Тесты по биоэтике

> Жизнь как ценность: проблемы качества жизни в биоэтике

Жизнь как ценность – фундаментальная проблема биоэтики

С радикальным расширением возможностей медицины в XX в. ее основная задача – действовать во благо больного – стала требовать переосмысления и уточнения. Собственно, это и было одной из главных причин появления и развития биоэтики. Как понимать благо для пациента в новых исторических условиях? Здесь возникают фундаментальные вопросы человеческого бытия. Что вообще есть благо для человека? Что такое его страдание? Какую помощь ему необходимо оказывать?

Одной из фундаментальных проблем биоэтики оказалась проблема жизни как ценности. В зарубежной литературе сформировались две точки зрения по этому поводу. Одну можно назвать этикой сакральности жизни, или жизни как высшей ценности (sanctity of life), вторую – этикой качественной жизни (quality of life). Надо отметить, что эти концепции носят в значительной степени условный характер, они как бы представляют собой крайние точки на карте бесконечных и запутанных биоэтических дискуссий.

Первая концепция признает любую человеческую жизнь высшей ценностью. Соответственно, задачей медицины является сохранение и поддержание жизни любого человеческого организма. В зарубежной биоэтической литературе есть такое понятие, как «медицинский витализм». Это обозначение такой предельной точки зрения, которая гласит, что необходимо поддерживать любую жизнь, не считаясь ни с какими затратами (конечно, далеко не все сторонники этики сакральности жизни придерживаются таких крайних взглядов). Например, с этой точки зрения нужно до бесконечности поддерживать искусственными средствами жизнь человека, находящегося в вегетативном состоянии без какой-либо надежды вернуть его в сознание.

Согласно второй концепции, подлинно человеческая жизнь должна обладать определенными «качествами», поэтому далеко не все состояния организменной жизни надо поддерживать. Предполагается, что должны существовать какие-то критерии, посредством которых можно решить, где следует оказывать медицинскую помощь, а где ее можно прекратить (или вообще не начинать). Что, в таком случае, значит «подлинно человеческая жизнь»? Каким человеческим существам может быть отказано в праве быть личностью и получать медицинскую поддержку?

В рамках данной системы взглядов возникает попытка различить понятия «жизнь организма» (или «жизнь тела», «биологическая жизнь») и «жизнь личности». В таком случае, жизнь тела есть лишь условие для более высокого качественного уровня – жизни личности. И если у данного человеческого организма отсутствуют определенные качества, то мы можем отказать такой жизни в моральном статусе, т.е. в отношении к ней как к человеку.

Было немало попыток дать определение тех качеств, которые могут служить критерием различия между жизнью биологической и жизнью личности. К примеру, американский биоэтик Мэри Э. Уоррен полагает, что для включения кого-либо в моральное сообщество личностей необходимы такие качества, как сознание, разум, самостоятельная активность, самосознание и способность к общению.

Но как мы смогли бы точно провести грань между личностью и просто организмом? В ходе дискуссий выяснилось, что концепция такого решающего критерия – тоже крайняя точка зрения, как и концепция медицинского витализма. Эмбрионы, новорожденные с теми или иными врожденными нарушениями, люди с психической патологией, престарелые со старческим слабоумием, пациенты с длительным отсутствием сознания и т.п. – по каким критериям мы должны формировать свое отношение к ним?

Биоэтические обсуждения показали, что такого окончательного критерия не существует и, возможно, сама постановка вопроса морально ошибочна. Так, сторонники концепции сакральности жизни высказывали мнение, что вопрос о качественной жизни – чисто медицинского характера; мы можем разрабатывать и использовать критерии только для определения того, где медицинская помощь может быть бесполезной или бессмысленной; но это не этические критерии, которые позволили бы нам отказать кому-либо в достоинстве или уважительном отношении.

Таким образом, проблема ценности жизни остается открытой. По крайней мере, дискуссии на эту тему прояснили следующее. Обе рассмотренные концепции оказались крайними точками зрения, между которыми есть широкое множество суждений и представлений.

Биоэтики, которые по своим взглядам ближе к теории жизни как высшей ценности, настаивают, что с моральной точки зрения не существует более или менее ценных человеческих жизней, что мы не можем отказать комулибо в достоинстве или праве на жизнь; что защита жизни, насколько это в наших силах, остается важнейшей моральной обязанностью. Кроме того, они, как правило, последовательно выступают против абортов, исследований на эмбрионах, эвтаназии, экспериментов на человеческом геноме и т.п.

Специалисты по биоэтике, которые ближе к теории качественной жизни, со своей стороны, тоже должны быть правильно поняты. Конечно, эта теория может быть доведена до такой крайней степени, которая создаст недопустимую дискриминацию в отношении больных, престарелых, эмбрионов и т.п. Эти опасности довольно очевидны. Но разумный смысл ее состоит в том, чтобы удержать общество от злоупотреблений теорией жизни как высшей ценностью, обосновать некие разумные пределы для того, чтобы медицина не тратила силы и средства (в том числе, возможно, огромные) там, где это не имеет смысла, высвобождая тем самым возможности помогать другим нуждающимся людям (учитывая всеобщую ограниченность ресурсов).

Общий вывод состоит в том, что каждая человеческая жизнь представляет собой безусловную ценность (в том числе еще нерожденного человека или человека с тяжелой патологией и т.п.); каждая человеческая жизнь имеет право на достоинство и уважительное отношение. Принцип уважения человеческой жизни был и остается одним из фундаментальных требований медицинской этики. Моральная обязанность медицины – стремиться сберечь, сохранить и поддержать каждую человеческую жизнь, насколько это в ее силах и оправдано совокупностью конкретных обстоятельств.

Тесты по разделу: «Медицинская этика и деонтология»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Медицинская этика – это:

А) Раздел философии, который изучает совокупность норм и нравственности;

+Б) Совокупность норм морали и поведения медицинских сестер, врачей;

В) учение о законах, правилах регулирования поведения медицинских работников на рабочем месте.

2. К категориям медицинской этики относятся:

+А) Совесть, смысл жизни, долг, такт, достоинство, честь;

Б) меры равенства и неравенства;

В) не навреди, делай благо, делай добро.

3. Медицинская этика изучает:

А) Комплекс медицинских услуг, направленных на восстановление здоровья пациента;

Б) Отношения между членами коллектива и родственниками пациентов;

+В) Особенности развития и зависимости морального поведения медицинского работника от условий его практической деятельности.

4. Понятие медицинская этика включает в себя:

А) Представление об оптимальной деятельности медицинских работников;

+Б) Научный раздел, включающий в себя этические и нравственные аспекты деятельности работников здравоохранения;

В) Достижения в области современной медицины.

5. Термин «медицинская этика» — отражает:

+А) Взаимоотношение между персоналом и пациентами в пределах норм, установленных нравственностью, моралью;

Б) Медицинскую тайну;

В) Отношение к человеку с отсутствием болезни.

6. Мораль – это:

+А) Форма общественного сознания, в которой заключены идеи, представления о поведении людей в обществе;

Б) Общепринятые и повторяющиеся формы поведения человека;

В) Духовно-нравственные правила человеческого существования.

7. Впервые термин этика для обозначения науки применил:

А) Пифагор;

Б) Сократ;

+В) Аристотель.

8. Биоэтика – это:

+А) Социальные, этические последствия применения биомедицинских технологий;

Б) Защита автономии человека;

В) Поддержание престижа профессии врача и медсестры.

9. Деонтология – это:

А) Наука, изучающая ответственность медицинских работников;

+Б) Наука о должном поведении с учетом морали, этики;

В) Наука о новейших достижениях в медицине.

тест 10. К ятрогенным заболеваниям относятся:

А) Влияние «слова» врача или медицинской сестры;

Б) Изменение психики, которые вызваны врачебной деятельностью;

+В) Все перечисленное верно.

11. К формам регуляции деятельности медицинского персонала не относится:

+А) Искусство;

Б) Мораль;

В) Право.

12. Отличительные признаки профессиональной этики медицинских работников является:

А) Приоритет медицинской науки над интересами пациентов;

Б) Право на поведение, отклоненное от нормы;

+В) Осознанный выбор правил поведения.

13. Оказание медицинской помощи пациенту может осуществляться:

А) На основании показаний;

+Б) На основании информативного согласия;

В) На основании желания родственников.

14. под понятие преступление попадают следующие действия медицинского работника:

А) Бездействие, когда была нужна помощь больному;

Б) Заражение опасной инфекцией;

+В) Все ответы верны.

15. Основным принципом современной модели профессиональной этики, является:

+А) Приоритета прав и уважения достоинств пациента;

Б) Принцип приоритета науки;

В) Принцип исполнения долга.

16. Врачебная тайна соответствует:

А) Принципу справедливости;

+Б) принципу конфиденциальности;

В) Принципу доброты.

17. Кто обязан сохранять врачебную тайну, кроме врача:

А) санитарки;

Б) Медицинские сестры;

+В) Все ответы верны.

18. Незаконная выдача больничных рецептов расценивается, как:

А) Корысть;

+Б) Уголовная ответственность;

В) Проступок.

19. Впервые обозначил этику и деонтологию как науку:

А) Гиппократ;

Б) Аристотель;

+В) Бентам.

тест-20. Этическое запрещение разглашение вопросов интимной жизни, болезни, которые доверяются медицинским работникам – это:

А) Эгротогения;

+Б) Врачебная тайна;

В) Канцерофобия.

21. Классическая модель медицинской этики не включает:

+А) Добровольное согласие на процедуры;

Б) Прерывание беременности;

В) Эвтаназия.

22. Проявляется в поступках медицинского персонала, представляет практическое применение медико-этических принципов – это:

А) Эвтаназия;

Б) Мораль;

+В) Деонтология.

23. Один из принципов медицинской деонтологии:

+А) Действия медицинского работника должны быть направлены на благо пациента;

Б) В процессе работы с пациентом должен быть подучен опыт;

В) Помощь пациенту должна быть оказана с учетом окружающей обстановки.

24. Паллиативная медицинская помощь – это:

А) помощь новорождённому;

Б) Помощь, оказываемая в поликлинике;

+В) Помощь умирающему больному.

25. Поддержание на должном уровне авторитета и репутации профессии, относится к следующему принципу:

А) Не навреди;

+Б) Уважение к профессии;

В) Взаимоотношение с коллегами.

26. Участие в осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, относится к:

+А) Моральному долгу;

Б) Психологическому подходу;

В) Невербальному способу.

27. К одному из документов в сфере медицинской этики относится:

+А) Международный кодекс медицинской этики;

Б) Нормы медицинской этики;

В) Ответственность и право.

28. После смерти пациента врач имеет право:

А) Разглашать информацию о диагнозе, личной жизни пациента;

+Б) Сохранять тайну, как при жизни пациента;

В) Нет правильных ответов.

29. Этические нормы поведения медицинской сестры отражены в документе:

А) Сестринская карта истории больного;

+Б) Этический кодекс медицинской сестры России;

В) Этическое взаимоотношение сестры, врача и пациента.

тест_30. Клятвы, в которых отражаются этические нормы поведения:

А) Врачебная клятва;

Б) Клятва медицинской сестры России;

+В) Все ответы верны.

Квалификационные тесты по организации здравоохранения и общественному здоровью (стр. 3 )

д) на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи

е) на допуск к нему адвоката или иного законного представителя, допуск к нему священнослужителя

ж) все вышеперечисленное

037. Укажите права граждан РФ в системе медицинского страхования

а) право на ОМС и ДМС

б) выбор страховой медицинской организации

в) выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами ОМС и ДМС

г) получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса

д) все вышеперечисленное

038. Куда может обратиться пациент с жалобой в случае нарушения его прав

а) к руководителю ЛПУ

б) к другому должностному лицу ЛПУ

в) в орган управления ЗО

г) в страховую медицинскую организацию

д) в профессиональную медицинскую ассоциацию

е) в лицензионно — аккредитационную комиссию

ж) в общество по защите прав потребителей

з) в суд

и) в любую из названных выше инстанций

039. В каких случаях, согласно действующему законодательству, пациент обязан дать расписку в медицинской документации

а) при согласии на медицинское вмешательство

б) при отказе от медицинского вмешательства

040. Граждане могут обжаловать действия лиц, ущемляющих их права и свободы в области охраны здоровья

а) в вышестоящих государственных органах

б) вышестоящим должностным лицам

в) в суде

г) все вышеперечисленное

041. Врач имеет право на страхование профессиональной ошибки в случае если

а) в результате ошибки причинен вред или ущерб здоровью гражданина, связанный с небрежным выполнением врачом своих профессиональных обязанностей

б) в результате ошибки причинен вред или ущерб здоровью гражданина, связанный с халатным выполнением профессиональных обязанностей

в) ошибки не связаны с халатным или небрежным выполнением врачом своих профессиональных обязанностей

042. Медицинская этика:

а) это специфическое проявление общей этики в деятельности врача

б) это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников

в) это наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в

сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств

г) верно все перечисленное

д) нет правильного варианта

043. Медицинская деонтология — это:

а) самостоятельная наука о долге медицинских работников

б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики

044. Понятие “ медицинская этика” включает в себя ?

а) да

б) нет

045. Понятие “ медицинская этика” включает в себя

а) форму общественного сознания и систему социальной регуляции деятельности медицинских работников

б) форму правовой регуляции деятельности медицинских работников

046. Понятие “ медицинская этика” включает в себя

а) учение о долге ( должном ) в деятельности медицинских работников

б) представления об условиях оптимальной деятельности медицинских работников

047. Какая на приведенных ниже моделей взаимоотношений “врач-пациент” наиболее рациональная с позиции интересов пациентов?

а) “инженерно-техническая модель” — врач как специалист

б) “патерналистская модель” — врач как “духовный отец”

в) “кооперативная модель” — сотрудничество врача и пациента

г) “договорная модель” — врач как “поставщик”, а пациент — “потребитель медицинских

услуг”

048. К сфере каких взаимоотношений относятся нормы и принципы медицинской этики и деонтологии

а) взаимоотношения врача и пациента

б) взаимоотношения врача и родственников пациента

в) взаимоотношения в медицинском коллективе

г) взаимоотношения медицинских работников и общества

д) все названное

049. Что составляет предмет врачебной тайны

а) сведения о состоянии пациента в период его болезни

б) информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента,

диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении

в) все вышеперечисленное

050. Соблюдение врачебной тайны необходимо для:

а) защиты внутреннего мира человека, его автономии

б) защиты социальных и экономических интересов личности

в) создания основы доверительности и откровенности взаимоотношений “врач-пациент”

г) поддержания престижа медицинской профессии

д) все перечисленное верно.

051. При каких обстоятельствах допускается предоставление сведений составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или законного представителя

а) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю

б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений

в) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством

г) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей

д) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий

е) все вышеперечисленное

052. Какое из приведенных ниже определений более соответствует понятию “ биоэтика”

а) достижения в области биомедицинской технологии

б) социальные, правовые и этические последствия использования достижения биомедицинской технологии

053. Разрешена ли эвтаназия (искусственное приближение смерти по просьбе пациента) законодательством о здравоохранении?

а) да

б) нет

054. При каком сроке беременности допускается прерывание беременности по желанию женщины?

а) до 12 недель

б) до 24 недель

055. Что должно лежать в основе заключения о смерти при изъятии органов и (или) тканей для трансплантации?

а) заключение об остановке сердца

б) заключение о необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга)

056. Имеют ли право участвовать в диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего трансплантологи и члены бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею?

а) да

б) нет

057. Специфика медицинской этики и деонтологии в деятельности организатора здравоохранения заключается всем, кроме

а) управления этической ситуацией в коллективе

б) организация обучения персонала по вопросам этики и деонтологии

в) информации коллектива о тенденциях в состоянии здоровья населения

058. Могут ли быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок органы и ткани человека?

а) да

б) нет

в) иногда

059. Являются ли врачебной тайной сведения о проведенном оплодотворении, о личности донора?

а) да

б) нет

060. Является ли информирование добровольное согласие пациента (или доверенных лиц) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства?

а) да

б) нет

061. Является ли функцией руководителя медицинского учреждения управление этической ситуацией в коллективе?

а) да

б) нет

062. На каком этапе исторического развития нашей страны был предложен и теоретически обоснован принцип бесплатности медицинской помощи?

а) на 1 съезде Пироговского общества, 1885 г.

б) в период деятельности русских революционеров (1859 — 1861 гг.)

в) в период становления земской медицины как системы (1870 г.)

г) на 1 Всероссийском съезде медико — санитарных отделов (1918 г.)

063. На каком этапе исторического развития нашей страны отечественная медицина приобрела государственный характер?

а) во времена Ивана Грозного (XVI век)

б) в годы советской власти

в) в период становления фабрично — заводской медицины

г) в период становления государственности на Руси

064. Начало истории отечественной страховой медицины относится

а) к 1912 г.

б) к 1922 г.

в) к 1991 г.

065. Первый Российский медицинский журнал

а) “Врачебные ведомости”

б) “ Всеобщий журнал”

в) “ Медико-физический журнал”

066. Первый Российский госпиталь открыт

а) в 1707 г.

б) в 1723 г.

в) в 1763 г.

067. Первый руководитель медицинской канцелярии

а)

б)

в)

068. Первый российский архиатр

а)

б)

в)

069. Приказ общественного призрения организован

а) в 1767 г.

б) в 1775 г.

в) в 1811 г.

070. Первым возглавил борьбу с натуральной оспой в России

а)

б)

в)

071. Педиатрия выделилась в самостоятельную науку

а) в первой половине 19 века

б) во второй половине 19 века

в) в 20 веке

072. Первым научно — исследовательским институтом в России являлся

а) Гигиенический институт

б) Институт экспериментальной медицины

в) Ортопедический институт

073. Дата создания первой общины сестер милосердия в России

Биоэтика

Биоэ́тика (от др.-греч. βιός «жизнь» + ἠθική «поведение, поступки») — сфера междисциплинарных исследований, касающаяся нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии, сформировавшаяся в середине XX века на стыке философских дисциплин (прежде всего этики), юриспруденции, естественных наук. Принципиально новая парадигма изучения человеком окружающего мира, сохранения его в условиях научно-технического прогресса, в том числе сбережения здоровья человека. Современная биоэтика — активно развивающаяся научная отрасль — имеет множество направлений (биоэтика окружающей среды или экологическая биоэтика, медицинская биоэтика, клиническая биоэтика), некоторые из них находятся в стадии формирования.

Термин «биоэтика» в отношении новой отрасли науки впервые употребил американский биохимик В. Р. Поттер (1969). По Поттеру, биоэтика призвана соединить «факты» и «ценности», ликвидировать разрыв между всё возрастающими техническими возможностями и знаниями, накопленными человечеством, и не таким активным осмыслением серьёзности влияния прогресса на общечеловеческие ценности.

История

Впервые термин bioethics употребил Фритц Яр (нем. Fritz Jahr) в 1927 году. В 1969 году упоминался американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером (англ. Van Rensselaer Potter) для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 году.

В Encyclopedia of Bioethics (т. 1, с. XXI) биоэтика определяется как «систематическое исследование нравственных параметров, — включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т. п. — достижений биологических и медицинских наук».

Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах. К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например, известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912—1999) в своих работах не раз касался проблем биоэтики.

Направления биоэтики

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Ключевые вопросы биоэтики

Эвтаназия

Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».

Пересадка органов

Основная статья: Трансплантация

Гомотрансплантация и аллотрансплантация

  • Прижизненное изъятие органов

В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.

  • Использование органов от умерших людей

Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий. В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, считается потенциальным донором. Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

Ксенотрансплантация

Основная статья: Ксенотрансплантация

Пересадка органов от животных к человеку по этическим соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающих подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Аборт

Основная статья: Искусственный аборт

Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Буддизм и индуизм отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям. Католическая церковь и Православные церкви (в том числе Русская православная церковь) вслед за Василием Великим приравнивают аборт к убийству. В документе Основы социальной концепции Русской православной церкви говорится о гипотетической допустимости аборта для спасения жизни матери. Согласно официальной позиции Русской православной церкви, использование внутриматочных и гормональных средств контрацепции, имеющих абортивное действие, то есть вызывающие гибель человеческого существа в эмбриональный, переходный или плодный (фетальный) период жизни, приравнивается к совершению аборта.

В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех этих странах аборт разрешён.

Клонирование

Основная статья: Клонирование человека

Стволовые клетки

В отдельных случаях для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro. Альтернативой эмбриональным стволовым клеткам могут стать индуцированные стволовые клетки, которые получают омолаживающим перепрограммированием из клеток самого пациента. Это снимет проблемы биоэтики.

Проведение клинических испытаний

Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов.

Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений.

Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.

В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра.

Суррогатное материнство

Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника

Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.

Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.

Россия

В 2001 году МЗ РФ была принята Программа по биоэтике.

Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.

Выступая в Коста-Рике в марте 1999, создатель термина, В. Поттер сказал в заключение своего доклада: «Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова „гуманность“».

Биоэтика является системным ответом на так называемые «проблемные ситуации» этико-правового характера, объективно возникающие под влиянием научно-технического прогресса в экологии, биологии и медицине, в частности — в современной клинической практике. Важную роль играет изменение социально-экономических факторов, глобализация, смешение культурно-религиозных традиций. Комплекс морально-этических проблем охватывает приложения биологии не только к социально-политической, но и ко всей гуманитарной проблематике, и включает наряду с биоэтикой биополитику, биотеологию и другие ветви науки.

Русская Православная Церковь представила свою официальную позицию по вопросам биоэтики в Основах социальной концепции, документе, принятом на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году (глава XII).

> См. также

  • Евгеника
  • Опыты на животных
  • Право на жизнь
  • Пролайф
  • Convention on Human Rights and Biomedicine (англ.)

Примечания

  1. Хрусталёв Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. — ГЭОТАР-Медиа, 2012. — С. 14—16.
  2. Агеева Н. А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки. . — Ростов-на-Дону: Терра, 2015. — С. 45.
  3. Агеева Н. А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки. . — Ростов-на-Дону: Терра, 2015. — С. 41.
  4. Потиха В. В., Фокин А. А. Абортивное действие средств контрацепции. – М.; СПб., 2016. — С. 6-9. — ISBN 978-5-9905014-2-3
  5. О грехе детоубийства

Литература

Ссылки

  • Биоэтика и этические проблемы биологии. Видеолекция Тирас Х. П.
  • Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005) — принята путём аккламации 19 октября 2005 года на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
  • Русскоязычный сайт по биоэтике
  • Исмаилов Б. И. Теоретические аспекты и законодательная практика государств в сфере правовой регламентации генетики человека (2007)

Оказание медицинской помощи в разных религиях(некоторые особенности)

взято отсюда http://intensive.ru/php/content.php?group=3&id=885
Традиционно в российских медицинских вузах обучение студентов, будущих медиков, проводят по принципу: врач всегда должен оказать медицинскую помощь больному, пострадавшему или любому другому человеку, нуждающемуся в ней. Подобные воззрения основаны на клятве Гиппократа, а также на принципе социального равенства, провозглашенного коммунистической доктриной. Однако с развитием процессов демократизации современного общества, при оказании врачом медицинской помощи, необходимо исходить из принципов свободы личности, а значит, из принципа уважения к убеждениям индивидуума. Одним из факторов, влияющих на возможное ограничение свободы врача в выборе средств помощи, является религиозно-культуральная среда, в которой было сформировано сознание пациента . Без знания культуральных особенностей, невозможно грамотное оказание медицинской помощи в такой многоконфессиональной стране как наша. Учет религиозных, культурных и этнических ограничений при оказании медицинской помощи также необходим при оказании медицинской, гуманитарной и др. помощи в разных странах мира при развитии в них вооруженных конфликтов, при катастрофах и др. чрезвычайных обстоятельствах.
Оказание медицинской помощи без учета религиозно-культуральных особенностей индивидуума может привести к крайне негативным последствиям. Например, визит мусульманина к врачу-стоматологу во время рамадана может закончиться потерей сознания, т.к. во время этого религиозного праздника мусульмане соблюдают строгий пост. Переливание крови без согласия пациента или его родственников даже для спасения жизни является преступлением в некоторых странах, исповедующих Ислам, ряде африканских государств. Нарушение этого правила влечет за собой уголовную ответственность. В мусульманских странах врачу-мужчине нельзя видеть женское тело без присутствия ближайших родственников.
Незнание подобных культурально-этническо-религиозных традиций порою приводит к трагическому результату. В США уже в пользу пациентов завершилось несколько судебных разбирательств, в которых пациенты предъявляли претензии к лечащему врачу за нарушение их религиозных прав. Изначально врачи ООН потерпели фиаско при проведении программы вакцинации в азиатских странах, т.к. вакцина была приготовлена на основе крови европейских доноров. Проблема была решена лишь при использовании крови местного населения, причем уважаемых людей, преимущественно старейшин. У сотрудников МЧС при вылете в мусульманские страны попытка оказывать помощь женщинам в некоторых случаях окончилась конфликтом с местным населением. Так, при проведении работ по ликвидации последствий землетрясения в Турции спасателям после 8 часов работ удалось извлечь из-под завалов живую турчанку. Однако она была полуобнажённой. За то, что «неверные» (российские спасатели) мужского пола увидели её в таком виде, муж готов был убить супругу.
Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Исходя из актуальности данной проблемы, в настоящем обзоре авторы пытались суммировать некоторые культуральные особенности оказания медицинской помощи. Так как данная тема практически не освящена в русскоязычной литературе, авторы будут признательны читателям за любые замечания, дополнения и комментарии по результатам прочтения настоящего текста.
Аюверда — религиозное течение, зародившееся в Индии. При оказании медицинской помощи приверженцам Аюверды, врач ни при каких обстоятельствах не должен причинять страдания больному. Он должен быть терпелив, внимателен, спокоен, сострадателен, чрезвычайно корректен, особенно с женщинами. Врач не должен терять самообладания, быть высокомерным, обладать повышенным самомнением. Ни в коем случае ни больному, ни его родственникам нельзя сообщать об угрозе смерти, пусть даже реальной; во всех случаях следует вселять надежду на скорое и полное выздоровление. Во всех случаях следует бороться за жизнь пациента до конца. О болезни, пациенте, его жизни, семье, доме и т.д. должна храниться строжайшая врачебная тайна.
Следует иметь в виду, что в Индии корова является священным животным. Поэтому нельзя использовать препараты, приготовленные на основе телячьей сыворотки (некоторые вакцины, сыворотки, эпителизирующие/регенерирующие препараты и др.).
Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть. Однако врач должен приложить все усилия для спасения человеческой жизни. Запрещено искусственное прерывание беременности во всех случаях. Пересадка органов и переливание крови возможны только от живого донора, при условии, что это было его даром больному (т.е. донор не получил за это денег). Искусственное оплодотворение не признается буддизмом.
Иудаизм отрицает эвтаназию, даже, если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные — что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. В иудейской традиции большое уважение уделяется человеческому телу даже после его смерти, поэтому его нельзя вскрывать, нельзя брать органы на трансплантацию, если только перед смертью человек сам не разрешил этого и семья также не имеет соответствующих возражении.
Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного. Нельзя больному сообщать о диагнозе.
Смерть констатируется на основании остановки сердечной и дыхательной деятельности, а также неподвижности. После наступления смерти необходимо незамедлительно вызвать раввина для совершения религиозных обрядов по умершему.
Забор органов и крови возможен только в том случае, если это не приводит к ухудшению состояния здоровья реципиента и является добровольным актом. При заборе органов и крови особое внимание нужно уделить тому, чтобы тело донора не было изуродовано. Ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освещена раввином.
Искусственное прерывание беременности во всех случаях недопустимо. По медицинским показаниям возможна стерилизация женщины, но не мужчины. Разрешено искусственное оплодотворение спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.
В идуаизме разрешен прием вовнутрь только кошерных (одобренных конфессией) продуктов. Соответственно, все употребляемые лекарства должны быть кошерными. Только раввин имеет право признать тот или иной продукт кошерным или некошерным. Сложнее всего получить статус кошерного препарата в случае животного происхождения средства. Бычья сыворотка и яичный белок могут, используемые для приготовления вакцин, сывороток, могут быть кошерными только, если при забое животного, разбивании яйца соблюдались определенные религиозные обряды. Препараты на основе свиных сывороток не могут быть кошерными. Также не могут быть кошерными препараты на основе сырья, полученного от рыб с неполным развитием костей или от хрящевых рыб (например, акул).
Католицизм.
Всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни. Все медицинские вмешательства, преследующие эту цель (включая пересадку органов, переливание крови, применение малоизученных лекарств), допустимы, если нет альтернативных вариантов лечения.
Аборт возможен только при прямых медицинских показаниях (угроза жизни матери). Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна регулировать продолжение беременности.
Запрещена стерилизация даже лиц с генетическими аномалиями, умственно или физически отсталых.
Косметическая или другая хирургическая операция допустимы только тогда, когда преследуют своей целью сохранить целостность и здоровье индивидуума или других части тела.
Эвтаназия запрещена во всех видах.
Мусульманство.
В мусульманской религиозной традиции считается, что душа у зародыша появляется с первой недели четвертого месяца беременности — с этого времени прерывание беременности запрещено. До данного срока за женщиной сохраняется свобода выбора относительно сохранения или прерывания беременности.
Врач-мужчина, особенно не мусульманин, не может осматривать женщину и принимать у нее роды в отсутствие ее ближайших родственников. Поэтому при развертывании передвижных военных госпиталей на территории мусульманских стран, необходимо укомплектовать штатный состав врачей женщинами по всем медицинским специальностям. При организации медицинской помощи убежденным мусульманам также следует разделять потоки пациентов на мужчин и женщин так, чтобы ни в одном помещении не оказывались пациент-мужчина и пациент-женщина.
Мусульманство признает искусственное оплодотворение в случае, если для него использована сперма законного мужа и имеется согласие супругов. Трансплантация органов и переливание крови возможны только от живых доноров, исповедующих ислам и давших на то согласие. Трансплантация возможна от человека с церебральной смертью, которому искусственно поддерживается дыхание и кровообращение.
Мусульманство запрещает использование каких-либо продуктов, полученных на основе свинины. Поэтому не допускается использование свиных вакцин, сывороток и т.д.
Шариат требует от медицинских работников борьбы за сохранение жизни пациентов до самой последней минуты, категорически отвергая возможность эвтаназии.
Православие рассматривает аборт как один из видов убийств. Аборт может быть разрешен только в том случае, если есть прямая угроза жизни матери.
Православие не возражает против пересадки кожи или переливания крови, если при этом донору не причиняется значительный вред и достигается существенная польза для реципиента. Пересадка других органов возможна только в том случае, если нет угрозы для жизни донора.
Смерть наступает при необратимом разрушении тканей человека. Только после этого возможет забор органов для трансплантации. До смерти врач должен сделать всё возможное для продления жизни, в т.ч. давать наркотические анальгетики, проводить реанимационные мероприятия, хирургические вмешательства и т.д. Однако большинством неортодоксальным священников признается, что поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно сопряжено с соматическими нарушениями.
В восточной православной традиции разрешено обращаться с молитвой к Богу об ускорении отделения души от тела, если нет шансов на выздоровление больного, его болезнь затянулась, причиняя значительные страдания больному и его родственникам. В этой ситуации разрешена пассивная, но не активная эвтаназия.
Православие не признает контрацепции вне брака и в ряде случаев допускает использование контрацепции в браке. Методы планирования семьи допустимы, если последующее деторождение может отрицательно сказаться на здоровье матери или же если семья не в состоянии содержать еще одного ребенка. В любом случае должны использоваться обратимые методы контрацепции.
Православная церковь с некоторыми оговорками допускает искусственное оплодотворение. Возможно осеменение жены спермой донора при условии согласия мужа. Ряд священников запрещают, а ряд разрешают оплодотворение жены спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.
Протестантство практически ни как не регламентирует деятельность врача, оговаривая лишь, что она должна быть компетентной и гуманной.
Таким образом, при оказании медицинской помощи необходимо стараться по возможности учитывать вероиспоидание больного, его культуральные и др. личностные особенности. Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и в условиях массовых катастроф (особенно транснациональных) необходимо соблюдать максимальную осторожность при оказании медицинской помощи, объяснять больным или их родственникам необходимость каждого медицинского вмешательства и целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской помощи на территории зарубежных государств желательным является присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями оказания медицинской помощи населению.
ПЫСЫ-это получается что господа хорошие…войдя к больному в квартиру/подвал/чердак и прочее, первым делом надо спросить о вероисповедании больного….чушь собачья…врач оказывает помощь независимо от религии и вероисповедания больного. Религия на мой взгляд на последнем месте.

MED24INfO

Медицина в Иудее испытала сильнейшее влияние египетской медицины, учитывая, что 400 лет израильтяне были, по существу, пленниками фараонов, жили на территории Египта. Легендарный Моисей, провозгласивший закон страны, как известно из Ветхого Завета, был спасен от Ирода, приказавшего умертвить всех израильтян мужского пола, дочерью фараона и воспитывался египетскими жрецами, В провозглашенных им религиозных канонах, основах веры, законодательстве содержатся и медицинские сведения, В отличие от египтян и других приверженцев политеизма — многобожья, иудеи поклонялись одному богу — Иегове. В Библии Бог провозгласил: «Я Иегова — твой врач». Все болезни толковались в теургическом духе, как ниспосланные на людей в наказание за отступление от заповедей бога. Отсюда и дело лечения находилось в руках жрецов — левитов, которые призывали к молитвам, жертвоприношениям, направленным на целительную силу души путем веры. В библии у Моисея встречается довольно четкое описание чумы, лихорадки, чесотки, желтухи, безумия, проказы и других болезней. Лечение их, как сказано, — заповеди, молитвы и т.п,; применение лекарственных средств из винных ягод, рыбьей желчи и др. Из хирургических вмешательств делались обрезание и кастрация размозжением или вырыванием яичек. Известно, что еврейские женщины рожали более легко, чем египетские, так как были акушерки, которые пользовались родильным креслом. Мудрый Соломон, по преданиям, составил «Книгу лекарств», но она была спрятана царем Хиз- кией, чтобы пациенты больше верил if богу, чем снадобьям.
В последний период появилась так называемая Талмудистская медицина (Талмуд, подвергшийся нескольким редакциям вплоть до Вавилонской, представлял собой свод, собрание религиозных толкований, преданий, решений раввинов, его первоначально называли -Мишна»), За 150 и более лет до н.э. из смешения разных толкований, взглядов Талмуда образовались секты саддукеев, фарисеев и ессеев. Последние известны своей медицинской деятельностью в области лечения внутренних болезней. Талмудисты использовали многочисленные лекарства из оливкового масла, ароматических растений, лука, перца, козьего молока, а также калиды, квасцов и др. Таким образом, талмудисты употребляли наружные, внутренние лекарства, и, конечно, магические средства — заклинания, молитвы и т.п. Они рекомендовали систематически делать кровопускание — ежемесячно и у здоровых с целью очищения организма, против каменной болезни делали растворяющее впрыскивание, а также впрыскивание из терпентинного масла в полость мочевого пузыря. Им было известно целебное свойство минеральных вод. Из вскрытий животных, реже людей, талмудистам было известно, что в теле человека 252 кости, что спинной мозг начинается с foramen magnum и кончается в виде сапйа edvina, что легкие заключены в две оболочки, почки имеют собственную оболочку, что удаление селезенки — не смертельно и т.п. Интерес представляет своего рола учение о кризисах — кризисными явлениями считались пот, чихание, испражнения, поллюция. Талмудисты правильно полагали, что желтуха происходит от задержания желчи, водянка — от задержания мочи. Им были известны различные повреждения спинного мозга, трахеи, сквозные раны внутренних органов. Определение беременности производилось по состоянию грудей и половых органов, срок беременности называли в 270-273 дня; из акушерских операций был известен поворот на ножку, кесарево сечение на живой женщине и на трупе. Женское тело талмудисты сравнивали с чуланом, матку — со спальней, тело матки — называли преддверием, влагалище — наружным покоем, клитор — ключом. Как и в медицине Ветхого Завета большое внимание обращалось на чистоту одежды, тела, умывание, купание и т.п. Они советовали до 40 лет больше есть, пить воду, далее соблюдать умеренность в еде, отдыхе, половых сношениях, потреблении вина.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *