Так да светит свет ваш

Аудио

Евангелие от Матфея. Глава 5, с 14 по 20 стих.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

(Мф., 5, 14–19)

Большинству из нас хорошо известны Заповеди Блаженства, которые звучат за каждой Божественной литургией, но в рамках Нагорной проповеди мы можем услышать еще очень важные и глубокие христианские мысли. В эти дни Великого поста Христос напоминает нам, что есть наше христианское призвание и что должно находиться в сердцевине нашей христианской жизни.

Господь называет своих учеников и, по-видимому, собравшийся народ — «вы есть свет мира». Это великое наименование, с которым Он обращается к народу. В Евангелии от Иоанна Христос говорит о Себе: «доколе Я в мире, Я — Свет мира». Здесь Он сравнивает Себя и Свое служение с тем, на которое поставляет и Своих учеников. Это великое слово, с которым Господь обращается ко всякому, кто избирает путь Христов.

Мы должны понять очень простую мысль этого евангельского отрывка: жизнь христианина, без сомнения, является тем путеводным светом, который освещает не только собственную жизнь, но и жизни окружающих людей. Свойства света для всех понятны: он прогоняет тьму и является тем маяком, к которому мы двигаемся. Каждый христианин в своей жизни является светильником и носителем духа Христова.

«Вы есть свет миру» — то есть через вас мир узнает обо Мне, через вас мир будет понимать и чувствовать Меня. Очень важно каждому из нас задуматься над этими словами. Мы очень часто забываем, что являемся учениками Христовыми, и что, взирая на нас, окружающий мир судит о том, что есть Евангелие. Может быть, именно из-за нас окружающим людям очень трудно взять книгу Священного Писания или прийти в церковь и услышать проповедь. Наша жизнь и поведение являются свидетельством написанного в Книге Писания.

Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Мы с вами, приняв свет евангельский, не можем скрыть его в своем сердце — он как бы прорывается через все наше существо, освещая все, что находится вокруг нас. Неслучайно преподобный Серафим Саровский говорил слова, хорошо известные всем слова: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи». «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», — говорит нам Господь. Самая лучшая проповедь и свидетельство миру о Христе не просто слово, обращенное к человеку с призванием к покаянию или еще чему бы то ни было. Самое лучшее свидетельство миру о Христе — это свидетельство своей жизнью, наполненной благодатью Божией, исполнением закона и тех заповедей, к которым Господь всех нас призывает. Тогда наш христианский свет будет по-настоящему светить перед людьми, и люди, живущие вокруг, начнут спасаться, потому что увидят те красоту и благодать, которые будут исходить из нашего сердца и наполнять всю нашу жизнь.

Эта сила и благодать Божия не могут скрыться в нашем сердце и никак не проявляться вовне, поэтому нам всегда важно заботиться о том, что и как происходит в нашей жизни: мы являемся светильниками миру, который сейчас очень нуждается в этом свете. Сейчас мы видим вокруг нас очень много грязи, но душа всегда стремится к чему-то светлому и чистому — где и в чем обрести этот свет? Мы и должны являть этот свет миру, погрязшему в грехе и смерти.

Далее Господь говорит: «Не нарушить Я пришел закон, но исполнить». Многие из тех, кто читают Ветхий Завет и Нагорную проповедь, полагают, что Господь как будто бы отменяет Ветхий Завет, но это совершенно не так — исполнение закона мы видим с самого начала жизни Христа. Мы видим его в величайшем событии — когда Господь приходит креститься к Иоанну Крестителю на реке Иордан и, отвечая, на вопрос, зачем Он пришел, говорит: «Я пришел исполнить всякую правду — так должно совершиться». Исполнение этой правды по-настоящему отражается в тех заповедях и законах, которые Господь дает своим ученикам.

«Вы — свет мира» — то есть те, кого Я призвал по-настоящему стать светильниками в этом мире — обращается Господь к своим ученикам. «Кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном»: о Заповедях Блаженства мы слышим в предшествующей главе, и Господь говорит, что кто их нарушит, тот ничтожным будет для Царства Небесного. Но кто сотворит и научит — тот наречется в нем великим. Для нас очень хорошо усвоить те заповеди, которые Господь дает миру, влагает и в наши с вами сердца — тогда двери Царства Небесного будут по-настоящему открыты для нас.

Но что означает «научит других»? Это заключается не только в перечислении или назидательном чтении, но в том настоящем и полноценном примере, который являет вся наша жизнь — в исполнении Заповедей Божиих в нашей жизни. Тогда, по слову Господню, наш свет будет путеводным для людей — и они, видя наши добрые дела, поставят на подсвечнике собственной жизни свет Отца Небесного, Который есть для всех Господь любящий и всем предлагает одни и те же правила и нормы, чтобы достичь Царствия Небесного.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *