Тесты по биоэтике

Тестовые задания. 1. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

1. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет)

2) психической и физической полноценностью

3) расовой и национальной принадлежностью

4) финансовой состоятельностью

5) уникальностью и неповторимостью личности

2. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания не относятся факторы:

1) возникновение и применение в практическом здравоохранении новых

биомедицинских технологий

2) демократизация общественных отношений

3) ценностно-мировоззренческий плюрализм

4) международная деятельность Совета Европы

5) экспериментальный характер современного медицинского знания

3. “Конвенция о правах человека и биомедицине” (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины не обязуется защищать и гарантировать:

1) уважения достоинства человека

2) защиту индивидуальности каждого человеческого существа

3) уважение целостности и неприкосновенности личности

4) соблюдение прав человека и основных свобод

5) обеспечения экономической выгоды и материального интереса

4. “Конвенция о правах человека и биомедицине” (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины объявляет приоритетными:

1) интересы и благо человеческого существа

2) интересы общества

3) интересы науки и научного прогресса

4) интересы трудоспособного населения

5) другие интересы

5. Могут ли интересы и благо отдельного человека превали­ровать над интересами общества и науки ?

1) Да.

2) Нет.

3) иногда

Что означает термин «деонтология»?

1) Уважение прав и достоинств человека

2) Завоевание социального доверия личности

3) Обязательсва перед учителями, коллегами, учениками

4) Совокупность «должных» правил

При соблюдении каких условий разрешается вмешательство в геном человека?

1) Получение достоверной генетической информации при взятии на работу

2) Назначение правильного лечения

3) Увеличение интеллектуальных способностей ребенка

4) Для усовершенствования диагностики

8. Назовите новейшую биоэтическую проблему начала XXI века:

1) аборт;

2) клонирование животного, человека и его органов;

3) пересадка органов и тканей;

4) новые репродуктивные технологии в акушерстве (зачатие в пробир­ке, суррогатное материнство и др.);

5) генные технологии

Тесты по биоэтике

1. Капелович Б.Э. Эксплуатация паротурбинных установок. М.: Энергия. 1975.

Тесты по биоэтике

Баллов: 1

Генетическое прогностическое тестирование обнаруживает:

Выберите один ответ.

a. генетическую предрасположенность или восприимчивость к какой-либо болезни
b. творческую или деловую несостоятельность личности
c. социальную опасность человека

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Баллов: 1

Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

Выберите один ответ.

a. психической и физической полноценностью
b. расовой и национальной принадлежностью
c. уникальностью и неповторимостью личности
d. финансовой состоятельностью
e. возрастом (количество прожитых лет)

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

В гиппократовской модели биомедицинской этики основным принципом является:

Выберите один ответ.

a. принцип автономии личности
b. не убий
c. не навреди
d. приоритет интересов науки

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Изъятие органов и тканей от мертвого донора осуществляется в Российской Федерации:

Выберите один ответ.

a. согласно принципу «презумпция несогласия»
b. беспрепятственно в интересах науки и общества
c. согласно принципу «презумпция согласия»
d. не регламентировано законодательством
e. в соответствии с морально-религиозными ценностями

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

К историческим и логическим моделям биомедицинской этики нельзя отнести одну из перечисленных форм профессионального этического сознания:

Выберите один ответ.

a. модель Гиппократа
b. биоэтика
c. модель Парацельса
d. деонтологическая модель
e. фашистская медицина

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Для современной модели профессиональной морали — биоэтики, основным принципом является:

Выберите один ответ.

a. принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента
b. принцип невмешательства
c. принцип «не навреди»
d. принцип приоритета науки
e. принцип «соблюдения долга»

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Участие врача в пытках и телесных наказаниях заключенных и использование для этой цели своих знаний может быть оправдано:

Выберите один ответ.

a. наказанием за совершенные преступления
b. запрещено в любых условиях
c. интересами развивающейся науки
d. интересами сообщества в получении необходимой информации

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

«Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины объявляет приоритетными:

Выберите один ответ.

a. интересы и благо человеческого существа
b. интересы науки и научного прогресса
c. интересы общества
d. другие интересы
e. интересы трудоспособного населения

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Для врачебной этики Парацельса основным принципом является:

Выберите один ответ.

a. делай добро
b. принцип автономии личности
c. «знание — сила»
d. не лжесвидетельствуй
e. не укради

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

Выберите один ответ.

a. уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм
b. приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного
c. осознанный выбор моральных принципов и правил поведения
d. право на отклоняющееся поведение
e. безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Вмешательство в геном человека может быть осуществлено во всех перечисленных целях, кроме:

Выберите один ответ.

a. изменения генома половых клеток
b. профилактических целей
c. диагностических целей
d. терапевтических целей

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Понятие «информированное согласие» включает в себя все, кроме:

Выберите один ответ.

a. информации о возможных негативных последствиях
b. информации о несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском
c. информации о связанном с вмешательством риске
d. информации о цели предполагаемого вмешательства
e. информации о характере предполагаемого вмешательства

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является:

Выберите один ответ.

a. храни врачебную тайну
b. принцип невмешательства
c. не прелюбодействуй
d. помоги коллеге
e. исполняй долг

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

«Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины обязуется защищать и гарантировать все, кроме:

Выберите один ответ.

a. соблюдение прав человека и основных свобод
b. обеспечения экономической выгоды и материального интереса
c. уважения достоинства человека
d. защиту индивидуальности каждого человеческого существа
e. уважение целостности и неприкосновенности личности

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Критериями, определяющими начало человеческой жизни являются: а) формирование нервной ткани плода, б) формирование дыхательной системы плода, в) первое сердцебиение, г) моральный статус человеческого эмбриона, включенного в систему нравственных взаимоотношений между людьми, д) слияние женской и мужской половых клеток.

Выберите один ответ.

a. г, д
b. а
c. ни одно из перечисленного
d. в
e. б

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Определяющим регулятором решения врачом сложных этических проблем в профессиональной деятельности является все, кроме:

Выберите один ответ.

a. светской этики
b. традиционной религиозной морали
c. принципов профессиональной этики
d. международного права
e. национального законодательства
f. личной выгоды

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Оказание медицинской помощи является формой проявления:

Выберите один ответ.

a. милосердия и социальной справедливости
b. привилегии для определенных слоев общества
c. экономической заинтересованности профессионалов
d. рыночно ориентированного разделения труда и источник получения прибыли

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

 Главной целью профессиональной деятельности врача является:

Выберите один ответ.

a. материальная выгода
b. спасение и сохранение жизни человека
c. уважение коллег
d. социальное доверие к профессии врача

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Формирование современных медицинских критериев смерти человека обусловлено:

Выберите один ответ.

a. уважением чести и достоинства человека
b. морально-мировоззренческим пониманием сущности человека
c. развитием медицинской техники
d. потребностью трансплантационной медицины

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Баллов: 1

Этическая неприемлемость «ЭКО» связана:

Выберите один ответ.

a. с уничтожением «лишних» человеческих эмбрионов
b. со всеми перечисленными факторами
c. с легализацией неполных и нетрадиционных семей
d. с нарушением права ребенка быть рожденным в традиционном браке естественным путем
e. с обесцениваем ценности и значения материнства и материнской любви в случаях легализации «суррогатного материнства»
f. с признанием и осуждением неполноценности супруга (супруги) и попыткой найти ему (ей) замену (в случае использования донорских половых клето10)

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Ситуационные задачи по теме

1. Мужчина, 42 лет, женат, отец двоих детей; в результате вирусной инфекции страдает сердечно-легочной недостаточностью в последней стадии. С его согласия готовится к операции по пересадке комплекса легкие-сердце. В день операции отказывается от хирургического вмешательства, которое могло бы спасти ему жизнь. Его семья, жена и дети, просят бригаду провести операцию и спасти его.

Каковы правовые и моральные обязательства медиков в подобном случае?

Ответ: врачи следуют принципу информированного согласия, не проводя операцию, при этом соблюдаются и правовые, и этические обязательства.

2. Отказ родителей от лечения ребенка. Ребенок 3 лет, страдает врожденным пороком сердца. Необходимость хирургического вмешательства на открытом сердце. Операция не срочная. Родители («свидетели Иеговы») отказываются от операции в связи с недопустимостью (по их религиозным соображениям) необходимого во время операции переливания крови.

Как должны (и имеют право) поступить врачи в этом случае? Мотивируйте Вашу позицию.

Ответ: без согласия родителей можно лечить ребенка только по решению суда. При этом истцами могут выступать врачи, лечебно-профилактическое учреждение, родственники пациента.

3. Пациенту 60 лет, страдает гипертрофией предстательной железы. Показаны простатэктомия и перевязка семенных канатиков.

Требуется ли согласие пациента, с учетом того, что стерильность в результате операции наступит у него в этом возрасте?

Ответ: оперативное вмешательство возможно только после получения информированного согласия от пациента при условии полной информированности больного о возможных осложнениях и исходах.

4. С согласия комитета по биоэтике проводится испытание новых лекарственных средств на добровольцах.

Может ли лечащий врач воспрепятствовать проведению эксперимента?

Ответ: Может, если был нарушен принцип информированного согласия.

5. На рассмотрение комиссии по вопросам биоэтики вносится предложение о проведении медицинских экспериментов на заключенных, приговоренных к длительным срокам лишения свободы. Добровольцам предлагается сокращение сроков заключения и улучшение условий содержания. Соблюдается ли в данном предложении принцип добровольности, необходимый для проведения экспериментов на людях?

Ответ: Не соблюдается, т.к. при получении согласия на участие в эксперименте нельзя предлагать пациентам к.-л. условия, например, условия улучшения содержания.

6. Женщина, 25 лет, госпитализирована в связи с добровольным прерыванием беременности. Необходимо согласие пациентки на введение ей за 48 часов до проведения аборта определенных веществ с целью изучения их воздействия (тератогенное действие) на 12-недельный зародыш.

Допустимо ли проведение подобного исследования при согласии матери, которая хочет избавиться от ребенка?

Ответ: Недопустимо проведение экспериментов на 12-недельных зародышах.

7. Мужчина, 72 года. Рак предстательной железы, костные и гепатические метастазы, однако больной не знает, что он обречен. В рамках избранной терапии проводится проверка противоракового препарата (первое испытание на человеке). Согласия больного не испрашивалось.

Допустимо ли проведение подобных исследований, если они потенциально могут быть полезны пациенту?

Ответ: Допустимо проведение исследований только при соблюдении принципа информированного согласия при условии полной информированности пациента о диагнозе, прогнозе заболевания, целях, методах исследования и пр.

8. Разрабатывается новое направление лапароскопической хирургии – лапароскопическое (малоинвазивное) лечение спаечной кишечной непроходимости. Однако документация, регламентирующая подобные вмешательства, не подготовлена. По дежурству поступает молодая пациентка с картиной «острого живота». Сопутствующая патология представлена острым лейкозом. Традиционное хирургическое вмешательство в подобных случаях крайне опасно, но и, если не прооперировать больную, она погибнет. Дежурный врач выполняет лапароскопическое рассечение спаек. Больная выздоравливает.

Какая нравственная оценка ситуации сохранит эмоциональную стабильность врача, когда он получит выговор от руководства хирургической клиники и администрации больницы?

Ответ: Решение о лапароскопической операции в данном случае оправдано тем, что риск ее значительно меньше, чем риск традиционного вмешательства.

9. Ребёнок находился в отделении патологии новорожденных с синдромом короткой кишки (после резекции части кишки). У него развилась анемия, требующая не экстренного, но, желательно, скорейшего переливания эритроцитарной массы. При этом врачу известны случаи гемолиза даже при переливании одногруппной крови, а также аллергические реакции и заражение вирусами различных заболеваний, несмотря на то, что доноры проходят тщательную проверку.

Так как родители приходили к ребенку редко, а по телефону их найти не удалось, врач принял решение: перелить эритроцитарную массу без их согласия.

Какое правило было нарушено? Дайте нравственную и правовую оценку действиям врача.

Ответ: Нарушено правило информированного согласия.

10. В одну из городских больниц обратилась 14 летняя девушка с просьбой прервать ей беременность. Врачи делать это без согласия родителей категорически отказались, объяснили ей опасность операции и последствия аборта. Не желая говорить родителям, девушка пошла на криминальный аборт и, в результате, чуть не погибла от маточного кровотечения.

Как с правовой и морально-этической точки зрения можно оценить действия врачей?

Ответ: Принцип информированного согласия врачом соблюден.

12. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС):

Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы микроколлектива (студенты-преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.

Эта работа является неотъемлемой частью педагогического про­цесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.

Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта-получателя готовой, систематизиро­ванной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе.

Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа яв­ляется исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. Её основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая сущест­венная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию.

От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес — публикуются или используются в преподавании.

Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности.

Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:

1) самостоятельная работа с литературой;

2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.

Студенты учатся выделять положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения.

Одним из звеньев учебно-исследовательской работы в ходе изучения теоретических дисциплин является написание рефератов. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта..

Студентам предоставляется право выбора конкретной темы из предлагаемых кафедрой списков в соответствии с их научными интересами. В дальнейшем студенты на протяжении семестра работают в контакте с руководителем над темой, собирают материал, пишут и окончательно оформляют свои доклады и рефераты.

Обсуждение реферата на занятии проводится в соответствии с обычной процедурой защиты научных работ. Целесообразность детального обсуждения результатов учебного исследования студента определяется особенностью темы и интересом к ней воспринимающей аудитории, а при затрате на эту процедуру не регламентированного времени необходимо предусмотреть возможность проведения отдельных занятий (заседаний) по результатам научных изысканий студентов.

Такая форма организации обеспечивает уча­стие каждого студента в учебно-исследовательской работе, а также создает условия для приобретения студентами ряда профессиональных умений и навыков.

Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997)

2. Информированное согласие: от процедуры к доктрине.

3. Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

4. Свобода исследования и необходимость его этико-правового контроля.

5. Проблема соотношения цели и средств исследований на человеке.

6. «Драматическая медицина»: история и современность.

7. «Рекомендации для врачей, занимающихся биомедицинскими исследованиями с участием людей» — материалы Хельсинской декларации ВМА.

Т.В. Мишаткина БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: СТАТУС И КРУГ ПРОБЛЕМ

Как любая новая отрасль знания, связанная с появлением или выдвижением на первый план некоторых новых реалий в жизни человеческого общества, биомедицинская этика нуждается в определении своего статуса и круга собственных проблем.

Введение в науку понятия «биоэтика» (В. Поттер) было связано с необходимостью и потребностью осмысления и нравственной оценки бурно развивавшихся биомедицинских исследований, их достижений и проблем, возникших в середине XX века. Появляется биоэтика на фоне и при наличии действующей тысячелетия медицинской этики, а точнее — медицинской деонтологии, давно определившей свою нишу в системе общемедицинских и этических знаний. Вопрос заключался, казалось бы, лишь в разделе сфер их влияния, в «переделе собственности». Но ситуация оказалась более сложной, ибо одновременно и параллельно возникновению и попыткам разрешения назревших проблем в этике выдвигается еще одно новое понятие и направление — экологическая этика (А. Леопольд) — как ответ на грозящую миру и неумолимо надвигающуюся экологическую катастрофу. Возникает вопрос: на что претендуют и на что способны все эти — «старые» и новые отрасли этики? Какое место занимают они в общем поле этической проблематики, т. е. насколько они — «этики»?

Отвечая на последний вопрос, мы должны прежде всего констатировать, что их появление лежит как раз в русле современных этических тенденций. Не вдаваясь в подробности и перипетии развития этического знания, отметим лишь, что в конце XX века даже представители традиционной этики признают, что сегодня следует говорить о двух основных тенденциях ее развития. Во-первых, о несостоятельности (или, точнее и мягче — о непродуктивности) в се­годняшней ситуации постмодерна претензий этики как на безоговорочное мо­рализаторство, так и на дальнейшие теоретико-аналитические усилия, приво­дящие зачастую лишь к схоластике — в этике эмотивизма, школе структурно-функционального анализа.

Вторая тенденция — спасительная, на наш взгляд, для этики и безусловно продуктивная для общества — это ее обращение к проблемам прикладного ха­рактера, реальное превращение ее в то, о чем говорил еще Аристотель — в «практическую философию». В рамках этой, тоже сравнительно новой, при­кладной этики и находится место тем её отраслям, о которых речь шла выше. Причем имеется возможность, пусть условно, разделить «сферы влияния» и тем самым определить их статус и иерархию, в которой места и зависимости могли бы распределиться следующим образом:

— экологическая этика, предметом которой выступают наиболее фунда­ментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений (sic! — взаимных отношений) в триаде «Человек — Природа — Общество», где все участ­ники взаимодействия рассматриваются как автономные моральные субъекты и в рамках которой формируется новое энвайронментальное сознание, включаю­щее всю Природу — живую и неживую в крут своих забот, внимания и взаим­ности;

— биоэтика, ориентирующая человека на выработку и установление нрав­ственно-понимающего отношения к Жизни и Иному Живому7, на заботу о пра­вах биоса {биоты); главным принципом биоэтики должен стать швейцеровский принцип Благоговения перед жизнью’. «Я — жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить»;

— биомедицинская этика — предметом её выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков в особенности к Человеку — его жизни, здоровью, смерти, включая и традиционные установки медицинской деонтологии. Очевидно, что биомедицинская этика должна опираться на фундаментальные положения экологической этики и биоэтики, но прежде всего — на те общечеловеческие ценности, которые выработаны социумом, составляют основу всей его жизнедеятельности, но обретают свою специфику в про­фессиональной деятельности врача.

Статус биомедицинской этики в иерархической системе прикладной этики позволяет очертить круг проблем, которыми, с одной стороны, она призвана заниматься как наука и которые, с другой стороны, должны выступать предметом нашей заботы в процессе формирования в учебном процессе моральных установок будущих специалистов-медиков. Основными из них, на наш взгляд, выступают следующие:

1. В первую очередь, однозначная экспликация сущности и признаков Жизни и Смерти человека, выступающая делом совокупных усилий медиков, философов, этиков и являющаяся необходимым основанием деятельности трансплантологов, реаниматологов, акушеров-гинекологов и других специалистов.

2. Решение вопроса о правах человека на достойную жизнь и столь же достойную смерть, к которому должны подключиться юристы и представители религиозных конфессий, чтобы, уйдя от фанатичных заклинаний, реально оказывать человеку необходимую помощь в его страданиях.

3. Необходимость перехода от традиционной патерналистской деонтологии к признанию автономности личности пациента, к «сотрудничеству» с ним на основе принципа «информированного согласия», что лежит в русле совре­менной тенденции к трансформации этики авторитарной в гуманистическую.

4. Обращение медиков, особенно молодого поколения, к включению в свою лечебную практику в качестве руководства к действию свода высших об­щечеловеческих моральных ценностей, таких как Добро и Зло, Страдание и Со­страдание. Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность, преломленных сквозь призму профессиональной специфики.

5. Решение вопроса о норме и патологии взрослого человека, а также че­ловеческого зародыша и его правах — не только с медицинской, но и с нравст­венно-правовой точки зрения.

6. Всестороннее рассмотрение всех возможных последствий любых меди­ко-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на Человеке; определение меры ответственности и возможной степени риска ис­следователя.

7. Определение уровня автономности и прав психических больных лиц с девиантным поведением (в частности, наркоманов, алкоголиков и др.)

8. Пересмотр некоторых традиционных норм медицинской деонтологии (положения о врачебной тайне, принципа «не навреди» и др.), поиск инвари-антных решений, необходимость определения своего отношения к новым деонтологическим подходам в новых условиях, в частности, в условиях компьютерной и телемедицины, платного здравоохранения и др.

Список проблем биомедицинской этики можно было бы продолжить. Но ясно одно: их решение — или хотя бы подходы к их решению — совершенно необходимы практическому врачу, который сегодня зачастую действует на свой страх и риск, на уровне личной нравственной культуры, или вынужден попросту обходить многие из них.

тесты по биоэтике с ответами педиатрия. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации по дисциплине Биоэтика для специальности Педиатрия

С этим файлом связано 95 файл(ов). Среди них: Razvitie_i_anomalii_razvitia_pischevaritelnoy_s…doc, organy_chuvstv.pdf, 14 Огнестрельные ранения.doc, Razvitie_i_anomalii_razvitia_dykhatelnoy_sistem…doc, 2_Vegetatika.pdf, Dykhatelnaya_sistema_Lektsia_12.doc, 14_Veny.pdf и ещё 85 файл(а).
Показать все связанные файлы
Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации по дисциплине «Биоэтика» для специальности «Педиатрия»

  1. К форме социальной регуляции медицинской деятельности относятся (несколько правильных ответов):

а) этика *
б) мораль *
в) право *
г) этикет *
д) искусство

  1. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является (один правильный ответ):

а) право на отклоняющееся поведение
б) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения *

в) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм
г) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным
д) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного

  1. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает (один правильный ответ):

а) свобода выбора действия *
б) произвольность мотива деятельности
в) уголовная безнаказанность
г) социальное одобрение
д) наличие денежной заинтересованности
4. Биомедицинская этика и медицинское право по отношению друг к другу должны находиться в следующем состоянии (один правильный ответ):
а) независимости
б) медицинское право – приоритетно
в) должен быть выдержан приоритет биомедицинской этики
г) биомедицинская этика – критерий корректности медицинского права *
д) медицинское право определяет корректность биомедицинской этики
5. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется (один правильный ответ):
а) возрастом (количество прожитых лет)
б) психической и физической полноценностью
в) расовой и национальной принадлежностью
г) финансовой состоятельностью
д) уникальностью и неповторимостью личности *
6. Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является (один правильный ответ):
а) исполняй долг *
б) не прелюбодействуй
в) храни врачебную тайну
г) помоги коллеге
д) принцип невмешательства
7. Для современной модели профессиональной морали – биоэтики, основным принципом является (один правильный ответ):
а) принцип «соблюдения долга»
б) принцип «не вреди»
в) принцип приоритета науки
г) принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента *
д) принцип невмешательства
8. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997г.) при использовании достижений биологии и медицины обязуется защищать и гарантировать (несколько правильных ответов):
а) уважение достоинства человека *
б) защиту индивидуальности каждого человеческого существа *
в) уважение целостности и неприкосновенности личности *
г) соблюдение прав человека и его основных свобод *
д) обеспечение экономической выгоды и материального интереса
9. » Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997) при использовании достижений биологии и медицины объявляет приоритетными (один правильный ответ):
а) интересы и благо человеческого существа *
б) интересы общества
в) интересы науки и научного прогресса
г) интересы трудоспособного населения
д) другие интересы
10. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться (один правильный ответ):
а) на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного *
б) на основании медицинских показаний
в) на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности
г) на основании требований родственников
д) на основании извлечения финансовой выгоды
11. Понятие «информированное согласие» включает наличие информации о (несколько правильных ответов):
а) цели предполагаемого вмешательства *
б) характер предполагаемого вмешательства *
в) возможных негативных последствий *
г) связанном с вмешательством риске *
д) квалификация врача
12. Основанием допустимости аборта в либеральной идеологии является (один правильный ответ):
а) свобода женщины и отрицание личности статуса плода *
б) права ребенка
в) неприкосновенность частной жизни
г) существование медицинской операции по искусственному прерыванию беременности
д) ничего из перечисленного
13. Этическая неприемлемость «аномальной техники деторождения» связана (несколько правильных ответов):
а) с признанием и осуждением неполноценности супруга (супруги) и попыткой найти ему (ей) замену (в случае использования донорского материала) *
б) с возможностью уголовного преследования «суррогатной матери»
в) с уничтожением » лишних» человеческих эмбрионов *
г) с обесцениванием ценности и значения материнства и материнской любви в случае легализации » суррогатного материнства»*
д) с легализацией неполных и нетрадиционных семей *
14. Смерть пациента наступила в результате принятия им превышенной дозы обезболивающего препарата, предписанной врачом по просьбе пациента. Это действие классифицируется как( один правильный ответ):
а) активная добровольная прямая эвтаназия
б) активная добровольная непрямая эвтаназия*
в) пассивная добровольная прямая эвтаназия
г) пассивная добровольная непрямая эвтаназия
д) ничего из перечисленного
15. С позиций действующего уголовного кодекса РФ под понятие «преступление» попадают следующие действия врача (один правильный ответ):
а) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
б) заражение ВИЧ- инфекцией
в) принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации
г)неоказание помощи больному
д) все перечисленное *
16. Необоснованность эвтаназии, с медицинской точки зрения, определяется(один правильный ответ):
а) шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента
б) нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь
в)нарушением моральной заповеди «не убий»
г) блокированием морального стимула развития и совершенствования медицинского звания и медицинских средств борьбы со смертью
д) всеми перечисленными факторами *
17. Использование реанимационного оборудования для пациента, находящегося в безнадежном состоянии, являются (один правильный ответ):
а) злоупотреблением терапевтическими средствами
б) реализация принципа «борьба за человеческую жизнь до конца» *
в) признаком низкой квалификации специалиста
г) отсутствием у врача нравственного чувства и этической культуры
д) обязательным при наличии у пациента страхового полиса
18. Этичность изъятия органов от мертвого донора предполагает (один правильный ответ):
а) отсутствие моральных и законодательных ограничений
б) условия высказанного донором при жизни и юридически оформленного согласия донора *
в) условие отсутствия высказанных донором при жизни возражений против забора органов из его трупа
г) условие согласия родственников
д) беспрепятственность в интересах науки и общества
19. Изъятия органов и тканей от мертвого донора осуществляется в Российской Федерации (один правильный ответ)
а) беспрепятственно в интересах науки и общества
б)по принципу » презумпции несогласия»
в)по принципу «презумпции согласия» *
г)в соответствии с морально-религиозными принципами

д) не регламентировано законодательством
20. Определяющим фактором в формировании современных медицинских критериев смерти человека является (один правильный ответ):
а) морально-мировоззренческое понимание сущности человека
б)развитие медицинской техники и потребности трансплантационной медицины *
в)экономические условия
г) уважение чести и достоинства человека
д) ничто из перечисленного
21. В России трансплантация может проводиться без согласия донора, если донор (один правильный ответ):
а) особо опасный преступник, осужденный на пожизненное заключение
б) гражданин иностранного государства
в) гражданин страны, находящейся в состоянии войны с Россией
г) психически неполноценный
д) умерший человек, причем ни он, ни его родственники не протестовали против использования его органов *
22. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода (продолжение беременности или аборт) в праве решать (один правильный ответ):
а) только врачи-профессионалы
б) только родители *
в) только мать
г) религиозные объединения
д) государственные органы здравоохранения
23. Генетическое прогностическое тестирование производится (один правильный ответ):
а) только в лечебных целях *
б) только в целях медицинских научных исследований
в) с целью осуществления искусственного отбора населения
г) с целью создания благоприятных социальных условий для лиц с повышенными интеллектуальными способностями
д) с целью создания совершенного общества с помощью искусственного отбора
24. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования (один правильный ответ):
а) юридического положения об информированном согласии
б) моральной заповеди «не лжесвидетельствуй»
в) разнообразия психоэмоциональных характеристик личности
г) различий в ценностно-мировоззренческих представлениях людей
д) по всем перечисленным причинам *
25. К верному определению справедливости относится (один правильный ответ):
а) справедливость – это правильное распределение материальных благ и денежных средств
б) справедливость-это равенство
в) справедливость- это принцип, регулирующий отношения между людьми *
г) справедливость – это воздаяние «лучшим» — «лучшего»
д) справедливость – это ситуационная польза, действие, результат
26. Идея справедливости в медицине реализуется в форме (несколько правильных ответов):
а) милосердия врачей *
б) безвозмездной помощи больному человеку *
в) высокой оплаты труда медицинских работников *
г) одинаково высокого уровня медицинской помощи всем людям *
д) дифференцированного подхода к оказанию медицинской помощи людям в зависимости от имущественного положения
27. Согласие на медицинское вмешательство дается пациентом (один правильный ответ):
а) по достижении 14-летнего возраста
б) По-достижении 15-летнего возраста *
в) по достижении совершеннолетия
г) при предъявлении документа, удостоверяющего личность
28. Консервативную этическую традицию в биомедицинской этике формируют два основных учения (несколько правильных ответов):
а) гедонизм
б) традиционное христианское мировоззрение *
в) прагматизм
г) этика Канта *
д) фрейдизм
29. Либеральная позиция в биомедицинской этике опирается на (несколько правильных ответов):
а) ветхозаветную мораль
б) учение Ф. Ницше *
в) прагматизм *
г) стоицизм
д) платонизм
30. Действующий закон РФ «О лекарственных средствах» запрещает поведение клинических исследований лекарственных средств на (несколько правильных ответов):
а) студентах вузов
б) гражданах иностранных государств
в) военнослужащих *
г) лицах, отбывающих наказания в местах лишения свободы, под стражей в следственных изоляторах *

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *