Тир и сидон

горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись

(Лк. 10:13). В слове «горе” слышится скорбь, равно как и негодование. Греческое ούαί переводится через «увы” в Откр. 18:10, 16, 19. Параллельное место у Лк. 10:13 (в речи при посольстве семидесяти апостолов на проповедь), почти буквально сходное, с добавлением καθημένοι после ἐν σάκκῳ καὶ σποδῷ. Да и вообще Мф. 11:21-23 близко сходно с Лк. 10:13-15.

Иоанн Златоуст объясняет это место так: «а чтобы тебе увериться, что жители этих городов были злы не по природе, Он упоминает о таком городе, из которого произошли пять апостолов; именно из Вифсаиды произошли Филипп и четыре первозванных апостола”. По словам его же, «Спаситель присоединяет к этим городам Содом не без причины, но чтобы увеличить осуждение. Подлинно, сильнейшим доказательством злобы иудеев служит то, что они являются худшими не только современных им, но и всех когда-либо бывших злых людей”. Первый город, названный в этом обличении, есть Хоразин. О нем упоминается только у Мф. 11:21 и Лк. 10:13. В рукописях и у отцов — большое разнообразие в чтении (Хоразени, Хоразейм, Хоразаим, Коразаим, Коразаин, Хоразэе, Хоразан). Местоположение этого города неизвестно с точностью. (Современные исторические исследования совершенно точно отождествляют Хоразин с нынешним израильским городом Korazim, на северо-запад от Галилейского моря. Прим. ред.). Это трудно определить особенно в настоящее время, когда местные жители и арабы указывают путешественникам и исследователям разные местности, о которых трудно сказать, что это был Хоразин. Всего вероятнее отождествление Хоразина с развалинами Керазе или Керасе, вследствие сходства этого названия с Хоразином. Развалины видны и теперь верстах в трех к северу от Телл-Хума Вот как описывает эту местность один из новейших путешественников, ее посетивший. «Керазе находится в пустынном месте, камней здесь так много, что моей лошади трудно было идти по ним. Развалины занимают столько же места, сколько в Телл-Хуме, и находятся частью в сухой ложбине, а частью на гребне холма, образованного крутым поворотом вади. Что побудило людей выстроить город в таком месте, трудно понять. Подобно лежащим тут камням, развалины — из черной лавы, и потому их легко просмотреть; но немногие из них обращают на себя внимание. Тут есть, например, остатки синагоги, с изящно высеченными из камня коринфскими капителями из твердого черного базальта, притолоки, дверные косяки, тесаные камни, вершины колонн и один большой круглый камень, похожий на жернов, около четырех футов в толщину и ширину, когда-то бывший катком в масличном прессе для раздробления ягод и выжимания масла. Теперь тут нет маслин, только несколько смоковниц растут у могил двух арабских шейхов. Но особенно поразительную характеристику этого страшного места составляют несколько домов, очень вероятно, бывших еще во времена Спасителя, которые и теперь стоят, как будто только что выстроенные. Их стены около шести футов в высоту, толщиной фута в два; в некоторых случаях камни прилажены без извести, в других они прекрасно скреплены цементом. По середине одной из сторон имеется широкая дверь и одно-два окна в каждом доме, но только в фут высоты и полфута ширины. Один-два каменных столба стоят внутри по середине, поддерживая плоскую крышу; но домики почти все очень малы, в некоторых по две комнаты, но большею частью только по одной, хотя встречаются один или два дома, разделенные на четыре маленькие каморки. Из середины этого места вытекает ручей, около дерева у арабских гробниц, но это — единственный живой предмет, который мы видали. К северу остался след мощеной дороги, связывавшей город с большой Дамасской караванной дорогой”.

Если трудно определить, где находился Хоразин, то не мене трудно определить и местоположение Вифсаиды. Шюрер говорит, что вопрос, тождественна ли новозаветная Вифсаида с Вифсаидой Юлией, который недавно возбуждал многочисленные споры, теперь не может быть разрешен (2:208-9). Так же, как и Хоразин, Вифсаида пишется по-разному: Вифсаидан, Ветсаида, Вифсаида. (Недавно установили, что древняя израильская Бет-Цейда и деревня Вифсаида, которая имеет огромное значение для христианства, — одно и то же селение. Оно находилось недалеко от впадения Иордана в Киннерет. В этой деревне родились три ученика Иисуса: Петр, его брат Андрей и Филипп. Прим. ред.) Наиболее вероятным представляется предположение, что было во время Христа две Вифсаиды, восточная, или лучше северо-восточная (от Галилейского озера) и западная, и что в речи Христа говорится о западной Вифсаиде, которая была пригородом Капернаума. Само название Вифсаиды давно перестало привлекать к себе внимание путешественников. Древнейшее историческое упоминание о ней у Иеронима; но он сообщает о ней не больше сведений, чем сколько можно заимствовать из Нового Завета. Д-р Робинсон глубоко убежден, что разные отождествления Вифсаиды с Ирбидом, Хан-Минией, Меджделем (Магдалой) и Аин-Табигой обязаны были только впечатлениям момента. Он выведывал тщательно у туземцев на берегу озера; но ни один мусульманин не знал ничего о таком имени или хотя бы сходном с ним. Христиане Назарета и Тивериады, правда, были знакомы с названием Вифсаиды, как и христиане Капернаума, из Нового Завета; и они прилагают его к разным местам, смотря по тому, как учат их местные монахи или как считают лучшим и наиболее удобным отвечать путешественникам.

Тир и Сидон — известные финикийские города на берегу Средиземного моря, в Финикии.

Причина «горя” заключается в том, что эти города не покаялись. Выражение слишком общее. Неизвестно, за какие именно грехи постигла эти города кара. Так как в Тире и Сидоне процветало идолопоклонство и вместе с тем языческий разврат, то в Хоразине и Вифсаиде, как нужно думать, распространен был еще больший разврат. Тиру и Сидону здесь непрямо выражается порицание за их развратную жизнь. Но и они покаялись бы, если бы в них была такая же проповедь, какая слышна была на улицах Хоразина и Вифсаиды. Тем больше, следовательно, грех обличаемых иудейских городов, в которых была не только проповедь, но и совершены были многие «силы”, т.е. чудеса, знамения. «Вретище и пепел” — указывают на сопровождающее покаяние выражение скорби каявшихся иудеев, у которых был такой обычай.

Толковая Библия.

Тир и Сидон

Первые подводно-археологические исследования затонувших городов были проведены в тридцатых годах нашего века. Руководил ими французский археолог Анри Пуадебар. Экспедиция его искала древние порты финикийцев, прославленных городов-государств Тира и Сидона.

Узкой полосой протянулась Финикия у подножия Ливанских гор, поросших кедровыми лесами. Уже в IV тысячелетии до н. э. здесь поселились земледельцы и рыболовы. Легенды говорят, что Сидон был самым древним городом Финикии. Сначала это была деревушка, населенная рыбаками (само слово «сидон» в переводе на русский означает «рыба»). В наши дни, спустя несколько тысяч лет, Сидон — это небольшой рыбацкий поселок в республике Ливан (только ныне он называется Сайд). Однако в период расцвета Финикии Сидон был большим укрепленным городом-государством. Его жители не только ловили рыбу, но и совершали далекие морские путешествия, вплоть до Атлантики, добывали пурпур из раковин улитки-багрянки, строили корабли, слава о которых гремела по всему свету.

Соседом и соперником Сидона был город Тир. «Богат он рыбой более, чем песком» — сказано о Тире в древнеегипетском папирусе. Библейский пророк Иезикиил, обращаясь к Тиру, говорит о его кораблях: «Из кипарисов сенирских делали тебе доски; кедры Ливана брали, чтобы сделать мачту над тобою. Из дубов башанских делали твои весла; сиденья для твоих гребцов делали из слоновой кости и бука, что с острова Кипра. Узорчатое полотно из Египта было парусом твоим, чтобы быть для тебя знаменем; яхонтовым и пурпурным цветом с островов Элиша покрыта была твоя палуба».

Слава Тира затмила славу Сидона. При царе Хираме, современнике легендарного царя Соломона, Тир стал столицей обширной державы. Колонии ее были разбросаны по всему Средиземноморью. Выходцы из Тира основали Карфаген, крепость Гадес в Испании, к западу от Гибралтарского пролива, и поселение Лике на Атлантическом побережье Африки.

Но вот и Тир, и Сидон, да и вся Финикия попадает под власть чужеземных завоевателей: ассирийских царей, египетских фараонов-правителей Вавилонии, наконец, Персидской державы. Несмотря на это, мореплавание и торговля в Финикии процветают, а Тир по-прежнему остается «морскими воротами» Древнего Востока.

Державу персов сокрушил Александр Македонский. Сидон и другие финикийские города сдались его войскам без боя. Тир же покориться не пожелал. Ибо никому еще не удавалось взять приступом этот город-крепость, расположенный на острове. Не мог этого сделать и Александр Македонский. И тогда полководец решает: если войска не могут взять остров-крепость, надо сделать так, чтобы она перестала быть островом.

По приказу Македонского через пролив, отделяющий Тир от материка, строят насыпь. Отныне и навсегда Тир соединяется с материком. Горожане отчаянно сопротивляются. Но город теперь уже не остров. Войска Александра берут штурмом неприступную крепость и начинают разгром и грабеж непокорного города. Тридцать тысяч человек, всех, кто уцелел в Тире после штурма и резни, продают в рабство.

И все-таки Тир поднимался из руин и «снова возвращался благодари мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы». Это слова Страбона, античного географа. Тот же Страбон сообщает: в порту Тира было две гавани… Тщетно, однако, искали археологи следы хотя бы одной из них, когда начали раскопки в современном крохотном городишке Тире.

Анри Пуадебар, руководивший экспедицией, принимает смелое решение. Вероятно, обе гавани Тира скрылись под воду. Искать же их надо с воздуха!

Самолет совершает полеты над прибрежной полосой Средиземного моря. Ему удалось обнаружить какие-то темные пятна на дне. Пятна имеют правильную геометрическую форму… Гавани Тира? Исследователи спускаются под воду.

На глубине трех-пяти метров найден древний мол. Он тянется почти на двести метров, уходя в море. Ширина мола — восемь метров, на нем можно расположить войска для обороны и даже боевые машины. На дне открыт и второй мол. Длина его — 750 метров. Посередине мола оставлен проход для кораблей. Под водой обнаружены укрепления — на каждом из двух молов, и две дамбы длиной в сто метров.

Ежегодно наступало море на дамбы и молы Тира. Но люди были сильней стихии. Сооружения порта ремонтировались, сооружались специальные волноломы. И лишь когда Финикия пришла в упадок, сопротивление натиску стихии прекратилось. Портовые постройки ушли под воду, дамбы, гавань, молы, даже набережные древнего Тира оказались на дне Средиземного моря. Спустя много веков их открыли и изучили археологи-подводники под руководством Анри Пуадебара.

Та же судьба постигла второй финикийский порт — Сидон. Только здесь ученым не нужно было вести разведку с воздуха: часть портовых сооружений затонула не полностью и была еще видна. Исследованию помешала вторая мировая война. А когда она закончилась, правительство республики Ливан пригласило Анри Пуадебара продолжить свои подводно-археологические работы. Итогом их было интересное открытие. Оказалось, что порт Сидон устроен иначе, чем порт его давнего соседа и соперника города Тира!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Экзотика: полезно или опасно?

Все больше людей заводят у себя помимо традиционных кошек, собак, грызунов, птичек и рыбок нечто экзотическое и для многих устрашающее: змей, ящериц, обезьян, а то и крокодилов, и даже леопардов. Нельзя к этому относиться однозначно. Есть экзотические животные, которые вполне уживаются с человеком в условиях города, а есть такие, которых держать в квартире категорически нельзя.

Змеи совсем не так страшны, как кажутся. Конечно, ядовитых кобр и гадюк держать в доме не надо. Но вот завести себе террариум с безобидными ужами, желтопузиками или экзотическим удавом – для любителей этих представителей фауны удовольствие вполне дозволенное и ненаказуемое. Сложность лишь в том, что таких змеек надо кормить не мясом или искусственным кормом, а живыми лягушками и мышами. Если вы готовы постоянно добывать этот корм для своих ползучих «домочадцев», тогда нет никаких проблем. А вот польза для вашего здоровья будет. Ведь змеи, как и кошки, умеют снимать болевые ощущения, перерабатывая отрицательную энергию, взятую у человека. Для этого, конечно, нужно положить змею на больное место. Также освобождают от вредной энергетики и человеческий организм, и жилые помещения всевозможные ящерицы и саламандры, а также черепахи.

Только вот теплолюбивых ящериц из дальних стран заводить в нашем климате не стоит – они, скорее всего, погибнут, потому что очень трудно создать для них подходящий температурный режим и обеспечить необходимое питание. Не говоря уже о крокодилах, которым тесно даже в ванне. Мартышки, лемуры, экзотические птицы, леопарды – все это неподходящие соседи для городского жителя. Никому не будет хорошо от такого соседства – ни животным, ни человеку.

Энергетика экзотических животных неблагоприятна, даже опасна для человека. Как правило, они являются очень сильными энергетическими вампирами и забирают у человека не только отрицательную, но и положительную энергию. Не забывайте еще и о том, что экзотические животные часто бывают разносчиками экзотических болезней, которые почти не лечатся и чреваты самым печальным исходом для человека. Так что не стоит слишком увлекаться экзотикой. Гораздо полезнее содержать в доме обычных для нас, традиционных животных, рыб, птиц.

Сделаем мир чише

Чистое тело, чистая душа, чистый дом, чистые отношения… Что еще нужно нам для счастья, для радости, для здоровья? Если есть чистота – остальное приложится. Как прекрасно жить в чистом доме, где все сияет радостью. Как замечательно, когда душа сияет чистым светом и нет в ней тягостных мук, боли, непроходящей печали… Как чудесно, когда чистый и здоровый организм работает как часы. А каковы мы сами – такова и жизнь вокруг. Ведь жизнь только отражает те проблемы, которые существуют у нас внутри. Когда мы чисты – чиста и прекрасна наша жизнь.

Но ведь это в наших силах. Стать чистым может каждый. Это зависит только от нас.

И пусть нам кажется, что сегодня мы можем не так уж много. Очистить свое тело, свою душу, свой маленький уютный уголок в этом мире. Как мало – и как много! Из таких маленьких уголков чистоты может сложиться чистота всего нашего мира. Начните с себя. Очистите себя – и вот уже другие потянутся за вами. Ведь вы станете для них прекрасным примером – примером того, как замечательна жизнь в чистоте. Возникнет цепочка чистоты, пополняясь все новыми и новыми звеньями, потянется за вами, не останавливаясь, не прерываясь… А значит, каждый из нас может сделать не так уж и мало для того, чтобы наш мир стал чище и прекраснее.

Мы все достойны чистоты, здоровья, счастья. И весь наш уставший от проблем мир достоин этого. Вы тоже так считаете? Тогда успехов и счастья вам на пути очищения себя и мира!

На днях в целях сближения со своими поклонниками, блогерша и телеведущая программы «Орел и Решка» решила ответить на вопросы своих подписчиков, но все сложилось наоборот.

Отвечая на вопросы в сторис в Instagram, Анастасия наткнулась на вопрос подписчицы о дружбе с людьми. На что блогерша ответила что предпочитает дружить с противоположным полом, по причине того, что мужчины ответственнее и адекватнее решают проблемы и не обсуждают других людей за спиной, при этом назвала большинство девушек истеричками.

Ее женская половина аудитории восприняла это высказывание как оскорбление в свой адрес. Ивлеева оправдала свое высказывание тем что она, поцанка, но увы, зрителям этого было не достаточно. Далее, все возмущения и претензии плавно перешли на страничку блогерша в Twitter, где множество ее уже бывших поклонников высказывали свое мнение на счёт точки зрения телеведущей. Аудитория разделилась на два лагеря. Одни считали что Ивлеева зря себя покрывает и ей нет оправдания, другая же часть зрителей восприняла это как точку зрения, с которой не все согласны. По количеству твитов первый лагерь побеждал. В основном это были девушки. Один из самых популярных твитов принодлежит пользователю с никнеймом Кочерга и звучит следующим образом: » Кто — нибудь, скажите Ивлеевой, что это называется не пацанка, а белопальтовая мизогинка». Сейчас этот твит набрал уже порядка 5.8 тысяч лайков. Это уже второй инцидент за месяц, связанный с резкими высказываниями блогеров. Первый произошел с Региной Тодоренко.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *