Техника и современная цивилизация

5. Технические цивилизации

Существуют цивилизации, которые характеризуются прежде всего уровнем развития техники. Западные исследователи (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, Р. Арон и др.) характеризуют их как «доиндустриальные», «индустриальные» и «постиндустриальные». Последние сегодня называются «информационными», «технотронными» и т. п. Действительно, каждая из названных технических цивилизаций имеет свой уровень развития техники и свои специфические способы ее освоения: соединения человека с орудиями производства, его трудовые навыки и производственный опыт, формы управления производством и др. Для каждой из названных технических цивилизаций характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта. Уровень техники зависит от степени распространения того или иного типа орудий производства, прежде всего машин. Например, в птоломеевском Египте между 100 и 50 гг. до н. э. «инженер» Герон изобрел эолепил, своего рода паровую турбину (и это за восемнадцать веков до практического использования пара!), приводившую в движение механизм, способный дистанционно открывать тяжелую дверь храма. Это открытие произошло вслед за немалым числом других: всасывающим и нагнетательным насосами, инструментами, предвосхищающими термометр, и др. Изобретения шли группами, большими количествами, сериями. Однако древнее общество не стало даже «доиндустриальной цивилизацией», не говоря уже об «индустриальной цивилизации». «Вина» лежит на рабовладении, которое давало античному миру всю необходимую для производства вещей рабочую силу. Именно поэтому горизонтальная водяная мельница останется приспособленной единственно для помола зерна, а пар будет служить лишь в хитроумных игрушках.

Для «доиндустриальной цивилизации» присуща качественно иная техника: водяные и ветряные мельницы, вокруг которых образуется лесопильное, сукновальное, бумажное производство, помимо помола зерна. Происходит всеобщее распространение разделения труда, требующее многообразия орудий производства. Начинается быстрый прогресс «третичного» сектора (после промышленности и сельского хозяйства) – умножение числа адвокатов, нотариусов, врачей, преподавателей университетов. Развивается горнодобывающая промышленность, которая сопровождалась созданием гигантских для того времени устройств, предназначенных для откачки подземных вод и подъема руды. Расцветает городское ремесло.

В период «доиндустриальной цивилизации», особенно в XV в., царила атмосфера научных и технических открытий: то было время, когда сотни итальянцев, разделяя страсть Леонардо да Винчи, заполняли свои записные книжки зарисовками проектов чудесных машин. Американский культуролог Л. Уайт утверждал, что до Леонардо да Винчи Европа уже изобрела целую гамму механических систем, которые будут приводиться в действие в течение четырех последующих столетий (вплоть до электричества) по мере того, как в них будет ощущаться нужда. Как сказал Л. Уайт, «новое изобретение лишь открывает дверь; оно никогда не заставляет в нее входить».

На вопрос: почему в эпоху «доиндустриальной цивилизации», так же как и в античном мире, изобретения не получили массового распространения, ответил марксизм: существовавшим в то время потребностям вполне соответствовал достигнутый уровень производительности труда, достаточно было дешевой рабочей силы.

«Индустриальная цивилизация» связана с промышленной революцией XVI—XVII вв. и экономическим ростом. Промышленная революция определяет тип технической цивилизации как «индустриальной цивилизации». Качественное изменение техники связано не только с самой техникой, но и с развитием экономики: новшества зависели от потребностей и интересов рынка. Многие исследования свидетельствуют о том, что начало «индустриальной цивилизации» было положено развитием угольной промышленности, которая в свою очередь стимулировала развитие других отраслей производства и даже использование пара: ведь и паровая машина Уатта работала на древесном угле. Таким образом, индустриальная цивилизация, начавшаяся с XVI—XVII вв. и существующая поныне, – это такая ступень развития общества, технологический базис которого составляет техника, заменяющая полностью физические усилия человека. «Индустриальная цивилизация» характеризуется изменением всего образа жизни общества: сельского хозяйства, транспорта, связи; профессиональных навыков, образования, воспитания и культуры человека.

Сегодня философы и социологи говорят о вхождении человеческого общества в новую, общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технотронную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правомерна ли марксистская теория общественно-экономической формации и формационного подхода к анализу развития общества? Не предпочтителен ли так называемый цивилизационный подход?

Очевидно, что оба эти подхода не исключают, а, напротив, предполагают друг друга. Человечество идет, с точки зрения технического и технологического развития, в одном направлении – от «доиндустриальной цивилизации» через «индустриальную цивилизацию» к «постиндустриальной цивилизации». Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни общества и человека. Постиндустриальная цивилизация формируется современной научно-технической революцией, которая захватила страны и восточные, и западные. Под воздействием НТР оказываются все основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, время труда, время творчества и время досуга. Информатика революционизирует эти периоды человеческой жизнедеятельности: увеличивается время профессиональной подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильности по отношению к изменяющимся условиям и характеру труда. Сокращается время труда, что содействует улучшению условии труда и благополучию работника. Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путем перераспределения рабочего времени, сокращения рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг.

Проблема свободного времени – это и проблема развития духовной цивилизации. Именно духовная цивилизация определяет подлинное лицо технической цивилизации, выражая отношение национальной культуры, ее духовных ценностей, традиций к новым материальным и духовным ценностям.

Важно понять, что развитие постиндустриальной цивилизации, вхождение в нее через рынок, как мы сегодня провозгласили, связаны с тем, каким способом происходит овладение новыми материальными и духовными ценностями, прежде всего новыми технологиями, электроникой, автоматизацией, информатикой.

Культура не безразлична к новому: она может отторгнуть его или принять, органически переработать, сделать своим. Религия, этика, социальные установки, общественное сознание не относятся безразлично к существующим в обществе материальным и духовным ценностям. Это хорошо показал немецкий социолог М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Протестантская этика, т. е. неформальная система норм и ценностей протестантской религии, регламентирующая человеческие отношения и общественное поведение людей, являющаяся основанием социально-этических оценок, оказала решающее воздействие на развитие промышленного производства, всей предпринимательской деятельности. Согласно этой этике, основными признаками избранности человека Богом являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление человека через эти нормы утвердить свою богоизбранность создало сильнейший стимул и новые критерии, необходимые предпринимательству, такие как: бережливость, расчетливость, законопослушание, трудовая дисциплина и качество труда, обязательность, ответственность и др.

А с чем связано так называемое чудо японской технической цивилизации? Оно также своими корнями уходит в японскую культуру, духовную цивилизацию. Япония умело соединяет традиционное в своей культуре с тем новым, что содействует ее прогрессивному развитию как технической цивилизации: редкое трудолюбие, которое поддерживается всей системой общинных связей, сочетается с умением работать на новейшей технике; обостренное чувство преданности своему хозяину, предпринимателю соединяется с удивительной способностью усваивать лучший опыт других народов, их культуру, но не в ущерб своему японскому своеобразию.

Поэтому, говоря о постиндустриальной цивилизации как будущем человечества, мы не должны забывать о том, что эта цивилизация, являясь с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Введение
1. Основы возникновения и развития техники
2. Техника. Цивилизация. Культура
3. Кризис техногенной цивилизации
Заключение
Список использованных источников

Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Одной из базовых составляющих культуры является техника. Техника укоренена в культуре и является одной из форм активности человека. Как нельзя понять природу человека вне этой формы активности, так и невозможно понять саму технику вне культурного контекста. Поэтому мы говорим как о культурной ценности техники, так и о технической стороне культуры. Выход техники в область культуры освобождает ее от понимания только как средства выживания человека. Становится ясно, что техника, прежде всего, является средством формирования и развития человека.

Взаимоотношения человека и техники – одна из важнейших проблем философии и культурологии. Современная цивилизация, рассматриваемая целостно в отвлечении от ее внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. Наиболее распространено ее обозначение как техногенного типа индустриальной цивилизации. Такое истолкование рубежа, достигнутого человечеством на исходе ХХ столетия, позволяет отделить современность от былых исторических форм (традиционной цивилизации) и от грядущих очертаний мировой жизни.

Если в прошлых столетиях отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло это явление в центр общественного внимания, привлекло к нему взоры миллионов людей. Осмысление ее значимости для истории и каждого человека стало насущной задачей.

1. Основы возникновения и развития техники

В современных представлениях об истоках возникновения техники можно выделить два блока.

Один из них связан с антропологическими истоками техники и основывается на том, что человек – существо не только разумное, мыслящее – homo sapiens, но и преобразующее – homo faber. Свой мысленный проект (идею) человек материализует в труде, в действии над природным материалом, придавая последнему другие, нужные ему свойства. Постепенно формирующаяся способность сравнивать изготовленные им предметы, оценивать свое действие, наблюдать его эффективность лежит в основе изменения идей и замыслов, а следовательно, и развития, совершенствования самой техники. К антропологическим предпосылкам относится и способность человека вырабатывать информационно-языковые средства.

Технику можно рассматривать как знаковое средство хранения и передачи технической культуры. Особенность ее в том, что техника «наглядна», «очевидна» для всех. При этом долгое время казалось, что доступно все содержание технической деятельности. Вот почему в течение долгого времени царило представление об однозначной «полезности» техники. И лишь со временем стали все больше обнаруживать, что техника как форма культурно-языкового общения не только совершенствует процесс передачи информации, но и видоизменяет технический процесс, формирует некоторую тайну techne.

Кроме антропологических истоков происхождения техники современные исследователи выделяют социокультурные предпосылки ее возникновения. Они кроются в том, что техника возникает на фоне общего социокультурного развития, как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры.

В объяснении происхождения техники сложилось несколько подходов: натуралистический, волевой, рациональный.

Натуралистический подход выделяет естественно-природные основания возникновения техники. Согласно этой точке зрения человек, как существо слабое перед лицом природы, вынужден производить технические артефакты, чтобы защититься от враждебных природных сил. Инженерия представляет собой, с этой точки зрения, один из инстинктов человека. Поэтому инженерный импульс обнаруживается в самых ранних культурах. При этом подходе внимание сосредоточивается на нерациональных детерминантах технических действий, однако не объясняет появления современной техники, основанной на науке.

С точки зрения волевого подхода, техника только частично определяется природой. Другим фактором, обусловившем ее происхождение, является воля. Эта воля мирового вселенского порядка, являющаяся источником всех фундаментальных ценностей западной цивилизации. Существует также так называемое сакральное, дьявольское объяснение технической власти, которая якобы является результатом безграничного поклонения технике.

Третий подход к проблеме происхождения техники условно называют рациональным. Техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие. Отсюда вытекают два варианта объяснения. Один из них связан с сущностью технического знания и объясняется технико-научной рациональностью. В другом варианте рациональность выводится из божественного веления. Однако в отличие от натуралистического подхода источником технического развития является не природа, а интеллект.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В настоящее время становится все более и более ясным, что эволюция техники тесно связана не только с ростом фундаментальных исследований в области естествознания, но и должна явно учитывать культурные ценности, в которых создается и функционирует техника.

Правильное понимание отношения «человек – техника – природа» – это не отождествление и не противопоставление их друг другу, а определение их места в культуре, что дает возможность избежать опасных последствий.

2. Техника. Цивилизация. Культура

Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что приводит к вытеснению человека из производственного процесса. В своем развитии техника имеет ряд этапов: – домеханический (орудийный), механический, электрический и электронный, каждый из последующих этапов, качественно отличается от предыдущего, включает его в свой состав как неотъемлемый элемент. Однако, такая периодизация, обладающая ценностью при анализе технологических достижений, не позволяет выстроить продуктивную философию истории человечества, ибо техническое развитие социально обусловлено.

Начало механического этапа совпадает со становлением машинно-фабричного способа производства. Электрификация технических средств дает начало конвейерным формам труда. Начало электронного этапа автоматизации приходится на период становления качественно нового, системно-автоматизированного, способа производства. С конца XVIII века в развитии техники и научно-технического прогресса произошел качественный скачок: вековые, тысячелетние мечты человечества стали воплощаться в жизнь благодаря великим открытиям в естествознании, духу изобретательства, получившему систематический характер, а также организации труда во всех сферах человеческой деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Что такое техника?

Пожалуй, ни одно из явлений, окружающих человека на рубеже ХХ века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Эту противоречивость люди заметили сравнительно недавно. До второй мировой войны судьбы техники волновали больше художников и поэтов, чем философов и социологов. Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, как казалось всем, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века Просвещения. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня же растут беспокойство и нападки на технику: из спасительницы она стала виновницей всех бед нашего времени. С чем же связано осознание этой опасности?

Во-первых, возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника. Необходимость «предвидеть непредвиденное» требует надежности техники, особенно тогда, когда ее сложность превосходит контролирующие возможности человека. И, наконец, масштабы развития техники привели к возникновению особого технического мира. Законы этого техномира могут «мстить» людям за их незнание и пренебрежение к ним.

Сегодня существует огромное количество определений техники: «прикладное естествознание», «способ (средство) подчинения природы», «способ упорядоченности природы и ее открытия, освоения, самосохранения человека», «средство производства излишков», «средство освобождения ограничений природы», «создание искусственной среды», «опредмечивание человеческой деятельности» и др. Очевидно, что термин «техника» употребляется в узком и широком смысле слова.

В узком смысле слово «техника» – это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые «объекты» (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности – инженерией.

Нужна помощь в написании?

В широком смысле термин «техника» имеет внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный, ее понимают как продукт человеческой цивилизации. В широком смысле она есть инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. При этом нередко «внетехнический» («внетехнологический») смысл техники рассматривают как дополнение к инструментальности, как смысл, находящийся за пределами самой техники.

Из многочисленных определений видно, что техника предстает как многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками: инструментально-технологическое измерение; естественное (природное) измерение; индивидуальное человеческое измерение; социальное измерение; культурное измерение.

Если в первом аспекте техника изучена довольно основательно, второй аспект вызывает озабоченность в связи с экологическим кризисом, переживаемым человечеством, и поэтому интенсивно разрабатывается в настоящее время; в исследовании третьего аспекта сделаны первые шаги, особенно в связи с актуализацией проблемы человеко-машинных систем, искусственного интеллекта, роботизации и других. Последняя проблема – социокультурное измерение техники – только начинает разрабатываться и далеко не всеми еще осознается как проблема.

Выделим основные фундаментальные социокультурные черты техники:

  • техника как средство преобразования среды, природы и человека;
  • техника как посредник между человеком и природой;
  • техника как средство, изменяющее самого человека.

Отвечая на вопрос: «Каковы же социокультурные смыслы техники?», обратимся к пониманию культуры, которая предстает перед нами в трех ликах:

1) культура как результаты деятельности человечества, выступающие как ценности;

2) культура как степень совершенствования способов деятельности;

3) культура как степень развитости духовной составляющей личности.

Безусловно, техника как явление культуры имеет все эти измерения. Как социокультурная ценность техника может рассматриваться:

1) как объект – это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающие его ресурсы;

2) как знание (техническое) – умения, правила, теории;

3) как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного мира. По сути, составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы.

Техника как явление культуры находится в многообразных связях с другими явлениями культуры: наукой, моралью, экономикой, политикой, искусством и др.

Взаимоотношение Человек-Техника. Общепризнанно, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении «человек – техника» появились новые аспекты, среди которых выделим два важнейших:

1) проблема искусственного и естественного интеллекта;

2) образ жизни человека в техномире.

Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицит человечности», появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья. Нет никакого сомнения, что компьютерная техника оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

3. Кризис техногенной цивилизации

В результате быстро расширяющегося процесса технизации, с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями.

Сегодня получает распространение мысль о том, что техника не только включена в культуру, но и приоритетна в современных цивилизациях, что приводит к господству технической рациональности. Собственно, в этом и состоит сущность техногенной цивилизации. И требуется, по мнению Г. Маркузе, предельная напряженность человеческого общества, чтобы оно осознало катастрофу господства технических ориентаций и сделало новый выбор приоритетов в шкале социокультурных ценностей. Выделим те черты в шкале культурных универсалий, которые определяют техногенный характер современной цивилизации:

  • особое представление о природе;
  • человек – активное существо, преобразующее мир;
  • деятельность человека направлена на преобразование предметов;
  • технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне социокультурного измерения.

Из других социокультурных универсалий западноевропейской культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, отметим быстрое, в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; пуританскую этику; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы. Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт.

В чем состоит сущность кризиса техногенной цивилизации, может ли человечество найти пути выхода из него? Будем исходить из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса.

Во-первых, через осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры. Другим важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурное, собственно человеческое измерение.

И, наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже ХIХ и ХХ веков. Можно выделить три этапа в этом процессе:

  • понимание проблемы;
  • понимание методов и способов эксплуатации техники;
  • социокультурное осмысление техники.

Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание. Чем больше будет развиваться техногенная цивилизация, тем настоятельнее будет ощущаться потребность в духовном, нравственном, правовом, философском, религиозном, то есть – культурном совершенствовании и развитии человека, ибо только «человек культуры» будет способен сохранить свою человеческую сущность, свою человеческую субстанцию, свой человеческий образ в безбрежном океане технотронной цивилизации с ее роботами, «мыслящим интеллектом», «клонированием» естественных и искусственных существ, с ее необозримыми горизонтами технократических возможностей и перспектив.

Поиски спасительных альтернатив побудили философов, этнографов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развиваются в противовес техногенной и угнетены ею. Речь идет о ценностях родовой организации общественной жизни с мифологическим мировоззрением, которое выполняло охранную функцию по отношению к природе и было пронизано космическим мироощущением.

Поэтому искания в лице таких современных мыслителей как Тойнби, Левй-Стросс, Мирч Элиде, Лосев, Фейерабенд, Башляр, Хейзинг и других, пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только трех последних столетий европейской цивилизации, подает надежды на положительные ответы на вопрос: «Чем и как заменить современную техногенную цивилизацию с ее агрессивной позицией по отношению к природе?» Но это означает и замену естественнонаучного и технического образования в его нынешней форме на другую, учитывающую человеческий и экологический императивы.

Но дело не только в опасностях, которые таит в себе «расширение Вселенной» технотронной цивилизации. Дело еще в том, что и сама современная культура уже давно переживает тяжелейший кризис. Это – кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это – кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Ясно одно: человечество переживает один из тяжелейших кризисов, связанный с необычайным развитием науки, техники, технологии.

Однако сколько бы не проклинали технику, к каменному топору человечеству все равно уже не вернуться. Движение луддитов и его позднейшие рецидивы доказали только одно: изъять технику из социальной жизни нельзя. Наука и техника дают возможность обеспечить на Земле изобилие благ, создать материальные условия для процветания общества, для развития личности, и они же, эти творения ума и рук человека, обращают против него самого. Таково противоречие, с которым пришло человечество к XXI веку. Очевидно, что данный антагонизм неустраним, пока технический прогресс и экономическое могущество за счет безудержной эксплуатации природы не уступит место такой ситуации, при которой техническая и технологическая деятельность будут подчинены целям развития культуры и расцвета человеческой личности.

Заключение

XX век войдет в историю как век небывалого взлета научно-технического прогресса, становления и глубинного утверждения техногенной цивилизации. Всеми своими достижениями это время обязано реализации норм, идеалов и принципов данного этапа цивилизационного развития человечества. Но именно с ними же связаны и все тупики, проблемы и противоречия, оставляемые ушедшим веком будущему развитию человечества.

Список использованных источников

1. Долгов К.М. Техногенная цивилизация и культура человека.
2. Ермишина Н.Д, Михайлов А.Н.Культурология: учебное пособие.
3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.
4. Электронный источник – www.wikipedia.ru

Реферат на тему “Техника как сущность современной цивилизации” обновлено: Ноябрь 13, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

На заре нового тысячелетия мир и люди телом, душой и разумом принадлежат Технократии. Программы, посвященные ниспровержению и опошлению отдельных моментов отклонений, принесли свои плоды, Традиции опрокинуты, и теперь этот монолит намеревается завершить работу. Ученые Союза видят себя архитекторами нового мира, реальности, которую они строили шесть с половиной веков. Если другие фракции вредят Массам, то больше всего теряет Союз. Именно поэтому Технократы быстро и эффективно реагируют на угрозы их власти.

СовременностьПравить

Лихорадочный ритм современного мира заставляет Технократов создавать новые теории и приборы, защищать население от опасных открытий и расширять границы человеческого знания. Но в то же время Традиции мистиков отвергают конвенционную науку, застойное общество Масс подавляет любую созидательность или отклонения, а наука и технология рушатся под собственным весом, когда за них берутся склонные к ошибкам люди. Агенты Технократии реагируют на это давление с пылким рвением – уничтожая ли мистиков, которых не понимают, ища способы переделать дефектные технологии, или даже сражаясь с избытком других Технократических причуд.

И кто же будет беспокоиться из-за некоторых магов-ретроградов, раздавленных по ходу процесса – с таким-то послужным списком? Возможно, когда-то Технократия была благородным предприятием, но она была взращена страхом, алчностью и ненавистью. И из этого порочного семени проросли длинные и уродливые корни.

Научные методикиПравить

С точки зрения Традиций, использование Технократами науки и технологий является магией – для Совета Девяти, способность пересекать Барьер, читать мысли, летать и любым другим способом обходить ограничения человеческих способностей является использованием силы воли для управления реальностью. По мнению Технократов, истина тут и рядом не лежала. Ученые Союза ведут разработки, конструируют и сражаются, чтобы создать мир, в котором магии не существует. Для них, магия – лишь одно из суеверий, регрессивная ветвь мышления, невоспроизводимый феномен и опасное применение неконтролируемых сил.

Наука – это фундамент всего, на чем стоит Технократия. Она дает подтверждаемые, повторяемые результаты, а также технологии, которые без опаски может использовать любой человек, и классифицированность естественных, научных законов. Наука – это то, что не управляется верой, но демонстрируется строгими, основанными на эксперименте, методиками.

Точно так же, Технократы не принимают ловушек, что окружают магические взгляды. Они не принимают существование Аватара. Вместо него они видят Гений. Они не соединяются с Грезами человечества, когда ищут необходимую информацию. Вместо этого они подключаются к базе данных. Для Технократа, все научные достижения существуют независимо от него. Он может построить телепортационную платформу, но, при этом, даже и думать не будет, что эта платформа работает лишь потому, что он хочет этого. Она работает потому, что были проведены исследования, сборка и проверки, возможно – с участием помощников. Ученые Технократов считают себя просвещеннейшими умами человечества, способными постичь знания, которые слишком сложны, чтобы Массы могли их понять или использовать.

Цепь командованияПравить

Союз – обширная тайная организация, в руках которой оказались практически все стороны человеческой жизни. Большинство магов редко сталкивается с более, чем одной или двумя ее руками. Несмотря на кажущийся таковым облик, Технократия – не единый организм, во что верят многие маги Традиций.

На вершине иерархии Союза находится Внутренний Круг, загадочное собрание ученых, которых мало кто встречал вживую. Для большинства Технократов, Внутренний Круг – не более, чем заголовок распространяемых по Союзу объявлений. Ввиду недавнего сворачивания работ в глубоком космосе, послания Внутреннего Круга были весьма обрывочными, и большинство находящихся на Земле Технократов полагаются, в основном, на собственное мнение, чем на рекомендации по миссиям, присланных этим высоким собранием. Такое нарушение протокола – существенный недостаток, так как считается, что только у Внутреннего Круга имеется полный График, который указывает, когда и какие изобретения должны быть открыты Массам.

Каждый месяц Внутренний Круг проводит Симпозиумы, где собираются лидеры каждой Конвенции, чтобы обсудить текущее положение и планы. Когда достигается консенсус, подготавливается видеозаявление и распространяется по Союзу. И, как уже было сказано, ввиду сложностей со связью, данные послания редко исполняются на Земле полностью. Иногда они попросту неприменимы к текущим земным реалиям и игнорируются под действием более важных моментов.

Несмотря на кажущуюся ситуацию, большинство агентов Технократии – на всех уровнях, во всех Методологиях – не Просветленные. Они – Спящие, которые, по крайней мере, были соответствующим образом натренированны, чтобы иметь возможность использовать сложное оборудование. Большинство агентов Нового Мирового Порядка в правительстве и СМИ, или Синдиката в большом бизнесе – тоже Спящие. У них попросту нет столько Просветленных, чтобы использовать их на настолько низкопрофильных работах.

КонвенцииПравить

Теперь, когда Война Восхождения, фактически, завершилась, а Традиции находятся в бегах, у Союза освободилось достаточно персонала и времени, чтобы заняться достижением своих целей. Каждая Конвенция имеет свою точку зрения на то, как этих целей достичь, но все они работают над одним общим результатом.

Во-первых, Союз намеревается сделать Землю настолько пригодной для жизни, насколько это возможно. Перенаселение ведет к предрассудкам, недостатку образования, заниженным ожиданиям, низкому уровню жизни и нищете. Если у всех будет достаточно места, чтобы жить с удобством – или, хотя бы, иметь немного уединенности – то, как надеется Технократия, Массы получат толчок к развитию.

Все Конвенции развились из скромного союза великих умов в охватывающие весь мир — а иногда и иные миры — организации, продвигающие Просвещеннейшие умы, величайшие открытия наук и общественного развития, а также специалистов в своей грани Единства. Осознавая силу коллектива, Конвенции объединились, создав Союз Технократии. И теперь они руководят человечеством, ограждая его от опасных и непознаваемых кошмаров сверхъестественного, а также содействуя распространению Просвещения. Недавние проблемы со связью и путешествиями в космосе могут быть решены только объединением усилий ученых, представляющих все грани науки. Поэтому все Конвенции образуют Союз, объединяющий их силы.

Быть членом Конвенции – не значит иметь особый членский билет или работу (хотя бывает и так). Агентам низшего уровня зачастую неизвестны масштабы их деятельности. Более того, непросвещенный рекрут часто бывает правительственным чиновником или лабораторным работником, время от времени подающим доклад «начальнику особого отдела». Да и Просвещенность не всегда вводит в ряды оные – многие выдающиеся граждане способны использовать особые приборы Конвенций, но компетентности им Просвещенность не дает. Однако постижение высочайших тайн наук – а, соответственно, и глубин Просвещенности – совершенно необходимо для высших лиц Союза.

Каждая Конвенция развивает свою грань науки, внося этот опыт в Союз. Все вместе они являются величайшими тактиками и специалистами всего человечества во многих ее областях. К сожалению, наука не может упорядочить мораль.

Союз стремится повсеместно развить и распространить образование – эта цель считается приоритетной. Факты говорят о том, что если у наставника есть время на индивидуальные занятия с каждым студентом, то у студентов есть возможность достичь совершенства в любой избранной им сфере наук. Новый Мировой Порядок уже разработал учебные программы, которые сильно превосходят те, что используются в странах Первого Мира.

Как только Земля станет безопасной, Союз намеревается двинуть человечество к звездам – сначала на колонизацию Луны, а потом и другие планеты Солнечной Системы. Для начала Покорители Бездн должны увериться, что покинувшие Землю люди будут в безопасности – то есть, что Нефанди, инопланетные твари, Мародеры и другие угрозы подавлены.

Врачи Технократов ослабляют и исцеляют болезни, врожденные пороки и уродства. За всемирными программами по улучшению здравоохранения обычно стоят Биоинженеры. Они стремятся создать новые медицинские, диагностические и хирургические методики, а также поощрить большую внимательность в наблюдении за опасными для жизни расстройствами. Уничтожив множество видов болезней и пороков, Союз надеется освободить человечество от страха смерти.

И, что самое важное, Технократия ищет способ привести в реальность их видение всемирного Возвышения. У каждой Конвенции есть свое мнение, как это может произойти, но, скорее всего, Биоинженеры и Итерация Икс разработают некую технологию, позволяющую возвысить человечество до почти божественного уровня. Они стремятся усилить умственные способности механическими способами или улучшить человека путем прикладной евгеники, а также обеспечить возможность дальнейшего развития.

Конечным результатом любого из принятых ими курсов развития будет не только забвение магии, но и полная потеря к ней интереса. Все, чего будут стремиться достичь маги, будет возможно с помощью технологии. И это будет доступно каждому. Без нужды в магии, численность магов просто сойдет на нет. Если население расселится по всему земному шару, то незаселенных районов просто не останется. И потому Ушедшие не смогут жить или посещать Землю. Те же причины применимы для странствий по космосу и межпланетной колонизации. Как только Земля перестанет быть для них безопасной, сверхъестественные противники должны будут куда-нибудь отступить. И Покорители Бездн надеются отрезать им пути к отступлению.

Со всемирным распространением основанного на научных принципах образования, не будет нужды объяснять какие-либо грани мира при помощи богов, магии и других предрассудков. С Восхождением всего человечества отпадет нужда в самой Технократии – что не нравится многим Технократам. Другие ученые считают, что Восхождение просто приведет в Союз все человечество. В любом случае, сверхъестественное перестанет быть угрозой. В более мрачном случае, артефактом прошлого может стать индивидуальность. Может быть, создания Технократов разовьют свой собственный разум и сменят человечество. Последний вариант заставляет многих беспокоиться.

  • Биоинженеры (Progenitors)
  • Итерация Икс (Iteration X)
  • Новый Мировой Порядок (New World Order)
  • Покорители Бездн (Void Engineers)
  • Синдикат (Syndicate)

Миры Вселенной. Они имеют разное местоположение в пространстве и такую же разную ориентацию. Я знаю, что вас интересует вопрос о технократических мирах: имеют ли представители этих миров, по-вашему, душу? И в чём различия двух принципов, или путей, развития: технократического и духовного?

Мы будем говорить о проявленных мирах. Мы будем отслеживать два пути развития. Итак, при сотворении космическое тело получает энергию для развития, а развитие происходит по предопределению живущих. Живущие в данном мире организуют пространство таким образом, что позволяют или не позволяют реализовывать замысел Творца.

В чём состоит замысел Творца? Конечно, это, прежде всего, реализация задуманного, осуществление плана развития всего сущего и через это – развития планеты, позволяющее подняться ей на определённый уровень, виток. Это движение по спирали, формирующее миры, ибо всё живое подвержено изменениям. Но мы говорим о путях развития.

Чем обусловлен выбор многими мирами технократического пути развития? С чем это связано? Этот выбор обусловлен, прежде всего, привязанностью к материи, к тому, что существует здесь и сейчас, к тому, что является неотъемлемой частью этой жизни. Итак, технократический выбор главенствует там, где основы выбраны чисто материальные. И этот мир стремится возвести здание только на этих основах, игнорируя Дух и его развитие. В результате этого осознанного выбора общество или этот мир становится подвластным только уму и переключает основной центр только на разум, признавая только доводы ума, исключая иные возможности.

В результате этого пути развития сердце, сердечный центр не имеет более равноправного значения для живых сущностей и душа – эта исключительно тонкая энергетическая субстанция – утончается настолько, что её присутствие, или наличие, имеет мало смысла, ибо эта энергетическая субстанция не используется, не развивается.

Есть миры, которые имеют эту частицу и таких большинство. Есть которые утратили её, и их жизнь сравнима с жизнью биороботов. Это, чаще всего, системы, которые создали себе целую армию живых существ такого типа. О развитии таких сущностей речь не идёт, речь идёт о развитии многогранного мира, в котором они существуют.

Да, есть миры очень жёсткой ориентации, где угнетение одних живых существ другими достигло апогея. И вмешаться туда нет возможности, ибо они потеряли связь с Творцом. Мир жёсткой ориентации использует живые существа в качестве рабочей силы, создавая им условия для проживания, для существования, но игнорируя личность как индивидуальность, как неповторимую сущность.

Эти миры полностью закрыты от нас слоем густых образований, тёмных энергий, и через такие заслоны связь с Творцом не возникает. Это потерянные миры. Они живут на потенциале своей планеты, ибо каждое космическое тело получает начальную основную энергию для развития. Она исчерпывается постепенно. Для живущих кажется, что она вечна, но эта планета, оторванная от Первоистока, от равноценного энергообмена, обречена на гибель.

Но системы жёсткой ориентации встречаются редко. В основном, системы, избравшие путь технократический, осознанно признают Творца и стараются не терять связь с Духовным Миром, осознавая преимущества этой возможности, стараясь тем самым совершать минимальный энергообмен. Такие миры в большинстве. Там жизнь обусловленно практичная – разум работает на совершенствование мира, но признаётся и личность, и такие сущности имеют, по-вашему, душу, в которой есть потенциал на развитие. Но этот потенциал, чаще всего, не используется, не ощущается, ибо чувства давно утрачены ими, но остаются ощущения, и мир познаётся через них.

Мир духовный. Много ли таких миров в нашей Галактике? Меньше, чем технократических. Отчего? Оттого, что этот путь для многих менее реален. Но те системы или отдельные планеты, выбравшие этот путь, отличаются своими достижениями в области Духа. Есть духовные миры высокой ориентации, есть миры, достигшие уровня тонких проявлений. Есть и планеты, осознанно выбравшие Путь к Творцу и, благодаря высокому уровню сознания, осуществляющие его.

И мы говорим о выборе. Сделать выбор всегда сложно. Что выбрать: жизнь здесь и сейчас или жизнь высокоразвитую, наполненную, но в будущих пределах? Многие выбирают «здесь и сейчас», не думая о будущем, не думая о развитии как о движении вперёд, создавая и уделяя основное внимание материализации своих замыслов. Мнимое господство манит, но духовные миры избирают, прежде всего, высоконравственные девизы и стремятся осуществить их через своё устремление к совершенствованию себя.

К чему приводит такая работа? К открытию скрытого потенциала через расширение возможностей, заложенных в энергетической субстанции – душе. Душа имеет скрытый, невыявленный потенциал. Он или растрачивается впустую, или же возрастает по мере развития. Развитие и, прежде всего, устремление к нему, позволяет раскрывать скрытые возможности. Эти возможности создают условия для иного осуществления жизни.

О чём я говорю? Я говорю, что возможность яснослышания создаёт условия для многогранного общения, общения с миром Присутствия и с мирами Космоса. Возможность ясновидения позволяет видеть мир энергий и всё осуществляемое через этот мир. Даёт возможность моментального выявления грубых мыслей и неистинных проявлений.

Возможности, реализуемые через путь духовного развития, многочисленны. Я не хочу смущать вас описанием для вас нереальных проявлений, например, истинной левитации или преодоления пространства через постижение Закона Пространства и Времени. Есть много завораживающего, что можно рассказать о достижениях развитых духовных миров. Но это именно развитые миры, которые пришли к этим достижениям через упорный труд над собой. И это самая сложная работа, самая тяжёлая – перестроить своё сознание, внести туда те знания, те истины, те критерии, которые станут незыблемым стержнем, остовом души.

Как сложно войти в состояние равновесия и знать, что именно это состояние является необходимым для истинного проявления души. Многое производимое вами на уровне эмоций является грубым и наносным – неистинным вашим проявлением. Вы многие не знаете, какой вы на самом деле, ибо эмоции наслаиваются и наслаиваются, покрывая душу твёрдым панцирем. Как пробиться, достучаться к таким душам, которые изначально ориентированы неверно? Кто им поможет? Никто, кроме самой души, возжелавшей пробуждения, возжелавшей освобождения от давящих наслоений.

Ваш мир нацелен изначально на духовное развитие. Вам даны уникальные возможности для осуществления намеченного. Вы следуете своим Путём. Каким он будет – решать вам. И мы ждём осознанного решения каждого.

Учитель Христос

Православная цивилизация

Карта этнокультурного разделения цивилизаций, построенная по концепции Хантингтона: западная культура (тёмно-синий цвет), латиноамериканская культура (фиолетовый цвет), японская культура (ярко-красный цвет), синская культура (тёмно-красный цвет), культура Индии (оранжевый цвет), исламская культура (зелёный цвет), православная культура (бирюзовый цвет), буддийская культура (жёлтый цвет) и африканская культура (коричневый цвет)

Православная цивилизация — согласно теории Хантингтона о столкновении цивилизаций — одна из мировых цивилизаций, борющихся за господство на мировой арене, наряду с западной, исламской, латиноамериканской, африканской, индуистской, буддистской, синской (китайской) и японской цивилизациями. Православную цивилизацию не следует путать с русской цивилизацией, так как это более общий термин: не все традиционно православные культуры связаны с Россией. Однако корректность данной терминологии может вызывать вопросы, так как для практикующего православного христианина православие и христианство обычно рассматриваются как синонимы, поэтому православная цивилизация синоним христианской цивилизации как таковой.

В православную цивилизацию, согласно Тойнби и Володихину, также входят некоторые восточноевропейские и балканские страны, Греция, Грузия, и входила Византия до её уничтожения. Термин «русская цивилизация» использовал Тойнби в своей книге «Постижение истории». Согласно концепции вызова и ответа, изложенной в этой книге, различным цивилизациям на протяжении своей истории приходится сталкиваться с теми или иными вызовами. Если они смогут дать на них достойный ответ, то они выстоят и продолжат развиваться; если же не смогут — погибнут. Византийская православная цивилизация не смогла противостоять натиску «крестоносцев» и турок, и пала под их ударами.

Шпенглер писал в своей книге «Закат Европы», что существует несколько мировых культур, одна из них — русско-сибирская.

См. также

  1. Западная цивилизация
  2. Исламская цивилизация
  3. Синская (китайская) цивилизация
  4. Японская цивилизация
  5. Книга Шпенглера «Закат Европы»
  6. «Столкновение цивилизаций», книга Хантингтона
  7. «Постижение истории» Тойнби

Ссылки

  1. Православная цивилизация на сайте Цивилизациум
  2. Интервью радио «Свобода» с писателем Тростниковым, священником Подобедовым и историком Козыревым
  3. Доктор исторических наук Н. А. Васецкий о восточно-христианской православной цивилизации
  4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003. — ISBN 5-17-007923-0

Цивилизация возникла 24 в. назад.

Цивилизация переформатирует свои социокульты в новые форматы через 2 в. в будущем.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Берёт своё начало от сирийской и эллинской.

Тойнби относит её к расцветшим независимым сыновнеродственным цивилизациям.

Православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в «сыновнем родстве» с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами.

Стержневая ось православного христианского мира берёт свое начало в центре эллинского мира, в Эгейском море. Движение по этой оси направляет нас в северо-восточном направлении, пересекая по диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя между Константинополем и Неокесарией. Эта линия значительно короче, чем линия между Римом и Римской стеной. И это обусловлено тем историческим фактом, что экспансия православного общества была гораздо менее масштабна, чем экспансия западнохристианского общества.

Экспансия православного христианского общества шла отнюдь не по прямой. Линия этой экспансии образует фигуру полумесяца с рогами, обращенными на северо-запад и северо-восток. На северо-востоке православное христианство первоначально закрепилось в Грузии, в предгорьях Кавказа, а к началу VIII в. н.э. оно перевалило через Кавказский хребет, достигнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь.

Православное христианское общество могло теперь распространять свое влияние на степь во всех её пределах, подобно тому как западное общество, установив отправной пункт на Иберийском полуострове, постепенно овладело Южной Атлантикой и утвердило себя в заморских землях, именуемых ныне Латинской Америкой. В это же время иудаизм и ислам также вышли на историческую арену. Иудаизм распространился среди хазар, живших между Нижней Волгой и Доном, а ислам — среди белых болгар на Средней Волге. Эти два обстоятельства положили конец экспансии православного христианства на северо-восток.

На северо-западе православное христианство охватило Балканы и приготовилось совершить прыжок в Центральную Европу, но здесь оно оказалось в конкуренции с западным христианством, которое начало действовать раньше и имело к тому времени достаточно прочные позиции. В IX в. эти два конкурирующие между собой общества были готовы начать позиционную войну. Папа сделал болгарам предложение объединить церкви; Византия, или Восточная Римская империя — призрак Римской империи, — направила своих миссионеров Кирилла и Мефодия к славянам Моравии и Богемии.

Однако эти взаимные выпады были прерваны внезапным набегом языческих мадьярских кочевников, пришедших из Евразийской степи и занявших территорию, называемую ныне Венгерский Альфёльд. Граница между западным и православным христианством окончательно определилась к Х-XI вв., причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли в состав западного общества.

Православное христианство распространялось и вдоль своей поперечной оси, которая пересекала главную ось в Константинополе. Морской путь через Дарданеллы и Эгейское море привёл православное христианство на свою прародину — к «отеческому» эллинскому обществу, — а отсюда оно направилось по древнему пути греческой морской экспансии в Южную Италию, где принялось старательно отвоевывать себе место среди мусульманских и западнохристианских общин.

Однако прочно закрепиться здесь православное христианство не смогло и в XI в. вынуждено было отступить под натиском норманнов, отвоевавших этот форпост для западного христианства. Большего успеха православное христианство добилось, продвигаясь в противоположном направлении — через Босфор и Черное море.

Преодолев Черное море и широкую приморскую степь, православие в XI в. обосновалось на Руси. Освоив этот дом, оно пошло дальше — по лесам Северной Европы и Азии сначала до Северного Ледовитого океана — и наконец в XVII в. достигло Тихого океана, распространив своё влияние от Великой Евразийской степи до Дальнего Востока.

На пути разделения православной цивилизации и католической можно отметить три кризиса, которые, в конечном итоге привели к окончательному их разводу.

Первый кризис, разразившийся в VIII в., представлял собой конфликт между иконоборцами и папой по вопросу об обряде — конфликт, завершившийся возрождением постулатов Римской империи в православном христианстве Львом Исаврийцем. Аналогичная попытка эвокации призрака Римской империи, предпринятая незадолго до этого Карлом Великим, закончилась неудачей.

Второй кризис — это конфликт IX в. между вселенским патриархом Константинополя и папой по вопросу о церковном авторитете — конфликт, столь драматично сказавшийся на судьбе патриарха Фотия и вызвавший глубокий раскол между иерархиями Рима и Константинополя, соперничавшими за сферы влияния в Юго-Восточной Европе.

Третий кризис привел к окончательному разрыву между двумя иерархиями, что случилось в XI в. Догматический вопрос, вокруг которого разгорелись страсти, не был чисто богословским вопросом, он тесно увязывался современниками с политической борьбой.

Разрыв 1054 г., завершивший схизму католической церкви, тем самым завершил и процесс дифференциации социальных структур. Образовалось два новых общества — западное и православное.

Католическая церковь на Западе функционировала под началом римской иерархии, что на несколько веков задержало процесс артикуляции западного общества в самоцентрированные локальные государства Нового времени. Между тем православная церковь стала государственным институтом, сначала в восстановленной Восточной Римской империи, а затем и в государствах, принявших православие позже. Таким образом, православное христианство в эпоху, именуемую средними веками, представляло собой явление, в высшей степени непохожее на средневековое западное христианство. Определенное сродство можно найти с протестантской частью современного западного мира, где карта религиозных конфессий совпадает с картой политического суверенитета.

++++++++++++++++++++

Влияние цивилизации на человека

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) бьет тревогу: интенсивность радиоволн на поверхности Земли сегодня превосходит мощность солнечного излучения в 100 млн. раз. Последствие подобного вторжения в природный мир полностью пока не известны. Поэтому в международной научной программе ВОЗ по биологическому действию электромагнитных полей (1996-2000 гг.) подчеркивалось: «Предполагается, что медицинские последствия, такие как раковые заболевание, изменения в поведении, потеря памяти, болезни Паркинсона и Альцгеймера, СПИД, синдром внезапной смерти внешне здорового ребенка и многие другие состояния, включая повышение уровня самоубийств, являются результатом воздействия электромагнитных полей. ВОЗ хочет осуществить содружество с международными учреждениями и организациями, научно-исследовательскими организациями в целях объединения ресурсов и знаний, касающихся последствий этих полей.

Всемирная организация здравоохранения признала проблему электромагнитного загрязнения среды обитания человека, наиважнейшей среды других экологических проблем.

Целью этого исследования является изучение проблемы влияния электромагнитного излучения на организм человека, предупреждение людей об опасности и выработке конкретных предложений по ее уменьшению

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя:

  • высокую работоспособность и устойчивость к заболеваниям; основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент);
  • уверенность в себе, основанную на умении управлять своими мыслями и чувствами (психологический компонент);
  • стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).

Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Здоровье каждого человека во многом зависит от состояния окружающей среды, т.к. человек биологическое существо взаимодействует с окружающим миром, тем самым испытывает на себе влияние среды. Какова эта среда, в которой мы живем?

Самое опасное место в квартире «мини Чернобыль» – это кухня: электроплита, микроволновая печь, холодильник, стиральная и посудомоечная машины, телевизор.

Электробритва, утюг, электрический чайник (кофеварка) – все они в работающем состоянии окружены магнитным полем, которое загрязняет окружающую среду, если бытовые приборы поставить рядом или друг на друга, они создают сильное электромагнитное поле.

Обезопасить себя в квартире можно если:

  • меньше времени проводить на кухне;
  • покупать бытовую электротехнику меньшей мощности и электромагнитные излучения будут слабее;
  • постарайтесь разместить приборы на расстоянии не менее полутора метров от себя;
  • не включайте одновременно несколько бытовых машин;
  • время работы с ними ограничить;
  • не ставить кровать ближе 2 м. к кабельным проводам и телевизору;
  • поставить ионизатор воздуха;
  • иметь в доме домашние цветы;
  • печь нельзя ставить непосредственно у стены;
  • телевизор на ночь лучше отключать от сети.

Миллионы людей ежедневно пользуются сотовыми телефонами, каждый четвертый россиянин сегодня является пользователем системы сотовой связи.

Основные элементы (базовые станции и мобильные телефоны) принцип действия системы сотовой связи.

Термический эффект – электромагнитная энергия поглощается телом человека и, преобразуясь в тепловую энергию, разогревает отдельные органы (на этом принципе работают микроволны печи) Антенна, основной излучатели телефона, находится рядом с головным мозгом, на который электромагнитное поле и действует. Особо чувствительными к воздействию электромагнитных полей является нервная, иммунная, эндокринно–регулятивная и половая система.

Нетермический эффект

Набор низкочастотных излучений, которые составляют одну из опасностей мобильной связи.

  • частота пульсации сотового телефона составляет 217 Г;
  • мощность, выделяемая при каждом импульсе, составляет 8,35 Гц;
  • некоторые виды мобильных аппаратов способны генерировать третью частоту – 2 Гц;
  • частота 217 Гц совпадает с гамма-ритмом головного мозга (связан с активной деятельностью человека);
  • частота 8,3 Гц – с альфа-ритмом (связан с умственной деятельностью человека);
  • частота 2 Гц – с дельта-ритмом (преобладает во время сна).

Извне в головной мозг поступают сигналы способные оказывать влияние на его собственную биоэлектрическую активность и тем самым нарушать функции головного мозга. По этому привычка класть возле изголовья кровати сотовый телефон может оказаться вредной. Сотовый телефон ночью не «спит».

  1. Пол …
  2. Возраст …
  3. Место работы (учебы) …
  4. Средняя продолжительность разговора в день …
  5. Среднее количество разговоров в день …
  6. Побочные явления, которые у вас появились, когда вы стали использовать сотовый телефон …

Абоненты, разговаривающие по сотовому телефону четыре и более раза в день, в два раза чаще жаловались на головные боли, чем те кто делает меньше двух звонков в день, но и те испытывают дискомфорт и какие-то побочные эффекты.

Были проведены исследования влияния сотовой связи на сердечно – сосудистую систему организма в частности, влияния на артериальное давление человека. Исследование проводилась на 20 добровольцах трех возрастов:

12, 39, 65 лет, разговор длился 20 минут. Были получены следующие результаты

Возраст Время, разговора, мин. Артериальное давление, мм. рт. ст.
Систолическое (верхнее) Диастолическое (нижнее)
12 лет 0 120 80
10 123 81
20 126 83
39 лет 0 120 90
10 120 90
20 122 90
65 лет 0 130 90
10 133 92
20 135 93

Разговор по сотовому телефону повышает артериальное давление, особенно заметно у детей. Это связано с тем, что растущий организм существенно более восприимчив к излучению.

При пользовании сотовым телефоном помни:

  • SAR сотового телефона не более 2 Вт/кг;
  • Пользоваться по необходимости;
  • Разговаривать не более 3-4 минут;
  • Пользуйтесь по возможности SMS;
  • Пользование телефоном детям до 16 не рекомендуется;
  • Используйте экранирующие чехлы;
  • Антенна, основной излучатель телефона, находится рядом с головным мозгом, на который электромагнитное поле действует.

Персональные компьютеры заняли прочное место в жизни людей. Сейчас невозможно представить полноценную трудовую деятельность без компьютера. Недооценка особенностей работы с дисплеем, приводит к существенным проблемам со здоровьем.

к основным факторам неблагоприятного воздействия на здоровье при работе с компьютером можно отнести:

  • электромагнитное поле монитора в диапазоне частоты 20 Гц – 100 МГц;
  • статический электрический заряд на экране монитора;
  • ультрафиолетовые излучения в диапазоне 200-40 нм;
  • инфракрасное излучение в диапазоне 1050 нм – 1 мм;
  • рентгеновское излучение более 1,2 кэВ;
  • эргономические параметры экрана (блики, мерцание, контрастность).

Кроме того, на рабочем месте пользователя источниками более мощными, чем компьютер, могут выступать объекты

Источник Диапазон частот (первая гармоника)
ЛЭП 50 Гц
Трансформаторные подстанции 50 Гц
Распределительные щиты 50 Гц
Электропроводка 50 Гц
Бытовые и конторские электроприборы 50 Гц
Телевизоры 0-15,6 кГц
Радиостанции ДВ 30-300 кГц
Соседние ПК 0-1000 МГц

Наличие в помещении нескольких компьютеров со вспомогательной аппаратурой создают сложную картину электромагнитного поля, распределение полей неравномерное, а уровни достаточно высоки.

Электромагнитное поле в диапазоне частоты 20 Гц – 300 МГц, статическое электрическое поле – главная опасность.

Субъективные жалобы ПК возможные причины их происхождения

Субъективные жалобы Возможные причины
Резь в глазах Визуальные эргономические параметры монитора, освещение на рабочем месте и в помещении
Головная боль Аэроионный состав воздуха в рабочей зоне, режим работы
Повышенная нервозность Электромагнитное поле, цветовая гамма помещения, режим работы.
Повышенная утомляемость Электромагнитное поле, режим работы.
Расстройство памяти Электромагнитное поле, режим работы.
Нарушение сна Режим работы, электромагнитное поле
Выпадение волос Электромагнитное поле, режим работы.
Прыщи и покраснения кожи Электростатическое поле, аэроионный и пылевой состав воздуха в рабочей зоне.
Боли в животе Неправильная посадка, вызванная неправильным устройством рабочего места.
Боль в пояснице Неправильная посадка пользователя, вызванная устройством рабочего места, режим работы.
Боль в запястьях и пальцах Неправильная конфигурация рабочего места, в том числе высота стола не соответствует росту и высоте кресла, неудобная клавиатура, режим работы.

Специалисты рекомендуют

Чтобы экран дисплея находился от глаз пользователя на расстоянии не ближе чем 50-70 сантиметров. Если в помещении более одного компьютера, то следует учесть, что на пользователя воздействует излучение от всех компьютеров, в первую очередь со стороны боковых и задней стенок мониторов, так что пользователь должен размещаться на расстоянии не менее 1 метра от компьютеров. В настоящее время существует достаточно данных указывающих на отрицательное влияние работы с компьютером а все жизненно важные системы человека. кроме того, биологический эффект электромагнитных полей в условиях длительного воздействия может, накапливаясь, стать причиной тяжелых заболеваний.
Необходимо строго следить за продолжительностью работы детей с компьютером

Электромагнитные поля особенно вредны для детей, беременных женщин, людей с заболеваниями:

  • центральной нервной;
  • гормональной;
  • сердечно-сосудистой систем;
  • аллергиков.

Помните. ПК (персональный компьютер) и здоровье человека взаимосвязаны.

В местах, где люди подвергаются воздействию электромагнитного облучения, чаще выявляются раковые заболевания и расстройства сердечно-сосудистой вегетативной нервной систем.

Литература

  1. Григорьев Ю.Г., Труханов К.А., Васин А.В. //Электромагнитные поля и здоровье человека. -14. Изд-во РУДН, 2002. – с.124 – 140.
  2. Котов П. //Степень вредного влияния сотовой связи. Газета «Физика» – приложение к 1 сентября. 2006. № 7 с. 37-42.
  3. Холодов Ю А., Лебедева Н.Н. //Реакция нервной системы человека на электромагнитное поле. – М.: Наука, 1992.

Влияние постиндустриальной цивилизации на человека

Введение 3

1. Влияние постиндустриальной цивилизации на человека 4

2. Социальные предпосылки 4

3. Экономические предпосылки 5

4. Экологические предпосылки 6

5. Культурные предпосылки 7

6. Психологические предпосылки 7

7. Психофизиологические предпосылки 8

Заключение 9

Список литературы 10

Введение

В эпоху постиндустриального общества перед человечеством в глобальном понимании смысла этого слова все острее стоят социальные проблемы. Среди них можно выделить СПИД наркоманию токсикоманию алкоголизм табакокурение и т.д.

Все эти проблемы основаны на многих факторах являющихся новым порождением глобализации и изменений в обществе. Порождаемые всевозможными лобби они разрушают человеческий социум и несут за собой целый пласт проблематики постиндустриального развития человечества.

Существует множество наук изучающих описываемые явления психология медицина социология сюда же можно отнести и социальную экологию.

Социальная экология — наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней.

Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Социальный эколог – специалист, решающий задачи оптимизации взаимодействия социокультурных систем и их элементов (субъектов различных уровней включая уровень отдельных людей) с целью их адаптации к процессам в естественных и искусственных средах (природной биологической социальной психологической информационной и др.)

Области социальной экологии:

— Системы управления (государственные и общественные организации):

— руководители и организаторы разных рангов;

— специалисты по социальной работе.

— Система образования:

— руководители и организаторы разных рангов;

— преподаватели специальных дисциплин.

— Консультирование:

— специалисты по системному консультированию;

— специалисты по психологическому консультированию;

— специалисты по масс-медиа;

— специалисты по политическому консультированию.

— Научно-исследовательская деятельность.

В этом контексте социальные проблемы изучаются социальной экологией как одни из самых основных.

Тема настоящего а посвящена изучению проблематики образования пагубных пристрастий в контексте социальной экологии. Изучаются факторы, влияющие на развитие таких социальных проблем как наркомания алкоголизм токсикомания табакокурение.

Изучение вопроса необходимо осуществлять именно в анализе специфических аспектов современного развития общества и выявления механизмов формирования «социальной потерянности».

  1. Влияние постиндустриальной цивилизации на человека

Во второй половине ХХ века на планете произошло качественное изменение условий жизни человечества как на уровне цивилизации в целом, так и на уровне отдельной личности. Во многом это определяется тем, что доминирующим типом человеческой цивилизации в развитых странах стала информационная цивилизация. Естественно существенным становится вопрос о влиянии техногенных и информационных процессов на личность.

На мой взгляд, опора на устоявшиеся еще в ХIХ веке системы и структуры ценностей ориентированные на узкие прагматические цели не соответствуют уровню достижений НТР начала ХХI века.

Необходимо учитывать все многообразие предпосылок определяющих специфику социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм токсикомания в наше время.

2. Социальные предпосылки

До определенного момента возможности постиндустриального общества казались неограниченными. Но сверхсложная экономика характеризуется большим количеством взаимосвязей между предприятиями, что накладывает ограничения на количество выбираемых обществом возможных путей развития, создавая эффект «сужающегося тоннеля». Человек неуспевающий в своем развитии оказывается вытолкнутым на обочину жизни.

В эпоху информационного общества, наступающую после этапа индустриального, базирующегося на владении средствами производства и после этапа финансового капитализма опирающегося на власть денег наступает этап некоего символического информационного капитализма, в котором власть основана и осуществляется путем управления информационными ресурсами и информационными потоками. Средства коммуникации, оперирующие трансформирующие дозирующие информацию и управляющие вниманием и как следствие сознанием людей становятся главным инструментом влияния. Для эффективного осуществления властных функций используются самые современные информационные технологии, которые превращают людей в объект направленной обработки, т.е. потребителей. Сознание такого человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые в немалой степени определяют его реакции оценки и поведение. Это существенно нарушает устойчивость структуры общества.

Социальными предпосылками новой «системы образования» являются воспитания человека — потребителя. Молодое поколение не успевает адаптированного к современному обществу адекватно воспринимающего окружающий мир имеющего устойчивое целостное мировоззрение, утверждающее общечеловеческие ценности начинает искать выход из кризиса путем отстранения себя от повседневной реальности. Выход ищется в традиционных формах отстранения — наркомании и алкоголизме.

3. Экономические предпосылки

В современном обществе на передний план выходят информационные процессы наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер. Основой экономики информационной цивилизации стало получение избыточной прибавочной стоимости. Она возникает за счет снижения издержек производства на отдельной группе предприятий, на которых время, затрачиваемое на производство продукта ниже, чем общественно необходимое (среднее) определяющее стоимость (либо выпускается уникальный продукт). Более высокая эффективность производства достигается, как правило, за счет применения новых технологий, а иногда за счет совершенствования методов организации производства, но как только научно-технические достижения становятся широко внедренными основной массой производителей избыточная прибавочная стоимость исчезает.

Получение избыточной прибавочной стоимости происходит за счет нестационарного эффекта. Суть дела в том, что для получения максимальной прибыли должны постоянно внедряться все новые и новые опережающие технологии. Сам принцип получения максимальной прибыли на основе избыточной прибавочной стоимости постоянно распространяется на все сферы жизни общества. Возникло «общество потребления», в котором создаются все новые предметы потребления и формируются потребности. В постиндустриальном обществе относительно хаотическое состояние экономики классического капитализма сменяется структурами регулируемой экономики. Большое влияние приобретает государственный аппарат распределяющий заказы ведущий политику государственного регулирования. В результате коренного изменения производительных сил в середине ХХ века ведущую роль стали играть новые технологии наука информационное обеспечение в дополнение к существовавшим ранее двум группам производства («а» — производство средств производства и «б» — производство предметов потребления) возникла третья группа «в» — производство научно-технологической информации и средств информационного обеспечения.

В целом появление постиндустриального общества и внедрение информационных технологий привело к качественному скачку в развитии экономических отношений. Рост прибыли во многом обеспечивался за счет природы и рационализации управления (т.н. «революция менеджеров») а не за счет усиления эксплуатации рабочих (в развитых странах).

Экономическими предпосылками обозначенных социальных проблем являются возникновение нового типа производственных отношений и новой группы производства.

На рынок выбрасывается все больше новых невиданных ранее предложений в т.ч. и из области человеческих удовольствий. Совершенствуется не только модельный ряд предложений (новые сорта новые потребительские свойства) но и новый маркетинг (упаковка реклама в электронных и печатных СМИ) снижаются возрастные стандарты информационного влияния и потребления. Все это сказывается и воздействует на психику неуверенно адаптированных людей. Влечет к употреблению ими антидепрессантов в т.ч. и запрещенных законом.

4. Экологические предпосылки

М.В. Рац, проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий пришел к выводу о том что «центр тяжести ситуации… смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления. Становится очевидным что «разруха не в клозетах, а в головах» (М. Булгаков) а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. …Становится ясно что суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой а в конфликте различных систем деятельности».

«Как следует из схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры (по Щедровицкому) социально-производственные ситуации (к числу коих относится и экологическая) суть наряду с прочим результат реализации культурных норм и образцов деятельности живущих и транслирующихся в особом пространстве культуры а потому какие бы мы усилия не применяли для перестройки представленной таким образом экологической ситуации и каких бы успехов мы не достигли — все это заранее обречено на неудачу потому что в следующий раз сработают те же культурные нормы и мы получим новый оттиск ситуации со старых культурных матриц».

«Если поместить эту схему на соответствующее место внутри схемы воспроизводства деятельности и в качестве новой схемы экологической ситуации рассматривать эту последнюю тогда в границы экологической ситуации дополнительно попадут механизмы трансляции и реализации культуры фиксации и использования опыта, а также содержание культурных норм и образцов. При таком способе действий оказывается, что экологический кризис — это не кризис в системе производства (как это принято считать) а кризис системы воспроизводства или кризис культуры оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира».

Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того что путь улучшения экологии планеты помимо проведения природоохранных мероприятий лежит также через систему образования и воспитания. Экология будет восстановлена только тогда когда будет реализована система подготовки специалистов по социальной экологии и экологии личности, когда в общество будет внедрена программа всестороннего экологического образования.

5. Культурные предпосылки

Как показывает опыт развитых стран, высокий уровень социально-экономического развития в настоящее время не предполагает и не создает предпосылок для разрешения сущностного кризиса. Как правило, кризис такого рода ведет к нарастанию индивидуальных и социальных проблем воспринимаемых как все большее усложнение цивилизации, поскольку скорость возникновения проблем опережает нашу способность к их разрешению.

В связи с тем, что отражением сущностных моментов жизни общества является культура, то возникает необходимость осознанно формируемого культурного бытия невозможного без выявления причин кризиса и условий необходимого поворота в развитии цивилизации осуществляемого через систему образования как систему воспроизводства культурного фонда цивилизации.

Для современности характерно пренебрежение культурой возникшее в результате прагматизма и иллюзии о полной адекватности естественнонаучной картины мира тому миру, в котором существует человек. Однако пренебрежение целым, включающим помимо рационального и иррациональное не избавляет от иррационального. Синтез материального и духовного иррационального и рационального в единое целое в рамках человеческого бытия осуществляется в рамках целостной картины мира определяющей целостность культуры. Только в этом случае возможно устойчивое (инвариантное) бытие человека в процессуальном мире.

Таким образом, культурными предпосылками новой системы образования является ее существенная роль в воспроизводстве и развитии культурного наследия цивилизации.

6. Психологические предпосылки

«…Среди множества катастроф которыми славен и угрожает нам ХХ век одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях как столкновение Земли с астероидом и не в истощении ее естественных ресурсов или чрезмерном росте населения и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни.

…А разрушение основ цивилизации что-то производит и с человеческим элементом с человеческой материей жизни, выражаясь в антропологической катастрофе, которая может быть является прототипом любых иных возможных глобальных катастроф. Она может произойти и частично уже происходит в силу нарушения законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним «пристройка» называемая цивилизацией.

К сожалению большинство людей по-прежнему как и всегда мало к чему сами по себе способны и ничего не знают кроме хаоса и случайности.

Короче говоря, разрушение обрыв «цивилизованных нитей» по которым сознание человека могло бы успеть добраться до кристаллизации истины (причем не только у отдельных героев мысли) разрушает и человека».

Психологическими предпосылками социальной экологии являются требования достижения целостности сознания и многомерности мышления.

7. Психофизиологические предпосылки

Одним их характерных аспектов настоящего времени является интенсификация информационных процессов, определяемая как экономическими, так и социальными предпосылками. Это приводит к увеличению общего информационного потока проходящего через нервную систему и психику отдельного человека. Отмечается, что основными составляющими интенсификации информационных процессов являются:

— неуклонное возрастание скорости передачи сообщений;

— увеличение объема передаваемой информации;

— ускорение обработки информации;

— тотальное использование обратных связей;

— увеличение объема добываемой информации и ускорение ее внедрения;

— наглядное отображение информации в процессе управления;

— рост технической оснащенности управленческого труда.

В результате объем научной экономической статистической и прочей информации столь велик что возникла существенная диспропорция между скоростью получения информации и возможностями ее адекватной обработки. Необходимость предварительной обработки увеличивающегося потока информации производимой с учетом глобализации обратных связей с целью получения (при прочих равных условиях) более устойчивой системы приводит к превышению плотности приходящей информации над физиологически возможным порогом. Это может привести к запуску нежелательных физиологических и психических обратных связей, в результате которых может возникнуть изменение или даже разрушение физиологической и/или психической систем организма.

Таким образом, психофизиологическими предпосылками социальной экологии является необходимость развития систем восприятия и переработки информации.

Из вышеизложенного видно, что сознательно направляемая эволюция с учетом осмысления опыта прошлого является абсолютной необходимостью. Неотъемлемым атрибутом (основным инструментом) этой эволюции является новая система образования решающая задачи:

— соответствия содержания образования системе новых типов производственных отношений и новой группы производства;

— воспитания человека способного к жизни в постоянно меняющихся социальных условиях адекватно воспринимающего окружающий мир имеющего устойчивое целостное мировоззрение, направленное на утверждение общечеловеческих ценностей;

— реализации права на образование культуру и безопасность жизнедеятельности каждого отдельного человека;

— внедрения программ всестороннего экологического образования;

— воспроизводства и развития культурного наследия цивилизации во всей его исторической полноте;

— развития систем восприятия и переработки информации, принятия решений осуществления эффективной деятельности.

Заключение

В работе рассмотрены проблемы экологической безопасности человечества ставшими одной из основных геополитических проблем конца XX — начала XXI веков. Очевидно что экологические подходы все более формируют современные тенденции в области использования энергоресурсов в том числе добычи и переработки сырья а также и в социальной сфере в частности в здравоохранении и образовании.

На мой взгляд одним из основных экономически эффективных способов решения вопросов экологической безопасности является социокультурное развитие человека осуществляющееся приведением концепции образования в соответствие с уровнем развития общества информационной цивилизации.

Список литературы

1. Акимова Т.А. Хаскин В.В.Экология. Учеб.для вузов. Под ред.В.В.Хаскина М.: ЮНИТИ с. ил.

2. Гирусов Э.В.Основы социальной экологии. Учеб.пособие для вузов по спец.»Экология» М.: Издво РУДН

3. Горелов А.А.Экология. Курс лекций:Учеб.пособие М.: Центр с. ил.

4. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа – 1234.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *