Сыны божии и дочери человеческие

Сыны Божии и дочери человеческие

Кто такие «исполины»?

В библейской книге Бытия немало загадочных мест, но одно из них, в начале шестой главы, вызывает особенно много вопросов…

Текст гласит: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

Эта история приведена непосредственно перед рассказом о Потопе, и становится понятно: здесь описана крайняя степень развращённости допотопного человечества. Но, собственно, что там происходило, так и остаётся неясным. Кто тут назван сынами Божиими? В каком смысле они брали себе в жёны «дочерей человеческих»? Что такое 120 лет: предельный срок человеческой жизни или срок, оставшийся до Потопа? Кто такие «исполины» и какое отношение они имеют к этим загадочным бракам? Важнее всего, конечно, разобраться с «сынами Божиими».

Обращение к Толковой Библии под редакцией Лопухина как будто даёт нам ответ на все вопросы. Но ответов почему-то несколько: «Одни, преимущественно иудейские раввины… видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоёв… Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под „сынами Божиими“ разумеют ангелов. Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.)…».

Вместе с тем существовала и третья точка зрения, которую (правда, без особой аргументации) единодушно разделяет и автор Толковой Библии: речь идёт о потомках Сифа, третьего сына Адама и Евы, которые стали вступать в брак с девушками из рода Каина, проклятого братоубийцы. И это мнение находит серьёзную поддержку у отцов Церкви: его разделяли святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский и другие. Что касается 120-ти лет, Толковая Библия видит в них срок, отпущенный человечеству для исправления. «Исполины» понимаются там как испорченные, падшие люди, поскольку само их именование нефилим напоминает еврейский глагол нафал «падать», при этом их рождение никак не связано с этими незаконными браками.

* * *

Упрощённо говоря, можно сказать, что существуют две теории: сыны Божии как духи или Ангелы и сыны Божии как люди, особо благочестивые или особо могущественные. Как же возникли столь различные толкования? Если мы обратимся к самым ранним источникам, мы увидим полное единодушие: под «сынами Божиими» следует понимать падших духов. Некоторые рукописи греческого перевода Ветхого Завета в этом месте вместо слова «сыны» содержат слово «ангелы», а апокрифические «Книга Юбилеев» и «Завет двенадцати патриархов» рассказывают нам историю падения ангелов с земными девушками. Находим мы её у иудейских писателей эллинистического времени (Филона Александрийского и Иосифа Флавия) и у самых ранних христианских авторов.

Вот что сообщает Иосиф Флавий: «Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших всё хорошее». Обратим внимание, что Флавий тоже говорит здесь о потомках Сифа, но «сынами Божиими» оказываются вовсе не они. При таком подходе 120 лет – это максимальная продолжительность человеческой жизни, а исполины – дети, родившиеся от подобных браков.

Христианский апологет мученик Иустин Философ в своей «Второй апологии» пишет: «Бог, сотворивший весь мир, покорив земное человеку и устроив небесные светила для произращения плодов и для произведения перемен времени, постановив им Божественный закон (что, очевидно, Он сделал для людей), вверил попечение о людях и о поднебесном поставленным на это ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний, частью посредством страхов и мучений, которые они наносили, а частью через научение жертвоприношениям, курениям и возлияниям, в коих сами возымели нужду, поработившись страстям и похотям; и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло. Поэтому и поэты и мифологи, не зная, что всё ими описываемое делали с мужчинами и женщинами, городами и народами ангелы и рождённые от них демоны, приписали это Самому Богу и сынам родившимся, как от семени Его».

Подобное говорят и другие раннехристианские писатели, например, святые Афинагор и Климент Александрийский, и некоторые иудейские авторы. Но уже в середине II века по Р. Х., как сообщает Талмуд, иудейский мудрец Шимон бар Йохай не просто настаивал на том, что здесь имеются в виду сыновья могущественных людей, но и проклял тех, кто и впрямь считал их сынами Бога, поскольку это звучало богохульно. Надо полагать, что в те времена христианская вера в Иисуса как Сына Божиего заставляла относиться к подобного рода отрывкам с особой подозрительностью. Отчасти об этом свидетельствует «Диалог с Трифоном иудеем» мученика Иустина Философа. Хотя это место из книги Бытия и не упоминается там прямо, но Трифон упрекает Иустина в том, что в его богословии ангелы согрешили и отпали от Бога, а для самого Иустина такое представление об ангелах тесно связано с верой во Христа как Сына Божиего.

Откуда же взялось объяснение, что сынами Божиими называются здесь потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы? Его предложил малоизвестный христианский автор II века Юлий Африкан, и некоторое время оно оставалось не особенно популярным. Но потом с ним согласился святитель Кирилл Иерусалимский, которому довелось вступить в спор с императором Юлианом Отступником, возрождавшим язычество. Вероятно, император-язычник ссылался именно на это место как на свидетельство, что «сынов Божиих» и без Христа было достаточно, и Кирилл такое толкование решительно отверг в пользу версии Африкана.

Мы знаем её, прежде всего, из 22-й «Беседы на Бытие» святителя Иоанна Златоуста, где он со свойственной ему эмоциональностью спорит с неназванными оппонентами: «…нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всём говорят необдуманно… дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их будто бы Писание назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими… не безумно ли говорить, будто ангелы снизошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? …Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом („сей бо, говорит Писание, упова призывати имя Господа Бога“), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».

Казалось бы, если речь идёт всего лишь о том, что потомки Сифа стали брать себе в жёны девушек из потомков Каина, что особенного в таком поведении, почему оно должно приводиться как образец нечестия? Златоуст поясняет: «они устремились к этому делу не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти… красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности». В соответствии с этим 120 лет трактуются как период, на который было отсрочено наказание, а исполины – просто как могучие люди, никакой прямой связи между этими браками и их рождением Златоуст не проводит.

Так что же на самом деле означает этот текст? Ответ в значительной мере зависит от уточняющего вопроса: для кого именно? Если говорить о том, что изначально хотел сказать автор и что увидели в тексте его современники, по-видимому, картина будет вполне однозначной. Все известные нам апокрифические, самые древние иудейские и христианские источники однозначно видят здесь указание на браки между павшими духами и земными девушками, другая возможность в них даже не рассматривается. Притом уже святой Иустин Философ связал этот рассказ с распространёнными среди языческих народов мифами о браках богов и смертных. Представления об этих браках, от которых рождаются великие цари и герои (исполины), действительно были широко распространены в древнем мире: именно так мифы описывали происхождение, к примеру, Гильгамеша, Геракла, Энея, Ромула и Рема. Для царя тех времён было вполне обычно заявить о своём неземном происхождении как о доказательстве своего права на власть.

Но разве могут демоны вступать в брак с земными женщинами? Тут можно вспомнить, что в Библии языческие культы постоянно сравниваются с блудом, с нарушением верности Единому Богу. Впрочем, тут даже не потребуется слишком много иносказательных пониманий – мы прекрасно знаем из Библии и других ближневосточных текстов о храмовых блудницах и всевозможных культах плодородия. Языческая религия такого типа неразрывно связана с оргиями, участники которых не просто удовлетворяли свою похоть, но действительно думали, что вступают в браки с божествами, которых они почитают. Те же Ромул и Рем, основатели Рима, родились, согласно преданию, от брака бога войны Марса и жрицы-весталки. И первые читатели или слушатели книги Бытия видели примеры подобных «браков» среди окрестных народов, а порой им предавались и сами израильтяне.

Но прошли века, подобные культы и мифы ушли в далёкое прошлое, зато появилось достаточно подробное учение об Ангелах и демонах как бесплотных духах. Теперь прежнее понимание загадочного эпизода из шестой главы Бытия выглядело спорным, да и опасным, пожалуй: как это девушки выходили замуж за ангелов?! Иудейским и христианским богословам просто необходимо было предложить новое объяснение. Так появились другие объяснения: иудеи, в основном, предпочли говорить о «сынах Божиих» как о правителях и могущественных людях, христиане – как о благочестивых потомках Сифа. С тех пор как появились эти толкования, в общем-то, не было предложено никаких новых гипотез и аргументов, и по сю пору библеисты повторяют примерно те же самые доводы в пользу одной из теорий.

Какое же толкование можно считать правильным? Ответ зависит от ответа на вопрос: для какой аудитории? Далеко не всегда можно говорить о едином, раз и навсегда данном значении того или иного библейского текста. Мы можем со значительной степенью уверенности утверждать, что автором и первыми слушателями и читателями он понимался так-то и так-то, но это понимание отчасти было обусловлено их картиной мира, которая с тех пор немало изменилась. Другие времена, другие задачи могут приводить толкователей к несколько иным решениям, которые будут востребованы в новом контексте. Именно так обычно и цитируют новозаветные авторы Ветхий Завет, понимая те же самые слова в несколько ином смысле и связывая древние пророчества непосредственно с евангельской историей.

Сегодня нам может показаться это удивительным, но такое постепенное раскрытие смысла в истории тоже можно считать частью Божественного замысла. Библия есть книга Церкви не в том смысле, что Церковь заперла её на ключ и никого к ней не подпускает. Эта книга живёт в Церкви, раскрывается в ней, получает в ней новое и более глубокое осмысление по действию того же Святого Духа, Который когда-то вдохновлял людей, написавших этот текст.

Толкования Священного Писания

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал

Каждое из этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во-первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы – никогда. Об ангелах (Писание) говорит: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ» (Пс.103:4), а о людях: «Аз рех: бози есте» (Пс.81:6); и опять: «сыны родих и возвысих» (Ис.1:2); и опять: «первенец мой сын Израиль» (Исх.4:22); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим. Но что они говорят? Подлинно, то были ангелы, но так как они сошли (с неба на землю) для беззаконного дела, то лишились своего достоинства. Другое еще большее пустословие! Так что же? Теперь они лишились (своего достоинства) и это именно было причиною их падения? Но Писание учит нас иначе, именно, что еще прежде создания первого человека они лишились того своего достоинства – и диавол и те (духи), которые вместе с ним домогались высшего достоинства, как и говорит премудрый: «завистию же диавола смерть вниде в мир» (Прем.2:24). В самом деле, скажи мне, если бы диавол не пал еще до создания человека, то как он, оставаясь в своем достоинстве, позавидовал человеку? Какой имеет смысл то, что ангел позавидовал человеку, бестелесный и находившийся в такой чести – обложенному телом? Но так как (диавол) ниспал с высочайшей славы в крайнее бесчестие и ниспал будучи бестелесным, а между тем видел, что человек создан и, будучи в теле, удостоен, по человеколюбию Создателя, столь великой чести, то разгорелся завистию и посредством обмана, совершенного им чрез змия, подверг человека наказанию смертию. Таково свойство злобы: не может она равнодушно переносить счастья других. Для всех очевидно, что диавол и все его полчище искони уже лишились небесной славы и сделались бесчестными. А с другой стороны, и не безумно ли говорить, будто ангелы низошли до сожительства с женами и бестелесная природа унизилась до совокупления с телами? Разве не слышишь, что говорит Христос об естестве ангельском: «в воскресеении бо ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии суть» (Мф.22:30)? Да и несвойственно этой бестелесной природе иметь такое (плотское) вожделение. А сверх того, нужно подумать и о том, что принять такое мнение и по разуму было бы величайшею нелепостию. Если святые, удостоенные Духа Святого мужи, не в силах были переносить даже явления ангелов, если и муж желаний, узрев присутствие ангела, не самое существо (потому что, как можно видеть бестелесное существо?), но воспринятый им образ, лишился сил и едва не самой жизни, если и столь великий и высокий муж упал почти бездыханным, – то кто, и самый безрассудный, согласится с этим богохульным и крайне безумным мнением, будто бестелесная и духовная природа имела совокупление с телами?

«И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех яже избраша». Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом («сей бо, – говорит Писание, – упова призывати имя Господа Бога»), то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род. «И бысть, – говорит Писание, – егда начаша человецы мнози, бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии (потомки Сифа и Еноса) дщери человечи (дщери, родившиеся от тех, о которых сказало, что «и дщери родишася им»), яко добры суть». Смотри, как этим выражением Писание показало нам всю их необузданность. Они устремились к этому делу, не по желанию чадородия, но по неумеренной похоти. «Видевше же, – говорит Писание, – дщери человечи, яко добры суть». Вожделение красоты увлекло их в эту погибель; красота лица была для них причиною блудодеяния и необузданности. Но Писание не ограничилось и этим, а присовокупило: «пояша себе жены от всех, яже избраша». И это опять указывает на их великую необузданность, что они, т. е. побеждены были красотою и не хотели обуздать беспорядочное вожделение, но, увлекшись видом (жен), погрязли (в нечистоте), и этим беззаконием сделали себя недостойными вышнего промышления. И чтобы мы знали, что они это сделали не по закону брака и не для чадородия, для этого (Писание) говорит: «видевше же, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша». Что же? Ужели кто будет винить глаза за то, что они видят? Отнюдь: не глаз был причиною погибели этих людей, но их беспечная воля и необузданное вожделение. Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им творения Божия, прославляли их Создателя. Следовательно дело глаза – видеть; а видеть худо зависит от управляющего им разума. Господь устроил члены (нашего тела) так, чтобы они были полезны нам к деланию добра, а управление ими предоставил бестелесному существу, то есть душе.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.

Ветхий завет

Добрый день батюшка! У меня такой вопрос по поводу изгнания Адама и Евы! Было сказано в библии что Они были изгнаны из за ошибки Евы (вкусила яблоко). Хотел бы уточнить так ли это. Спасибо!!!
Владимир.

Ответ:
Здравствуйте Владимир.
Нет, это не так. Адам и Ева нарушили заповедь Божию: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Они нарушили духовный закон существования нашего мира, причём нарушили не по ошибке, а по своему произволению, сознательно. Ева прельстилась словами змия: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Желание самому быть как Бог, приводит любого человека к тому, что он остаётся без Бога. Зло которое поселилось в сердцах Адама и Евы и стало причиной изгнания их из Рая: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3:22-23).
Вот как пишет об этом прп. Ефрем Сирин: «В словах: стал как один из Нас, — Бог открывает тайну Святой Троицы, но вместе посмеивается над Адамом, напоминая сказанное змием: будете как боги, знающие добро и зло. Конечно, Адам и Ева по вкушении плодов древа узнали доброе и лукавое, но и до вкушения знали они добро по опыту, о зле только слышали; после же вкушения произошло противное: о добром они стали только слышать, худое же испытывать на деле, ибо Бог отнял у них славу, какой были облечены, но овладели ими печали, которые прежде не касались их… Если Адам дерзнул вкусить плодов с древа, с которого воспрещено было вкушать, то тем более устремится ли он к древу, плодов которого не запрещено было вкушать? Но поскольку Бог уже определил прародителям проводить жизнь в труде и поте, в печалях и болезнях, то, чтобы вкусив плода с древа жизни и получив вечную жизнь, они не стали бы вечно мучиться в этой жизни, Бог не допустил, чтобы подпавшие проклятию вкусили плодов того дерева, которое уготовлял (для их бессмертия), чтобы дать им их, когда будут они свободны от проклятий и облечены славой. Сделал так потому, чтобы животворный дар не послужил к их бедствию, и приятое от древа жизни не принесло им большего несчастия, в сравнении с тем, какое принесло им древо познания. От одного получили они временные болезни, а другое соделало бы временные болезни вечными; от одного приобрели они смерть, которая разрешает их от уз болезней, а другое соделало бы их погребенными еще при жизни, потому что сохранило бы им жизнь для вечного мучения в болезнях. Потому Бог отъял у них древо жизни».
С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Цитирую Ветхий Завет…. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. Вопрос таков:»Кто такие сыны Божии и был ли среди них Христос?»
Владимир.

Ответ:
Здравствуйте Владимир.
На подобный вопрос о. Иов Гумеров отвечает:
В то время были на земле исполины» (Быт 6, 4). В еврейском тексте стоит «нефилимы». В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается всего несколько раз, в частности – в книге Чисел (13, 34). Здесь они названы «сынами Енаковыми, от исполинского рода». Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Исследователи считают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом «шесть локтей и пяди» (ок. 2 м. 92,5 см.) (1Цар.17, 4). Поскольку корень слова нефилим означает «разрушать, ниспровергать, развращать», то, возможно, что в тексте имеется в виду (см: Быт 6, 4) не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп. «Сыны Божии стали входить к дочерям человеческим» (Быт. 6, 4). В экзегетике с древних времен имеются два толкования. Филон Александрийский, некоторые ранние христианские писатели (св. Иустин Философ, св. Иреней Лионский, Тертуллиан и др.) под «сынами Божиими» подразумевали Ангелов. Мнение это подкреплялось некоторыми местами Библии, где Ангелы названы «сынами Божиими» (см: Иов 1,6; 2,6; 38,7), а также стихами 6-м и7-м из соборного послании апостола Иуды. Однако возможность брачного соединения бесплотных ангелов с людьми никак не обоснована. Исторический характер библейского рассказа и контекст повествования также мало дают оснований принять эту точку зрения.
В IV веке по Р.Х. в святоотеческой литературе (прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, блж. Августин, блж. Иероним и др.) утвердился взгляд, согласно которому «сыны Божии» — благочестивые потомки Сифа, а под «дочерями человеческими» надо понимать потомков Каина (каинитов).
Дополню этот ответ только святоотеческими цитатами и очевидным выводом, что Господь Иисус Христос, Сын Божий, ни коим образом здесь не подразумевается.
Женская красота прельстила падших ангелов.
«Два возничих есть на небе; только их одних огонь и слушается. Благоразумие отклоняемо бывает похотью от своего пути; и здравое мышление, не обуздываемое Логосом, легко впадает в надменность, и следствием сего уклонения бывает низвержение. Доказательством сего служат ангелы, оставившие красоту Божию ради красоты преходящей и низвергшиеся с неба на землю» (Климент Александрийский. Педагог 3.2.14).
Сыны Божии – это потомки Сима.
«Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются народом Божиим. Добры суть… дщери человечи, которых увидели сыны Божии, суть дщери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: пояша себе жены от всех, яже избраша, — показывают, что когда брали их себе в жены, тогда гордились перед ними, делали из них выбор, бедный превозносился пред богатой, старый кичился пред юной, самый безобразный надмевался пред самой красивой» (Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия 6, 3).
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте батюшка Сергий, пожалуйста подскажите. Близкие мне люди задают вопрос: «В Библии сказано, что Бог создал Адама и Еву, в последствие он их изгнал из рая, у них появились дети Каин и Авель и.т.д. люди умножались, но как это происходило, ведь брачный союз родных людей грех…»
Андрей.

Ответ:
Здравствуйте Андрей.
Что такое грех? Это противление воли Божией, нарушение Его заповедей. Заповедь, воспрещающая кровосмешение впервые дается Господом Богом людям в Синайском законодательстве (Лев. 18, 6-18). Это событие произошло примерно через 4000 лет после дней жизни Адама и Евы. А в дни их жизни мы находим для них и их потомков прямо противоположную заповедь «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1, 28). Подобную заповедь Господь повторяет после великого потопа Ною и его детям: «вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9, 7). Очевидно, что в те времена по-другому и не могло быть, учитывая малочисленное население земли. Так что это совсем не являлось грехом, а было исполнением заповеди Божией.
С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте!
Хочу задать вам вопрос по поводу Библии. А именно Исход. Почему Моисей ведомый якобы Богом совершает такие страшные преступления, массовые убийства женщин, детей, уничтожение целых народов и завладение их имуществом и землями. Почему это приподносится как героизм, почему вы можете мне ответить на этот вопрос. Я не пойму, если одна из заповедей не убей, то как объяснить эти действия. Когда люди выведенные из Египта 40 лет находились в резервате и питались манной небесной подвергались истязаниям и уничтожались за малейшую провинность. По сути складывается впечатление что это как мы сейчас называем тоталитарной секты. Я не верю и никогда не поверю, что Отец небесный, Создатель всего живого на планете земля и человека мог бы давать такие наставления Моисею. Это просто непонятно. Здесь что то не так, нельзя слепо верить.
Дмитрий.

Ответ:
Здравствуйте Димитрий!
Вряд ли я смогу дать ответ на вопрос, который убедит Вас. Причин несколько. Первая, на самом деле, Вы не задаете вопрос и не ждете объяснений, это утверждение, крик Вашей души, обратите внимание – в Вашем письме, даже в предложении, начинающегося со слова «почему» нет ни одного вопросительного знака. В переполненную чашу больше ничего нельзя налить – все выльется через край. Вторая причина в Вашем неверии, что Библия есть слово Божие. Духовное объяснение Священного Писания можно донести только до верующего человека. Тем не менее, я дам пунктирный ответ на Ваш вопрос, может быть, не только для Вас, но для других – верующей части нашей аудитории. Действительно, как раньше, так и сейчас встречается еретическая точка зрения, что источником Ветхого и Нового Завета являются два разных Духа, но это не так. Апостол Павел пишет в послании к евреям: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр 10, 1). Здесь, апостол называет закон Моисея тенью будущих благ, т.е. Ветхий Завет является тенью Нового Завета. Тень, т.е. прообраз, неотделим от образа. У каждого образа свой прообраз. Но как связать заповедь «не убий» с теми войнами, которые по повелению Господа вел Моисей? Телесная смерть человека – это расплата, наказание, епитимья, наложенная Господом на род человеческий за преступление заповеди Божией. Причем это вольный выбор самого человека, ведь еще до грехопадения Господь предупреждал Адама: не делайте этого – смертию умрете. Как в свое время Адам, так и мы, живущие сегодня на земле, почему-то уверены, что за грех мы не понесем никакого существенного наказания, ни в жизни сей, ни в жизни будущего века, ведь Господь милосерд, человеколюбив, значит, просто так все простит. Это самообман. Что в текстах Ветхого Завета, что в текстах Нового Завета Господь многократно через пророков, через Сына Своего Единародного, через апостолов возвещает нам о страданиях, ожидающих грешников. Милосердие и человеколюбие Божие проявляется в Его готовности простить КАЮЩЕГОСЯ грешника, т.е. человека, жаждущего жить по Богу, по совести. И многократно видим в текстах Ветхого и Нового Завета как гнев Божий сменяется на милость, когда люди приносят покаяние. Но Ветхий Завет имеет и принципиальное отличие от Нового Завета, которое при этом не разъединяет, а соединяет их. Апостол Павел пишет о законе Моисея: «… но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Рим 7, 9-10). Закон Моисея был дан человеку с целью, чтобы, во первых, человек осознал что есть грех; во вторых, что грех всегда влечет за собой страдания, болезни и смерть; в третьих, чтобы люди испытали глубокую потребность во спасении от греха, во СПАСИТЕЛЕ и, в четвертых, подтверждалось обетование, данное Богом еще Адаму и Еве при изгнании их из рая, что Господь не оставит человеческий род и пошлет Спасителя. Новый Завет Господь заключил с человеком для жизни, а не для смерти. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.» (Ин 3, 36). Но и здесь Господь напоминает об участи нераскаянных грешников. Сегодня Господь долготерпит о нас. «Не медлит Господь…но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3, 9) оставляя без видимого наказания здесь на земле многих тяжких грешников. Иначе было в Ветхом Завете. Как я уже говорил, человеку воочию необходимо было осознать пагубность греха, поэтому расплата даже в виде страшной телесной смерти многократно присутствует на страницах Ветхого Завета, причем такое наказание было способом вразумить и самих израильтян, что подобное ожидает и их в случае отступления от Господа. Длительность жизни на земле в ветхозаветные времена не имела принципиального значения, ведь Спаситель еще не пришел и все, живущие на земле сходили во ад, иначе в новозаветные времена, ведь покаяние действенно только в земной жизни человека. Страшная телесная смерть в Ветхом Завете готовила более лучшую участь убитым, чем нераскаянным грешникам Нового Завета, может быть и умерших своею смертью. «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.» (Лк 10, 12-14). Войны, благословленные Господом в Ветхом Завете, говорят не о жестокости его к человеку, а о неприятии Богом нашей греховной жизни и невозможности иным путем научить человека пагубности греха. Выход Моисея с евреями из Египта в землю обетованную символизирует нашу жизнь здесь на земле, когда желающий спастись должен во всей полноте предать свою волю в руки Божии и следовать тесным пустынным путем в горний Иерусалим. Наша жизнь на земле – это поле брани за жизнь вечную против греха в наших сердцах.
С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Кто такие сыны Божии и дочери человеческие. Толкование Бытие 6:4

Давайте прочитаем эти тексты. Книга Бытие 6 глава

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Внимательно посмотрев на текст, видно, что Господу не нравилось, что сыны Божие берут себе в жены дочерей человеческих. Именно после данных слов следует возмущение Бога: “Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками”. То есть, значит, “сыны Божие” это те же, “человеки” кто “пренебрегает Духом Моим (Святым)”. А значит, речь здесь не идет об инопланетянах или Ангелах, берущих в жены людей.

Так о чем же говорят эти спорные на первый взгляд стихи Священного Писания? На самом деле все очень просто, если внимательно изучать Библию.

Уже на первых страницах Священного Писания описано, что вскоре после сотворения люди разделились на две группы – одни жили согласно воле Божьей, вторые решили существовать самостоятельно и вести такой образ жизни, который им нравится и кажется правильным.

Сын первых людей Адама и Евы Каин после убийства Авеля отдалился от Господа:

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод» (Бытие, 4:16).

А дети их третьего сына Сифа, выбрали пусть с Богом:

Быт. 4:25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; ТОГДА начали ПРИЗЫВАТЬ имя Господа.

То есть, сыны Божии — это род Сифа, так как они жили с Богом по Его законам. Дети человеческие — потомки Кайна, которые отошли от Господа.

Далее нам Библия показывает, что потомки Сифа — народ Божий, решили соединиться с родом Каина.

«Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал» (Бытие, 6:2).

И постепенно зло проникло во всех людей до такой степени, что Бог раскаялся, что сотворил человека:

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что ВСЕ мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие, 6:5).

Что касается исполинов, то это крупные люди, которые встречались всегда (вспомните Голиафа). Вероятно, в роде Кайна были исполины, которых, естественно, стало больше после смешения с родом Сифа, так как в семьях сифитов тоже стали появляться исполины. Возможно, здесь речь идет о людях, которых мы сегодня называем Неандертальцами или Кроманьонцами. А может быть, исполинами называли другие высокорослые расы людей. Раскопано уже несколько скелетов, высота обладателей которых составляла около 3 метров.

После смешения людей, чтущих Бога, с народами, которые отошли от Господа, Божьи люди постепенно и сами стали отдаляться от Творца… Это происходило постепенно, пока они не забыли Его законы вовсе, в итоге полюбив зло. А далее последовало очищение земли от пожравшего ее греха, Великом потопом. Бог хотел дать человечеству второй шанс. Но как мы знаем, затем люди снова отошли от Бога. И как говорил Иисус, землю вновь ожидает очищение. Но уже не водой, а огнем.

Анализируя негативные последствия от смешения верующих и неверующих, можно понять, почему Господь в своем законе дал строгий запрет на родство Его народа с язычниками.

Исх. 34:15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 16 и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

Ездр. 9:11 земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих. 12 Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших.

Также мы видим и в Новом завете апостолы говорят о благословении и разрешении брака между верующими христианами, включая служителей:

1 Кор. 9:5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

Валерий Татаркин

>Христиане.Онлайн

Может ли быть роман у сынов Божьих с дочерями человеческими?

Мы ещё под впечатлением грандиозной битвы в другом измеренье, к которой вплотную подошла Вселенская История. Это будущее событие мы рассматриваем очами веры. Веры тому, что предсказано в Библии. Не спе- ши, читатель, переводить взгляд на более понятные будни земного бытия. Мы ещё не разобрались с очередным вопросом о небожителях, Сынах Божьих Вот он: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны… В то время были на земле исполины, осо- бенно же с того времени, когда сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им. Это сильные, издревле славные люди» Быт. 6:1—3 А на встречный вопрос: Кто же тогда ДЕТИ Божьи? Они отвечают; это потомки Сифа. Понимаю, что тема спорная, но вполне разрешимая, если исследовать Писание, а не прятаться за известную фразу: «Ангелы — бес- полые и бесплотные существа, и поэтому не могли ничего иметь с дочеря ми Сифа, или его сына Еноса, в бытность которого «начали призывать имя Господа». И когда люди, поклоняющиеся Господу, стали жениться на без- божных женщинах, появились дети исполины. Это толкование — на ходулях, шаткое, не имеющее хорошего, да вообще никакого основания. Во-первых, об этом не говорит Библия. Во-вторых: Сиф и Енос оставили сыновей и дочерей, умерли, как и все перечисленные в 5 главе Бытия. Ничего особенного, никаких исполинов. Наконец, и в Библии, и в последующей истории святые, ищущие Бога, женились порою на далеких от Бога женщинах, но рождались обычные люди. (Моисей, Соломон — и женщины из всех народов тогдашнего мира). И — никаких исполинов в итоге. Мне известны христиане, женившие- ся на безбожницах. Итог — тот же: родились обычные дети — такая же Кто же такие Сыны Божии?

Они упоминаются в Библии несколько раз. Помимо Быт. 6:1—4 о них говорит Книга Иова:

а) 1:6 «Пришли сыны Божии предстать пред Господа» (Ясно, что речь не идёт о людях).

б) 38:7 «При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости».

в) «А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мерт- вых… умереть уже не могут ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии».

г) «Кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» Пс. 88:7. Сыны Божии — это небожители, Ангелы. Сыны — с малой буквы, с большой буквы лишь Единородный Иисус Христос. Но как же бесплотные ангелы, сыны Божии, могли брать в жёны дочерей человече- ских? В небе — это бесплотные духи, но, будучи посылаемые на землю, они получали обыкновенное человеческое тело видимое, ощутимое. Помните борьбу Иакова с Ангелом? Ухватился за него и сказал: не отпущу, пока не благословишь. Было за что ухватиться. Сыны Божии разговаривали, запирали дверь дома у Лота. Три небожителя в человеческом теле были гостями у Авраама. «И они ели». (Быт 18:8).

И ели обычную нашу человеческую пищу. Если бы сыны Божии не получили тела, отправляясь в наш мир, их никто ни- когда бы и не видел. Не видели бы и Иисуса Христа, если бы Он явился в мир, не получив тела. Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения ты не восхот- ел, но тело уготовал мне». (Евр. 10:5). И не какое-то иное, а человеческое «Во всем уподобился братьям Своим». Тело хотящее есть, отдыхать, так же чувствительное к боли, иначе муки распятия не были бы подвигом. И вот в таком человеческом теле сыны Божии увлеклись красотою до- черей человеческих. Подумайте, что имел в виду Апостол Иуда в 6 стихе своего послания. Павших ангелов бесконечно много — третья часть ушла за мятежным архангелом, и они не в узах. Они пока свободны, они — де- моны «опекают» миллиарды людей. Их изгоняют из одержимых. Их свяжут и бросят в озеро огненное только в будущем. А какой-то разряд небожи- телей уже не на свободе. «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд Великого дня». Они не из тех ангелов, что ушли за мятежным архангелом, это Божии посланники, направленные на землю в человеческом теле, потеряли своё ангельское достоинство. И ещё деталь: исполины уничтожены водами потопа. Но опять по- являются на земле Голиаф, Лахмий, Египтянин (1 Пар 11:23), сыны Енакиевы, Рефаимы. Откуда они? Похоже, что увлечение дочерями человеческими не разовое когда-то явление. Книга Еноха не вошла в Библию, но она очень древняя, в ней говорится, что дети этих странных браков славились не только ростом, но и особыми знаниями: «Издревле сильные и славные люди». Салтыков-Щедрин в рассказе «Лихоманка» описал распространенное в то время сожительство с демонами. Я в свою бытность пресвитера выслушивал исповеди очень красивых женщин об этом же. И, что странно, у них были прекрасные мужья. Мне пришлось именем Иисуса Христа освободить парня от его «лихоманки». Теперь он свободен, и член церкви. Оказывается сожительство с демонами очень распространённое сегодня явление. И хотя исполинов почти нет, но феноменов среди детей этого странного брака очень много. Интеллект их на порядок выше обычных людей. Природа демонов, знающих о тайнах мира более, нежели учёные, как-то передается потомкам. Я сейчас предложу вам газетную статью. Это не библейская догматика, автор делает свои выводы и прогнозы, но христианина интересуют факты и статистика, от которых не отмахнёшься,

Итак, статья: ДЕТИ ИНДИГО На Земле все чаще рождаются чудо-дети, Ученые считают, что это следующая ступень эволюции человека. Так называемая шестая раса Детей назвали «индиго» по одинаковому ярко-синему цвету ауры, ко- торую видят у них все мало-мальски продвинутые экстрасенсы, «Индиго» способны вылечить головную боль простым прикосновением. У них есть врожденный иммунитет против многих смертельных болезней, таких как СПИД или рак. И они без вреда для себя могут съесть испорченные консервы, от которых загнулся бы любой взрослый. Многие предполагают, что эти качества помогут им пережить катаклизмы, которые скоро обрушатся на нашу планету и стать родоначальниками новой эры в истории человечества. Медики утверждают, что чудо-детей на земле уже несколько десятков тысяч. Их пристально изучают во всех странах, но результаты исследований везде одинаковые. Жёсткие излучения, например радиоактивные, действуют на них в несколько раз меньше, чем на обычных людей, больше того, у матерей больных СПИДом такие дети появляются без всяких при- знаков болезни, у матерей-наркоманок, принимавших наркотики во время беременности,— без наркотической зависимости. Многочисленные медицинские исследования при этом не выявили у них никаких отклонений от нормы. Кроме одной: «индиго» используют не шесть-семь процентов ресурсов мозга, как все мы, а 10—14.

Версии их появления высказываются самые разные. Самая распространенная — способности появилась у них в результате мутаций, вызванных постоянно действующими на людей излучениями, начиная от постоянно работающих телевизоров и кончая современными компьютерами и мобильными телефонами. Организм сам перенастроился на существование в технократическом обществе. По другой версии, «индиго» рождаются при вмешательстве НЛО. Ведь уже много лет подряд тысячи женщин заявляют, что их «изнасиловали инопланетяне. Может, «индиго»- продукт имен- но таких взаимоотношении с зелёненькими или синенькими человечками? — Тогда становится понятны не только их выдающиеся врожденные способности, но и частые рассказы о других цивилизациях, даже об устройстве НЛО,— говорит член-корреспондент Академии информации Всеволод Пригожский. — Сторонних наблюдателей вообще очень поражают так называемые интуитивные знания этих детей. Они с горшочного возраста рассуждают о смысле жизни и предназначении человека. Могут рассказать, какая, например, была раньше жизнь на Марсе, почему там погибла цивилизация. Откуда они это знают? Опять-таки остается выдвигать версии. Эзотерики утверждают, что они с самого рождения подключены к единому информационному полю Вселенной. Уфологи уверяют, что это включается генная память инопланетных предков. Консервативные ученые отмалчиваются, потому что существующая наука их чудо — деток объяснить не может. Но и опровергнуть —- тоже. Тем более что последние американские находки на Марсе начали подтверждать то, что рассказывали о планете дети «индиго». В предчувствии беды Многие уже назвали «индиго» представителями новой, шестой по счёту человеческой расы. Мол, сейчас, на пороге нового тысячелетия, происходит смена поколений, подрастает формация совершенно новых людей, которые заменят нас в будущем. И судя по железному здоровью и не обычным способностям этих детей — будущее предстанет перед нами в очень суровом виде. — Природа всегда заранее компенсирует свои потери, — рассказал магистр «Школы Единого Духа» Федор Золотов. — Известно, что перед войной, например, рождается больше мальчи- ков. А массовое рождение «высокопрочных» детей по всей Земле совер- шенно ясно свидетельствует о том, что человечество ожидает катастрофы планетарного масштаба. Ещё страшнее окажутся последствия нынешнего вмешательство в ге- нофонд живых существ, который уже приводит к неконтролируемым мутациям вирусов и бактерий. Врачи начали работу над антибиотиками пятого поколения, поскольку первые четыре почти не действуют. Так что эпидемий новых болезней, пострашнее СПИДа, осталось недолго ждать. Совершенно ясно, что современный человек в изменившихся услови- ях просто не выживет. Нет у него таких сил, — считает магистр Золотов… — Вот мать-природа и готовится загодя, меняя homo sapiens на homo intellektuales. Сами себе режиссёры Судя по всему, «индиго» появлялись и раньше, но совсем не так часто. Одно из неканонических Евангелий рассказывает, что у Иисуса Христа сначала была ярко-синяя аура, особенно редкая для тех дремучих вре- мен. Потом, к кресту поближе, она сменилась на золотую, ауру святых и пророков. Как известно, Христос тоже пришёл в мир в переломный для цивили- зации момент, научил новому мышлению и в расцвете лет ушёл. Статистика показывает, что многие «индиго» не доживают даже до со- вершеннолетия. Процент самоубийств среди них в два-три раза выше «обычного детского и подросткового. Психологи говорят, что процесс адаптации к окружающему миру у них гораздо более сложный. Не зря 90 процентов детей-убийц в возрасте до 10 лет — тоже «индиго». Они «настолько сильно чувствуют своё превосходство над окружающими, что просто не могут расценивать их, как равноценных обладателей жизни, — говорит Всеволод Пригожский. — Тем более, почти все «индиго» предска- зывают скорый «конец света» и, наверное, не видят смысла его дожидаться. По предсказаниям чудо-детей, Земля просуществует в нынешнем виде ещё около пяти лет. А учитывая, что большинство из них появилось на свет в начале девяностых, то предполагаемую катастрофу они встретят в половозрелом возрасте. Подождут, пока неполноценные граждане вы- мрут, и начнут размножаться. Производя на свет устойчивую к радиации, мутации и атипичной пневмонии шестую расу. Справка Дети «индиго» уже начали оказывать влияние на нашу жизнь. Восьмилетний Марко Бойчев из Болгарии в прошлом году опублико- вал книгу о тайнах цивилизации Марса. Наташа Демкина из Мордовии с шести лет ставит людям диагнозы болезней. Она видит человека насквозь без УЗИ и рентгена. Наташа Хлебникова из Анапы говорит на 120 языках, включая древ- несаксонский. Двенадцатилетний Якеши Тонако из Японии уже три года возглавляет креативный отдел в дизайнерском автомобильном бюро. Четырехлетний Серёжа Краснов из Санкт-Петербурга читает закрытые книги, положив руку на обложку…. Ребенок «индиго» Борис Матушкин, 8 лет, г. Жирновск, Волгоградская обл.: «В 2009 году человечество ждёт глобальная катастрофа, которая за- тронет целый материк, а в 2013-м новая, ещё большая беда уничтожит половину человечества. Жить по-старому, оставшиеся в живых, не смогут. Все правила, и законы падут, а прошлое будет истоптано. И наладить жизнь нового человечества призваны такие, как мы. ТВМ — Вестник. Зазеркалье. 6. 04.2005 г. Итак? Что может быть, чего не может между видимым и невидимым? Не пережившим подобного, трудно понять многое. Чудо-дети. Кто их отцы: сыны Божии или сыны лукавого? Да и кто из нас может похвалиться доста- точными знаниями в этой области? Но слушая исповеди женщин и мужчин, к которым периодически приходят незримые сладострастные посетители, и которые на своем горьком опыте знают подробности этого насилия, не- вольно утверждаешься в мысли о том, что сыны Сифа тут не причём. Тем более, в Библии встречается фраза «дух блуда»,— тот, кто культивирует в людях этот порок. И если в 6 главе Бытия перед самым потопом — всего лишь 1400 лет от начала нашей истории — сказано: «Это издревле силь- ные и славные люди», то мы вправе отнести появление исполинов к самым первым женщинам, ко времени дочерей Сифа и дальше. Может быть, уже кто-то из их красивых дочерей стали матерями нефилимов (исполинов).

Ясно одно, человек не достигнет исполинского роста никакими тренировками, тем более — не обретёт феноменальных способностей. Они появляются в результате соприкосновения со сверхъестественным, будь это Бог или князь мира сего. (Помните поединок феноменов, тех и других — Моисей и египетские чародеи?). И это сверхъестественное даёт человеку опережающие знания, к которым нормальные люди придут только в будущем, может быть неблизком. Они, как выражаются специалисты, каким-то образом подключены к «Мировому информационному полю». И в заключение: тема эта необязательна. Без неё вполне можно про- жить и обойтись. От знания или незнания верного объяснения не зависят главные вопросы бытия: Бог, спасение, вечная жизнь. Это — дело любительское. Тем более предложенный ответ не считаю неоспоримой истиной. Можете иметь свое понимание. Меня устраивает то, что я высказал, а любителям спорить хочу сказать: спорить может тот, кто хоть сколько-то времени и сил отдал изучению вопроса, а не прятался за дежурную фразу: «этого не может быть». А.П. Прохоров

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *