Тест на соответствие

Виды тестовых заданий, которые можно использовать для оценки знаний учеников и студентов. Как правильно сформулировать тестовые задания?

Основная классификация тестовых заданий — задания:

  • закрытого типа (когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);
  • открытого типа (когда ученик сам находит ответ и вписывает в бланк).

Задания закрытого типа, в свою очередь, делятся на:

  • тесты, в которых можно выбрать один вариант ответа (множественный выбор; radio-кнопка). Ответ засчитывается, если ученик выбрал его правильно. Варианты:
    • простой выбор — один ответ из 4-5;
    • простой выбор из множества — один ответ из 6-15;
    • выбор наиболее точного ответа из представленных.

А также:

  • тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов ответа — поставить галочки, но правильным может быть как один, так и несколько вариантов ответа (альтернативный выбор, checkbox). Ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны правильно (нет ни лишних, ни недостающих) или начисляется балл за каждый правильный ответ и вычитается балл за каждый неправильный ответ. Варианты:
    • сложный выбор — двух и более правильных ответов из 4-5;
    • сложный выбор из множества — двух и более правильных ответов из 6-15.
  • установить соответствие (слева и справа даются связанные понятия, например, слова в предложении, родовые и видовые понятия и др.). Ученику нужно провести линии соответствия, на компьютере перетащить блоки и установить друг с другом и т.п. Сюда же можно отнести задания на сортировку и классификацию. Варианты соответствия между:
    • понятиями и определениями;
    • текстом и изображением;
    • списком авторов и цитатами;
    • датами и событиями;
    • списком понятий и их характеристиками;
    • и др.
  • определить последовательности (ученику предлагается ряд понятий, дат, слов, которые ему предстоит установить в правильной последовательности). Варианты:
    • установление хронологической последовательности событий;
    • установление логической последовательности;
    • расстановка чисел по возрастанию / убыванию;ъ
  • альтернативный ответ (ученику предлагается установить Да-Нет или Правда-Ложь по каждому приведенному утверждению).

Задания открытого типа:

  • вписать небольшую фразу, слово или символы — как дополнение к контексту. Например, вставить пропущенную букву, знаки препинания, пропущенное слово и т.д.;
  • свободное изложение — ученику выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос. Место может быть ограничено по количеству символов, например, не более 100 или 500 символов, 10 слов и т.п.

Когда и какие варианты заданий использовать?

Характеристики

Задания закрытой формы

Дополнение

Установление соответствия

Установление последовательности

Проверка знания фактов

+

+

+

+

Применение знаний по образцу

+

+

+

+

Применение знаний в нестандартных ситуациях

+

+

Угадывание

+

Исключено

+

+

Объективность оценки

+

+

+

Исключение описок

+

Таблица М.Б. Челышковой.

Как группировать задания тестов

Существует три подхода к группировке тестовых заданий:

  • все задания выводятся случайным образом — для хорошо использовать программы тестирования или онлайн-сервисы тестирования;
  • задания выводятся в порядке усложнения — сначала простые, потом сложные. Это позволит ученикам быстро продвинутся вперед, а не «сидеть» со сложным заданием в начале тестирования, потратив все отведенное на тест время. В порядке усложнения даются задания ЕГЭ;
  • задания группируются по типу или теме — таким образом, ученик может приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания, затрачивая время.

Правила составления тестов

  • Тестовое задание должно быть сформулировано четко, понятно и должно толковаться однозначно. Если вопрос сформулирован таким образом, что не все ученики могут его понять однозначно, формулировку нужно изменить. Пример: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это… Ученик задаст вопрос: что такое «сетевые услуги? Услуги доступа в интернет? Фирма сетевого маркетинга типа Avon или что-то еще?
  • Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, желательно без использования сложноподчиненных предложений, лишних причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Лучше разбить задание на несколько небольших предложений. Если в задании много «который», «где», «чем», много запятых, его будет трудно понять, а значит, и решить. Не бойтесь разбивать предложения на части.
  • Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а лучше и вовсе избегать отрицания. Пример: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет. Ученику будет трудно ответить на этот вопрос, т.к. и в задании, и в ответе есть отрицание.
  • Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом. Например: Напишите, как звали первооткрывателя Америки? Слово «напишите» лишнее.
  • Проверяйте и формулировки заданий, и формулировки ответов, чтобы в них не было подсказок для ученика. Следите, чтобы в одном задании не было подсказки по ответу на другое задание.
  • В заданиях не должно быть явно неподходящих ответов, увидев которые ученик сразу вычислит правильный ответ. Все ответы должны быть примерно одинаковыми и по содержанию, и по объему.
  • Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включить в текст вопроса.

  • Не допускается использование в вопросе оценочных суждений и отсылке к субъективному мнению ученика. Например, использование слов «важный», «главный» не допускается.

  • В задании главное слово (ключевое понятие) лучше сделать началом предложения. Лучше не начинать формулировку задания с предлогов или союзов. Пример: На какую группу стран приходится наименьшая доля в мировом ВВП и экспорте товаров. Правильно: Наименьшая доля в мировом ВВП приходится на…
  • В тестовом задании должно быть достаточное количество вариантов ответов:
    • закрытые типы вопросов — 4-6 вариантов ответов;
    • установить соответствие — 4-5 вариантов ответов;
    • расставить последовательность — 4-8 вариантов ответов;
  • Желательно сопровождать задания и варианты ответов иллюстрациями, схемами, таблицами и т.д.
  • В тесте должно быть достаточно много заданий, а также заданий разного уровня сложности, чтобы результаты тестирования были максимально объективными и надежными. Также это поможет исключить утомление ученика.
  • В тесте желательно чередовать различные виды заданий, а также избегать большого числа простых заданий (Да-Нет и др.) для повышения объективности теста.
  • Крайне нежелательно включать в тест задания и вопросы-ловушки, провокационные вопросы — это не профессионально и понижает доверие учащихся к тесту, преподавателю и тестированию в принципе.
  • Избегайте вопросов, на которые можно ответить на основе эрудиции или логического размышления, поскольку задача теста — не проверить начитанность и умение размышлять, а проверить специальные знания у конкретного ученика, знания учебного материала.
  • Исключайте вопросы на знание текстов (если это не требуется специально), справочной информации, мелких деталей и проч.

Центр мониторинга и сертификации

Тест включает 41 тестовое задание и время, отведенное на их выполнение — 60 минут.

Тестовые задания выводятся на экран монитора все сразу. Их последовательность точно соответствует последовательности компетенций кодификатора (переход). Давать ответы на тестовые задания можно в любом порядке.

В тесте использованы только тестовые задания в открытой форме с дополнением и закрытой форме с выбором одного правильного ответа.

Задания открытой формы с дополнением — это задания, где испытуемому предлагается, на месте прочерка, дополнить утверждение своим ответом:

Пример задания в открытой форме:

1. ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК, У КОТОРОГО ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ, НАЗЫВАЕТСЯ ________________

(ответ — ромб).

Задания в закрытой форме.

Тестируемому для выполнения задания предъявляются варианты ответов (не менее трех) из которых он должен выбрать один или несколько правильных ответов

Пример задания:

При нагревании объем газа:

a) увеличится;

b) уменьшится;

c) не изменится.

По окончанию теста необходимо подтвердить его окончание установив курсор на клавише «закончить» и нажав левую кнопку «мышки».

После этого на экран монитора выводится диаграмма прохождения теста и результат испытуемого.

Ниже на экране можно увидеть таблицу, где «+» указаны тестовые задания, на которые даны правильные ответы и кодификатор, в котором перечислены все проверяемые компетенции.

аналог

соответствие

Альтернативные описания

• двойник предмета или понятия

• нечто сходное с другим

• нечто, похожее в некотором отношении на другой предмет, явление или понятие

• нечто, представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию

• нечто, соответствующее, сходное или подобное другому предмету или явлению

• предмет, похожий в существенных свойствах на другой

• явление, в чем-то соответствующее данному

• сифилис по отношению к люэсу

• научное «то же самое»

• нечто сходное

• такой же

• равноценная замена

• годится вместо

• схожий по свойствам

• вполне годная замена

• замена

• похожий по свойствам

• годится в замену

• годится взамен

• подобный

• нечто схожее

• годная замена

• подходящая замена

• нечто похожее

• подобие

• похоже, да не то же

• что-то похожее

• совсем не жалкое подобие

• творение по образцу и подобию

• нечто подобное чему-нибудь

• «точь-в-точь» одним словом

• нечто сходное, подобное чему-то

• подобие, сходство, нечто подобное

• отнюдь не жалкое подобие

• предмет-двойник

• нечто похожее на оригинал

• схожий с другим предмет

• похоже, да не очень

• антипод антипода

• сходная вещь

• равноценный заменитель

• похожая вещица

• сходная запчасть

• почти копия

• Нечто сходное, подобное чему-либо

• Нечто, соответствующее, сходное или подобное другому предмету или явлению

• Соответствие другому явлению, предмету или понятию

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *