Ткачев о браке

Просмотры: 5 630

Трудно было сомневаться, как именно отреагирует на споры вокруг закона о семейном насилии одно из главных медийных лиц РПЦ — протоиерей Андрей Ткачев, в своих беседах с православными не только неоднократно защищавший это самое семейное насилие, но и вдохновенно пропагандирующий его. И вот апологет мужского абьюза высказался публично, в эфире ТК «Царьград», 9 декабря, отвечая на вопросы своих поклонников.

Предваряя ответ на вопрос о том, как относиться к законопроекту, проповедник сказал: «У меня последняя неделя… как говорил персонаж одного фильма, хочется рвать и метать». Избранные фрагменты этого рванья и метания предлагаем вашему вниманию (полностью , ответ про закон о семейном насилии — с 39.46).

Батюшка смело обличил власть, утверждая, что народный голос вверх не доходит из-за «бюрократических рогаток», а легко к ней доходят «какие-то голоса по телефону из-за океана, например. И они нам задвигают какие-то проекты, которые нам сто лет не нужны. Насилие в семье их там озаботило».

«…О семье озаботились люди, у которых детей нет, по 3-4 брака, абортов куча за душой, и они там все за семью загоношились. Подождите, родные! Давайте мы приведем вам кучу многодетных людей, давайте вы их послушаете.

…Они хотели бы, чтобы рассмотрели вопрос о финансовом, не только бум такой — физическое насилие, а о нравственном («иди отсюда, крыса мокрая» — все, в тюрьму тебя, а детей забрать), психологическое насилие и сексуальное. То есть там в Норвегии, в Финляндии уже пишут какие-то расписки: «милая мамзель, родная жена, хочу тебя сегодня ночью…», а она пишет: «я согласна», и потом надо предъявить в случае чего, а то она скажет: «он меня изнасиловал». Ну дурдом, короче. И вот они все это двигают, а мы говорим: «нам не надо».

Официальная статистика — внимание! — это нам всем пригодится — что насилие в семье занимает только одну десятую от насилия в обществе. Поэтому эти щедролюбивые души, боящиеся насилия, желающие, чтобы все были в мире и любви, должны озаботиться насилием в армии, в тюрьме, в школах, на улице, на дорогах. Почему семья? Семья сама разберется!

Любой участковый вам скажет: когда жена «ой, меня убивают» (передразнивает воображаемую жену), он приезжает крутить мужика, а она: «оставьте его, не трожьте его, это муж мой, а ну вон отсюда».

Понимаете — там не поймешь ничего. Чужая семья — потемки. Самое главное, что пытаются в этом разобраться люди, которые к семье не имеют никакого отношения. Потом пытаются дать какие-то особые права отслеживания информации некоммерческим организациям, которые неизвестно кем финансируются, они потом будут шнырять, стукачить, под окнами подслушивать. Ругает папа сына за двойку или не ругает? Или он там засучил ножками в супермаркете «хочу игрушку», а отец скажет: «сынок, ну зарплата у меня будет послезавтра, я пока сейчас не куплю, потом куплю» — а, так ты его ущемляешь финансово, и тут же какой-нибудь стукач найдется — Павлик Морозов воскрес, короче.

Будут стукачи. Которые будут прислушиваться, присматриваться и строчить на вас. Оставьте семью в покое. Особенно вы, бессемейные, рожали — не рожали вообще, сколько деток у вас, покажите, свою семью покажите, а не можете показать, так устранитесь от наших семей, отвяньте. (Любопытно, что семью призывает показать человек, который свою семью никому не показывает — прим. «Ахиллы».)

…Это фашизм какой-то, это фашисты! Джокеры такие. Это люди, которые убивают нас с улыбкой клоунской.

…По абортам мы до сих пор первые. Кто любит детей, кто за семью борется — боритесь против абортов. А если вы этого не делаете, я не верю ни одному вашему слову. Даже писку вашему не верю. Даже пару из вашего рта на морозном воздухе.

Как к этому относиться? Идет война народная, священная война. Народ является объектом манипуляций, издевательств, только уже не со стороны своей преступной власти, а мегамировой преступной власти, которая командует локальными правительствами, и эти правительства оказываются очень удобными и послушными приказам непонятного нам общего мирового центра. Они проводят все это в жизнь, а мы устранены от влияния на решения.

У нас многие вещи в законодательном поле делаются под влиянием тайных инициатив с неизвестной стороны.

У нас забирают последнее — семью. Царя у нас забрали. Теперь забирают семью. Осталось забрать только церковь и общество. Остается стадо и Антихрист во главе».

Иллюстрация: картины Васи Ложкина

Просмотры: 32 167

Портал Православие.ru публикует интервью с протоиереем Андреем Ткачевым на его любимую тему: семья, мужчина и женщина.

У российских мужчин Ткачев нашел немало достоинств: они и сильные, и умные, и воевать умеют, и даже Крымский мост построили, но есть главный их недостаток — нежелание молиться:

«В любом обществе, как я это вижу, самые ответственные посты должны занимать мужчины. Но необходимо, чтобы мышление мужчины было религиозно ориентированным. Это касается и судебной деятельности, и науки, и воспитания, и государственного управления. Если мужчина не молится, он либо лодырь, либо вор. И в том, и в другом случае он развратник.

Мужчины не молятся, и это катастрофа. Что может быть хуже?!»

Главная же беда женщин в том, повторяет свою излюбленную мысль на разные лады протоиерей, что они пытаются лезть на место мужчин и вообще прожить жизнь вне мужской тени:

«Если мужчина будет настоящий, то женщина пойдет за ним, как нитка за иголкой, и никуда не денется. Ей не будет шанса увернуться. Либо она саморазрушится от неправедной жизни. Здесь надо сказать, что мужик должен взять на себя эту тяжкую ношу — заботу о целом.

А что с женщинами не так сейчас? Да всё с ними не так, за редким исключением. За редкими примерами тех, кто счастливо избежал ядовитого растления или слезно покаялся и обрел смысл».

  • Протоиерей Андрей Ткачев о библейских требованиях к власти: Главное, чтобы не женщины

Разумеется, есть библейско-ткачевское обоснование ничтожности женщины:

«С точки зрения библейской антропологии, женщина это — ребро, или сторона, бок, по-настоящему лишенный своего тела. Мужчина без женщины — тело без ребра, а женщина без мужчины — ребро без тела. Не обретшее свое тело ребро — это просто косточка, которую всякий пес сгрызть может».

Когда женщина лезет на место мужчины, то она демонизируется, объясняет специалист:

«Женщина всячески выводится из-под покрова семейных тайн. Бросают ее во все тяжкие: в политику, космос, на дно океана, на ринг боксировать, в бизнес. Ее тянут за волосы во все стороны, и она сама уже тянется туда. Ей внушили, что она ничем не отличается от мужчины по функциям, ролям и способностям. И она лезет туда, куда ей лезть было не надо. В итоге получаем гибрид. Мужики расслабляются, женщины маскулинизируются или демонизируются из-за гордыни. Я думаю, что в этом заключается одно из ядовитых жал сатаны».

Без твердой руки своего мужика-хозяина женщина скатывается в «неуемный разврат и бесноватую гордыню»:

«Сегодня мир активно всеми своими средствами — модой, ночными клубами, развязными обычаями, легализацией абортов, доступностью противозачаточных средств, привычкой к неоднократному выхождению замуж с последующими легкими разводами, сознательной бездетностью — всей этой культурой уничтожает именно женщину. Он зарождает в ней эту отчаянную осатанелость, неуемный разврат, бесноватую гордыню. Женщины слабые, и над этим работает целая индустрия моды: глянцевые журналы, телевизионные передачи, психологическая литература и т.д. Как женщине с ее падкостью на яркое устоять, когда она когда-то яблоком простым соблазнилась?! Ей нужно было побыстрее мужика звать: «Адам, здесь змея разговаривает!» — а она сама вступила в разговор».

  • «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева
  • Ткачев: Кошки так не блудят, как паразитки бабы!

И в разводах виноваты именно женщины, потому как они «упертые»:

«Я согласен, с мужиком всё не в порядке, иногда женщине просто не за кого выйти замуж. С другой стороны, недавно подняли такую тему: один раб Божий сказал: «Давайте разберемся с разводами. Статистика гражданских судов говорит, что инициаторы разводов в львиной доле случаев — женщины». Они упертые, не прощают, обижаются и злопамятствуют. Мужики отходчивы, а женщины стоят на своем, добиваются своего. Там, где брак разваливается, мужик, может, и ошибся, но доводит до логического финала, до развода женщина».

  • Протоиерей Дмитрий Смирнов о жестокости священников в семье: Это феминистский вброс
  • «Я знаю, что тебе больно. Я просто тебе сверну голову»: Любовь Покровская рассказала, как ее избивал муж-священник

Ткачев недоумевает: что женщине вообще может быть нужно кроме кухни, зачем ей, например, образование:

«Ну, пусть она с этим образованием и делает, что хочет, в конце концов. Когда она поймет, что она глубоко несчастный человек, пусть вспомнит о том, что у нее есть образование. Это о дурной женщине в Писании сказано: «и ноги ее дома не живут». Женщина, которая не домохозяйка, — это что за женщина вообще? А кто еще она «не»?

Женщина, не желающая быть дома, — очень странный человек, к которому мне сложно относиться с уважением. Женщина, вынужденная работать, вызывает у меня сострадание, но могущая не работать и специально бегающая, чтобы наряды новые показать подружкам, накраситься и выбежать из дома, вызывает у меня глубокое отторжение. Это девальвация всех женских чувств. Ее счастье в семье и дома, а не снаружи в новой кофточке».

Под конец интервью, полностью разочаровавшись в современных мужиках и женщинах, Ткачев восклицает:

«Господи Иисусе, где же та святая Русь, о которой говорили отцы?!»

Иллюстрация: картина Валентина Губарева

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

После того, когда на батюшку обрушился вал критики, поддержать и оправдать служителя Церкви взялся священник Святослав Шевченко.

Тут уже не выдержал, восстал против публичного призыва к насилию преподаватель православного духовного училища во Владикавказе священник Александр Пикалев. В общем, дискуссия набирает обороты.

Запись была сделана, по всей видимости, во время одной из духовных бесед с православной молодежью. В начале записи протоиерей Андрей Ткачев озвучивает вопрос, заданный в записке одним из присутствующих в аудитории: «Можно ли искать жену, если нет денег на ее содержание?»

Батюшка ответствует: «Есть жены разные. Одной купил бигудю, она счастлива полгода, а перед другой надо ковром расстилаться».

Далее протоиерей говорит: «Мне кажется, что женщине хочется, чтобы ее поставили на место». И начинает рассуждать: «Женщина, когда знакомится, — глазки вниз, такая овечка, вся шелковая-блестящая, а потом, когда уже поженились, у нее начинают рога расти…»

Проблема, по мнению батюшки, в мужчине: он не имеет права быть подкаблучником. И священник детально рассказывает, как можно исправить женщину: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет — пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…»

А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» — и понимают смысл жизни, и всё! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.

Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом всё больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты — нет. Не понимаешь — ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.

Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания!..» Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»

Отзывы на столь неоднозначную речь священника не заставили себя ждать. Завсегдатаи православного форума возмущались: «Интересно, а какие дети вырастут в семье, где папа маме «рога обламывает»?» «Куда катится мир, если пастырь учит мужей быть насильниками?..» «И это говорит человек, который призван исцелять людские души?» «Призывая женщин к смирению, апостол Павел говорит о том, что муж должен любить жену, как Христос Церковь. Взаимное уважение, а не унижение, не подавление — основа крепкой семьи».

Правда, нашлись и те, кто писал: «Я вот женщина в браке, а не могу со словами отца Андрея не согласиться. Всё время на первые роли в доме рвусь, но в последнее время всё меньше, так как заметно от этого в доме неустроения начались».

«Покинул Украину после событий на Майдане»

В 2007 году отец Андрей взял в свое подчинение строящийся храм Святителя Луки Крымского. Фото: panaramio/ Sveta BSveta

Что же известно о самом пастыре? Протоиерею Андрею Ткачеву 46 лет, он женат, у него четверо детей. Отец Андрей — фигура публичная: служит, пишет книги, активно проповедует. Родился он во Львове, окончил суворовское училище в Москве. В Военном Краснознаменном институте Министерства обороны учился на отделении, которое готовило специалистов по спецпропаганде со знанием персидского языка. На втором курсе, решив оставить институт, пошел служить в армию, после чего поступил в Киевскую духовную семинарию.

Неся службу в единственном во Львове православном храме Георгия Победоносца, своими проповедями снискал известность за пределами города. Переехав в Киев, стал настоятелем храма Агапита Печерского, потом взял в свое подчинение еще один строящийся рядом храм святителя Луки Крымского. На киевских телевизионных каналах вел программы «На сон грядущим» и «Сад божественных песен». Был награжден митрой.

До 2014 года возглавлял миссионерский отдел Киевской епархии. Украину вынужден был покинуть после нашумевшей проповеди, в которой в резкой форме выступил против событий на Майдане. В частности, сказав: «Революция — это беснование…»

Скрываясь от гонений, переехал в Москву. Сейчас служит в столичном храме Воскресения Словущего и преподает закон Божий в православной гимназии.

«У меня была команда, я был тренером»

Проследив столь солидный послужной список, впору было усомниться, действительно ли на скандальной диктофонной записи голос отца Андрея? Многие из православных, например, посчитали запись монтажом.

Сомнения развеял сам протоиерей Андрей Ткачев, с которым нам удалось связаться:

— Этой записи 6 лет. У меня в Киеве были доверительные отношения с прихожанами, где я мог себе позволить сказать то, что не позволяю себе сказать в публичном пространстве. Это была беседа с моими друзьями, всегдашними моими посетителями храма. Я беседовал с людьми, имея в виду, что мы говорим в закрытом помещении, о конкретных вещах, не требующих лишних ушей. Мы там залечили одну житейскую проблему.

Это была частная речь, в которой была и ирония, и чувство юмора, и взгляд «глаза в глаза», и знание людей, которые там были. Это был разговор не на камеру, а беседа с аудиторией, они знали меня, я знал их.

Характер общения в семье и с чужими людьми отличается. У меня в Киеве была семья прихожан, с которыми я мог разговаривать как угодно, они понимали меня, уважали, любили и, если даже я ошибался, пропускали мои слова мимо ушей. Эта речь для чужих ушей не предназначалась. В этом-то и вся соль.

Вы когда-нибудь были на тренировке спортсменов, слышали, как тренер разговаривает со своими подопечными? Он же не говорит: «Будьте любезны, подайте мяч вот под таким углом». Он говорит: «Так, взял, кинул…» Все слушают, и никто не обижается. Это разговор тренера с командой. У меня была команда, я был тренером.

Запись сделали анонимно, не предупредив меня. Знаете, есть такое выражение «услужливый дурак опаснее врага». Один из них, решив сделать мне пиар, и выложил запись в интернет, не спросив благословения.

Священник, когда он хоть немного чувствителен к проблеме паствы, встречается с людьми, общается с ними, он, по сути, ассенизатор. Жизнь человеческая с изнанки — это выгребная яма. И мы всё это вычищаем. Иногда нужны радикальные меры. Есть люди, которые понимают мягкие слова, а есть те, кто не понимает. И им нужно сказать что-то по-русски крепкое. И они прозревают, и всё становится на свои места. Но это не публичная речь, не программная статья. Это просто разговор с конкретным человеком.

Я думаю, что эту диктофонную запись не случайно достали из нафталина, подняли по щелчку информационный бум. Есть некий заказ, чувствуется спрограммированная работа. И это делают отнюдь не борцы за женскую честь. По части женской чести придите и схлестнемся. Потому что мы, священники, только тем и занимаемся, что защищаем женскую честь, мужскую честь, девичью честь, честь ребенка, честь семьи. Это наша ежедневная работа. Не думайте, что они нашли врага семьи. Боже сохрани, это был частный разговор.

Что важно, эти слова не являются руководством к действию для всех домашних насильников, Боже сохрани. Ни одна живая душа, совершающая домашнее насилие или какие-то домашние грехи, не имеет права оправдывать мною свое поведение. Если вы собираетесь бить своих жен или жены собираются бить своих мужей — а такое тоже есть, — забудьте про меня, я с вами не разговаривал. Мне есть что сказать домашним насильникам, но я не с ними тогда общался. Это вытащенная из контекста речь.

Я — человек нервный, страшный, грешный, могу быть эмоциональным. Я — не Чемберлен и не лорд Дизраэли. У меня нет задачи дипломатично, мягко обходить острые углы. Если я говорю с теми, кого хорошо знаю, то говорю прямым текстом. Люди это знали, и там не было провокаций, просто нашелся услужливый дурак, который опаснее врага.

— Вы вынуждены были уехать из Украины, считаете, что кто-то сводит с вами личные счеты?

— Конечно, хвостики — в России, а рожки и копытца, безусловно, в Украине. Человек, не ошибающийся в слове, не существует во Вселенной, кроме одного человека, имя которому Иисус Христос, Сын Божий, ставший человеком. Все остальные люди ошибаются.

Поэтому, пожалуйста, плюйте, стреляйте, бейте, но имейте в виду: «в нюже меру мерите — возмерится вам». То есть, если вы готовы так относиться к человеку, которого считаете виноватым, будьте готовы, что и к вам так же отнесутся.

Мы ошибаемся в словах тысячу раз на дню, будьте готовы, что и вас прихватят за язычок, вытащат на свет Божий и накажут. Это нужно знать всем любителям замечать чужие ошибки или создавать на пустом месте информационный повод.

«Батюшка использует метод литературной гиперболизации»

Мы нашли священника, который обратил внимание на диктофонную запись протоиерея Андрея Ткачева.

Александр Пикалев преподает во Владикавказском православном духовном училище и является помощником проректора по воспитательной работе. В свое время он закончил медицинский колледж, работал на городской Станции скорой помощи. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил в кафедральном соборе Святого Мученика Георгия Победоносца во Владикавказе, в храме Пророка Божия Илии. В его семье подрастает трое детей.

Фото: Геннадий Черкасов

— О существовании записи я знал давно, — говорит Александр Пикалев. — Вполне возможно, что она была записана частным образом, в узком кругу слушателей. Я отреагировал на нее, когда другой священник, Святослав Шевченко, начал оправдывать Ткачева и писать о какой-то глобальной феминизации.

Я не выдержал и написал ответ. То утверждение, что это частное высказывание отца Андрея, а в основном он такого не говорит, не выдерживает критики. У протоиерея Андрея Ткачева достаточно похожих заявлений. Есть видеозаписи, где он перед большой аудиторией говорит приблизительно то же самое — что «любовь дает право применять насилие» и так далее. Это его манера выражаться. Давать морально-нравственную оценку, я думаю, специально не стоит, потому что и так всё понятно.

Меня возмутило то, что появился священник Святослав Шевченко, который начал за него заступаться и оправдывать. В частности, он пишет: «Просто уверен, что отец протоиерей намеренно сгущает краски для того, чтобы донести важную мысль до сердец слушателей. Проблема в том, что в наш век повальной либерализации и феминизации всего и вся очень сложно это сделать.

Мы живем в паутине красивых фраз. И для того чтобы заглянуть в душу собеседника, иной раз нужно разорвать эту паутину. А как это сделать? Назвать вещи своими именами. Как бы грубо это ни звучало». «На это мне возразят милые женщины: дескать, но ведь отец Андрей призывает к насилию. Ничего подобного. Если немного проанализировать текст, то становится совершенно очевидным, что батюшка использует метод литературной гиперболизации. Ну, начнем с того, что у женщин не бывает рогов (ни реально, ни фигурально). И в стиральную машинку женщина тоже не поместится, если это, конечно, не промышленная прачечная».

— Говорить, что батюшка в принципе прав, что он нормально всё сказал, может быть, чуть-чуть перегнул палку, — отвратительно. И, конечно, я не выдержал, — говорит Александр Пикалев. — Подобная позиция, как и любая речь, публично призывающая к насилию и отрицающая человеческое достоинство в человеке по национальному, расовому, социальному или, как мы видим здесь, половому признаку, — недопустима.

Прокомментировать речь протоиерея Андрея Ткачева по «обламыванию рогов» мы попросили писательницу, драматурга, телеведущую, публициста Марию Арбатову.

— Эта запись сделана в узком кругу, не на проповеди, хотя это не умаляет сказанного. По сути дела, это призывы к расправе над женщинами. И с этой точки зрения наш Уголовный кодекс отвечает на все вопросы.

Кроме того, если человек является духовным лицом, он, безусловно, глубоко дискредитирует Православную Церковь. И если у нее есть другая позиция, она должна от него отмежеваться и кто-то из представителей аппарата РПЦ должен сделать некое заявление. В противном случае это очередное пятно на ее рясе.

— Отца Андрея взялся поддержать и оправдать известный блогер священник Святослав Шевченко…

— Количество людей, поддержавших преступные заявления, не умаляет их преступности. Немало маниакальных мужчин по стране считает, что насилие — это язык, которым разговаривают в обществе, в семье и так далее. От этого насилие не перестает быть преступлением, которое наказывается по закону точно так же, как и призывы к насилию.

— А что же официальная позиция Церкви?

— Можно по-разному относиться к тому, что звучит в этой записи, особых сторонников такого подхода в нашей Церкви я не знаю, — говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Владимирович Кипшидзе. — В любом случае это было сказано для какого-то узкого круга лиц. Мало ли что кто на кухне сказал.

Я думаю, что не совсем корректно выносить это на общий суд и всеобщее обсуждение. Это частная беседа, частная запись, которая по каким-то причинам стала публичной. У нас нет комментариев по этому поводу, поскольку это частная запись. Мы же не будем комментировать то, что происходит в каких-то частных отношениях. Есть основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В частности, глава десятая, касающаяся вопросов личной, семейной и общественной нравственности.

Читайте — это и есть официальная позиция Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *