Таврион батозский

В издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» вышла книга «Архимандрит Таврион (Батозский)».

Архимандрит Таврион (Батозский; 1898‒1978) был одним из великих подвижников нашего времени, человеком святой жизни и большого дерзновения пред Господом. К нему ехали тысячи людей со всех концов Советского Союза за советом, молитвенной помощью и духовным окормлением. Отец Таврион был старцем, человеком божественной любви, которая распространяется на весь мир. В книге собраны его наставления, советы, воспоминания о нем.

Архимандрит Таврион говорил: «При всем старайтесь иметь мирность духа, то есть при успехах не успокаиваться и при неудачах не горевать».

Советовал: «Каждый служи Богу на том месте, на котором ты призван».

Наставлял также: «Основа здоровья — это страх Божий».

Отец Таврион (в миру Тихон Даниилович Батозский) был шестым из десяти сыновей. Отец его желал военной карьеры для всех сыновей, но Тихон по окончании земской школы решил уйти в монастырь. Ничего не сообщив родным, так как боялся, что его не отпустят, Тихон отправился в Глинскую пустынь. Когда монастырское начальство узнало, что родители разыскивают юношу, его в сопровождении монаха отправили домой. Монах посоветовал разгневанному отцу не удерживать Тихона, а отдать десятину Богу (одного из десяти сыновей). Так как и по окончании средней школы юноша продолжал мечтать только о монастыре, родители отпустили его.

20 января 1913 года Тихон поступил послушником в Глинскую пустынь. В автобиографии старец писал: «В Глинской пустыни учился в школе живописи, проходил миссионерские курсы, пел на клиросе».

В 1920 году Тихон был пострижен в монашество с именем Таврион.

Осенью 1922 года Глинскую пустынь власти закрыли и монашествующих выселили. Десять монахов, среди них и отец Таврион, нашли временный приют в Рыльском Николаевском монастыре, где настоятельствовал епископ Павлин (Крошечкин).

В конце 1922 года владыка Павлин направил отца Тавриона в Московский Новоспасский монастырь, где он проходил клиросное послушание, продолжал духовное образование и окончил школу рисования и росписи.

В 1923 году отец Таврион был рукоположен во иеродиакона, а в 1925 году, в день Святой Пасхи, — во иеромонаха. В 1927 году уже игуменом отец Таврион поехал в Пермь, на место нового назначения епископа Павлина. В дни Пасхи 1929 года епископ Павлин возвел отца Тавриона в сан архимандрита, при этом пророчески сказал: «Не за высокие заслуги награждаешься митрой, а за то, что долгие годы предстоит провести тебе в заключении».

Осенью 1929 года молодой архимандрит Таврион был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации, хотя подлинной причиной ареста была его борьба с обновленцами, захватившими Феодосиевский храм в Перми. Всего архимандрит Таврион провел в тюрьмах, лагерях и ссылках более двадцати лет.

Где бы ни жил отец Таврион, он ежедневно служил литургию. Чтобы заработать на хлеб насущный, отец Таврион устраивался на гражданскую работу. Старца выручал талант художника.

В 1957 году архимандрит Таврион был назначен настоятелем Глинской обители, но уже в 1958 года его перевели в Почаевскую лавру, и вскоре он был испрошен архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Иларионом на должность настоятеля и строителя восстанавливаемого Покровского храма Уфы. В 1962 году отец Таврион был назначен в Ярославскую епархию, где прослужил семь лет.

С марта 1969 года начался новый период в жизни архимандрита Тавриона — служение духовником Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря Рижской епархии. Тысячи паломников со всех концов Советского Союза посещали монастырь в надежде побеседовать со старцем, помолиться на его богослужениях, покаяться, пособороваться. Многие духовные чада старца считали, что важнейшим, высшим во всем служении отца Тавриона была его способность духовно возродить человека. Этот благодатный дар особо проявлялся во время проповедей.

Блаженная кончина архимандрита Тавриона последовала 13 августа 1978 года. Перед кончиной он говорил близким, чтобы не скорбели, чтобы посещали его могилку, молились, просили о нуждах своих. Обещал не оставлять и по смерти. Есть неопровержимые свидетельства того, что Бог слышит его молитвы за людей, прибегающих к его помощи.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: МЕЖДУ РАЗОБЛАЧЕНИЕМ И ПОРУГАНИЕМ Таврион иеромонах (Балабанов Т.А.) Email: Tavrion629@scientifictext.ru

Таврион иеромонах (Балабанов Тимофей Александрович) — бакалавр теологии, клирик, Ростовская-на-Дону епархия Русской Православной Церкви, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье рассматривается проблема аутентичности святых мощей — останков святых, выявленная во время освидетельствования советскими властями в начале ХХ века. Статья показывает, что решение об освидетельствовании мощей в государственном масштабе было принято не на пустом месте, а на основании обнаруженных в гробницах фактов фальсификации и подмены. Также анализируется отношение Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Тихона — как к фактам фальсификации, так и к публичным открытиям: рассматриваются его послания к народу и письма к властям, касающиеся данного вопроса.

Ключевые слова: мощи, атеизм, Церковь.

STATE EXAMINATION OF SAINTS’ RELICS IN SOVIET RUSSIA: BETWEEN DISCLOSURE AND MOCKERY Tavrion Hieromonk (Balabanov ТА.)

УДК2.272.5 или УДК2.247.3

Во время кампании по упразднению религии, начатой советской властью в 1917 году и включавшей в себя изъятие имущества у Церкви, была выявлена интересная деталь. Понимая, что зачастую мощи — это лишь несколько костей, но желая украсить их по достоинству и придать более солидный вид, церковнослужители многих епархий на местах изготавливали каркасы из металла, имитирующие контуры тела, и вкладывали в них святые останки, заполняя оставшиеся пустоты любыми предметами (преимущественно ватой). Народ знал, что мощи не являются абсолютно нетленным телом, но никогда не думал сомневаться в их святости, ибо многочисленны были случаи дарования просимого после молитвы перед раками и сенями. Однако неумеренные старания служителей приводили к тому, что многие начинали думать, что в гробницах лежат настоящие человеческие тела, а не части костей.

При описи имущества Александро-Свирского монастыря (для последующей конфискации) оказалось, что в гробнице вместо святого находится муляж, после чего правительством было решено освидетельствовать все гробницы с мощами «для защиты народа от мошенничества». Во время вскрытия гробниц действительно выявилась частичная фальсификация, которая послужила большим соблазном для верующих, особенно для монахов, много лет ухаживавших за местами поклонения. Они буквально снимали с себя подрясники и с досадой бросали в угол храма .

Почитание мощей святых угодников Божиих является одним из важных аспектов церковной жизни каждого христианина. Стремясь защитить простой народ от глумления властей над верой, 4 (17) февраля 1919 года Патриарх Тихон обратился к епархиальным архиереям с указанием к упразднению досадных поводов к соблазну . Текстологически Послание

адресовано одному лицу (хотя адресат не указан), но оно вполне применимо для любой епархии. Объясняя принципы благоговейного отношения к мощам, Первосвятитель досадует на то, что излишнее усердие привело к так называемому «разоблачению» и мнению о том, что Церковь обманывает народ.

Ревностно восприняв это письмо как указание к сопротивлению, некоторые священники на местах произносили проповеди о противодействии ревизии, а миряне и монахи действительно оказывали физическое сопротивление освидетельствованию. Другие настоятели старались провести нормальную работу по извлечению мощей из муляжей тел, как и указывал Святейший.

Те или иные попытки духовенства и церковных активистов защитить святые мощи от поругания не всегда увенчивались успехом. Воспринимая исправления невольных «фальсификаций» в качестве «тайного освидетельствования», противодействующего официальному, власти наказывали священников и активистов ссылками и тюремными заключениями. Притеснениям подверглись и свидетели официальных освидетельствований, которые заявляли о нарочито кощунственном обращении членов комиссий со святыми мощами .

Поражённые масштабом «фальсификаий», нередко после вскрытия гробниц власти выставляли на площадях каркасы и наполнители для всеобщего обозрения. За полтора года большевиками было совершено 63 прилюдных глумления. Естественно, от созерцания данных фактов под «обличительные» комментарии большевиков вера в народных массах таяла.

В марте 1919 года Патриарх Тихон направил в Совет Народных Комиссаров ходатайство , в котором настоятельно просил отнестись со вниманием к религиозным просьбам народонаселения не вскрывать гробницы с мощами. Видимо, опровергая необдуманные слова некоторых церковнослужителей, Предстоятель заявил, что Церковь чтит мощи святых угодников без утверждения их полноценной нетленности, и без зазрения привёл пример официального освидетельствования мощей преподобного Серафима Саровского, при котором выявилось истление всех мягких тканей святого . Святейший напомнил Совету, что эти бесцельные действия, которые лишь огорчают верующих, противоречат советскому Декрету «о свободе совести, церковных и религиозных обществах» .

Несмотря на обращение Патриарха освидетельствования продолжались. Более того, Народным комиссариатом юстиции был издан указ о возбуждении уголовного преследования лиц, замешанных в «шарлатанстве». В связи с тем, что широкомасштабное освидетельствование производилось «по почину» самого трудящегося народа, комиссар Курский предписал рассматривать каждое дело «фокусничества» с самой широкой оглаской .

Надо отдать должное тем комиссарам, которые вместо уничтожения мощей на местах исполнили указание Наркомата юстиции и передали святые останки в музей атеизма, вследствие чего многие из них были вновь обретены после ослабления советского атеистического режима.

В деле освидетельствования святых мощей Патриарх Тихон мудро наставлял духовенство и тактично ходатайствовал к властям, не занимая никаких крайних эмоциональных позиций. Понимая, что обвинения со стороны правительства небезосновательны, он старался устранить все соблазны -как для духовенства и верующих мирян, так и для властей. Его главной целью была не рьяная защита мест поклонения ценой конфликтов, но правда и мир в русском обществе.

Что касается вообще темы святых мощей, то можно выделить три этапа действий с ними: первый — обретение мощей и устроение мест поклонения, второй — вскрытие гробниц и освидетельствование революционными комиссиями, третий — возврат Церкви останков из атеистических музеев СССР (или уже РФ). К великому сожалению, на каждом этапе нередко происходили фальсификации, подмены и хищения, как верующими — в «благочестивых» целях, так и неверующими — для «защиты народа от обмана». На настоящий момент многие мощи святых угодников скомпрометированы, и неизвестно — какая экспертиза может быть проведена для достоверной идентификации святых останков.

Последующим поколениям необходимо вынести урок из истории с освидетельствованием мощей и не допустить ни малейшей фальсификации в религиозных вопросах, под каким бы ни было благовидным предлогом — пользы от такого действия гораздо меньше, чем вреда, нанесённого оскорблённой обманом душе.

Список литературы / References

Таврион (Батозский), архим. Хорошо бежать за Христом гонимым

В книге «Хорошо бежать за Христом гонимым», изданной Свято-Филаретовским институтом, собраны все доступные на данный момент проповеди выдающегося исповедника веры архимандрита Тавриона (Батозского; 1898-1978), произнесённые им с 1972 по 1978 год на богослужениях в Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря Рижской епархии под Елгавой (Латвия), где архимандрит Таврион был духовником. Часть проповедей публикуется впервые.

Во времена жестоких гонений на церковь в СССР отец Таврион имел мужество обращаться к советским людям со словом веры. Из его проповедей слушающие узнавали, что такое Церковь и как в ней жить. Во время богослужений он читал Евангелие сначала по-славянски, потом по-русски и разъяснял его смысл. В летние месяцы в монастыре каждый день причащались до 150-200 человек. Его горячее слово, вдохновенные богослужения, готовность участвовать в жизни тех, кто искал Бога, собирали тысячи людей со всех концов Советского союза – от простых бабушек до ученых и студентов. Среди тех, на чью жизнь повлияла его проповедь – композитор Арво Пярт, философ Владимир Бибихин.

В 1929 году, возводя отца Тавриона в сан архимандрита, будущий священномученик Пермский епископ Павлин (Крошечкин) сказал: «Не за высокие заслуги награждаешься митрой, а за то, что долгие годы предстоит провести тебе в заключении». Эти слова оказались пророческими. Архимандрит Таврион был арестован в 1929, затем в 1940 году и освободился из ссылок и лагерей лишь в апреле 1956 года. Везде в заключении отец Таврион ежедневно служил литургию.

Помимо проповедей, в книгу вошли воспоминания об отце Таврионе его секретаря матушки Олимпиады (Иус), ректора СФИ священника Георгия Кочеткова и профессора СФИ Александра Копировского, в 1970-х посещавших Пустыньку.

«Отец Таврион был настоящим старцем, – вспоминает отец Георгий Кочетков, который ездил к нему в пустыньку, будучи еще совсем молодым человеком, – может быть, последним старцем, наследовавшим традицию преподобного Серафима Саровского и Оптинских старцев конца XIX века. Это та традиция, которая помогла Русской церкви выжить XX в веке и сохранить подлинный дух радости жизни в Боге и с ближними».

Сборник проповедей отца Тавриона можно приобрести в интернет-магазине «Предание»и в книжном магазине СФИ.

От издателя

  • В одухотворенности постараемся понять смысл всей жизни
  • Почему бы ребенку не рассказать правду, в которой он никогда не усомнится?
  • Каждый из нас призван быть крестоносцем
  • Человек чего-то особого заслуживает
  • У Господа неправды нет
  • Ты такое существо, что ради тебя надо было прийти на землю Сыну Божьему
  • Христос родился — и это величайший факт, с чего человек должен начинать свое возрождение
  • Будем благовестниками Христовыми
  • Теперь уже никто не сомневается, что Христос-Спаситель был
  • Ничто так человека не приводит к Богу, как математика
  • Каждая литургия есть начало вашей жизни
  • На какие же вы подвиги способны?
  • Она радовалась спасению
  • Послушайте, надо пробудиться
  • Он святое святых в самом человеке развивает
  • У нас своего совершенно ничего нет
  • Это бессмертие твое, это Бог соединяет нас с Собой
  • Не станет Чаши, не станет мира
  • Хотите ли вы святости?
  • Если люди не будут освящаться Чашей Христовой, не узнают ценность, радость, сущность и блаженство жизни
  • Старайтесь о том, как бы больше друг другу послужить
  • Без молитвы всюду и везде, внутри и вовне — все пустота
  • Море Его милосердия кучку ваших грехов потопило
  • Человек создан Богом свободным
  • Мы созданы для вечности
  • Это напоминание нам, что мы должны преобразиться
  • Пришли времена — надо пробуждаться в вере своей
  • Язык у вас крепко широк на разную пустоту, а на слово
  • Божье он у вас зашит
  • Каждый из нас должен представлять свое призвание
  • Твое дело — привести сердце свое Христу
  • Священнику дается благодать Божья — сострадательно любить
  • Вот для чего жизнь всякого человека — встретиться с Господом
  • Слово после Вечерни
  • Господь первым нас прижимает к Своему сердцу
  • Вся христианская жизнь — чтоб выполнить Божье призвание
  • В каждой деятельности должно быть внутреннее духовное содержание
  • Мы родные ей
  • Велик пастырский долг — не жить для себя
  • Обними Христа и с Ним — хоть куда
  • Голос Божий — в каждом человеке, верующий он или неверующий
  • Религиозная жизнь — жизнь геройская
  • Не надо унывать
  • Так что же вас держит, чтоб жить в радости Господней?
  • Человеку не надо жить пустому
  • В каком мы теперь положении живем, зависит от нас
  • На любви Божьей и искуплении построен мир
  • Жизнь есть там, где растет, умножается наше призвание
  • «Христос — мир наш»
  • Ты спроси у души своей, есть ли вера в ней?
  • От Чаши Христовой человек должен начать новую, благодатную жизнь
  • Исполнять волю Божью легко — всегда надо радоваться
  • В мире нет ничего постоянного
  • Хотите верующими быть во Христа? Будьте апостолами
  • Истоки веры исходят из самой глубокой природы, самой души человеческой
  • Человек удостоен, рожден, создан именно для величайшей славы
  • Не думайте, что вы пришли сюда как бы отбывать повинность
  • Будем хранить себя в святости
  • За неверующих мы отвечаем
  • Бог никого не карает
  • Если у тебя внутреннего роста и укрепления веры нет, то ничего нет
  • Господь призвал нас к великому служению
  • Вся природа, Богом созданная, приглашается прославлять Господа
  • Чаша есть цена и суть всего мира
  • Христианская жизнь только тогда святая, когда мы сораспинаемся Христу
  • «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего»
  • Истинный пост — только лишь тогда пост, когда он совершается с верою и любовью
  • Человек должен иметь опору в радости о Боге
  • «Желает душа моя к Тебе, Боже»
  • Мы призываем вас погостить у Бога
  • Пока есть причастники на земле, будет на ней покой
  • Наступило теперь время не учить, а показывать
  • Слово Божье пробуждает наше сознание
  • Господь дает вам залог не какого-нибудь здоровья, а бессмертия
  • Если мы со Христом, то мы должны собирать
  • Вы люди грамотные, раскройте Евангелие
  • Любовь Христа должна вызывать взаимную любовь
  • Если родители слушали бы слово Божье, знали бы как воспитывать своих деток
  • Господь все слышит, как Сердцеведец, и Сам трудится и жертвой Своею просит за нас
  • Хорошо нам здесь быть
  • В детской душе человеческой чувствуется Отечество небесное
  • Совесть — хороший подстрекатель в наших поступках и нас устрояет
  • Дух Святой и по настоящее время действует в Церкви Божьей
  • Господь нас просвещает, и этот свет Христов мы и должны возвещать
  • Приходите вы с такой верой, как сотник, как кровоточивая женщина?
  • Мы должны всегда трезвиться и пребывать в молитве
  • Мир настроен так, что верующий человек является как бы ненормальным
  • Нет у Господа чужих
  • Теперь от церкви Божьей требуется показать сущность свою
  • Твое предназначение — всегда радоваться
  • Родители, не лишайте детей слова Божьего
  • Пробудиться надо человеку!
  • Отрывки из разных проповедей
  • Прошение на Литургии архимандрита Тавриона

Приложения
Литургия отца Тавриона
Он живой, он не умер
Последний из «могикан»
Об авторе

В издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» вышла книга «Архимандрит Таврион (Батозский)».

Архимандрит Таврион (Батозский; 1898‒1978) был одним из великих подвижников нашего времени, человеком святой жизни и большого дерзновения пред Господом. К нему ехали тысячи людей со всех концов Советского Союза за советом, молитвенной помощью и духовным окормлением. Отец Таврион был старцем, человеком божественной любви, которая распространяется на весь мир. В книге собраны его наставления, советы, воспоминания о нем.

Архимандрит Таврион говорил: «При всем старайтесь иметь мирность духа, то есть при успехах не успокаиваться и при неудачах не горевать».

Советовал: «Каждый служи Богу на том месте, на котором ты призван».

Наставлял также: «Основа здоровья — это страх Божий».

Отец Таврион (в миру Тихон Даниилович Батозский) был шестым из десяти сыновей. Отец его желал военной карьеры для всех сыновей, но Тихон по окончании земской школы решил уйти в монастырь. Ничего не сообщив родным, так как боялся, что его не отпустят, Тихон отправился в Глинскую пустынь. Когда монастырское начальство узнало, что родители разыскивают юношу, его в сопровождении монаха отправили домой. Монах посоветовал разгневанному отцу не удерживать Тихона, а отдать десятину Богу (одного из десяти сыновей). Так как и по окончании средней школы юноша продолжал мечтать только о монастыре, родители отпустили его.

20 января 1913 года Тихон поступил послушником в Глинскую пустынь. В автобиографии старец писал: «В Глинской пустыни учился в школе живописи, проходил миссионерские курсы, пел на клиросе».

В 1920 году Тихон был пострижен в монашество с именем Таврион.

Осенью 1922 года Глинскую пустынь власти закрыли и монашествующих выселили. Десять монахов, среди них и отец Таврион, нашли временный приют в Рыльском Николаевском монастыре, где настоятельствовал епископ Павлин (Крошечкин).

В конце 1922 года владыка Павлин направил отца Тавриона в Московский Новоспасский монастырь, где он проходил клиросное послушание, продолжал духовное образование и окончил школу рисования и росписи.

В 1923 году отец Таврион был рукоположен во иеродиакона, а в 1925 году, в день Святой Пасхи, — во иеромонаха. В 1927 году уже игуменом отец Таврион поехал в Пермь, на место нового назначения епископа Павлина. В дни Пасхи 1929 года епископ Павлин возвел отца Тавриона в сан архимандрита, при этом пророчески сказал: «Не за высокие заслуги награждаешься митрой, а за то, что долгие годы предстоит провести тебе в заключении».

Осенью 1929 года молодой архимандрит Таврион был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации, хотя подлинной причиной ареста была его борьба с обновленцами, захватившими Феодосиевский храм в Перми. Всего архимандрит Таврион провел в тюрьмах, лагерях и ссылках более двадцати лет.

Где бы ни жил отец Таврион, он ежедневно служил литургию. Чтобы заработать на хлеб насущный, отец Таврион устраивался на гражданскую работу. Старца выручал талант художника.

В 1957 году архимандрит Таврион был назначен настоятелем Глинской обители, но уже в 1958 года его перевели в Почаевскую лавру, и вскоре он был испрошен архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Иларионом на должность настоятеля и строителя восстанавливаемого Покровского храма Уфы. В 1962 году отец Таврион был назначен в Ярославскую епархию, где прослужил семь лет.

С марта 1969 года начался новый период в жизни архимандрита Тавриона — служение духовником Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря Рижской епархии. Тысячи паломников со всех концов Советского Союза посещали монастырь в надежде побеседовать со старцем, помолиться на его богослужениях, покаяться, пособороваться. Многие духовные чада старца считали, что важнейшим, высшим во всем служении отца Тавриона была его способность духовно возродить человека. Этот благодатный дар особо проявлялся во время проповедей.

Блаженная кончина архимандрита Тавриона последовала 13 августа 1978 года. Перед кончиной он говорил близким, чтобы не скорбели, чтобы посещали его могилку, молились, просили о нуждах своих. Обещал не оставлять и по смерти. Есть неопровержимые свидетельства того, что Бог слышит его молитвы за людей, прибегающих к его помощи.

Книгу можно приобрести:

13 августа – день блаженной кончины архимандрита Тавриона (Батозского). Клевета и наговоры уже более сорока лет после его смерти преследуют имя подвижника. Впрочем, он это предвидел еще при жизни, предупреждая, что его, как и Иоанна Златоуста, после смерти будут опасаться еще сорок лет. Теперь эти годы уже истекли, и пришло время прославить этого доброго и ревностного пастыря.

Начало пути

Родился архимандрит Таврион (в миру Тихон) 10 августа 1898 года на территории современной Харьковской области. Кроме него в семье было еще девять детей. Все они воспитывались строго, в согласии с православной традицией. У Тихона с самого детства не было никаких сомнений в плане выбора жизненного пути. Он знал, что будет служить Богу.

Стремление к монашеской жизни у Тихона было настолько живым и глубоким, что семилетним мальчиком он сбежал из дому в монастырь Глинской пустыни. Его, конечно же, вернули родителям. Но со временем отец и мать смирились с тем, что их ребенок твердо намерен быть монахом.

В 1913 году пятнадцатилетний Тихон определяется послушником Глинского монастыря. Его духовником стал прославленный старец преподобный Серафим (Амелин). Вскорости началась Первая мировая война и Тихона, как и большинство послушников и рясофорных монахов, отправили на фронт. О его военных годах жизни ничего не известно. Вернулся послушник в Глинский монастырь в 1920 году, в этом же году принял постриг с именем Таврион.

Позже большевики попытались вторично мобилизовать его на фронт, уже для службы в Красной армии. Монах Таврион твердо отказался от этого, сказав, что будет служить только Богу и в братоубийственной войне принимать участия не собирается.

Возвращаясь в обитель, монах Таврион едва было не погиб: провалившись в реку, он четыре часа провел в ледяной воде. Господь спас его каким-то особым, чудесным образом, а сам подвижник еще более утвердился в намерении до конца жизни служить только Богу.

В 1922 году Глинская пустынь была закрыта, и монах Таврион поселяется сначала в Московском Новоспасском монастыре, а потом в Рыльском монастыре Курской епархии. В 1923 году он становится иеродиаконом, в 1925 – иеромонахом, в 1929 – архимандритом. Далее его служение проходит в Витебске, Перми и других городах России. Где бы ни служил отец Таврион всюду он беспощадно обличал обновленцев и ревностно защищал «Тихоновскую», как тогда говорили, Церковь.

Годы, проведенные в заключении

С 1929 г. и по 1956 г. жизнь исповедника проходила в тюрьмах и ссылках. Хорошо понимая катастрофическую ситуацию в стране, чувствуя, что тучи над ним сгущаются и скоро придет время восходить на мученический крест, еще до заключения отец Таврион испросил у епископа Павлина (Крошечкина) антиминс с благословением служить «идеже прилучится». На этом антиминсе и служил архимандрит Таврион на протяжении всех своих лагерных лет. Престолом ему служила собственная грудь, а чашей консервная банка.

Короткие дни свободы сменялись новыми арестами и отправками по этапу. Своим главным призванием отец Таврион считал духовное окормление людей, страждущих в неволе. Старец предпочитал не рассказывать о тех страшных пытках, которые он претерпел Христа ради в заключении. Люди, которые встречались с ним в лагере, вспоминали, что проповедь его часто достигала сердец заключенных. К нему тянулись люди, которые жаждали услышать Слово Божие.

Исповедовать отцу Тавриону приходилось в самых разных местах: в таежном лесу, под нарами, в уголках холодных бараков. Не один раз его жизнь была на волоске от смерти. Но Господь сохранил Своего избранника невредимым. А за его многолетний мученический подвиг Бог наградил его дарами прозорливости и предвидения будущего. Благодаря дару чудотворений отец Таврион спас в тюрьме не одну человеческую жизнь.

«Бог избрал меня и послал служить туда, где в Нем была самая большая нужда», – говорил старец о своей лагерной жизни.

После освобождения

В конце 50-х годов, после освобождения из мест заключения архимандрита Тавриона назначили настоятелем Глинской пустыни. Здесь произошел конфликт между ним и Глинскими старцами. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) так писал о тех событиях:

«В Глинской пустыни архимандрит Таврион стал вводить западные, католические обычаи церковной жизни. После окончания вечернего богослужения зажигал свечи на престоле, открывал Царские врата, начинал читать акафисты и устраивал общенародное пение. Это противоречило уставу Глинской пустыни, в соответствии с которым после вечернего богослужения братия должна была безмолвно расходиться по кельям и исполнять келейное правило в тишине. Отец Таврион ввел при богослужении вместо строгих распевов Глинской пустыни партесное пение, которое никак не соответствовало аскетическому духу обители».*

В результате этого конфликта, из Глинской пустыни архимандриту Тавриону пришлось уйти. В начале его перевели в Почаевскую лавру, а через год в 1959 году он стал служить в Уфимской епархии.

Батюшка очень много проповедовал, вел активную миссионерскую работу, всячески препятствуя закрытию храмов. В 1960 году его кандидатура рассматривалась в качестве претендента на епископскую хиротонию. Священный Синод РПЦ принял одобрительное решение, но активная деятельность архимандрита Тавриона вызвала очень сильное недовольство со стороны светской власти. Уполномоченный по делам религий не только воспрепятствовал его хиротонии во епископы, но и лишил регистрации, вынудив таким образом отца Тавриона покинуть Уфимскую епархию.

В то время батюшка был уже известным на всю страну духовником. К нему за советом и молитвенной поддержкой приезжали люди со всего Советского Союза.

Последняя обитель

Когда в Спасо-Преображенской пустыни женского монастыря Рижской епархии умер духовник, то владыка Леонид (Поляков) лично просил Патриарха Алексия, чтобы тот направил туда для окормления сестер отца Тавриона, зная его как ревностного и доброго пастыря.

Сразу после того, как архимандрит Таврион стал духовником монастыря, туда потянулись люди. До этого обитель находилась в плачевном полуразрушенном состоянии. При отце Таврионе в монастыре были отреставрированы и воссозданы два огромных храма, построены трапезная и гостиница для паломников. Даже в будние дни там причащалось по двести человек. Старец настаивал на том, чтоб люди причащались как можно чаще, что было необычно для того времени.

Но жизнь в скиту для архимандрита была тоже непростая. На столько непростая, что иногда он даже говорил, что в лагере ему было легче, чем в монастыре. Кроме огромного количества людей, которых он принимал и исповедовал, помимо стройки, ежедневного суточного богослужения, отец Таврион подвергался всяческим гонениям и притеснениям в самом монастыре от так называемых «красных священников».

Красное духовенство

В то время уже во всю разгорались хрущевские гонения, и было принято решение ликвидировать Церковь, разрушая ее изнутри. Появлялись так называемые «комсомольские наборы» в духовенство. Это ряженое духовенство занималось тем, что вредило Церкви. Нужно сказать, что желающих таким образом «служить» Родине практически не было. Поэтому КГБ вербовало людей, у которых не было выбора.

Известен один реальный случай, когда колхозный агроном проворовался и ему грозил большой срок заключения. Спецслужбы решили использовать сложное положение бывшего агронома и поставили ему условие: или ты идешь на нары, или же по заданию спецслужб идешь «в попы».

Справедливости ради нужно сказать, что этот сатанинский эксперимент не принес Церкви ощутимого вреда. Сами «засланцы» со временем или воцерковлялись, или спивались и деградировали, потому что жить в двойной морали, играя и притворяясь, было невозможно. Но в те годы такие люди сильно вредили отцу Тавриону, они делали все возможное, чтобы ограничить его влияние на народные массы. Батюшка открыто выступал против этих провокаторов и говорил на проповеди: «Я вас не боюсь, потому что служу Богу».

Личность отца Тавриона

Отцу Тавриону шли большие денежные переводы со всех концов страны, и многие думали, что батюшка сказочно богат. Сам же архимандрит ходил в штопаном подряснике и такой же старенькой рубашке. А на получаемые им средства он содержал всю епархию, строил монастырь и даже помогал некоторым колхозам.

Никто не уезжал от старца без подарка или денежного пособия. Он помогал всем бедным и обездоленным людям. Его келья была образцом евангельской простоты: стол, стул, железная кровать, Евангелие и несколько икон. Любовь старца ко всему творению была такова, что он не позволял сестрам обители разрушать ласточкины гнезда даже тогда, когда это было необходимо для ремонтных работ. Архимандрит им рассказывал, как ласточка делает гнездо, сколько ей нужно приложить труда для того, чтоб слепить себе домик и сокрушался, что монахини не понимают и не ценят этого.

Отец Таврион жалел даже алкоголиков. Он кормил их, давал им печенье, конфеты и обязательно добавлял денежку. Батюшка знал, что они их пропьют, но не дать не мог.

Но больше всего отец Таврион любил детей. Считал их цветами Божьими, целовал и относился к ним так, будто ничего прекраснее и чудеснее на земле не существует.

Различия между православными и не православными старец никогда не проводил. Помогал всем без различия. К нему в пустыньку не раз приезжало католическое духовенство, с которым он провел долгие годы в ссылках и тюрьмах. Это также потом послужило поводом обвинить отца Тавриона в экуменизме. Но на самом деле батюшка с ними вместе не служил литургии и не причащался. Католики только присутствовали во время его богослужения в храме.

Вообще архимандрит Таврион был человеком литургии. Для него служба – это Небо на земле. «Если мы на богослужении, то мы уже со Христом на Небе, а что нам еще нужно», – говорил старец на проповеди. – «Самая большая святыня на земле – это Чаша с Телом и Кровью Христа».

Проповеди отца Тавриона были потрясающими. Не имея времени беседовать с сотнями паломников по отдельности, старец отвечал на вопросы приходящих прямо с амвона во время проповеди. При этом, ответы эти не были ни абстрактными, ни завуалированными. Старец видел и знал мысли всех людей, которые стояли в храме и отвечал каждому в своем слове. Поэтому отца Тавриона многие боялись. Знали, что он, как рентген, видит человека насквозь. Получалось так, что сама личность старца очень сильно дисциплинировала. Люди стояли перед ним, как перед земным ангелом. Даже мысли свои выстраивали, что называется, «по струночке». Если в голову кому-то входило что-то нехорошее, отец Таврион сразу же смотрел строго и говорил: «Сверху цветешь, а внутри гниешь». Старец мог обличить и всенародно, и это очень пугало. Бесноватые, только издали завидев старца, начинали беспокоиться. Некоторые убегали с криками «боюсь, боюсь его».

Пророчества старца

Старец видел будущее, как настоящее. Еще в 1978 году он точно предсказал дату и год развала СССР.

«Придет время и все развалится. Державу разделят без единого выстрела, и никто не спросит зачем».

Видел отец Таврион и то, что будет после этого.

«В монастырях не будет любви, не будет молитвы, отношение к службе будет формальное».

«Будут и овцы, будут и ясли, только нечего будет ясти», – сокрушался он, предвидя будущее.

Одному своему духовному сыну батюшка говорил: «Ты доживешь до того времени, когда власть будет другая. Но ты земельку не бросай. Все привозное закончится. То, что посадишь, с того и будешь жить». В то время, когда компьютеры были только в научных центрах и ни о каких цифровых технологиях никто даже не слышал, старец уже предупреждал, что будут новые документы, которые будут заставлять брать «добровольно-принудительно», но делать этого христианам нельзя.

С болью и слезами говорил он о духовенстве последних времен. Предупреждал о гонениях: «Гонения будут сильными, но другими, не такими как в мое время. Стойте в вере и ничего не бойтесь, Господь с вами». Батюшка говорил, что время антихриста уже не за горами, и что грядут последние времена.

Кончина старца

За несколько лет до последней болезни несколько духовных чад батюшки видели, как во время молитвы старец поднимался вверх, отрываясь от земли. Узнав об этом, архимандрит Таврион запретил им строго-настрого кому-либо говорить об этом.

Восемнадцатого июля 1978 года на Троицу батюшка отслужил свою последнюю литургию. Дойдя до кельи, он обернулся и, прощаясь с людьми, сказал свое последнее слово: «Та (Святая Троица) бо нас спасла есть». После этого старец вошел в келью и уже не вставал с постели. Но даже в этой его предсмертной болезни злые люди в монастыре всячески вредили ему. Не пускали к нему врачей и духовных чад, когда те силились ему помочь.

Скончался архимандрит Таврион 13 августа 1978 года от рака желудка и пищевода. От операции батюшка отказался, предав себя в руки Божии. Боль и страдания старец считал тем самым последним лекарством для души, которое ему нужно принять, чтобы войти в Царство Божие.

На свои похороны архимандрит Таврион чудесным образом собрал всех своих духовных детей: кому-то явившись в сонном видении, кому-то внушив мысль приехать в монастырь. Во время погребения народ увидел еще одно чудо. Разноцветные полосы света, наподобие радуги, прямо с неба падали на могилу старца, образуя красивое сияние.

Чудеса на могилке отца Тавриона стали совершаться сразу же после его погребения. И не только на могилке. Одна духовная дочь старца рассказывала о том, что очень сильно поранила глаз колючкой шиповника. Врачи сказали, что видеть она этим глазом больше не будет. Но после того, как женщина приложила к больному месту фотографию отца Тавриона, молясь в это время ему о помощи, глаз полностью исцелился. И таких примеров можно привести множество.

Упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Тавриона, и его святыми молитвами помилуй нас грешных.

* Свидетельства об этих событиях, а также другие особенности богослужебной практики отца Тавриона потом будут использоваться кабинетными богословами в качестве обвинений архимандрита в филокатолицизме, обновленчестве и т.п. Однако же отец Таврион был гоним и сидел в лагерях именно за то, что не принял ни обновленчество, ни революцию, считая их формой богоборчества. Более того, его ревность в православной вере была такова, что он не принял даже «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) и долгое время был в числе «не поминающих».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *