Тепло и свет

В сей великий день вспоминаем о преславном Преображении Господа и Бога нашего Иисуса Христа, когда явил Он нам Божественный свет Лица Своего, всего Естества Своего.

Надлежит нам вникнуть в то, что такое свет духовный. О свете духовном будет речь моя.

Вы все знаете, как всякая живая тварь трепетно тянется к солнцу, к свету солнечному, с неба сияющему, к свету материальному. Знаете, как всякая букашка, всякая травка, всякий листок и цветок тянется всегда к свету. Свет солнечный, свет материальный ведом вам всем, и любите его вы все.

Но все ли знаете, что кроме света солнечного есть еще великий свет, свет нематериальный, свет духовный? Все ли тянетесь к этому свету духовному?

О как тяжело мне сказать: нет, не все, далеко, далеко не все. Даже больше скажу: весьма немногие тянутся к нему, а всему остальному множеству живущих на земле не нужен свет духовный, знать не хотят о нем ничего. Им нужен только свет материальный: нужны те блага, которые связаны с этим светом.

Скажу и больше: сделаю оговорку о том, что я раньше сказал, что все живое тянется к свету солнечному. Нет, нет, я не оговорился: есть много птиц, животных и насекомых ночных, которые ищут тьмы, избегают света солнечного, есть жабы и черви, есть рыбы подземных вод, которые не воспринимают света.

Есть и много подобных им людей, таких несчастных людей, которым нужен не свет, а тьма, ибо знаете, что все воры и разбойники, все блудники и прелюбодеи ищут тьмы, дела свои темные творят во мраке, в ночной тьме. Свет им мешает, свет им невыносим, его они не любят.

И если они даже света материального не любят, то свет духовный, свет, воссиявший миру от Господа Иисуса Христа, тем более невыносим для них.

Ну что же, пусть не выносят, а тем не менее тот Божественный свет, который явил нам Христос на горе Фаворской, все так же сияет и никогда не перестанет сиять.

Нередко свинцовые тучи заслоняют солнце небесное. Есть люди, которые глаза свои закрывают от солнца, есть и слепые, не способные видеть свет.

О тех, которые не выносят света духовного, сказал в своем дивном Евангелии апостол и евангелист Иоанн Богослов, говоря о Господе нашем Иисусе Христе, как о Свете, пришедшем на землю:

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир, — всех просвещает, всех хотел бы спасти. — В мире, был и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

Пришел к своим, и свои Его не приняли».

О какие страшные слова — свои Его не приняли.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:9-12).

И Свет этот светит и будет вечно светить, сколько бы ни отворачивались от Него, каким бы ненужным ни казался миру этот свет.

Но в глазах мира этот свет меркнет, меркнет чем дальше, тем больше: он сияет в небесах, а в душах человеческих он меркнет, как солнечный свет, заслоненный тяжелыми тучами.

Разве не помните, как померк свет Христов, какая страшная кровавая тьма водворилась над миром еще так недавно, когда творили свои неописуемые злодеяния наши враги немцы?

Разве не знаете, какой кровавый мрак, какая непроглядная тьма в сердцах тех солдат американских, тех летчиков, которые истребляют ни в чем не повинное население Кореи? Тьма, кровавая, непроглядная тьма…

И тьма все более и более сгущается, и страшно нам, страшно, когда видим, что эта тьма царит в сердцах множества людей.

Они на вид вполне благополучны, у них есть все: и силы, и бодрость, и красота, и обилие плодов земных, и красивые одежды — все есть у них. Кажется, они живы, но только кажется, ибо тьма их сердец есть духовная смерть. О них можно сказать словами Апокалипсиса: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1).

К ним относятся слова святого апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому, что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 9–11).

Для жизни истинной не свет солнечный необходим, а другой свет, свет духовный, освещающий и просвещающий сердца наши.

Разве мало было великих носителей света духовного в пещерах Киево-Печерского монастыря? Разве не жили без света солнечного эти великие люди, в сердцах которых воссиял великий, яркий, паче солнечного света яркий свет духовный?

Можно и живя без света, быть носителем света, можно и живя во свете солнечном, быть мертвым, не иметь в себе никакого, никакого света духовного.

В древней Персии поклонялись солнцу. Это жалкое язычество, но в этом язычестве можно усмотреть то, что люди, поклонявшиеся солнцу, понимали хоть отчасти, что такое свет духовный, что, поклоняясь солнцу, они поклонялись не только его свету, всеми видимому, но в материальном свете видели и то солнце правды, которым называем мы Господа Иисуса Христа.

Были в Персии и огнепоклонники. Можно ли сказать, что совершенно презренна вера их? Нет, в Священном Писании читаем: «Бог есть Огнь поядающий».

Эти язычники, эти огнепоклонники сами неясно понимали и чувствовали, что огонь может быть прообразом Божества, все очищающего, всякую скверну и нечестие поядающего. Это сознавали эти огнепоклонники. И их надо поставить выше тех, для которых нет никакого света духовного, ничего не существует, кроме материальных благ, кроме света от солнца, на небе сияющего.

А нам, христианам, в нынешний великий праздник показал Господь, что Его человеческое тело могло светиться божественным светом. Если так, если тело Богочеловека могло светиться божественным светом, то значит, и тела христиан, предназначенных к Богочеловеческому, тоже могут светиться небесным светом.

И знаем, знаем, что не только Господь в день Преображения Своего светился весь этим божественным светом, ибо Ветхий и Новый Завет приводят нам пример тому.

Когда опустился великий Моисей с горы Синайской, неся скрижали, на которых перстом Божиим начертаны были десять заповедей, то сияло лицо его светом божественным, и так ярок, так невыносим был этот божественный свет, что просили израильтяне, чтобы закрыл Моисей покрывалом лицо свое, ибо не могут люди взирать на него.

Когда св. архидиакон Стефан стоял пред синедрионом иудейским и бесстрашно говорил о Христе, «все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице ангела» (Деян. 6:15) — как лицо ангела, значит, озаренное светом небесным.

Знаем и более: знаем, что лицо преподобного Серафима по временам светилось таким же небесным светом.

У него был друг, соседний помещик Мотовилов, который был добрым и чистым человеком. Он часто с ним беседовал и однажды во время такой беседы Серафим сказал ему: «Посмотри на меня!» Мотовилов взглянул и ужаснулся, ибо вдруг лицо преподобного Серафима засияло божественным светом.

Вот видите, что Господь, открывая нам путь к Богочеловечеству, дал при этом и возможность светиться светом небесным, таким светом, как светилось все Его тело в сей великий день на горе Фаворской.

О как это важно, как это велико, как это вожделенно!

Если можем светиться светом духовным, светом божественным, неужели не приложим всех наших стараний, чтобы стать достойными этого?!

«Праведники в Царстве Небесном будут сиять небесным светом, если окажутся достойными.

Праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их».

Так сказал Сам Господь наш Иисус Христос.

А теперь, пока живем мы в теле земном, надо помнить то, что сказал Господь: «Еще мало время свет в вас есть: ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет» (Ин. 12:35).

«Веруйте во свет: да сынове света будете».

Воспевайте в сердцах ваших ту песнь, которую так часто слышите вы в нынешний день: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Тепло огня, тепло души.
Камины и печи — центр маленькой Вселенной, имя которой дом. Посланники тепла, мира благоденствия, они никогда не оставляют равнодушными, обладая особой притягательностью. Невозможно пройти мимо, не прикоснувшись к теплой поверхности керамики или камня, не остановив свой взгляд на игре языков пламени. Само слово «камин» происходит от латинского «camirus», что означает «открытый очаг». Конечно, сегодня огонь необязательно остается открытым, чаще он прячется за стеклянной дверцей топки. Но смысл остается неизменным: камин или печь символизирует домашний очаг, уют, защищенность, связь поколений и уважение к традициям.

Можно верить или не верить в древние учения, но благотворное воздействие каминов и печей на здоровье и настроение людей подтверждается и современными научными работами. Так, например, исследование «Человек и его хорошее самочувствие» проведенное Академией строительной экологии Мюнхена, показало, что большинство владельцев печей и каминов в тестах характеризуют свое эмоциональное состояние как комфортное, здоровье — как хорошее, а домашнюю обстановку — полностью устраивающей. В то же время среди людей, не имеющих каминов, процент таких положительных ответов был гораздо ниже.

Это не удивительно, поскольку камины и печи не только создают комфортный микроклимат в доме, но и оказывают ощутимое психологическое воздействие. Наблюдение за игрой огня- лучшая терапия против стресса. Цвет пламени, ассоциирующийся с солнцем, пробуждает жизненные силы. Тепло, идущее от камина или печи расслабляет. Потрескивание дров вызывает в памяти образ костра среди деревьев и камней под звездным небом. Все это вместе — мощный антидепрессант для современного человека, поддержка сил природы, осознание себя в этом мире.

«Некий молодой человек, работавший в один из дней вместе с Иисусом над изготовлением рулевой лопасти, очень заинтересовался словами, которые время от времени проскальзывали в речи Иисуса, пока они работали на верфи.
Когда Иисус упомянул о том, что небесный Отец заботится о благополучии своих земных детей, этот молодой грек по имени Анаксанд сказал: «Если Боги заботятся обо мне, то почему они не избавят меня от жестокого и несправедливого начальника этой мастерской?»
Ответ Иисуса поразил его: «Так как ты знаешь путь добра и ценность справедливости, быть может, Боги сделали так, что этот заблудший человек оказался подле тебя, чтобы ты мог вывести его на лучший путь.
Быть может, ты являешься той солью, которая сможет сделать этого брата более приемлемым для всех остальных людей, если, конечно, ты не потерял свою силу. Ныне этот человек властвует над тобой в том смысле, что его порочные поступки оказывают на тебя неблагоприятное воздействие. Почему же не доказать свое превосходство над злом, опираясь на силу добродетели и, таким образом, стать господином во всех ваших отношениях?
Я предвижу, что живущее в тебе добро способно взять верх над существующим в нем злом, если ты дашь этому добру подлинную и живую возможность проявиться. Смертное существование не знает ничего более увлекательного, чем испытать пьянящую радость человека, в своей материальной жизни ставшего партнером духовной энергии и божественной истины в одном из их триумфальных сражений с заблуждением и злом.
Восхитителен этот преобразующий человека опыт — стать живым каналом духовного света для смертного, пребывающего в духовной тьме. Если ты более одарен истиной, чем этот человек, то его беда должна стать для тебя вызовом. Ты же не трус, способный стоять на берегу моря и смотреть, как гибнет твой не умеющий плавать товарищ! Насколько же более ценной является блуждающая во тьме душа этого человека по сравнению с тонущим в воде телом!»
Анаксанд был чрезвычайно взволнован словами Иисуса. Вскоре он пересказал их своему начальнику, и в тот же вечер оба они пришли к нему за советом о том, как достичь благополучия души. И позднее, когда христианская идея была провозглашена в Кесарии, оба этих человека — грек и римлянин — уверовали в проповедь Филиппа и стали видными членами основанной им церкви.
Впоследствии этот молодой грек был назначен посыльным при римском центурионе Корнелии, который стал верующим благодаря служению Петра. Анаксанд продолжал нести свет сидящим во тьме вплоть до заточения Павла в Кесарии, когда по трагической случайности он погиб при избиении двадцати тысяч евреев, оказывая помощь умиравшим в муках людям.»

Электрик должен быть внимательным, аккуратным, думающим. Зачастую эти люди работают под высоким напряжением и в буквальном и переносном смыслах. Многие электромонтеры трудятся на своем месте десятилетиями. В Граховском районе электрических сетей филиала «Удмуртэнерго» тоже есть свои герои.

Николай Романов по возрасту уже пенсионер, но из любимой профессии пока уходить не собирается.

— Силы есть, желания хоть отбавляй. Буду работать! – отшучивается электромонтер по эксплуатации распределительных сетей.

В свое время Николаю Аркадьевичу пришлось постигать профессию с азов. Прошло двадцать пять лет, и сейчас Николай Романов электромонтер четвертого разряда, бригадир, опытный наставник молодых коллег. Он передает им знания и опыт, наработанный годами. И постоянно твердит своим ученикам о простых правилах, чтобы запомнили раз и навсегда.

— Отключил, проверил, заземлил – и всегда будешь жив и здоров! – командует своим подопечным Николай Аркадьевич.

Тем временем работа кипит. В ближайшей от села Грахово деревушке бригада меняет деревянные опоры на железобетонные. Старые линии электропередачи не справлялись с напряжением из-за обилия современных электрических приборов. Теперь жителям не придется волноваться – замыкания точно не случится.

— Мы часто ездим по району. Проверяем воздушные линии. Если есть неполадки, ремонтируем. Случаются и внеплановые выезды, — рассказывают электромонтеры.

Действительно, зачастую работы невпроворот. Чего стоило хотя бы лето прошлого года! Погода тогда принесла немало хлопот бригаде Николая Аркадьевича. Ураган повалил опоры, и люди в пяти населенных пунктах остались без света. Пришлось как можно быстрее восстанавливать электроснабжение. Трудились круглыми сутками. Зато жители были довольны и еще долго благодарили монтеров.

— Мороз, пурга, дождь, ливень – мы работаем в любую погоду. Иногда приходится по сугробам на охотничьих лыжах добираться до места аварии. Да и в праздники мы редко отдыхаем, — говорят электрики.

Помимо ремонта оборудования и линий электропередачи электрики по эксплуатации распределительных сетей занимаются обслуживанием оборудования распределительных пунктов, трансформаторных подстанций, воздушных и кабельных линий электропередачи, измерением нагрузки и напряжения в различных точках сети. В общем, список обязанностей приличный. И важно везде чувствовать себя как рыба в воде, иначе электричество за нерасторопность может наказать.

— Любая работа с чего-то начинается. Даже болтик закрутить надо уметь. А Николай Аркадьевич знает все о своей работе. Я тоже иногда спрашиваю у него совета, как и что сделать правильнее, — признается Валерий Шабалин, главный инженер Граховского РЭС, — Он у нас по натуре лидер. Практически все ребята в нашей организации прошли через его наставничество. На нем лежит огромная ответственность.

— Я же за всю бригаду отвечаю. Причем не только за рабочих, но и за результат проделанной работы. У нас действует взаимоконтроль, каждый следит друг за другом. Мало ли один вот-вот совершит ошибку, тогда другой его одернет. Должна быть командная работа, — подтверждает Николай Романов. — И отношения в коллективе зависят от бригадира. Мы с ребятами легко находим общий язык. Они уважают мой авторитет. Прислушиваются к тому, что я говорю. Иногда прикрикну, но не со зла, а чтобы пресечь ошибки.

Подобные способы обучения срабатывают как нельзя лучше. Например, тракторист Дмитрий Степанов несколько лет назад решил переквалифицироваться в электромонтера. Осуществить желание помог Николай Романов. И теперь бывший ученик превзошел своего учителя, работает мастером участка распределительных сетей.

— Я только радуюсь за своих подопечных. Молодежь должна быть лучше нас, — без тени притворства говорит Николай Романов. — Если ты приносишь пользу, то и желание трудиться будет. Конечно, и на моем пути было много трудностей. Но сменить работу я и не думал. Старался всегда на совесть. Когда на сто процентов буду уверен в том, что воспитал достойную смену, уйду на пенсию.

Профессия электрика нужна и важна. Но не менее важен талант наставника, способного реализовать свой профессионализм в работе своих учеников. И среди нас есть люди, которые своим трудом делают нас и нашу жизнь лучше.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *