Тейяра де шардена

Есть книги, которые нужно знать. Не потому, что престижно или модно, даже не потому, что интересно — они объясняют многие вещи, которые терзают, не будучи объясненными. Устраняют или снижают актуальность сомнений в правильности выбранного пути. В том, есть ли вообще какой-нибудь путь. «Феномен человека» из таких книг. Научный труд блестяще и разносторонне образованного священника иезуита, за который католическая церковь на долгие годы запретила автору публичные выступления устно или в печати. Работа одного из двух признанных создателей теории ноосферы (второй Вернадский и знаем, в основном, его).

Я не знаю, как понятие ноосферы вписывается в парадигму современной науки, когда училась в школе тема, посвященная строению Земли и вложенным друг в друга сферам, составляющим ее, завершалась упомянутым вскользь учительницей: «И есть еще ноосфера, которую якобы образует сумма мыслительной активности существ, населяющих Землю». Полагаю, тогда советская наука не определилась еще, считать ноосферу официально существующей (Вернадский — великий ученый и соотечественник) или не забивать уж мозги подросткам этой метафизикой. Кто их знает, заинтересуются еще коллективным бессознательным и всяким прочим юнгианством. А там до идеализма недалеко.

Марксизм-ленинизм в прошлом, хотя и казался незыблемо гранитным, мы — поколение тогдашних школьников, нынче определяем тенденции развития планеты во всех областях (те, кто не спились, не сторчались, не превратились в жвачных и уже активно теснимые племенами младыми незнакомыми), формируя совокупностью зрелых интеллектов ту самую ноосферу.Н-ну. не самым, пока, удачным образом. Но это нормально и у Шардена об этом тоже есть. Однако по порядку.

Эта запись — не конспект философского труда и не попытка травестированного переложения «для тупых». В большей степени — набрасывание цветных камушков на лесную тропинку. Осознание для себя, закрепление в памяти основных моментов, с тем, чтобы вернувшись, найти не пепелище, остатки которого развеивает ветер, но строение. И так, может кому пригодится. Итак Пьер Тейяр де Шарден, в отличие от меня фундаментально образованный во многих естественнонаучных областях, прежде рассматривает историю возникновения Земли и сложные процессы отвердения, кристаллизации, формирования и оформления.

Картина эпичная, для описания происходящего привлекаются термины, не всегда понятные, за ними то и дело нужно нырять в словари. Самая тяжелая для меня часть. Начиная с возникновения жизни на планете, дело двигается легче. Основной тезис: если современная нам наука эмпирическим путем не сумела доказать возможность самозарождения жизни на Земле, это не значит, что такого не могло случиться в те незапамятные времена, когда жизнь возникла. Но имеет смысл допустить, что в то время наличествовали особые дополнительные условия, которые сделали такое возможным. Своего рода планетарный катализатор (это в понятных мне терминах, Шарден выражается иначе. Но думаю, суть его рассуждения уловила правильно).

Далее на всем протяжение истории эволюции земной жизни прослеживаются такие моменты, как фила, мутовка и синтез. Фила — увеличение количества особей данного вида до достижения объема, обеспечивающего выживание и закрепление в определенном геобиоценозе. Мутовка — разделение, изменения внутри вида его подвидов с целью наилучшей адаптации к определенным условиям конкретных ареалов. Синтез или конвергенция — способность достаточно далеко отстоящих географически особей внутри вида спариваться и давать жизнеспособное потомство, вне пределов вида — вступать во взаимодействия, в симбиоз.

На примере млекопитающих: прежде их должно было расплодиться и умножиться до достаточного количества, чтобы стать ведущим видом, населяющим Землю. После (ну, разумеется, одновременно и на протяжение долгих поколений) — отобраться определенные признаки, которые превалировали у конкретного вида: клыки и когти одним, винторогость другим, роющие конечности третьим. Но особи одного вида, даже отстоящие географически далеко, способны скрещиваться и давать потомство, а особи разных — образовывать устойчивые биоценозы. Там было очень интересно о трехбугорчатых коренных зубах, характерных для всех млекопитающих и о нескольких только видах сумчатых, у которых многобугорчатые зубы Мы все — потомки той филы, где три бугорка было.

Я понимаю, что такое переложение крайне примитивизировано. Но затратив определенное количество энергии на усвоение, не хочу потерять ничего даже из той части, которая для меня не основополагающая. Однако к той. «Человек вошел незаметно» — такая красивая и поэтичная фраза. У Шардена, ученого-энциклопедиста, специализацией которого в большей степени является антропология, есть основания так говорить. Сегодняшняя наука не может поэтапно проследить вехи, которыми двигалась эволюция, создавая наш ныне доминирующий на планете вид. То есть, может, но очень общо, серьезные лакуны между фрагментами черепов прямоходящих гоминоидов, не оставивших культурного слоя и фейерверком, которым явилось повсеместное присутствие человека.

И этот фактор становится дополнительным аргументом в пользу того, что наиболее серьезные эволюционные изменения происходят исподволь, неприметно, не бросаясь в глаза, не сопровождаясь фанфарами. Ученый рассматривает многочисленные приспособления, делавшие представителей разных биологических видов наиболее приспособленными к выживанию, одновременно замыкая их в рамках узкой специализации (кроты роют, олени быстроноги — нужно убегать, хищники о клыках и когтях — ясно зачем). Приходя к закономерному выводу, что человек избегнул такого рода адаптаций. Кроме одной — планомерного и последовательного усложнения психической жизни.

Которая, очевидно, и является следующим этапом эволюции. Понимаете: неорганическое-органическое-живое-млекопитающее-четвероногое-человек -? Дальше — интеллект Земли (скорее коллективный разум, может быть даже коллективная душа). Это что, нас насекомым уподобляют? Нет, кстати, о насекомых, они могли бы развиться в доминантную ветвь, но серьезным ограничением явились размеры. Внешний хитиновый скелет становится невероятно хрупким при определенном увеличении размеров. Без которого дальнейшее преобразование невозможно. Потому внешняя безупречная организованность и совершенные навыки в собственных областях каждой особи этого вида — квазиразум и в целом тупиковая фила.

Скачкообразному развитию планетного разума серьезно способствует совершенствование средств связи, возможность для людей обмениваться мыслями и энергетическими импульсами всех видов на расстоянии. Третья часть — синтез: мысль, родящаяся во взаимодействии интеллектов; действие, родящееся во взаимодействии энергетических посылов. Мы проходим это все на разных уровнях вовлеченности и в разных формах. Один полмира объехал, а интернет ему только вспомогательное средство по бронированию билетов и гостиниц. Другой активно пользуется соцсетями для общения. Третий учится или работает с использованием всемирной сети. Но так или иначе вовлечены все.

И если на данный момент мы не можем отследить серьезной положительной динамики, то это только по причине малости временного промежутка. По Шардену эволюция мирового разума постепенно и неуклонно приведет к воссоединению человечества с Богом. Хотя он допускает, что лишь часть человечества пойдет этим путем. Другая останется на позициях потребления, индивидуализма и обособления. Для меня это очень корреспондирует с трудами Ильи Романовича Пригожина о минимуме производства энтропии и спонтанной переорганизации в сторону усложнения в открытых системах. Да, и с Розой Мира» Даниила Андреева.

Нет противоречия. Как нет противоречия с наступлением астрологической Эпохи Водолея, которая должна ознаменоваться возникновением и развитием коллективного разума Земли. Я — человек верующий и такой путь развития представляется мне не только самым разумным, но и наиболее точным воплощением замысла Творца относительно человечества.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, ПЬЕР (Teilhard de Chardin, Pierre) (1881–1955), французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры.

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера, родился 1 мая 1881 в замке Сарсена в Пюи-де-Дом близ Клермон-Феррана на юге Франции. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899. С 1901 по 1905 изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове Джерси. В 1905–1908 находился в Каире, где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией – млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во французской армии санитаром-носильщиком.

В 1922 Тейяр получил докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922–1926 преподавал геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация первородного греха в применении к эволюции человека была сочтена отклоняющейся от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть стены института и отправиться в Тяньцзинь вместе с Э.Лисаном, выдающимся ученым-палеонтологом, также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю оставшуюся жизнь Тейяр провел в ссылке, вначале в Китае, а затем в США.

В 1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр был одним из ученых, обнаруживших синантропа (Homo erectus), и получил широкое признание благодаря анализу этой находки. Еще большую славу ему и А.Брейлю принесло открытие в 1931 того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем.

Во время Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в Париж. Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения опубликовать свои философские и теологические сочинения. Тем не менее эссе и лекции Тейяра ходили в списках и оказали значительное влияние на научное сообщество. В 1952 он стал сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера – Грена в Нью-Йорке. Умер Тейяр де Шарден в Нью-Йорке 10 апреля 1955.

Согласно Тейяру, эволюция – космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса находились первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя последовательные этапы, на которых происходил их синтез, они соединились в такие сложные сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы. Наконец, в человеческом теле нервная система достигла такой степени сложного единства, что возник самосознательный, целеустремленный и морально ответственный разум. Таким образом, жизнь, разум, дух и свобода возникли из материальной матрицы, и человек начал обретать способность к сознательному контролю над собственными действиями. Направленность и прогресс очевидны в эволюции материи-энергии, которая привела к образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся благодаря эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера, вследствие эволюции разумных существ, стала ноосферой (от греч. nous – разум).

Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства – времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине – точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».

Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. В процессе эволюции Тейяр видел естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Иисусом Христом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведет к «парусии», Второму Пришествию Христа, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным».

Божье сотворяющее Слово (Logos), имманентное природе с самого начала, есть синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводя элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Благодаря воплощению в историческом Христе Слово Божье обнаружило свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. В самопожертвовании Христа раскрывается Божья любовь к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном «центре всех центров». Воскреснув, Христос продолжил свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Тем самым верующие люди избавляются от господства низшей, биологической детерминации.

Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра является его теология, пронизанная глубокой верой и личным благочестием философа, его видением Церкви как сообщества людей, вдохновленных возвышающим и общиннопостроительным влиянием Иисуса Христа. Церковь, следовательно, является «головным отрядом эволюционирующего человечества». Однако, с точки зрения Тейяра, учение Церкви зачастую выражается в терминах слишком статичного и дуалистичного мировоззрения, разрывающего природу, историю, спасение человека и сверхприродную благодать Божью. Поскольку человек призван сотрудничать в завершении Божьего творения, вера должна подвигать его не на бегство от материи и истории, а на стремление к воссоединению с Богом через посвящение себя жертвенной задаче продвижения процесса творения и создания подлинно человеческого сообщества.

Тейяр оставил два больших труда: Феномен человека (Le Phénomène humain, 1955) – книга, обращенная к людям с научным складом ума; Божественная среда (Le Milieu divin, 1957) – труд, написанный для религиозно-ориентированного читателя. Другие работы Тейяра – Возникновение человека (L’Avenir de l’homme, 1956); Взгляд в прошлое (La Vision du passé, 1957) и Наука и Христос (Science et Christ, 1965) – представляют собой сборники эссе и лекции.

Обладая глубоким и всесторонним естественно-научным образованием, высокими научными званиями степенями, Тейяр известен как видный исследователь в области антропогенеза, археологии, геологии, палеонтологии, древнейших этапов истории человека. Он внес большой вклад в изучение палеолита, Северной, Центральной и Восточной Азии.

Взгляды Тейяра на теорию антропогенеза нашли свое отражение и в философском синтезе, представляющем собственное оригинальное видение мира, известное нашему читателю по одной из перевиденных книг Тейяра – » Феномен человека”.

Процесс антропогенеза занимает, по Тейяру, определенное место в эволюции физического мира. Надо отметить, что теория антропогенеза, по Тейяру, содержит целый ряд важных и интересных моментов, которые порой перекликаются с мыслями других исследователей. Например, существование определенной направленности в эволюции органического мира, связанной с накоплением адаптаций широкого значения (И.И.Шмальгаузен), представленная в морфологической эволюции человека развитием головного мозга в первую очередь (Тейяр). Констатация параллельных линий цефализации в эволюции царства животных, связь возможности морфо-физиологического у предков человека с отсутствием специализации в организации, обусловленность совершенствования сознания и появление социальности гоминид усложнением их мозга – все это имеет место в представлениях ученого. Тейяр правильно оценивает глобальное значение антропогенеза для эволюции всей планеты, пытается отразить ход антропогенеза в категориях диалектики, указывает на качественное отличие в деятельности человека и антропоида, проявляющееся в условиях определенного анатомического сходства (Ф.Энгельс), осознает значение труда для гоминизации. В теории Тейяра проводится мысль о постепенности морфологической эволюции человека. Трудно, правда, согласиться с его трактовкой механизмов трансформации человека.

Поразителен тот факт, что все сказанное выше о Тейяре – ученом является результатом его труда, как виднейшего религиозного деятеля и мыслителя нашего времени, члена ордена иезуитов, прифессорв теологии и т.д.

Современная философская литература содержит в себе подробный анализ второй сферы деятельности Тейяра, его философии , которая имеет широкое распространение на Западе.

Философия Тейяра рассматривается в ряду других попыток модернизации Христианства за счет стремления сблизить науку и религию. Эта особенность творчества Тейяра, с другой стороны, на протяжении большей части его жизни была причиной его вынужденной оппозиции церкви. Философия Тейра определяется как разновидность идеалистического пантеизма, основное содержание которой – эволюция духа, являющаяся сущностью космогенеза и осуществляющаяся путем усложнения материи. Исследователи философии Тейяра отмечают сложность его теоретических построений, которые не могут оцениваться однозначно. Элементы диалектики, принятие понятия эволюции как методологического принципа , неразрывность материи и сознания, привлечение данных науки, вера в человека и в его будущее и т.д. – составляют положительные стороны философии Тейяра. Но ей же присуще неправильное понимание сущности и факторов общественного развития, стремление к эволюционной трактовке основных христианских догм, вера в существование еще одного отрезка космогенеза – » христогенеза” (Бога), декларативные заявления о возможности соединения науки и религии, не подкрепленные, по нашему мнению, ни теорией, ни практикой в работе П.Тейяра де Шардена, ученого и философа.

П’єр Тейяр де Шарден

Pierre Teilhard de Chardin

(1881–1955)

Російський переклад книги П’єра Тейяр де Шардена «Феномен людини» >>>>>

П’єр Тейяр де Шарден – французький філософ, вчений (палеонтолог, антрополог, археолог) і католицький теолог. Член ордена єзуїтів, священик. Один з першовідкривачів сінантропа біля Пекіна (1929).

Вбачав своє покликання в радикальному оновленні християнського віровчення, в докорінному перетворенні релігії відповідно до сучасної науки. За це був позбавлений права викладання, публікації творів, вигнаний церковними властями з Франції. Більше 20 років прожив у Китаї. Помер у США.

Твір «Феномен людиниˮ (1956) складається з 4 частин: переджиття, життя, мислення, наджиття. Відкидає міф про творення Богом першолюдини. Тейяр вважає, що людина – найбільш досконалий результат багаторічної еволюції органічного світу, який розвинувся на основі еволюції неорганічного світу.

Тейяр де Шарден розрізняє три послідовні, якісно різні стадії еволюції: переджиття (літосфера), життя (біосфера) і феномен людини (ноосфера).

Заперечуючи як дуалізм, так і матеріалізм та спіритуалізм, Тейяр де Шарден визначав свою філософську позицію як монізм. Єдність матерії і свідомості ґрунтується на тому, що матерія є «матрицеюˮ духовного начала. Фізичній («тангенціальнійˮ) енергії, яка зменшується за законом ентропії, протистоїть духовна («радіальнаˮ) енергія, яка зростає в процесі еволюції.

Духовне начало іманентне всьому сущому: як джерело цілісності воно властиве в прихованому вигляді вже молекулі й атому.

У живій матерії свідомість набуває психічної форми. В людині вона стає самосвідомістю (людина «знає, що вона знаєˮ).

Рушійною силою еволюції є цілеспрямована свідомість – ортогенез.

Еволюція набуває у Тейяр де Шардена телеологічної форми: її кінцева притягальна сила – вершина прогресу – пункт «Омегаˮ (символічне позначення Христа). Космогенез перетворюється у Тейяр де Шардена в Христогенез.

Поява людини – не завершення еволюції, а ключ до зростаючого вдосконалення світу.

Олюднення Сина Божого (Тейяр де Шарден заперечує народження Ісуса дівою Марією) вказує на виняткову роль людини в подальшій еволюції. Світ, що існує, недосконалий. Людські страждання (які символізує розп’яття Христа) – стимул активного сприяння людини вдосконаленню буття.

Самосвідомість – джерело персоналізації – викликає прагнення до соціалізації, яку Тейяр де Шарден розуміє як стан єднання душ людей, що триває і після наджиття, після завершення історії у космічному Христі.

Соціальні погляди Тейяр де Шардена мають гуманістичний характер. Соціальний прогрес у нього ґрунтується на моральному началі – всезагальній любові, моральні устремління мають релігійну оболонку, устремління «впередˮ поєднується зі стремлінням «вгоруˮ. Соціальний ідеал ототожнюється з «другим пришестямˮ Христа. Таким чином, теологія у Тейяр де Шардена переростає в христологію.

Вчення Тейяр де Шардена набуло широкого розповсюдження як у колах інтелігенції Франції, так і в інших країнах.

Тейярдизм став найбільш впливовою теологією, яка протистоїть неотомізму.

Тейяр де Шарден, Пьер
Феномен человека

Предисловие и комментарии Б. А. Старостина
Перевод с французского Н. А. Садовского
Москва: Наука, 1987. — 239 с.
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: сканированные страницы

Книга печатается с издания П. Тейяра де Шардена «Феномен человека» М.: Прогресс, 1965

К ЧИТАТЕЛЮ
Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как теологический трактат, а единственно и исключительно как научную работу. Об этом говорит само название. Только лишь феномен. Но зато уж весь феномен.

Прежде всего только лишь феномен. Не следует искать здесь объяснение—это лишь введение к объяснению мира. Установить вокруг человека, взятого за центр, закономерный порядок, связывающий последующее с предыдущим, открыть среди элементов универсума не систему онтологических причинных связей, а эмпирический закон рекуррентности. выражающий их последовательное возникновение в течение времени— вот что, и только это, я попытался сделать.

Разумеется, за пределами этого исходного научного обобщения остается широко открытым поле для более глубоких теоретических построений в области философии и теологии. В эти глубины бытия я сознательно старался ни в коем случае не вступать. Самое большее, основываясь на опытных данных, я с некоторой верностью выяснил общее направление развития (к единству) и отметил в надлежащих местах разрывы, что может потребоваться по причинам высшего порядка в дальнейшем развитии философской и религиозной мысли *

П. де Шарден

От феномена человека к человеческой сущности 3
К читателю 36

Пролог. Видеть 37

I. ПРЕДЖИЗНЬ 41
Ткань универсума 43
Внутреннее вещей 53
Молодая Земля 63

II. ЖИЗНЬ 69
Появление жизни 71
Экспансия жизни 90
Мать-Земля (Деметра) 119

III. МЫСЛЬ 133
Возникновение мысли 135
Развертывание ноосферы 155
Современная Земля 171

IV. СВЕРХЖИЗНЬ 187
Коллективный выход 189
За пределами коллектива 201
Завершающий этап Земли 215

Резюме, или Послесловие. Сущность феномена человека 228
Примечания 235

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *