Тир и сидон

Сур (город)

У этого термина существуют и другие значения, см. Сур. У этого термина существуют и другие значения, см. Тир.

Город

Сур (Тир)

араб. صور‎

33°16′ с. ш. 35°12′ в. д.HGЯOL

Страна

Ливан

Регион

Южный Ливан

Район

Сур

История и география

Основан

2750 до н. э.

Площадь

  • 4 км²

Высота центра

10 м

Часовой пояс

UTC+2, летом UTC+3

Население

Население

135 204 человек (2005)

Сур (Тир)

Медиафайлы на Викискладе

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 299
рус. • англ. • фр.

Триумфальная арка (II век н. э., реконструкция)Гавань Тира, 2006 годБольшой знак, который показывает собой древний город Тир, как охраняемую культурную собственностьРимский ипподром в Тире Современная южная часть Тира

Сур, или Тир (араб. صور‎, Сур, от финикийск. 𐤑𐤅𐤓 «Сор» — скалистый остров; греч. Τύρος) — город в Ливане. Находится в мухафазе Южный Ливан. Тир один из древнейших крупных торговых центров Финикии и Средиземноморья. Современное арабское название — Сур. В его честь названа кольцевая структура Тир на спутнике Юпитера Европе.

История

См. также: Финикия

Легенды об основании

Финикийские мифы (записанные Филоном Библским) возводили его основание к богам (они же герои или полубоги в другом понимании). Согласно этим мифам, Усоос приплыл на бревне к острову, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, остров плавал по волнам; на нём были две скалы и между ними маслина, на которой сидел орёл; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывёт к нему и принесёт в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и остров был прикреплён ко дну.

Геродоту говорили местные жрецы, что город их основан 23 века тому назад, то есть в середине XXVIII века до н. э. Двое античных историков относили его основание к позднейшему времени — ок. 1200 года до н. э.: Иосиф Флавий, помещавший это событие за 240 лет до Храма Соломона, и Марк Юниан Юстин, утверждавший, что Тир построен вскоре после разрушения Трои.

Первые исторические источники

Древнейшее письменное упоминание Тира («Сурру») — в Амарнском архиве. В местной дипломатической переписке князь Тира Абимилки выступает автором 10 табличек, от 146-й до 155-й. Он отчитывается о ситуации в регионе своему сюзерену, египетскому фараону Эхнатону — тот утвердил его в качестве правителя и называет званием рабису («генерал»). Кроме того, Абимилки в униженных выражениях (среди табличек присутствует «Гимн фараону») просит у Египта помощи против князя Сидона Зимриды и амореев (в том числе хапиру и их предводителя Азиру); его заперли на острове, у него нет ни воды, ни дров. В папирусе Anastasi I (XIII века) Тир упоминается как большой «город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком».

Древнейшее поселение находилось действительно на острове; на материке были только предместья и кладбища; имя материкового Палетира («древний Тир») основано на недоразумении. Воды на острове не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда её доставляли на кораблях в город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в цистерны.

Остров имел две гавани — Сидонскую на севере и Египетскую на юго-востоке; последняя теперь засыпана песком, и часть острова размыта морем.

Расцвет Тира

На первое место среди финикийских городов Тир выдвинулся в XII веке до н. э. после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикиян в западной половине Средиземного моря (Кадис, Утика, Карфаген и многие другие) восходят к Тиру: они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Тира, была усмирена царём Хирамом I (969—936 годы до н. э.), известным как устроитель и украситель города и мудрый политик. Хирам жил 53 года и умер после 34-летнего царствования. Во внешней политике он утвердил за Тиром гегемонию, перешедшую к нему от Сидона, воевал с киттийцами (жителями Кипра) и союзничал с Израильско-Иудейским царством, начиная с царя Давида. Именно благодаря дружбе Хирама с царём Соломоном тиряне помогали евреям построить Храм Соломона.

После него были смуты, пока не вступил на престол узурпатор Итобаал I, брат Иезавели, шурин Ахава Израильского. При нём ассирийский царь Ашшурнацирапал II дошёл в своём походе на запад до Нар-эль-Кельба (876 год до н. э.); Тир откупился от него дарами. Иттобаал основал Ботрис для защиты от ассирийцев, заключил союз с израильским царём Омри и послал колонию в Ливийскую Авзу. При его внуке Маттане I Салманасар II получил дары (842 год до н. э.) от Тира, а при следующем царе, Пигмалионе (античные источники называют основательницу Карфагена Элиссу, или Дидону, его сестрой), был поход Рамман-Нирари (804 и 801 годы до н. э.), которому Тир также подносил дары. Тиглатпалассару III Тир уплатил 150 талантов; в анналах его упоминаются цари Тира Хирам II и Маттан II (738 и 734 годы до н. э.). После них сидел Элулай, или Пюй (728—692 годы до н. э.), подчинивший отпавших киттийцев и выдержавший победоносно пятилетнюю осаду Салманасара IV.

Саргон II хвастался, что подчинил Тир, но Синаххерибу не удавалось справиться с Элулаем, который примкнул к коалиции нубийско-египетского фараона Тахарки и иудейского царя Езекии. Лишь во время похода Синаххериба 701 года до н. э., когда ассирийцы захватили материковые тирские города, Элулай бежал, был схвачен и убит. При Ассархаддоне царь Тира Баал I сначала подчинился Ассирии, помог ей захватить Сидон и заключил договор 675 года до н. э., лишавшего его права принимать важные решения без ассирийского надзирателя-резидента и совета старейшин. Однако затем Баал I примкнул к Египту, был осаждён, но, по-видимому, не покорён, хотя на сенджирлийском барельефе Ассархаддон и изобразил его вместе с Тахаркой на верёвке у ног своих (Берлинский музей). Уже Ашшурбанипалу Баал I вынужден был подчиниться и отдать ему в гарем свою дочь, а в заложники — сына.

Постоянные осады и войны ослабляли город. В какое-то время, возможно, в IX веке до н. э., этим воспользовались рабы и произвели бунт, жертвой которого пала знать. Согласно скудным сведениям об этом восстании, сохранившимся в античной традиции (Юстин), восстание рабов закончилось полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими; царём был выбран Абдастарт (греч. Стратон).

Осады Навуходоносором и Александром

При Навуходоносоре Тир был на стороне Египта и Иудеи. Вавилонский царь безуспешно осаждал его 13 лет (с 587 года до н. э.) при царе Итобаале II. Спасаясь от вавилонских войск, Тир перенесли на скалистый остров (в итоге, на материке остались кладбище и развалины старого города, а новый Тир обнесли высокой стеной по всему периметру острова). Однако в итоге изнемогшие граждане решили заключить мир. Царь переселился в Вавилон; на его место посажен был Баал II (до 564 года до н. э.), после которого в Тире был опять переворот: царская власть заменилась «судьями» (суффет). Вскоре, однако, противная партия выпросила из Вавилона царя Хирама III (552—532 годы до н. э.), при котором вавилонское владычество заменилось персидским.

Это владычество Тир сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Отказ пустить в город Александра Великого для принесения жертвы Мелькарту, хотя изначально Тир обещал заключить с македонским завоевателем союз и не помогать персам, повлёк за собою семимесячную осаду с насыпкой перешейка от берега к острову. Тиряне защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли много помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Тиру финикийских городов. 8000 граждан погибло. В живых остались немногие мужчины; царь Азимилк и вельможи, спасшиеся в храме, были пощажены. По словам Арриана, в рабство было продано 30 000 захваченных жителей Тира, Диодор пишет о 13 000 пленников. Все строения города Александр приказал поджечь. Александр заселил Тир населением из окрестных мест и назначил им нового царя. Впрочем, находки тирских монет показывают, что Азимилк царил в Тире до 309/308 года до н. э., то есть оставался царём и после штурма Тира.

Античный и средневековый Тир

Очевидно, город быстро восстановили, так что уже 17 лет спустя он держался 15 месяцев против Антигона, будучи под властью Птолемеев. В 126 году до н. э. город получил независимость от Селевкидской империи, сохраняя её до подчинению римлянам в 64 году до н. э. Во время эллинизма Тир был одним из центров образованности (историки Менандр, Дий, философ-неоплатоник Порфирий). В Иудейскую войну был против евреев. В 43 году до н. э. известен тиран Марий, ставленник римлян. Христианство появилось в Тире рано; здесь жил неделю Апостол Павел (Деяния XXI, 3); город скоро стал епископией (святой Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане пострадало здесь 156 мучеников. В Тире умер Ориген; гробницу его показывали ещё в VI веке.

В Абиссинию проповедь христианства занесена была тирянами, среди которых был Фрументий Аксумский. Первый замечательный храм при Константине Великом построен был тирским епископом Павлином и торжественно освящён в 314 году Евсевий Кесарийский подробно описывает другой тирский храм, на юге-востоке города, освящённый им в 335 году, причём в том же году в Тире состоялся собор по делу архиепископа Александрийского.

В средние века Тир был одним из главных городов Востока и играл большую роль, считаясь неприступным. Только благодаря раздорам среди мусульман удалось Балдуину II покорить его при содействии венецианского флота (1124 год); основана была франкская епархия (Вильгельм, архиепископ Тирский, историк). Город был богатый и промышленный (стеклянные изделия).

Основная статья: Осада Тира (1187)

Двухмесячная осада города Саладином в 1187 году была безуспешна — Конрад де Монферрат отстоял Тир от айюбидских войск.

В 1190 году здесь был погребён Фридрих Барбаросса. В 1291 году Тир отвоёван у крестоносцев мусульманами-мамелюками, а в начале XVI века город был включён в состав Османской империи.

Новое время

Позже стоящий на месте Тира Сур — городок, расположенный на севере бывшего острова, соединённого с берегом, не имел особого экономического значения, так как торговля перешла к Бейруту. Через Сур из Хаурана вывозили табак, хлопчатую бумагу и жернова. Был резиденцией каймакама. Имелись школы и учреждения миссий разных монашеских орденов и протестантских церквей. В 1837 году Тир сильно пострадал от землетрясения.

По оценке 2017 года в городе проживает 125 000 человек.

> Города-побратимы

  • Алжир
  • Дизфуль, Иран
  • Малага, Испания
  • Новороссийск, Россия (с 2013)
  • Перпиньян, Франция
  • Тунис

Галерея

  • Главная улица с колоннами на месте раскопок Аль Мина

  • Район раскопок Аль Мина – предполагаемая римская агора

  • Типичная узкая улица в христианском квартале

  • Гавань Тира

  • Полуколонна с видом на море

  • Остатки, увиденные на месте раскопок

  • Саркофаг в Тире

См. также

В родственных проектах

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Путеводитель в Викигиде
  • Осада Тира Александром Македонским
  • Список царей Тира
  • Тирский шекель

Примечания

  1. 1 2 Сур // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 351.
  2. Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. — М.: Наука, 1966. — С. 27.
  3. Fleming, Wallace Bruce. The history of Tyre. New York : Columbia University Press, 1915. p.7
  4. Erik Langkjer. The Origin of Our Belief in God: From Inner Anatolia 7000 B.C. to Mt. Sinai and Zion : Included a Chapter on Harappa Culture. Underskoven Publishers, 2004. ISBN 8790767977, ISBN 9788790767976 // 2.01 Tyre
  5. Квинт Курций Руф, книга V, гл. 4, пар. 13
  6. История крестовых походов. Конрад де Монферрат, сеньор Тира (14 июля 1187 — 28 апреля 1192).
  7. http://www.citypopulation.de/Lebanon-Cities.html
  8. Героизм на двоих. У города-героя Новороссийска новый побратим — Тир. Этот город, сейчас находящийся в Ливане, стал героическим ещё тогда, когда не сдался Александру Македонско…

Литература

  • Justinus, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus, 18.3 — история основания Тира в труде Юстина
  • Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. Часть I. Проклятие Иезекииля. Город, сброшенный в море
  • http://www.bibliotekar.ru/goroda/6.htm

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11973663k · VIAF: 124395803 · WorldCat VIAF: 124395803

Города Акко · Ахзив · Арвад · Берит · Библ · Гадрумет · Карфаген · Ликсус · Могадор · Сарепта · Сидон · Симира · Сур (Тир) · Триполи · Угарит · Утика
Личности Финикийские правители · Правители Карфагена · Карфагеняне · Ахирам · Азимилк · Ганнон · Пигмалион · Санхуниатон · Табнит · Хирам I
Язык и письмо
Религия Баал · Мелькарт · Молох · Танит · Усоос · Ям
Прочее

Тир (город)

У этого термина существуют и другие значения, см. Тир.

Город Тир
صور

Страна Ливан
Координаты
Население 135 204 человек (2005)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3

Тир на Викискладе

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 299
рус. • англ. • фр.

Триумфальная арка

Тир (от финикийск. صور «Цор» — скалистый остров) — знаменитый финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, провинция Аль-Джануб («Южный Ливан»). Современное арабское название — Сур.

  • 1 История
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Основание его возводилось к богам. По легенде, Усоос приплыл на бревне к острову, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, остров плавал по волнам; на нём были две скалы и между ними маслина, на которой сидел орел; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывёт к нему и принесет в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и остров был прикреплён ко дну. Геродоту говорили местные жрецы, что город их основан XXIII века тому назад, то есть в половине XXVIII века до н. э.

Древнейшее упоминание Тира — в амарнском архиве. Князь Тира Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и Амореев; его заперли на острове, у него нет ни воды, ни дров. В папирусе Anastasi I (XIV века) Тир упоминается как большой «город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком».

Древнейшее поселение находилось действительно на острове; на материке были только предместья и кладбища; имя материкового Палетира («древний Тир») основано на недоразумении. Воды на острове не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда её доставляли на кораблях в город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в цистерны.

Остров имел две гавани — Сидонскую на севере и Египетскую на юго-востоке; последняя теперь засыпана песком, и часть острова размыта морем. На первое место среди финикийских городов Тир выдвинулся в XII веке до н. э. после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикиян в западной половине Средиземного моря (Кадис, Утика, Карфаген и мн. др.) восходят к Тиру: они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Тира, была усмирена царём Хирамом I (969—936), известным как устроитель и украситель города и мудрый политик. Именно благодаря его дружбе с царём Соломоном тиряне помогали евреям построить Храм Соломона.

После него были смуты, пока не вступил на престол узурпатор Иттобал I, брат Иезавели, шурин Ахава Израильского. При нём Ассурназирпал Ассирийский дошёл в своём походе до Нар-эль-Кельба (876); Тир откупился от него дарами. Иттобал основал Ботрис для защиты от ассириян и послал колонию в Ливийскую Авзу. При его внуке Маттоне I Салманассар II получил дары (842) от Тира, а при следующем царе, Пигмалионе, был поход Рамман-Нирари (804 и 801), которому Тир также подносил дары. Тиглатпалассару III Тир уплатил 150 талантов; в анналах его упоминаются цари Тира Хирам II и Маттон II (738, 734). После них сидел Элулай, или Пюй (728—692), подчинивший отпавших киттийцев и выдержавший победоносно пятилетнюю осаду Салманассара IV.

Саргон хвалится, что подчинил Тир, но Синахерибу не удалось справиться с Элулаем, который примкнул к коалиции Тахарки и Езекии. При Ассаргаддоне царь Тира Ваал сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был осаждён, но, по-видимому, не покорён, хотя на сенджирлийском барельефе Ассаргаддон и изобразил его вместе с Тахаркой на веревке у ног своих (Берлин. музей). Ассурбанипалу Ваал должен был подчиниться и дать ему в гарем свою дочь и в заложники — сына. Постоянные осады и войны ослабили город. Этим воспользовались рабы и произвели бунт, жертвой которого пала знать; царём был выбран Абдастарт (греч. Стратон). При Навуходоносоре Тир был на стороне Египта и Иудеи. Вавилонский царь безуспешно осаждал его 13 лет (с 587 г.) при царе Иттобале II. Однако изнемогшие граждане решили заключить мир. Царь переселился в Вавилон; на его место посажен был Ваал II (до 564), после которого в Т. был опять переворот: царская власть заменилась «судьями» (шофет). Вскоре, однако, противная партия выпросила из Вавилона царя Хирама III (552—532), при котором вавилонское владычество заменилось персидским.

Это владычество Тир сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Отказ пустить в город Александра Великого для принесения жертвы Мелькарту повлёк за собою семимесячную осаду с насыпкой перешейка от берега к острову. Тиряне защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли много помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Тиру финикийских городов. 8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи, спасшиеся в храме, были пощажены, 30000 чел. продано в рабство. Все строения города Александр приказал поджечь. Очевидно, город быстро восстановили, так что уже 17 лет спустя он держался 15 месяцев против Антигона, будучи под властью Птолемеев. Во время эллинизма Тир был одним из центров образованности (историки Менандр, Дий, Порфирий). В иудейскую войну был против евреев. В 43 г. до н. э. известен тиран Марий, ставленник римлян. Христианство появилось в Тире рано; здесь жил неделю Апостол Павел (Деяния XXI, 3); город скоро стал епископией (святой Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане пострадало здесь 156 мучеников. В Тире умер Ориген; гробницу его показывали ещё в VI в.

Гавань Тира, 2006 год

В Абиссинию проповедь христианства занесена была тирянами. Первый замечательный храм при Константине Великом построен был тирским епископом Павлином и торжественно освящён в 314 г. Евсевий Кесарийский подробно описывает другой тирский храм, на юге-востоке города, освящённый им в 335 г., причём в Тире состоялся собор по делу Афанасия Александрийского. В средние века Тир был одним из главн. городов Востока и играл большую роль, считаясь неприступным. Только благодаря раздорам среди магометан удалось Балдуину II покорить его при содействии венецианского флота (1124 г.); основана была франкская епархия (Вильгельм, архиепископ Тирский, историк). Город был богатый и промышленный (стеклянные изделия). Осада Саладина была безуспешна — Конрад де Монферрат отстоял в 1187 город от сараценов Саладина.

В 1190 году здесь был погребён Фридрих Барбаросса. В 1291 г. Тир отвоёван у крестоносцев мусульманами-мамелюками, и в начале XVI века Тир был включён в состав Османской империи. В настоящее время стоящий на месте Тира Сур — городок, не имеющий особого значения, так как торговля перешла к Бейруту. Вывоз из Хаурана табака, хлопчатой бумаги и жерновов. Резиденция каймакама. Жителей около 90000 (54000 мусульман-шиитов, 18000 мусульман-суннитов, 18000 католиков); большинство православных воссоединились с Католической Церковью, образовав Мелькитскую католическую церковь; городскую общину возглавляет архиепископ Тирский. Школы и учреждения миссий разных монашеских орденов и протестантских церквей. В 1837 г. Тир сильно пострадал от землетрясения. Город расположен на Севере бывшего острова, теперь соединённого с берегом. См. Финикия.

Тир (город) на Викискладе

  • Осада Тира Александром Македонским
  • Список царей Тира
  • Justinus, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus, 18.3 — история основания Тира в труде Юстина
  • Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. Часть I. Проклятие Иезекииля. Город, сброшенный в море
  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Финикия и финикийцы

Тир | Библ | Сидон | Акко | Триполи | Берит | Арвад | Ахзив | Цараат | Угарит | Финикийские правители | Хирам I Великий | Карфаген | Правители Карфагена | Известные карфагеняне | Ганнон | Финикийский язык | Финикийское письмо | Библское письмо | Угаритское письмо | Усоос | Баал | Мелькарт | Саркофаг царя Ахирама | Санхуниатон

Крепости, замки и укреплённые города крестоносцев на Ближнем Востоке

Акко • Алеппо • Антиохия • Аполлония • Аскалон • Афек • Бельвуар • Газа • Грот Тирона • Дор • Ибелин • Иерусалим • Йехиам • Кастель • Кейсария • Эль-Карак • Крак де Шевалье • Ламброн • Монреаль • Монфор • Сидон • Тиверия • Тир • Торон • Триполи • Турбессель • Хайфа • Эдесса • Яффа

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские

(Мк. 7:24). Как у Матфея, так и у Марка совершенно неясно «оттуда». Ориген полагал, что из Геннисарета, по которому Спаситель путешествовал (14:34; Мк. 6:53); а удалился, может быть, вследствие того, что слушавшие Его фарисеи соблазнялись по поводу речи о предметах, оскверняющих человека. Удалившись от Израиля, Иисус Христос приходит в пределы Тирские и Сидонские. У Иоанна Златоуста, Феофилакта и других много, при толковании настоящего места, рассуждений о том, зачем же Спаситель говорил ученикам, чтобы они на путь язычников не ходили, когда Сам идет к ним. Ответ дается в том смысле, что Спаситель отправился в пределы Тирские и Сидонские не для проповеди, а чтобы «скрыться», хотя и не мог этого сделать.

Из этих толкований ясно, что Спаситель, вопреки обычному мнению, «переступал границы Палестины» и, хотя и немного, находился в языческой стране. Если мы согласимся с этим, то дальнейшая история представится нам несколько понятнее.

Тир (по-еврейски цор — скала) был знаменитый финикийский торговый город. Около времени завоевания царства Израильского Салманассаром (721 года до Р. X.) ассирийцы осадили его, но не могли взять после пятилетней осады и только наложили на него дань (Ис. 23). Около времени разрушения Иерусалима (588 г. до Р. X.) Навуходоносор обложил Тир и взял его, но не разрушил. В 332 году до Р. X., после семимесячной осады, Тир был взят Александром Македонским, который распял 2 000 тирян за сопротивление. Тир теперь называется Эс-Сур. С 126 г. до Р. X. Тир был самостоятельным городом с эллинистическим устройством.

(Ныне это города на территории Ливана — Soûre (Tyre — Тир), и Saïda — (Sidon — Сидон). Прим. ред.)

Сидон (рыбный город, рыбная ловля, рыболовство, корень одинаковый с «Вифсаида») был древнее Тира. О Сидоне часто упоминается в Ветхом Завете. В настоящее время в нем до 15 000 жителей; но торговое его значение уступает Бейруту. Сидон называется теперь Сайда.

22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

(Марк 7:25). Рассказа, изложенного в 22 стихе и потом в Мф. 23, 24, ни у Марка, ни у других евангелистов нет. Выражения Мк. 7:25 совсем иные, чем у Матфея. Матфей и Марк называют эту женщину различными названиями: Матфей — хананеянкой, Марк — гречанкой (έλληίς) и сиро-финикиянкой. Первое название — хананеянка — согласуется с тем, что сами финикияне называли себя хананеями, а свою страну Ханааном. В Быт. 10:15-18 перечисляются потомки Ханаана, сына Хама, в числе которых первым значится Сидон. Из показания Марка,что женщина была гречанка, можно заключать, что она называлась так только по языку, на котором, по всей вероятности, говорила. В Вульгате это слово переведено, впрочем, через gentilis — язычница. Если этот перевод верен, то слово указывает на религиозные верования женщины, а не на ее наречие. Что же касается названия «сиро-финикиянка», то так назывались финикияне, жившие в области Тира и Сидона, или Финикии, в отличие от финикиян, живших в Африке (Ливии) на северном ее берегу (Карфаген), которые назывались Διβυφοίνικες — карфагенянами (лат. poeni). Откуда эта женщина узнала о Христе и о том, что Он — Сын Давидов, — неизвестно; но весьма вероятно — по слухам, потому что в Евангелии Матфея встречается прямая заметка, что слух о Христе распространился по всей Сирии (Мф. 4:24), бывшей поблизости от Финикии. О последней в Евангелиях не упоминается. Женщина называет Христа сначала Господом (κύριε) и потом Сыном Давидовым. Название Христа Господом в Новом Завете обычно. Так называет Христа сотник (Мф. 8:6, 8; Лк. 7:6) и самарянка (Ин. 4:15, 19). Против мнения, что женщина была прозелиткой врат, говорит ст. 26 (Мк. 7:21). Но выражение «Сын Давидов» может указывать на ее знакомство с иудейской историей. В предании она известна под именем Юсты, а дочь ее — Вероники. Женщина говорит: помилуй не дочь мою, а меня. Потому что болезнь дочери была болезнью матери. Она не говорит: приди и исцели, но — помилуй.


(Прозелиты — cлово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гур — пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт. 23:4;Исх. 2:22; 22:21 Числ. 19:14; 15:29-30; 35:15; 1 Пар. 29:15; Псал. 38:13; Иep. 22:3; Зах. 7:10) У семидесяти толковников слово это переводится различно, в особенности же словом proshlutV и другими подобными (paroicoV; prepidhmoV, xenoV, geiwraV, ioudaizonteV) ProshlutoV; (от prosercomai — прихожу) — собственно пришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от одной общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в какую-либо веру. Так, в особенности назывались новообращенные в веру иудейскую из язычников (Матф. 23:15; Деян. 2:10, 6:5; 13:43 идр.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со времени самого исшествия их из Египта (Исх. XII, 38; Лев. 24:10-16; Числ. 11:4; 1. Нав. 6:24; 8:35). В последующее время, при возрастающем благосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар. 2:17).Некоторые яз П. принимали обрезание и потому могли участвовать в жертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступали совершенно в общество израильское (Исх. 12:44, 48; Числ. 15:14-16). П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. правды, Сынами завета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовались покровительством законов, служили в войске, при дворе, в числе телохранителей царских (ср. 2 Цар. 11:6; 15:18; 24:16; 1 Цар. 11:39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева (Числ. 10:29, Суд. 1:16; 4:11; 1 Цар. 15:6; Иерем. гл. 35). По преданиям иудейским, этим П. вменялось в обязанность соблюдать так назыв. Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеями посещали храм иepycaлимский, приносили жертвы через священников и пользовались некоторыми правами; такие П. назывались П. врат. Название это, может быть, заимствовано из выражения: «пришлец, который в жилищах твоих», по-еврейски — «во вратах твоих» (Исх. 20:10; Второз. 14:21; 24:14), а может быть, произошло от того, что эти П. могли доходить только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились нравы языческие, как это было по смерти Симона Праведного (ум. 1981г. до Р. Хр.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от веры (1 Маккав. 1:11; 2 Мак. 4:7-20). Такое отступничество должно было возбудить усиленную ревность в истинных поклонниках Всевышнего. Со времен Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращению язычников в иудейскую веру, и Число П. стало умножаться. Так, Иоанн Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул — итуреев; так же действовал Александр Ианней. К этому же времени относится и ревность фарисеев к обращению язычников, но она большей частью происходила не из чистых религиозных побуждений и делала обращенных лицемерами. И. Христос называет их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их (Матф. 23:15); по свидетельству Иустина Мученика, они были самыми жестокими врагами и преследователями христиан. Примером может служить Ирод Идумеянин, с его семейством. Были, однако, среди иудеев и такие, которые имели благотворное влияние на язычников. В Священном Писании они называются людьми богобоязненными, набожными, благочестивыми. Ко времени пришествия Христа Спасителя, многие благомыслящие язычники, не находя удовлетворения ни в религиозных обрядах, ни в языческой философии, страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете, хранителями которой были Иудеи. Общение с иудеями, особенно благочестивыми, знакомство через них со священными книгами, с пророчествами о Мессии — все это имело благодетельные последствия для язычников, и, тем более, что тогда далеко уже распространилось ожидание Искупителя (ср. Матф. 2:1 сл.; Иоан. 12:20-21; Деян. 8:27-28; 15:21). В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на поклонение; внешний двор храма для них был открыт (ср. Деян. 21:28);они посещали и синагоги (Деян. 13:42-44). Сотник, построивший иудеям синагогу, вероятно, был из подобных почитающих Бога язычников (Лук.7:2-10). Христианская вера усваивалась ими особенно легко (Деян. 2:7-12; 8:27, сл.; 10:1, сл.; 11:19-21; 13:42-44; 17:4,12,17; 18:4,7 и др.). См. прот. П. Содирский, «Опыт библейского словаря собственных имен» (т. III, СПб., 1883). Прим. ред.)

23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

Сопоставляя рассказы Матфея и Марка, мы должны представить дело так. Спаситель прибыл в языческую территорию вместе со Своими учениками и взошел в дом, чтобы «утаиться» или скрыться (λαθειν — Марк). Причины того, что Спаситель «не хотел, чтобы кто узнал» о Его пребывании в Финикии, нам неизвестны. Но здесь не было ничего несоответственного или несогласованного с Его другими действиями, потому что Он поступал так и в других случаях, удаляясь от толпы и для молитвы (Мф. 14:23; Марк 1:35; 7:46; Лк. 5:16 и проч.). Можно предполагать, что в настоящем случае удаление Христа от Израильского общества произошло ввиду великих событий, требовавших уединения, о которых рассказывается в Мф. 16-17 (исповедание Петра и преображение). Крик женщины, как казалось ученикам, не соответствовал намерению Христа остаться наедине, и они просят Его отпустить ее (ср. Мф. 19:13). В слове «отпусти» (άπόλυσον — ст. 23) не выражается того, что ученики просили Христа удовлетворить просьбу женщины.

По Марку, женщина вошла в дом, где был Спаситель, и там кричала о помощи (7: 25 — είσελθοΰσα); по Матфею, это было, когда Спаситель был на пути. Противоречия нет, потому что то и другое было возможно. Дальнейшее объяснение в примечании к следующему стиху.

24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

Ключ для объяснения всего этого дела дают Иоанн Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигабен, которые полагают, что целью отказа Христа было не испытание, а открытие веры этой женщины. Это нужно точно заметить, чтобы понять дальнейшее. Хотя Златоуст и говорит, что женщина слышала слова Христа: «послан только к погибшим овцам дома Израилева», но вероятнее, что не слыхала, потому что сказано: «Он не отвечал ей ни слова». Ответ ученикам был и практически, и теоретически верен, потому что Христос должен был ограничить и ограничивал Свою деятельность только домом Израилевым, и в этой индивидуализации Его деятельности заключался ее универсальный характер. Евангельского выражения нельзя объяснять в том смысле, что здесь разумеется духовный Израиль. Если бы Христос прямо отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас не было бы прекрасного примера, который поясняет, каким образом «Царство Небесное силою берется». Оно берется несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты язычники.

25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

(Мк. 7:25, 26). У Марка подробнее сообщается, что женщина упала к ногам Спасителя и просила Его, чтобы Он изгнал демона из ее дочери. О προσεκύνει см. объяснение к 2:2. Женщина теперь не называет Христа Сыном Давидовым, а только Господом и поклоняется Ему, как Богу.

26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

(Мк. 7:27 с добавлением: «дай прежде насытиться детям»). Буквально: нельзя (не должно) взять хлеб у детей и бросить псам (у Марка «не хорошо»). Думают, что Спаситель говорит здесь «ех publico judaeorum affectu» (Эразм), или, что то же, обыкновенной речью иудеев, которые называли язычников псами; израильтяне же, как чада Авраама, суть «сыны царства» (8:12), и имеют первые право на хлеб благодати и истины. Иудеи называли язычников псами по причине идолопоклонничества и нечистой жизни.

27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

(Мк. 7:31). По Марку, Христос, выйдя из пределов Тирских (так по некоторым чтениям), опять пошел через Сидон (в русск. нет) к морю Галилейскому, в среднюю часть (ανά μέσον — ср. 1 Кор. 6:5; Откр. 7:17) пределов Десятоградия (русск. «через пределы Десятоградия»). Под горой разумеют какую-нибудь высокую местность на берегу озера, а не какую-нибудь отдельную гору. Из рассказа Матфея не видно, на какой стороне Галилейского озера это было; но Марк говорит ясно, что на восточной.

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.» (Евангелие от Матфея, Глава 15, Стихи 21-28). Женщина Хананеянка из пределов стран Тирских или Сидонских из язычников, которые не ведали Истинного Бога, а поклонялись и приносили жертвы своим идолам. Она, видимо, слышала, что Иисус творил чудеса и исцелял безнадежно больных. Помимо того, что она язычница, она еще и мать, для которой исцеление дочери – главное, что есть в жизни. Ради этого она готова на многое. Хананеянка видит в Спасителе шанс для выздоровления своего дитя. И она упорно преследует Его с апостолами, моля ее помиловать. Но Сын Человеческий словно ее не слышит. Он проверяет ее веру в Него, ее упорство в достижении поставленной цели. И может создаться впечатление, что Бог отвернулся от этой женщины. Что же ей делать? Ведь вроде бы у нее в лице учеников Господа даже появились просители, которым Он, впрочем, отвечает, что послан только к утратившим веру (погибшим овцам дома Израилева) иудеям. Но вместо того, чтобы отчаяться, эта Хананеянка, наконец, дерзнула подойти ко Господу и озвучить свою просьбу. Представьте, какие надежды она возлагала на Него. И тут слышит ответ, который мог бы обескуражить кого угодно. Ее сравнили с псом. Причем, это сделал не кто-нибудь, а Сам Сын Божий. Тот, Который Сам шел к иудеям, проповедовал в их синагогах и был гоним. А тут простая женщина (пусть и язычница), которая ничего плохого не сделала, а терпит страшное горе, вдруг получает такой ответ. Многие ли не «сломались» бы после такого «отворот поворота»? Но… Хананеянка демонстрирует величайшее смирение и здраво рассуждает, принимая манеру Христа, говорящего с ней, по сути, в форме завуалированной притчи (про псов и детей). Отчаянно цепляясь за последнюю возможность убедить Его помочь, язычница изрекает то, чего Он, несомненно, желал бы услышать от погибших овец дома Израилева. Смяв великим смирением последние остатки гордости, имеющейся в каждом человеке, она, ради дочери, дает понять, что готова считать себя псом и принять хотя бы крохи благодатных Даров, которые ей бросит Господин. Лишь бы Он помог! Господь, все ведающий и всех знающий, Человеколюбец и Сердцеведец, естественно, изначально знал и сердце этой женщины. Но Он поначалу вел Себя с ней столь неприветливо и медлил с выполнением ее просьбы, чтобы показать ученикам силу ее веры и смирение, достойное подражания. Как писал святитель Иоанн Златоуст: «Какая твердость духа. Он говорит: «нехорошо», она отвечает: «так, Господи…». Видишь ли ее смирение: Иудеи говорят: «мы семя Авраамово… одного Отца имеем, Бога» (Ин, 8: 33, 41); она же называет себя псом, а их господами, и за это соделывается чадом.» И за такое смирение получает не только просимое, но и похвалу Самого Господа. И, как указано в толковании святых отцов: «…Такова сила неотступной молитвы: Бог хочет, чтобы мы в своих нуждах сами больше просили Его, чем другие за нас. Если Бог медлит, это не значит, что Он отказывает».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *