Толгский женский монастырь

Чтобы поклониться чудотворному образу в Толгский женский монастырь паломники приезжают со всего мира. Сегодня гостей больше, чем обычно. Обители исполняется 706 лет. За подготовкой к основным торжествам наблюдала Веста Черноситова.
Его закрывали, в его стенах был детский сад, кинозалы и даже тюрьма для малолетних. Безмолвный свидетель самых знаковых исторических событий спустя семь веков по-прежнему влечет к себе людей.
«У меня сегодня день рождения. И я уже не первый год отмечаю этот день в Толгском женском монастыре. И меня каждый год тянет именно сюда в этот день».
В эти дни в монастыре особенно заняты. День памяти явления Чудотворной Толгской иконы Божией матери — большой праздник для всех верующих. С самого утра вместе с паломниками монахини вручную выкладывали дорогу из цветов. В это время на другом берегу Волги уже служили божественную литургию в Успенском соборе. Оттуда список образа на речном трамвайчике вернули в обитель на всенощное бдение. Главные же торжества состоятся завтра.
«В девять часов утра раздастся колокольный звон, начнется божественная литургия. После которой будет открыт доступ в кедровую рощу»,- пояснила насельница Свято-Введенского Толгского монастыря инокиня Спиридона.
Раньше попасть в кедровник можно было исключительно в день память явления чудотворной Толгской иконы Божией матери, но пару лет назад запрет смягчили. Теперь прогулять по роще можно в любое время. Но вот прикоснуться к деревьям разрешается исключительно 21 августа. Эти ворота откроют завтра.
И, может быть, именно у этих деревьев кто-то выберет свой верный путь. Как, по рассказам гостей обители, это и произошло с многими из них.

«Сказание о явлении чудотворной и мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Толгскою, и чудесах, от нее бывших» называет датой основания церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 августа 1314 года. В этот день к месту явления иконы Божией Матери пришли ярославцы, узнавшие о чудесном событии на берегу Волги. К вечеру общими силами был сложен храм, и епископ Прохор внес в него икону Божией Матери, названную по месту явления Толгской, Этот первый, деревянный Введенский храм сгорел в начале XV века и был восстановлен на деньги благотворителей.

В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: «Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского».

В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.

Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.

По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его «подняли» на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.

В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.

К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.

Первым в списке идет имя ярославца Дмитрия Семенова, известного под прозвищем Сибиряк. Он участвовал в росписи храмов Новодевичьего монастыря в Москве и — в составе артели Гурия Никитина — церкви Илии Пророка в Ярославле. Возможно, вместе с настоятелем монастыря игуменом Гордианом именно он разрабатывал оригинальный цикл росписей, посвященных Толгской иконе.

Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.

Среди других известных имен — Василий Осипов, один из ведущих изографии Костромы, принимавший участие в росписи Успенского собора Москвы; Василий Федоров, который сорок лет работал в Оружейной палате. Остальные — молодые мастера и подмастерья в возрасте 14-15 лет.

В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это «новаторство» с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что «… власть духовная преболе светской есть».

В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691 — алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей.

Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам «Отче наш» и «Символ веры»; пятый описывает «Страсти Христовы», шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из «Сказания…».

В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы — «по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде». Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях.

В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются «по тем же чертам». Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.

«Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции», — к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.

Под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.

В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.

В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: «Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости…»

Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.

Специалисты «Ярреставрации» в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.

В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.

7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.

В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.

Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.

В 1996 году между трестом «Ярреставрация» и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.

В 1998 году реставрацию росписей собора начала бригада художника-реставратора Е. Б. Черняева. Искусствоведы и реставраторы пришли к общему мнению, что традиционные методики для восстановления росписей Введенского храма не годятся. Перед ними стояла сложнейшая задача — максимально удерживая едва заметную авторскую линию и колористику, сохраняя фрагменты удачной реставрации прошлого, создать гармоничное, яркое, живописное убранство для действующего собора.

В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма.

25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.

Авторы:А.В. ГРИГОРЬЕВА.И. ШЕМЯКИНО. БОЛДЫРЕВА

Свято-Введенский Толгский женский монастырь расположен в десяти километрах от центра Ярославля на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги (Толгоболки), от которой и получил свое название.

24 фотоСмотреть фотогалерею 24 фото Толгский монастырь с Волги. Фото А.Григорьева из

О времени и обстоятельствах основания монастыря рассказывает «Сказание о явлении и чудесах от иконы Толгской Богоматери». В «Сказании» говорится, что 8 августа 1314 года ростовскому владыке Трифону ночью чудесно явилась икона Богоматери, стоящая на воздуха и освещающая округу. На этом месте и был основан Толгский Введенский мужской монастырь.

Первые документальные упоминания о Толгском монастыре относятся к XV веку. В это время монастырь находился на землях удельных ярославских князей Жировых-Засекиных, родственники которых делали земельные вклады в монастырь. В середине XV века Толгская обитель перешла под покровительство московского князя Василия II.

В начале XVI века в Толгский монастырь вложили земли известные государственный деятели: боярин и дворецкий Г. В. Годунов, дьяк и печатник И. Т. Грамотин. В это время монастырь владел, кроме земли, речными переправами через Волгу и Соньгобу, рыбными ловами и мельницей. Монахи торговали во многих городах Верхнего и Нижнего Поволжья и на Белом озере.

В начале XVII века монастырь был разрушен и сожжен поляками, многие из монахов погибли. Новый этап возрождения и процветания Толгской обители в XVII веке связан с деятельностью энергичных игуменов Иоиля и Гордиана. Именно при их активных усилиях в монастыре ведется большое каменное строительство, а образ Богоматери Толгской получает широкую известность как в Ярославском крае, так и в России. В 1642 году игумен Иоиль основал неподалеку от Толгского монастыря Смоленский (на Бору) мужской монастырь (ныне приходская церковь Смоленской Богоматери). Его святыней была чудотворная икона Смоленской Богоматери.

Земли Толгского монастыря в XVII веке были расположены в Ярославском, Романовском и Ростовском уездах. В 1685 году Толгский монастырь владел 390 га пашни, 444 га сенокосной земли, 272 га леса. На этих землях находилось 3 села (Савинский бор, Толгобол, Гавшинка), 24 деревни, 2 слободы. По количеству крестьянских дворов (254) Толгский монастырь входил в число 96 крупных монастырей (крупными считались монастыри, имевшие от 126 до 1250 дворов). В Ярославле Толгский монастырь имел двор, лавки, амбар, харчевенную избу. В 1744 году монастырю принадлежало 1447 душ крестьян мужского пола. После проведения правительством в 1764 году секуляризации церковных земель, Толгский монастырь был отнесен к третьеклассным (в середине XIX в. обитель была переведена в разряд первоклассных). Во владении обители осталось 22 га пахотной и 39 га сенокосной земли, мельницы в деревне Нестерово на реке Ить.

В конце XIX — начале XX веков монастырь увеличил свои земельные владения. В 1879 году в вечное владение обители были высочайше пожалованы 164 дес. 1456 кв. сажень земли, в числе которых лесные дачи «Михайловская пустошь» и «Михайловское болото». В 1882 году были пожалованы еще 30 десятин земли, на которых располагались дачи «Елманово» и «Пастухово». В 1885 году мещанка А. П. Озерова пожертвовала монастырю землю и три деревянных флигеля в городе Рыбинске. В 1913 году в дар от Главного Управления Землеустройства и землевладения обитель получила 5 дес. земли с лесом для устройства на них практической школы огородничества и пчеловодства с трехлетним курсом обучения для крестьянских детей. В 1913 году в штате монастыря состояло 70 человек.

Архитектурный ансамбль Толгского монастыря складывался в XVII — XIX веках. На месте и в память чудесного явления иконы была выстроена Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 20-х годах XVII века уже существовало расписанное фресками каменное здание собора с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В 1861 году оно было разобрано, и на его месте в 1681 — 1683 годах сооружен ныне существующий четырехстолпный пятиглавый храм, построенный в традициях ярославского зодчества того времени — высокий подклет, с трех сторон храм опоясывают галереи, западный вход украшен высоким крыльцом на массивных столбах, расчлененных ширинками, изразцовый декор. В 1690 году стены и своды собора были расписаны фресковой живописью артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Семенова и Федора Федорова. Живопись двух нижних ярусов посвящена истории создания обители и чудесам Толгской иконы Богоматери. В 1839 — 1840 годах стенописи поновлялись. Тогда же создали пятиярусный резной позолоченный иконостас. В южной паперти собора был устроен придел во имя Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. В 1691 голу он был украшен стенной живописью. В 1912 году стенописи реставрировались художником из Палеха М. И. Дикаревым.

В 1680-х годах с северо-западной стороны от соборного храма на месте старой деревянной была сооружена каменная трехъярусная колокольня, имевшая первоначально шатровое завершение. В 1826 году по проекту архитектора П. Я. Панькова был надстроен четвертый ярус, имеющий завершение в виде ротонды с главой. В конце XX века на колокольне Толгского монастыря находилось 11 колоколов, крупнейший из которых достигал веса 505 пудов и был отлит в Ярославле мастером А. В. Чарышниковым. В нижних ярусах колокольни располагались кладовые палатки и ризница.

Двухэтажная теплая одноглавая церковь с трапезной в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом Феодора Стратилата существовала как каменное здание еще в 20-х годах XVII века. В 1838 году храм был существенно перестроен. В 1867 году в южной алтарной апсиде был освящен придел в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. С 1735 году в северной части алтаря также существовал придел во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, позднее он освящался во имя Иоакима и Анны, затем во имя Арсения, епископа Тверского, а в 1818 году — в честь Толгской иконы Богоматери. Первоначальный облик Крестовоздвиженской церкви отличался весьма сдержанными формами внешнего декора.

К северо-востоку от Введенского собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного, построенная в начале XVIII века. Отличительной чертой Спасской церкви является необычное для Ярославля завершение в виде восьмигранного купола с восемью миниатюрными главками, являющегося основанием для ступенчатой композиции из двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных шарообразной главкой. На южной стороне трапезы был устроен придел, освященный в 1798 году в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

С запада к зданию церкви примыкал одноэтажный больничный корпус, отчего сама церковь называлась также больничной. Больничный корпус также отличал богатое внешнее убранство — колонны с причудливыми капителями, большие окна с прекрасными белокаменными наличниками, украшенными раковинами. В памятнике впервые в ярославском зодчестве отчетливо проступали черты т.н. московского или нарышкинского барокко. В трапезе Спасской церкви погребены первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (ум. 2.07.1788) с супругой Натальей Ивановной (ум. 26.12.1792), участник Отечественной войны, командир корпуса Первой русской армии генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, ряд других лиц.

Святые врата, обращенные к Волге, с одноглавой надвратной церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая сооружены в 1672 году на средства ярославских купцов гостиной сотни С.М. и И. М. Сверчковых. Композиция надвратной церкви с двумя фланкирующими башнями цилиндрической формы Святых врат напоминает известные образцы Ростовского кремля, но уступает им по размерам. В начале XVIII века был сооружен фронтон над проездной аркой Святых врат.

В 1893 году в монастыре была сооружена каменная часовня в память о 46 толгских иноках, убитых захватчиками 18 мая 1609 года во время осады Ярославля отрядами Лжедмитрия II. В 1911 году внутренние стены часовни были расписаны масляной живописью.

Монастырь окружен каменной стеной с 9 башнями, построенной также в конце XVII века (четыре башни цилиндрической формы, пять других квадратные в плане). Первоначально башни имели высокие шатровые кровли. В процессе многократных позднейших перестроек большинство башен утратило первоначальный суровый крепостной характер архитектуры.

По внутреннему периметру стен располагаются корпуса монастырских келий. Двухэтажный Никольский корпус пристроен в 1680-х годах к надвратной Никольской церкви на средства благотворителя монастыря князя Никиты Львова и располагается вдоль западной стены. Второй корпус, также двухэтажный, существовал при Крестовоздвиженской церкви и служил местом пребывания епархиальных архиереев при их приездах в монастырь. Рядом со Спасской церковью имелся двухэтажный корпус, в котором в разное время на протяжении XVIII — XIX веков размещались монастырская больница, духовное училище, семинария, кухня, трапезная и другие подсобные помещения. В 1839 году второй этаж был разобран. Вдоль восточной стены располагается двухэтажный Спасский корпус. В 1886 году был сооружен еще один одноэтажный келейный корпус рядом с Крестовоздвиженской церковью.

В 1882 году за северной стеной монастыря была выстроена каменная гостиница для богомольцев, а также одноэтажный странноприимный дом.

Видной достопримечательностью монастыря являлся примыкающий к южной стене знаменитый кедровый сад. По преданию, он был заложен в конце XVI века при игумене Феодосии. В саду был выкопан пруд для обеспечения оптимального гидрологического режима питания деревьев и устроен питомник, где выращивались саженцы кедра. В 1887 году в саду была устроена оранжерея с цветочным, огуречным и виноградным отделениями. Сад обнесен каменной оградой и сохранился до нашего времени.

Толгский монастырь имел подворья в Ярославле и в Рыбинске. На ярославском подворье, в Рубленном городе, находилась церковь во имя Толгской иконы Божией Матери, упраздненная и разобранная по ветхости в 1784 — 1785 годах. В 1903 году на рыбинском подворье была выстроена каменная церковь Толгской иконы Богоматери с колокольней.

Основные монастырские праздники были установлены 8 (21) августа — день явления Толгской иконы Богоматери, — и 21 ноября (4 декабря) — храмовый праздник Введенского собора. Особым многолюдством и торжественностью отличался первый из них, называемый также «Толгиным днем». Накануне Толгина дня и в день праздника организовывались специальные пароходные рейсы из Ярославля для богомольцев, а праздничная служба совершалась епархиальным правящим архиереем.

***

Советская власть с первых же дней своего существования начала ожесточённую борьбу с Православной церковью. В октябре 1918 года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях. В конце 1918 в монастырскую гостиницу поселились около 300 монахинь Ярославского Казанского монастыря — их обитель советская власть заняла под концлагерь. Священников объявили врагами Советской власти. Против них начались беспрецедентные репрессии. В 1918 году были расстреляны послушник Толгского монастыря Павел, находившийся при иконе на вокзале, иеромонахи Никандр (Прусак) и Иосиф (Баранов).

Имущество монастыря и его постройки постепенно отбирались. В 1928 году было принято решение закрыть монастырь. Против выступили не только монахи, но и местные прихожане: было собрано полторы тысячи подписей против закрытия, а «если решат закрыть, то будем силой отстаивать свой монастырь». Но противостоять власти было тогда невозможно: настоятеля монастыря иеромонаха Григория (Алексеева), пытавшегося отстоять от закрытия последний оставшийся храм — Введенский собор, сослали в Сибирь. С колокольни были сброшены колокола, святыни отправлены в музеи. Монахов прогнали на все четыре стороны.

В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря. Монастырь был полностью выселен, остались свободными все его здания и храмы, и обитель была выбрана властями для организации в ней управления строительством. Сюда стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.

В Толгском монастыре для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. Внутри храма было устроено перекрытие, делящее его на два этажа. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора. В южной галерее устроили химическую лабораторию, кладовую и магазин.

Проведенные исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Волгострой перебрался на новое место, но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. В части Никольского храма построили второй этаж. Жители приспосабливали неудобные для жилья помещения, прорубая новые окна и закладывая старые, а то и просто увеличивая их. Прорубали новые двери, срубали своды и карнизы.

Сразу после отъезда Волгостроя в 1936−37 годах в монастырь приехали новые хозяева — воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, в последствии детской колонии НКВД. Ее разместили в здании монастырской гостиницы. Во Введенском соборе устроили псарню и конюшню, позднее — склад; в Спасском храме — мастерские и комнату отдыха для охраны; в Крестовоздвиженском храме и трапезной — клуб; в Святых воротах — гараж.

В 1947 году Толгский монастырь был включён в список архитектурных памятников, охраняемых государством. В 50−60-е годы предпринимались попытки что-то сделать для их сохранения, но реальных результатов достигнуто не было. Единственное, что удалось сделать в 1970-е годы — укрепить грунты и фундаменты аварийных зданий и отремонтировать кровли.

На рубеже 60-х годов рядом с монастырем развернулось строительство. Бывший его хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так началось создание исправительной колонии малолетних преступников. Для персонала построили рядом каменный двухэтажный дом. Есть сведения, что на его фундамент брали каменные памятники с уничтоженного монастырского кладбища. Впоследствии там вырос поселок, куда переселялись из монастырских зданий работники колонии.

Летом 1986 года в Ярославской области побывал член Политбюро ЦК КПСС, уроженец Ярославля Александр Николаевич Яковлев. Во время этой поездки он посетил и Толгский монастырь. Как он вспоминал впоследствии, уже тогда он решил предпринять шаги для возвращения монастыря Церкви. Последние квартиранты, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году. В 1987 расформировали колонию. Решением Совета Министров СССР находившиеся в аварийном состоянии храмы и постройки были переданы Русской Православной церкви. 7 декабря 1987 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель.

Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие — обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова). 29 июля во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена праздничная Божественная литургия архиерейским чином. 25 сентября за Божественной Литургией в Спасском храме благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) Высокопреосвященнейшим Платоном Архиепископом Ярославским и Ростовским была возведена в сан Игумении.

По назначении на Толгу игумения Варвара с первых же дней начала поднимать монастырь из руин. За короткий срок были оборудовано отопление, подведены водопровод, канализация, организованы столярная и слесарная мастерские, газовая котельная, гараж, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет.

Постепенно возрождались монастырские храмы. В 1999 году завершилась реставрация Спасского храма. Мастера-реставраторы ООО «Возрождение» восстановили фрески Введенского собора, алтарную часть украсил живописью народный художник России Н. А. Мухин. Восстановленный из руин Крестовоздвиженский храм расписали художники школы «Ярославская икона» под руководством Н. А. Мухина. В 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженской церкви был устроен небольшой храм святой великомученицы Варвары — он был расписан бригадой ярославских художников под руководством А. Н. Серикова. Торжественное освящение храма 16 декабря совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

Поддержку в восстановлении обители оказывал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он четырежды побывал в Толгском монастыре. 13 мая 1993 в день памяти свт. Игнатия Брянчанинова он совершил во Введенском соборе Божественную литургию и отслужил молебен перед ракой со святыми мощами, 17 декабря того же года почтил своим вниманием матушку Варвару в день её тезоименитства, в день 680-летия обители 21 августа 1994 года Патриарх отслужил во Введенском соборе торжественную литургию, 21 августа 1997 года прибыл на празднование 10-летия возрождения монастыря и освятил крест для Крестовоздвиженского храма.

Посещали обитель и руководители государства. 21 августа 1994 года здесь вместе с Патриархом побывал глава правительства РФ В. С. Черномырдин, 3 мая 1996 — Президент России Б. Н. Ельцин, 5 августа 2008 — Президент России Д. А. Медведев.

Историческое событие в жизни Толгского монастыря и всей Православной церкви произошло 20 августа 2003 года, когда в торжественной обстановке монастырю была возвращена более 70 лет хранившаяся в Ярославском художественном музее Толгская икона Богоматери (о том, как готовилось это событие и какие препятствия пришлось при этом преодолеть, можно проследить по публикациям ежедневной газеты «Северный край» — см. ссылки в конце статьи).

11 сентября 2010 года в обитель прибыл по Волге Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он совершил утреню во Введенском соборе. 12 сентября Патриарх совершил литургию и освятил вновь построенный Успенский собор Ярославля.

Белокаменный красавец-монастырь, расположенный на левом берегу Волги недалеко от Ярославля, неизменно притягивает взгляды любого путешествующего по реке. Основание Свято-Введенского Толгского монастыря связано с чудесным явлением Толгской иконы Божией Матери. Чудеса и исцеления, совершаемые иконой, сделали монастырь известным. Осматривая территорию монастыря, вы поразитесь мощи крепостных стен с 12 башнями, увидите Свято-Введенский собор XVII века с пятью главками и трёхъярусной колокольней и часовню-киот на месте обретения иконы, а также сам чудотворный образ в Крестовоздвиженской церкви. А затем спуститесь к монастырской пристани, займёте места на теплоходе и отправитесь по Волге в Ярославль.

Сказанием о богатырском поединке Ярослава Мудрого со свирепой медведицей начинается история Ярославля. Здесь, у слияния рек Волги и Которосли, на рубеже X-XI веков князь приказал срубить город-крепость на подступах к Ростову Великому. С тех пор слава Ярославля неустанно крепла: здесь появляются кремль, посад и слободы, набережная и торговые ряды, купеческие особняки, церкви и храмы. Обзорная экскурсия по городу «Каменные сказы» познакомит вас с высеченной в камне историей Ярославля. В историческом центре города, включённом в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, нашли воплощение все основные направления русского зодчества четырёх столетий. Диковинное узорочье и строгий классицизм, мягкий модерн и пышное барокко, фантазийный неоклассицизм и конструктивизм новой эпохи – вот мозаика ярославской архитектуры. Вы узнаете об особенностях ярославской школы церковного зодчества и сможете полюбоваться церквями XVII в., посетите Спасо-Преображенский монастырь – древнейшее ядро городской застройки и одновременно «ярославский кремль», под защитой стен которого вершилась история, создавались литературные и иконописные шедевры.

Как вы думаете, каково максимальное количество главок на русских церквях? Три? Пять? Или даже семь? А вот мы удивим вас уникальной церковью Иоанна Предтечи в селе Толчково. Искусные зодчие, строившие храм в конце XVII в., украсили его пятнадцатью куполами – от мала до велика! Не забыли они и про цветные изразцы, коими так славится Ярославль. Кстати, знаменитый памятник ярославской архитектуры украшает тысячерублёвую купюру, так что можно взять банкноту и сличить образ реальный и «бумажный».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *