Тихон задонский о чем просят

Святитель ТИХОН ЗАДОНСКИЙ, чудотворец (†1783)

Святитель Тихон Задонский — один из крупнейших богословов Русской Церкви, причем в подлинно святоотеческом смысле — богословствовании от своего опыта. Тихону Задонскому пришлось жить в XVIII веке — веке атеизма по преимуществу, где вера понималась как этнографический признак простого народа. В России это усложнялось глубочайшим упадком Церкви после петровских реформ. Аверинцев называл Тихона Задонского «главным русским христологом», и действительно фигура Спасителя, особенно страдающего, занимает в трудах Тихона Задонского центральное место. Другая характерная черта его творчества – опасение за будущее христианства, понимание атеизма не просто как греха, а чего-то фундаментального в судьбах Европы. Его творчеством был увлечен Достоевский: старец Зосима (особенно его богословие) списано, часто дословно, с Тихона Задонского, а не с Оптинцев, как часто думают.

Детство и учеба.

Будущий святитель родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда). В миру его звали Тимофеем Савельевичем Кирилловым. При поступлении в Духовное училище, по обычаю того времени, фамилию изменили: он стал подписываться Соколовским или Соколовым.

Отец умер рано и мать осталась с шестью детьми: у Тимофея было 3 брата и 2 сестры. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. «Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем!» Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян.

В 1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, предписывавший забирать в солдаты всех недоучившихся детей представителей духовного сословия. Это побудило родных отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. Повезла его мать, уже больная, да вскоре в Новгороде же и скончалась. Благодаря старшему брату Петру, служившему дьячком в Новгороде и взявшему его на свое иждивение, в 1738 г. Тимофей был записан в училище. Спустя два года он был принят в новоустроенную Духовную семинарию, в число 200 кандидатов, из общего числа 1000, как наиболее способный к наукам, на казенный счет. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“».

Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет, так как в ней остро не доставало учителей. Несмотря на все трудности, Тимофей был одним из лучших учеников семинарии. Он так преуспел в греческом языке, что стал его преподавать в этой же семинарии, сам еще ее не окончив! После же окончания некоторое время был преподавателем риторики и философии. Но жениться и получить место священника Тимофей не пожелал, как ни уговаривали его родные.

Позже он рассказывал, что два случая особенно повернули его ум и волю. Однажды, стоя на монастырской колокольне, тронул он перила, и они рухнули с большой высоты, так что он еле успел откинуться назад. Пережитая опасность дала ему яркое ощущение близости смерти и тленности всего сиюминутного. В другой раз чувство близости Бога он пережил как-то ночью. Вышел немного освежиться на крыльцо. «Вдруг разверзлись небеса, — рассказывал он, — и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своем виде. От этого чудного видения я возымел более горячее желание уединенной жизни…»

Монашество и поставление во епископы.

В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. Но впереди его ждало новое, еще более высокое поприще…

В 1761 году, в день Пасхи, в Санкт-Петербурге члены Святейшего Синода избирали епископа в Новгород. Посредством жребия предстояло выбрать одного из семи кандидатов. Смоленский епископ предложил приписать также имя Тверского ректора Тихона. Первоприсутствующий Синода сказал: «Молод еще…», хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако имя вписал. Жребий метали три раза и всякий раз выпадал жребий Тихона. «Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископом» — сказал Первоприсутствующий. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его, еще архимандрита, на Херувимской песни как епископа: «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом».

В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Там он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась.

Воронежская кафедра.

В 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия, от Орла до Черного моря, в то время была одной из труднейших для церковного управления и считалась «дикой».

Екатерининское царствование началось с отобрания в казну церковных вотчин. Монастырям и архиерейским домам было назначено крайне скудное содержание, отчего они приходили в запустение. Архиерейский дом в Воронеже окончательно развалился, кафедральный собор разрушался, разбитые колокола не звонили. Правительство Екатерины относилось с большею веротерпимостью к раскольникам и сектантам. Раскольники были освобождены от двойного подушного оклада, стали возникать единоверческие храмы и образовываться раскольничьи центры в Москве. На Украине расцвели секты духоборов, молокан, хлыстов, скопцов. Немало раскольников было в Воронежской епархии. Немало было там также казаков и беглых. Народ все буйный и распущенный. Среди высших классов были распространены французские вольнодумные идеи Вольтера и энциклопедистов. Русское общество было мало образовано и подхватывало модные идеи без критики и следовало им слепо, иногда до карикатурности. Кощунства и глупые выходки против Церкви считались признаком образованного, передового человека. Кто не проповедовал атеизма, считался закостеневшим фанатиком и ханжой. Еще по дороге в Воронеж святитель почувствовал себя очень плохо; а приехав и увидев разброд и оскудение, просил Святейший Синод уволить его на покой. Синод просьбы этой не уважил, и святитель покорно понес свой крест.

Всего 4 года и 7 месяцев пробыл он на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Прежде всего он принялся за обучение духовенства, которое было необразованно и нерадиво до крайности. С трудом верится, что священники не только не знали службы, но даже не умели как следует читать, не имели Евангелия! Святитель сейчас же распорядился, чтоб после проверки не знающих службы и чтения присылали к нему. Всем приказал иметь на руках Новый Завет и читать его с благоговением и прилежанием.

Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о посмертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Пожаром, опустошающим души, называл святитель общественные гулянья, нескромные игры, нетрезвое веселье в праздники.

Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». К. Е. Маковский, 1869

В грозных проповедях обличал он бесчинства масленицы и особенно языческий праздник «Ярило». Праздник этот начинался от среды после Троицы и тянулся до вторника Петровского поста. В среду с раннего утра шел народ из Воронежа и окрестных деревень на площадь за Московскими воротами, где раскидывались ярмарочные балаганы с различными приманками. Молодой человек в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом изображал собою Ярило. Он плясал неистовый танец, а за ним плясала и бесновалась пьяная толпа. Все это сопровождалось драками и руганью. И вот однажды — это было 30 мая 1765 года — в самый разгар безобразия неожиданно появился на площади святитель и, грозно обличая «смердящий» праздник, угрожал отлучением от Церкви. Он говорил с такою пророческой силой и пламенной убедительностью, что в один миг, тут же, на глазах святителя, толпа разнесла в щепки балаганы и лавчонки и чинно разошлась по домам. В следующее воскресенье святитель произнес в соборе обличительную проповедь, во время которой вся церковь стонала и громко рыдала. А после множество народу приходило к Владыке в его загородный дом и, стоя на коленях, со слезами каялись. Праздник Яриле больше не повторялся.

Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею. Народ любил своего пастыря. Про него говорили: «Надо его слушаться — а то он Богу пожалуется».

На покое

Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре.

Общий вид Тихоновского общежительного мужского монастыря. Литография 1915 года

Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз.

Святитель по характеру своему был горячим, раздражительным и склонным к превозношению. Много должен был он потрудиться, чтобы переломить в себе эти качества. Горячо взывал он о помощи к Господу Богу и стал преуспевать в кротости и незлобии. Когда слышал, проходя мимо, как иной раз издевались над ним монастырские служки или настоятель, говорил себе: «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои».

Раз сидел он на крылечке кельи и мучился помыслами самомнения. Вдруг юродивый Каменев, окруженный толпой мальчишек, неожиданно подбежал к нему и ударил по щеке, шепнув на ухо: «Не высокоумь!» И дивное дело, сейчас же почувствовал святитель, как бес высокоумия отступил от него. В благодарность за это положил святой Тихон выдавать юродивому ежедневно по три копейки.

Другой раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.

Но самым тяжелым искушением для святителя была безотчетная тоска и уныние. В такие минуты кажется, что от человека отступает Господь, что все погружается в непроглядный мрак, что сердце каменеет, а молитва останавливается. Возникает ощущение, что Господь не слышит, что Господь отвращает Лицо Свое. Такое безблагодатное состояние невыносимо тягостно, так что иноки в такие периоды переходят из одного монастыря в другой, а часто и совсем оставляют иноческий подвиг. Святитель боролся с приступами уныния различными средствами. Или работал физически, копая грядки, рубя дрова, кося траву, или уезжал из монастыря, или усиленно трудился над своими сочинениями, или пел псалмы. Часто помогало в такие минуты скорби общение с друзьями, которых он навещал подолгу, иногда месяца по три и больше. Друзья, разгонявшие облака душевной грусти святого Тихона, — схимонах Митрофан, елецкий купец Кузьма Игнатьевич и старец Феофан, которого святитель звал «Феофан, моя утеха». Немудрый, добрый и наивный старичок часто утешал святого Тихона своей детской ясностью и простотой беседы. Но иногда уныние бывало чрезмерным.

Как-то напало на святителя уныние, доходившее до отчаяния, случилось это на 6-й неделе Великого поста. Восемь дней не выходил он из кельи, не принимал ни пищи, ни питья. Наконец написал Кузьме, чтоб приехал немедля. Тот встревожился и, несмотря на весеннюю распутицу и половодье, сейчас же приехал. И любовь друга, который с опасностью для жизни отозвался на зов, и беседа с ним совершенно успокоили святителя. И тут произошел случай, о котором упоминают все жизнеописатели святого Тихона: неожиданно вошел он в келью к отцу Митрофану и застал его и Кузьму Игнатьевича за ужином. Оба были чрезвычайно смущены, так как ели уху и рыбное заливное в неположенное по уставу постное время. Святитель не только успокоил словами «Любовь выше поста», но и сам отведал ухи, чем растрогал их до слез.

На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет.

Кончина

Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». После этого ему было сказано во сне: «Потрудись еще три года».

К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане: «Вот до чего довел себя человек: будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю!»

Незадолго до смерти он увидел во сне высокую лестницу, на которую должен подняться и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди — это те, кто слушал его и будет его поминать.

Скончался святитель в воскресенье, как и было ему возвещено, на 59-м году жизни 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон (Малинин). Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

Задонский Богородицкий мужской монастырь

Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале XVII века. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского Московского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, Собор Владимирской иконы Божьей матери

Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: «Бог хочет меня прославить». Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых. В годы советской власти святые мощи Тихона Задонского были изъяты. Второе их обретение состоялось в 1991. Ныне мощи Святителя почивают в Богородицком монастыре города Задонска Липецкой области.

Рака с мощами святителя Тихона Задонского

7 ЗАВЕТОВ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО

По материалам портала «Русская семерка» ( Екатерина Оаро)

1. Искать в горе счастья

Не раз в своих сочинениях святитель Тихон подчеркивал важность победы над собой, называл именно эту победу – истинным счастьем христианина. Побеждается «смирением гордость, гнев кротостию и терпением, ненависть любовию»… Если помнить об этой высокой цели, становится ясно, как удавалось святому радоваться многочисленным бедствиям – ведь они помогали ему увидеть зло, которое кроется в его сердце, а значит, и побороть его. Читаем и у Достоевского слова старца Зосимы: «Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь…»

2. Искать везде Бога

Нет такого места, где бы не присутствовал Бог, и помнить об этом полезно. С одной стороны, чтобы было стыдно грешить, с другой – чтобы не искать одобрения ни у кого, кроме Него: «Он на всяком месте, но местом не заключен: Он со мной и с тобой, и со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как духа невидимого, но часто чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях, утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания, движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает человек все, что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет — добро или зло».

3. О глупости греха

Грех страшен, темен и… глуп. Ведь если посмотреть на него ясным взором, увидишь, как ничего не выигрываешь, совершая его: «Всякий человек грешит и тем казнит себя! Сам грех его — казнь ему. Обижает другого — и обижается сам, уязвляет — и уязвляется, озлобляет — и озлобляется, бьет — и бывает битым, убивает — и убивается, лишает — и лишается, клевещет — и оклеветан бывает, осуждает — и осуждается, хулит — и хулится, ругает — и бывает поруган, прельщает — и прельщается, обманывает — и обманывается, унижает — и унижается, смеется — и бывает осмеян. Словом, какое бы ни сделал зло ближнему, себе большее зло делает. Так грешник ту меру, которую мерит ближнему своему, себе наполняет с избытком!»
«Согрешить — дело человеческое, но упорствовать в грехе — дело дьявольское», — писал Тихон Задонский, давая надежду кающимся и устрашая грешников.

4. Думать, прежде чем стать начальником

Начальники – тема и простая, и сложная, и открытая, и деликатная одновременно. Начальнику сложно, но необходимо быть настоящим христианином, побеждающим свои страсти. «Худо и немысленно людьми повелевать, а от страстей быть обладаему», — пишет святитель. Разум и добрая совесть нужны начальнику, чтобы не быть, как слепой, без дороги, и созидать, а не разорять общество. «Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы». Самыми же большими вредителями общества Тихон Задонский называет лихоимцев, говоря, что они страшнее иноплеменных врагов. «Долг начальствующих – спасать, а не губить».

5. Не смотреть свысока

Начальнику или не начальнику – всякому непросто увидеть самого себя, найти и не побояться заглянуть в глубины своей совести. Особенно сейчас, когда множество теорий переплетаются безо всякой системы в голове человека, и он умеет посмотреть на все под десятью углами. Святитель Тихон здесь, как и многие святые отцы, за простоту. И чтобы было написано просто, приводит ясную метафору: «Как с высокой горы рассматривающие долину часто не видят находящихся в ней рвов, ям, текущих по ним нечистот, так случается и с высокоумными. Они, смотря на себя свысока, видят только поверхность свою, а отвратительных нечистот сердца своего, часто тайных, но не менее оттого безобразных и гнусных, не видят».

6. Измерять силу искушениями

Тем, у кого тяжелые искушения, святитель советует радоваться, ведь Бог не попустит человеку искушение выше его силы. Если же искушения нарастают – это может значить, что человек крепнет духовно, и может больше на себя взять. Это может значить внимание Божие и Его любовь. «В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение».

7. Учиться настоящей любви

Кажется, и беды, и счастье, по святителю Тихону, — признак Божьей любви к человеку. И если человек любит Его в ответ, то он любит и все, что полюбил Господь. А значит, и каждого человека. «Такова истинная любовь – любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние», — пишет Тихон Задонский. И добавляет о радости: «Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости». Недаром этому светлому и любвеобильному пастырю молятся в унынии и об излечении от депрессии, прося его научить человека радоваться о Боге.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
От юности возлюбил ece Христа, блаженне, образ был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением; темже и вселися в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Иной тропарь, глас 4
Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси; темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Апостолов приемниче, святителей украшение, Православныя Церкве учителю, Владыце всех молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому
О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, рос­сийский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, пре­искусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюсти­телю священных отеческих преданий, любителю монашескаго без­молвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлече­ний и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ина молитва святителю Тихону Задонскому
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими нелож­ными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, непра­­воверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас пред­стателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недос­тойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаме­нелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Мощи святителя Тихона Задонского — история святого

В миру Тимофей родился в крестьянской многодетной семье. Вскоре стал грамотным и обучался в духовной семинарии. Был одним из лучших учеников. Принял постриг и получил имя Тихона. Его жизненный путь тесно связан с Богом и служением людям — сначала он преподавал богословие и греческий язык, стал ректором духовной семинарии.

Служение на посту

Когда пришло время выбрать епископа Воронежской епархии, жребий трижды пал на Тихона. Он принял и успешно пребывал на этом посте. На службе он писал богословские книги, заботился о распространении православной веры, улучшал богослужения. О нем всегда положительно отзывались коллеги и простые люди.

Уход на покой и кончина

Известны случаи исцеления беснования, тяжелых болезней и паралича. Из-за плохого здоровья Тихон ушел на покой и переехал жить в скит в Задонске. Будущий святой не брезговал тяжелой работой и неустанно молился. К нему в келью часто приезжали прошане, моля об исцелении. Собранные деньги от дворян он тратил на подаяние нищим и нуждающимся.

На любимом месте отдыха Тихона установлена купальня и действует женский монастырь. Есть и местная легенда, которая наделяет чудодейственной силой дуб, под которым отдыхал святой. Увы, находится на территории частного владения, и доступ к нему закрыт.

Там деятель скончался. При свидетельствовании почетных служителей тело Тихона признано нетленным. Входит в перечень православных святых, хотя внесен туда со значительным опозданием: царствующий тогда Николай І опасался любых общественных собраний, усматривая в них возможность бунта.

Где находятся мощи Тихона Задонского

Мощи святого Тихона Задонского были официально освидетельствованы 19 мая 1860 г. Гроб вскрыли и обнаружили, что сами доски прогнили и стали трухлявыми, а тело сохранилось практически полностью. Были зафиксированы допустимые изменения:

  • кожные покровы стали коричневыми;
  • немного разошлись суставы рук и ног, но не отделились от тела.

Открытие произошло 13 августа — сегодня это день памяти святого. При царской власти мощи почитались и опочивали в разных монастырях в зависимости от времени года. Во времена большевизма мощи были вывезены из города в специальный антирелигиозный музей. После Второй Мировой войны их выставили в Орле в кафедральном Богоявленском соборе.

В октябре 1961 г. останки снова спрятали подальше от человеческих глаз в комнаты краеведческого музей. В конце 1990-х гг. начались прошения о возврате бывших зданий ныне действующим церквям. Тело ссохлось и мумифицировалось, а левая рука осталась почти нетленной.

Сегодня мощи Тихона Задонского находятся в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре. Над ними установлена прекрасно убранная сень. Мощи исцеляют от душевных, телесных и нравственных недугов.

Житие святителя Тихона Задонского.


Святитель Тихон Задонский. Галерея икон Щигры.

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия — Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.


Святитель Тихон Задонский. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.


Памятник святителю Тихону Задонскому. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай — празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы.


Святитель Тихон, Епископ Задонский, святитель Алексий, Митрополит Московский, преподобный Симеон Столпник. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества — «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного- мира» — и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением.

Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Kелейник передал это Преосвященному. «Если так, — сказал святитель, — не поеду отсюда», — и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), а также — «Об истинном христианстве» (1776). Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною — я и достоин того за грехи мои». Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения».

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» — и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста». И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство». Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей».

Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: «Через три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую.

Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. «Я, — рассказывал он своему другу Козме, — сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». «Лестница, — объяснил Козма, — путь к Царству Небесному; помогавшие тебе — те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя». Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины». Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье — 13 августа 1861 года.

Тропарь свт. Тихону

Православия наставниче, благочестия учителю,

покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю,

пастырю предобрый,

новый России светильниче и чудотворче,

паству твою добре упасл еси

и писаньми твоими вся ны наставил еси,

темже венцем нетления

украшен от Пастыреначальника,

моли Его спастися душам нашим.

В начало

Жизненный путь

Родился святитель Тихон Задонский в 1724 году, до пострига носил имя Тимофей. Его отец был псаломщиком. Когда он умер, финансовое положение многодетной семьи сильно ухудшилось.

По достижении 14-летнего возраста Тимофея мать отдала в Новгородское духовное училище. Вскоре и она умерла.

Учеба давалась Тимофею легко. Через некоторое время юношу перевели на государственное содержание. Он посвятил учебе 14 лет.

По окончании обучения он преподавал греческий язык и богословие, был заведующим кафедрой риторики.

Интересно! Адрес Зачатьевского монастыря

Однажды ему было видение – необыкновенный свет, который излучали разверзшиеся небеса. После этого события Тимофей принял решение стать монахом. На протяжении жизни святитель сменил много постов. Последняя его должность – епископ на Воронежской кафедре.

Долгими трудами и скудной пищей он подорвал свое здоровье, из-за чего был вынужден рано уйти на пенсию. Остаток жизни пожелал провести в Задонске.

Здесь отец Тихон продолжал жить скромно, предавался уединению. Он часто терпел оскорбления от настоятеля монастыря, других монашествующих и служителей. Но он не испытывал злобы.

Наоборот, горячо молился о своих обидчиках, жалел их, считал источником таких поступков происки дьявола. Через некоторое время враги становились друзьями.

Деньги, которые Тихон Задонский получал от государства и посетителей, тратились на благотворительность. Святитель старался всем оказать помощь, дать добрый совет, молился за каждого посетителя.

Чудеса стали происходить при жизни старца – люди получали облегчение душевных страданий и исцеление телесных болезней. 13 августа 1783 года он мирно отошел ко Господу и был похоронен на территории Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Духовное наследие отца Тихона состоит из большого количества литературных трудов.

Самые известные из них:

  • «Сокровище духовное, от мира собираемое»;
  • «О таинстве Покаяния»;
  • «Об истинном христианстве».

Многие из них были созданы в период нахождения на пенсии. Наличие свободного времени позволило плотно заниматься любимым делом.

Это лишь краткое описание земного пути святого. Чтобы читать полное житие святителя Тихона Задонского, можно приобрести специальную книгу в церковной лавке или магазине православной литературы. Обычно вместе с текстом составители публикуют акафист, тропари, канон, молитвы.

Познавательно!Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

Чудотворные мощи

Сейчас чудотворные мощи святителя Тихона находятся в Рождество-Богородицком мужском монастыре г. Задонска. В 1846 году началось строительство новой церкви. Тогда обнаружили, что тела святого не коснулось тление.

Из-за напряженной политической обстановки все действия производили ночью. Архиепископ Антоний не раз обращался к Святейшему Синоду с вопросом о канонизации Тихона Задонского.

Однако император Николай I, который был напуган восстанием декабристов, не допускал крупных скоплений людей. А если бы святого прославили, то множество верующих отправилось бы поклониться чудотворным мощам.

Важно! Адрес и расписание богослужений в храме Вознесения Господня

Нетленность тела официально засвидетельствовали только 19 мая 1860 года. Составили акт, к которому митрополит Киевский Исидор прикрепил информацию о произошедших чудесах, случаях благодатной помощи и исцелений.

Святейший Синод не подверг сомнению указанные факты, поэтому дело отправили на утверждение Александру II.

По устному пожеланию императора была установлена дата, когда были открыты Тихона Задонского мощи – 13 (26 по новому стилю) августа. После прихода советской власти чудотворные останки были вскрыты. На протяжении следующих 70 лет они путешествовали по музеям Ельца и Орла.

Только в 1991 году, когда монастырь передали православной церкви, мощи вновь вернулись на место, которое так любил Тихон Задонский. Их поместили в специальную раку, которая украшена чеканной латунью. Теперь все люди могут приложиться к святыне в любое время.

Это интересно! В 2005 году на площади перед собором был открыт памятник святому Тихону.

Описание памятника: святой стоит на 4-метровом постаменте в полный рост, одетый в архиерейское облачение. Как и на большинстве икон, правой рукой он держит посох, а левая поднята в священническом благословении. Нимб и некоторые элементы фигуры украшены золотом.

О чем молятся святителю

Чтобы понять, в чем помогает людям святой Тихон Задонский, необходимо обратиться к истории его жития.

Православное учение говорит о том, что личностный опыт людей, который они получили во время земной жизни, сохраняется после кончины, поэтому святого считают покровителем монашествующих, миссионеров, учащихся духовных семинарий.

Поскольку он происходил из бедной семьи, молитва Тихону Задонскому помогает при проблемах с деньгами.

О чем просят Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца:

  1. О даровании смирения и кротости.
  2. Об исцелении, чаще всего – душевных болезней.
  3. Об избавления от алкоголизма и наркомании.
  4. О помощи при материальных затруднениях.

Зафиксировано множество фактов, когда людям возвращалось зрение и возможность самостоятельно передвигаться, исчезали хронические болезни.

Помощь часто приходит через освященные предметы или воду, поэтому люди часто прикладывают к чудотворным мощам платки, а в церковных лавках покупают масло.

Это интересно!Самая сильная молитва за здравие больного человека

Читать молитвы необходимо искренне и от чистого сердца, не преследуя корыстных целей. Только глубокая вера и упование на милость Бога поможет разрешить трудную ситуацию и получить исцеление.

Молитва

Святые люди – это небесные покровители и ходатаи. Нельзя воспринимать их как «специалистов» по выдаче благ.

Прежде всего, они -помощники на пути к спасению и лекари болезней души, а решение житейских трудностей находится на втором плане.

В последнее время появилось довольно много молитв, которые составлены неизвестными людьми. При подробном чтении в тексте можно найти грубые догматические ошибки.

Особенно много молитвословий в интернете. Они рассчитаны буквально на любой случай жизни. Чтобы уберечь себя от ошибки, лучше покупать книги в православных магазинах или церковных лавках. На молитвословах должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ».

Не нужно расстраиваться, если на какой-то особый случай нет подходящий молитвы. Господь Всевидящ и Всемогущ. Главное – смириться, освободить душу от темных помыслов, стремиться передать себя в руки Божии.

Совет! Для помощи в разрешении каких-либо проблем или духовного утешения часто читают Акафист – это особая хвалебная песнь, написанная в честь святого.

Икона

Считается, что икона Тихона Задонского помогает в моменты особенного отчаяния и уныния. Перед ней люди молятся и просят утешения, исцеления и душевного спокойствия.

Первые изображения появились уже при его жизни. Старца почитали за множество трудов, которые он положил на благо церкви, способность утешать и помогать в исцелении.

Святитель никогда не позировал из-за природной скромности, так как считал, что не заслуживает повышенного внимания. Но художники не оставляли попыток и писали иконы тайком. Поэтому первые изображения не передавали истинного образа.

Подлинный портрет Тихона удалось получить только после обретения чудотворных мощей.

Это интересно! Сильная молитва о здравии наших родителей

Иконы святого Тихона встречаются не только в Задонске, но и во многих церквях России. Святитель обычно изображен по пояс, облаченный в архиерейские одежды. В правой руке он держит жезл. А пальцы левой сложены в священническом благословении:

О чем люди молятся перед образом Тихона Задонского:

  1. Об избавлении от беспричинного и сильного страха, депрессивных состояний.
  2. Об излечении пагубных зависимостей – алкоголизма и наркомании.
  3. О помощи при нервных расстройствах.

В чем помогает святой. Известно множество случаев исцелений людей, страдающих от слепоты, холеры, душевных болезней и эпилепсии. Святые – это молитвенники за людской род и покровители на небесах.

Каждый может попросить утешения и их ходатайства пред престолом Божиим, но нельзя забывать, что любую помощь и исцеление посылает Господь по молитвам святых.

Помощь и чудеса

Многие чудеса произошли в тот день, когда были обретены чудотворные мощи. Люди получали исцеление от тяжелых и хронических болезней, которые мучали их долгие годы.

Некоторым святитель являлся во сне. Одна женщина родила мертвого ребенка и страдала от кровотечений. Она усердно молилась дома и в церкви. А после того, как увидела Тихона Задонского во сне – исцелилась.

Родители малыша, которые страдал дефектами речи, дали обет – поехать в Задонск, если святой поможет избавить ребенка от этой проблемы. В скором времени произошли значительные улучшения, а после поклонения чудотворным мощам он исцелился.

Святитель Тихон Задонский посылает исцеление не только просящим, но и тем, за кого искренне молятся их родные и близкие. Благодаря глубокой вере жены мужчина смог избавиться от холеры.

Исцеление часто приходит через воду святого источника. На берегу речки Проходни святитель Тихон Задонский своими руками обустроил родник. Сейчас он находится около Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря.

Святитель очень любил это место, называл его «раем земным». Люди набирают в роднике святую воду или совершают омовение, предварительно прочитав молитву. Зафиксировано особенно много случаев исцеления болезней глаз.

Перечислить все факты благодатной помощи невозможно. Уместно вспомнить пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят». Поэтому все, кто искренне молятся о ходатайстве и заступничестве святого, обязательно получают помощь и исцеление.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *