Толкование феофилакта болгарского

Общие предварительные сведения

Феофилакт Болгарский почитается Церковью как выдающийся богослов, церковный писатель. Широкому кругу людей он известен как толкователь Священного Писания Нового Завета.

О дне и даже годе рождения Феофилакта Болгарского мы не можем сказать с достоверной определенностью. По разным свидетельствам и оценкам, весьма приблизительным, его дата рождения определяется периодом с 1050 по 1060 год. Родился будущий епископ Феофилакт на острове Эвбея, вероятно, в городе Халкисе. Из дошедших до нас исторических сведений известно, что он имел фамилию Ифест.

По всей видимости он ещё в юности получил хорошее образование. Обучался в Константинополе, величайшем культурном, политическом и образовательном центре страны. Считается, что одним из учителей, сильно повлиявшим на формирование мировоззрения Феофилакта как богослова, был известный мыслитель, Михаил Пселл.

Диаконское служение

По завершении обучения, Феофилакт остался в столице. Здесь его возвели в сан диакона, здесь он служил в храме Святой Софии.

В тот период он носил звание ритора Великой Церкви. Какое-то время служил в школе при Патриаршей кафедре. Одной из его центральных обязанностей было преподавать риторику, толковать тексты Священного Писания, составлять поучения во славу Божию, на благо верующих.

Дарования Феофилакта, преданность идеалам христианской веры, ревность сделали его известным при дворе императора Михаила VII. Сын Михаила VII и Марии Аланской, царевич Константин Дука, потенциально возможный наследник престола, был воспитанником Феофилакта.

Мария Аланская оказывала Феофилакту благочестивое покровительство. По ее просьбам последним было составлено несколько богословских произведений.

Через какое-то время Феофилакт удалился в Охрид. Полагают, что причина переселения могла быть связана с опалой, которой подверглась семья умершего Михаила (наследником престола был объявлен сын императора Алексея Комнина — Иоанн).

Архиерейское служение. Начало пути

Дата возведения Феофилакта на архиепископскую Болгарскую кафедру покрыта забвением. По одним сведениям, это произошло в период 1089 — 1090 годов; по другим, на несколько лет раньше.

Известно, что начало деятельности Феофилакта на новом месте служения сопровождалось многочисленными трудностями. Когда он ещё только въезжал в Охрид, горожане встретили его криками. Однако это не были крики всеобщей народной радости, ликования и дружественного восторга. Напротив, жители города выражали ему недоверие, насмехались и протестовали.

Такой необычный приём был связан не с личными качествами архиерея, а с воспоминанием встречавших о былой независимости и самостоятельности Болгарской Церкви. В новом архиепископе Феофилакте жители видели чужака, назначенца со стороны.

Всё это не могло не отразиться на внутреннем настроении нового архипастыря, не могло не поставить его перед столь же необходимым, сколь и трудным вопросом: как управлять паствой, которая изначально настроена на вражду к своему архиепископу?

Борьба с трудностями. Истинный пастырь Христов

Первое время Феофилакт тосковал по столице, однако при этом хорошо понимал смысл своего епископского призвания и предназначения, и, уповая на Бога, стремился избегать пагубного чувства уныния и отчаяния.

Большую опасность для вверенной ему паствы представляли широко распространённые еретические и раскольнические течения, раздиравшие общность верующих изнутри. Данной напасти он противопоставил молитву и проповедь, организацию приходской жизни.

На эту проблему накладывались другие, в частности, притеснения, связанные с действием светских властей и набегами внешних врагов, чинивших насилие, расхищавших имущество, осквернявших и поджигавших христианские храмы.

Блаженный отец старался преодолеть сложившийся кризис. Проявляя ревность, мудрость, терпение, лидерские способности он всё же сумел наладить доверительные отношения с паствой и взять ситуацию под неусыпный пастырский контроль.

Понимая, что стадо Христово нуждается не в пастырях вообще, а в добродетельных и ответственных священнослужителях, большое внимание он уделял выбору кандидатов в священники и епископы.

Однажды местный правитель решился просить его возвести в епископское достоинство одного из своих фаворитов. При этом он обещал отблагодарить блаженного отца. Святитель же ответил, что если бы тот человек был достойным, то не его, Феофилакта, следовало бы благодарить, но он сам, Феофилакт, должен был бы быть благодарным правителю за рекомендацию и совет; но коль скоро того человека не знают как праведника ни в местной Церкви, ни в Константинополе, то как можно возводить его во епископа?

Немало сил отнимала у него и борьба за церковное имущество. Учитывая, отдаленность тамошней Церкви от столицы, местные сборщики податей стремились взять со служителей Церкви гораздо больше, чем того требовало законодательство. В этой связи он получал множество тревожных сигналов от священнослужителей.

Противодействие Феофилакта желанию обогащения сборщиков за счёт нивы Божьей, воспламенило их гнев против него лично. Движимые жаждой наживы и не только, нечестивцы стали распространять о нём слухи в Константинополе, будто он, в целях собственного обогащения, препятствует политике властей.

В самой Болгарии действующий при их поддержке Лазарь, церковнослужитель, распрострянял о святом ложные слухи, желая настроить против него в первую очередь тех, кого он (Феофилакт) наказал или за ереси, или за неблаговидное поведение, а во вторую — народные массы.

Помощью Божьей блаженный Феофилакт преодолевал все эти трудности, а его доброе делание приносило добрые плоды. В сознании искренне верующих он оставался ответственным и деятельным архипастырем, заботливым отцом.

Много раз он лично ездил в Константинополь, чтобы ходатайствовать о своей пастве. Среди его знакомых были и влиятельные люди, помогавшие Болгарским храмам и обителям.

После того, как покровительствовавшая ему прежде Мария отстранилась от дел и предалась подвижничеству, он продолжал с ней общаться как с другом и как с сестрой во Христе.

Когда именно случилась кончина блаженного Феофилакта, нам неизвестно. Некоторые из его сочинений, дошедших до нашего времени, датируются первой четвертью XII века.

Согласно сведениям, содержащимся в ряде сербских исторических источников, под конец земной жизни он переселился в Солунь, где и встретил свою земную кончину.

«Толкование на Святое Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского уже стало классикой православной духовной литературы. Каждое предложение Нового Завета внимательно истолковываются блаженным автором, раскрывая смысл изречений, скрытых от глаза современного человека. Священные книги раскрываются во всей полноте, и у читателя захватывает дух от величественной картины Евангелия, через которое Бог говорит с человеком. Блаженный Феофилакт Болгарский не относится к числу святых, но с древних времен он пользовался славой святого отца и учителя Церкви. А его труд «Толкование на Святое Евангелие» уже не раз переиздавался и по-прежнему востребован. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию эту книгу, выпущенную в свет издательством Эксмо.

***

1. Блаженный Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии — крупный византийский богослов. В предисловии данного издания мы читаем, что родом он был из города Халкиса, лежащего близ Еврипа. Но большую часть жизни провел в Константинополе. Свое служение блаженный начал в сане диакона Великой Церкви — это звание в то время было очень почитаемо. Как ближайшие помощники пат­риарха, дьяконы разделяли с ним почти все труды его служения. Одни помогали первосвятителю в управлении патриархатом, другие заменяли его в деле проповеди. Блаженный Феофилакт принадлежал к числу последних и носил титул ритора Великой Церкви. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха.

2. Как отмечают издатели, в одном древнем памятнике блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников. О том, что блаженный Феофилакт справедливо получил подобное звание, свидетельствуют его творения. Из них мы видим, что он имел обширные богословские познания и был весьма сведущ в Священном Писании, которое по званию ритора обязан был объяснять народу. Именно тогда он и приобрел любовь к объяснению Священного Писания. Но письменно излагал он свои объяснения большей частью по просьбе благочестивой покровительницы своей, греческой императрицы Марии.

3. В предисловии к толкованию на пророков блаженный Феофилакт говорит, что он берет на себя этот труд единственно «по желанию боголюбивой и любознательной императрицы». О желании ее, чтобы блаженный Феофилакт написал толкование и на другие книги Священного Писания, свидетельствуют надписи на древних списках некоторых из них. В своих толкованиях блаженный Феофилакт большей частью представляет только сокращение обширных толкований древних отцов Церкви, из которых он берет только то, что нужно для точного уразумения объясняемого места. Об этом свидетельствует он сам в том же предисловии к толкованию на книги пророков. Но главным толковником, слова которого передает блаженный Феофилакт, был святитель Иоанн Златоуст, которого особенно любили сокращать позднейшие греческие толковники. В толковании на Четвероевангелие из других отцов он заимствовал большей частью только иносказательные объяснения, которые редко встречаются у Златоуста.

4. Впрочем, как пишут издатели, блаженный Феофилакт не был только умным сокращателем того, что писано было прежде; местами, где было нужно, он делает и собственные объяснения, только не всегда твердо можно указать, какие объяснения принадлежат ему, потому что, подобно другим современным истолкователям, он не показывает, что берет у других. Но несомненно, что только ему принадлежат те объяснения, которые противопоставляются учениям еретиков, особенно позднейших, или касаются предметов спора с латинянами. Из всех творений блаженного Феофилакта в церковнославянском переводе наиболее известно толкование его на Четвероевангелие под названием «Благовестник». Этот перевод, по свидетельству предисловия к старинным изданиям, сделан в Болгарии.

5. Свидетельство это подтверждается древними списками «Благовестника», найденными в России, в которых правописание хотя и русское, но с примесью болгарского или южнославянского диалекта. Когда в первый раз появился «Благовестник», определить нельзя, но из описей известных русских библиотек видно, что существующие ныне древние списки его восходят уже к началу XVI столетия. Первое печатное издание «Благовестника» по древним рукописям сделано в 1648 году в Москве, после чего прежний перевод был несколько исправлен и издан там же в 1698 году. Затем в течение XVIII века этот перевод издавался еще несколько раз.

6. Как отмечают издатели, сегодня толкования блаженного Феофилакта на книги Нового Завета, и в первую очередь, на четыре Святых Евангелия, также входят в ряд самых известных и почитаемых сочинений. Они отличаются ясностью, подробностью и духовной глубиной. В предисловии блаженный автор отмечает, что четыре Евангелия Господь дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию. Научаемся мужеству, когда Господь говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28); Мудрости, когда говорит: будьте мудры, как змеи (Мф. 10, 16); Правде, когда учит: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31); Целомудрию, когда говорит: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нет в сердце своем (Мф. 5, 28).

7. Четыре Евангелия Господь дал нам еще и потому, — пишет блаженный Феофилакт, — что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как-то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию». И это особенно становится очевидным, когда мы приступаем к чтению Священного Писания, используя толкования на него.

***

Толкования Феофилакта Болгарского были настольной книгой многих глубоко верующих людей. Среди них можно назвать как светские, так и духовные имена: Достоевский, Тимирязев, Суворов, преподобные Амвросий и Макарий Оптинские, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Серафим Чичагов, святые царственные страстотерпцы, святители Николай Сербский и Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, и многие, многие другие. И можно с уверенностью сказать, что имя блаженного Феофилакта и в наше время хорошо известно многим православным людям. Частые церковные или сделанные для церковного употребления издания труда Болгарского архиепископа ясно показывают, что в Русской Церкви с древних времен его «Толкование» почиталось творением истинно отеческим и православным, верно передающим истинный смысл евангельских изречений.

Число имени пять (5) символизирует личность независимую, преисполненную стремлением к свободе. Скептически относятся к мнению окружающих, больше всего ценят свой личный жизненный опыт и нередко опираются на интуицию. Имя Феофилакт означает склонность к риску и даже авантюрам, поэтому нередко испытывают как успех, так и неудачу.

Феофилакт любит путешествовать и делать новые открытия. Склонны к размышлениям, обладают аналитическим складом ума, находят выход из любых ситуаций. Но в то же время их поступки часто выглядят для окружающих странными и необычными.

Число пять (5) для имени Феофилакт означает повышенную сексуальность. У них все мысли о сексе, они с головой погружены в переживания и фантазии на эту тему. Могут вступать в интимную связь при первой встрече, с незнакомыми людьми, пренебрегая всеми мерами безопасности. С другой стороны, к сексу люди с именем Феофилакт относятся как к искусству, трудно найти более искушенных любовников. Склонны к изменам, так как стремятся ко всему новому, неизведанному и экзотическому.

Планета числа 5: Меркурий.

Знаки Зодиака числа 5: Близнецы, Водолей.

Главная / Все авторы

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его «Благовестника». И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви.

бдаженный Феофилакт Болгарский (+ ок. 1126), архиепископ Охридский, блаженный. Византийский богослов, писатель. Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея. Носил фамилию Ифест.
Обучение проходил в Константинополе. Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви. Обязанностью его было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени патриарха. В одном древнем памятнике блаженный Феофилакт назван учителем риторов. Так назывались те из риторов, которые особенно отличались даром проповедничества и потому могли служить примером для других менее способных и опытных проповедников.
Несколько лет он трудился в школе при патриархии, однако то было не духовное учебное заведение, и многие его ученики стали учителями, врачами, военными, чиновниками, судьями, как, впрочем, и священникам. Среди них выделяется Константин Дука, предполагаемый наследник византийского престола. Сына бывшего императора Михаила VII и кавказской принцессы Марии Аланской поручил заботам Феофилакта, — вероятно, в 1085 или 1086 году — император Алексей Комнин. В 1087 году супруга императора Алексея родила сына Иоанна, который и стал наследником престола.
Мария Аланская поддерживала с Феофилактом тесные дружеские отношения и оказывала ему свое покровительство. Именно по просьбе василиссы (императрицы) Марии он написал пространный и значительный комментарий к Евангелиям; Феофилакт работал над ним, вероятно, в то время, когда жил в Охриде. Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила.
Точное время вступления Феофилакта на архиепископскую кафедру Болгарии с точностью не определена и вызывает много дискуссий. Некоторые источники утверждают, что оно случилось до 1081, другие полагают, что в 1089 или 1090 году.
Василий II присоединил Болгарию к Византии в 1018 году позволил им сохранить некоторые из наиболее дорогих их сердцу национальных институций, главной из которых была их Церковь. В трех хартиях, изданных между 1019 и 1025 годами, император утверждал, что архиепископство Охридское (заменившее болгарскую патриархию времен независимости) является автокефальным. Только с половины XI века архиепископы болгарские стали посылаться уже из Константинополя и назначаться не из природных болгар, а из греков.
Блаженный Феофилакт занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса. Едва Феофилакт вступил в город, как его, писал он своему другу, «охватило убийственное зловоние». Хуже того — жители Охрида встретили своего нового архиепископа насмешками и оскорблениями и распевали на улицах «победную песнь», нарочито прославляя былую славу независимой Болгарии, явно затем, чтобы уязвить его.
Вполне понятно что из-за такой враждебной встречи мысли Феофилакта обратились к недавно покинутой им столице империи, и в том же письме — одном из первых, писанных им в Македонии, — он поддался сильному приступу тоски по родине. «Я едва успел ступить на землю Охрида, но уже тоскую по городу, который, как безрассудный любовник, не отпускает нас из своих объятий».
Кроме грубой простоты болгар, он встретил здесь много такого, что сильно должно было сокрушить всякого ревностного архипастыря. Болгарская Церковь страдала от большого количества еретиков. Павликиане, а потом богомилы повсюду сеяли заблуждения в народе и, подкрепляемые своей многочисленностью, открыто нападали на защитников Православия. Во внешнем же отношении она много терпела от светских правителей Болгарии и сверх того подвергалась частым опустошениям от внешних врагов. К тому же и сами болгары беспрестанно роптали на свое политическое унижение.
Жизнь среди болгар ему казалась заточением, и он даже просил избавить его от этой тяжкой участи. О положении своем в Болгарии писал он к императрице Марии и к великому доместику. Сохранилось более сотни его писем к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу, утонченный византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, «пахнувшим овчиной». Но мало-помалу он свыкся со своим положением в Болгарии, полюбил болгар за их простое, но искреннее благочестие и, несмотря ни на какие противодействия, с отеческой заботливостью предался устроению своей церкви. Препятствия со стороны врагов, по-видимому, только усиливали ревность его о благе.
В управлении Болгарской Церковью блаженный Феофилакт показал себя архипастырем столь мудрым в своих предначертаниях, сколь и твердым в исполнении их. Хорошо понимая, что для духовного просвещения народа ему более всего необходимы способные помощники, он обращал самое строгое внимание на избрание достойных пастырей, особенно епископов.
Так, однажды дук Скопийский просил его произвести в епископы одного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему: «Ни тебе, государь мой, не следует мешаться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне так легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать». Правитель обещал отблагодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал: «Государь мой! Ежели тот, о котором ходатайствуешь, таков же (как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он неизвестен ни нашей церкви, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам, ибо нам заповедано повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком».
Чтобы ближе видеть нужды каждой церкви, блаженный Феофилакт созывал епископов на соборы и здесь рассматривал все проблемы. Здесь же подвергал он общему обсуждению те дела, для которых нужно было взаимное совещание. Поместные соборы, по правилам церковным, должны собираться в известные, определенные времена, и блаженный Феофилакт так был верен этим священным правилам, что никакие препятствия не могли его удержать от исполнения их. «Я еще не освободился от тяжкой болезни, — писал он однажды, собираясь на собор, — как священный глас церковных правил побудил меня к созванию священного собора. Глас поистине Христов возбуждает от одра, дает силы к свободному движению и путешествию и повелевает нести самый одр».
Блаженный Феофилакт много сделал для защиты имущества церкви, которое расхищалось светскими правителями Болгарии, сборщиками царских податей. При внутреннем и внешнем упадке Византийской империи Греческая Церковь нередко несла вместе с народом бремя государственных налогов. Но Болгарская Церковь должна была нести бремя двойных налогов — в пользу государства и для удовлетворения корыстолюбия самих сборщиков. Находясь вдали от столицы, эти чиновники без всякого опасения расхищали церковное имущество под предлогом законного сбора. Блаженный Феофилакт часто получал письменные донесения об этом от епископов, которые сами защитить свои церкви были не в состоянии. То же видел он и в своей епархии. Но его противодействие незаконным поступкам сборщиков восстановило их против него же самого. Будучи до сего времени врагами церкви, они теперь сделались и его личными врагами. Кроме того, некоторые из них имели, кажется, еще и другие, более веские причины ненавидеть его и нападать на Церковь Божию.
Враги распускали о святителе в Константинополе молву, будто он незаконно обогащается за счет бедных болгар, доносили об этом и самому императору, уверяя его, что болгарский архиепископ слишком силен и пользуется властью, превышающей его сан. В самой Болгарии они вооружили против него церковного служителя по имени Лазарь. Этот Лазарь ходил по Болгарии и возбуждал против архиепископа всех отлученных от Церкви за ереси или за какие-либо преступления против правил Церкви.
Несмотря на все скорби, какие встречал блаженный Феофилакт при защите прав и имущества Болгарской Церкви, он не уменьшал своей ревности о ее благе. Он хотел быть отцом для своей паствы и делал для нее не только то, что обязан был по своему званию, но и то, к чему побуждала его христианская любовь. Отеческая заботливость его о благе Болгарской Церкви особенно обнаруживалась в случаях вражеских нападений, которым подвергалась Болгария от соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество, что вынуждало духовенство скрываться в лесах и пустынях. Блаженный Феофилакт, по-отечески переживая за судьбу Болгарской Церкви, употреблял все средства к облегчению ее бедствий; когда не находил их, то просил о помощи других. При нападении на Болгарию апулийцев под предводительством Боэмунда в 1107 году блаженный Феофилакт должен был и сам спасаться бегством из Охриды в Солунь.
Заботы о благе Болгарской Церкви часто побуждали блаженного Феофилакта ездить в Константинополь, чтобы лично ходатайствовать там по делам ее. Во многих письмах он говорит об этих путешествиях в столицу . Покровительство благочестивой императрицы Марии не прекратилось для него с удалением в Болгарию, равно и он не переставал питать уважение к своей покровительнице не только тогда, когда она сидела на императорском престоле, но и после, когда уединенно жила в обществе подвижниц. Много у него так же было и других друзей и покровителей. Поэтому для него всегда было утешительно бывать в Константинополе в их обществе. Некоторые из них весьма значительно помогали ему в заботах о благе Болгарской Церкви — то ходатайствовали по его делам перед императором, то имуществом помогали бедным болгарским церквам и монастырям.
Неизвестно, сколько времени продолжалось служение Феофилакта в качестве архиепископа Охридского. Черпая даты из писем, можно утверждать, что окончилось оно не ранее 1108 года. Если датировка рукописи одного из его стихотворений достоверна, то в 1125 году он был еще жив, но оставался ли еще архиепископом Охридским неизвестно.
По сербским источникам, в конце жизни перебрался Солунь, где и скончался.
Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его Благовестника. И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви.
Его имя отсутствует в святцах Русской Церкви, однако его память находим под 31 декабря в «Охридском прологе» свт. Николая (Велимировича), в сербских житиях святых, составленных прп. Иустином (Поповичем), а также в синаксаре на официальном сайте Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви . Его имя также находим среди святых под 31 декабря на официальном сайте Православной Церкви в Америке

Книги автора:

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Благовестник, или толкование на Евангелие от Иоанна

Сила Духа Святаго, как написано (2 Кор. 12, 9) и как веруем, совершается…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Благовестник, или толкование на Евангелие от Луки

Нам неизвестно в точности, кем был по происхождению святой апостол…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Благовестник, или толкование на Евангелие от Марка

Св. Евангелие от Марка написано было в Риме спустя десять лет по вознесении…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Благовестник, или толкование на Евангелие от Матфея

Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг,…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел пишет второе послание к коринфянам, потому что в первом…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Почему апостол пишет это, второе, послание к Тимофею? В первом послании…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на второе послание святого апостола Иоанна

Апостол пишет это послание как старец (пресвитер) избранной госпоже…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на второе послание святого апостола Петра

И это послание пишет апостол Петр к тем, которые уже уверовали. Он…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на Деяния святых апостолов

Книга эта называется «Деяниями апостолов»; потому что содержит в себе…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на Евангелие от Матфея

Почему святой Матфей не сказал «видение» или «слово», подобно пророкам,…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Коринф, славившийся большим богатством, и мудростью, хотя уверовал…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на первое послание к Тимофею святого апостола Павла

Тимофей был из учеников Павла, пользовался вследствие этого уважением,…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Апостол Павел в письме к фессалоникийцам ставит наряду с собой и Тимофея.…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на первое послание святого апостола Иоанна

Тот же Иоанн, который написал Евангелие, писал и это послание, с целью…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на первое послание святого апостола Петра

Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на первое соборное послание апостола Иакова

Апостол Иаков написал послание свое к двенадцати коленам, находящимся…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Вступление и почти все послание исполнено сильного негодования: ибо…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание к евреям святого апостола Павла

Святой Павел был апостолом язычников, как он и сам говорит об этом…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла

Ефес — митрополия (главный город) Малой Азии; он чтил, как высшую, богиню…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Все послания Павла святы, но особенно те, которые он рассылал, находясь…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание к римлянам святого апостола Павла

Постоянное чтение Божественных Писаний ведет к познанию их, ибо нелжив…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание к Титу святого апостола Павла

Из спутников Павла Тит был опытнейший муж; именно поэтому он был рукоположен…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Филиппинцы — жители города Филипп, находящегося в Македонии и названного…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на послание святого апостола Иуды

Апостол Иуда Фаддей пишет это послание к тем, которые уже уверовали.…

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на третье послание святого апостола Иоанна

Апостол пишет о странноприимстве. Во-первых, он одобряет Гаия, о котором…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *