Теология в философии

Богословский диспут

Обращение X Всемирного Русского Народного Собора к теме прав человека, а в особенности — выступление на этом Соборе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла — породило волну светской и гуманистической критики, которая и не думает ослабевать. Причем весьма болезненную реакцию вызвали не какие-то особо соблазнительные деяния православной общественности и клира, но довольно сдержанная попытка изложить церковную точку зрения на права человека. Если не читать документы Собора, может создаться впечатление, что митр. Кирилл призывал «казнить тюрьмой Максима Грека, костры скуфьями раздувать», каковой жестокий обскурантизм и вызвал справедливое возмущение.
В реальности митр. Кирилл костры не раздувал, никого казнить тюрьмой не призывал, а всего лишь говорил о принципиальных изъянах безбожного гуманизма (человекобожия тож) и о том, что павший человек, объявляемый мерилом всех вещей, — это такое благое намерение, которое может вести к неблагим последствиям.
Возражения же, адресованные митр. Кириллу, производили крайне тяжкое впечатление, ибо речь шла не о несогласии с владыкой — безусловного согласия никто и не требовал, — а о непонимании того, о чем вообще идет речь. Не будем даже говорить об откровенных корчах, которыми в просвещенной среде ныне вполне прилично реагировать на любое упоминание имени Божьего и уж тем более — на речи священнослужителей. «Православные аятоллы», «дичь, да и только», «гэбисты в рясах», «епархиальные лимузины», «гонения на всех инакомыслящих» — это очень сильно отцензурированная выжимка (выброшены сквернословие и прямые кощунства) из того, что говорят инакомыслящие, когда их начинает корежить. А начинает тут же.
Беда, однако, даже не в этом. Беснование есть реакция определенного рода существ на Того, Чье присутствие (или даже одно упоминание) они не в силах выносить. Об этом много в клерикальных книгах написано, а теперь можем и вживе наблюдать. Но если даже свободомыслящему человеку удается не вполне поддаваться действию сказанных существ (что, конечно, само по себе похвально), то много смысла его речам это, к несчастию, не добавляет. По степени глубины и проникновения в рассматриваемый предмет все возражения сводятся к тому, что Остап заклеймил папу Александра Борджиа за нехорошее поведение. Чем, само собой, оппонента полностью срезал.
Это не фига, не карикатура. Развернутые либеральные отклики на речи митр. Кирилла сводятся либо к рассказам о том, сколь плоха была Византия и ее наследие, либо — еще шире — сколь плох был Рим. Ударным местом одной из статей было то, что в XII в. в Провансе были культур, мультур и трубадур, но папская курия, недовольная таким прогрессом и веротерпимостью, устроила крестовый поход и все погромила. Не говоря уже о том, что неясно, в какой степени РПЦ является подражателем Ватикана, автор скорее всего искренне не знает, что у альбигойской веры, наряду с культур, мультур и трубадур, были также и другие, менее приятные особенности. Наконец, рассуждения митр.
Кирилла о том, может ли воля павшего человека, безотносительно к тому, на что она направлена, быть первоверховной ценностью, директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Н.А. Митрохин (ex officio серьезный исследователь, не какой-нибудь интернет-бесноватый) легко парирует одной фразой — «псевдофилософские благоглупости о выборе между «добром» и «злом». Дайте директору не то что митр. Кирилла, а хоть самого бл. Августина — он его с той же четкостью припечатает. Образованный человек.
В том и дело. Критика Собора высветила тяжкую некультурность нашего либерального сообщества, знакомившегося с новозаветной историей по роману «Мастер и Маргарита» и ни при какой погоде не то что не читавшего — не слышавшего о многих книгах и проблемах, которые тысячелетиями испытуют человеческую душу. Мракобесы в рясах считали, что, прежде чем говорить о предмете, желательно чему-то учиться и что-то знать. Последователи идеалов Просвещения какое бы то ни было знание предмета (какой предмет? — одна дикость) нужным не считают. Сказанное выше можно считать анонсом. Идеолог СПС Л.Я. Гозман бросил вызов митр. Кириллу и намерен его разбить в публичной дискуссии. Учитывая обогащенность вызывающего всеми сокровищами культурного знания, нас ждет впечатляющее зрелище.
http://www.izvestia.ru/sokolov/article3092350/

Теология философская

ТЕОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ — в широком смысле слова соотносится со всем спектром позитивных отношений между философией и религией, между философией и теологией в истории европейской мысли; базисным принципом философской теологии в узком, строгом, смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. В контексте европейской культуры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создаваться в отвлечении или даже просто безотносительно факта и содержания божественного Откровения, данного в библейском тексте. Безотносительность предполагает в первую очередь начальные условия философско-теологического рассуждения, а также способы развертывания этого рассуждения. Исходным моментом философского рассуждения должны становиться сугубо «естественные» данности человеческого существования и опыта. А само рассуждение, определяющее философско-теологическое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обоснования и систематизации. Философская теология этого вида опирается на утверждение о том, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано божественное Откровение, т. е. если Бог не дал или не дал бы человеку знание о Самом Себе непосредственным образом.

Философская теология в широком смысле слова по существу совпадает с некоторыми другими видами философской деятельности, такими, как религиозная философия, философия религии, христианская философия — они в той или иной форме и степени реализуют интенцию философского богопознания (это объясняет синонимичное использование указанных дисциплинных обозначений). «Религиозная философия» означает философскую рефлексию, осуществляемую с религиозной точки зрения. Эта рефлексия может иметь любую объектно-тематическую направленность, т. е. объектом постижения и осмысления в соответствующем плане может становиться любой сегмент природно-космической, антропологической и божественной реальности. Философская теология может восприниматься как одна из важнейших форм философии религии — наряду с философским религиеведением, объектом осмысления которого является гл. о. религиозное отношение человека, т. е. отношение к божественной реальности, к Богу.

В историческом плане принципиальная возможность автономного философского богопознания, соответственно философской теологии в строгом смысле, была дана вследствие автономизации философии по отношению к античной религии, а также вследствие того, что античная философия просто предшествовала во времени христианству. В эту же эпоху можно говорить о появлении — и терминологически, и по содержанию — философской теологии. Она предстает как философское размышление о последней и высшей реальности, определяющей всякую другую реальность. Принципиальная возможность, а также некоторые способы реализации этой возможности античной философии в христианскую эпоху были сохранены и продолжены в «естественной теологии». «Христианская философия» может пониматься как религиозная философия, реализуемая в специфически христианской перспективе. Христианская философия тесно примыкает или в значительной своей части совпадает с теологией христианских конфессий. В истории европейской мысли сама идея автономного философского богопознания всегда ассоциировалась в первую очередь с традицией естественной теологии. Условия появления этой традиции, процесс ее оформления и развития — вот что наиболее часто понимается под автономным философским богопознанием. Всякая иная философская теология в строгом смысле является и в историческом и в логическом отношении продолжением естественной теологии. Естественная теология, методологически представляющая мир не как творение, но как «чистый мир», «чистую природу», выступает уже как «предварительная форма» иной, философской теологии. Они по существу тождественны в своих исходных посылках и средствах осуществления. Остается только различие по результирующему построению. Соответственно философскую теологию следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к обособлению от теологии откровения.

Как теоретическая программа философская теология в строгом смысле означает, что путь философского богопознания начинается с миропознания и продвигается к богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как «образ» таковой. Бог философски постижим не непосредственно в Себе Самом, а только посредством отдаленного подобия в зеркале мира. Философское познание действительности — это по существу «путь от миропознания к богопознанию». Лишь такой способ познания Бога возможен для человека. Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира. В данном контексте «мир» следует понимать во всем богатстве содержаний и смыслов, выявленных историческим опытом существования человечества, включая полноту теоретического, научного и философского знания. Особое значение в философском богопознании должен получить специфический опыт бытия-в-мире человека, что означает необходимость для философского богопознания опереться на теоретическое знание о человеке, прежде всего философско-антропологическое знание. Философская теология решает три основные взаимосвязанные задачи. Она призвана, во-первых, философски-аргументативно указать на существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Философское обоснование существования Бога заключается в разработке философской аргументации в пользу наличного, «реального», бытия Бога. Во всех случаях средством обоснования выступает философское рассуждение, опирающееся на те или иные природно-космические, социально-исторические и индивидуально-жизненные явления, данные в человеческом опыте. Таким образом, из трех главных источников верования в существование Бога — разума, опыта и откровения — философско-теологические попытки обосновать существование Бога базируются на опыте и разуме. Доказательство представляет собой метод познания, осуществляющегося рационально, т. е. в контролируемых понятийных высказываниях. Предполагается, что в качестве посылок могут выступать те или иные данности «естественного опыта существования» в ши-роком смысле, т. е. такие данности опыта человека, на которые достаточно указать, чтобы признать их очевидность или истинность. «Данности опыта» могут включать и данные науки, поскольку они также получены «естественным» разумом, опирающимся на «естественный» опыт. Рассуждение, имеющее в качестве посылок подобные очевидные истинные данности, должно развертываться в соответствии с принятыми правилами теоретического рассуждения, в первую очередь в соответствии с логическими правилами. Если такие условия соблюдены, то мы получаем заключение, содержание которого призвано свидетельствовать о бытии Бога. Под традиционными доказательствами бытия Бога понимаются в первую очередь «онтологическое доказательство», «космологическое доказательство», «телеологическое доказательство». Все это кодифицированные обозначения для определенных устоявшихся типов аргументов, которые получили более или менее тщательную разработку и признание. В 20 в. были предложены варианты философского подтверждения существования Бога с помощью трансцендентальной философии (трансцендентальный томизм, Р. Шеффлер), а также посредством философской феноменологии (ранний М. Шелер, Ф. Хаммер). Трансцендентал-философские и феноменологические указания на существование Бога нередко выступали в сочетании, особенно в рамках концепций, которые следует отнести к философско-религиозной антропологии (Х.-Э. Хенгстенберг, Э. Корст, К. Ранер и др.). Философская теология обладает определенным единством и в содержательном отношении. Такое единство проистекает из того обстоятельства, что большинство автономных философско-теологических учений также концептуализируют философский теизм. В основе философского теизма лежат две основные посылки, присущие европейской культуре. Первая заключается в отождествлении религии с теизмом, а вторая связана с представлениями о познавательном достоинстве и нормативных возможностях философии. Являясь производным от посылок европейской культуры, философский теизм наличествует в этой культуре фактически с самого начала истории христианской эпохи. Философский теизм в своем смысловом ядре означает признание существования Бога как абсолютной, трансцендентной по отношению к миру духовно личностной действительности, представляющей как безусловный источник всего небожественного сущего и сохраняющее действенное присутствие в мире. «Теизм» соответственно пред стает как сердцевина философско-теологической типологии отношений между Богом и миром, поскольку через соотнесение с теизмом тематизируются пантеизм, панентизм, деизм. В философской теологии могут предприниматься попытка представить божественную реальность отличным от классического философско-теистическим образом, или так, что ее характер будет вообще являть весьма незначительное сходство с философско-теистическим понятием Бога. Из подобных концепций, созданных в 20 в., наиболее интересным! представляются концепция позднего М. Шелера и концепция В. Вайшеделя.

Ю. А. Кимелев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 41-42.

Эссе. «М??алім маманды?ы – барлы? маманды?ты? анасы»

А?т?бе облысы, М?рт?к ауданы, Ке?сахара ауылы, Ке?сахара орта мектебіні? бастауыш класс м??алімі Елубаева Роза Шалабаевна

?алым да, шахтер де бас иетін, ?стазым, бар сені? ?асиеті?. Білім берген, ой берген, а?ыл берген, К?з алдымнан кетпейді асыл бейне? …

Осы та?ырыпты ал?аннан со? к?п ойландым. Шынды?ында м??алім барлы? маманды? иесін т?рбиелейтін, о?ытып ?йрететін абзал жандар. «М??алім маманды?ы – барлы? маманды?ты? анасы» деп ?алай д?л тауып айт?ан. ?стаз алдынан т?рбие алмайтын жан жо?. ?стаз берген т?рбие ?рбір жанны? ?міріне жол сілтер шамшыра? болары аны?.

?ылым иесі ?алым да, ел ?ор?а?ан батыр да, тілінен бал там?ан а?ын да, тегеуріні темір бал?ыт?ан ж?мысшы да, егін сал?ан ди?ан да, мал ба?ып терін т?ккен шопан да, к?к к?мбезінен ?рі ?ткен ?арышкер де б?рі – б?рі ?стаздан білім, т?лім ал?ан, сонды?тан ?ла?атты ?стаздар?а б?кіл адам баласы ??рметпен бас иеді.

?иынды?ы да, ?ызы?ы да жетерлік, е? бастысы — жауапкершілігі жо?ары маманды?ты? бірі ?стазды? ету екені а?и?ат. ?йткені б?л маманды? иелеріні? мойнына ешн?рседен хабары жо?, мы?да?ан тарыдай ?ана б?лдіршіндерді? бойына білім н?рін сеуіп, т?рбие ?ры?ын егіп, таудай азамат етіп шы?ару міндеті ж?ктелген. Сонды?тан бас?а маманды? иелеріні? баршасы да ?стаздар?а борыштар деп ойлаймын.

Ке?сахара орта мектебіне маманды?ым бойынша ж?мыс?а орналасып, ?аржылай ?леуметтік к?мек алдым. Мектеп ?жымынан ?рбір ?стазды? бойында болатын т?зімділік, сыпайылы?, тазалы?, адамгершілік, е?бек с?йгіштік сия?ты жа?сы ?асиеттерді бойыма сі?ірдім. Мен ?зімні? ?стаздарыммен ?атар е?бек етіп, баланы? бойына а?ыл – білім д?нін сеуіп, аялап, к??ілін табуды, алаламай с?йе білуді ?йрендім.

Дана хал?ымыз «?ядан не к?рсе?, ?ш?анда соны ілерсі?» демекші, «?стаздар жан?ясы» бол?анымыз мен ?шін ?лкен ба?ыт.

?ыран т?легіне ?айтпас ?анат сыйлайды, ?стаз ш?кіртіне талмас талап сыйлайды» демекші, ?стаз ?ай кезде де мектепті? ж?регі, ?о?амны? тірегі. ?о?ам т?л?аны ?аншалы?ты жетілдірсе, жетілген т?л?а ?о?амды соншалы?ты д?режеде дамытады. Сонды?тан ?о?ам дамуында білім беру е? ма?ызды м?селе болып табылады. «Келер ?рпа? алдында зор жауапкершілік ж?гін ар?алап келеміз» деген Елбасы Н?рс?лтан Назарбаев б?гінде м??алімдер алдында ?лкен жауапкершілік ж?ктеді. ?рбір т?л?а ?мірінде ?лкен т?рбие мен таусылмас білім оша?ын санасына ?ялат?ан ?стазын м??гілік есінде са?тайды. На?ыз м??алім, міне, осы. ?йткені, ?рбір мемлекетті? ?сіп ?ркендеуіні?, б?секеге ?абілетті болуыны? е? басты оша?ы – ?стаз берген білімде. Сонды?тан да дамуды? е? биік к?кжиегінен к?рінгісі келген кез келген мемлекет е? алдымен, білім беру саласын д?рыс жол?а ?ойып, сапасын к?теруді ма?сат етеді. Ендеше, осындай б?секеге ?абілетті, рухы биік ?рпа? т?рбиелеу жа?а формация м??аліміні? еншісіне тиері аны?.

Жа?андану заманында ?лт­­ты? б?секеге ?абілетті болуды? к?р­сет­кіші – білім де?гейімен ?лше­неді. Сонды?тан, ?лемдік білім ке?істігіне кірігіп, білім беру ж?­йе­сін халы?аралы? биікке к?теру кезек к?ттірмейтін ?зекті м?селе.

Б?л м?селені шешуді? кілті ?с­таз ?олында. ?йткені, ?стаз ел­ді? ерте?гі тізгінін ?стайтын ?рпа? т?рбиелейді. Адам т?р­бие­леу – ?лы міндет. Ол міндетті ат?арушы – ?стаз. ?стазды? негізгі ??ралы – саба?.

Саба? скрипка аспабы секілді: онымен жай гаммаларды ой­нау?а немесе Паганинише сауса? ?шын сым?а же?іл тигізіп, одан ?а­жай­ып ?н шы?ару?а да болады. ?рбір саба?ы ?ажайып ?уенге толы на­?ыз ?стаз болу кімні? де болса арманы.

Мені? т?сінігімдегі ?стаз – рухы таза, ой – ?рісі биік, ?лты мен Отаныны? болаша?ы ?шін тер т?гіп, шыдамдылы? пен та­бандылы?ты? ?лгісін к?рсетуші, ?з бойында?ы асыл ?асиеттері мен білімін болаша? ?рпа?ты? ба?ыты мен к?десіне жаратып, ?о?амды ?рге ?ркендетуші, жа­?а­шылды?ты? бастаушысы, ж?­ре­гі – жылы, к??ілі – дар?ан адам.

?стаздан д?ріс алма?ан адам ?азір жер бетінде жо? десе де болар. Б?л маманды? содан да киелі. Жан – Жак Руссоны? «?стаз болу – ?з уа?ыты?ды аямау, бас­?аны? ба?ытын аялау» деген на?ыл с?зі жаныма ?те жа?ын.

?стаз білгенін ?йретуші ?ана емес, т?ла бойы т?н?ан ?неге, а? тілеулі ана т?різді барлы? адам­ны? бойынан жа?сылы? іздейтін ізгі ниет иесі. Ш?кірті ?зінен оз­?ан ?стаз – е?бегі а?тал?ан ?стаз. ?йткені, ?мірді? за?ы даму, ілгерілеу, озу. ?зінен оз?ан ш?кірт т?рбиелейтін шебер ?стаз ?з­дік­сіз ізденісте болып, ?о?ам с?­ра­нысына сай білімді, шы?арма­шыл, ?зін – ?зі дамытып, жетілдіре алатын болуы ?ажет деп ой­лай­мын. Мен ?стазды?ты? ауыр ж?­гін ар?алауды ?з ж?регімні? ?а­лауымен та?дадым. Маман ?с­таз ретіндегі негізгі ?станымым: ба­ланы т?л?а деп тану, оны? пікірімен санасу, о?ушыны? кішкентай ?уанышын, табысын ба­?алай білу.

Бо­лаша?та м??алім маманды?ы е? беделді, ?рі жо?ары а?ы т?ле­не­тін маманды?ты? біріне айналуы ?шін оны с?йіп, талмай е?бек ету ?ажет.

?стазды? ?ызметте, ш?кірт­термен ?арым – ?атынаста ізгі ниеттілік, кішіпейілділік ж?не м?­дениеттілік бірінші кезекте т?ру керектігіне к?зім жетті.

?ытай философыны? «Ма?ан ж?й айтса? – ?мытамын, к?рсет­се? есімде са?таймын, ал ?зімді іс – ?рекетке ?атыстырса? ?йрене­мін» деген даналы?ы білім алу­шыны? білімге ы?ыласын атты­руда а?паратты? – комму­никатив­тік технологияларды пайдалана отырып, ?зіндік ізденіс ж?ргізуді практикада ж?зеге асыруды? ма?ызды екендігін к?рсетеді.

Сапалы білім негізі – жан – жа?ты а?паратты? материал­дар­ды, к?рнекі ??ралдар мен ?тым­ды технологияларды, тиімді ?діс – т?сілдерді пайдалана отырып, білім алушы?а ешбір кітаптан таба ал­майтын білім беру. ?йткені, тек о?улы?та?ы білімді жеткізуші м?­?алімні? ??ны жо? деп ой­лай­мын. О?улы?та?ыны о?ушы ?зі де о?ып алады.

Сонды?тан б?гін білім бе­ру­ді? сапалы болуы ?шін: біріншіден, ?стазды? жан – жа?ты ака­демиялы? біліміні? бо­луы, екіншіден, м??алімні? ?з ма­ман­ды­?ы­на деген шынайы с?й­іс­пенші­лігіні? ж?не еш?ан­дай дипломмен бірге берілмейтін шы?ар­машылы? ?абілеті, бала?а деген кіршіксіз адамгершілік ?а­сиет­тері болуы шарт.

Мен ?азір бізді? елімізде ?а­лыптас?ан м??алімдік маман­ды?­?а мектепте негізінен орташа о?ы?ан білім алушыларды ?а­был­дап, олардан орташа маман дайындап, оларды білім ?яла­ры­на жіберетін ??рсауды? б?зы­лып, ?стаз маманды?ы е? жо?а­ры е?­бека?ы т?ленетін ?з­дік ма­манды??а айналса деп ар­ман­дай­мын. ?йткені, жа?а ?а­сыр­да ?ы­лымны?, техниканы?, ?н­дірісті? ?ар?ындап ?суі білім беруді? бар­лы? ж?йесін ж?йелі дамы­ту­ды талап етіп отыр, жа?а м?м­кін­діктерге жол ашу ?шін іргелі ?згерістер керек.

И?, ?азір жа?а типті мектептер салынып, пайдалану?а беріліп жатыр. Дарынды балалармен ж?­­мыс ба?дарламасы ж?зеге асу ?с­тінде. Жастарды шетелдерде о?ы­­­ту?а м?мкіндік алды?. Жа?а буын о?улы?тар, электронды о?у­лы?­тар білім беру ісіне ене бастады.

Осындай жа?а даму ?рдісі ал­?а басып отыр?анда Елбасы Н.Назарбаев «Болаша?та е?бек ет­іп, ?мір с?ретіндер – б?гінгі мектеп о?ушылары, м??алім оларды ?алай т?рбиелесе, ?аза?стан сол де?гейде болады. Сонды?тан ?с­таз?а ж?ктелетін міндет ауыр» – деген еді. Біз осы с?зге сай болуымыз керек.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *