор

Фото: Тимур ХАНОВ

Где: Казанский собор, Казанская площадь, 2.

Перед этой святыней молятся об исцелении любых телесных недугов, но прежде всего – об избавлении от слепоты и проблем с глазами. Часто икону называют «Путеводительницей». Она направляет на пути к благой цели, помогает принять верное решение в сложной ситуации. Верующие рассказывают, что после молитв этой иконе к ним во сне являлась Богоматерь и советовала, как поступить.

6. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИЛУЮЩАЯ

Где: Храм Смоленской иконы Божией матери, Камская улица, 24.

Перед образом просят о прощении всех грехов, в том числе даже самых страшных – смертных грехов. В православии к ним относятся чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

7. МОЩИ СВЯТОГО ИЛАРИОНА ТРОИЦКОГО

Где: Новодевичий монастырь, Московский проспект, 100.

При жизни архиепископ подвергся гонениям со стороны советской власти. В 1923 году его отправили на Соловки. И даже это тяжелое место он смог наполнить своей любовью и теплотой. Не озлобился, а напротив, относился с милосердием к сокамерникам и даже охранникам. В 1929 году архиепископа повезли по этапу в Среднюю Азию. В дороге он заразился сыпным тифом, был отправлен в Петербург и скончался в больнице имении Гааза. Последними его словами была фраза: «Как хорошо, что теперь мы далеки от…»

Сейчас у святого просят об исцелении от болезней, финансовом благополучии и помощи в сложных жизненных ситуациях.

8. МОГИЛА КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ

Верующие у часовни Ксении Блаженной

Фото: Тимур ХАНОВ

Где: Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Васильевский остров, Камская улица, 24.

Ксения Петербургская прославилась еще при жизни. В 26 лет она потеряла мужа, и это стало для нее большим ударом. Все свое имущество и дом Ксения отдала бедным, а сама, облачившись в костюм супруга, бродила по Васильевскому острову. Ночью таскала кирпичи к строящейся церкви на Смоленском кладбище. Милостыню тут же раздавала нуждающимся. Как могла, помогала тем, кто просил о помощи.

Сейчас на месте ее могилки стоит часовня, тропинка к которой протоптана и зимой и летом. Ксению просят о счастливом браке, семейной гармонии, молятся о появлении детей. Есть поверие, что священное масло из часовни обладает силой исцеления.

Верующие часто делятся историями своих чудес, которые свершились благодаря молитвам Ксении Блаженной. Кому-то она помогла излечиться от болезней, кому-то даровала мужа, а кому-то помогла найти достойную работу, или даже решить жилищный вопрос.

9. ИКОНА «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

Где: Спасо-Преображенский собор, Преображенская площадь, 1.

Любимая икона Петра I. Ее создал иконописец Сергей Ушаков для царя Алексея Михайловича.

Первый российский император практически не расставался со святыней. Она сопровождала его при закладке Петербурга и во время Полтавской битвы. Отпевали его тоже вместе с этой иконой. Симметричность образа символизирует гармонию и завершенность всего, что создает Бог.

Перед иконой принято просить о милости для себя и близких, укреплении духовных и физических сил, избавлении от болезней, глупых мыслей и жизненных бед.

10. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ТРОЕРУЧИЦА»

Где: Николо-Богоявленский Морской собор, Никольская площадь, 1/3.

По преданию, икону принесло на паперть во время наводнения 1777 года. Она была украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Долгое время святыня хранилась в церкви святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Когда храм закрылся, ее передали в Морской собор.

Именно перед такой иконой молилась царская семья в Ипатьевском доме накануне расстрела.

Считается, что молитва перед этой иконой помогает защитить от врагов себя и свою семью и исцелиться от болезней.

Введение

Святыни Санкт-Петербурга

  1. Казанский собор

  2. Спас на Крови

  3. Исаакиевский собор

  4. Александро-Невская Лавра

Заключение

Список литературы

Введение

Уже три четверти века Петербург не является столицей и лишь совсем недавно вернул своё исконное название. Столица – в Москве, и, хотя город на Неве по-прежнему считается вторым культурным и духовным центром страны, он как-то незаметно – особенно после последней войны – стал довольно провинциальным городом со всеми вытекающими из этого последствиями: узким кругозором, мелкими интересами, историческим невежеством. Своей атмосферой и стилем жизни «блистательный Санкт-Петербург», гордость великой Империи, всё более напоминает быстро хиреющий мегаполис, живущий воспоминаниями о своём славном прошлом («Петербургу быть пусту!»).

Но стоит всего лишь раз пройтись по проспектам и набережным города, увидеть его неповторимо-строгую красоту, полюбоваться дворцами и каналами, соборами и садами, чтобы воспрянуть духом – нет, недаром на окраине России, среди «топей и блат», возник этот уникально-дивный град, задуманный одним человеком, построенный по европейскому образцу и не похожий на другие русские города. И снова на ум приходит мысль, что для страны Петербург имеет таинственное значение, которое во всей своей полноте, возможно, ещё не раскрылось. И снова осознаёшь, что Петербург воочию являет всему свету важнейшую грань нашего национального характера – ясное ощущение исторического величия России, которое гармонично и полно воплощено в общем духе этого воистину мирового города.

В его городской черте находится более 40 рек, рукавов и протоков, около 20 искусственных каналов и 363 моста. Это один из красивейших городов мира, славящийся монументальными архитектурными ансамблями Лучшие из них сложились к концу 30-х годов 19 века – на основе нового для России регулярного плана застройки города. Под охраной государства находится свыше трех тысяч архитектурных памятников.

Край, где возник Петербург, уже несколько столетий был христианским. По преданию, ещё апостол Андрей, побывав на Валааме, достиг по Неве Балтийского моря. Проповедь Евангелия вели в крае новгородцы, которым он долго принадлежал

Святыни Санкт-Петербурга

  1. Казанский собор

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона – Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью по всей Империи.

Датируемая концом 16 века икона появилась в Петербурге в 1710 году; её, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Фёдоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке», где тогда находился центр новой столицы.

По проекту М.Г. Земцова 6 сентября 1733 года на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Её освятили 3 июля 1737 года в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днём раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное – мастер И. Геринг, иконы написали И.П. Горскин и Г.И. Мелентьев.

Уже в конце 18 века церковь на главной улице Санкт-Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле стала казаться чересчур невзрачной для растущей и всё более украшаемой столицы. В конце 18 века Д. Кваренги и Н.А.Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.

В 1799 Император Павел 1 провёл конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В нём принимали участие П.Гонзаго, Ч. Камерон, Ж.. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А.Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А.С. Строгонова, известного мецената и президента академии художеств.

27 августа 1801 года Александр 1 заложил трёхпридельный храм, который возводился целое десятилетие. Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 году в его левом пределе был погребён фельдмаршал кн. М.И. Кутузов-Смолеский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамёна, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 году у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б.И.Орловского.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы – И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, статуи – С.С. Пименов, Мартос, В.И. Демут-Малиновский, но не всё из задуманного удалось осуществить. Огромные северные ворота собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» 15 века во флорентийском баптистерии.

Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хотя по-прежнему великолепные 56 колонн из розового гранита с золочёными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Всё лепное убранство исполнили Ф. Торричелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы. Образа были поручены видным академикам: В.К. Шебуеву, Ф.П. Брюлло и другим (большинство ныне хранится в Русском Музее).

Царские врата отлиты из серебра (П. Теннер), иконы (В.Л. Боровиковский), символы Веры, Надежды и Любви (П. Ажи), укреплённые под куполом и огромное паникадило на 180 свечей (Ж. Герен). Ко дню освещения чудотворный образ был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными и жемчугом.

После изгнания французов из России донской атаман М.И. Платов прислал собору трофейное серебро, отнятое у них. Архитектор К.А. Тон использовал это серебро в 1834 году для облицовки главного иконостаса (через 40 лет тоже сделали и в пределах). В том же году Император Николай 1 заказал академикам Ф.А. Бруни, П.В. Басину и К.П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах.

В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведён большой реставрационный ремонт.

Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы. По проекту Н.Н. Никонова в 1891 году в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой великий князь Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра 1, оклад непрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 году по рисунку И. и А.И. Белинских, а также старинный крест 17 века с частицами святых мощей. К освящению председатель строительной комиссии А.А. Строганов поднёс замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д.И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Фёдоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов.

Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра 2, а на соседней колонне – манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла 1 и Александра 1. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 году академиком И.А. Тюриным.

В 1837 году на площади перед Казанским собором поставлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли. Оба полководца изображены с непокрытыми головами, в мундирах и плащах; у ног каждого – французское знамя с переломленным древком.

Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шёл самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным.

Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались «царские дни», когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном. 28 октября 1893 года в переполненном соборе отпевали П.И. Чаковского.

С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешёвыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.

Соборный притч перед революцией состоял из шести протоиреев и четырёх священников. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих, а 15 ноября отрыт как музей религии и атеизма.

Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор. В Троицу 1991 возобновились богослужения, предусматривается полная передача собора епархии.

2. Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)

1 марта 1881 года И.Н. Гриневицкий, террорист из «Народной воли», взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра 2, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через пол месяца на месте убийства была освещена передвижная временная часовня, автором которой был Л.Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.

Победителем стала совместная работа А.А. Парланда и архимандрита Игнатия Малышева. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу «исконно русские начала», по желанию заказчика ещё больше приблизил к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.

Пятиглавый однопредельный храм на 1600 человек был заложен в 6 октября 1883 года в высочайшем присутствии, ещё до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 году были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати тёмно-красных досках, укреплённых на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра 2. в 1894 году закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А.М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 года на главном шатре высотой 81 м был водружён крест.

Ещё раньше, в 1895 году, известная мастерская Фроловых приступила – сперва снаружи, а затем внутри – к мозаичному убранству. М.В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресенья на северном, Н.А. Кошелев – для Христа во славе на южном, Парланд – для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В.М. Вознецов – для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома.

Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *