Толстовство

ТОЛСТОВСТВО – религиозно-нравственное учение непротивления злу, составляющее основу мировоззрения позднего Л.Н.Толстого; практические опыты, вдохновленные данным учением и направленные на его воплощение. Исходной основой мировоззрения Толстого является вопрос о смысле жизни, который, по его мнению, становится для человека проблемой, требующей безотлагательного решения тогда, когда его жизнь терпит крах, оказывается бессмысленной. Сама постановка вопроса, по Толстому, означает констатацию того, что начало и последнее основание жизни заключены не в ней самой. Ответом на вопрос о том, какое бессмертное, бесконечное значение имеет смертная, конечная жизнь человека, может быть только вывод о непостижимом для разума абсолютном начале жизни. Такое начало жизни именуется Богом. Больше о понятии Бога ничего определенного сказать нельзя; это – предел разума, устанавливаемый самим разумом. Стремление к Богу как изначальной полноте истины есть, по Толстому, свобода; последняя вообще состоит в движении от меньшей истины к большей. Истина о Боге относится к таким истинам современного человека, которая является испытанием его свободы. Признание Бога как источника жизни и разума предопределяет совершенно определенное отношение человека к нему; суть отношения человека к Богу умещается в формулу «не как я хочу, а как он хочет». Это есть формула любви и одновременно формула добра. Любить Бога – таков высший закон жизни и нравственный императив человека, вытекающий из его объективного положения в мире. Бог, свобода и добро – суть «смысложизненные» понятия, каждое из них представляет конкретизацию, иную формулировку вопроса о смысле жизни.

По мнению Толстого, наиболее точное и современное понимание смысла жизни как идеала движения к бесконечному дает Иисус Христос, все учение которого есть метафизика и этика любви. В прямой полемике с законом Моисея Христос формулирует пять конкретных заповедей (Мф, 5:21–48): не гневайся; не оставляй жену; не присягай; не противься злому; не считай врагами людей других народов. Эти заповеди являются отрицательными, указывают на то, что люди могут уже не делать; центральной среди них Толстой считал четвертую («Не противься злому»), которая налагает абсолютный запрет на насилие. Толстой дает три постепенно углубляющихся определения насилия: а) физическое пресечение, убийство или угроза убийства; б) внешнее воздействие; в) узурпация свободной воли. В его понимании насилие тождественно злу и прямо противоположно любви; заповедь непротивления является негативной формулой закона любви.

Непротивление переводит человеческую активность в план внутреннего нравственного самосовершенствования в отличие от насилия, направленного на внешнее ограничение зла. Формула непротивления есть попытка преодоления общественных конфликтов, которые приняли форму нравственного противостояния, когда то, что одни считают злом, другие считают добром и наоборот. Идея т.н. справедливого насилия исходит из предпосылки, что зло должно быть наказано, более добрые должны обуздать более злых. Проблема состоит в определении того, кто может выступить от имени добра. При отсутствии согласия именно в вопросе о том, где добро и где зло, любая из конфликтующих сторон может с одинаковым основанием выступать от имени добра. В такой ситуации есть только одно решение, которое ведет к согласию, – никто не должен противиться насилием тому, что он считает злом, т.е. узурпировать право говорить от имени добра. Если исходить из общечеловеческой морали христианства, согласно которой все люди есть сыны человеческие и равны в своем нравственном достоинстве, то обосновать насилие человека над человеком невозможно. Одной из худших форм насилия Толстой считал смертную казнь: это – насилие, совершаемое с холодной систематичностью и с претензией на законность, оправданность. По этим же основаниям, с точки зрения Толстого, вообще официально санкционированные и систематически организованные формы насилия хуже неофициальных и спонтанных. Однако при очевидной невозможности оправдания насилия люди в массе своей не исполняют закона непротивления, даже не верят ему. Толстой называет две основные причины этого. Первая состоит в многотысячелетней традиции опоры на закон насилия. Вопреки распространенным суждениям критиков (напр. И.А.Ильина) Толстой не стоит на позиции абстрактно-моралистического отрицания насилия. Он допускает оправданность государственного насилия в прошлом и даже настоящем и видит в исторической обоснованности насилия объяснение его исторической инерции. Вторая причина заключается в целенаправленном искажении христианского учения со стороны христианских церквей. Это искажение выразилось в том, что а) каждая из церквей объявила себя единственной хранительницей истины христианства; б) само учение было сведено к символу веры, призванному подменить Нагорную проповедь; в) была поставлена под сомнение четвертая заповедь, санкционированы войны и жестокость. Учение Христа из сферы нравственных обязанностей и поступков переместилось в область внутренних надежд и мечтаний. В результате насилие получило дополнение и продолжение в обмане. В христианском мире сложилась противоестественная ситуация, когда люди исповедуют то, что они на деле отрицают.

Толстовская философия непротивления есть разновидность философии истории. Непротивление Толстой рассматривал как приложение учения Христа к общественной жизни, социальную программу, а основную задачу, решаемую с помощью непротивления, видел в качественном преобразовании отношений в обществе – достижении мира между людьми через изменение духовных основ жизни. Непротивление злу в его понимании – это единственно эффективная форма борьбы со злом. Насилие, в особенности государственное, в значительной мере держится на поддержке со стороны тех, против кого оно применяется. Поэтому простое неучастие в насилии, достигаемое через непротивление, уже есть его ослабление. Кроме того, Толстой говорит не вообще о непротивлении злу, а лишь о непротивлении злу насилием, физической силой. Это не исключает противление злу другими – ненасильственными – методами. Хотя Толстой не разрабатывал тактику коллективного ненасильственного сопротивления, но его учение допускает и даже предполагает ее. Сфера действия такой тактики – духовное влияние, ее типичные формы – убеждение, спор, протест и т.д.

Таково основное содержание толстовства – жизнеучения Толстого. В ходе его выработки Толстой испытал разнообразные идейные влияния (брахманизма, буддизма, даосизма, конфуцианства, иудаизма, ислама), воздействие учений философов-моралистов (Сократа, поздних стоиков, Канта, Шопенгауэра). Однако сама идея интерпретировать христианство как учение о непротивлении злу возникла у него самостоятельно (зародившись, в частности, в беседах с крестьянами, в т.ч. с сектантом В.К.Сютаевым). Уже после публикации своих религиозно-философских сочинений он узнал об американском аболиционисте Уильяме Гаррисоне (William Garrison, 1805–79), основавшем журнал «Non-resistent», и о его соотечественнике Адине Баллу (Adin Balloy, 1803–90), авторе катехизиса непротивления, а также о других сторонниках непротивления, он много сделал для распространения их идей и сочинений. Войдя в контакт со своими единомышленниками в России и во всем мире (в т.ч. с М.Ганди),Толстой способствовал тому, чтобы люди, исповедующие ненасилие, нашли друг друга.

Первым опытом толстовства, давшим тон всем последующим, явилась жизнь самого Толстого после 1878 (в числе характерных ее черт – опрощение, отрицательное отношение к собственности, вегетарианство, земледельческий труд, приоритет духовной общности перед внешними, в т.ч. семейными, обязанностями и т.п.). На основе толстовства как религиозно-нравственной программы жизни и вокруг Толстого стали практиковаться ненасильственные опыты, охватывающие культивирование вегетарианства (особенно благодаря существовавшему с 1909 «Московскому вегетарианскому обществу»), неучастие в государственных формах насилия, воинской службе, полицейско-судебной системе и т.д. (выделялся созданный в 1918 под руководством В.Г.Черткова, ближайшего друга и соратника Толстого, Объединенный совет религиозных общин и групп, добившийся Декрета Совнаркома РСФСР от 4 января 1919 «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»), разнообразную издательско-просветительную деятельность; наиболее полным воплощением толстовства считались сельские общины, организовывавшиеся в соответствии с толстовским идеалом братской жизни на земле. Толстовство как практика получило особенно широкое развитие после Октябрьской революции 1917, но на рубеже 1920–30-х гг. оно стало интерпретироваться как форма примиренчества со злом и насильственно подавляться советской властью. Искаженное понимание толстовства до настоящего времени сохраняется в общественном сознании.

Литература:

1. Толстой Л.Н. Исповедь;

2. В чем моя вера;

3. Исследование догматического богословия. – Полн. собр. соч., т. 23. М., 1957;

4. Царство Божие внутри вас. – Там же, т. 28. М., 1957;

5. Закон насилия и закон любви. – Там же, т. 37. М., 1958;

6. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910–30-е гг. М., 1989;

7. Ильин И.А. О противлении злу силой. – В кн.: Он же. Путь к очевидности. М., 1993;

8. Гусейнов А.А. Л.Н.Толстой: непротивление злу. – В кн.: Великие моралисты. М., 1995.

А.А.Гусейнов

«Записка о заключенных…» Автор «Записки» неизвестен, но, это человек, близкий Владимиру Черткову и хорошо информированный о положении толстовцев-заключенных в Соловецком концлагере. Нижепоименованные так называемые «толстовцы» были 1 декабря 1929 г. посланы из Москвы в Соловки на пять лет.

Записка о пяти так называемых «толстовцах», заключенных в Соловки

Толстовство возникло в России в 1880-е годы. Основы этого учения Лев Толстой изложил в трудах «Исповедь» и «В чём моя вера?». Многие последователи этого философского течения оказались на Соловках.

…пять заповедей имеют только одну эту цель — мира между людьми. Стоит людям поверить учению Христа и исполнять его, и мир будет на земле, и мир не такой, какой устраивается людьми, временный, случайный, но мир общий, ненарушимый, вечный.
• Первая заповедь говорит: будь в мире со всеми, не позволяй себе считать другого человека ничтожным или безумным (Матф., V, 22). Если нарушен мир, то все силы употребляй на то, чтобы восстановить его. Служение Богу есть уничтожение вражды (23-24). Мирись при малейшем раздоре, чтобы не потерять истинной жизни (26). В этой заповеди сказано все;
• но Христос предвидит соблазны мира, нарушающие мир между людьми, и дает вторую заповедь — против соблазна половых отношений, нарушающего мир. Не смотри на красоту плотскую как на потеху, вперед избегай этого соблазна (28-30); бери муж одну жену, и жена — одного мужа, и не покидайте друг друга ни под каким предлогом (32).
• Другой соблазн — это клятвы, вводящие людей в грех. Знай вперед, что это — зло, и не давай никаких обетов (34-37).
• Третий соблазн — это месть, называющаяся человеческим правосудием; не мсти и не отговаривайся тем, что тебя обидят, — неси обиды, а не делай зла за зло (38-42).
• Четвертый соблазн — это различие народов, вражда племен и государств. Знай, что все люди — братья и сыны одного Бога, и не нарушай мира ни с кем во имя народных целей (43-48).
Не исполнят люди одну из этих заповедей — мир будет нарушен. Исполнят люди все заповеди, и царство мира будет на земле. Заповеди эти исключают все зло из жизни людей. (Лев Толстой. «В чём моя вера?». Религиозно-философский трактат, запрещенный в России. 1883-1884)

• Сроки по статье 58 УК СССР.

Баутин Иван Прокофьевич

Иван Прокофьевич Баутин (личный секретарь В. Г. Черткова) был секретарем Московского Вегетарианского Общества Л. Н. Толстого до его закрытия. По происхождению крестьянин с Украины. При призыве на военную службу отказывался от нее по религиозным убеждениям и отбыл положенный срок наказания. Пребывание в тюрьме, в особенно тяжелых условиях, сильно отразилось на его здоровье. Продолжительное заключение в Соловках (5 лет) навряд ли выдержит. Он принципиально отказался от принудительной работы. Тем не менее его отвезли в Парандово на Балонах (место самых тяжелых лесозаготовок). С половины января его снова вернули на Попов остров неизвестно по какой причине. Дальнейшая судьба его неизвестна, но так как он ни на какие работы по принуждению не соглашается, то можно опасаться того, что его подвергают мучительным наказаниям, которые он может не выдержать, несмотря на большую свою стойкость. Друзья его сомневаются жив ли он в настоящее время.

Григорьев Алексей Иванович

Григорьев Алексей Иванович, крестьянин по происхождению. По прибытии на место ссылки, несмотря на отказ от принудительной работы, отправлен с Попова острова в командировку на работы за 90 километров пешком. На новом месте опять отказался от работы. Его назначили в карцер и к наказанию на 5 суток на «вышку». Вышка — это постройка в 3 сажени высоты на самом ветреном месте с открытой площадкой наверху. Наказываемый должен стоять целый день лицом к ветру без верхней одежды, а ночь проводить в сыром, холодном карцере со вшами, крысами и испражнениями. На третий день солдат, карауливший Григорьева, пожалел его и повязал ему теплый шарф под белье. Для согревания один из арестант научил Григорьева искусственно дрожать. Благодаря этому он выдержал свое испытание и через 5 дней снова отказался от работы. Его погнали в штрафную роту — обратно за 90 километров. Там за новый отказ от работы его назначили к новому испытанию — стоять 3 дня лицом к ветру. Здоровый и жизнерадостный человек, Григорьев теперь представляет из себя совершенно больного с расшатанными нервами человека, с лицом подергиваемым судорогами и с беспричинным смехом или рыданиями.

Неаполитанский Юрий Иванович

Неаполитанский Юрий работал в фото-кинематографическом учреждении. Отбывал тюремное заключение за отказ от военной службы по религиозным убеждениям. Болен туберкулезом. Назначен работать в канцелярию в Соловках.

Песков Борис Васильевич

Песков Борис по происхождению рабочий. Отказывался от военной службы по религиозным убеждениям. Из тюрьмы вышел с расшатанным здоровьем. Во время пребывания его в Соловках известно, что ему назначили наказание «секиркой», которое считается одним из самых тяжелых. «Секирка» — продолговатая комната вся в щелях, ветер дует насквозь, страшная сырость, и посредине этой комнаты по боковым стенам две узких доски-лавки без спинок. На этих узких лавках должны сидеть наказываемые с ногами в висячем положении. За ними следят, чтобы они ни с кем не разговаривали, не двигались и не касались ногами пола. Если они двинутся или заговорят, то срок наказания добавляют. Дальнейшая судьба Пескова неизвестна, и за жизнь его также опасаются друзья.

Сорокин Иван Михайлович

Сорокин Иван Михайлович, крестьянин. Будучи учеником земледельческой школы военного типа, он однажды назначен был ночным караульщиком яблок в саду и в темноте нечаянным выстрелом из ружья убил человека. Его судили и оправдали, но сам он не мог оправдать себя и страдал до тех пор, пока в одной из книжек Толстого не нашел ответа на мучивший его вопрос. С тех пор он сделался его последователем и отказался от военной службы. На суде Военного трибунала он поражал своими прямыми, искренними и умными ответами. Последнее время занимался на родине крестьянским хозяйством и жил вне Москвы. В этот раз он привез в Москву свою больную мать для определения ее в больницу и, находясь у Баутина в гостях в вечер ареста последнего, был также арестован. По прибытии на место ссылки назначен на работу по канцелярской части в Кеми, что считается очень удобным, но он не захотел быть в привилегированном положении и отказался. После этого его посадили на голодный паек: полфунта хлеба и стакан воды в день. На таком пайке он жил приблизительно месяц, совершенно обессилел и заболел. Врачи положили его в лазарет и в январе месяце дали отпуск на две недели. За время голодного пайка Сорокин, ослабевший, лежал на грязном полу во вшах под нарами, в страшной грязи, потому что в бараках карантина заключенные должны были убирать сами, но не могли, так как почти все были поголовно больны и слабы. Сейчас Сорокин согласился работать в больнице санитарную работу, чтобы хоть немного облегчить тяжелое положение массы больных. Вид Сорокина ужасный. Хотя он поехал в Соловки здоровым и крепким, теперь он говорит слабым, медленным голосом, почти шепотом, ходит с трудом, как тень.

Необходимо несколько слов пояснения для того, чтобы незнакомые с верою «толстовцев» могли понять мотивы их поведения.

Находящиеся в заключении «толстовцы» и люди одинаковых с ними убеждений, когда с них требуют работы по принуждению, находятся в исключительно тяжелом положении. Религия их состоит в том, что каждому человеку надо следовать указаниям своей совести, не допуская над нею никакой посторонней власти. Они могут исполнять только те требования «начальства», которые сами считают разумными. Поэтому многие требования, которые в обычном порядке беспрекословно исполняются остальными заключенными, они исполнять не могут. При том веления совести у различных людей этой религии различны. И степень стойкости в неотступлении от этих велений под давлением физических мучений также различна, смотря по индивидуальным свойствам каждого. Те же из них, кто отказывается от принудительных работ, поступают так опять-таки по различным мотивам, согласно особенному индивидуальному пониманию каждого. Одни считают, что так как все люди равны, то не следует одним начальствовать, а другим подчиняться. На этом основании они отказываются от исполнения всяких приказаний. Другие отказываются только от исполнения тех принудительных работ, которые они считают неразумными, но признаваемые ими полезными работы, хотя бы и принудительные, они соглашаются выполнять. Третьи, наконец, соглашаются даже на работы, полезности которых они не признают, но и зловредности которых они не видят. Кроме того бывает, что толстовцы отказываются от работ и даже от всякого повиновения, вследствие возмущения против бесчеловечного обращения вокруг них начальства с заключенными или в виде протеста против такого обращения. (Автор не известен. Записка о заключенных в Соловках пяти так называемых «толстовцах». 1930. Цит. по С.А.Папков. Заложники совести (Толстовцы на Соловках). Альманах «Возвращение памяти». Вып. 3. Новосибирск. 1997)

Сексуальные насилия над женщинами СЛОНа Лагерное положение женщин отчаянное — они бесправны и вынуждены быстро опускаться.

Пояснения:
Толстовство, как учение, характеризуется идеями социальной пассивности, «непротивления злу насилием», безропотного подчинения воле бога, нравственного самоусовершенствования личности, аскетизмом, идеализацией патриархального строя общественной и семейной жизни; проповедью «всеобщей любви» и всепрощения; критикой церкви и институтов власти, отрицанием государства.
Толстовство отражало взгляды миллионов крестьян. Толстой внес в свое учение их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, «непротивление злу», бессильные проклятья по адресу капитализма и «власти денег».
Социальный состав толстовцев был весьма разнородным: В них кроме интеллигентов были крестьяне, мелкие служащие, пришлые из деревень полупролетаризированные элементы.
Для движения Толстовства характерны отказ от платежа податей и несения воинской службы, организация сельскохозяйственных коммун на «евангелистских» началах, просветительско-издательская деятельность по распространению книг для народа.
В условиях подъема революционного движения проповедь идей Толстовства была утопичной и реакционной. Толстовское непротивление злу было серьезнейшей причиной пораженяя первой революции.
В 30-е гг. 20-го столетия в условиях развернутого колхозного строительства весьма немногочисленные толстовские коммуны окончательно свернули свою деятельность.
Под напором передовых явлений общественной жизни индивидуалистические идеалы толстовцев потерпели крах.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Набиев, Низами Гамза оглы, 1999 год

1. Августин Аврелий / Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. (Человек в исповедальном жанре). — М.: Республика, 1992. — 335 с.

2. Александровский. Психология человека в период отрочества и юности // Л.Н.Толстой. Его жизнь и сочинения. М., 1913. — С.84-88.

3. Аксельрод-Ортодокс Л. Л.Н.Толстой. -М.: Московское отд-е гос. изд-ва, 1922.- 150 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

6. Андреева Е.П. Толстой художник в последний период деятельности. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1980.-270 с.

7. Анненский И. Избранные произведения. -Л.: Худож. лит., 1988.-736 с.

9. Арденс H.H. Достоевский и Толстой. -М.: Изд-во Моск. пед. ин-та им. В.И.Ленина, 1970.-374 с.

10. Арденс H.H. (Апостолов Н.). Творческий путь Л.Н.Толстого. -М.: Изд-во АНС ССР, 1962.-670 с.

11. Аристотель. Об искусстве поэзии. -М.: Гослитздат, 1957.-183 с.

12. Асмус В.Ф. Война в романе Л.Толстого «Война и мир» // Знание. -М.: 1938. -№ 9. -С.280-304.

13. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова // Асмус В.Ф. Избранные философские труды в 2-х т. М., 1969. -Т.1. -С.7-39.

14. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В.Ф. Избранные философские труды в 2-х т. М., 1969. -Т.1. -С.40-101.

16. Асмус В.Ф. Религиозно философские трактаты Л.Н.Толстого // Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. в 90 т. -М., 1957. -Т.23. -С 5-33.

17. Ахматова А. Слово о Пушкине // Светлое имя Пушкин. -М., 1988. -С.426-456.

18. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. -М.: Худож. лит., 1978.-175 с.

19. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа (Пушкин, Герцен, Толстой). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.

20. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-198 с.

21. Баден. Лица и события в романе «Война и мир» // Л.Н.Толстой. Его жизнь и сочинения. М., 1913. — С. 165-192.

22. Базанов В. Очерки декабристской литературы. М, — Л.: Гослитиздат, 1961. -471 с.

23. Бальзак О. Собр. соч.: В 15-и т. -М., 1951. -Т.1.- 680 с.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследование разных лет. -М.: Худож. лит., 1975.-502 с.

25. Бахтин М.М. Статьи о Льве Толстом // Дон. Р. на Дону, 1988.-№10. -С.160-172.

26. Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы. -М., 1970. -№1. -С.95-122.

28. Белинский В.Г. Полн. Собр. соч.: В 13-и т. М.: Акад. наук СССР, 1955.

29. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. -М.: Мусагет, 1911.-46 с.

30. Бердников Г.П. Над страницами русской классики. -М.: Современник, 1985.-415 с.

31. Бердяев H.A. Духи русской революции // Лит. Учеба. -М., 1990.-Кн.2-С.123-139.

32. Бердяев H.A. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // О религии Толстого. М., 1912.

33. Бердяев H.A. О религиозном значении Льва Толстого // Вопросы лит. М., 1989. -№ 4. -С.269-274.

35. Бердяев H.A. Русская литература XIX в. и ее пророчества // Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. — С. 63-77.

36. Берков П. и Макогоненко Т.П. Вступительная статья // Карамазин Н.М. Избр. соч.: В 2-х т. М.-Л., 1964. -Т.1. -С.5-76.

37. Бехер И.Р. В защиту поэзии. М.: Изд-во иностр. лит. 1959. -373 с.

38. Бехёр И.Р. О литературе и искусстве. М.: Худож. лит., 1981. — 527 с.

39. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В 2-х т. -Л.: МТНК Принт, 1990.

40. Билинкис Я.С. Лев Толстой и пути искусства в России. Автореф. дис. д-ра филол. наук / ЛГУ .-Л., 1968.-39 с.

41. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. -Л.: Сов. писатель, 1959.-414 с.

42. Бойко М.Н. «Анна Каренина» Льва Толстого и русский роман 1870 годов. Автореф. дис. канд филол. наук/ МГУ. М., 1965.-21 с.

43. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». 4-е изд-ие. М.: Худож. лит., 1987.-156 с.

44. Бочаров С.Г. Л.Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» // Литература и новый человек. М., 1963.-С. 224-309.

46. Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Гослитиздат, 1957.-231с.

47. Булгаков В.Ф. Л.Н.Толстой в последний год его жизни. -М.: Правда, 1959. -448 с.

48. Булгаков С. Л.Н.Толстой // О религии Льва Толстого. -М., 1912.

49. Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847-1862. М.: ГИХЛ, 1960.-408 с.

50. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М. — Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.-152 с.

51. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. М.-Л.: Сов. писатель, 1964. — 395 с.

52. Бурсов Б.И. Роман «Анна Каренина» // Л.Н.Толстой. М., 1955. — С.220-258.

53. Бычков С.П. Л.Н.Толстой. Очерк творчества. М.: Гослитиздат, 1954.-480с.

54. Бычков С.П. Предисловие к шестидесятому тому // Л.Н.Толстой. Полн. Собр. соч.: В 90-ат. -Т.60.-М., 1949,- С. 5-42.

55. Бялый Г.А. Категория добра и пользы в учении. Л.Н.Толстого // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. Л., 1984.- С. 170-183.

56. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.-168 с.

57. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.-403 с.

58. Вацуро В.Э. Лермонтов // История всемирной литературы: В 9-и т. М., 1989. -Т.6. -С.360-369.

59. Вдовенко Э.А. Человек и природа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» // Проблемы русской литературы. -М., 1973.-С.167-178.

61. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. -М.: Просвещение, 1992.-287 с.

62. Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л.Толстом: Аполлон и Дионис (О Ницще). М.: Политиздат, 1991. -336 с.

63. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной». Система неоднозначных мотивов // Рус. лит. -Л., 1979. -№ 4. -С. 17-37.

64. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976.-511 с.

65. Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого. М.: Знание, 1981.-64 с.

67. Волков И.Ф. Романтизм как творческий метод. Проблемы романтизма. -М.,1972.- Вып.2.

69. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. -Л.: Наука, 1981.-174 с.

70. Гарнак А. Сущность христианства // Общая история европейской культуры.- СПб., 1910. -Т.5.

71. Гегель Г.В.Ф. Романтическая форма искусства (1836-1838) // Гегель Г.В.Ф. Соч. М., 1940. -Т. XIII. -С.87-135.

72. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. -524 с.

73. Гегель Г.В.Ф. Философия религии.: В 2-х т. -М.: Мысль, 1976.

74. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. -М., 1969. -Т.2. -326 с.

75. Герцен А.И. О Пушкине // Светлое имя Пушкин. М., 1988.-С.62-68.

76. Герцен А.И. Собр. соч. В 30-и т. -М.: АН СССР, 1954.-1961.

77. Гильберт К. и Кун Г. История эстетики. -М.: Изд-во иностр.лит., 1960.-684с.

78. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. -Л.: Сов. писатель, 1971.-464 с.

79. Гоголь H.B. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Светлое имя Пушкин. М., 1988. -С. 14-21.

80. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине // Светлое имя Пушкин. -М., 1988. -С. 9-14.

82. Голяков И.Т. Суд и законность в художественной литературе. -М.: Госюри-задат, 1959.-360 с.

83. Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. JI.: Сов писатель, 1984. -608 с.

84. Горловский А. Судьба героя (Почему погиб Андрей Болконский?) // Литература и ты. М., 1969. -Вып.З. -С. 170-183.

87. Горький А.М. Предисловие к изданию сочинений А.С.Пушкина на английском языке // Светлое имя Пушкин. М., 1988.- С.195-197.

88. Гриб П.Я. Пейзаж в романе Толстого «Война и мир» // Учен. зап. Енисейского гос. пед. ин-та. Енисейск, 1960. Вып.4. -С. 39-72.

92. Григорьев A.A. Развитие идеи народности в нашей литературе со смерти Пушкина // Светлое имя Пушкин. М., 1988. -С.96-104.

93. Громека М.С. О Л.Н.Толстом. Критический этюд по поводу «Анна Каренина». М.: Посредник, 1914.-268 с.

94. Громов П.П. Герой и время. Статьи о литературе и театре. -Л.: Сов. писатель, 1961.-580 е.

95. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л.: Худож. лит., 1977.-488 с.

96. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л.: Худож. лит., 1971.-390 с.

97. Гроссман Л.П. Пушкин. М.: Молодая гвардия, 1960.-527 с.

98. Гудзий Н.К. Великий русский писатель Л.Н.Толстой. -М.: Госкульт-просветиздат, 1950. -72 с.

99. Гудзий Н.К. Л.Н.Толстой. Критико-биографический очерк. Изд. 3-е, переработ. и доп. М.: Гослитиздат, 1960.-212 с.

100. Гуковкий Г.А. Очерки по истории русского реализма. 4.1. Пушкин и русские романтики. Саратов: Саратовский ун-т, 1946. — 298 с.

101. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. -М.: Гослитиздат, 1957. 414 с.

102. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. -М.:Худож.лит., 1965.-355с.

103. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. — 532 с.

104. Гулыга A.B. Уроки класски и современность. М.:Худож. лит., 1990.-382с.

105. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. М.: Просвещение, 1980. -103 с.

107. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. -М.: Худож. лит., 1971. -592с.

111. Днепров В.Д. Искусство человековедения: Из художественного опыта Л.Толстого. -Л.: Сов.писатель, 1985. -288 с.

112. Днепров В.Д. Проблемы реализма. -Л.: Сов. писатель, 1960. -351 с.

113. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX века. -Л.: Сов. писатель, 1985. 352 с.

114. Долина Н.Г. По страницам «Войны и миры». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». -Л.: Дет. лит., 1989. 256 с.

115. Достоевский Ф.М. и Л.Н.Толстой о морали // Очерки истории этики. М., 1969.-С. 341-347.

116. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30-т,- Л.: Наука, 1983. -Т.25,26.

117. Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч. В 30-т Л., 1978. -Т.18. -372 с.

120. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. -М.: Наука, 1966.-472 с.

121. Ермилов B.B. Толстой романист: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». М.: Худож.лит., 1965. — 592 с.

122. Ермилов В.В. Толстой художник и роман «Война и мир». -М.: Гослитиздат, 1961. -360 с.

123. Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. -М.: Сов. писатель, 1990. -448 с.

124. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. -М.: Просвещение, 1988. -176 с.

125. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. Кн. 1-2. -М.: М. и С. Сабашниковы, 1928.

126. Жданов В.А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». М.: Книга, 1968. -280 с.

127. Жданов В.А. Последняя книга Л.Н.Толстого. Замыслы и свершения. -М.: Книга, 1971. -256 с.

128. Жданов В.А. Творческая история романа Л.Н.Толстого «Воскресение». -М.: Сов. писатель, 1960. -450 с.

129. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Создание великой книги. -М.: Книга, 1966. 403 с.

130. Западов A.B. Отец русской поэзии (о творчестве Ломоносова). -М.: Сов. писатель, 1961. 282 с.

133. Ивакин И. Воспоминания о Ясной Поляне Лит. Наследство. М., 1961. -Т.9. Кн. 1,2.

134. Иванов В. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. -М., 1990. С. 164-192.

135. Имре Ласло. Провидец истины // Дон. Ростов н/Д. 1979. -№7. -С.163-165.

136. История Мировой литературы в 9-и т. -М., 1989. -Т.6. -880 с.

137. История русского романа: В 2-х т. М.: Наука, 1964.

138. История русской критики: В 2-х т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

139. Ищук Г.Н. Проблемы эстетики позднего Л.Н.Толстого. Ростов н/Д: Кн.изд., 1967. 208 с.

140. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX в.-Л.: Наука, 1979.- 197 с.

141. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М.: Политиздат, 1990. -415 с.

142. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса: О романе Л.Толстого «Война и мир». -М.: Сов.писатель, 1978. 195 с.

143. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». -М.: Просвещение, 1967. 392 с.

144. Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1967.- 188 с.

147. Каримов Э.А. Человек в изображении Льва Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»).- Ташкент: Фан, 1967. 186 с.

148. Карлова Т.С. Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н.Толстого. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1959. 67 с.

149. Карлова Т.С. Лев Толстой в движении истории. -Казань: Изд-во Казан,-ун-та, 1978.- 190 с.

151. Кашина H.B. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского. -М.: Худож.лит., 1986.- 318 с.

152. Квитко Д.Ю. Философия Толстого. -М.: Коммун.акад., 1928. 302 с.

153. Кирпотин В.Я. «Злободневное» в «Анне Карениной»// Вопр.лит. -М., 1960. -№ 9. -С. 186-192.

154. Кирпотин В.Я. У истоков романа-трагедии. Достоевский Пушкин -Гоголь // Достоевский и русские писатели. -М.: 1971. — С.9-86.

155. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.: Наука, 1983. -416 с.

156. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. -М.: Изд-во МГУ, 1983 176 с.

157. Ковалев В.А. Своеобразие художественной прозы Л.Н.Толстого. Автореф. дис. д-ра. филол. наук / МГУ. -М., 1970. 46 с.

158. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы: В 2-х т. М.-Л.: 1924.-Т.2.-304 с.

160. Коджаев М.К. Проблема характера в творчестве Ф.М.Достоевкого (18661872). -Баку: Изд-во АПИ им В.И.Ленина, 1990. 150 с.

162. Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 136 с.

163. Колобаева Л.А.Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 336 с.

164. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978. 367 с.

165. Кон и А.Ф. Воспоминания о писателях. М.: Правда, 1989. — 656 с.

166. Концепция человека в русской литературе. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982.- 116 с.

167. Коран. -М.: СПИКПА, 1990. 512 с.

169. Коровин В.М. Творческий путь Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. -288 с.

171. Краснов Г.В. Герой и народ. О романе Л.Толстого «Война и мир». М.: Сов. писатель, 1964. — 271 с.

172. Кропоткин П.П. Этика: Избранные труды.-М.:Политиздат, 1991.-496 с.

175. Кузина Л.Н., Тюнкин К.И. «Воскресение» Л.Н.Толстого. -М.: Худож. лит.,1978.-116 с.

176. Кузьминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. -М.: Правда, 1986.560 с.

178. Кулешов В.И. К вопросу о сравнительной оценке реализма Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. -М.: Изд-во МГУ, 1978.-21 с.

179. Кулешов В.И. Л.Н.Толстой. -Минск: Изд-во БГУ, 1978.-288 с.

181. Купреянова E.H. «Детство», «Отрочество», «Юность»// Л.Н.Толстой. -М., 1955.- С.70-97.

182. Купреянова E.H. Эстетика Л.Н.Толстого. -М. -Л.: Наука, 1966.-324 с.

183. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. -М.: Просвещение, 1988.-256 с.

184. Лакшин В.Я. Лев Толстой и А.Чехов. -М.: Сов. писатель, 1965.-570 с.

185. Лакшин В.Я. Пять великих имен (о А.С.Пушкине, А.А.Островском, Ф.М. Достоевском, Л.Н.Толстом, А.П.Чехове).-М.: Современник, 1988.-456 с.

186. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н.Толстого//Лит. в шк. -М., 1991.-№1.-С.2-15.

187. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане. Ф.М.Достоевский и гр. Лев Толстой //Леонтьев К.Н. Собр. соч.-М.,1912-т.8.

188. Леонтьев К.Н. О романах гр. Л.Н.Толстого. Анализ, стиль и веяние. Критический этюд. -М., 1911.-154 с.

189. Лермонтов Ю.М. в воспоминаниях современников. -М.: Худож. лит., 1989.-672 с.

190. ЛессингГ. Гамбургская драматургия. -М.-Л., 1936.

191. Леушева С.И. Образ Кутузова в свете историко-филосовских взглядов Толстого//Толстой-художник. -М., 1961.-С.91-134.

192. Леушева С.И. Образ Наташи Ростовой в свете гуманистического идеала Толстого//Лит. в шк., 1963. -№>2.-С.9-20.

193. Леушева С.И. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». -М.: Учпедгиз, 1957.-310с.

194. Либединская Л. «Живые герои». -М.: Дет.лит., 1982.-254 с.

195. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина.-М.:Изд-во МГУ, 1989.-174 с.

196. Литература и новый человек. -М.: Изд-во АН СССР, 1963.-431 с.

197. Литературное наследство. Лев Толстой. -М., 1961.-Т.69.кн.1-2.

198. Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература. -Л.: Сов. писатель, 1984.-271 с.

199. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. -М.: Наука, 1970.-180 с.

201. Ломунов К.Н. «Война и мир» Л.Н.Толстого.- М.: Знание, 1969.-48 с.

202. Ломунов К.Н. Лев Толстой в современном мире. -М.: Современник, 1975.493 с.

205. Ломунов К.Н. Предисловие к 30 т // Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч.: В 90-а т. -М, 1951.-Т.30. -С.5-26.

206. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: литературное размышление философа. -М.: Сов. писатель, 1990.-320 с.

207. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа.- М.: Политиздат, 1991.-368 с.

208. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.-М.: Просвещение, 1988.-352 с.

209. Лощинин Н.П. «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого.-Тула: Кн. изд-во, 1956.-52 с.

210. Лурье Я.С. «Дифференциал истории» в «Войне и мире» // Рус. лит. -Л., 1978.-№3.-С.26-60.

211. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого //Рус. лит. -Л., 1989.-№1.-С.26-43.

212. Лью и с Клайв Стейплз. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992.-432 с.

213. Маймин Е.А. Лев Толстой. -М.: Наука, 1978.-192 с.

214. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя.-2-е изд. -М.: Наука, 1984.-191 с.

215. Маймин Е.А. О русском романтизме. -М.: Просвещение, 1975.-239 с.

217. Макогоненко Т.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). -Л.: Худож. лит., 1974.-374 с.

218. Макогоненко Т.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836).-Л.:Худож. лит., 1982.-463 с.

219. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.-Л.: Наука, 1964. — 266 с.

220. Малинковский В.П. Эстетический идеал Л.Н.Толстого в «Войне и мире» // Вопросы русской литературы. Львов, 1972. -Вып. 1(19).- С.3-8.

221. Манн Ю.В. В поисках живой души. М.: Книга, 1984.-416 с.

222. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.-375 с.

223. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М.: Мысль, 1972.-724 с.

224. Мейлах Б.С. Уход и смерть Льва Толстого. 2-е изд.- М.: Худож.лит., 1979.334 с.

226. Мережковский Д.С. Акрополь. Избр. лит. -крит. Статьи. -М.: Кн. палата, 1991.-352 с.

227. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. -М.: Сов.писатель, 1991.-496 с.

228. Мережковский Д.С. Поли, собр.соч.: -СПб. -М.: Изд-во М.О.ВОЛЬФ, 1912.-Т.7, 8, 9,10.

230. Михайлов О.Н. Страницы русского реализма (заметки о русской литературе XX века).-М.: Современник, 1982. -288 с.

231. Михайлова E.H. Проза Лермонтова. М.: Гослитиздат, 1957.-382 с.

232. Михайловский Н.К. «Воскресение» // Михайловский Н.К. Последние сочинения.- Пб. 1905. -Т.1. -С.271-281.

233. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект. М.: Наука, 1991.-128 с.

234. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.: Просвещение, 1986.-191 с.

235. Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н.Толстого.-М.: Сов.писатель, 1957.-727 с.

236. Мотылева Т.Л. Принципы изображения человека в творчестве Л.Толстого // Окт. -М., 1953.-№ 9. -С.158-181.

238. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н.Толстого.- М.: Сов.писатель, 1958. -436 с.

240. Наумова H.H. Автобиографическая трилогия // Л.Н.Толстой в школе. М., 1959,- С.29-40.

241. Наумова H.H. Искусство портрета в романе «Война и мир» // Толстой художник. М., 1961,- С.135-149.

242. Наумова H.H. Проблема характера в «Войне и мире» //Русская литература. -Л, i960.- № 3.- С.100-116.

243. Немировская Л.З. Л.Толстой и проблемы гуманизма.-М.:Знание, 1988,-64с.

244. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М.: Знание, 1992.-64 с.

246. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века (5060-е годы). -Калинин: Изд-во Калинин гос. ун-та, 1973.-226 с.

247. Новиков H.H. Избр.соч. М.-Л.: Гослитиздат, 1954.-744 с.

248. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М.: Гослитиздат, 1947.-356с.

249. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2-х т. -М.: Худож.лит., 1989.

250. Одиноков В.Г. Л.Н.Толстой художник (Проблемы поэтики романов) Новосибирск: Изд-во. Новосиб. гос. ун-та, 1966.-186 с.

251. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н.Толстого.- Новосибирск: Наука, 1978.-160 с.

252. Одиноков В.Г. Поэтика русских писателей XIX в. и литературный прогресс. Новосибирск: Наука, 1987.-160 с.

253. Одиноков В.Г. Проблема поэтики и типология русского романа XIX в. -Новосибирск: Наука, 1971.-192 с.

254. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М.: Книга, 1990.-432 с.

255. Озерова A.A. Роман «Воскресение» //Л.Н.Толстой. -М., 1955. -С.259-301.

256. Опульская Л.Д. Л.Н.Тослтой: Материалы к биографии с 1886 по 1892г. -М.: Наука, 1979.-287 с.

257. Опульская JI.Д. Мировоззрение Л.Н.Толстого //История философии. М., 1959. -Т.4.- С.50-61.

258. Опульская Л.Д. Позднее творчество Л.Н.Толстого // Л.Н.Толстой. -М., 1955. -С.336-367.

259. Опульская Л.Д. Психологический анализ в романе «Воскресение» // Толстой художник. -М., 1961.- С.314-343.

260. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». -М.: Просвещение, 1987.-176 с.

261. Опульская Л.Д. Эволюция реализма Л.Толстого // Развитие реализма в русской литературе. -М.: Наука, 1974. -Т.З.- С. 11-47.

262. О религии Л.Толстого. М.: Путь, 1912.-248 с.

267. Палиевский П.В. Русские классики. Опыт общей характеристики. М.: Худож.лит., 1987.-239 с.

269. Паповник А.И. Герои романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».- Тула: Кн. изд-во, 1955.-63 с.

270. Петров Г.И. Отлучение Льва Толстого от церкви. М.: Знание, 1978.-112с.

272. Петров С.М. Исторический роман // История русского романа. В 2-х т. -М.-Л, 1962. -Т.1.- С. 203-250.

273. Пинский Л.В. Реализм эпохи Возрождения. М.: Гослитиздат, 1961.-367 с.

274. Позойский С.И. К истории отлучения Льва Толстого. -М.: Сов. Россия, 1979.-177 с.

275. Покровский В. Лев Николаевич Толстой. Его жизнь и сочинения Изд. 3-е доп. М.: Типография Г.Лесснера и Д.Собко, 1913.-275 с.

276. Полтавцев A.C. Философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1974.-153 с.

278. Попов П. Стиль ранних повестей Толстого («Детство» и «Отрочество») // Литературное наследство. М., 1939. — № 35-36.

281. Проблема личности в современной литературе и искусстве. -М.: Мысль, 1967.-415 с.

282. Проблемы реализма в мировой литературе. М.: Гослитиздат, 1959.-635 с.

283. Пруцков Н.И. Классическое наследие и современность. -JL: Наука, 1988. -336 с.

284. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.-240 с.

285. Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т. -М.: Наука, 1972.-1974.

286. Размышление и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. -JL: Худож.лит., 1987.-576 с.

288. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. -М.:Искусство, 1990.-605с.

289. Розанов В.В. Религия, Философия Культура. -М.: Республика, 1992.-399 с.

290. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.-624 с.

291. Розанов В.В. Уединенное. -М.: Политиздат, 1990.-543 с.

292. Розанов С.А. Толстой и Герцен. -М.: Худож.лит., 1972.-303 с.

293. Роман Л.Н. Толстого Воскресение: Историко-функциональное исследование. М.: Наука, 1991-125 с.

295. Сабуров A.A. «Война и мир» Л.Н.Толстого Проблематика и поэтика. М.: Изд-воМГУ, 1959.-603 с.

298. Самосознание европейской литературы XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. -М.: Политиздат, 1991.366 с.

299. Свительский В.А. «Жизнь» и «Гордость ума» в исканиях Константина Левина // Рус. лит. 1870-1890.- Свердловск, 1980.- С.3-22.

302. Семенов Л. Лермонтов и Лев Толстой. -М., 1914.-470 с.

303. Сергиенко А.П. Рассказы о Л.Н.Толстом. -М.: Сов.писатель, 1978.-263 с.

304. Скабичевский A.M. Больные герои больной литературы // Скабичевский A.M. Соч. Изд. 3-е.- СПб, 1903. -Т.2.- С.589-595.

305. Скабичевский A.M. Граф Л.Н.Толстой как художник и мыслитель // Скабичевский A.M. Соч.: В 2-х т. Пб, 1903.- Т1.- С. 589-650.

308. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. -М.: Ху-дож.лит., 1972.-544 с.

309. Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» // Рус. лит. Л., 1959,- № 2. — С. 72-94.

310. Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов Облиздат. 1958.391 с.

311. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н.Толстого Проблемы человеческого общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-189 с.

312. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. -Т.2. М.: Мысль, 1990.-882 с.

313. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. -543 с.

314. Сотникова Т.С. Человек и природа в романе Л.Толстого «Воскресение» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Филология. -М., 1974.- №3. -С 56-64.

315. Сухотина Толстая Т.Л. Воспоминания. М.: Худож. лит., 1981.-525 с.

316. Сухотина Толстая Т.Л. Дневник. М.: Правда, 1987.-576 с.

317. Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. -М.: Сов. писатель, 1988.-512с.

318. Творчество Л.Н.Толстого. Сб. статей. М.: Гослитиздат, 1959.-558 с.

319. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности. -Л.: Наука, 1975.-191 с.

320. Тимрот А.Д. Герои и образы «Войны и мира»: Изд.З-е, испр. доп.- Тула: Приок. кн. изд., 1966.-114 с.

321. Титлинов Б. «Христианство» гр. Л.Н.Толстого и христианство Евангелия. -СПб., 1907.

322. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х т. -М.: Худож. лит., 1978.

323. Толстой Л.Н. Круг чтения. В 2-х т. -М., 1991. -Т2. -339 с.

324. Толстой и наше время Сб. ст. М.: Наука, 1978.-366 с.

325. Толстой Л.Н. и современность. Сб.ст. и материалов. -М.:Наука, 1981.-280с.

326. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90-а т. М.: Худож. лит., 1928-1958.

327. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т. М.: Худож. лит., 1978-1985.

328. Толстой С. Очерки былого. 4-е изд. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1975.-472 с.

329. Толстой художник. Сб. ст. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.-463 с.

330. Успенский И.Р. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». -М.: Знание, 1954.32 с.

331. Фарбер Л. Два типа воскресения (Нехлюдов и Ниловна) // Рус.лит. -Л., 1966,-№3,- С.172-178.

332. Федоров В. Два мира Анны Карениной // Лит. Учеба. -Л., 1978.- № 6.- С. 176-183.

333. Федюкова Н.Ф. Концепция человека в русской литературе начала XX века. Минск: Изд-во БГУ, 1982.-239 с.

334. Фейн Г.Н. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Целостный анализ. -М.: Просвещение, 1966.-275 с.

335. Философия любви: В 2-х ч,- М.: Политиздат, 1990.

336. Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л.Толстого. Наблюдения и раздумья. М.: Сов. писатель, 1983.-319 с.

337. ФохтУ.Р. Пути русского реализма. -М.: Сов. писатель, 1963.-264 с.

338. Фридлендер Г.М. Литература в движении времени. -М.: Современник, 1983.-300 с.

339. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л.: Наука, 1971.-293 с.

340. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. -М.: Политиздат, 1989.-559 с.

341. Фромм Э. Душа человека.- М.: Республика, 1992.-430 с.

342. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». -М.: Высш. шк., 1983. -112 с.

345. Храпченко М.Б. Гаризонты художественного образа. 2-е изд. доп. -М.: Худож. лит., 1986.-439 с.

346. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4-х т.- М.: Худож. лит., 1980.-Т.1-2.

347. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек 3-е изд. М.: Сов. писатель, 1982.-416 с.

348. Человек в зеркале наук. Труды методологического семинара «Человек». -Л.:Изд-во ЛГУ, 1991.-128 с.

351. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. -М.: Искусство, 1978.-560 с.

352. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: В 15-и т. -М.: Гослитиздат, 19391953.

353. Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991.-544 с.

355. Чудаков А.П. Мир человека. Возникновение и утверждение. -М.: Сов.писатель, 1986.-379 с.

356. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971.-292 с.

357. Чуприна И.В. Трилогия Л.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1961.-191 с.

359. Шаталов С.Е. Время-метод-характер. Образ человека в художественном мире русских классиков. М.: Просвещение, 1976.-159 с.

360. Шелгунов Н.В. Философия застоя. Дело. — 1870,- №1.- С. 1-29.

361. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше Философия и проповедь // Вопр. филосифии. -М., 1990,- № 7.- С. 59-132.

362. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. Изд. 2-е, пераб.,доп. -М.: Наука, 1971.-552 с.

363. Шифман А.И. Страницы жизни Льва Толстого. -М.: Сов. Россия, 1983.335 с.

364. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. -М.: Сов. писатель, 1955.-460 с.

365. Шкловский В.Б. Лев Толстой. 2-е изд. -М.: Мол. гвардия, 1967.-799 с.

366. Шкловский В.Б. М.И.Кутузов и Платон Каратаев в романе «Война и мир» // Знание. -М., 1948. № 5.- С. 137-145.

367. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М.: Республика, 1992. -448 с.

370. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. -Л.: Худож. лит., 1974. -359 с.

371. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой. П. 1922.

372. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1987.-540 с.

373. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.: Худож. лит., 1969.-503 с.

374. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове.-М.-Л.:Изд-во АНСССР, 1961.-371с.

375. Эстетика Льва Толстого. М.: Гос. Акад. худож. наук, 1929.-324.

376. Ягодовская А.Т. Образ праздника в русской литературе // Русская художественная культура II пол. XIX в. М., 1991.

377. Ярошевский Тадеуш М. Личность и Общество. М.:Прогресс, 1973.-544 с.

Религиозно-нравственное учение Толстого представляет собой целостную систему, структурными элементами которой являются метафизика и этика. Этика Толстого немыслима без метафизического и онтологического обоснования. Система нравственных ценностей толстовства, мировоззренческие ориентации толстовского движения нельзя признать однозначными в различные периоды его существования. Идеология этого общественного, религиозно-нравственного движения сформировалась не сразу. Невнимание к метафизическим вопросам, отрыв этики от метафизики оставил в истории карикатурное, искаженное представление о толстовцах, их образе жизни и мировоззрении. Складывается парадоксальное впечатление: с одной стороны, толстовство как тип мировоззрения признается мощной силой, оказавшей значительное влияние на революционные процессы в России, с другой – опыт толстовского движения единодушно расценивается многими мыслителями как утопический, «толстовское сектантство», «толстовщина», в полной мере выразившее «сектантский» характер русского «неопротестантизма».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *