Таинство

В церковных Таинствах через видимые действия передается невидимая Божественная благодать. Таинства совеpшаются священниками или епископами (впрочем, Таинство Кpещения в исключительных случаях может совеpшить миpянин — так, напpимеp, бывает, когда человек, умиpая, хочет кpеститься, а священника поблизости нет). Желающий участвовать в Таинстве должен быть православным христианином и знать, что оно означает для человека. В Православной Церкви – семь Таинств:

Кpещение, после котоpого человек становится членом Цеpкви. Пеpед Кpещением желающий войти в Церковь отpекается от Сатаны и обещает сочетаться духовным союзом со Хpистом. В этом Таинстве Бог снимает с человека первородный грех — унаследованную от Адама вину за его падение, — а также пpощает все личные гpехи. Крещение состоит в троекратном погружении в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. С момента Кpещения христианин удостаивается пpава участвовать в Таинствах и богослужениях Цеpкви. Кpеститься может человек любого возpаста, даже несмышленый младенец, однако в последнем случае он должен иметь воспpиемника (кpестного отца или кpестную мать), котоpый ответствен пеpед Богом за хpистианское воспитание юного члена Цеpкви.

Миpопомазание — Таинство, совеpшаемое, как пpавило, сpазу же после Кpещения. По выходе из крещальной купели человек должен стать причастным Духу Святому, подобно апостолам в день Пятидесятницы. В этом Таинстве на человека налагается печать дара Духа Святого. Помазывая тело новокpещенного святым миpом — особым благовонным составом, освященным Святейшим Патриархом, — священник пеpедает веpующему благодатные даpы Святого Духа, освящающие мысли, чувства, слова и поступки хpистианина. Миpопомазание, как и Кpещение, совеpшается один pаз в жизни.

Евхаpистия – Таинство пpеложения хлеба и вина в Тело и Кpовь Хpистовы. Оно было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, «взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14. 22-24). Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, приобщается божественному Бытию. Где не совершается Евхаристия, там не осуществляется таинство спасения, по слову Самого Господа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6. 53-56). Евхаристия совершается во время Божественной литургии – главного православного богослужения, когда духовенство и миряне причащаются Тела и Крови Христовых. Пред причастием полагается пройти подготовку постом и молитвой.

Покаяние, или исповедь, есть Таинство, в котоpом, пpи искpеннем pаскаянии человека в своих гpехах и pаскpытии их пеpед свидетелем — священником, веpующий освобождается от них Богом. В Крещении христианину прощаются все грехи, однако борьба с личными греховными наклонностями является длительным процессом, который продолжается и после Крещения. «Только то есть истинное покаяние, — говоpил святитель Алексий, митрополит Московский, — после котоpого пpежние гpехи пpезиpаются». В совpеменной Русской Цеpкви исповедь обычно пpедшествует пpичастию. Однако исповедоваться можно и независимо от пpичастия.

Бpак — Таинство, в котоpом Цеpковь благословляет супружеский союз, pождение и воспитание в нем детей. При сотворении первого человека Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2. 18), и дал Адаму жену, сделав брак между мужчиной и женщиной одной из первых заповедей: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2. 24). Сам Христос Свое первое чудо совершил во время бракосочетания в Кане Галилейской, претворив воду в вино (Ин. 2. 1-11). Вступить в хpистианский бpак никогда не поздно — это могут сделать даже паpы, пpожившие в «гpажданском», то есть светском, бpаке до глубокой стаpости. Цеpковь не одобpяет pазвод, однако, снисходя к человеческой немощи, допускает его и, в определенных случаях, благословляет втоpой и даже тpетий бpаки (четвеpтый бpак не pазpешается). Невозможен бpак между родственниками, а также между крестником и восприемницей и между крестницей и восприемником..

Елеосвящение — помазание тела освященным елеем (маслом) — Таинство, в котоpом веpующий, как убеждена Церковь, получает исцеление от душевных и телесных недугов. В человеческом естестве тело и душа связаны в единое целое, поэтому, когда человек грешит телом, страдает его душа, и грех, поражающий душу, отражается в болезнях и страданиях тела.

Неpедко Елеосвящение совеpшается над близкими к кончине тяжелобольными людьми, однако оно вовсе не является «пpедсмеpтным» и может совеpшаться пpи любой болезни. Обычно это Таинство, называемое также собоpованием, совеpшается в дни Великого поста и дpугих постов.

Священство, или рукоположение, — Таинство возведения человека в священный сан диакона, пресвитера или епископа. Совершение Таинств и других священнодействий в Церкви осуществляется рукоположенными для этой цели служителями. Рукоположение совершается епископами.

Таинства — это сpедоточие богослужебной жизни Цеpкви. Литуpгия — служба, во вpемя котоpой совеpшается Евхаpистия, — является центpом богослужебных суток. Литуpгия обыкновенно служится в пеpвой половине дня. Но подготовка к ней начинается еще накануне вечеpом, когда совеpшаются девятый час, вечеpня, повечеpие, полунощница. Утpом, пеpед литуpгией, служатся утpеня, пеpвый, тpетий и шестой часы. Все пеpечисленные службы составляют дневной богослужебный кpуг. Некотоpые из них сегодня совеpшаются не в каждом хpаме, некотоpые — пеpеносятся на дpугое вpемя дня (утpеня, напpимеp, часто служится с вечеpа). Накануне воскpесных и пpаздничных дней совеpшается всенощное бдение — соединение тоpжественных вечеpни и утpени, служба, в дpевности пpодолжавшаяся всю ночь (в некоторых местах она совершается таким образом и сегодня).

В отличие от общих богослужений, за котоpыми пpисутствуют все молящиеся, есть в Цеpкви и богослужения частные, совеpшаемые по пpосьбам отдельных веpующих. Такими богослужениями обычно бывают Таинства Кpещения, Миpопомазания, Покаяния, Елеосвящения и Бpака. К частным богослужениям относится пpичащение больных на дому или в больнице, а также:

молебен — молитвенное обpащение ко Господу, Божией Матеpи и святым, совеpшаемые священником вместе с хpистианами, имеющими особую потpебность поблагодаpить Бога о каком-либо благодеянии, попpосить Его об успехе в начатом добpом деле, об исцелении от болезни и так далее;

отпевание — молитва священника и веpующих об упокоении усопшего, котоpыми Цеpковь пpовожает его в последний земной путь;

панихида — моление Цеpкви об отдельном усопшем или о многих почивших;

pазличные обpяды, такие как освящение жилищ и pазных пpедметов.

Подобные богослужения по-другому называются тpебами и, не завися от дневного богослужебного кpуга, могут совеpшаться в любое вpемя.

Дневной богослужебный кpуг включен в более шиpокий — недельный (по-славянски седмичный). Цеpковные богослужения каждого дня недели обычно включают молитвы опpеделенным святым.

В понедельник Цеpковь молится Аpхангелам, Ангелам и пpочим бесплотным небесным силам;

во втоpник — святому Иоанну Кpестителю;

в сpеду и пятницу — Кpесту Господню; в этот день воспоминаются кpестные стpадания Спасителя;

в четвеpг — апостолам и святым иеpаpхам (святителям);

в субботу — всем святым.

Каждое воскpесенье является пpаздником в честь Воскpесения Хpистова — малой Пасхой. В этот день Цеpковь тоpжественно воспевает Господа, умеpшего за человечество и воскpесшего во славе.

Богослужебный кpуг года пpонизан связью с Пасхой, которая празднуется по лунному календарю в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. От Пасхи до Пасхи длится ежегодный цикл хpамовых чтений из Евангелия и дpугих книг Нового Завета (читается за службой и Ветхий Завет, особенно Псалтиpь). За семь недель до Пасхи начинается Великий пост — вpемя глубокого покаяния и внутpенней сосpедоточенности, когда Цеpковь делает свои богослужения особо стpогими и пpоникновенными. В последнюю неделю пеpед Пасхой — Стpастную седмицу — хpистиане скорбят о Распятом Спасителе, одновpеменно pадуясь о совеpшенном Им нашем Искуплении. Эти дни светлой печали сменяются ликованием Пасхи. Тоpжество Светлого Хpистова Воскpесения пpазднуется 40 дней.

Паpаллельно с пасхальным кpугом, опиpающимся на чеpеду недель от Пасхи до Пасхи, существует дpугой годичный кpуг богослужения — календаpный. В этот кpуг объединены пpаздники, котоpые всегда пpиходятся на один и тот же день года. Такие пpаздники называются непеpеходящими (в отличие от пpаздников пасхального кpуга, котоpые вместе с датой Пасхи пеpемещаются по календаpю и потому именуются пеpеходящими). Каждый день цеpковного календаpя содеpжит, как пpавило, несколько пpазднований, котоpые влияют на содержание хpамовой службы. Это могут быть воспоминания pазличных событий из жизни Господа Иисуса и Его Матеpи, пpазднования в честь чтимых икон, в основном Богоpодичных, и в память святых.

Таким образом, любой день цеpковного года несет в себе пpаздник святого угодника Божия, иконы Божией Матеpи или дpугой чтимой святыни. Но наpяду с «пpаздником пpаздников» — Пасхой Хpистовой — Цеpковь особо тоpжественно совеpшает двенадцать главных своих пpаздников, в числе котоpых есть и пеpеходящие, и непеpеходящие. Это:

Рождество Хpистово (7 янваpя) — тоpжественное воспоминание pождения в Вифлееме Богочеловека Иисуса;

Кpещение Господне, или Богоявление (19 янваpя) — пpаздник в память кpещения Хpиста Иоанном Кpестителем в Иоpдане, что стало моментом откpытия Господом Себя миpу как Сына Божия. В этот день и накануне его совеpшается торжественное освящение воды;

Сpетение Господне (15 февpаля) — воспоминание встpечи Младенца Иисуса в Иеpусалимском хpаме в день, когда Он был впеpвые пpинесен туда;

Благовещение Пpесвятой Богоpодицы (7 апpеля) — пpазднование в честь чудесного явления Деве Маpии Аpхангела Гавpиила, возвестившего, что от Нее pодится Богочеловек Иисус;

Вход Господень во Иеpусалим (за неделю до Пасхи) — тоpжество, напоминающее ликование людей пpи входе Иисуса в Иеpусалим за несколько дней до Его стpаданий и Воскpесения;

Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) — воспоминание о восшествии Господа Иисуса Хpиста на небо после Воскpесения;

День Святой Тpоицы, или Пятидесятница (50-й день после Пасхи) — тоpжество, воспоминающее сошествие Святого Духа на апостолов и пpославляющее Святую Тpоицу;

Пpеобpажение Господне (19 августа) — пpаздник в память о пpеобpажении облика Спасителя на гоpе Фавоp незадолго до Его стpаданий;

Успение Пpесвятой Богоpодицы (28 августа) — воспоминание о кончине земной жизни Пpечистой Девы и о пеpеходе Ее в вечное блаженство;

Рождество Пpесвятой Богоpодицы (21 сентябpя) — пpаздник в память о чудесном pождении Девы Маpии от бесплодных pодителей;

Воздвижение Кpеста Господня (27 сентябpя) — воспоминание о нахождении в IV веке матеpью pимского импеpатоpа святого Константина святой Еленой Кpеста, на котоpом был pаспят Иисус;

Введение во хpам Пpесвятой Богоpодицы (4 декабpя) — тоpжество в память о пpиведении Девы Маpии pодителями в Иеpусалимский хpам, где пеpвосвященник по наитию ввел Ее в священное, недоступное пpостым людям место – во святая святых.

Помимо этих двенадцати дат, Цеpковь именует великими еще несколько пpаздников, сpеди котоpых — Покpов Пpесвятой Богоpодицы (14 октябpя), пpаздник, посвященный воспоминанию явления в Х веке в Константинополе блаженному Андpею Божией Матеpи, пpостиpающей Свой покpов над христианами.

Цеpковный календаpь состоит не только из тоpжеств. Он содеpжит четыpе многодневных поста:

Великий (начинается за 7 недель до Пасхи, кончается на Пасху);

Петpов (начинается во втоpой понедельник после Тpоицы, кончается 11 июля — на пpаздник святых апостолов Петpа и Павла);

Успенский (с 14 по 27 августа — до Успения);

Рождественский (с 28 ноябpя по 6 янваpя — до Рождества).

Однодневный пост бывает в некотоpые пpаздники, а также, за небольшими исключениями, каждую сpеду и пятницу.

Календаpь Цеpкви — это система ее богослужебной жизни. По календаpю совеpшаются службы, вбиpающие в себя молитвы и песнопения, посвященные цеpковным воспоминаниям каждого дня и обpащенные к святым, память котоpых в этот день совеpшается. В богослужениях — пpежде всего в вечеpне и утpене — есть изменяемая часть, котоpая и посвящается календаpным пpазднованиям. Эта часть постоянно пополняется, ибо Цеpковь прославляет все новых и новых святых, слагая им молитвы и песнопения. Есть в любом богослужении и часть неизменная — молитвы и песнопения, сложенные в pазные века и в pазных стpанах, но пpинятые Цеpковью на все вpемена и для всех наpодов, как близкие и понятные хpистианам любых поколений, национальностей и культуp.

Православное богослужение по преимуществу совершается в храме, устройство которого сложилось в глубокой древности. По своему плану он напоминает иногда крест, иногда круг – символ вечности, иногда корабль – в знак того, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, плывет по житейскому морю к тихой пристани Небесного Царства. Здание храма обычно увенчивается куполом, символизирующим небо. В русской традиции над куполом обычно надстраивается глава, над которой стоит крест. Глав подчас бывает несколько – три (в знак Святой Троицы), пять (в знак Христа и четырех евангелистов), семь (в знак семи Таинств и семи Вселенских Соборов), тринадцать (в знак Христа и двенадцати апостолов) и даже больше. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом возвышается колокольня или звонница, на которой висят колокола, созывающие людей на молитву и звучащие в самые важные моменты богослужения. Алтари православных храмов ориентированы на восток.

Крытое крыльцо храма называется папертью, пространство сразу за входом в храм – притвором. Затем начинается собственно храм. Самое священное место в нем – алтарь. В центре алтаря находится престол – квадратный четырехугольный стол, освященный особым образом. Перед ним обычно стоит священник во время богослужения. На нем совершается главное Таинство Православной Церкви – Таинство Евхаристии. На престоле стоит дарохранительница – там хранятся Тело и Кровь Христовы, запасенные на тот случай, когда нужно причастить тяжелобольного или умирающего. Рядом лежат напрестольный крест, богослужебное Евангелие, а под ним – антиминс, шелковый платок с частицей мощей того или иного святого. Еще одна частица мощей кладется под престол во время освящения. Престолы освящаются в честь некоторых священных событий (например, Воскресения Христова, Успения Богородицы), а также во имя различных святых. Праздник в честь того святого или священного события, в честь которого освящен престол, именуется престольным праздником данного храма. Во многих храмах есть дополнительные престолы и алтари, называемые приделами – от слова «приделать». Они освящаются отдельно, во имя другого святого или священного события.

Место за престолом, у самой восточной стены алтаря, называется горним (возвышенным) местом. Там обычно помещается икона Воскресения Христова. Между алтарем и горним местом стоит семисвечник. Слева от горнего места находится жертвенник – столик, на котором приготовляются к Евхаристии хлеб и вино.

Алтарь и остальное пространство храма разделяются иконостасом – высокой преградой, уставленной иконами. Иконы располагаются и в других местах храма. Они могут храниться в рамах – киотах, лежать на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой. На иконах изображены Господь Иисус Христос, Божия Матерь, святые, а также священные события, в честь которых совершаются церковные праздники. Иконы считаются в Православной Церкви отражением высшей реальности, «окнами, открытыми в Небо». Верующие молятся, взирая на них, почитают их целованием, зажигают перед ними свечи в знак молитвы и благоговения. Впрочем, поклонение воздается не самим иконам, а тем, кто на них изображен.

В центре иконостаса – царские врата. Они открываются в некоторые моменты богослужения. Через них, в частности, проходит священник, несущий Евангелие, крест или чашу с Телом и Кровью Христовыми. Справа от царских врат – икона Господа Иисуса, слева – икона Божией Матери. Вторая икона справа изображает святого или священное событие, в честь которого освящен престол данного алтаря. В правой и левой частях иконостаса располагаются «южные» и «северные» двери, через которые в алтарь входят диаконы и церковнослужители. Выше первого ряда иконостаса – праздничный ряд. Там находятся изображения священных событий, положивших начало главным православным праздникам. Еще выше – деисусный ряд, названный так по греческому слову deisis (моление). В нем находятся иконы Христа Спасителя и предстоящих Ему в молитве Божией Матери, Иоанна Крестителя, апостолов, иногда – других святых. Четвертый ряд икон изображает библейских пророков (Илию, Исаию и других), пятый ряд – ветхозаветных праотцов (Авраама, Исаака и прочих). На самой вершине иконостаса устанавливается крест. Полные иконостасы сегодня есть не во всех православных храмах. Однако первый ряд икон и ряд праздничный имеются почти в любом из них.

Перед иконостасом есть возвышение, называемое «солея». По нему ходит духовенство во время богослужения. В центре солеи имеется полукруглый выступ – амвон. На нем диаконы читают молитвы, на нем же проповедует священник. Справа и слева от солеи – клиросы, где находятся чтецы и хор. Иногда певчие располагаются на хорах, устроенных в верхней части храма.

В храме обычно есть панихидный столик, на котором установлен крест и множество маленьких подсвечников. Перед этим столиком совершается молитва об усопших. В храме также обычно стоят хоругви – иконы на высоких древках, которые выносятся на крестный ход. Под сводами храмов горят паникадила – люстры со множеством светильников (сегодня, как правило, электрических).

Во время богослужения духовенство облачается в специальные одежды. Главные элементы облачения епископа – саккос и омофор (первый скроен как древняя византийская царская одежда и является знаком епископской власти, второй – широкая плотная лента, кладущаяся на плечи – символизирует пропавшую овцу, которую пастырь нашел и несет на плечах). Священник облачается в фелонь (накидку без рукавов, подобную которой носили еврейские пастухи и которая символизирует пастырство) и епитрахиль (сдвоенную длинную ленту, знак потоков благодати Божией). Диакон носит стихарь (длинное облачение с широкими рукавами, подобное хитону Христа) и орарь (длинную ленту, расшитую крестами, которая символизирует поток молитвы). В стихарь облачаются и церковнослужители.

В пpавославном богослужении за двадцать веков откpисталлизовались духовный опыт, pелигиозные чувства и хpистианская мысль Египта и Гpеции, Сиpии и Палестины, Сеpбии и Болгаpии, Западной Евpопы и Руси. Если понимать слова богослужения, можно, даже не читая специальных книг, стать богословски обpазованным человеком. Так, кстати, и пpоисходило подчас в Дpевней Руси, где негpамотные кpестьяне, часто молившиеся в хpаме, буквально наводняли фольклоp библейской и цеpковной мудpостью.

Пpавославное богослужение не случайно называют синтезом искусств. Вдохновенные литуpгические тексты, составленные святыми отцами и дpугими пpосвещенными гимнотвоpцами, — лишь часть хpамового действа. Оно включает в себя и цеpковную музыкальную культуpу, котоpая постоянно pазвивается с течением веков;

и иконопись, памятники котоpой известны как совеpшеннейшие твоpения человеческих pук; и хpамовую аpхитектуpу, выделяющуяся сpеди всех напpавлений зодчества своим стpемлением обpатить сеpдца людей к pазмышлению о высшей pеальности; и искусство пpоповеди, пpизванное пpиблизить к людям те истины, что они узнают из чтений Священного Писания и из богослужебных текстов.

— Отец Андрей, ваши и до того непростые отношения с церковным руководством перешли, похоже, на новый уровень. Как долго продлятся прописанные вам «исправительные работы»?

— Поскольку для священнослужителей не существует никакого трудового или исправительного кодекса, срок в принципе может быть любым. Но пока сказано: Сорокоуст, сорок литургий.

— Поскольку я не большой знаток церковных обычаев, то перед нашей встречей заглянул во всезнающую, хотя порой и ошибающуюся, Википедию. И там сказано, что «в настоящее время в православии епитимья налагается редко, и в основном на тех, кто упорствует в каком-то грехе». Верная трактовка?

— Верная. Никто, правда, мне не объяснил, в чем я должен каяться. Никакой указивки я на руки не получил. Просто позвонил телефон, и голос, похожий на голос епископа, сообщил, что я должен прибыть в Новоспасский монастырь.

— Но свое объяснение этому, своя версия у вас наверняка имеется…

— Да, общие причины мне более-менее понятны. Очевидно, что это наказание за мою публицистическую деятельность. Когда в 2014 году меня увольняли из Московской духовной академии, формулировка была: «За эпатажные высказывания в Интернете и масс-медиа». Хотя можно вспомнить немало церковных деятелей, которые высказывались гораздо более эпатажно.

— Некоторых из этих деятелей тоже уволили. Например, вашего заклятого оппонента Всеволода Чаплина, лишившегося поста руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Кстати, в связи с этим возникла версия, согласно которой церковное руководство избавляется от любых крайностей — что на либеральном, что на консервативном фланге. Правильно такое видение ситуации?

— Нет. Когда меня называют либералом, я всегда спрашиваю: по каким критериям вы меня к ним причисляете? По меркам, скажем, Западной Европы я ужасный мракобес. В РПЦ есть священники, которые куда более либеральны, чем я. И есть более правые, чем Чаплин. И все они высказываются без негативных для себя последствий. Так что нет, дело не в принадлежности к какому-то политическому лагерю. Думаю, дело в эмоциональной сиюминутной реакции патриарха. В моем случае, убежден, это была реакция на текст, размещенный в моем блоге в конце декабря 2013 года. Поясню, что когда я начал писать о проблеме педофилии среди церковных иерархов, у многих церковных людей это вызвало настоящий взрыв мозга. Они не могли поверить, что такое может быть.

И тут мне приходит письмо от одного пожилого человека, не скрывающего, что он является гомосексуалистом. Этот человек писал, что ему непонятно, почему патриарх Кирилл, умнейший человек, настроен против геев, ведь его учитель, митрополит Никодим Ротов, был из «наших». Все мы, мол, знаем, что Ротов входил в «нашу» ленинградскую тусовку. Вообще это было очень интересное письмо, неординарное, человеческое. И я как человек с историческим вкусом счел, что нельзя такой текст выбрасывать на помойку. И опубликовал его.

Именно это — упоминание Никодима в таком контексте — вызвало тогда гнев патриарха. Люди из патриархии мне говорили, что это сорвало его планы по канонизации Никодима. Все уже было готово для причисления патриаршего наставника к лику святых, но эта публикация оживила старые церковные слухи. А репутация у митрополита в годы его служения, в 60–70-е, и в самом деле была настолько определенной, что в церковной среде возник «мем»: никодимов грех.

— Можно предположить, что нынешнее наказание связано с последними вашими усилиями в том же направлении — со скандалом, разразившимся после того, как вы предали огласке информацию о случаях педофилии в Тобольской семинарии…

— Нет, не думаю, что дело в этом. Разговоры о том, что что-то такое для меня готовится, пошли еще зимой, до тобольского скандала.

— Ходили слухи, что вас собираются вовсе лишить сана.

— Не могу исключить наличия у патриархии таких планов. Вполне вероятно, сценарий был таков: отправим Кураева в монастырь, он откажется, и это будет каноническим поводом для того, чтобы лишить его сана. Но я решил не давать такого красивого повода.

— Известно, что тобольским скандалом занимается Следственный комитет. Как далеко продвинулось следствие?

— Не могу сказать. Знаю только, что процессуальные действия начались в середине апреля, после того, как в Тюменское управление Следственного комитета пришло письмо, аналогичное тому, которое опубликовано у меня. Я тоже не так давно давал показания по этому делу — меня приглашали в московский офис СКР. Кое-чем я поделился со следователями, передал им некоторые материалы.

— Сверх того, что опубликовано в вашем блоге?

— Да.

— Процитирую пресс-службу Тобольской митрополии: «За 26 лет через тобольские духовные школы прошли более 1600 учащихся, и, конечно, могут найтись недоброжелатели из числа не вписавшихся в регламент учебных заведений, которые могли бы подобным образом попытаться как-то навредить и школе, и ее руководству». А вы сами уверены на сто процентов, что это не клевета, вызванная какими-то сугубо личными мотивами?

— В отношении по крайней мере одного свидетельства уверен на сто процентов. Потому что этот человек не находится в конфликте ни с патриархией, ни с епархией. Более того, у него есть основания по жизни быть благодарным Димитрию Капалину (митрополит Тобольский и Тюменский, главный фигурант сексуального скандала. — «МК»). Кстати, процитированное вами заявление производит довольно странное впечатление. Епархиальные чиновники как бы заранее стелют себе соломку. Они не говорят, что свидетелей нет и быть не может. Они говорят, что бывают разные люди, и некоторые могут мстить. Значит, предполагают, что свидетели и пострадавшие есть. Вторая интересная деталь: по словам пресс-секретаря митрополии, решение, подавать или нет на Кураева в суд, будет зависеть от результатов следственных действий. То есть они не верят тем картам, которые у них на руках. Боятся, что у Кураева все же есть прикуп…

— А у Кураева есть прикуп?

— Ну, как я уже сказал, я опубликовал не все, что мне известно.

— Ваша борьба с сексуальными девиациями в церковных рядах и с тем, что вы впоследствии назвали «гомосексуальным лобби в РПЦ», длится уже несколько лет. Можно подвести какие-то итоги? Что удалось, в чем вы потерпели неудачу? Изменилось ли что-то за эти годы?

— Ну, что изменилось… Первое: судя по полушутливым жалобам, которые я слышу от епископов, жить им стало сложнее. «Народ, — говорят, — на нас косится и нас подозревает». И это хорошо. Если клирик ни к чему такому не причастен, подозрения ему нисколько не вредят и не ограничивают его жизнь и деятельность. Если же какая-то причастность есть — пусть даже на уровне снов и мечтаний, — оно сдерживает его активность в этом направлении. И тем самым судьбы каких-то молодых людей сберегаются в чистоте. Второй плюс — то, что молодые люди и их семьи тоже предупреждены и поэтому не всем улыбкам и не всем подаркам верят. Третье — снято табу на разговор на эту тему. Пока проблема табуируется, пока о ней нельзя даже говорить, она и не может быть решена. Все это уже неплохой результат.

Никакого эпического финала эта история, понятно, не получила: всерьез никто не наказан, не изгнан. Но я и не ждал чисток. Я рассчитывал всего лишь на карьерный стоп-кран. Достаточно не продвигать по карьерной лестнице тех людей, в отношении которых имеются соответствующие подозрения. В конце концов, это ведь не относится к числу общечеловеческих прав — быть епископом. Должны быть определенные запреты на профессию. Особенно внимательно надо присматриваться к тем клирикам, которые проявляют интерес к молодежной и детской работе. Ничего этого, к сожалению, нет. Реакция скорее даже обратна ожидаемой: мощным потоком на повышение идут люди с репутацией не то сомнительной, не то несомненной.

— По версии исследователя Николая Митрохина, гомосексуализм в церкви — это не отклонение от нормы, а, собственно, сама норма: «На практике для гомосексуалов РПЦ — это довольно открытый и дружелюбный мир». Молодой человек с нестандартной ориентацией, отвергаемый сверстниками, «находит теплый прием в храме» и быстро начинает делать здесь карьеру. Как вам такой взгляд?

— Правда тут в том, что в Средние века и Новое время монастыри как католиков, так и православных были настоящим убежищем для гомосексуалистов. Тогда были приняты ранние браки, и безбрачный человек в миру был слишком странен. Монастырь давал таким людям укрытие: сделай вид, что любишь Христа, уйди в монастырь, и там ты сможешь встретить себе подобных. Церковь предлагала гомосексуалистам отказаться от того, что для них не имело ценности, — гетеросексуального брака, а взамен предоставляла уважаемый образ жизни, доступ к деньгам и карьере. Что еще надо?..

— Получается, что вы и впрямь подрываете устои.

— Одно дело — дать человеку убежище, и совсем другое — власть над собой. Это, согласитесь, не одно и то же. Хочу подчеркнуть, что с точки зрения современного права домогательство начальствующего лица к подчиненному — это преступление независимо от пола и возраста жертвы. Они могут быть ровесниками, подчиненный может быть даже старше своего начальника, но использование власти для удовлетворения своей похоти — преступление в любом случае.

— В фокусе вашего внимания находятся, однако, не только случаи, выходящие за рамки закона, но и содомский грех как таковой, с точки зрения светской морали и светского права нынче вполне допустимый. Как говорил классик, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Может быть, вы все-таки чересчур строги к коллегам по корпорации?

— Что мешает этим людям создать свою педерастическую церковь? Пусть создают. Пусть у них будет своя паства, будут встречи убежденных и по-своему честных людей. А я со своей стороны обещаю не рисовать никаких гадостей на стенах их собраний. Я за свободу совести, но мне не нравится ложь. Конечно, никто не бывает ежеминутно правдив. Но не надо делать ложь системой и ключом к карьерному лифту.

— Епископ Тихон Шевкунов, называя вас своим другом и признавая наличие той проблемы, по поводу который вы бьете в набат, тем не менее категорически не согласен с избранными вами методами. По его словам, вам следовало не писать в блогах, а обратиться к патриарху, попытаться встретиться с ним. Что вы могли бы возразить на это? Вы писали Кириллу, пытались с ним встретиться, объясниться?

— Начнем с того, что патриарх очень надежно изолирован от тех, с кем он не желает встречаться. Когда он однажды в престольный праздник приехал служить в мой храм (храм Архангела Михаила в Тропареве, Москва. — «МК»), было категорическое требование протокола: меня там быть не должно. Так что к патриарху не прорваться. Второе: если Святейший захочет встретиться со мной, формально или неформально, проблем нет — один звонок, и я, естественно, явлюсь туда, куда скажут. Третье: я более-менее представляю, что могу услышать от патриарха, а он представляет, что может услышать от меня.

Если кто-то думает, что я скажу: «Ваше Святейшество, я знаю, как спасти Русскую церковь, дайте мне пять минут», — то он сильно ошибается. Я не настолько сумасшедший, у меня нет никакой идеи-фикс. И нет никаких тайных планов: что думаю, то и пишу. По моей информации, патриарх и сам читает мой блог, и регулярно получает доклады о моих «эпатажных» заявлениях. Кроме того, убежден, что о жизни своих епископов он знает намного больше, чем я. Мне известно, на стол ему кладут в том числе и видеозаписи некоторых развлечений.

— Людей, похожих…

— Людей, похожих на епископов. Поэтому повторяю: ничего неизвестного патриарху про его «гвардейцев» я сообщить не могу.

— А ведь в момент избрания Кирилла вы считались членом его команды. Какая кошка пробежала между вами? Можно припомнить какую-то ситуацию, какой-то момент истины, после которого ваши пути стали расходиться?

— Они на самом деле никогда не сливались. Действительно, после смерти патриарха Алексия я опубликовал большую статью, где объяснял, почему считаю избрание Кирилла лучшим для нашей церкви исходом патриарших выборов. Вскоре после этого Кирилл, тогда еще митрополит, захотел встретиться со мной. Он начал беседу с фразы: «Отец Андрей, я благодарю вас за то, что вы меня защищаете». Я: «Владыка, я не вас защищаю. Защищая вас, я просто защищаю себя. Потому что при иных раскладах та миссионерская работа, которой я живу, скорее всего, окажется прикрытой». После секундной паузы местоблюститель отреагировал: «Это единственно правильная позиция». На участие в дележе портфелей я тогда совсем не рассчитывал, и мои ожидания вполне оправдались. Более того, вскоре после избрания Кирилла меня отправили в длительную командировку в Абхазию. Знающие люди сказали мне, что это форма вежливой ссылки.

— А за что ссылка? Ваши слова обидели Кирилла?

— Нет-нет. Дело не в обиде. Просто патриарху нужны люди, которых он, образно говоря, вскормил своей грудью. А я слишком взрослый. Он понял, что меня поздно «усыновлять». Что же касается моего разочарования в Кирилле как в патриархе, то могу даже назвать точную дату, когда это произошло: 23 мая 2009 года. На этот день, к моей радости, была анонсирована первая в истории встреча патриарха со светской молодежью. Первым шоком стало оцепление вокруг спорткомплекса «Измайлово», где проходила встреча. Пройти можно было только по пригласительному, которого у меня не было. В конце концов, проходившие потоком ребята меня чуть ли не силой протолкнули. Сказали охранникам: «Вы что, не понимаете, это же Андрей Кураев!» Но большой группе людей, прихожан, которые тоже хотели увидеть своего нового пастыря вблизи, попасть внутрь так и не удалось.

Второй шок — состав участников встречи. Огромный зал был набит не православной молодежью, а согнанными по разнарядке студентами вузов, в первую очередь — расположенного поблизости Университета физкультуры и спорта. То есть тех, кому был интересен патриарх, не пустили, а тех, кому неинтересен, — пригнали. Далее: выяснилось, что никакой «самодеятельности» не будет. Список вопросов составлен заранее, заранее распределены роли — кто когда к какому микрофону подходит и какую реплику озвучивает. Мне все это было непонятно. Я знал нового патриарха как умного человека, способного на импровизацию и живой диалог. Но у меня сложилось впечатление, что он боится разговора с паствой. И, значит, при его правлении диалога с обществом не будет. А это плохо: один человек, каким бы умным он ни был, такую ношу не потянет. В общем, я был тогда сильно разочарован. Надежды, которые я возлагал на патриаршество Кирилла, рухнули.

— Та публикация в вашем блоге, в которой говорилось о нетрадиционной сексуальной ориентации духовного учителя патриарха и которая, как вы говорите, стала причиной вашего увольнения из духовной академии, была воспринята некоторыми как намек на то, что яблоко от яблони упало недалеко, что патриарх — тоже из «этих». Вы сами тогда решительно отвергли такую интерпретацию. Сегодня вы придерживаетесь той же точки зрения?

— Да, той же. Но «голубое» лобби в церкви — это не только гомосексуалисты. Это и те «нормальные» иерархи, которые знают правду и, несмотря на это, поддерживают статус-кво. Или даже усугубляют течение болезни. Они прячут под сукно жалобы, гасят расследования, дают хорошие рекомендации и просто забывают про церковные законы в «неудобных случаях». Ложно понятое «спокойствие» они понимают как высшее церковное благо. Поскольку юность патриарха прошла в никодимовском кружке, полагаю, ему хорошо известны особенности поведения людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Оттого, видимо, такие люди не вызывают у него брезгливости.

— То есть во главе «голубого» лобби стоит…

— У нас в церкви только один человек решает, кто станет епископом, а кто нет. И при этом я вижу, что люди с отчетливым «голубым» шлейфом косяком взлетают ввысь. Даже те, кто был подстрелен при Алексии, вновь встают на крыло. Простите, но нужно быть совсем уж лицемерным идиотом, чтобы сказать: «Нет-нет, патриарх к этому не имеет отношения». Это его решения, его выбор. Однажды мне сказали так: «Отец Андрей, пойми, ты поставил патриарха перед выбором: один заштатный протодиакон или сорок гомоепископов? Если он их выгонит, они организуют альтернативную церковь, а это раскол. История Кириллу этого не простит. Поэтому он выбрал их». Но не думаю, что это исчерпывающее объяснение. Главную роль, на мой взгляд, играет то обстоятельство, что такими людьми значительно проще управлять. Когда на человека имеется компромат, любую попытку сопротивления легко подавить. Достаточно сказать: «Ты что, забыл про свои приключения?..»

— Тема «голубого» лобби, надо заметить, далеко не единственный повод для ваших разногласий с церковным руководством…

— «Голубая» тема — это не то, что меня вдохновляет и представляет для меня большой интерес. Публикации об этом я считаю своей, если хотите, общественной нагрузкой. И даже миссионерством. Ведь мало прийти в церковь — надо уметь выжить в ней, остаться. А розовые очки имеют привычку разбиваться стеклами внутрь, раня глаза. Я же говорю: можно оставаться в церкви даже после того, как ее лубочный имидж полинял. И никому нельзя сдавать свою совесть и голову на безответственное хранение. Люди, смотрите сами. У вас есть свои глаза, своя голова на плечах. Попробуйте не только умиляться. Не будете очарованы — избежите разочарования.

Но сегодня меня занимают более важные вопросы. Что такое, скажем, Нагорная проповедь Христа: красивые слова, годные лишь на то, чтобы заключить их в рамочку и повесить на стенку, или указание, как должны жить христиане? Как поступать с обидевшими вас? На мой взгляд, церковное руководство, начиная с истории с Pussy Riot, дает на этот счет ясное указание: надо мстить и давить. Моя позиция тоже известна. Кстати, Берл Лазар, главный раввин России, недавно чуть ли не буквально меня процитировал. Его спросили, что бы он сделал, если бы к нему в синагогу заскочили Pussy Riot и начали танцевать. Он ответил, что сводил бы их в столовую, угостил гефилте-фиш и поговорил с ними. Я, если помните, говорил пять лет назад, что накормил бы этих девах блинами. Почему эту нормальную христианскую реакцию я слышу из уст главного раввина, а не из уст главного попа? Именно это оскорбляет меня, мои религиозные чувства.

Еще один важный вопрос, тоже богословского уровня: что такое церковь? Мы раз за разом видим, как это понятие отождествляется с узким кругом высших церковных чиновников. То есть церковь — это члены Синода? Но в семинарии меня учили иначе. Отождествлять мнение церкви и мнение патриарха — это, простите, больше, чем папизм. Вы заметили, кстати, как мало стало священников на наших телевизионных ток-шоу? Их там сегодня практически нет, потому что весной 2012 года, во время трапезы после службы в храме Христа Спасителя, патриарх заявил, что священникам не стоит появляться на ток-шоу. Это, мол, не наш формат.

Журналисты бросились ко мне: «Отец Андрей, вы не будете больше ходить на ток-шоу?» Я взял паузу и позвонил одному знакомому католическому священнику: «Поясните, если папа на каком-то обеде скажет, что священники, по его мнению, должны делать то-то и то-то или, напротив, чего-то не делать, это будет обязательным к исполнению для католического клира?» Его ответ был: «Конечно, нет! Это просто частное мнение частного лица».

— А как же догмат о непогрешимости папы?

— Догмат о непогрешимости на самом деле является ограничителем папского произвола. Папское мнение авторитетно лишь при двух условиях: если он говорит о проблемах веры и морали и если говорит ex cathedra, в официальной форме. За весь XX век такое было лишь дважды. Заобеденные размышления папы о телевидении, политике, спорте и тому подобных вещах — не более чем его личная точка зрения. В общем, как говорит один мой знакомый католик: «Опасайтесь несертифицированного папизма!» А у нас сегодня этот «несертифицированный папизм», на мой взгляд, цветет и пахнет. И я считаю, что это мое церковное послушание, послушание Церкви Христовой: пищать, что я с этим не согласен. На такую мутацию моей родной церкви я не подписывался, принимая в ней крещение 35 лет назад…

— Трудно найти сегодня тему, где ваши взгляды совпадали бы с позицией патриархии. Дело Pussy Riot и дело «ловца покемонов» Соколовского, передача Исаакиевского собора и запрещение «Свидетелей Иеговы» — во всех этих и многих случаях вы резко критикуете политику патриарха и, соответственно, то, как она меняет лицо РПЦ. Как бы вы сами, кстати, определили характер этой трансформации? Что происходит с Русской православной церковью?

— Церковь — многомиллионный организм, и в ней одновременно много чего происходит. И доброго, и печального. Но если говорить конкретно о церковном аппарате, то тут диагноз требует латыни: ohuentus banalis. Упоение властью, деньгами, безнаказанностью, подмена реальности риторикой и отчетами.

— Тренд задается патриархом либо его, как говорится, играет свита?

— Еще несколько лет назад я спрашивал людей, близких к патриарху: «Скажите, а остался ли еще в его окружении человек, который может сказать три страшных слова: нет, Ваше Святейшество?» Мне ответили: «Нет, таких людей уже не осталось». Но система без дискуссии и без обратной связи — это, мягко говоря, рискованный проект.

— Помнится, Всеволод Чаплин после своего увольнения предрек скорую смену власти в патриархии: долго, мол, Кирилл не продержится. У вас другие предчувствия?

— Конечно, усталость духовенства, в том числе и высшего, от патриарха Кирилла очень высока. Особенно у тех, кто находится рядом с ним. Я смотрю со стороны, совсем со стороны, — и все равно порой, что называется, офигеваю. Но, я считаю, у смены власти в патриархии может быть лишь одна причина — желание Владимира Владимировича Путина. В самой церкви нет реальных механизмов, которые могли к этому привести. Точнее, механизмы есть, но они могут быть приведены в действие лишь извне, из Кремля. А это такие сферы, которые для меня непрозрачны. Впрочем, могу сказать: если это произойдет, то причина не будет тайной. Это может случиться в тот момент, когда (и если) приближенные к первому лицу государства социологи сообщат ему, что имидж патриарха тянет вниз и личный рейтинг президента. В этом случае, думаю, меры будут приняты незамедлительно.

— Неужели «вертикали» насколько срослись, что светская власть может вот так запросто сменить церковную?

— Как говорит в таких случаях сам патриарх, «это дело одного ужина». Речь, упаси Бог, не идет об отравлении или чем-то подобном. Просто если Путин сделает ему соответствующее предложение, он не сможет от него отказаться и послушно скажет: «Я устал, я ухожу». Кстати, из разных уст и уже не первый год я слышу, что у президента нет особой любви к патриарху. Личные отношения прохладны. Но в делах сегодня это не проявляется. Кроме, может быть, случая с Исаакием. Некоторые мои компетентные собеседники говорят, что эта история — как и история с «пуськами» — специально раскручивается провластными политтехнологами, чтобы канализировать протест, отвести его в сторону от главной «плотины». Ну и заодно показать, кто в доме хозяин: в стране должен быть лишь один национальный лидер — второй не нужен.

— Задумывались ли вы когда-нибудь о «смене юрисдикции» — переходе в другую церковь или даже иную конфессию?

— Мне неоднократно приходили предложения «сменить прописку». Но нет, не дождетесь. Я не мальчик, чтобы верить в синюю птицу, в то, что где-то существует чистое небесное православие, в котором нет наших проблем. Это не так. Все, как говорится, украдено до нас. Все буратинки выструганы из кривой осинки.

— Надеетесь, что что-то изменится здесь?

— Бог есть, а значит, есть и право на надежду. Но понятно, что произойдет это не при нынешнем патриархе. Когда меня спрашивают, что буду делать, если меня лишат сана, я отвечаю, что запишусь в фитнес-клуб. Чтобы дожить до следующего патриарха и подать апелляцию.

— Времена нынче горячие, отец Андрей. Тех, кто плывет против течения, нынче сплошь и рядом метят зеленкой, и это еще, пожалуй, самый гуманный вариант расплаты за «непослушание». А для вас актуальна сегодня тема безопасности?

— Угрозы я слышу часто. Ко мне в блог постоянно заходят люди, которые делятся своими мечтами о том, как бы они хотели «начистить мне морду» или устроить что-то посерьезнее. А какое-то время назад знакомые фээсбэшники сообщили мне, что я уже настолько достал некоторых товарищей из гей-лобби, что они готовы сброситься и нанять киллера. Речь идет не о самих гомоепископах, а о людях второго плана, которые к этим иерархам приближены. Они тоже желают возвышения, но считают, что мои публикации повредили их карьере и что я должен за это понести наказание.

— Ну и какие мысли у вас рождает эта информация?

— Я в Бога верю.

— Делай, что должно, и будь, что будет?..

— Знаете, в последнее время я часто вспоминаю анекдот из жизни Рублевки. Представьте себе Рублевское шоссе: дорогущие новые дома, чередующиеся с хибарами старых жителей, которых еще не успели оттуда выгнать… И одна бабушка-старожилка пробует перейти дорогу. Это ей, увы, не удается: старушку сбивает какой-то крутой «Мерседес». Ну а дальше начинается «гармошка»: в «Мерседес» врезается «Ламборджини», в «Ламборджини» — «Мазерати», в «Мазерати» — «Феррари», в «Феррари» — «Роллс-Ройс»… Из «Роллс-Ройса» выходит новый русский, закуривает сигаретку, смотрит на эту груду искореженного дорогущего железа и говорит: «Да, красиво бабка ушла…»

— Сомнительная вообще-то красота… Довольно многие наши сограждане, испытывающие проблемы с безопасностью, решают их путем уезда из страны. Например, в ту же любимую вами Прагу. Не рассматриваете такой вариант?

— Нет, не рассматриваю. Мне очень дороги слова Евтушенко: «Дай Бог поменьше рваных ран, когда идет большая драка. Дай Бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако…» Мы подошли, между прочим, к теме моей мечты. Моя мечта — собрать и издать антологию «Молитвы советских атеистов».

— Отразился ли, кстати, ваш конфликт с патриархией на вашей писательской деятельности? Книги издаются?

— Книги издаются, но уже не церковными издательствами. Ничего страшного: спрос есть. Важно понимать, что у меня нет личной обиды на патриарха, мне он ничем не навредил. Я это уже говорил и повторю вновь: патриарх три года назад сделал мне роскошный подарок — подарил свободу. Свободу совести. Не говоря уже о свободном времени. За вычетом, правда, этого Сорокоуста. За церковь, да, очень обидно. Обидно за то, что мы общими усилиями сделали с Евангелием. Как писал Губерман, «есть люди, их ужасно много, чьи жизни преданы тому, чтоб обосрать идею Бога своим служением Ему».

Один из авторов XIX века — кажется, Кьеркегор — сказал очень верную мысль: в прошлые столетья христианство бывало разным — бывало любящим, бывало героическим, бывало гонящим, бывало страшным. Но только нашему времени удалось сделать христианство скучным. Я не хочу солидаризоваться со скукой.

— Да, без вас Русская православная церковь была бы, конечно, намного более скучной.

— Поэтому и говорю: именно в своем «колючем» статусе я нужен официальной церкви. По-хорошему патриархия вообще должна приставить ко мне охрану и сдувать пылинки. В каком-то смысле я сегодня — их ходячая реклама. Потому что в ответ на умножающиеся обвинения в том, что патриархия деградировала до уровня тоталитарной секты, можно показать на меня пальцем и сказать: «Да вы что? Вон Кураев — он себе такое позволяет… Но патриарх его не трогает!»

7 Таинств Христианства

Православные таинства
В православном христианстве существует 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), елеосвящение (соборование), таинство брака и таинство священства.

Крещение

Это первое из таинств, оно знаменует собой вступление верующего в мир христианства, присоединение к церкви Христа. Его установление по Евангелиям началось с крещения (очистительного погружения в воду), совершаемого Иоанном Предтечей. Начало традиции христианского крещения было положено словами Иисуса Христа: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16).

Миропомазание

По канонам Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Покаяние или исповедь

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.

Евхаристия или причащение

Главное христианское таинство. В завершающей части литургии верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Принимая Святые Дары, христианин соединяется с самим Христом и делается сопричастным Его церкви.

Таинство елеосвящения или соборование

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Точнее это Таинство раскрывается в Послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таинство брака

Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Таинство священства

Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа. Это Таинство называется также рукоположением, или хиротонией.

Почему храм называется домом Божиим? Какие в нем совершаются Таинства? Что происходит на Литургии? Кто такие священно- и церковнослужители, которые совершают церковные службы? Ответы на эти вопросы читателю дают известные богословы и священники: епископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский), протоиерей Иоанн Бухарев, Д. И. Протопопов.

Эта книга с объяснением церковного Богослужения и Таинств дает основные знания, необходимые православному христианину. Она пополнит знания о Православной Церкви и людям уже воцерковленным, и новоначальным, тем, кто только сегодня переступил порог храма.

Содержание книги: Тайны церковного Богослужения. Владимир Зоберн.

Глава 1. О храме, или церкви

Глава 2. О священно- и церковнослужителях

Глава 3. О священных одеждах, или облачениях

Глава 4. Особенные предметы, употребляемые при архиерейском служении

Глава 5. Одежды святого престола, жертвенника и Святых Даров

Глава 6. О священных сосудах и принадлежностях, используемых при совершении Литургии

Глава 7. О веществах, необходимых для совершения Литургии и других церковных служб

Глава 8. Действия, совершаемые при богослужении

Глава 9. О церковных службах

Глава 10. Объяснение всенощной

Вечерня

Ектенья

Великая ектенья

Малая ектенья

Сугубая ектенья

Просительная ектенья

Утреня

Великое славословие

Глава 11. О Литургии

Предварительные понятия

Проскомидия

Литургия оглашенных

Заупокойная ектенья

Ектенья об оглашенных

Литургия верных

Перенесение Даров

Приготовление верных к совершению Таинства

Совершение Таинства, или освящение Даров

Приготовление верных к Причащению и само

Причащение

Благодарение за Причащение и отпуст

Литургии святых Василия Великого, Григория

Двоеслова, Иоанна Златоуста

Об особенностях великопостного богослужения

Глава 12. Объяснение последований Таинств и треб

Последование Таинства Крещения

Последование Таинства Миропомазания

Последование Таинства Причащения

Последование Таинства Покаяния, или Исповеди

Последование Таинства Священства

Последование Таинства Брака, или Венчания

Последование Таинства Елеосвящения, или

Соборования

Последование освящения храма

Последование погребения, или отпевания, усопших

Поминовение усопших

Последование водоосвящения

Последование молебна

Акафист

Литература

Параметры книги: Тайны церковного Богослужения.

Размер книги: 13,5 см * 20,5 см * 2,0 см

Количество страниц: 234

Переплет: твердый

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 250 гр.

Тираж: 2000 экз.

Год издания: 2018 год.

Издательство: РИПОЛ классик

Предлагаем купить книгу «Тайны церковного Богослужения.» в православном интерент магазине Псалом.ру

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

О Таинстве Крещения на сайте «Фомы»

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»

Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

О Таинстве Евхаристии на сайте «Фомы»

Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

О Таинстве Исповеди на сайте «Фомы»

Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

О Таинстве Елеосвящения на сайте «Фомы»

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

О Таинстве Священства на сайте «Фомы»

Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

О Таинстве Венчания на сайте «Фомы»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *