Тайная вечеря

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Тайная вечеря»
Картина написана: 1495—1498 г.
Фреска.
Размер: 460 × 880 см

Она – гениальна, она – великолепна, ее автор – человек, на столетия опередивший свое время. Она – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тема картины знакома каждому, кто хоть раз читал Библию или просто знаком с ней. Иисус Христос собрал 12 апостолов и объявил о том, что один из них предаст его. Христиане, как известно, переживали в те годы не лучшие времена – их преследовали и распинали на крестах.

Сказать о том, что эта картина проста и написана сочетанием неярких серых красок и ярких одежд апостолов – недостаточно. «Тайная вечеря» – загадка, тревожащая многие умы. Все начинается с того, кто все-таки изображен на фреске, заказанной герцогом Сфорца для церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Надписи на копии в Лугано гласят, что если рассматривать ее слева направо, то вы увидите изображения Варфоломея, Якова-младшего, Андрея, Иуды, Петра, Иоанна, Фомы, Якова-старшего, Филиппа, Матфея, Фаддея и Симона Зелота.

Дальше начинаются загадки и домыслы. Первая из них – кто сидит по правую руку от Христа – Иоанн или женщина? Причем, если Сын Божий написан в ярко-красном одеянии, то его ученик одет в нежные тона. Такая контрастность олицетворяет извечный антагонизм мужского и женского начал. Интересно, что пространство между Иоанном и Иисусом имеет форму клина, а сами фигуры стилизованы под литеру М. Искусствоведы и историки считают, что это более чем прямой намек на связь Христа с Марией Магдалиной, а символ V всегда означал женское начало.

Еще один момент, о котором ведутся бесчисленные споры – наличие на картине руки, держащей нож, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей.

Почему Фома поднимает палец? И Фома ли это? Исследователи пишут о том, что это – Иоанн Креститель. Но вот в чем вопрос – как мог оказаться на тайной вечере человек, чью голову преподнесли Ироду на блюде после танца Саломеи? Еще одна загадка «Тайной вечери» – личность апостола Фаддея, который никто иной, как сам да Винчи.

Примечательно, что все доводы и выводы по поводу творчества гениального да Винчи основаны на том, что он совершал грандиозные открытия и любил придавать мужчинам женственные очертания. Если посмотреть на Иоанна Крестителя, точнее на Фаддея, то еще Фрейд замечал, что очень уж этот святой напоминает альбиноса без волос.

Если присмотреться к столу, за которым сидит Христос с 12 апостолами, то вы увидите на нем вино и хлеб – обязательные элементы сегодняшнего католического причастия –по этой причине многие искусствоведы ставят картину на уровень иконы.

Идеальное расстояние для разглядывания фрески – 30 футов, а перспективы основаны на «божественной пропорции» (идеальные пропорции человеческого тела), которая проявилась в витрувианском человеке. Если пристально рассматривать картину, то в центре ее вы увидите Христа с разведенными руками, лежащими на столе – он образует треугольник, центральной точкой которого является арка, откуда льется свет.

«Тайная вечеря» наполнена глубоким психологизмом, потрясающим знанием человеческих характеров, которые можно рассматривать в контексте образов апостолов. «Один из вас предаст меня» – это одинаковая фраза для всех, но реакция на нее для каждого из последователей Иисуса разная, она отражается в первую очередь, в жестах фигур.

Начать следует с Иуды Искариота. Все, кто рисовал его до Леонардо утверждали одно – этот человек является злодеем. Он должен быть расположен поодаль от всех остальных и стать изгоем. Да Винчи эту традицию сломал. Объединив его с остальными учениками, он все же наполнил образ Иуды «сигналами» – предательские серебрянники в мешке и рассыпанная соль, которая означает угрозу.

Слова Христа докатились и до остальных участников тайной вечери – сидящие по левую руку люди объединены единым порывом. Филипп недоуменно смотрит на своего учителя – его слова вызвали у юноши шок, Яков-старший может лишь развести руками, а рука Фомы поднята вверх – он в очередной раз не верит.

Противоположные этой группе фигуры отделены от Иисуса небольшим расстоянием, но новость произвела впечатление и на них. Уродливый профиль предателя Иуды контрастирует с чистым ликом учителя и с прекрасным лицом женственного Иоанна (Марии Магдалены?). Петр шепчет на ему на ухо, чтобы тот узнал, кто предатель и хватается за меч, стремясь защитить Христа.

Головы трех остальных апостолов повернуты к Иисусу в немом вопрошании. Матфей вытянул руки к учителю, а голова его повернута к Фаддею, мужчине в возрасте, который, как надеется апостол, может дать хоть какое-то объяснение происходящему. Недоуменный жест Фаддея так же говорит о том, что слова Христа он слышит в первый раз. Крайние фигуры по обе стороны стола замыкают композиции фрески и, кажется, останавливают движение.

«Тайную вечерю» читают самым завершенным и самым популярным произведением да Винчи после «Джоконды». При этом, фреска не детализирована, не декорирована, она проста как сама жизнь. Фигуру Христа – символа самопожертвования во имя других апостолы окружают так, чтобы подчеркнуть ее значимость и величие. Леонардо разбивает всех персонажей на отдельные группы, подчеркивая пластику их движений. Примечательно, что небольшой стол практически пуст – это лишь заставляет смотреть только на образы апостолов людей всего мира на протяжении веков.

… Один из постеров рекламной кампании Remember+ Milan изображает собак в нарядах апостолов и Христа, только Иуда оставлен человеком. Надпись через весь баннер вещает: One of you betrays us. Общестова по защите окружающей среды так хотели показать жестокость людей, бросивших бездомных животных.

… После «Кода да Винчи» заговорили о том, что в произведениях Леонардо сокрыты тайные символы. Причем, все больше говорят об этом искусствоведы. Кажется, что гений словно смеется над недалекими людьми своей эпохи, рисуя женоподобного Иоанна или загадочную Лизу Герардини. Что же на самом деле скрывал Леонардо – еще предстоит узнать.

«Тайная вечеря», безусловно, одно из самых таинственных произведений гениального Леонардо да Винчи, с которым по количеству слухов и домыслов может соперничать только его же «Джоконда».

После же публикации романа «Код да Винчи» к фреске, украшающей трапезную миланского доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie), приковано внимание не только исследователей истории искусств, но и любителей всевозможных теорий заговора. В сегодняшней статье, я постараюсь ответить на самые популярные вопросы, касающиеся «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

1. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО?

Удивительно, но «Тайная вечеря» только в русской версии имеет такое название, в языках других стран и библейское событие, изображенное на фреске Леонардо, и сама фреска носит гораздо менее поэтичное, но очень ёмкое название «Последний ужин», то есть, Ultima Cena по-итальянски или The Last Supper по-английски. В принципе, название более точно отражает суть происходящего на настенной росписи, ведь перед нами не тайное собрание заговорщиков, а последний ужин Христа с апостолами. Второе название фрески на итальянском — Il Cenacolo, что переводится просто, как «трапезная».

2. КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ НАПИСАНИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ»?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно внести определенную ясность относительно того, по каким законам жил рынок искусства в пятнадцатом веке. Фактически свободного рынка искусства тогда не существовало, художники, а также скульпторы трудились только в том случае, если получали заказ от богатых и влиятельных семейств или же из Ватикана. Как известно, свою карьеру Леонардо да Винчи начал во Флоренции, многие считают, что покинуть город ему пришлось из-за обвинений в гомосексуализме, но, на самом деле, все было, скорее всего, куда более прозаично. Просто у Леонардо во Флоренции был очень сильный конкурент — Микеланджело, который пользовался огромным расположением Лоренцо Медичи Великолепного и забирал себе все самые интересные заказы. В Милан Леонардо прибыл по приглашению Людовико Сфорца и остался в Ломбардии на 17 лет.

На иллюстрации: Людовико Сфорца и Беатриче д’Эсте

Все эти годы да Винчи не только занимался искусством, но и конструировал свои знаменитые военные машины, прочные и легкие мосты и даже мельницы, а также являлся художественным руководителем массовых мероприятий. Например, именно Леонардо да Винчи был организатором свадьбы Бьянки Марии Сфорца (племянницы Людовико) с императором Максимилианом I из Инсбрука, ну и, конечно, он же устроил свадьбу самого Людовико Сфорца с юной Беатриче д’Эсте — одной из самых красивых принцесс итальянского Ренессанса. Беатриче д’Эсте была родом из богатой Феррары, а ее младший брат стал тем самым последним мужем Лукреции Борджиа. Принцесса была прекрасно образована, муж боготворил ее не только за удивительную красоту, но и за острый ум, а, кроме того, современники отмечали, что Беатриче была очень энергичной особой, она принимала активное участие в государственных делах и покровительствовала художникам.

На фото: Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie)

Считается, что идея украсить трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие росписью на тему последнего ужина Христа с апостолами принадлежит именно ей. Выбор Беатриче пал именно на этот доминиканский монастырь по одной простой причине — монастырская церковь была по меркам пятнадцатого века сооружением превосходящим фантазии людей того времени, так что и трапезная монастыря заслуживала того, чтобы ее украсила рука мастера. К сожалению, сама Беатриче д’Эсте фреску «Тайная вечеря» так и не увидела, она умерла в родах в совсем молодом возрасте, ей было всего лишь 22 года.

3. СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПИСАЛ «ТАЙНУЮ ВЕЧЕРЮ»?

Правильного ответа на этот вопрос не существует, принято считать, что работа над росписью была начата в 1495 году, шла с перерывами, а закончил Леонардо примерно в 1498 году, то есть, на следующий год после смерти Беатриче д’Эсте. Однако, поскольку архивы монастыря были уничтожены, точная дата начала работы над фреской неизвестна, можно лишь предполагать, что она никак не могла начаться до 1491 года, поскольку в этом году состоялось бракосочетание Беатриче и Людовико Сфорца, а, если ориентироваться на немногие документы, дошедшие до наших дней, то, судя по ним, роспись была на финальной стадии уже в 1497 году.

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ФРЕСКОЙ В СТРОГОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО ТЕРМИНА?

Нет, в строгом понимании — не является. Дело в том, что данный вид живописи подразумевает, что художник должен писать быстро, то есть, работать по влажной штукатурке и сразу на чистовик. Для Леонардо, который был очень дотошным и не признавал работу сразу набело, это было совершенно неприемлемо, поэтому да Винчи изобрел особый грунт из смолы, габса и мастики и писал «Тайную вечерю» по сухому. С одной стороны, он смог вносить в роспись многочисленные изменения, а с другой — именно из-за росписи на сухой поверхности полотно очень быстро начало разрушаться.

5. КАКОЙ МОМЕНТ ИЗОБРАЖЕН НА «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ» ЛЕОНАРДО?

Момент, когда Христос говорит о том, что один из учеников предаст его, в фокусе внимания художника — реакция учеников на его слова.

6. КТО СИДИТ ПО ПРАВУЮ РУКУ ОТ ХРИСТА: АПОСТОЛ ИОАНН ИЛИ МАРИЯ МАГДАЛИНА?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, тут строго работает правило, кто во что верит — тот то и видит. Тем более, современное состояние «Тайной вечери» — очень далеко от того, какой видели фреску современники да Винчи. Но, стоит сказать, современников Леонардо фигура по правую руку от Христа не удивила и не возмутила. Дело в том, что на фресках на тему «Тайной вечери» фигура по правую руку от Христа всегда была очень женственной, стоит посмотреть, к примеру, на фреску «Тайная вечеря» авторства одного из сыновей Луини, которую можно увидеть в миланской базилике Сан-Маурицио.

На фото: «Тайная вечеря» в базилике Сан-Маурицио

Здесь фигура в той же позиции опять же выглядит очень женственной, словом, получается одно из двух: или все художники Милана состояли в тайном заговоре и изображали на Тайной вечере Марию Магдалину, или же это просто художественная традиция — изображать Иоанна женственным юношей. Решайте сами.

7. В ЧЕМ НОВАТОРСТВО «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ», ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ЛЕОНАРДО ПОЛНОСТЬЮ ОТОШЕЛ ОТ КЛАССИЧЕСКИХ КАНОНОВ?

В первую очередь, в реализме. Дело в том, что, создавая свой шедевр, Леонардо решил отойти от существовавших в то время канонов живописи на библейскую тематику, он хотел добиться такого эффекта, чтобы монахи, обедавшие в зале, физически ощущали присутствие Спасителя. Именно поэтому все предметы быта списаны с тех предметов, которые были в обиходе монахов доминиканского монастыря: те же столы, за которыми ели современники Леонардо, та же утварь, та же посуда, да, что там, даже пейзаж за окном — напоминает вид из окон трапезной, каким он был в пятнадцатом веке.

На фото: зеркальное изображение «Тайной вечери»

Но, это еще не все! Дело в том, что лучи света на фреске — продолжение реального солнечного света, падавшего в окна трапезной, во многих местах росписи проходит золотое сечение, а благодаря тому, что Леонардо сумел правильно воспроизвести глубину перспективы, фреска после завершения работы была объемной, то есть, фактически она была сделана с эффектом 3D. К сожалению, сейчас, увидеть этот эффект можно только из одной точки зала, координаты искомой точки: 9 метров вглубь зала от фрески и примерно 3 метра над нынешним уровнем пола.

8. С КОГО ЛЕОНАРДО ПИСАЛ ХРИСТА, ИУДУ И ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ФРЕСКИ?

Все персонажи на фреске написаны с современников Леонардо, говорят, художник постоянно ходил по улицам Милана и отыскивал подходящие типажи, что даже вызвало неудовольствие настоятеля монастыря, который посчитал, что художник недостаточно времени проводит за работой. В итоге Леонардо сообщил настоятелю, что, если тот не перестанет его беспокоить, то портрет Иуды будет написан с него. Угроза возымела действие, и больше настоятель маэстро не мешал. Для образа Иуды художник очень долго не мог найти типаж, пока не встретил подходящего человека на улице Милана.

Иуда на фреске «Тайная вечеря»

Когда же Леонардо привел статиста к себе в студию, выяснилось, что тот же самый человек несколькими годами ранее позировал да Винчи для образа Христа, просто тогда он пел в церковном хоре и выглядел совсем иначе. Вот такая злая ирония! В свете этой информации известный исторический анекдот о том, что человек, с которого Леонардо писал Иуду, всем рассказывал, что он изображен на «Тайной вечере» в образе Христа, приобретает совсем иной смысл.

9. ЕСТЬ ЛИ НА ФРЕСКЕ ПОРТРЕТ САМОГО ЛЕОНАРДО?

Существует теория, что на «Тайной вечере» есть и автопортрет Леонардо, якобы художник присутствует на фреске в образе апостола Фаддея — это вторая фигура справа.

Изображение апостола Фаддея на фреске и портреты Леонардо да Винчи

Истинность этого утверждения до сих пор под вопросом, но анализ портретов Леонардо наглядно демонстрирует сильное внешнее сходство с образом на фреске.

10. КАК СВЯЗАНА «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ЧИСЛО 3?

Еще одна загадка «Тайной вечери» — постоянно повторяющееся число 3: на фреске три окна, апостолы расположены в группах по три человека, даже контуры фигуры Иисуса напоминают треугольник. И, надо сказать, это вовсе неслучайно, ведь число 3 постоянно фигурирует в Новом Завете. Дело не только в Святой Троице: Бог Отец, Бог-Сын и Святой Дух, число 3 проходит и через всё описание земного служения Иисуса.

Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет, 33 года — срок земной жизни Христа, также согласно Новому Завету три дня и три ночи надлежало быть Сыну Божьему в сердце земли (Мф. 12:40), то есть, Иисус был в аду с вечера пятницы по утро воскресенья, кроме того, апостол Петр трижды отрекся от Иисуса Христа до того, как пропел петух (кстати, предсказание этого также прозвучало на Тайной вечере), на Голгофе возвышалось три креста, а воскрес Христос утром на третий день после распятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Билеты для посещения «Тайной вечерни» необходимо заказывать заранее, однако слухи о том, что их нужно бронировать за полгода — сильно преувеличены. На самом деле, за месяц, а то и за три недели до предполагаемого визита свободные билеты на нужные даты, как правило, имеются. Заказать билеты можно на сайте: http://www.vivaticket.it/, стоимость зависит от сезона, зимой посещение «Тайной вечери» стоит 8 евро, летом — 12 евро (расценки по информации на 2016 год). Кроме того, сейчас у церкви Санта-Мария-делле-Грацие часто можно увидеть перекупщиков, продающих билеты с наценкой в 2-3 евро, так что, если вам повезет, то вы можете попасть туда и случайно. Фотографировать фреску запрещено, вход — строго по времени, указанном на билете.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Почему на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Иисус и 12 апостолов сидят только с одной стороны стола, а не с обеих, что было бы более разумным!?

На самом деле то, что мы видим за этим столом, легло в основу христианского таинства – святого причастия. Видите ли, после известных слов «один из вас предаст Меня», Иисус еще и сказал сидящим за столом, что хлеб, который он предлагает им, это его тело, а вино, которое он также предлагает им, – это его кровь. И не поперхнулись, как сказал бы Зощенко! Православные и католики (а да Винчи, как известно, хотя бы формально был католиком) считают, что на Пасху хлеб и вино в церкви действительно становятся плотью и кровью Христа, относятся к этому таинству очень серьезно и если кто про него пошутит и вообще непочтительно выразится – могут и «по рогам дать», будь то хоть Лев Толстой. Я в силу некоторых личных обстоятельств тоже уважаю чувства, из которых родился этот обряд (что может показаться немного странным для атеиста), – особенно чувства Иисуса, но и всех окружающих его за этим столом тоже; что касается Иуды, я пошутил о его жадности в комментарии, а сам склоняюсь к мысли, что на самом деле он, скорее всего, был участником замысла Иисуса и взял на себя эту нелепую роль потому, что так, по их ощущениям, полагалось.

Но это сейчас неважно – предположим, что Иуда действительно был гад ползучий и столько дней пил-ел чужую кровь, пользуясь гостеприимством, а потом предал из корыстолюбия. Главное в другом. Этот стол обращен к кому? К зрителям! Подразумевается, что каждый вошедший христианин тоже приглашается за этот стол для причастия. Именно потому его передняя часть пуста. (Мысль моя, но кажется мне настолько очевидной, что не удивлюсь, если до меня ее кто-то уже высказал, и не раз, просто не на этой странице.)

Ну, и условности композиции картины тоже имеют место (о чем подробно пишет Алексей Цемахович), но мы же не скажем, например, о великом поэте, что он рифмует ночь и дочь только ради рифмы – нет, его ведет не форма, это он заставляет форму работать на свой замысел! Так же и Леонардо да Винчи, великий художник, заставил условности композиции работать на свой замысел.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сложно встретить хотя бы одного верующего человека, который не был бы знаком с иконой «Тайная вечеря». Верующие, которые регулярно ходят в церковь, видели ее много раз над главным входом. Те же, кто не посещает святые места, знают это изображение по фреске Леонардо да Винчи. Многие православные верующие интересуются, икона «Тайная вечеря» в чем помогает и какое смысловое значение имеет.

Значение иконы «Тайная вечеря»

На этой иконе изображено библейский сюжет, который описывает одни из последних дней Сына Божьего перед распятием. Он созвал всех своих учеников на ужин и угощал их хлебом, как символом Своего тела, что страдает за грехи, а также вином, которое означает кровь Иисуса, которой Он искупает грехопадение всех верующих. Эти два атрибута вскоре стали основой для проведения церковного таинства Причастие.

«Тайная вечера» имеет скрытый символизм. Она выступает, как знамя праведной веры и единения всего человеческого рода. Ученые выяснили, что Иисус за вечерей совершил древний ритуал иудеев. Этим Он не отверг старые традиции, а еще и усовершенствовал их. Таким образом, было показано, что служить Господу можно не отрываясь от людей, а наоборот всецело с ними взаимодействуя.

Никто не знает, когда именно происходил тайный ужин, где узнали о предательстве Иуды. Но это и не столь важно. Главное послание этой иконы состоит в том, чтобы православные христиане приняли жертву Христа, пропустили ее через свою душу и соединились с Ним.

О чем молятся иконе «Тайная вечеря»

Если верующий человек имел желание пополнить свой иконостас прекрасной иконой, подойдет на эту роль изображение с тайной вечерей. Не имеет икона «Тайная вечеря» значение, где вешать ее в доме. Но наиболее подходящим местом считается столовая, где трапезничают, или кухня, где готовится еда.

В чем помогает этот образ:

  • дает возможность поговорить с Богом и рассказать ему о своих трудностях;
  • посылает благословение на приготовление пищи;
  • до и после принятия пищи молитва перед иконой означает благодарность за возможность вкушать еду;
  • в церкви перед ней молятся для разрешения принять Святые Дары;
  • часто перед этой иконой просят о прошении грехопадения.

Икона «Тайная вечеря» настолько сильно почитается в православии, что ее размещают над образами Пресвятой Богородицы и Спасителя. День памяти такой святыни всегда приходится на Великий или Чистый Четверг перед Пасхой. Именно в этот день начинаются приготовления к главному празднику, вспоминают жертву Христа, горе Его смерти и радость воскрешения.

Молится у этого образа принято такими словами:

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Тайной Вечере:

Святой образ, на котором демонстрируется знаменитый новозаветный сюжет, широко известен по всему миру. Эта христианская икона символизирует начало религиозного пути для человечества, а также является знамением нового периода в отношениях между Богом и Его детьми. Молитвы святому образу способны направить грешного человека на путь истинной веры, при помощи полотна верующий сосредотачивается на личном общении с Господом.

Иконография

На святом полотне изображено Таинство Причастия, вслед за которым празднуется Страстная Пятница. «Тайной» трапеза именуется потому, что Спасителя разыскивали, желали ложно обвинить в распространении христианского учения на территории Иудеи и хотели подвергнуть казни. В этот день Мессия и ученики в последний раз обедали вместе, Спаситель это знал, поэтому распространил среди своих последователей важнейшее церковное Таинство Причастия.

Икона «Тайная вечеря»

  • Трапеза совершается вечером, — это связано с сюжетом, описанным в Ветхом Завете. Евреи издревле отмечали праздник Пасхи, которая символизировала исход их предков из Египта и освобождение от рабства.
  • Ключевые события для иудейского народа произошли в ночное время. Каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и пометить кровью жертвы двери своих домов, что позволило избежать Божьего гнева, направленного на всех египтян. Многие жители Египта погибли в ту ночь, но евреи, ожидавшие спасения в своих домах, избежали смерти. Фараон, ощутив страх перед волей Господа, отпустил рабов во главе с преподобным Моисеем.
  • Христос устанавливает новозаветные обряды, где уже нет надобности в настоящей крови, ведь тем самым жертвенным ягненком (агнцем) становится Спаситель. Отсюда понятно значение иконы: здесь изображается новая эпоха взаимоотношений между Господом и человечеством. Сегодня в жертву приносят обыкновенный хлеб и вино, а в кровопролитиях нет нужды, ибо Иисус Христос лично искупил вину греховности. Святой образ чаще устанавливают над входом в алтарную часть православной церкви.

Важно! Евхаристия, изображенная на святом полотне, является центральным таинством Православной Церкви. В этом ритуале осуществляется приобщение к Божьей любви, которая заключена в жертве для человечества.

Читайте о других иконах:

  • Икона Рождества Христового
  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Царь Славы

Сила святыни

Главным персонажем святого образа является Иисус Христос. Сын Божий есть центр повествования, ведущегося в Евангелие. Поэтому православные люди имеют право читать любые молитвы перед этим образом, развивая в собственном сознании мировоззрение праведного человека.

  • Если «Тайная вечера» располагается в трапезной комнате, то перед приготовлением пищи необходимо прочесть молитву, обращенную к Всевышнему Творцу» («Отче Наш» или «Господи, благослови!»). Освященная еда проще усваивается организмом, улучшает самочувствие и способствует оздоровлению телесной оболочки.
  • Каждым вечером следует исповедоваться перед святым образом Христа и его учеников за греховные деяния, совершенные за прошедший день. Нужно просить у Господа прощения и благодарить Творца за милосердие, терпение и любовь, которая доступна истинным христианам.
  • Перед ритуалом причастия в стенах храма необходимо обратиться к иконе и помолиться о благоприятном завершении таинства. Вблизи именно этого образа православный народ вымаливает у Всевышнего Творца благословение на принятие Святых Даров, то есть хлеб и вино, олицетворяющих тело и кровь Спасителя.
  • Икона способствует улучшению взаимоотношений между Господом и всеми людьми. Человек обращается к «Тайной вечере», если желает поделиться личными переживаниями, заботами и обрести гармоничное состояние души.

На заметку! Святыми Дарами называют освященную пищу, силою Духа измененную в тело и кровь Искупителя. Божественный хлеб и вино преподносят во время литургии.

Так как в Богочеловеке заключается две природы, то Господь символично и таинственно пребывает в пище как человек и как Бог. Он способен находиться в небольшой частичке еды, потому что является вездесущим и всемогущим, несмотря на то, что материальный мир раздроблен и терзаем противоположностями.

Православная икона «Тайная вечеря»

Богословское обоснование «Тайной вечери»

Один из последователей Иисуса Христа был потерян в духовном плане, так как принял решение продать учителя и друзей за тридцать серебряников. Если углубиться в суть проблемы Иуды, станет понятно: веру может предать каждый и в любое время, но не всякий способен искренне раскаяться в совершенном предательстве.

Общее значение образа передается не сюжетом, красками, цветом фона, персонажами и их жестами, а чувством того, что Господь бесконечно ожидает грешника и ждет полного раскаяния.

Читайте о покаянии:

  • Что такое покаяние и как правильно покаяться
  • Молитва покаяния в грехах
  • Канон покаянный ко Господу

В разных версиях «Тайной вечери» Иуда всегда изображается тем или иным образом, посредством которого наблюдатель понимает, что именно он есть предатель Христа. К тому же только у него нет нимба вокруг головы, что говорит о нечистоте его разума. Фигура Иуды демонстрирует некую нелепость, а поведение этого человека не согласовывается с праведностью Христа и апостолов.

Так иконописцы пытаются подчеркнуть падение и смятение всякого предателя.

Знаменитый художник Л. да Винчи написал фреску, где изобразил Христа на своем последнем ужине. Он создавал свое произведение в конце XV столетия, сегодня картина хранится в одном из миланских монастырей. Живописец использовал уникальную технику рисования, в центре картины находится Христос, а апостолы разбиты на группы и изображены с боков от Спасителя.

Однако картина итальянского живописца и христианская икона преследуют различные цели. Л. да Винчи желал показать не смысл новозаветного сюжета, но реакцию апостолов на известие о предательстве своего учителя. Ни один создатель этого священного образа не смог четко описать место проведения трапезы.

Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Исторические источники утверждают: на период деяний Христа в Иудеи не было длинных столов и стульев, — люди сидели на подушках, а пища лежала на лавках. Поэтому возникло предположение, что обеденный стол есть символ и напоминание о ритуале Евхаристии, которая совершилась по научению Спасителя впервые. Этот предмет мебели, привычный для нас, — прообраз церковного престола в алтарной части храма.

Православный интернет-магазин Святцы.Орг — иконы «Тайная вечеря».

Церковь выделила особый день Страстной недели, чтобы вспомнить события Тайной трапезы. Православный народ с колоссальным благоговением вспоминает Великий Четверг и таинство, которое совершил Христос. Верующие люди также сопереживают сильнейшим страданиям на Голгофе, оплакивают предсказанную в Писаниях кончину и радуются воскресенью. А под конец богослужений христиане стараются приобщиться к учению Спасителя посредством исповеди и ритуала Евхаристии.

  • «Чистым» этот день называют неспроста: каждый христианин обязан посетить баню и принять обычную ванну.
  • У крестьян на Руси была традиция идти до ручья и набирать полное ведро воды. Существовало предание, что освященная «четверговая» вода способна смыть все грехи, накопленные за год.
  • Здоровье возвращалось, если человек бескорыстно отдавал реке личную вещь, следом за ней течение уносило все болезни и невзгоды.
  • Однако русские женщины не имели времени посетить реку, на их плечи возлагалась ответственность приготовления большого стола. Они растирали творог, пекли вкусные куличи и скоромные блюда, которыми угощали родственников и пришедших гостей. Дети же занимались покраской яиц на Пасху, до которой оставалось совсем немного времени.

На заметку! Церковь разрешает размещать «Тайную вечерю» в иконостасе, созданном в домашних условиях, над изображениями Богородицы и Мессии. Икону также можно установить в трапезной комнате, где в кругу семьи проходят уютные обеды.

Перед приемом еды у христиан принято произносить молитву. День памяти иконы приходится как раз на Великий Четверг, предвещающий пасхальные торжества.

В священном полотне «Тайная вечеря» верующие наблюдает переломный момент, после которого Спаситель продемонстрирует божественную природу апостолам и покажет пример жертвенности ради любви к Творцу. Воспоминания о событиях, свершившихся в Великий Четверг, помогают христианам не терять веру в трудные минуты, трансформируя горечь в надежду и духовную радость.

Икона Тайная Вечеря

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

«Тайная вечеря». (wikimedia.org)

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.

Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Лодовико Сфорца. (wikimedia.org)

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.

Санта-Мария-делле-Грацие. (wikimedia.org)

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Судьба автора

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.

Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *