Терпение, что это такое?

См. также терпенье.
В Википедии есть страница «терпение».

Русский

В Викиданных есть лексема терпение (L169863).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. терпе́ние терпе́ния
Р. терпе́ния терпе́ний
Д. терпе́нию терпе́ниям
В. терпе́ние терпе́ния
Тв. терпе́нием терпе́ниями
Пр. терпе́нии терпе́ниях

тер-пе́-ни-е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -терп-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. действие или состояние по значению гл. терпеть; способность не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-либо бедственное, тяжёлое, неприятное; способность терпеть, сила, напряжение, с которыми кто-либо терпит что-либо ◆ Всякое терпение потерять можно. ◆ Моё терпение лопнуло. ◆ Враг испытывает наше терпение. ◆ Мера терпения переполнена.
  2. состояние по значению гл. терпеть; смирение с чем-либо без противодействия, в ожидании перемены, каких-либо результатов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. настойчивость, упорство в каком-либо деле в ожидании результатов, перемены ◆ Запастись терпением.

Синонимы

  1. терпенье, терпеливость, выдержка, разг.: терпёж, частичн.: постоянство
  2. терпенье, настойчивость, упорство
  3. терпенье

Антонимы

Гиперонимы

  1. способность
  2. состояние
  3. черта характера

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: терпеливость, терпенье, нетерпение, нетерпенье
  • прилагательные: терпеливый, терпимый
  • глаголы: терпеть, натерпеться, претерпеть, притерпеться, вытерпеть, стерпеть, стерпеться, претерпевать, дотерпеться, обтерпеться, оттерпеться
  • наречия: терпеливо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • выйти из терпения
    • выходить из терпения
  • потерять терпение
    • терять терпение
  • никакого терпения нет (нельзя вытерпеть)
  • терпение лопнуло

Пословицы и поговорки

  • на хотение есть терпение
  • терпение и труд всё перетрут
  • китаец терпением берёт
  • всякому терпению мера
  • за терпение даёт Бог спасение
  • терпению — спасение
  • без терпения нет спасения
  • терпение лучше спасения
  • терпение даёт умение

Перевод

Список переводов

  • Азербайджанскийaz: dözüm, səbr
  • Английскийen: patience, endurance
  • Испанскийes: paciencia, resistencia
  • Итальянскийit: pazienza, tolleranza, tenacia
  • Казахскийkk: шыдам
  • Немецкийde: Geduld, Langmut, Ausdauer
  • Украинскийuk: терпіння, терпець, терплячка
  • Французскийfr: patience
  • Шведскийsv: tålamod (sv) ср.

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

В психологии в качестве волевого проявления чаще всего рассматривается терпение. Однако терпение проявляется во многих несходных ситуациях и потому получает различное наименование: выдержка, стойкость, упорство и т. д. Поэтому терпение и терпеливость нередко отождествляют, да и саму терпеливость понимают по-разному: о ней часто говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В. К. Калин ), о специальной выдержке (К. Л. Бабаян ).

Я рассматриваю терпеливость как волевое качество, являющееся одним из видов проявления терпения. Выделяя это волевое качество (Е. П. Ильин ), я руководствовался следующими соображениями. Во-первых, термин «терпеливость» постоянно употребляется тренерами для характеристики воли спортсменов, деятельность которых связана с выносливостью при нагрузках, при этом понятие «терпеливость» не отождествляется с понятием «выносливость». Во-вторых, терпеливость отражает специфическое проявление волевых усилий, направленных на преодоление состояний, препятствующих продолжению физической работы (утомление, недостаток кислорода в крови и т. п.).

В моем понимании терпеливость — это свойство человека длительное время терпеть с помощью волевого усилия неблагоприятные, в основном — физиологические состояния: усталость, гипоксию, голод, жажду, боль. Терпеливость проявляется и в ситуации ожидания желаемого (см. приводимую ниже цитату из Х. Хекхаузена; авторы экспериментов установили значимость ситуативных факторов для проявления терпения, но, к сожалению, не показали индивидуальные различия в обнаружении этого качества).

Особого рода препятствия создают конкурирующие тенденции действия, особенно если они возникают прямо на пути готовой к реализации интенции. Для изучения подобных явлений используется парадигма «отсрочки удовлетворения» (delay gratification), которая была разработана Мишелем . Эксперимент проводился следующим образом: детям было сказано, что они получат сладости только в том случае, если будут терпеливо дожидаться экспериментатора. Дети получали большее вознаграждение, если они дожидались прихода экспериментатора, и меньшее, если, не дождавшись, начинали звать его, пытаясь ускорить его приход . В эксперименте ставился следующий вопрос: при каких условиях дети могут лучше противостоять напряжению, связанному с желанием как можно быстрее получить вознаграждение, и терпеливо дожидаться возвращения экспериментатора?

Первые результаты эксперимента показали, что если предмет вознаграждения отсутствует в поле зрения, то это помогает легче перенести напряжение, связанное с отсрочкой получения вознаграждения.

В последующем оказалось, что решающее значение имеет не физическое присутствие вознаграждения, а его когнитивная репрезентация. Способность ждать повышалась, если испытуемый пытался представить себе вознаграждение в виде картины, изображения или если его внимание было направлено на те аспекты награды, которые не были связаны с ее потреблением . При непищевых стимулах способность к ожиданию усиливалась, если награда постоянно находилась перед глазами .

.Начиная с 5-летнего возраста у детей появляются метаволевые знания о том, какие контрольные стратегии распределения внимания и переработки информации следует применять для того, чтобы получать большее вознаграждение.

ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. СПб., 2003. С. Длительность волевой активности зависит от энергетики активности: чем больше энергетические ресурсы организма, тем дольше человек может сохранять волевое напряжение. В отличие от настойчивости, как отмечает В. К. Калин, при проявлении терпеливости мобилизация ресурсов осуществляется по механизмам инициативной регуляции.

Е. П. Щербаков утверждает, что введенное мною в теорию физического воспитания волевое качество «терпеливость» (почему только в теорию физического воспитания?) не отражает характера деятельности в физическом воспитании и спорте, поскольку, по Д. Н. Ушакову, терпеливый — это тот, кто не жалуясь, безропотно переносит, мирится и т. п. «Смысл «терпеть» не носит главного назначения в физическом воспитании и спорте», — пишет Е. П. Щербаков . Поэтому данный термин, полагает этот автор, будет иметь место в системе принуждения, в деятельности без активного самовыражения. При усталости в спортивной деятельности главными являются активные действия, а не терпение, считает он. С его точки зрения, это важно в методологическом и идеологическом плане. Сосредоточение внимания на тягостях и физиологических ощущениях приводит, по мнению Е. П. Щербакова, к усугублению состояния. «В советской системе физического воспитания отсутствуют виды спорта, в которых основное назначение, как цель и как результат, было бы связано с болями, тягостями, страхом. Для материалиста, свободного раскрепощенного человека, волевое качество «терпеливость» не дает полного сознательного самовыражения собственного «я». Назначение советского спорта — воспитание не терпеливых исполнителей, а активных строителей коммунизма, способных воплощать в жизнь идеи КПСС, потребности своего общества», — заключает автор.

Странно, но Е. П. Щербаков не учел, что кроме выделенного им значения слова «терпеливый» есть и другое, при котором терпеливый описывается как обладающий настойчивостью, упорством и выдержкой («Толковый словарь русского языка»). Именно ввиду наличия такого значения термин «терпеливость» повсеместно употреблялся в спортивной практике даже в советское время и именно в таком значении он отвечает сущности волевого проявления, которое должен обозначать. Терпеливость действительно связана с принуждением, но только с особым его видом — самопринуждением, которое и есть одна из форм активного самовыражения личности. Е. П. Щербакову нравится обозначать терпеливость как настойчивость. Но от этого идейность этого качества не повышается: настойчиво можно стремиться к осуществлению и неблаговидных целей.

Вообще, понимание волевых качеств и их места в спортивной деятельности у Е. П. Щербакова весьма своеобразное. Например, гибкость тела, управление мышцами, наблюдение за расходом энергии он связывает с проявлением самообладания, ловкость — с инициативностью, быстроту — с самообладанием, решительностью и настойчивостью, максимальное проявление силы — с решимостью. В качестве показателя решительности он почему-то рекомендует использовать теппинг-тест (количество движений за первые 5 с). В целом же волевое качество Е. П. Щербаков понимает как отражение элементов модели функциональной структуры воли, в которую у него входят мотивы, цель, состояние, действия и оценка.

Но вернемся к волевому качеству терпеливости.

Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек встречается с внутренним препятствием физиологического характера (неблагоприятным состоянием), начинает испытывать какое-либо внутреннее затруднение и переживать это затруднение. Таким переживанием при физической или умственной работе является чувство усталости. Я остановлюсь на его рассмотрении более подробно в связи с тем, что оно служит важным показателем для определения волевого качества терпеливости. Ведь если это чувство необъективно, то становятся необъективными и все методики, использующие его для измерения терпеливости.

Некоторые исследователи с недоверием относятся к субъективным переживаниям человека, причем чаще в роли недоверчивых оказываются психологи, например В. Шевчук и А. Н. Шадрин . Между тем физиологи рассматривают усталость как объективное явление, связанное с возникающим состоянием утомления (А. А. Ухтомский , Д. И. Шатенштейн , В. В. Розен- блат , Р. А. Шабунин ). А. А. Ухтомский писал по этому поводу: «Мы оказались бы в довольно карикатурном положении, если бы задались правилом пренебрегать «субъективными» проявлениями утомления и до тех пор не верить человеку, что он устал, пока он не даст нам доказательств в виде отрицательной плетизмограммы или в виде чрезмерного дыхательного коэффициента. Так называемые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать. Физиолог, более чем кто-либо, знает, что за всяким субъективным переживанием кроется физико-химическое событие в организме» . В. В. Розенблат, видный специалист по утомлению, отмечал, что хотя ощущение усталости и является, как всякое вообще ощущение, фактором субъективного мира, оно в основе своей имеет определенные физиологические сдвиги в мозгу, и в этом смысле так же объективно, как любое другое физиологическое явление.

C этим мнением совпадает и высказывание В. И. Рождественской и И. А. Ле- вочкиной , что полное игнорирование чувства усталости, с чем нередко приходится сталкиваться, неправильно; это обедняет результаты многих исследований.

Действительно, в ряде исследований показано, что появление чувства усталости отражает в большинстве случаев момент возникновения состояния утомления. Ощущение мышечного утомления вначале локализуется в области работающих мышц и часто сопровождается болевыми ощущениями. По мнению болгарского физиолога Д. Матеева, накопление неокисленных продуктов метаболизма, гипоксия и другие сдвиги, развивающиеся при утомлении во внутренней среде работающей мышцы, являются причиной того, что афферентные импульсы, порожденные мышечной работой, становятся при ее продолжении все более и более сильными.

Эта увеличивающаяся по силе афферентация представляет собой физиологическую сторону чувства усталости, которое при продолжении работы становится все более выраженным и даже может перерасти в острую боль, заставляющую человека прекратить работу.

Э. А. Голубева и В. И. Рождественская выявили возрастание дельта-ритма электроэнцефалограммы по мере нарастания чувства усталости, а по данным Р. А. Шабунина появление чувства усталости совпадает по времени со следующими изменениями физиологических показателей: увеличением суммарной элек- тромиограммы (что свидетельствует о включении за счет дополнительного волевого усилия в одновременное сокращение сразу многих мышечных волокон), увеличением частоты сердечных сокращений и изменением глубины дыхания. Сходные данные получены Г. И. Мызаном : при появлении чувства усталости у работавших наблюдалось кратковременное уменьшение частоты пульса и дыхания (парасимпатическая реакция на желание прекратить работу), вслед за которым оба эти показателя резко увеличились (симпатическая мобилизационная реакция, связанная с поддержанием работы на заданном уровне, несмотря на возникающие трудности). Это сопровождалось и усилением потоотделения (рис. 8.1).

По данным Е. В. Эйдмана , величина волевого компонента при выполнении предельного физического усилия обнаруживает значимые связи с показателями кислородного долга (г = 0,45; р

Все эти данные показывают, что чувство усталости возникает не случайно, а является отражением физиологических сдвигов, свидетельствующих о попытке человека преодолеть с помощью волевого усилия возникшее затруднение в поддержании заданного уровня работоспособности. Следовательно, момент появления чувства усталости, при условии удержания испытуемым заданного усилия, может служить исходной точкой измерения времени терпения, по которому судят о волевом качестве терпеливости (в спортивной педагогике это время называют фазой компенсированного утомления). Это подтверждают следующие данные, полученные Г. И. Мызаном.

П

ЧСС

О 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 Время работы, с

130 — Чд 180 120 — 45 h ГД 160 110 — 40 — 30 -100 — 35 — 25 -90 — 30 — 20 «80 — 25 — 15 — |/ —» V

70 — 20 — Ю — 15′

60 I 151 ЧСС

1. Изменение физиологических показателей во время работы на велоэргометре у испытуемой Б-вой: ЧСС — частота сердечных сокращений, ЧД — частота дыхания (число дыханий в минуту), ГД — глубина дыхания (в миллиметрах при записи на лентопротяжном устройстве), ПО — потоотделение (в омах). Заштрихованная зона — время появления чувства усталости

Совпадение объективных физиологических изменений с возникновением чувства усталости наблюдалось в группе спортсменов в 78% случаев, в группе неспортсменов: при первом измерении — в 43% случаев, а при повторном — в 65% случаев. Это свидетельствует о том, что причиной такого совпадения или несовпадения является наличие или отсутствие у людей опыта в анализе своих мышечных ощущений. Естественно, у спортсменов этот опыт больше, поэтому и процент совпадений у них выше.

Существенные факты, доказывающие, что время терпения служит стабильной личностной характеристикой и вследствие этого может рассматриваться как показатель уровня проявления терпеливости, получены М. Н. Ильиной . Было выяснено, что, независимо от вида выполнявшихся физических упражнений, у конкретных субъектов время терпения, выраженное в процентах от общего времени выполнения упражнений, оставалось относительно постоянным. Это означает, что общее время выполнения упражнений, измеренное в секундах, при выполнении разных упражнений различно, а доля фазы компенсированного утомления (времени терпения) остается при этом постоянной (рис. 8.2).

У одних эта доля составляла 55-60% от общего времени выполнения упражнений, у других — 35-40%. Об относительном постоянстве данного показателя терпеливости свидетельствует и обнаруженная в том же исследовании достаточно высокая корреляция между значениями этого показателя при выполнении четырех различных физических упражнений. Стабильность проявления терпеливости получила подтверждение и в исследовании Г. И. Мызана, сравнивавшего время терпения в первой и второй попытках: коэффициент корреляции равнялся 0,771 — для спортсменов; и 0,842 — для спортсменок (во всех случаяхр

144,0 с

| | Выносливость (время выполнения упражнения до отказа, с), | Время терпения (в процентах от общего

времени выполнения упражнения)

2. Соотношение между показателями выносливости (с) и терпеливости (%) у двух групп испытуемых при выполнении физических упражнений: I — приседание, II — удержание в висе

Еще одним доказательством того, что время терпения является личностной волевой характеристикой, служат данные, полученные М. Н. Ильиной и В. Д. Гавриловым при исследовании корреляции между временем терпения при выполнении физической работы и временем терпения в пробе с задержкой дыхания (началом измерения времени терпения в последней пробе было появление у испытуемых желания сделать вдох). Коэффициенты корреляции оказались довольно высокими. Важно отметить, что желание сделать вдох, по данным А. И. Высоцкого, совпадает с моментом, когда в крови резко снижается содержание кислорода. Следовательно, терпение в данной пробе отражает борьбу человека с гипоксией, противоборство с помощью волевого напряжения рефлекторному акту вдоха.

Эти данные получили подтверждение и в исследовании Е. П. Щербакова . В процессе задержки дыхания у испытуемых с помощью оксигемографа и пневмографа регистрировались устойчивость оксигенации и сокращение диафрагмы и мышц грудной клетки. Волевой компонент, регистрация которого начиналась с момента падения содержания кислорода в крови, сокращения мышц грудной клетки и диафрагмы, обнаружил достаточно высокую и стабильную связь с общим временем задержки дыхания. Правда, из этих данных автор сделал довольно странные выводы, что, во-первых, по времени от начала задержки дыхания до сокращения мышц можно предсказать время окончания задержки, и во-вторых, поскольку это так, значит, волевой фактор проявляет себя не в процессе задержки, а до нее, в период подготовки к ней.

Доказательство правомочности таких заключений Е. П. Щербаков видит в следующих результатах. Испытуемые до задержки дыхания должны были оценить отношение к пробе и назвать время, в течение которого они смогут задерживать вдох. Было выявлено, что лица с положительным настроем на выполнение пробы имели более высокие показатели, чем лица с безразличным и отрицательным отношением (удивляться здесь нечему, вспомним рассуждения И. М. Сеченова о холодной и безличной воле: если не хочу терпеть, то и не буду). Поэтому и корреляция между ожидавшимся и показанным результатом оказалась положительной, правда, не очень высокой. Эти данные лишь подтвердили, что настрой, отношение к деятельности определяет степень мобилизации человека, приложения им волевых усилий (что отчетливо видно в ситуации соревнования).

При исследовании терпеливости (с использованием удержания усилия) групповым методом, и особенно методом соревнования, наблюдаются некоторые особенности. Чешские психологи П. Слепичка и А. Рихтецки заметили, что при отрицательных взаимоотношениях между соревнующимися начало появления чувства усталости обозначается ими позже. Иногда это не преднамеренное стремление показать большую выносливость, а результат большего эмоционального возбуждения, которое может отодвигать появление усталости.

Сопоставление двух компонентов выносливости (времени до усталости и времени терпения) с типологическими особенностями нервной системы (М. Н. Ильина ) подтверждает правомерность такого разделения. Так, время до появления чувства усталости больше у лиц со слабой нервной системой, а время терпения больше у лиц с сильной нервной системой. М. Н. Ильиной также установлено, что спортсмены, специализирующиеся в видах деятельности, требующих выносливости, обнаруживают большее время терпения в пробе со статическим усилием, чем специализирующиеся в скоростно-силовых видах спорта. Аналогичные данные получены В. П. Умновым при измерении терпеливости с помощью теста с задержкой дыхания. Можно предположить, что эти различия связаны не столько с фактором тренировки, сколько с естественным отбором лиц, обладающих высокоразвитым качеством терпеливости, в виды спортивной деятельности, требующей выносливости.

Это подтверждают и данные, полученные В. П. Умновым. Используя тест с задержкой дыхания, он показал на студентах, не занимающихся циклическими видами спорта (т. е. не тренирующихся на выносливость), что лица с большей терпеливостью имели и лучшие результаты в лыжных гонках.

Источник: Ильин Е. П.. ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ 2-е издание. 2009 Январь 24, 2019 Психофизиология

Что мешает современному человеку быть терпеливым?

«Всё, что говоришь, – советовал преподобный Антоний Великий слушающим его, – говори, основываясь на Божественных книгах». В Послании к евреям апостола Павла читаем: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10: 36).

Итак, чтобы повеленное сделать и получить обещанное, нужно терпеть.

Терпение – это добродетель, которая сопутствует человеку во все периоды его жизни, без которой он ничего достичь не сможет. Вспомните себя, когда вы, высунув язык, шмыгая носом, выводили первые крючки и палочки в тетрадях в косую линейку. Нужно много терпения ребенку, чтобы научиться читать, «буквы ровные писать тонким перышком в тетрадь». Если вы овладевали искусством вождения автомобиля, вспомните, как вы потели и мучились, терпели неудачи, терпели и ругань инструктора, сидящего рядом, когда вы выводили впервые ту или иную колымагу, – терпели до тех пор, пока не сели за руль своей машины.

Терпению можно поучиться у всякого мирского человека, который достиг чего-то в своей жизни. Например, терпению можно поучиться у матери. Это же не шутка – зачать во черве, потом девять месяцев носить ребенка. С трудом спать, переворачиваться, чувствовать груз в животе, тошнить, объедаться, мучиться и т.д., потом родить, не спать, кормить… Материнство – это сплошное терпение.

С терпением связана работа любого спортсмена. Спорт давно перестал быть увлечением ради здоровья и красоты. Спорт сегодня коммерция, и спортсмены работают, прыгая с шестом, кокая мячик, ныряя в бассейн, выходя на ринг или татами. Иногда миллионы зарабатывают, иногда оставляют на ринге зубы, глаза, здоровье, печень… Это жестокая вещь, но спорт без терпения невозможен. Человек терпит, преодолевает физическую боль, усталость, нежелание заниматься этим – но терпит.

Берите в пример любую маму рожавшую – чем больше рожала, тем больше терпела. Берите в пример любого спортсмена, ученого, человека скрупулезного в делах своих и достигающего успеха. Например, художника. Есть художники, много не работающие над своими полотнами. Айвазовский, например, никогда не писал работы больше двух недель. Самую большую и самую известную свою картину – «Девятый вал» – он писал около месяца, остальные писал за пару дней. Это была быстрая кисть. А есть художники иные – Иванов, например, писал «Явление Христа народу» всю сознательную жизнь. Как уехал в Рим, став стипендиатом Академии художеств, так и писал, писал свою главную картину жизни. Если в Третьяковке побываете, посмотрите: отдельно висит «Явление Христа народу» – и целый зал по соседству заполнен эскизами к этой картине. Этими эскизами можно составить целую галерею. Это было великое терпение, великий труд, великая концентрация.

И ни одного искусства или науки невозможно освоить без базовой добродетели – без терпения.

Терпеливый человек везде будет успешен. Изучение языка требует терпения. Армейская служба требует терпения. Супружеская жизнь требует терпения. Если женщина терпеть не любит и не хочет, она не будет счастлива в браке – она будет брошена. Но и муж будет брошен или, не дай Бог, рогат, если он не терпит слабости и немощи супруги. Врач возится с людьми больными – он должен быть терпелив к немощным. Преподавателю в школе нужно иметь вагон терпения, чтобы общаться с детьми, которые иногда ведут себя, как чертенята. Педагогам нужно себя скреплять – не валидолом, а духовным кулаком сжимать свое сердце, чтобы делать то, что нужно.

Терпение сопутствует человеку на всех ступенях его жизненного возрастания. Там, где мы имеем встречу с успехом, там мы имеем за спиной успеха терпение. Безусловно, все это касается и духовной жизни.

Вышивание плащаницы, Пюхтицкий монастырь

Итак, терпение нужно нам, чтобы, исполнив заповеди, получить обещанное. Терпение предполагает, что не всё получается сразу. Терпение нужно, когда путь к цели утруднен. Когда собирание плодов оттягивается, когда желаемое удаляется от тебя, тогда нужно терпение. Когда оно включается? Когда проверяется твоя вера. Поскольку мы не получаем всё сразу в один момент и даром, мы платим за то, что получаем. Платим слезами, потом, кровью, нервами, годами прожитой жизни, терпением, сердцем своим, болью сердца своего. Так что нам нужно терпение, чтобы получить обещанное. Обещанное дается только терпеливому человеку.

Очень важная вещь, связанная с терпением, заключается в таких словах Евангелия: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Терпят все. Вот висит на кресте Праведник, не сотворивший ни одного греха, – Его звать Иисус. Справа и слева висят злодеи, тоже распятые и тоже, как Он, избитые, униженные. Нет ничего красивого в том, что висит человек, прибитый к древу. «Проклят всяк висяй на древе» (Гал. 3: 13; Втор. 21: 23), – говорит Писание. Один из них терпит, потому что чувствует себя виноватым, а другой не терпит, потому что не чувствует себя виноватым. Нетерпеливость – это проявление того, что ты внутри себя не считаешь себя достойным наказания. А что еще противоположно терпению? Ропотливость, склонность к бунту, склонность к восстанию, к яркому проявлению несогласия с ситуацией. Ты бросаешь Богу в лицо билетик. Как говорил Иван Карамазов: «Я Господу Богу билетик возвращаю, я с Ним не согласен». Мир, конечно, красив, Бог, конечно, хорош, но я с Ним не согласен. Это нетерпеливый человек. Он говорит: «Я не понимаю, что происходит в этом мире. Я терпеть этого не хочу. Это несправедливо».

Нетерпеливость – это проявление того, что ты не считаешь себя достойным страданий – временных и вечных

Разбойники, висящие от Христа справа и слева, проявляют по-разному свое отношение к жизни. Один говорит: «Я получаю достойное», – и терпит и получает Божественное озарение. Другой считает: если Ты – Христос, сними Себя и нас. Здесь причина нашего нетерпения – в том, что мы не считаем себя достойными страданий временных, не говоря уже о вечных. Человек, который считает себя достойным вечных страданий, вечных страданий избежит. Он скажет: «Я достоин вечной муки», а Господь скажет: «Нет, Я тебя прощу». Другой скажет: «Я ничего не сделал. Другие вон что – а я ничего». Нет, ты, пожалуйста, на веки вечные, потому что оправдывающий себя будет осужден, а осуждающий себя будет оправдан.

Мало терпеть, нужно дотерпеть. Только дотерпевший до конца спасен будет

Мы сказали: «Претерпевый же до конца, той спасен будет». Потому что бывает так: терпишь, терпишь, тьфу! – не дотерпишь, а оказалось, что оставалось 5 сантиметров. Есть корабли, утонувшие в пристани, в бухте. Об этом пишет авва Дорофей. Есть корабли, утонувшие в пучине морской: они вышли из одного порта, не дошли до другого, посреди пучины пошли на дно. А есть корабли, видящие берег, подходящие к порту приписки, – и вдруг пошли на дно. Не дотерпевшие до конца – это люди, утонувшие, видя перед собой берег вожделенный. И это касается каждого человека. Мало терпеть, нужно дотерпеть. И дотерпевший до конца, тот спасен будет.

«Это сколько терпеть-то еще?» – спрашивает человек. Мы читаем житие исповедников, мучеников, разных страдальцев. Они говорили так: «До конца терпеть будем, до конца». Это серьезная, жесткая тема, которая вынуждает человека к тому, чтобы застегнуться на все пуговицы. Это касается не только больших вещей, запредельно тяжелых. Но вот, например, не хочется учиться ребенку, но нужно – и нужно терпеть, заниматься, чтобы сдать экзамены; нужно подниматься раньше, ложиться позже, к репетиторам ходить… Не хочется спортом заниматься, а тренер говорит: «Два раза в день тренироваться: у тебя есть задатки, талант, ты можешь подняться. Ты хороший гимнаст/хоккеист/боксер… Давай! Вперед! Трудись! Физиком ты не будешь, доктором тоже, а вот лыжником можешь быть хорошим. Давай!» А кости болят, мышцы ноют, и хочется погулять, но ты должен терпеть и заниматься. Это стоические спартанские черты, которые закаляют человека.

Крылов Н.С. Русская крестьянка кормит ребенка из рожка. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мне кажется, что люди, раньше жившие, в условиях крестьянского быта, в условиях тяжелого ежедневного труда, в условиях дорого дававшегося ежедневного хлеба, были богаты терпением. Они терпеливее нас в сто раз. Вот, например, порог болевого терпения у женщин выше, чем у мужчин. Почему? – Потому что они рожают. Мужчина, когда не воюет, не постится, не тяжко пашет, кайлом не машет, в шахту не спускается, – расслаблен, он ничтожен, а женщины рожают, терпят страшную боль. По ночам встают, грудью кормят, мучаются – у них порог терпения выше. Они спасаются лучше, они чаще спасаются. Старец Севастиан Карагандинский говорил: «За женщин молиться легче: у них грехов меньше». У мужиков грехов больше, они меньше платят за грехи свои, а женщины платят полную цену за свои грехи.

Терпение – это такая родовая добродетель, которая нужна для всего вообще. Потому что невозможно освоить профессию, не заручившись терпением, внимательностью, усидчивостью. Это очень смежные понятия. Сегодняшняя цивилизация растаскивает сознание, расслабляет человека и делает его бессильным. Терпение – это добродетель ума. Потому что растасканный ум не может сконцентрироваться на одном деле, которое он делает. И человек делается нетерпелив. Когда я сижу на уроке, а мыслями уже убежал в парк, где меня друзья ждут, тогда я ерзаю, не могу терпеть. Но когда я думаю о том, что делаю, тогда я сконцентрирован, внимателен и спокоен. Если голова думает о том, что делают руки, тогда человек терпелив. Но если руки делают одно, голова думает о другом, а сердце хочет третьего, тогда человек растаскан по частям, он дерганный, взбалмошный, подпрыгивающий на месте и нетерпеливый. Современные люди нетерпеливы, потому что они делают одно, хотят другое, а думают о третьем. Поэтому нужна концентрация ума, рук и сердца на одном и том же, что делаю и о чем думаю, – и пусть весь мир подождет, как говорит известная реклама. Я сел, например, читать Евангелие – и пусть весь мир подождет. Или я собираюсь заштопать порванные штаны своему сыну – и пусть весь мир подождет. Я штопаю, думаю о чем-то хорошем – и штопаю. Всё, других дел у меня больше нет. Уметь думать о том, что делаешь, – это прямой путь к тому, что делать будешь хорошо и раздражаться лишний раз не будешь, а будешь терпелив. Спокоен и терпелив.

Так что вопрос терпения – это не только вопрос физической выносливости. Это вопрос умной концентрации, а весь наш современный мир направлен на разбитие сознания на много частей, и именно это делает нас жадными до впечатлений, много желающими, ничего не достигающими, недовольными жизнью и, конечно, нетерпеливыми.

Но закончим тем, чем начали: терпение нужно нам для того, чтобы исполнить заповеди и получить обещанное. Сделать приказанное и получить обещанное. Терпение нужно нам. Терпеливый человек успешен во всяком деле, в том числе в деле спасения своей души.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Терпение – значит продолжать оставаться на арене, не покидать арену. Некоторые бегут с поля боя, другие не убегают, но постепенно дистанцируются от него, это противоречит терпению. Терпение – значит проявлять стойкость, оставаться на арене и быть неколебимым. Терпение – это значит заострить внимание на высоких целях, на дальних горизонтах; заострить внимание на далеко идущие цели. Порой человек радуется успеху, иногда успех позволяет ему возгордиться, но опасным является, если человек удовлетворяется. Это опасно. Это становится причиной того, что человек не остается на арене, на поле боя. Это неправильно. Взирайте на далеко идущие цели и взирайте на вершины. Обратите внимание на то, в чем заключается подлинное послание революции и исламского строя? Обратите внимание, к какой цели оно хочет вести иранский, народ, исламскую умму и в конечном итоге человеческое сообщество? К каким целям? Заострите свое внимание на этом. Такое терпение необходимо для движения Исламской революции. Обратите внимание, в период зарождения Ислама, в первую декаду, которая сопровождалась большими трудностями, особенно во времена великодушного Пророка. Они проявили терпение, они проявили стойкость, они оказали сопротивление и результатом стало то, что, несмотря на беспорядки и волнения, произошедшие вопреки истинным предписаниям Ислама, в третьем и четвертом столетиях после переселения Пророка пик человеческой цивилизации принадлежал мусульманским народам и исламским государствам. В этом заключается суть. Если мы проявим терпение, то далекие горизонты будут принадлежать нам. Если вы сегодня проявите стойкость, то будущие поколения достигнут те вершины. Они достигнут вершин, но заслуга и труд будут принадлежать вам. Хотя я надеюсь, что благодаря божьей помощи вы, сегодняшняя молодежь, современное поколение, увидите этот день. Благодаря божьей помощи вы будете свидетелями этого. Революция пустила корни, будущее принадлежит ей и она нуждается в продолжении. Это то, что касается терпения.

Теперь, что касается богобоязненности. Богобоязненность в данном славном кораническом аяте приводится в своем широком значении. Она означает общее значение богобоязненности, другими словами проявление внимательности, чтобы не уклониться с прямого Пути исламского шариата. В этом значении оно употребляется во многих местах Корана. А также (богобоязненность) в значении набожности и проявления внимательности к себе в отношении врага. Ведь в предыдущих аятах говорилось о врагах. Будьте внимательны, перед вами находится враг. Человек на поле боя ведет определенный образ жизни. Когда войны нет, человек живет по-иному. Когда человек находится в окопе, он сидит необычно, отдыхает необычно, спит необычно. Когда человек находится у себя в доме, он совершенно по-иному спокойно спит в своей кровати и живет по-другому. Помните, что перед вами находится враг, все мы должны помнить об этом. Богобоязненность означает следующее: проявление внимательности к себе в борьбе с врагом; воздержание от доверия врагу: не доверяйте врагу. В этом заключается богобоязненность. Она означает внимательность в отношении коварства и лукавства врага. Не просто не доверяйте, но и знайте его происки. Знайте, что он делает? К какому коварству прибегает? Будьте готовы и будьте внимательны. Лукавство врага проявляется не только в военной сфере. Богобоязненность означает также соблюдение благоразумия – воздержание от дел, которые противоречат правилам, которые противоречат рациональности, а также воздержание от слабости и легкомыслия. Таково толкование этого славного аята. Если вы, дорогая молодежь, в первую очередь, должностные лица в военной сфере и сфере безопасности, а также в области экономики и прочие, а затем и простой народ проявите это терпение и эту богобоязненность, то «…их козни ничуть не повредят вам …», (Коран 3:120); вас не настигнет никакой удар и никакие заговоры. И дай Бог, так оно и будет!

Выступление на церемонии выпускников военного университета им. Имама Хусейна

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *