Тихвинская икона божьей матери

Тихвинская икона Божией Матери – один из символов России

Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета – внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».

В конце XV – первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.

Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции – объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».

Процесс становления общероссийского почитания иконы Тихвинской Богоматери шел несколькими путями: 1) появление многочисленных списков, в том числе уменьшенных, с чудотворной иконы, находящейся на Тихвине. 2) написание богородичных икон, «Тихвинских» по названию, но по облику отличающихся от прототипа. Например, икона из Тихвинской церкви г. Дмитрова — создана во втором десятилетии XVI в.; несмотря на надпись «Тихвинская», относится к другому варианту Одигитрии (этот путь будет недолгим – скоро иконография Тихвинской святыни будет известна любому иконописцу); 3) называние «Тихвинскими» икон, похожих по облику. Так в г. Мологе, в Афанасьевском женском монастыре была знаменитая икона Тихвинской Божией Матери, известная нам по летописям с 1370 года, то есть за 13 лет до того, как будущая Тихвинская покинула Византию.

Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.

«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.

Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».

Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, – Ивана IV.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.

Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва – третий Рим».

«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.

Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.

Многим желанием и теплою верою влекомый лета 7055 (1547)-го года месяца января, в 1 день, приходит Царь к чудотворной иконе Пречистой Богородицы и на колено преклоняется, с умилением молитвы и обеты свои Богородице воздав, икону любезно целует. И увидел Царь такое Божественное дарование — икону Пречистой Богородицы, Божией благодатью неизреченные многие чудеса творящую, исцеления подающую, и премного благодарив, опять в царствующий славный град Москву возвратился».

В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г., на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.

Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов – «Моление об отце».

С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.

История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»

Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».

Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.

«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.

Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.

Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит

Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.

Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».

В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.

«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».

Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.

Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены – бревенчатый частокол, башни, ров…

В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников – французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».

Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания – 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.

О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»

Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).

Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».

Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые – о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.

Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е., удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.

…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».

Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.

Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».

Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». Правда, справедливости ради, надо заметить, что Ушаков Иван Андреевич, штаб-капитан, III-я бригада, умер от ран в г. Кейдомово.

В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.

После победы образ вернулся в собор и снова его покинул во время войны 1855-56 гг.

«Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вн града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».

Ополченная икона сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и в 1855—1856 гг., по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром».

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин. Храм стоит около станции метро «ВДНХ». Его называют еще царским храмом. Первый храм на этом месте был освящен в честь Алексия человека Божия и принадлежал Трубецком. Но вскоре после постройки имение и церковь перешли в собственность государя. Храм был построен на дороге в Троице-Сергиеву Лавру, и царь часто останавливался там передохнуть на пути к преподобному Сергию Радонежскому. По воле царя на месте Алексеевского храма в 1682 году был заложен новый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия. В советское время Тихвинский храм никогда не закрывался. Тихвинская обитель была предметом особого внимания царствующих особ в России. Начиная с Петра I ее посещали и царствующие особы и многие члены императорского Дома, причем ознаменовывали свои посещения ценными вкладами и дарами. 3 февраля 1747 года обитель посетила императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Федоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной, которая оставила воспоминания об этой поездке. Павел I тоже был в Тихвине с супругой Марией Федоровной, наследником Цесаревичем Александром Павловичем и Великим Князем Александром Павловичем. Монастырю было пожаловано 1 500 рублей на братию и 30 000 на строительство монастырской стены.

Александр I приезжал в Тихвин еще раз, пожаловав на стену еще 7 000 рублей. В 1858 году приезжал к чудотворной император Александр II с наследным принцем Виртенберским. Бывали в Тихвине на богомолье и очень многие члены императорской семьи.

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы. 16 июля 2004 г. Владимир Путин посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь, куда 9 июля после 60 лет странствий за рубежом вернулась чудотворная Тихвинская икона Богородицы, остающаяся палладиумом Российского государства.

А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведению
Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова

Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица

Тихвинская икона Божией Матери без оклада

С этой иконой связано множество чудес, прошлых и настоящих. Тихвинская – это символ несокрушимости веры и Православной России, напоминание о том, что не одним оружием одерживаются победы. Тихвинская – это звезда, сияющая у северных рубежей нашей родины. С ней связаны и пророчества о дне сегодняшнем.

«Передай ее своим детям»

Старец Серафим (Розенберг)

В конце 70-х годов одна глубоко верующая женщина, врач, прошедшая всю войну полевым хирургом, приехала в старинный Псково-Печерский монастырь к своему духовному отцу. В тот раз, благословляя ее на прощание, батюшка, старец Серафим (Розенберг), дал ей в руки небольшую потемневшую от времени «дощечку». Изображения на ней не было видно совсем, но о. Серафим сказал: «Запомни, это икона. Храни ее бережно и передай своим детям. Она проявится перед тем, как в Россию вернется Тихвинская».

Женщина была поражена. Она знала, что древняя Тихвинская икона, «жемчужина» русской духовной сокровищницы, была вывезена из России в годы Великой отечественной войны, и с тех пор находится в Америке, в Чикаго. Для верующих – потеря великая, неизмеримая. Написанная по преданию самим апостолом и евангелистом Лукой, эта икона была олицетворением былой духовной и воинской славы Руси. И то, что Богоматерь допустила увезти ее, было наказанием за богоборчество, за отступление России от веры, за поругание церкви Христовой в первой половине XX века. И вдруг, эти уверенно сказанные слова о том, что в Россию еще вернется Тихвинская!

Шли годы, и вот, в начале 90-х произошло то, во что недавно было трудно поверить: по всей стране вновь открылись православные храмы, стала возрождаться Церковь. А однажды дочь этой женщины вбежала в ее комнату с криком: «Мама, мама! Икона, посмотри!» На темной матовой поверхности дощечки проступила яркая, как первый луч, сияющая позолота орнамента. День за днем образ менялся: сначала проступил контур, затем – прояснился лик, все изображение стало ясным, как новое.

А всего через месяц, 23 июня 2004 г., первописанную Тихвинскую икону передали Русской Православной Церкви, и она снова заняла центральное место во вновь открытом Тихвинском монастыре. Событие радостное и значительное. Богоматерь подала знак Своего покровительства, особого попечения над нашей страной. И в то же время, для верующих это было и свидетельством исполнения пророчеств о грядущих временах России, пророчеств серьезных, требующих внутренней собранности, мужества.

Иверская – икона с пронзенным ликом

Тихвинская икона Божией Матери в окладе

Явление на водах

В то утро 1383 года, вода на Ладоге стояла тихая-тихая. Натруженные обветренные руки рыбаков привычно тянули невод. Но вот, еще минута, и сети были выпущены, а руки сложились для совершения крестного знамения: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Господи, Иисусе Христе, помилуй нас грешных!» Медленно, мерно в воздухе над самой водой, окруженная всполохом света, плыла величественная икона Божией Матери с Младенцем на руках. Как будто Ангел нес ее, оставаясь невидимым для людей. Словно евангельские рыбаки – будущие апостолы, эти новгородские труженики моря, удостоились быть свидетелями явления силы Божией.

В благоговейном молчании провожали они взглядом святыню, заметив, куда прошла икона.

Ее нашли в 30 верстах от Ладоги. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно. Потоки богомольцев шли отовсюду для поклонения святыне. На месте явления иконы построили храм. Однако икона оставалась там не долго. Несколько раз она исчезала и переходила с места на место, как бы освящая землю русского севера своим присутствием, собирая верующих, воздающих хвалу Богу. Наконец, она остановилась на последнем месте неподалеку от Тихвина, где в ее честь была устроена новая церковь, а уже при Иване Грозном – основан мужской монастырь.

Успенский собор Тихвинского монастыря

С востока

Спустя пять лет после явления иконы, Божиим промыслом, было открыто и ее происхождение. В столице православного мира того времени – Царьграде (Константинополе) новгородские купцы поведали о чудесном обретении нового образа Богоматери византийскому патриарху. Тогда-то и открылось, что появившаяся в русских землях икона с древности известна на православном востоке.

В V веке ее перенесла в Царьгард из Иерусалима греческая императрица Евдокия. Ее хранили как величайшую святыню. В Царьграде в ее честь был построен храм, получивший название Влахернского.

Весть о явлении иконы на севере Руси заставила византийского патриарха скорбеть о своем народе – Богородица отступила от Царьграда за умножение человеческих грехов и простерла Свой благодатный покров над молодой православной Русью.

Событие это оказалось не случайным: через 70 лет Константинополь будет захвачен иноверцами. Господь, милостивый, медлящий наказывать, на этот раз предаст город мечу неприятеля за охлаждение к вере.

Читайте также — Иконоборчество и иконопочитание

Укрепляющая стены и подающая телесную крепость

До XVII века Тихвинская икона получила известность как исцеляющая от многих болезней. Однако было замечено, что чаще всего от нее получают помощь люди, страдающие расслаблением, т.е. парализованные, не способные самостоятельно передвигаться.

А в смутное для России время Тихвинская прославилась тем, что ее покровительство обращало в прах все усилия внешних врагов. В 1613 году шведам удалось на короткое время занять Новгород и его окрестности вместе с Тихвинским монастырем. Но вскоре они были вытеснены оттуда. Шведский генерал Делагарди в ярости приказал сравнять обитель с землей. Началась героическая оборона монастыря. Пока монахи и ополченцы отбивали приступы неприятеля, старцы и женщины с детьми молились возле чудотворной иконы. И вот, одной благочестивой женщине – Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Богородица, повелев обнести образ с крестным ходом по стенам обители и обещав скорую победу. В промежутках между приступами шведов повеление это было исполнено, и тогда на неприятеля напал смертельный ужас. Побросав оружие, шведы бежали без оглядки. Делагарди вне себя приказал возобновить осаду, взять монастырь, а икону разрубить на части. Но ни один из последующих приступов не увенчался успехом. Богородица являлась осажденным снова и снова.

Шведы же видели, как к обители подходят несметные войска — подмога, и в панике отступали. Кто может устоять против народа, среди которого ходит Сам Бог! Наконец, интервенты были вынуждены запросить мира.

С тех пор, зная историю иконы, люди чаще всего молятся перед ней об укреплении, будь то телесный недуг или нападки со стороны.

Вот только несколько случаев исцелений.

В 50-х гг. XIX века жительница Петербурга – жена купца Мочалова страдала болезнью ног. Врачи признали ее недуг неизлечимым. С великим трудом пришла она в Исакиевский собор – к одному из чудотворных списков – повторений – Тихвинской иконы. Едва она переступила порог, болезнь, как будто «взыграла» в ней – так противятся святыне виновники многих человеческих болезней – духи зла. Несчастная боялась упасть, но с верой подошла и приложилась к иконе, а после молебна почувствовала необыкновенную легкость и сама бодро встала с колен на ноги.

А в 1860 г. был засвидетельствован случай исцеления лютеранки Екатерины Левестам, страдавшей параличом и тяжелыми головными болями. Хотя девушка не принадлежала к Православной Церкви, ей нравились православные обряды, она почитала иконы и молилась перед ними, подражая русским, часто осеняла себя крестным знамением и строго соблюдала посты. Однажды в разгар невыносимой болезни ей было откровение во сне – отслужить молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери, поставить свечи Ей, Святителю Николаю и к иконе всех святых, а при выходе из храма – подать милостыню всем нищим. Больную почти в бессознательном состоянии на руках внесли в церковь. Во время службы Екатерина пришла в себя, а по окончании молебна совершенно исцелилась.

Благодатные явления от Тихвинской иконы не прекращаются и по сей день. Три года назад в московском Новодевичьем монастыре произошло новое «обыкновенное чудо». Молившаяся возле этой иконы женщина прозрела. Так, то, что людям далеким от Церкви кажется вымыслом, «преданием старины глубокой», исполняется из века в век: Бог вчера сегодня Тот же.

Призыв стоять в вере

Русская Православная Церковь в 2004 г. приняла Тихвинскую икону с трепетом, не только как духовную ценность, но и как знак укрепления перед испытаниями.

С XIX века в Церкви сохранились пророчества о том, что Тихвинская икона вернется в Россию после долгого отсутствия, для того, чтобы быть на Руси уже неотступно до последних времен. А времена наступят трудные: поединок добра и зла, веры и бесчестия достигнет во всем мире наивысшей точки. И в этой духовной битве Россия будет стоять, как скала, сохраняемая благодатью Божией, если только народ искренне покается и обратится к вере. Не богатая материально, но сильная духом Россия будет напоминать всему миру о непреходящих евангельских ценностях: преданности Богу, любви, благочестии, правде и милости. И тогда один «воин» станет, как «тысяча». А над русскими землями снова будет сиять символический Святой Крест, образуемый великими иконами Богоматери: в центральных землях – Владимирская, на востоке – Казанская, на юге – Иверская, на западе – Почаевская, а на северных рубежах – Тихвинская.

В день чествования Тихвинской иконы Божией Матери Церковь наша будет просить Богородицу о том, чтобы Россия «расслабленная» крепко встала на ноги с молитвой веры.

Новороссия Игоря Гиркина давно нуждалась в сакральном символе, в собственном небесном покровителе. Реконструкторы собрали все по их мнению необходимые атрибуты — георгиевские ленты, приказ «Ни шагу назад», заградотряды, тройки, расстрелы решением военно-полевого суда, СМЕРШ, штрафбаты… Организовали несколько Сталинградов, и нарекли украинскую армию нацистами, что несколько диссонировало с «киевской хунтой» из их же пропагандистских листков. И вот, 10 июля образ желанного небесного заступника наконец прибыл в Донецк. В тот же день на пресс-конференции лидеров «ДНР» Александра Бородая и Игоря Гиркина российским журналистам была явлена чудотворная икона Тихвинской «ополченской» Божьей матери, еще в конце июня переданной в руки защитников Нового Сталинграда/Старого Донецка настоятелем Тихвинского Богородичного Успенского монастыря архимандритом Евфимием (Шашориным). 3 июля в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах прошел совместный молебен представителей «ДНР» в Петербурге и Москве, и уже через неделю вместе с гуманитарным караваном и «животворным огнем» из России (тяжелой техникой, оружием и боеприпасами) икона попала в Донецк.

Уже в ходе пресс-конференции икона явила российским журналистам свои чудодейственные свойства . Как засвидетельствовала эта фотография, от поцелуя Игоря Гиркина на Тихвинской иконе Божией матери явственно проступил лик Александра Бородая. Впрочем, возможно, дело в самом Игоре Гиркине, и от его поцелуя проснулась бы даже мумия Ленина в Мавзолее.

Руководители «ДНР» не преминули поведать журналистам о славном прошлом иконы Тихвинской Богородицы. Тем более, что пресса и без того уже была заинтригована определением «ополченческая» в названии иконы. Рассказ в основном шел о ратном прошлом иконы, о том как она с Тихвинскими ополченцами побывала на поле Бородинского сражения, как за несколько часов до получения смертельных ранений в осажденном Севастополе ее целовал и ходил с ней крестным ходом вокруг Владимирского собора российский флотоводец Павел Нахимов, и как уже в ноябре-декабре 1941 года, в самые темные полные отчаяния дни Обороны Москвы, по приказу Иосифа Сталина самолет с Тихвинской Богоматерью облетел осажденный город, и уже через несколько дней «русские воины» погнали фашиста сперва от Москвы, а потом и из Тихвина. Прекрасная анкета, в которой, с точки зрения донецких богатырей, недостает разве что непосредственного участия Тихвинской иконы в Сталинградской битве. Но Битва под Москвой тоже сойдет, тем более, с дополнением в виде Севастополя и Бородино. «Нам, как людям православным, эта икона поможет защитить землю, людей, отбросить противника и, в конце-концов, победить», — отметил в завершение Александр Бородай.

Сенсационная новость, которую тут же разнесли по всем городам и весям «Русского мира» доверчивые средства массовой информации… А пропаганда все продолжает подбрасывать огоньку в костер, каждый из полевых командиров террористов пытается отхватить свой кусочек славы, и маленький пропуск в Рай, а история иконы обрастает новыми и новыми подробностями. 10 июля Александр Бородай рассказывал журналистам, что он лично доставил икону из Тихвина в Донецк. А уже 11 июля появляется новость, что «каратели Коломойского» пытались захватить икону, которую везли из России активисты «Русской православной армии» и «Корпорации православного действия» Максим Марков и Мария Ципко, но ее отбили бойцы донецкого ополчения во главе с Сергеем Безлером. Да, и икону на территорию «ДНР» доставили по его инициативе, а не усилиями какого-то там Бородая, к которому Безлер уже больше недели «сильную неприязнь испытывает».

Ба, какие лица! Да это же наша давняя знакомая солдатская мать/жертва погромов/беженка из Львова/Киева/Днепропетровска/Одессы жительница Севастополя Мария Ципко! Ну, уж если к истории с иконой причастна она, действительно жди очередного чуда, и береги карманы!

Вот так, всего два дня в городе, а история с иконой все запутанней и запутанней. И вообще, да что там в этом Тихвине себе думают?! Как же можно древнюю икону, памятник не только сакрального, но и исторического значения безответственно, пусть и с самым благородными в представлении церковников целями, передавать в зону боевых действий?! Вопрос отнюдь не риторический, за ответом на который я немедленно обратился в Тихвин. Ответа пришлось ждать долго. Дело в том, что маленькому провинциальному российскому городку в 200-х километрах от Санкт-Петербурга отвечать было недосуг. У них всю неделю праздничные гуляния. По какому поводу, спрашиваете? Ну как же, ровно 10 лет назад, в 2004 году, в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь из далекого Чикаго, наконец, спустя 63 года вернули Тихвинскую икону Божьей матери. — Событие для городка настолько важное, что местные жители уже 10 лет не нарадуются, а уж юбилей отмечают с помпой. — Постойте, — возразил я. — Какой праздник, возразил я. — Ведь икона ваша в Донецке! — И тут же получил в ответ фотографии иконы с торжеств, которые проходили в тот же день — 9-10 июля 2014 года, что и пресловутая пресс-конференция в Донецке.

10 июля 2014 года. Тихвин. Празднования в честь 10-летия возвращения Тихвинской иконы Божией Матери. Донецком и не пахнет.

Хм, значит, в Донецк попал не сам чудотворный образ, а, в лучшем случае, его список-копия, вряд ли отличающийся чудотворными свойствами оригинала. Конечно же, судя по фотографии, такую копию не во всякой сувенирной лавке купишь, однако… А что еще не соответствует действительности в рассказе Александра Бородая, — задал я себе, как историку, вопрос, и начал копаться в документах. — О! Сколько же меня ждало сюрпризов! Не буду утомлять читателя первыми веками истории иконы. Они сами по себе обросли десятками легенд, впрочем, никоим образом не заинтересовавших донецких мошенников, а, значит, напрямую не относящихся к данной статье. Упомяну лишь, что легенда связывает создание образа Тихвинской Божией матери с евангелистом Лукой, написавшей ее еще при жизни Богородицы. Предания из века в век разнятся, каким чудесным образом икона в XIV веке попала в Новгородскую землю. Достоверно известно, что в начале XVI века отец Ивана Грозного великий князь московский Василий Иоаннович приказал воздвигнуть в честь чудотворного образа каменный собор Успения Богородицы, а его сын — мужской монастырь. За столетия с Тихвинской иконы, первоначально и самой являвшейся списком утраченного ныне оригинала, было создано множество копий-списков, у каждого из которых своя отдельная история, и многие из которых удостоены особого храма в их честь. Впрочем, рассказ Бородая связывает донецкую икону именно с Тихвинским монастырем, потому наш рассказ и наши изыскания будут посвящены именно этому образу, а также особому «ополченческому» списку с этой иконы, который также хранится в Тихвинском Успенском Богородичном монастыре, и который напрямую связан с нашей историей.

Начнем с Тихвинского ополчения 1812 года, и с Бородинского сражения. Боевой путь каждого из отрядов ополчения в Войне 1812 года еще 100 лет назад был изучен до малейших подробностей. Тихвинское среди них не исключение. Сбор ополченцев в Тихвинском уезде начался чуть более через месяц после начала войны — 27 июля 1812 года, и продолжался аж до середины сентября. — 20 сентября ополченцы прибыли в Новгород, и 2 ноября 1812 года — только через 2 месяца после Бородино — приняли участие в своем первом сражении у деревни Смоляны. Ох! Ну да ладно, ведь в запасе есть еще Севастополь и Москва?!

Но и с Севастополем у Тихвинской иконы тоже не сложилось. Тихвинское ополчение в годы Крымской войны не то что до Севастополя или там Крыма, — до территории украинских губерний не добралось. Да и не нужно оно там было, — рядом, на Балтике, опасались английского десанта. Нет, не будем отрицать, вполне вероятно, что «ополченческим» списком иконы Тихвинской Богоматери, вполне очевидно, благословляли ополченцев, уходивших на войну, но вот ни самой иконе, ни ее «ополченческому» списку ни на поле Бородино, ни в далеком Севастополе побывать не посчастливилось. — Впрочем, сами убедитесь по фотографии, и чудотворный образ, и его «ополченческий» список довольно массивны, и нескольким сотням тихвинским ополченцев он показался бы обузой в перипетиях походной жизни. Впрочем, известен один список Тихвинской иконы, со следами пули — в Свято-Троицком храме Каракола в далеком Кыргызстане. Но это, как говорится, совсем другая история, — из жанра истернов. Откроем донецким невеждам маленькую тайну — действительно, есть чудотворный образ Божией матери, который связывается и с Бородинским сражением, и с адмиралом Павлом Нахимовым. Это Смоленская икона Божией матери — совершенно особый от Тихвинского тип Одигитрии, отличающийся большим наклоном головы Богородицы. Ну да, называется, что удалось достать! — Тихвин, Смоленск, чебуреки, Чебоксары, — да какая разница!

Да, но ведь в запасе остается еще чудесное спасение Москвы иконой Тихвинской Божией матери в 1941 году. Правда, на самом деле, история эта связана с другой иконой — копией, выполненной в XVII веке по заказу царя Алексея Михайлович для заложенного им храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Копытово (позднее Алексеево) — ныне возле станции метро ВДНХ в Москве. Как гласит предание, Сталин якобы «призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин»/ История эта, распространяемая адептами церкви Абакумова-Сталина, конечно же апокрифична, но для нас важно то, что непосредственно оригинал — ни сама Тихвинская икона, ни ее «ополченческий» список к этому событию никакого отношения не имеют.

Более того, именно в дни, когда решалась судьба Москвы, судьба оригинала иконы в провинциальном Тихвине сложилась самым неожиданным и неприятным для донецких мечтателей образом.

На фото представитель германского командования передает начальнику Псковской миссии протоиерею Кириллу Зайцу икону Тихвинской Божией Матери. Псков. 22 марта 1942 года.

Утром 9 ноября 1941 года без единого выстрела нацисты вступили в оставленный без всякой защиты советскими войсками Тихвин. Более месяца вокруг города шли бои, потому, первым делом, из местного исторического музея, который сбежавшее в спешке городское начальство не удосужилось эвакуировать, были вывезены в Псков все ценности, в том числе и «Тихвинская икона Божьей матери византийского письма», попавшая в городской музей после закрытия в 1920-30-е годы Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. В марте 1942 года немецкая оккупационная администрация торжественно передала ее Псковской духовной миссии — созданной под патронатом Рейха автономной структуры Русской православной церкви на оккупированных немцами территориях. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений и организации крестных ходов, в том числе за победу германского оружия, и за здравие Фюрера германской нации Адольфа Гитлера. Когда к Пскову подступила Красная армия, икона через Ригу была вывезена в Германию, а оттуда, из зоны американской оккупации попала за океан в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Как уже было упомянуто выше, в 2004 году, после возрождения Тихвинского Богородичного Успенского монастыря икону торжественно передали на Родину.

Тем и закончилась реальная земная эпопея чудотворного образа Тихвинской Божией матери, ничуть не схожая с апокрифическим рассказом, поведанным в четверг в захваченном террористами Донецке Александром Бородаем. Подобно лоскутному одеялу идеологии «Русского мира», и легендарная история Тихвинской иконы большей частью составлена из недоразумений и откровенных выдумок. Реальная история Тихвинской иконы более мирная, и временами даже коллаборационистская, очень напоминает сегодняшних записных «антифашистов» России и Донбасса. — Богоматерь со стыдливо спрятанной у сердца свастикой. Удивительная история, не правда ли? 70 лет назад этой иконой благословляли германское оружие, а сегодня последователи Гитлера — Гиркины-Бородаи, благословляют уже российских нацистов на новые преступления. Впрочем, чудотворная сила этих ложных символов довольно сомнительна, — ни близким к нацистам предстоятелям Псковской духовной миссии, ни немецкому оружию, ни Адольфу Гитлеру заступничество Тихвинской Божией матери не помогло. Как не поможет оно кучке бандитов и мелких мошенников, в чьи руки попала копия иконы Тихвинской Божьей матери сегодня.

Среди православных Тихвинская икона Божией Матери славится как чудотворная. Но она не только исцеляет тело и душу: со Средневековья Тихвинская Богородица стоит на защите государства, помогая отбиться от захватчиков. Невероятно, что не без ее помощи появились Иван Грозный и императорский дом Романовых, а русские воины победили в войне с Наполеоном и спасли Москву в годы Великой Отечественной.

ЕЕ ПРИНЕСЛИ АНГЕЛЫ

Хотя исследователи относят Тихвинскую икону Божией Матери к концу XIV или началу XV века, по преданию, она была написана самим евангелистом Лукой еще при земной жизни Девы Марии. Святой Лука работал над ликом типа Одигитрия (с греч. «путеводительница») – это когда изображены Пресвятая Дева и Младенец Христос со свитком в руках, обращенные друг к другу, – одновременно с написанием Евангелие.

И Евангелие, и икону Лука отправил в дар правителю Антиохии Феофилу. В V веке икона переехала в Константинополь и стала одной из главных святынь Византии, первой христианской империи.

За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, как гласят летописи, «сия икона взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь»: образ Богоматери явился рыбакам над Ладожским озером. Согласно рукописным «Сказаниям о Тихвинской иконе Богоматери», «ангелами невидимо носима», «светозарно шествуя по воздуху», икона являлась семь раз в разных селениях. Последние два раза – у реки Тихвинки.

Появление образа Богородицы, да еще и в малообжитых и не христианизированных землях, восприняли как чудо. Потрясенный увиденным, народ собрался на берегу, стал молиться – и икона сошла с небес в руки.

ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ

В тот же день приступили к строительству церкви, главной святыней которой стала бы икона. Работали до утра. Но на заре возведение храма остановили, выставили стражу. От усталости охрана задремала, а когда проснулась, не увидела ни сруба, ни иконы, ни даже щепок от сваленного леса.

Поднялся шум. Но вскоре святыня нашлась на другом берегу Тихвинки. Вместе… с бревнами и срубом. Богородица выбрала место, где должен был появиться храм, и хотя участок был неровный и болотистый, строительство продолжили там.

Церковь достроили в том же году. Когда пономарь Юрыш отправился оповестить народ о времени освящения храма, ему явились Богоматерь и Николай Чудотворец. Устами святителя Дева Мария повелела увенчать церковь деревянным крестом, потому что именно на таком был распят Иисус.

Потом на этом месте появился Николо-Беседный мужской монастырь. Но тогда пономарю не поверили: на купол стали ставить кованый железный крест. Вдруг рабочий, который это делал, очутился вместе с крестом внизу, невредимый, будто кто-то взял и осторожно поставил его на землю. И по сей день все кресты на соборе деревянные.

ЦАРСКОЕ БОГОМОЛЬЕ

Трижды церковь сгорала дотла, но всякий раз икона оставалась невредимой. К концу XV века в явлении иконы на Тихвинке стали видеть подтверждение особого статуса Святой Руси перед Богом. Москва же утвердилась как третий Рим, «а четвертому не бывать».

В 1507-1515 годах по указу князя Василия Иоанновича построили каменный Успенский собор. Большой пятиглавый храм, прообразом которого стал главный собор государства, Успенский в Московском Кремле, – и в глубинке? Отношение к иконе у княжеской семьи явно было особое. Тихвин становится местом «царского богомолья», а икона обретает название Тихвинская. С чудотворного образа пишут многочисленные списки.

В 1525-ом в Тихвин приезжает князь Василий. Туда его приводят личные дела: развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. На следующий год князь женится на Елене Глинской – и, начиная новую жизнь, снова совершает паломничество и усердно молится.

Спустя два года после моления Тихвинской Богородице о чадородии на свет появляется наследник – Иван IV, который останется в истории как Иван Грозный. Первый российский царь пронесет благоговение перед Тихвинской иконой через всю свою жизнь.

СВЯТЫНЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

За 15 дней до венчания на царство и венчания с Анастасией Иван Грозный спешит в Тихвин получить благословение.

– Любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая, – ведают летописцы.

Прежде чем превратиться из князя в первого русского царя, Грозный вновь едет в Тихвин. На царство Ивана IV венчали в Москве, но списком с чудотворной иконы.

В походе на Казань ночью, во время привала на реке Пьяне, икона Тихвинской Богоматери явилась царю во сне. Благодаря видению в Иване Васильевиче укрепилась вера в победу. Спустя годы на этом месте появится монастырь, которому государь подарит список с чудо-иконы.

В 1560-ом, по велению царя, в Тихвине закладывают Богородичный Успенский мужской монастырь.

– Царь с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил и до самой кончины все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, – говорится в летописях.

Сюда Грозный сошлет свою четвертую жену Анну Алексеевну. В монашестве Дария, она станет ктиторшей Тихвинского Введенского монастыря, одной из самых богатых женских обителей вплоть до Революции. Дарью очень чтил Михаил Федорович Романов – человек, который прервет череду Рюриковичей на российском престоле. Кстати, и благословят на царство первого Романова списком Тихвинской иконы.

ПРОТИВ ШВЕДОВ И ФРАНЦУЗОВ

В Смутное время «царское богомолье» стало и военным объектом: соседство с границей заставило монастыри Тихвина укрываться за рвами и частоколами. В 1610-ом обитель была разорена литовским войском, а до 1613-го неоднократно подвергалась нападкам шведов и в результате стала их гарнизоном. Тихвинцы восстали: в условиях, когда вокруг были одни враги, они напали на захватчиков и выбили их из обители.

Но враг вернулся с подкреплением, желая сравнять Тихвин с землей. Когда надежды почти оставили тихвинцев, одному из послушников было видение – Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. Чудотворец пообещал, что общая молитва избавит от врага и поможет одержать победу.

Тихвинцы вышли на стену монастыря с иконой Богоматери. И свершилось очередное чудо: шведам показалось, что со всех сторон идет несметное русское войско, – и они обратились в бегство.

Освобождение Тихвина, который в дальнейшем становится центром борьбы с интервентами, стало первой победой при царствовании Романовых. Под Тихвином же заключили Столбовский мир, который фактически значил, что Романовых на международном уровне признали как правящую династию России.

Во время Полтавской битвы, генерального сражения Северной войны, фельдмаршала Бориса Шереметева спас от пули образок Тихвинской иконы. В своем имении полководец основал Борисовский Тихвинский женский монастырь, а чудотворную икону одаривали многие поколения его потомков.

Тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном, благословили списком с чудотворной иконы. Список прошел с воинами всю Отечественную. Чудо произошло снова: «врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней».

СССР – США – РОССИЯ

В середине 20-х Успенский монастырь закрыли и разорили, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны немцы оккупировали и Тихвин. Чудотворную икону враг отправил в Псков, где в течение двух лет ее выдавали по воскресеньям для богослужений: так гитлеровцы рассчитывали снискать расположение на захваченных территориях.

По легенде, в 1941-ом Сталин призвал духовенство, чтобы совершить в Кремле молебен о даровании победы. Тогда же список с чудотворной иконы погрузили на самолет и обнесли вокруг Москвы. Верующие полагают, что это помогло спасти белокаменную от врага.

В 1944-ом Тихвинскую Богоматерь перевезли в Ригу, но, отступая, забрать не успели. Через лагерь беженцев, рискуя жизнью, икону вывез в США рижский епископ Иоанн (Гарклавс). В 1950-ом Тихвинская Дева Мария обосновалась в Свято-Троицком соборе в Чикаго, где отец Иоанн стал настоятелем. Всю жизнь Иоанн и его приемный сын, протоиерей Сергий, посвятили сохранению святыни. Отец Иоанн завещал вернуть икону только в восстановленную Тихвинскую обитель.

В 1995-ом Успенский собор восстановили и освятили. А в 2004-ом Тихвинская Богородица вернулась домой. Любопытно, что Владимира Путина в день инаугурации в 2004 году благословили именно этим чудотворным образом.

Списки с удивительной иконы есть практически во всех храмах России. И они тоже обладают чудодейственной силой. Так, список, хранящийся в киргизском Караколе, испещрен следами от выстрелов: в икону палили в упор, но пули просто отскакивали от дерева.

КОМУ ПОМОЖЕТ:

Тихвинская икона Божией Матери традиционно считается не только заступницей России при угрозе иноземного вторжения, но и помощницей в зачатии. Перед нею молятся о здравии своем и своих детей, причем не только физическом, но и душевном. Свидетели чудес говорят, что после молитвы перед Тихвинской Богородице излечиваются суставы, возвращает зрение и слух.

КАК МОЛИТЬСЯ:

«Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну.

Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

День почитания — 9 июля.

Тихвинской иконе Божией Матери молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных.

Считается покровительницей младенцев, ее еще называют детской. Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также обращаются с молитвой, когда существуют проблемы зачатия.

Согласно древнему сказанию, чудотворная Тихвинская икона Божией матери была написана святым апостолом Лукой в жизненные годы Девы Марии и переслана им с Евангелием в Антиохию. В V веке икону помпезно переместили в Константинополь, где в честь нее воздвигнут Влахернский храм, который впоследствии стал хранилищем важнейших святынь Византии.

В 1383 году икона непостижимым образом исчезла, что посчиталось предзнаменованием краха Византийской империи, которая пала в 1453 году от турок-османов. Но в том же году произошло чудо — икона объявилась на Руси. Изумленные рыбаки, промышлявшие в Ладожском озере, увидели ее парящей над водами озера. И вот она снова появляется в окрестностях того же озера!

Образ Божией Матери еще много раз показывался в разных местах, пока не выбрал наконец-то себе богоугодное — около будущего града Тихвина, куда он явился по воздуху и повис над горой. Узревшие это чудо люди пали перед ней ниц с молитвами о прощении, милости и помощи. Икона вняла мольбам и плавно спустилась вниз, где ее восторженно встретили местные жители и на этом месте впоследствии построили для нее часовню. Константинопольский патриарх, выслушав показания новгородских купцов, подтвердил достоверность иконы и благословил ее.

Строительство началось незамедлительно, и до вечера уже был готов сруб. Но утром оставленные на ночь стражники не увидели ни начатого сруба, ни образа. Срочно собрали народ и приняли все действия для поисков пропавшей иконы, молясь и горько оплакивая пропажу. И вдруг чудесным образом икона вместе с начатым срубом нашлась на другом берегу реки Тихвинки – так икона указала место для своего окончательного пребывания. В этом месте и возвели ей храм, а икону назвали в честь местности Тихвинской. Этот храм однажды ночью спустя семь лет сгорел, но икона нашлась в ближайших зарослях целой и невредимой. Еще три раза был пожар, и все три раза икона чудесным образом спасалась.

Слава о свойствах Чудотворной иконы разнеслась далеко за границы края, а в 1613 году, когда Россия воевала за свою независимость и свободу, икона спасла своими чудесными свойствами Тихвинскую обитель. Когда к власти пришел царь Романов Михаил Федорович и его отважные отряды освободили Новгородские земли от коварных шведов, те решили отомстить и уничтожить святыню Тихвинского монастыря. Послушнице Марии, которую в свое время икона исцелила от слепоты, в вещем сне явилась Богородица и наказала взять ее икону и обойти вокруг стен городских. И пошел народ, гордо неся образ перед собой. Когда шведы увидели это шествие, их обуяла такая паника, что они сбежали без оглядки. Когда вражеские войска второй раз решили напасть на Тихвинский монастырь, они увидели громадное войско, напирающее прямо на них, и снова в страхе сбежали с места боя. И снова шведские войска под предводительством жестокого полководца Далагарди все силы бросили на то, чтоб не только разрушить монастырь, но и обязательно уничтожить икону. Тогда защитники обители решили увезти и схоронить ее в Москве, но икона как будто вросла в стену – ее не смогли подвинуть и на миллиметр. И снова наступающим шведам привиделось многочисленное войско русское, идущее в их сторону, и они окончательно бросились в бегство.

Что знаменательно – ровно через год именно в Тихвинском монастыре, перед иконой Божией Матери, был подписан договор о перемирии со шведами. С этого времени началось всемирное почитание Тихвинской иконы Божией Матери, и день ее празднества стал 26 июня (9 июля).

После октябрьской революции в 1924 году Тихвинский монастырь закрыли, а чудотворную икону переместили в один из храмов Тихвина. После второй мировой войны чудотворная Тихвинская икона заняла в иконостасе почетное место справа от Спасителя, и только раз в году, в престольный праздник, ее достают для великого богослужения и проносят крестным ходом кругом храма.
По сказаниям, именно из Тихвинской церкви Сталин перед битвой за Москву взял чудесную икону и приказал обогнуть на самолете столицу, благодаря такому благословению враг был побежден.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн и мирянин по имени Сергий, спасая чудотворную икону, увезли ее в Европу, а потом и вообще США. Перед своей смертью архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну хранить икону как зеницу ока и вернуть её в Россию только тогда, когда в стране произойдет почитание советской властью Церкви и будет реконструирован Тихвинский монастырь.

В 2004 году свершилось долгожданное возвращение чудотворной иконы на свою родину. И поныне перед иконой молятся те, кто страдает тяжкими душевными заболеваниями, параличами, болезнями суставов, слепотой, но особо Божия Матерь оберегает и исцеляет детей и женщин, страдающих от бесплодия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *