Термины про театр

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом

Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения

Актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях

Амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования

Амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом

Антракт – перерыв между действиями спектакля

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля

Афиша – объявление о представлении

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером, амфитеатром и бенуаром

Бенефис – спектакль в честь одного из его участников

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение)

Водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли

Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия

Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами

Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли

Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены

Звонок. Их в театре бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся — поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.

Комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам

Ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах

Мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла

Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица

Монолог – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом

Парик – накладные волосы

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены

Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля

Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени

Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)

Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица

Роль – художественный образ, создаваемый актёром

Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху

Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев

Труппа – коллектив актёров театра

Фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами

Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта

Ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей

Театральный словарик для обучающихся театральных коллективов

Бражникова Ольга
Театральный словарик для обучающихся театральных коллективов

Основные театральные термины

АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.

АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

АНТРЕПРИЗА — частный театр.

АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.

БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.

ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.

ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.

ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др. ; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.

ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.

ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.

ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

КАРТИНА — часть акта в драме.

КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.

КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы, располагаемые по бокам сцены.

ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.

ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.

ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах, отделенная перегородками или барьерами.

МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

МИМ — актер пантомимы.

МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.

ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».

ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.

ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.

РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального представления.

РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.

РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.

СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.

СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.

СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).

ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

ТРУППА — актерский состав театра.

ТРЮМ — помещение под сценой.

ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.

ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.

ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.

ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

>Заказать звонок

Театральные термины и понятия

Театральные термины и понятия.

АВАНСЦЕНА — передняя часть перед завесой, тоже именно, что и ПРОСЦЕНИУМ.

АГОН — соревнования артистов, которые ежегодно проводились в Древней Греции; в атичной комедии — диалог и конфликт противников, который складывает сущность пьесы.

АКТ — часть драматургического произведения, отдельное ДЕЙСТВИЕ.

АКТЕР — исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных и подобных представлениях.

АМПЛУА — тип роли актера, который отвечает его возрасту, внешности и стилю игры: субретка, травести, герой-любовник, трагик, простак, инженю и т. п.

АНТАГОНИСТ — персонажи, которые находятся в оппозиции или в конфликте друг к другу, являются антагонистами.

АНТИТЕАТР — драматургия и стиль игры, который отрицает все принципы театральной иллюзии.

АНТРАКТ — перерыв между действиями представления.

АПАРТЕ — язык персонажа, который адресован к самому себе (и соответственно публике).

АПЛОДИСМЕНТЫ — хлопание в ладони публики в знак одобрения того, что выполняется на сцене.

АРЛЕКИН — один из самых популярных персонажей итальянской «комедии масок».

АТЕЛАНА — коротенькая пьеса фарсового характера с постоянными персонажами (макк, буккон и др.).

БАЛАГАН — разновидность зрелищного народного искусства юмористического характера; временное сооружение для театральных, цирковых или эстрадных представлений.

БИОМЕХАНИКА — термин употреблен В. Мейерхольдом для описания системы физической тренировки актера, основной целью которой является немедленное выполнение заданий,

которые получены извне (актером от режиссера).

БОГ из МАШИНЫ (DEUS EX MACHINA) — неоправданное появление персонажа драмы, который изменяет ход действия и разрешает конфликт. В переносном смысле — неоправданный и неожиданный поворот сюжета.

БУРЛЕСК — форма комичного преувеличения, разговор о серьезных вещах в шутливой манере.

БУФФОНАДА — шутливая сценка, которая построена на преувеличении.

ВАРЬЕТЕ — разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, в котором выступают актеры разных жанров, преимущественно юмористического характера, эстрадный театр.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — зрелище, все что выставляется напоказ.

ОТЧУЖДЕНИЕ — прием установления дистанции в отношении к изображаемой реальности, в результате чего она появляется в новой перспективе, открывая в ней невидимые или черты, которые стали привычными.

ВОДЕВИЛЬ — жанровая разновидность комедийной драматургии, представление с куплетами и танцами, легкая комедия.

ГЕРОЙ — в драматургии и театре — главный персонаж; тип персонажа, который имеет исключительную силу и мощь.

ГИПОКРИТ — одно из названий актера в древнегреческом театре, который отвечал на вопрос хора.

ГИСТРИОН — актер в древнем Риме, который выступал без масок, в средневековье — путешествующий актер.

ГРИМ — искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица с помощью гримирующих красок (грима), пластичных и волосяных накладок, парика, прически и т. п,

в соответствии с требованиями роли.

ДЕВТЕРАГОНИСТ — актер, который исполняет вторую роль.

ДЕКЛАМАЦИЯ — искусство выразительного чтения вслух, иногда слишком театральная, искусственная манера актерского выполнения.

ДЕКОРАЦИЯ — элемент художественного оформления сценического пространства; создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа представления.

ДИВЕРТИСМЕНТ – представление, которое состоит из отдельных номеров или фрагментов, ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту; балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, непосредственно не связанный с сюжетом; когда-то выполнялась в конце зрелища.

ДИДАСКАЛИЙ – установки, данные автором своим исполнителям относительно інтерперетації текста пьесы; в древнегреческом театре автор — нередко режиссер и исполнитель собственного произведения.

ДИАЛОГ — разговор между двумя или несколькими персонажами.

ДЕЙСТВИЕ — в зрелищном искусстве последовательность сценических событий, сумма поступков персонажей, из которых состоит сюжет, а также часть драматического произведения, тоже, что и АКТ.

ДИФИРАМБ — культовые песни в честь бога Дионисия, которые выполнялись хором и танцорами под руководством КОРИФЕЯ.

ДРАМА — драматургическое произведение вообщем, род литературы, жанр драматургии.

ДРАМАТУРГ — писатель, который пишет драматургические произведения — пьесы, сценарии и тому подобное.

ДРАМАТУРГИЯ — искусство создания произведений драматургического рода литературы, теория построения драматургических произведений.

ЕКІКЛЕМА — подвижная платформа в древнегреческом театре, которая выкатывалась на орхестру из помещения скены в тех случаях, когда требовалось показать события, которые происходили внутри дома, дворца или храма.

ЭКСОД — в древнегреческом театре заключительная часть представления, в конце которой актеры и хор оставляли место игры.

ЭКСПОЗИЦИЯ — эпизод сценарной конструкции, который стоит во главе композиции, перед завязкой, его целью является введение зрителей в действие, ознакомление с драматургическим материалом и персонажами, с условиями сценического существования.

ЭКСПРОМТ — импровизационная пьеса или, по крайней мере такая, которая претендует на импровизацию.

ЕОРЕМА — подъемная машина в древнегреческом театре.

ЭПИЗОД — самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, которая связана с его основной темой.

ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, сцена, которая заканчивает пьесу и идет после развязки.

ЭТЮД — в театральной педагогике упражнение, предназначенное для развития и совершенствования актерской техники.

ЕДИНСТВО МЕСТА, ВРЕМЕНИ И ДЕЙСТВИЯ — требования к построению драматургического произведения, что существуют со времени классицизма: действие происходит в одном месте в течение короткого промежутка времени вокруг одной главной истории.

ЖАНР — тип художественного произведения, который характеризуется похожими чертами, подчиненный определенным правилам.

ЖЕСТ — телесное движение, чаще волевое и контролируемое актером, который осуществляется ради значения, более или менее зависимого от текста, который произносится, или же совсем автономного.

ЗОНГ — средство отчуждения, музыкальный вставной номер, текст которого скорее произносится или монотонно читается, чем поется.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — техника драматической игры, когда актер играет что-нибудь непредвиденное, не подготовленное заранее и вымышленое во время действия.

ИНТЕРМЕДИЯ — дивертисмент (акробатический, драматический, музыкальный и т.д. ), который играется в антрактах пьесы, междействие.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — личное понимание и ощущение произведения постановщиком или исполнителем, взгляд с другой стороны, тоже, что и ТРАКТОВКА.

ИНТРИГА — срок, который может означать основную ситуацию сюжета, злоумышление действия, коварные намерения одних действующих лиц относительно других, схему событий, которые отображают борьбу персонажей между собой.

КАБАРЕ — разновидность зрелищного искусства, небольшой ресторан или бар, где выступают актеры разных развлекательных жанров, то же, что и ВАРЬЕТЕ.

КАРНАВАЛ — массовый праздник, гуляние с переодетыми персонажами, развлечениями, конкурсами, с уличными процессиями, танцами и тому подобное.

КАРТИНА — единица пьесы, закончена самостоятельная часть акта.

КАТАРСИС — обязательный элемент трагедии, эмоциональная очистка через сочувствие, жалость и страх в момент их возникновения у зрителя.

КАТАСТРОФА — одна из частей античной трагедии, конец действия, гибель героя, трагическая развязка.

КВІПРОКВО — недоразумение, благодаря которому одного персонажа принимают за другого.

КОМЕДИЯ — один из главных жанров драматургии, в котором сюжет строится на смешных, комедийных ситуациях.

КОМЕДИЯ МАСОК (COMEDIA DELL’ARTE) — известная разновидность театрального зрелища в Италии 16-17 века, построенный на импровизации и буффонаде с использованием образов персонажей — «масок», характеры которых не изменяются.

КОМЕДИЯ ЕРУДІТА (COMEDIA ERUDITA) — ученая комедия, комедия интриги в Италии в эпоху возрождения, написанная гуманистами.

КОМПОЗИЦИЯ — средство, с помощью которого строится драматическое произведение, в частности текст, структура произведения, взаимосвязь отдельных ее частей.

КОНФЛИКТ — обязательный элемент структуры драматического произведения, столкновения противоположных идей и взглядов, обострения противоречий, которое имеет форму драматической борьбы.

КОРИФЕЙ — руководитель хора в античной трагедии, в дальнейшей истории — ведущий театральный деятель, классик театрального искусства, мастер своего дела.

КОТУРНЫ — в античном театре особенная актерская обувь с толстой подошвой для увеличения роста исполнителя, в переносном смысле «стоять на котурнах» — вести себя слишком надменно, пренебрежительно относиться к окружению.

ЛАЦИ — термин commedia dell ‘arte, разнообразные трюки, смешные номера и импровизации, которые никак не связаны с сюжетом.

ЛИБРЕТТО — сжатый перевод сюжета оперы или балета, любого представления.

ЛОА — в испанском театре пролог для акта-мистерии или комедии.

МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которая управляется сверху с помощью нитей или металлического прута актером-кукловодом.

МАСКА — специальная накладка с каким-либо изображением (лица, звериной морды, голова мифологического существа и тому подобное), которая одевается чаще всего на лицо.

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — чтение вслух стихов или прозы в музыкальном сопровождении.

МЕЛОДРАМА — разновидность драмы с сюжетом бытового характера, с преувеличенными эмоциями, неожиданными случайностями и обязательной победой добра над злом; пьеса, в которой наиболее острые драматические моменты сопровождаются музыкой для

выражения эмоций персонажа, который молчит.

МЕТАТЕАТР — театр, проблематика которого обращена к самому театру и который, соответственно, «говорит» сам о себе.

МЕТАФОРА — образное воплощение понятия, то же, что аллегория.

МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в соответствующих соотношениях друг к другу и с окружающей вещественной средой в тот или другой момент представления.

МИМ — особенный вид зрелища в античном театре, короткие сценки бытового и сатирического содержания; актер или актриса — исполнители пантомимы.

МИМЕСИС — имитация или изображение чего-нибудь.

МИМИКА — передача определенных чувств, с помощью мышц лица.

МИМОДРАМА — пьеса, в которой используется только пластичный язык тела.

МИРАКЛЬ — жанр средневековой религиозной стихотворной драмы морализаторского характера, сюжет которой базируется на «чуде», которое творят святые или Богоматерь.

МИСТЕРИЯ — религиозная средневековая драма на сюжеты из Библии и Евангелия или на темы из жизни святых. Имеет массовый, глобальный характер.

МОНОЛОГ — речь персонажа, не обращенная непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ.

МОНТАЖ — процесс соединения частей в единое целое; драматургическая форма, в которой фрагменты текста и сценические фрагменты смонтированы в виде последовательных самостоятельных единиц.

МОРАЛИТЕ — средневековое драматургическое произведение с аллегорическими персонажами, которое имеет дидактично-поучительный характер.

МОТИВ — неделимая составная часть интриги, которая является автономной единицей действия.

МЮЗИКЛ — пьеса и театральное представление, что построенно на использовании разных зрелищных жанров: оперы, оперетты, балета, эстрады, драмы и тому подобное. Может быть построено не только на комедийном, но и на драматическом сюжете.

МЮЗИК-ХОЛЛ — вид театров, которые дают концертные представления с несложным сюжетом (ревю, обзор).

СВЕРХМАРИОНЕТКА — определение, которое было использовано Э.Г. Крегом для определения актера, которого он желает видеть в распоряжении режиссера.

НАРАТОР — ведущий, пересказчик, человек от театра, чтец, чаще всего встречается в эпической, романтичной драматургии, инсценировках, посредник между действующими лицами и зрителями.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ — сумма поступков действующих лиц театрального представления на пути к определенной цели, тоже именно, что и единственное действие в драматургии.

ОБРАЗ — художественное представление о каком-то явлении или ситуации, средство и форма показа действительности в искусстве.

ОПЕРЕТТА – театральное преставление лирико-комедийного характера, где разговоры персонажей сочетают с пением и танцами.

ПАНТОМИМА — представление, в котором передача информации происходит без слов,с помощью движений и мимики, то же что и МИМОДРАМА.

ПАРАБАЗИС — часть древнегреческой трагедии, когда хор выходит на авансцену, чтобы через своего корифея передать зрителям точку зрения автора, его несогласие с происходящим.

ПАУЗА — перерыв в разговоре, молчание.

ПЕРСОНАЖ — действующее лицо художественного произведения.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ — воплощение определенной идеи в конкретный сценический образ персонажу, представление об абстрактном явлении в конкретном образе.

ПЕРФОМАНС — театр визуальных искусств, зрелище в котором художественным объектом становится тело исполнителей (боди-арт), окружающие бытовые вещи, как равноправные сочетают разные визуальные искусства (театр, танец, музыка, видео, поэзия и кино), происходит непосредственное общение с зрителями. Действие П. происходит не в театре, а в музеях или художественных галереях.

ПЬЕСА — литературное произведение, которое имеет драматургическую форму, которую можно читать и ставить в театре

ПОДТЕКСТ — содержание, которое не выражено в разговоре, но имеется в виду.

ПРЕМЬЕР — актер, который исполняет главные, важнейшие роли.

ПРЕМЬЕРА — первое театральное представление, первый показ.

ПРОЛОГ — часть, которая идет перед тектом пьесы, предисловие к пьесе.

ПРОТАГОНИСТ — в древнегреческом театре актер, который исполняет главную роль.

ПРОСЦЕНИУМ — ближайшая к зрителям часть сцены перед завесой, АВАНСЦЕНА.

ПСИХОДРАМА — техника психологического и психоаналитического исследования, с помощью которого делается попытка анализировать внутренние конфликты путем разыгрывания несколькими протагонистами импровизационного сценария с учетом некоторых правил.

РАМПА — край сцены, линия распределения театрального пространства на сцену и зал, в переносном смысле — сцена или театр вообще.

РЕВЮ — эстрадный обзор, представление, которое состоит из отдельных сцен и номеров, которые иногда соединены общей темой или легким сюжетом.

РЕЖИССЕР – специалист, в обязанности которого входит поставновка пьесы.

РЕКВИЗИТ — вещи сценической обстановки (за исключением декорации и костюмов), которыми пользуются актеры или манипулируют в ходе действия пьесы.

РЕМАРКА — сжатые объяснения автора в тексте драматургического произведения.

РЕПЕРТУАР — перечень произведений, которые выполняются в театре или с которым выступает отдельный исполнитель или творческий коллектив.

РЕПЕТИЦИЯ — работа с изучением текста и сценической игры, которую выполняют актеры под руководством режиссера, подготовка представления.

РЕПЛИКА — один из элементов сценического диалога, отрицания, ответ одного действующего лица другого.

РЕТРОСПЕКТИВА — сцена или мотив в пьесе, который предупреждает эпизод, который разыгрывается.

РЕЧИТАТИВ — напевная декламация, сочетание чтения вслух и пению.

РИТМ — последовательная и равномерная смена разнообразных элементов, которые составляют произведение.

РИТУАЛ — сформированный через обычай и установленный традицией порядок проведения какого-то действия, церемониал.

РАЗВЯЗКА — эпизод драматического произведения, который окончательно решает все конфликты и противоречия.

РОЛЬ — часть текста драматургического произведения, которая изображает определенного человека, совокупность текста и игры актера.

СИНКРЕТИЗМ — смесь разнообразных за материалами элементов сценария или представления, их соединённость.

СКЕТЧ — короткая сценка, обычно комедийного характера.

СКОМОРОХ — путешествующий актер Древней Руси.

СОБЫТИЕ — в драме поступок персонажа, который приводит к важным изменениям в судьбе действующих лиц, который является следствием предыдущих событий и готовит следующие.

СОЛИЛОКВИЙ — язык, обращенный к самому себе, то же, что и МОНОЛОГ.

СТАТИСТ — актер, который исполняет второстепенные роли, участник массовой сцены.

СТРУКТУРА — взаимосвязь составных частей единого целого, внутреннее построение, то, которое имеет определенную организацию.

СЦЕНА — площадка, фундаменты, на которых происходит действие театрального представления, а также часть драматургического акта или действия, еще зрелище или событие, а также театр вообще.

СОТИ — средневековая комичная пьеса, пьеса «дураков».

СЦЕНОГРАФИЯ — искусство художественного оформления сцены, представления, зрелища.

СЮЖЕТ — постепенный ряд событий, которые связаны между собой и складывают содержание произведения.

ТЕАТР — особенный вид зрелищного искусства, в котором жизнь отображается с помощью драматического действия, а также сооружение, где происходят представления.

ТЕАТР В ТЕАТРЕ — вид представления, сюжетом которого является постановка театральной пьесы.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ — приспособление литературного материала к требованиям театрального искусства, перевода его в действенное зрелище, использование в показе различных технических средств и элементов оформления.

ТЕАТРОН — в древнегреческом театре, место, из которого зрители смотрят представление.

ТЕМА — самая главная проблема и определенный круг конкретных явлений художественного произведения, в котором происходит действие.

ТИП — литературный образ, в котором обобщаются отдельные черты внешности или характера персонажа, его социальной, национальной и профессиональной принадлежности.

ТРАГЕДИЯ — жанр драматургии, который имеет в основе очень обостренный конфликт, непримиримую борьбу, гибель главных героев.

ТРАГИКОМЕДИЯ — пьеса, которая имеет признаки как комедии, так и трагедии.

ТРИТАГОНІСТ — в древнегреческом театре актер, который исполняет третью роль.

ТРАКТОВКА — свое личное понимание чего-то, свой вариант, то же, что и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

ФАБУЛА — сжатый перевод самых главных событий, которые складывают сюжет художественного произведения в их логической последовательности.

ФАРС — средневековая форма гротесковой драматургии, по содержанию и настроением иногда грубая и неприличная, сначала демонстрировалась как междудействие, впоследствии приобретает самостоятельное значение.

ФИГЛЯР — артист из народа, который выступал на городских площадях, показывал фокусы, акробатические номера, импровизированные представления.

ФИЕРИЯ — пьеса, основанная на эффектах магии, чуда, яркой зрелищности, в том числе с вымышленными персонажами, которые наделены сверхчеловеческой силой (феи, демоны, силы природы, мифологические существа и тому подобное).

ФРАГМЕНТ — мелкая часть целого, кусок какого-то произведения.

ХАРАКТЕР — совокупность черт и особенностей, присущие определённому человеку или явлению.

ХЕППЕНИНГ — форма современного театрализованного зрелища, когда не используются текст или заранее заданная программа, с использованием разнообразных технических средств и окружающей среды.

ХОР — коллективный персонаж античного театра.

ХОРЕВТ — участник древнегреческого хора.

ХРОНИКА — пьеса, построенная на основе исторических событий, иногда упомянутых в исторической хронике.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА — мнимая стена, которая отделяет сцену от зрительного зала.

Краткий словарь театральных терминов

Авансцена(фр. — перед сценой) — передняя часть театральной сцены (перед занавесом).

Автор(фр. — создатель) – творец, создатель научного, литературного или художественного произведения.

Авторская речь — слова, которыми автор от своего имени характеризует своих героев, оценивает их поступки, события, обстановку, пейзаж.

Акт(лат. — поступок, действие) — Отдельная, крупная, составная часть драматического действия или театрального представления.

Актер (лат. — действующий, исполнитель, декламатор) — тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино.

Актерский штамп — приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве.

Амплуа (фр. — применение) – характер ролей исполняемых актером. Тип театральных ролей соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера. Виды сценического амплуа: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер.

Амфитеатр (гр. — кругом, с обеих сторон) — сооружение для зрелищ. В современных театрах — ряды кресел, расположенных за портером и выше его.

Антракт (фр. — между — акт) — краткий перерыв между актами, действиями спектакля или отделениями концерта.

Антреприза(фр. — предприятие) – зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем. Держать антрепризу.

Апарте(лат. — в сторону.)- сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы не слышные партнерам на сцене.

Арлекин (ит. — маска) – комический персонаж итальянской народной комедии в характерном костюме из разноцветных лоскутьев. Паяц, шут.

“Арлекин”(ит.) — узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены над основным занавесом.

Артикуляция(лат. — расчленять, членораздельно) — членораздельное произношение.

Артист(фр. — человек искусства, художник) – человек, занимающийся публичным исполнением произведений искусства. Талантливый человек, владеющий своим мастерством в совершенстве.

Арьерсцена (фр. — задняя сцена) — задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены.

Афиша (фр. — объявление, прибитое к стене) – вывешиваемое объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.д. Вид рекламы.

Бельэтаж(фр. — прекрасный этаж) — Первый ярус балкона в зрительном зале над партером и амфитеатром.

Бенефис (фр. — прибыль, польза) -первоначально концерт либо спектакль, сбор от которого в полном объеме или частично поступал в распоряжение одного или несколькихактеров. В наши дни под бенефисом понимают сценическое действо, посвященное какому-либо артисту как выражение признательности его многолетних заслуг на поприще служения искусству.

Бенуар (фр. — ванна) — Нижний ярус театральных лож на уровне сцены или партера.

Бутафория -это специально изготовленные предметы сценической обстановки, вещи ( декорации, шпаги, ножи, украшения и т.д.) по всем признакам соответствующие настоящим или имитирующие их. Детали костюмов (пояса, пряжки, шляпы, веера, кольчуги и т.п.), необходимые для сценической игры актера; скульптура. Человек выполняющий эту работу — бутафор.

Буффонада (ит. — шутовство, буфф — комический, забавный) — сценическое представление, а также актерские приемы, построенные на преувеличенно — комических, шутовских позах.

Выгородка – простейшие предметы для работы режиссера в репетиционной комнате.

Гастроли(нем. — гость + роль) — спектакли, даваемые приезжими актерами (выезжать на гастроли).

Грим(фр. – подкрашивать лицо)-искусство изменения внешнего облика актера при помощи применения парика, нанесения на лицо ( иногда и на тело ) специальных красок, волосяных либо пластических наклеек в целях придания внешнему облику наибольшего сходства с воплощаемым сценическим образом.

Гримерка — комната для подготовки артистов к выходу на сцену, где актер надевает театральный костюм и накладывает грим для исполнения ролей в спектакле.

Дебют (фр. — начало) — первое или пробное публичное выступление начинающего артиста на сцене.

Действующее лицо — персонаж, действующий в пьесе, участвующий в развитии ее сюжета.

Декоратор(фр.) — художник, пишущий декорации, задники к спектаклям и представлениям.

Декорация (фр. — украшение) — живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Посредством декорации передается эпоха и время действия.

Диалог(гр. — разговор двоих, собеседование)- форма театрального действия, представляющая собой разговор между двумя актерами, обмен репликами.

Дивертисмент(фр. — увеселения, развлечения) — театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.

Дикция (лат. — говорение, произнесение) — ясность и отчетливость в произношении слов и слогов.

Драма(гр. — действие)- один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой), а также литературное произведение в форме диалогов и монологов (драматургия), предназначенное для исполнения на сцене. Драма в переводе с греческого — совершающееся действие. Основной жанр в драматическом театре. Драма относится одновременно к двум искусствам: театру и литературе. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, трагикомедия.

Драматургия(гр. — теория) — искусство сочинения драмы. Пьеса или произведение литературы, переделанное для постановки в театре.

Жанр(фр. — род) –разновидность художественного произведения. Жанры имеют следующие разновидности: Трагедия, .Комедия,.Драма, Трагикомедия, .Мелодрама,.Фарс, Сатира и т. д.

Жест(лат. — движение тела) — телодвижения, особенно движения руками, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющие ее.

Жюри (англ. — клятва) — группа выбранных или назначенных специалистов, которая выносит коллективную оценку художественным произведениям или выступлениям артистов, принимающих участие в конкурсе.

Задник( театральный) — большое живописное полотно, которое является фоном для всех других декораций в спектакле. Обозначает горизонт сцены, выполненный по длине и высоте сцены.

Занавес(театральный)-завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала.

Звукорежиссер -постановщик звуковой части спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.

Зеркало сцены(окно сцены) — сценическое пространство между порталами сцены по длине, и между просцениумом и арлекином по высоте, т.е. сам квадрат сцены видимый нами из зала после авансцены.

Импровизация (лат. — непредвиденный, внезапный) — особый вид творчества, без предварительной для этого подготовки.

Инженю(фр. — наивная)-актерское амплуа: исполнительница ролей простодушных, наивных молодых девушек.

Интермедия(лат. — в середине)- небольшая пьеса в основном комедийного характера, исполняемая между действиями драматического спектакля, музыкальной драмы или оперы. В переводе с латинского языка означает “находящийся посреди”. В данное время интермедия имеет свой обособленный разговорный жанр эстрады.

Интерпретация — Свое прочтение оригинала. Взгляд на то или иное событие, действие.

Карман -боковая часть сцены, по обе ее стороны, скрытая от зрителя порталами.

Колосники -решетка под крышей сцены. К этой решетке крепятся блоки подвесной системы.

Комедиант (ит. — название актера)-артист передвижного театра, исполняющий комические роли. В переносном значении может означать притворщик, лицемер.

Комедия (гр. — толпа веселых гуляк и песнь) — драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. В театре означает жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в смехотворной форме.

Конферансье (фр. — лектор, докладчик) — артист эстрады, ведущий концерта.

Костюмер(фр.-наряжать, одевать)-специалист в театре, цирке, на эстраде по театральным костюмам, который несет ответственность за состояние сценического костюма.

Кулисы (фр. — скользящие) — часть подвесной декорации. Одежда сцены. Боковые, тряпичные ткани, ограничивающие пространство сцены, сужающие или расширяющие размер сцены. Кулисы являются частью декорации, трогать их и передвигать во время концерта, спектакля запрещено. Словосочетание “за кулисами” означает — за сценой.

Лейтмотив (нем. — ведущий мотив) — основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая развитием сюжета.

Либретто(ит. — книжечка) — текст театрализованного музыкально-вокального произведения, сценарий балета, краткое содержание спектакля в программе.

Ложа(фр. — шалашик, маленькая комната)- места в зрительном зале, расположенные вокруг партера и на ярусах, отделенные перегородкой или барьерами.

Мелодекламация (гр. – мелодия, лат. – декламация) – художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения; а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки.

Мизансцена (фр. — постановка на сцене) — размещение актеров на сцене.

Мимика(гр. — подражательный) — подвижные части лица, движение мышц, отражающие переживания, чувства и настроения.

Миниатюра (лат. — киноварь, сурик) — произведение искусства малых форм. Небольшое сценическое произведение, в котором участвует минимальное число актеров.

Монолог (гр. — один и слово) — развернутое высказывание одного лица; речь действующего лица, обращенная к самому себе или к зрителям. Речь наедине с самим собой.

Мюзикл(англ. — музыкальная комедия)-музыкально-сценический жанр, сочетающий в себе различные средства эстрадной или бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусства.

Овация(лат. — ликование) — восторженные продолжительные знаки одобрения и приветствия, выраженные через аплодисменты и крики “браво”.

Одежда сцены -оформление сцены для проведения концерта, спектакля, представления и т.д. Занавес, кулисы, падуги, задник.

Опера (ит. — труд, дело, сочинение) – род музыкально-драматического произведения, в котором объединяются слово, музыка, сценическое действие, живопись(декорации).В основе оперы лежит стихотворное или прозаическое либретто, которое пишется драматургом-либреттистом или самим композитором.

Оперетта(фр. — маленькая опера.) – музыкально-сценическое произведение комедийного содержания, в котором музыкально-вокальные и танцевальные номера чередуются с разговорными эпизодами.

Оркестровая яма (гр. — место пляски) — в театре специальное помещение для музыкантов, которое находится перед сценой, обычно ниже уровня партера и огорожено барьером от зрительного зала.

Падуга- одежда сцены. Горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Своеобразный потолок. Падуга подвижна, она отпускается на сцены и поднимается вверх на определенную высоту, необходимую дляспектакля, концерта, представления.

Парик(фр.) — искусственный головной покров из чужих волос или волокон.

Пародия(гр. — песнь наизнанку) — особый жанр в литературе, театре и на эстраде, являющий собой имитацию манер, стиля, жанра или стереотипа речи, направлений игры и поведения, основным методом которого является подражание известным людям искусства, политики, общественной жизни.

Партер(фр. — на земле) — места в зрительном зале, расположенные ниже сцены или на уровне ее.

Партнер(лат — часть, доля) — участник совместной игры на сцене.

Подмостки- вид компактной сценической площадки, устанавливаемой под открытым небом. Изначально выполнялись в виде настила из досок на возвышении. То же, что сцена, эстрада. В переносном значении получила распространение фраза: “пьеса не сходит с театральных подмостков ”, то есть идет с постоянным успехом.

Портал(лат. — ворота)-в театре портал — сооружение из монолитных или легких переносных материалов, ограничивающее ширину сцены слева и справа от авансцены.

Премьера(фр. — первый)-первый показ нового спектакля, циркового или эстрадного представления.

Просцениум(лат.) — передняя часть сцены расположенная непосредственно перед занавесом.

Реквизит(лат. — потребность) — все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене

Ремарка(фр. — пометка, замечание)- уточняющее или дополняющее замечание автора пьесы, сценария, которые помещаются обычно в скобки.

Репертуар(лат. — перечень, список)- запас, наличие чего-либо.Совокупность произведений в драматическом или музыкальном театре, на эстраде, ряд ролей, номеров, исполняемых актером. Определенное количество спектаклей в театре, внесенных в репертуар..

Репетиция(лат. — повторение)-подготовка и пробное исполнение будущего спектакля при помощи актеров и вспомогательных служб.

Реплика(лат. — опять, еще прикладываю)-краткое замечание, возражение, ответ. Текст, заключающий в себе слова одного из персонажей. Краткое высказывание актера, обычно произносимое в ответ на слова партнера.

Софиты- специальная световая аппаратура, помещенная над сценой и скрытая падугами.

Спектакль(лат. — зрелище) — театральная постановка в ограниченном сценой пространстве. Пьеса, поставленная режиссером и сыгранная актерами. Спектакль состоит из одного или нескольких актов, действий, частей, прерываемых антрактом.

Сценарий(лат. — сцена) — литературно — драматургическое произведение, предназначенное для постановки театрализованного представления. Включает детальное описание действия с текстом речей персонажей.

Театр(гр. — место для зрелищ, зрелище) — искусство, состоящее в изображении, представлении пьесы в лицах, осуществляемое в виде публичного зрелища. Помещение, здание, в котором устраиваются представления, спектакли.

Тирада(фр.) — длинная фраза, произнесенная в приподнятом настроении, необычном тоне.

Травести(фр.- переодетая) — актерское амплуа: актриса, исполняющая роли подростков, мальчиков, девочек, а также роли, по ходу действия требующие переодевания в мужской костюм.

Трагедия(гр. — песнь козлов)- драматическое сочинение, изображающее крайне острые жизненные ситуации, конфликты, чаще всего кончающиеся гибелью героя

Труппа(фр. — толпа, компания, ватага)- актерский состав театра.

Этюд(фр. — изучение) — вид упражнения, способствующий развитию творческих и профессиональных навыков актера.

«Человек – единственное животное на свете, у которого есть театр. Зачем? Затем, что ему нужны ритуалы, память поколений, развлечения и размышления, вымысел и правда, потому что сцена – это вечная метафора жизни.»

Это цитата из невероятной книги для детей и подростков, посвящённой театру. Объемный справочник открывает юным театралам закулисье, театральную кухню, историю театра, преобладающие в то или иное время художественные тенденции, выразительные средства театра и актёрского искусства, имена великих режиссёров, актёров и драматургов.

Собираетесь ли вы на спектакль или планируете собственную домашнюю постановку, хотите прослыть знатоком театра или уточнить значение недавно услышанного термина – здесь вы найдёте ёмкое и наглядное объяснение, во многих случаях дополненное «практическим заданием», чтобы полнее погрузиться в театральную атмосферу. Разыгранная с другом сценка без чёткого сценария подскажет, что такое импровизация; игра-подражание поможет запомнить греческое слово «мимесис»; странные поступки дадут прочувствовать понятие «нонсенс»; и почему бы не попытаться взрастить в себе театрального критика, побыть бутафором или декоратором, рассказать историю при помощи одних лишь жестов, создать необычный костюм, написать монолог-буфф, разыграть этюд, научиться выразительным паузам или придумать театральный скетч. Руки чешутся сейчас же всё попробовать, тем более что для изготовления масок, бутафории из папье-маше, деталей костюмов, шумовых приспособлений, настольного театра и простейших кукол в книге есть пошаговые схемы.

Отдельные статьи – к примеру, как устроена театральная сцена и зрительный зал, что делает суфлёр, много ли в театре прожекторов, существовал ли театр у первобытных людей, или что такое комедия дель арте – заинтересуют даже дошкольников, как и различные игры, развивающие умение перевоплощаться. Чем старше читатель, тем больше ценных фактов сможет извлечь он из театрального словаря, прочувствовать историческое развитие театра, сравнить идеи драматургов и режиссёров разных эпох, прочитать рекомендуемые пьесы, найти в интернете знаменитые постановки, инсталляции, кинофильмы, и выполнить авантюрные задания, придуманные авторами книги.

Евгения Бушуева

Представление началось, и виноваты в этом древние греки. Это они придумали большинство слов и понятий, которыми мы пользуемся сегодня, чтобы называть вещи своими именами. За примером далеко ходить не нужно: «театрон» означает «место для зрелищ», «драма» — «представление, действие». Если кто-то где-то смотрит представление, это и есть театр. Аплодисменты, будьте добры!
Ах, подождите… Есть еще кое-что.
Театр — это вид искусства, который объединяет в себе многие другие: литературу, музыку, танец, архитектуру, живопись, фотографию и даже кино. В театре ставят трагедии, комедии, сатиры, фарсы и другие жанры, которые трудно как-то назвать — они не соответствуют никаким традиционным определениям. Театр — это и постановка на профессиональной сцене, и импровизация на ковре, расстеленном посреди пустыни. Иллюзия ли театр или нет, но он — самая удачная метафора мира, потому что он словно показывает человеку его самого. И не будем забывать в том, что театр-это то, что не выразить словами, а только действиями и символами. Одни нас развлекают и отвлекают, другие — будоражат и сохраняются в памяти. Театр нуждается только в трёх участниках: актёр, персонаж и зритель. А как же другие? После XX века, после Брехта и многочисленных кризисов идентичности, человечество уже ни в чём не уверено. Разве только в одном: театр — это своего рода «химия», которая возникает в одном конкретном месте между тем, кто что-то представляет, и тем, кто на это смотрит.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *