Тело и душа

2. Душа и тело

Телесное и душа. Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это — нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Г. Гегель, «за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения». Душа — не только (как полагала психология) некоторая «душа-вещь», стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно «получает» ее животворящей силой души.

Но в то же время бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле, и тело есть предел ее осуществления. Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, сам неотъемлемый принцип нашей жизни. Когда душа как бы светится лучами сознания и самосознания, наше тело держится в нужной форме, однако достаточно даже несколькосекундной потери сознания, и человек падает в обморок. И в этом смысле знаменитый принцип Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» является совершенно неоспоримым. Можно, пожалуй, согласиться и с утверждением одного из экзистенциалистов, заявившего: «Меня тошнит — значит я существую».

Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Можно сказать: душа таким образом физически организованного человека, т. е. его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, таланта и иных предрасположений. Души людей отличаются друг от друга бесконечным множеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определяется уникальность личности.

Душа как едино-цельный феномен. Душа, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее всегда остается сама собой и характер своего духовного единства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее своей, одному данному человеку принадлежащей.

Свобода, неволя, покой и волнение

Проходят и снова являются,

А он все един, и в стихийном стремлении

Лишь сила его открывается .

Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные феномены. В психологии они, как правило, рассматриваются отдельно, и это имеет свой дидактический смысл. Но в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В переходе от языческой предпсихологии к христианской происходи смена антропологического типа: с субъектно-объектного на субъектно-субъектный. Демиург Платона был недосягаем, в христианстве бог – источник познания. Жизнь – как диалог человека и Бога, любое обстоятельство есть слово бога. Мир — место, где учатся благочестию. Познание мира и человека через слово божье. Человек может напрямую общаться с Творцом. Писание как ключ к пониманию самого себя. Его авторитет как слова божья первостепенен. Так же авторы «просвещенные богом» — отцы церкви. Обращение к трудам Платона и Аристотеля. Задача человека – истолкование.

Все явления мира рассматриваются как нечто дидактическое, божий урок, слово. Интерес ненаучен, он толкователен. Благочестие как основная ценность. Человек как образ божий.

Богослов раскрывает в первую очередь смысл вещи, обращенной к людям.

Христианское учение о страстях

Грехопадение. Змей обещал человеку божественное подобие. Человек поддался этому искушению. Человек был создан для пребывания в раю и любви. Задача человека в восстановлении таких отношений с богом, но разрыв столь глубок, что люди не могут его преодолеть для этого придет богочеловек, который станет жертвой за грех. Но, чтобы человек обрел спасение во Христе, он должен прилагать усилия, бороться со злом в своей душе. В первые века христианство существовала как религия мучеников. Постоянная борьба и готовность к смерти. Специальные аскетические упражнения. После Константина возникают лицемерные христиане и движение монашества возникла как реакция на распространение и обогащение христианства, пустынники.

Страсть — что-то, что замыкает человека и на жизни для себя. Потребность бороться со своими страстями. Пустыня как школа борьбы со своими страстями.

8 главных страстей

1). Чревоугодие (пост нарушает эту цепочку)

2). Блуд

3). Сребролюбие

4). Гнев

5). Печаль

6). Уныние

7). Тщеславие

8). Гордыня

Пост и молитва — основные аскетические упражнения. Молитва помогает соединиться богу и человеку. Страсть начинается тогда, когда с ней соглашается ум. Это происходит постепенно (во второй раз — очень быстро):

приражение (прилог) – приходит мысль

сдружение – рассмотрение мысли

сосложение – соглашение с мыслью.

борьба – другие мысли мешают ее принять

навык – привыкание к мысли

пленение – страсть.

Как бороться? Отсекать греховные страсти и помыслы с помощью молитвы. Если страсть уже укоренилась – тогда борьба начинается с физического воздержания от ее осуществления, потом от мыслей о ней.

Христианская антропология

Символично-поэтическое отношение к человеку и миру. Святитель Григорий Палама (1296-1359), византийский мистик. В возрасте 17 лет Григорий прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Однако около 1316 г., в возрасте 20 лет, Григорий покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием.

Полемика с Варлаамом

Варлаам нападал на афонских иноков за снобизм и почтение огня . Те ответили.

(1) Тезис Варлаама: Знание едино. Нельзя делить знание на Божественное и человеческое, как здоровье, подаваемое Богом и врачом, делить нельзя. Философия так же необходима для христиан, как Писание.

Возражение Паламы: врачи не могут воскрешать мертвых, а Бог может. Внешнее знание совершенно отлично от истинного и духовного знания, невозможно «от научиться чему-либо верному о Боге».При этом между внешним и духовным знанием существует не только отличие, но и противоречие: «оно настроено враждебно по отношению к истинному и духовному знанию».Когда мудрость мира служит Божественной мудрости, они составляют единое древо, первая мудрость приносит листья, вторая плоды. Мудрость Божия начинается с блага за счет чистоты жизни, а также с истинного ведения сущих, которое происходит не от научения, а от чистоты. «Если ты без чистоты, хоть бы и изучил от Адама до кончины мира всю природную философию, ты будешь глупцом, а то и хуже, а не мудрецом».

(2)Тезис Варлаама: познать Бога невозможно. Возможно лишь символическое видение Бога. В этой жизни видеть Бога невозможно, но только после смерти.

Возражение Паламы: возможно некоторое знание, когда человек обладает предпосылками знания Бога, Который становится доступным через Свои энергии. Бог является одновременно постижимым и непостижимым, знаемым и незнаемым.Далее Палама приводит рассуждения Дионисия Ареопагита о катафатическом и апофатическом богословии: «…всякого доказательства лучшее и словно некое не требующее доказательств начало священного доказательства есть вера», П. Христу писал, что, по учению Паламы, «апофатическое богословие — это сверхъестественные действия веры». Апостол Павел, восхищенный до третьего неба, просветился не мыслями и умом, но получил озарение «силы благого Духа по ипостаси в душе». Озарение, происходящее в чистой душе, не является познанием, поскольку превосходит смысл и познание. «Главное добро» посылается свыше. Это — «залог будущего века, неведение превышающее знание, тайное тайному причастие и невыразимое видение, таинственное и неизреченное созерцание и познание вечного света». Мудрость пророков и апостолов не приобретается научением, но преподается Духом Святым.является даром благодати, а не природным дарованием. Однако Палама соглашается, что Бог непостижим по сущности.

(3) В отличие от Варлаама для св. Григория созерцание выше всего, включая апофатическое богословие. Одно дело говорить или молчать о Боге, другое жить, видеть и обладать Богом. Апофатическое богословие не перестает быть «логосом», а «созерцание выше логоса». Варлаам говорил о видении катафатическом и апофатическом, а Палама — о видении выше видения, связанном с вышеестественным, с силой ума как действием Святого Духа. В видении выше видения участвуют умные очи, а не помысел, между которыми проходит непреодолимая пропасть. Обладание подлинным созерцанием Палама сравнивает с обладанием золотом, одно дело думать о нем, другое иметь в своих руках. «Богословствование столь же уступает этому видению Бога в свете и столь же далеко от общения с Богом, как знание от обладания. Говорить о Боге и встретиться с Богом не одно и то же».

В итоге вопрос был сформулирован как: является ли свет Господня Преображения на Фаворе Полнотой Божества или же есть свет особый просвещающий, но сотворенный. Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви.

Учение о Божественных энергиях как о проявлении всей Полноты Божества, о благодати действие которой является Самим Богом — есть учение только Православной Церкви. Ряд католических богословов признал это учение еретическим и даже пантеистическим. До начала XX века это учение оставалось практически неизвестным не только в протестанстких и католических учебных заведениях, но также и в русских семинариях. В России традиция исихазма передавалась как в древности путем личностного общения от старцев ученикам.

Московская

государственная

художественно-

промышленная

академия

им. С.Г. Строганова

РЕФЕРАТ

Дух, душа и тело, и их взаимоотношение.

Христианская концепция

Соколова Надежда Алексеевна

II курс

История и теория изобразительного

искусства и дизайна

Факультет монументально-декоративного и

прикладного искусства

Научный руководитель:

док­тор фило­соф­ских наук, про­фес­сор

Курган Генна­дий Ивано­вич

Москва

2010

Введение………………………………………………………….3

1 Сотворение человека……………………………………….….4

2 Функции души, духа и тела……………………………………6

Заключение…………………………………………………….…8

Введение

Обыкновенно принято считать, что человек двоичен по своему строению, т. е. состоит из души и тела. Согласно с этим понятием, душа — это невидимая, внутренняя духовная часть, между тем, как тело — его внешняя, видимая часть. Хотя в этом есть доля правды, понятие это, с точки зрения христианства, неправильно.

То, что тело — внешняя оболочка человека, безусловно, верно, но Библия никогда не говорит о душе и духе, как об одном и том же. Они не только носят разные названия, но и сама их сущность разнится одна от другой. Слово Божие не делит человека на две части: душа и тело. Оно говорит о человеке, как о существе троичном дух, душа и тело.

«одна из ключевых проблем религиозной антропологии; представления о соотношении физического и метафизического в человеке, взаимосвязи физиологического, психического и духовного аспектов его существования».

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

2 Функции души, духа и тела

Посредством тела человек соприкасается с окружающим материальным миром. Поэтому эту его часть можно назвать «миросознанием». Душа заключает в себе разум, помогающий нам в настоящем состоянии существования, и эмоции, которые вызываются нашими познавательными чувствами. Потому что душа принадлежит нашему «я» и через неё мы проявляем себя и свою личность, эту часть можно назвать «самосознанием» человека. Дух — это та часть, посредством которой мы общаемся с Богом, и с помощью которой только мы способны познавать Его и поклоняться Ему. Так как дух говорит нам о нашем отношении к Богу, его можно назвать элементом «богосознания». Бог живёт в духе, наше «я» живёт в душе, а познавательные чувства окружающего мира живут в теле.

Как я уже отмечала ранее, душа есть место встречи тела и духа, где они сливаются. При помощи духа, человек общается с духовным миром и Духом Божиим, принимая и проявляя силу и жизнь духовной сферы. Посредством тела человек соприкасается с внешним чувственным миром, влияя на него и ощущая его влияние на себе. Душа стоит между этими двумя мирами, и всё же принадлежит им обоим. Она связана с духовным миром посредством духа, а с материальным посредством тела. Она также обладает свободной волей, и потому может выбирать между окружениями этих миров. Дух не может влиять на тело непосредственно. Ему нужен посредник, и этим посредником является душа, происходящая от соприкосновения духа с телом. Душа, таким образом, стоит между духом и телом, связывая их между собою.

Наиболее благородным из этих элементов является дух, потому что он соединяется с Богом. Тело стоит ниже из всех, потому что соприкасается с материей. Душа, находясь между ними, соединяет их и присваивает себе их характер. Душа помогает духу и телу сообщаться и кооперировать между собою. Задание души — держать эти два другие элемента в их надлежащем порядке, чтобы они не утратили правильного отношения друг к другу, а именно, чтобы низшее, то есть, тело, было в подчинении у духа, и чтобы высший (дух) мог управлять телом посредством души. Первостепенным фактором человека является определённо душа. Она берёт от духа то, что он получил от Святого Духа, чтобы передать это телу, и тогда тело тоже может принять участие в совершенстве духа человека и, таким образом, стать духовным телом.

Дух — наиболее благородная часть человека, которая занимает обширную площадь его существа. Тело — самая низкая часть и представляет собой внешнюю оболочку человека, а между духом и телом живёт душа в роли посредника. Дух передаёт свою мысль душе, а душа побуждает тело подчиняться духа. В этом поведении проявляется значение души, как посредника.

Заключение

Подводя итоги, можно заметить, что эти три понятия – дух, душа и тело, — довольно сложны для понимания. Но их познание поможет человеку легче понять этот мир, разобраться в себе и в своем отношение к вере.

Также как и Бог в христианстве состоит из трех слагаемых – Бога-Отца, Бога-сына и Святого духа, — человек тоже троичен. Вообще учение о триединстве Бога одно из основополагающих в христианстве, а так как Бог создал человека по своему образу и подобию, можно подтвердить и тройственность самого человека.

Исходя из всего вышесказанного, я могу сказать, что душа есть место личности. Воля, интеллект и эмоции человека находятся в ней. Как дух служит для связи с духовным миром, а тело с материальным, так душа, находясь между ними, употребляет свою силу для распознания и решения, какому миру следует управлять — духовному или природному. Таким образом, фактически душа является осью всего существа человека, потому что его воля принадлежит ей.

Человек – это всего лишь тело и душа, или же он дух, душа и тело? Полагаю, это один из самых фундаментальных вопросов, на который любому важно знать правильный ответ. Я считаю, что тема тела, души и духа – одна из наиважнейших тем, которых мы касаемся на страницах нашего журнала. Поэтому я попрошу вас быть предельно внимательными, когда мы будем углубляться в Слово Божье, чтобы найти ответы не только на вопрос о духе, душе и теле, но также и на другие, равно важные вопросы, связанные с ним.

Дух, душа, тело: кто умер в день грехопадения Адама и Евы?

Прежде, чем мы приступим к вопросу о духе, души и тела, нам следует обратиться к первой книге Библии – Бытию. Там говорится, что после того, как Бог сотворил человека, Он наложил на него ограничение, ясно обозначив наказание на случай, если данное ограничение будет нарушено. Прочтем:

Бытие 2:16-17
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»

Итак, ограничение, наложенное Господом, состояло в том, что Адам не должен был есть от дерева познания добра и зла1. Наказание, которое ожидало Адама в случае преступления этого ограничения, было сформулировано так: «в день (обратите внимание: в тот самый день), в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». В тексте наказания необходимо отметить две очень важные вещи. Первая: в случае, если Адам поест с дерева, смерть наступит немедленно, в тот же самый день. Вторая: это произойдет обязательно. Фраза «смертью умрешь» произнесена, чтобы как раз акцентировать тот факт, что смерть придет стопроцентно, всенепременно, в тот же день.

Теперь проследуем к главе 3 книги Бытия, чтобы посмотреть, выполнили ли Адам и Ева то, что наказывал им Бог:

Бытие 3:1-6
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и ЗЛО. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, И ОН ЕЛ.»

В этом отрывке описывается, как змей (это другое имя дьявола2) обманул Еву. В первом выпуске нашего журнала мы узнали, что сатана преуспел в своем замысле потому, что Ева не знала точно Слово Божье. Точное знание Слова Божьего – причина жуткой головной боли дьявола. Итак, в конце концов, Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла. Сделав это, согласно сказанному Господом, они должны были в тот же момент умереть. Но проблема в том, что Бытие 5:5-6 говорит:

Бытие 5:4-5
«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»

Таким образом, согласно Библии, Адам продолжал жить в своем теле еще много-много лет после того, как поел с дерева познания добра и зла. Но, с другой стороны, Бог сказал, что он обязательно умрет в тот же день, если вкусит с этого дерева. На первый взгляд, тут возникает противоречие в том, что же в конце концов случилось в тот самый день, когда Адам и Ева поели с дерева? Умерли они, как сказал Бог, или все-таки нет? Кто может распутать это «противоречие»? Идеи, теории, религии и традиции людей? Нет! Только одно может дать нам верный ответ, и это не что иное, как Слово Божье. И если вы хотите, чтобы Библия ответила вам, вы должны дать ей свободу говорить самой за себя (самотолкование).

В нашем случае, исходя из того, что Бог не может лгать (Числа 23:19), Адам и Ева действительно умерли в тот день, когда поели с дерева. На самом деле, это дьявол (а не Бог) сказал, обманывая Еву: «нет, не умрете». Значит, если они не умерли в тот день, как сказал Бог, тогда дьявол оказался прав, а Господь – неправ, что просто-напросто невозможно. Однако, именно этому сейчас многие учат, утверждая: «На самом деле, когда Бог сказал, что они смертью умрут, Он имел в виду, что только семена смерти будут посажены». Слово Божье не нуждается в такой защите. Фактически, оно ни в какой защите не нуждается, потому что оно – правда, а правда может сама за себя постоять. Слову нужно, чтобы его правильно разделяли и открыто провозглашали. Возвращаясь к нашей теме: ТАК КАК ГОСПОДЬ СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ СМЕРТЬЮ УМРУТ В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ УМЕРЛИ В ТОТ ДЕНЬ. Однако, поскольку они продолжили жить в своих телах даже после того, как поели с дерева познания добра и зла, очевидно, что в них должна была присутствовать иная форма жизни, кроме жизни их тел, и которая была утрачена в тот день, когда они поели, и поэтому это и была смерть (отсутствие формы жизни). Итак, нам надо поискать в Библии, как был сотворен человек, и из каких частей состояла его сущность. Знание того, что составляло жизнь первого человека, даст нам возможность понять, что он утратил в тот день.

«Ибо вы есть прах».

В начале нашего исследования, касающегося первого человека, обратимся к книге Бытия 2:7. Там говорится:

Бытие 2:7
«И создал Господь Бог человека из праха земного…»

Какую часть человека Господь создал из праха земного? Его тело. Вот почему элементы человеческого тела можно найти в земле. Итак, одна из частей, составляющих первого человека, было тело. Но давайте продолжим:

Бытие 2:7
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (душа — по-еврейски «нефеш»).»

Итак мы увидели, что Бог сотворил тело человека из праха земного. Но это тело не имело жизни. Оно было простой безжизненной формой. Затем, как говорит нам Слово Божье, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Так что же такое душа? Это то, что дает телу жизнь. Тот факт, что люди не понимают простые истины Слова Божиего, изложенные в этом стихе, порождают бесконечную путаницу. Здесь Слово Божье говорит нам, что душа – это то, что дает жизнь телу. Без души тело мертво. Где находится душа, жизнь тела, жизнь плоти? И опять Слово Божье предельно точно:

Левит 17:11, 13-14
«потому что душа («нефеш» на еврейском) тела в крови… Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа («нефеш» на еврейском) всякого тела кровь его, она душа («нефеш» на еврейском) его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа («нефеш» на еврейском) всякого тела есть кровь его.»

Итак, что же такое «нефеш», или душа? Согласно книге Бытия 2:7, душа – это то, что дает телу жизнь. Где находится «нефеш», жизнь тела, душа? Согласно книге Левит 17:11-14, в крови: «потому что душа тела в крови.» Как жизнь, основанная на душе, передается от поколения к поколению? Через кровь. Вот почему в Деяниях 17:26 говорится:

Деяния 17:26
«От ОДНОЙ КРОВИ Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли.»

«Одна кровь» в этом отрывке – это кровь Адама, которая передается из поколения в поколение, и именно она течет в венах каждого из нас.

На самом деле, душою обладают не только люди. У животных тоже есть душа, которая, опять же, находится в крови. Хотя это и понятно из вышеприведенного отрывка из книги Левит, где говорится, что душа всякого тела есть кровь его, давайте обратимся к книге Бытия 1:20-21, 29-30, чтобы еще раз убедиться в этом:

Бытие 1:20-21
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу («нефеш» на еврейском) живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу («нефеш» на еврейском) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что хорошо.»

Бытие 1:29-30
«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; —вам будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, Я всю зелень травную в пищу. И стало так.”

Стало быть, не только человек, но также и животные имеют «нефеш», то есть «душу». Это не удивительно, если понимать, что душа – это то, что дает телу жизнь. Когда вы умираете, в вас больше нет жизни, нет души. То же самое происходит и с животными. Для них душа – то же, что она для людей, а это значит, то, что дает жизнь телу. И хотя определение души, которое дается в Библии, понятно, возникают проблемы, когда люди обращаются к Слову Божьему с ложным убеждением о бессмертии души. Если бы душа была бессмертна, тогда и души различных животных были бы бессмертны, так как у них, как и у человека, есть «нефеш». Душа – не вечная субстанция. Она просто дает телу жизнь. Когда в вашем теле больше нет жизни, у вас больше нет и души.

Итак, мы узнали, чему учит Библия: Господь создал тело человека из праха земного, дал этому телу жизнь, то есть, душу. То же самое у животных. У них также есть тело и душа. Любой человек мира, верующий и неверующий, обладает душой и телом. Таким образом, можно сделать вывод: очевидно, что Адам, прожив 930 лет, хотя он ел с дерева познания добра и зла, очевидно, не утратил ни тела, ни души. А поскольку что-то должно было умереть для Адама в тот день, у него первоначально была по крайней мере еще одна составляющая, которая умерла, была утрачена, когда он поел. Итак, давайте продолжим искать в Библии информацию по этому поводу.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».

Для продолжения нашего исследования обратимся к книге Бытия 1:26-27. Там говорится:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»

Согласно этому отрывку, Бог сотворил человека «по образу Своему». Это особенно важный, ключевой момент для понимания не только произошедшего в день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла, но также и других отрывков Библии, которые относятся к тому, что здесь сказано. Читая вышеприведенный отрывок, вы должны задать себе вопрос: а что такое образ Божий? На что это похоже? Евангелие от Иоанна 4:24 говорит нам:

«Бог есть дух»

Бог – это не плоть, Он – Дух. Это Его образ. Таким образом, когда Слово Божье говорит, что Господь создал человека по образу Своему, это значит, что кроме тела и души человек получил нечто, что есть образ Божий, то есть, дух. Чтобы лучше понять значение фразы «по образу Своему» в этом ключевом отрывке, давайте посмотрим, где она еще употребляется:

Бытие 5:1-3
«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.”

В этом отрывке говорится, что Адам родил сына «по подобию своему по образу своему». Что это значит? Что сын был таким же, как Адам, то есть, у Сифа, как и у Адама, были руки, ноги и так далее. Так же, как и Адам, Сиф обладал телом и душой. Точно так же, когда Слово Божье говорит, что Бог сотворил человека «по образу Своему», «по подобию Божию», это значит, что Адам был таким же, как Бог. Бог – не плоть. У него нет рук, ног, головы. Он – дух. Так, если Господь – дух, то и Адам – дух. Кто-то может спросить, зачем Господь дал Адаму, кроме тела и души, еще и дух? Причина проста: не имея духа, Адам не смог бы общаться с Богом, Который есть дух. Будучи духом, Господь не может общаться с телом и душою. Это разные вещи. Вы ведь не можете получать сигналы радиостанции, если у вас нет радиоприемника. У вас может быть стиральная машина. Но ее наличие не дает вам возможности получать сигналы радиостанции. Вам обязательно нужен радиоприемник. Точно так же Бог – это дух, и чтобы общаться с Ним, у вас должен быть дух. Тела и души достаточно для вещей, воспринимаемых пятью органами чувств. Но когда дело доходит до того, что имеет отношение к Богу, вам нужен дух. Эта истина содержится также в 1-м послании Коринфянам 2:14:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем судить духовно.»

В данном отрывке слово, переведенное как «душевный», – это греческое прилагательное «ψυχικός» (психикос), образованное от существительного «ψυχή» (психи), что означает душа. Итак, «психикос» – это «душевный человек», то есть человек, обладающий только душой и телом3. Согласно этому отрывку, человек, который состоит только из тела и души, «не принимает того, что от Духа Божия». Как уже было сказано, чтобы «принимать то, что от Духа Божия», чтобы общаться с Господом, вам нужен подходящий приемник – дух. Вот почему в этом отрывке говорится: «и не может разуметь, потому что о сем судить духовно.» Человек только души и тела не может разуметь Божьи вещи по той простой причине, что такие вещи имеют дело с духом, а поскольку ему не хватает духа, он не может их разуметь. Суммируя все сказанное, у Адама было тело, созданное из праха земного, душа, которая дает телу жизнь, и дух, чтобы общаться с Богом. Он был телом, душою и духом. Установив это, несложно понять, что произошло в тот день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла. Господь сказал им, что в день, когда поедят, они обязательно смертью умрут. Имея в виду, что смерть значит отсутствие формы жизни, теперь мы понимаем, что умерло в тот день. Адам был телом, душой и духом, и тело его умерло много лет спустя после того дня когда он поел. Поскольку душа – это то, что дает телу возможность жить, Адам обладал душой и телом и после того, как поел с дерева. С другой стороны, поскольку Бог всегда точен в том, что говорит, что-то должно было умереть. Так как Адам был телом, душой и духом перед тем, как поел, и так как у него остались тело и душа после этого, в тот день он утратил дух, данный ему Господом. У него остались душа и тело, но не осталось духа. Дух покинул его, и эта была смерть для него, потому что дух, форма жизни, бывшая с ним перед тем, как он поел, исчезла.

Видите, как четко Библия расставляет все на свои места, когда вы позволяете ей толковать саму себя. Именно этот дух, утраченный тогда, был восстановлен в день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой; и сегодня, уверовав в Иисуса Христа, вы снова стали духом, душой и телом. Поэтому апостол Павел говорит в 1 Послании Фессалоникийцам 5:23:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Теперь, уверовав в Господа Иисуса Христа и в Его воскресение и приняв дар Святого Духа, мы уже не просто тело и душа, но дух, душа и тело.

Анастасиос Kиoyлaxoглoy

Русский: Julia Popova (Christian-translation.com)

1. Традиционно многие из нас думают о яблоке, когда читают этот отрывок. Но Библия ничего не говорит о яблоке. Она говорит «от дерева познания добра и зла». Поэтому так называемое «яблоко» – не более чем выдумка людей.

2. Как и в случае с яблоком, мы привыкли думать, что здесь говорит змея. Однако Библия объясняет, что имеется в виду под словом «змей». Откровение 20:1-2 говорит: «И увидел я (Иоанн) Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, ЗМИЯ ДРЕВНЕГО, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ДИАВОЛ И САТАНА, и сковал его на тысячу лет.» Может ли быть сказано яснее, что «змей» в книге Бытия 3 – это дьявол?

3. То же самое слово «психикос» (душевный человек, человек тела и души) еще встречается в 1-м послании Коринфянам 15:44, посланиях Иакова 3:15 и Иуды 19.

Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • ум;
  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.

Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

  • Грех гнева
  • Заповедь о любви к врагам
  • Промысел Божий в жизни человека

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.

Духовный человек — образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *