Томск православие

Томский Богоявленский собор

Томская и Асиновская епархия Томской митрополии Русской Православной Церкви Изредка «Томской» называют древнюю Томийскую епархию в западном Причерноморье

Томск был основан в 1604 году по указу царя Бориса Годунова и повелением государя в городе был воздвигнут первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы вокруг которого начала созидаться церковная жизнь на томской земле. В Сибири, после её присоединения к России, первой появляется Тобольская епархия в 1620 году и территория нынешней Томской епархии входит в её состав.

В Томске и окрестных землях возводились храмы и часовни, умножалось и количество православных как за счет переселенцев, осваивавших Сибирь, так и за счет принимавших Православие местных жителей. К середине XVII века назрела необходимость открытия в Томске самостоятельной кафедры. Этот вопрос рассматривался на Большом Московском соборе 1666-1667 годов, где было определено:

«Ради церковного устроения: и по Богоревнивому желанию благочестивого Самодержца: царя Алексия Михайловича: мы, православные патриархи — Паисий, Божею милостию папа и патриарх Антиохайский и всего Востока; Иосиф, Московский и всея Руси, преосвященные миторополити, архиепископи и епископи и весь освященный Собор благословихом и утвердихом в царстве Сибирском, в Тобольске с окрестными грады, вместо архиепископи и метрополии быти, в Томске граде — епископу».

Кафедральным собором Томска стал старинный деревянный храм во имя Святой Троицы, а после его разборки по ветхости в 1819 году — Благовещенский собор .

Однако, епископ в Томск назначен не был, а томские приходы продолжали находиться под омофором Тобольских митрополитов. Учреждение самостоятельной кафедры было повторено (или подтверждено) 22 апреля 1832 года и только в 1834 году в Томск назначается первый епископ, что положило начало практическому существованию епархии. Первому епископу Агапиту (Вознесенскому), был вручен в Чернигове жезл святителя Феодосия Черниговского и эта святыня впоследствии предавалась от одного епископа к другому, став символом Томской епархии.

С образованием Томской епархии церковная жизнь в этом регионе становится более устроенной и глубокой. Особого расцвета епархия достигла в годы епископского служения в ней святителя Макария (Невского), заботами которого были завершены работы по строительству Троицкого собора, куда в мае 1900 года была перенесена архиерейская кафедра.

Как и вся Русская Православная Церковь, после революции 1917 Томская епархия испытала тяжелые гонения и измены раскольников-обновленцев. Множество верных духовенства и мирян прошли через тюрьмы и ссылки, многие за Христа отдали свою жизнь, обильно полив землю епархии кровью мучеников. К 1940 году все храмы епархии были закрыты, многие разрушены и осквернены — епархия перестала существовать. Но вера в сердцах людей не угасла, и в 1945 году был вновь открыт Петропавловский собор, в 1946 году — Троицкая церковь. Позднее были открыты ещё три храма которые, как Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии.

В 1991 году кафедра была возрождена как Томское викариатство Новосибирской епархии, а по определению Священного Синода от 6 октября 1995 года — выделена из состава Новосибирской как отдельная епархия.

12 марта 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Колпашевская епархия, после чего в ведении Томской кафедры остались городские округа Томск, Кедровый, Северск, а также Асиновский, Зырянский, Кожевниковский, Первомайский, Тегульдетский, Томский и Шегарский районы на юго-востоке Томской области. Одновременно Томская епархия была определена центром новоучрежденной Томской митрополии

Исторические названия

  • Томская и Енисейская (22 апреля 1832 — 25 мая 1861)
  • Томская и Семипалатинская (25 мая 1861 — 18 февраля 1895)
  • Томская и Барнаульская (18 февраля 1895 — 17 октября 1908)
  • Томская и Алтайская (17 октября 1908 — 1940-е)
  • Томская (викарная) (7 мая 1991 — 1 ноября 1993)
  • Томская и Асиновская (с 6 октября 1995)

Статистика

Архипастыри

Томское викариатство Новосибирской епархии

  • Софроний (Будько) (16 мая 1991 — 1 ноября 1993)

Томская епархия

Викарные епархии

  • Бийская (ныне самостоятельная)
  • Барнаульская (ныне самостоятельная)
  • Кузнецкая (ныне самостоятельная Новокузнецкая)
  • Новониколаевская (ныне самостоятельная Новосибирская)

География благочиний

  • Томское — г. Томск
  • Томского района
    • с. Петухово
  • Восточное
  • Центральное

Епархиальные отделы

  • по религиозному образованию и катехизации
  • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
  • по социальному служению
  • по делам молодежи

Монастыри

  • Томский Богородице-Алексеевский (мужской)

Учебные заведения

  • Томская духовная семинария
  • Томское епархиальное женское училище (недейств.)

Раннее подчинённые епархии

    • Барнаульское духовное училище (недейств., ныне Барнаульская епархия)
    • Бийское катехизаторское училище (недейств., ныне Барнаульская епархия)
    • Улалинское миссионерское училище (недейств., ныне Барнаульская епархия)

Социальные учреждения

  • Автономная некоммерческая организация здравоохранения «Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», г. Томск
  • Центр реабилитации наркозависимых «Взыскание погибших» при Троицком храме г. Томска
  • Приют для престарелых при Троицком храме г. Томска

Церковные СМИ

  • «Томские епархиальные ведомости», ежемесячная газета
  • радиопрограмма «Слово пастыря», ГТРК «Томск»

Использованные материалы

  • Страница сайта Журнала Московской Патриархии
  • Страница официального сайта епархии:
    • — «История Томской Епархии»
  • Статья Справочника РПЦ 2000-2004:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница базы данных Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.):

На сайте Томской епархии, вероятно ошибочно — Богоявленский: .

«История Томской Епархии», официальный сайт епархии,

Статья Справочника РПЦ 2000-2004,

Так по . По — до 20(22) июня 1841. По Савве Тихомирову (Хроника…, т. 8, 638), умер 1 января 1841.

По Савве Тихомирову (Хроника…., т. 3, 225, прим.) — преставился 25 ноября 1866.

По Богосл. Энцикл., т. 5 — c 22 марта.

Так по и . По ММЛ РПИ (81) и по стр. проекта Иерархия Церквей — до 1923 года.

Документов о его прибытии в Томск не имеется

Сначала назначен до прибытия назначенного еп. Андрея (Ухтомского), но тот так и не приехал, поэтому еп. Виктор управлял епархией до своего ареста

На епархии не был «по обстоятельствам времени».

указывается Варфоломея (Городцова), митр. Новосибирского, как в/у Томской епархии в 1948 — 1956 годах.

До 1947 года сведений о существовании каких-либо групп пятидесятников в Томске не имеется.

Иван Ласков родился в 1911 году в Краснодарском крае в семье христиан-баптистов. Мальчику было 11 лет, когда к ним в дом приехал И. Е. Воронаев и говорил родителям о Духе Святом. Слова и убеждения евангелиста были безуспешны — баптисты стояли на своем, не принимая крещения Духом Святым со знамением иных языков. Тогда брат привел с улицы Ваню и сказал: «Не верите мне, не верите Слову, так поверьте факту». Он помолился за мальчика и Господь крестил ребенка Духом Святым на глазах родителей. Шли годы, Ивана взяли в армию, а оттуда на войну, потом в плен. Вернувшись из плена в 1947 году, Ласков был сослан в Томск. Работал на электромеханическом заводе (ТЭМЗ). Крепко выпивал, курил, но душа искала Бога. Вскоре Иван попал в дом молитвы баптистов по ул. Алтайской 31.

Там он покаялся и сдружился с братьями. Особенно близкие отношения стали с Альфредом Бергом и Павлом Федяниным. Однажды Иван рассказал им о Духе Святом, как в детстве получил крещение. Братья загорелись и втроем стали молить Бога послать им этот дар. Вскоре Бог ответил. Но что было делать, баптисты этого не приняли. Стали молиться: «Господи, пошли нам Петра, пусть скажет, что нам делать».

Из документа Гос. архива: Община евангельских христиан — баптистов. Начала функционировать 21 марта 1917 года. Община насчитывает членов по состоянию на 20.04.1946 г. 124 человека. Пресвитером общины ЕХБ является Старостин Ефим Павлович, рождения 1879 года, в этой должности утвержден в 1944 году. Община зарегистрирована в 1944 году.




1952 год

В ответ на молитву братьев в городе Кант (Киргизия), близ Фрунзе, начались пророчества: «Дети Мои в Томске вопиют о Духе Святом». Бог посылает в Томск брата Афанасия Кононова и еще несколько семей-пятидесятников. Вот документальные сведения о некоторых из них.

Приехавшие примкнули к Томской общине баптистов, за исключением небольшой группы во главе с Кононовым.

Многие из баптистов, крещенных Духом Святым, томились и желали объединиться с группой Кононова, но так как за каждым из них следили, боялись «навести» и оказаться предателем. У баптистов не было омовения ног и это служение проводилось отдельно в подвале дома на ул. Никитина. Проводил брат Александр Загуменнов.

Вечерю обеим группам преподавал Афанасий Кононов. Водное крещение принимали тайно, ночью, уезжая на электричке далеко от города.

В доме по адресу ул. Сибирская д. 67 проходили некоторые собрания христиан-пятидесятников.

Из документов Гос. архива:

Кононов Афанасий Михайлович 1898 г.р. Пенсионер, работает столяром средней школы №4, проживает ул. Алтайская д. 56.

Харченко Софья Тимофеевна 1906 г.р. Образование 3 класса, иждивенка дочери, проживает Спецгородок д. 4 кв. 16. Состоит членом Томской общины баптистов, вступила в группу пятидесятников в 1957 году.

Ткаченко Матрена Васильевна 1906 г.р. Образование 2 класса, работает техничкой на физико-техническом факультете Госуниверситета, проживает ул. Герцена 24 кв. 7

Орлова Александра Андреевна 1925 г.р. Образование 4 класса, домохозяйка. Проживает ул. Челюскинцев д. 63. Пятидесятница. Состоит вместе с мужем Орловым Василием Тихоновичем в Томской общине баптистов.

Склярова Ефросинья Парамоновна 1898 г.р. Неграмотная, работает уборщицей физико-технического института. Проживает ул. Вершинина д. 30 кв. 1

Козярская Ксения Антоновна 1887 г.р. Малограмотная, иждивенка. Проживает ул. Челюскинцев д. 13

Загуменнов Александр Андрианович 1928 г.р. Образование 5 классов. Работает токарем на заводе ТЭМЗ, проживает ул. Дзержинская д. 39. Пятидесятник, вступил в 1957 году в Томскую общину баптистов, занимает должность члена ревизионной комиссии и выполняет обязанности диакона.

Пятидесятники-трясуны периодически собираются в доме Подберезского. Подберезский Евгений Иванович 1904 г.р., белорус, окончил начальную школу, уроженец Минской области. В городе Томске проживает с 30-го года, работает сторожем магазина. Женат вторично. Жена пятидесятница0 1923 г.р., домашняя хозяйка. С 1930 по 1959 год Подберезский состоял в секте баптистов, где познакомился с пятидесятниками. Принял их веру и в 1959 году из секты баптистов вышел, оставшись активным пятидесятником-трясуном. В доме Подберезского вместе с ним проживают: упомянутый выше Шмидт, Кригер Наталья, около 30 лет, работает уборщицей в детской больнице и Черниченко Вера, 16 лет.


1960 год

Существует две общины пятидесятников (одна входит в состав баптистов, другая автономная), поддерживающие тесное общение. Общину пятидесятников посетил Дмитрий Зарубин. Он провел ряд служений в Томске и других городах Сибири, объявил 3-х дневный пост.

Отделившиеся пятидесятники ставили своих руководящих братьев. Афанасия Кононова сменил Роберт Федорович Шмидт. Этот человек был подослан в общину из КГБ. Братья-немцы были под комендатурой, и ходили отмечаться к властям. В таком месте встретились Роберт Шмидт и Альфред Берг. Комендант дал задание Шмидту следить за Бергом и, войдя в доверие верующим, докладывать все в КГБ. Исполнить это Шмидту было не трудно. Человек простой и работящий, он сразу понравился братьям. Всегда и во всем он первый брался за дело. Кроме того, отлично знал французский язык, он имитировал крещение Духом Святым и молился на чистом французском. Но вскоре братьев стали вызывать на допросы, где они поняли, что в КГБ известно все: адреса, имена, даты. Стали молиться, чтобы Господь открыл, кто предатель? Было слово: «Ввергну гору эту в море любви и растает»

Однажды пришел Роберт Шмидт на молитву в дом на улице Никитина и снизошла на него благодать. В рыданиях он признался и раскаялся во всем. Кричал: «Плюйте в меня, топчите, это я предатель». Тут он и уверовал искренне, получив вскоре крещение Духом Святым. Шмидт перестал предоставлять отчеты властям. Когда его вызвали, то поставили перед выбором: либо отчеты, либо тюрьма. На размышление дали 3 дня. Три дня братья и сестры были в посте и молитве. В назначенный срок брат Роберт пришел в КГБ с узелком сухарей и сменной одеждой. Разгневаный решением Шмидта представитель власти выгнал его прочь. Роберт вернулся в общину и вскоре, после смерти Кононова, стал старшим братом.

Из документов Гос. архива: В ноябре 1960 г. в г. Томске было застигнуто нелегальное молитвенное собрание пятидесятников — трясунов в доме Хорова Ивана Никифоровича по пер. Донскому 3 кв. 2. Хоров, 1911 года рождения, неграмотный, работает наклейщиком на мебельной фабрике. В этот раз руководителем собрания был Цибульский Григорий (1936 г.р., образование 10 классов, лаборант проблемной лаборатории Томского Гос. университета). Цибульский, как активный участник секты, появился после посещения города Томска Зарубиным. На указанном собрании, кроме богослужения, обсуждалась брошюра томского книжного издательства «Религиозные секты в Томской области». Как проходило обсуждение брошюры, сведений пока не имеем. Участники собрания утверждают, что, якобы, обсуждения брошюры не было, она просто случайно оказалась на столе. Хоров и некоторые другие участники собрания приглашались в Облисполком и все, как один, заявили, что преднамеренного молитвенного собрания не было, а просто случайно в доме Хорова собралось несколько человек (застигнуто было 18 человек) и молитвенное собрание возникло стихийно. Этот случай свидетельствует о том, что томские пятидесятники-трясуны, по-видимому, заранее договорились о поведении и показаниях на случай разоблачения их молитвенного собрания. Следует отметить, что Цибульский во время опроса участников собрания в доме Хорова депутатом городского Совета вел себя дерзко-вызывающе и пытался возводить клевету на политику партии и Советской власти по отношению к религиозным культам. Поведение Цибульского решено было разобрать на собрании коллектива по месту работы Цибульского. Такое собрание состоялось в коллективе проблемной лаборатории Университета. На собрании Цибульский вел себя вызывающе, он показал себя настоящим и убежденным мракобесом. Выступая на этом собрании, Цибульский пытался проповедовать религиозные взгляды пятидесятников. Поведение его было осуждено, а в отношении дальнейшего партийными и комсомольскими органами г. Томска намечены и осуществляются специальные мероприятия по перевоспитанию Цибульского и ему подобных. (и.о. уполномоченного Совета по делам религиозных культов В.Тютев)

Истекший 1960 год был годом наибольшей активности в религиозной деятельности секты пятидесятников. Проявлением такой активности именно в 60-м году, по-видимому, способствовало появление в городе Томске и других населенных пунктах области одного из крупных руководителей этой секты Зарубина Дмитрия Трифоновича, жителя Станиславской области (Украина). Известно, что Зарубин возглавляет деятельность пятидесятников ряда областей Советского Союза, в т.ч. и Томской. Томскую область Зарубин посетил в июне и июле 60-го года. Имел с собой реакционную антисоветскую литературу в виде отдельных выписок от руки или печатанных на машинке. В знак оживления деятельности пятидесятников Зарубин объявил с 3-го по 5-ое июля 1960 года всеобщий пост и моление пятидесятников. Как они прошли в Томской области, пока определенных данных не имеем. В Томской области Зарубин проживал на нелегальном положении. Ему способствовали активные пятидесятники города Томска.

Шмидт Роберт Федорович, 1899 г.р. Образование среднее. Национальность — немец. В 1941 был выселен на спецпоселение с Северного Кавказа. По снятии с учета спецпоселения переехал в Томск и работал бухгалтером. Крайний пятидесятник, руководитель секты пятидесятников в городе Томске.


1970 год

Томская группа пятидесятников по-прежнему разделена на две части. 15 человек посещают Дом молитвы баптистов и 15 собираются по квартирам. Руководитель Роберт Шмидт регулярно посещает Дом молитвы ЕХБ.

1973 год

Отошел в Вечность брат Роберт Шмидт. Община переживает глубокий кризис. Томскую пятидесятническую церковь в течении нескольких лет обслуживали служителя г.Анжеро-Судженска.

1975 год

По пророчеству двух сосудов был поставлен старшим братом Прокопий Хоров. Произошел конфликт ЕХБ с пятидесятниками (многие баптисты получили крещение Духом Святым и перешли на сторону пятидесятников). Заговорили об освобождении от служебных обязанностей диакона Загуменнова А.А. и пресвитера Орлова В.Т.

1976-1988

Отношения обостряются, пятидесятники отстаивают свои убеждения: говорение на языках, омовение ног, вовлекают баптистскую молодежь. Входят в ЕХБ около 40 пятидесятников. Около 20-ти существуют автономно. Освобождены от должности: пресвитер Орлов В.Т. — за поддержку пятидесятников, диакон Загуменнов А.А., как возглавляющий группу пятидесятников.

Пятидесятники, входящие в ЕХБ, отлучены баптистами и посажены на последнюю скамью. У отделенных пятидесятников на место Прокопия Хорова (освобожден в связи с астмой) епископом Филиппом Ильиным поставлен пресвитер Валентин Боярышников. Трудился по всей области. Ездил с сосудами, преподавал вечери, водное крещение, исповедание и вел весь духовный труд в области. Брата Валентина вспоминают, как человека очень искреннего, горящего, горячо преданного Господу.

Начало 1989 года

Церковь состояла из 30-35 человек (все люди пожилого возраста). Руководителем был Валентин Боярышников, уже сильно состарившийся, с трудом передвигавшийся с помощью палочки. Несмотря на свою немощь, брат Валентин проводил служения и даже совершал вечерю не только в Томске, но и в Молчаново, Могочино, Тегульдете, Стрежевом, Игреково и т.д.

Томскую церковь посещали братья из других мест: Анжеро-Судженска, Новосибирска, Новокузнецка. В это время епископом Сибири был Ильин Филипп Романович, который посещал Томск, совершал труд и нес ответственность за эту церковь. Брат Валентин просил о замене, так как уже физически не мог справляться с обязанностями служителя. Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, Филипп Романович стал подыскивать подходящую кандидатуру. В Церкви Томска было откровение: прошел дождь, от земли поднимается испарина и растет молодой лесок. И люди как бы замерли в ожидании новых перемен:

Место служителя в Томске было предложено 3-м братьям: Лобасюк Андрею, Липнягову Володе и Ильину Петру. Двое из них отказались. Вот что рассказывает Петр Ильин: «За 10 лет Бог предсказал в откровении, что пошлет на труд. В течении 10 лет это откровение неоднократно подтверждалось через другие сосуды и различные видения, которые я слагал в свое сердце. Но уже в начале 1989 года я стал чувствовать, что живу не на своем месте. Я был в ожидании. Когда мне было предложено ехать на труд в Томск, я согласился. И Господь дал подтверждение — наполнил особой силой и благодатью». Петр стал посещать Томск, проводить вечери и присматриваться к людям.

Так, по откровению Духа Святого, при благословении Новосибирской церкви и старших служителей, в Томск на труд приехал пресвитер Пётр Ильин.

Томск. Петропавловский собор
Адрес: Томск, улица Алтайская (Никольская), 47
Строительство: 1909-1911 годы
Архитектор: Андрей Иванович Лангер
Стиль: Русско-византийский стиль
Петропавловский собор (Томск) – красивейший храм, один из немногих, уцелевших в годы советской власти. Это величественная каменная постройка до сих пор сохранила дух старых дореволюционных русских церквей. Как и в далеком прошлом, сегодня в храме проходят ежедневные богослужения, организуются православные праздники, крестные ходы.
Где находится собор
Тем, кто хочет посетить этот старый храм, следует ехать на возвышенную восточную окраину города. Когда-то это место в Томске называлось Мухин Бугор. В XVII-XVIII веках на этой горке жили разбойники, приводившие в ужас всю округу. Предводителем их был бывший крестьянин по прозвищу Муха. Согласно легенде, под конец жизни этот злодей раскаялся в своих прегрешениях и даже начал тайно раздавать награбленные деньги беднякам. Долгое время на Мухином Бугре стояли часовня и деревянный поклонный крест. Ныне именно здесь и расположен Петропавловский собор (Томск). Адрес его: ул. Алтайская, д. 47.
На протяжении XVIII-XIX веков город постепенно разрастался и в конце концов Мухин Бугор оказался в его черте. Первое время проживающим в этом районе православным приходилось посещать храмы в других частях Томска. Но затем они решили построить свою церковь. Первоначально ее предполагалось возвести в самом высоком месте — на углу ул. Солдатской и ул. Ремесленной. Однако в те времена здесь уже стояло здание Общества содействию физического развития. Поэтому построить Петропавловский храм и решили на месте старенькой часовни. Количество прихожан этой церкви до революции составляло 1000-1300 человек.
Время работы, как добраться, телефон
Работает Петропавловский собор с понедельника по субботу с 8 утра до 7 вечера, по воскресениям – с 7:00 до 19:00. Добраться до него можно на маршрутных такси №13 или №28. Ехать следует до остановки «Церковь». Получить более точную информацию по всем вопросам можно, позвонив в сам Петропавловский собор (Томск). Телефон храма: 53-15-68.
Когда был построен
Состоялась закладка Петропавловского собора 31.05 1909 года. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский).. Велось строительство церкви на пожертвования прихожан. Также по ходатайству жителей района было выделено 10 тыс. рублей и городскими властями. Собственно, само открытие церкви состоялось 18.12 1911 года. Освятил ее викарный епископ Иннокентий.
Петропавловский собор (Томск): история после революции
В период раскола отечественной православной церкви (в 20-е годы) храм по требованию новых властей перешел под управление обновленцев. Первое время это новое христианское движение одобряли многие представители духовенства. Однако в народе оно признания так и не получило.

После освобождения в 1923 году патриарха Тихона, призвавшего верующих соблюдать лояльность по отношению к новой власти, обновленчество растеряло практически всех своих сторонников. В 1924 году порвала связь с этим движением и община Петропавловского собора. В 1928 г. верующие храма присоединились к «григорианцам».
К сожалению, участь многих русских церквей в советские времена не обошла и Петропавловский собор. Томск на несколько лет остался вообще без действующих храмов. В 1940 г. эта единственная еще принимавшая верующих церковь решением Облисполкома была закрыта. В последующие несколько лет ее помещения использовались в качестве складских Томским спиртзаводом.
После встречи русских патриархов со Сталиным в 1943 г. взаимоотношения государства и церкви потеплели. В России вновь начали открываться православные храмы. Петропавловский собор был возвращен верующим 8 февраля 1944 г. В 1980 г. он был признан памятником архитектуры, а в 1989 г. здесь начала работать воскресная школа.
Храм в 90-е
С 1997 по 2003 на территории Петропавловского собора находилось Томское епархиальное управление. В 1999 г. по инициативе епископа Ростислава рядом была заложена каменная крестильная церковь. Освещен этот новый храм был зимой 2010 г. во имя Иоанна Предтечи. Ныне в этой церкви установлена большая купель для полного погружения при крещении.
Множество действующих православных храмов – это то, чем в наше время может похвастаться г. Томск. Обряд елеосвящения в Петропавловском соборе Томска, точно так же, как и крещения, венчания и т. д, сегодня может пройти любой желающий. Судя по отзывам многих верующих, этот старинный храм – самый намоленный и красивый в городе.
Архитектурные особенности
Построен Петропавловский собор (Томск) был по проекту инженера А.И. Лангера в традиционном для православной церкви русско-византийском стиле. Основным материалом для возведения его стен стал красный кирпич. Представляет собой храм крестово-купольную постройку, центральный объем которой держится на четырех опорных столбах. Композицию этого монументального величественного здания гармонично дополняют четыре угловые главки и часовня над входом.
Особенностью Петропавловского собора является не совсем обычный для русских церквей декор. Кирпичные его стены не оштукатурены. Основным украшением для них служат архитектурные детали, выполненные из песчаника (колонки, арки окон). Южный и северный фасады здания облицованы терракотовой плиткой, цвет которой гармонично сочетается с красным оттенком кирпича.
Внутреннее убранство и святыни
К сожалению, в то время, когда Петропавловский собор (Томск) использовался в качестве склада, все его имущество было утеряно. Сохранился лишь один образ Девы Марии – «Знамение». Найден он был в часовне храма и в советские времена являлся его главной святыней
Сегодня в соборе находится лучший среди томских церквей иконостас, выполненный в стиле барокко. Западная стена храма украшена сценами Страшного суда. Главными святынями Петропавловского собора в наше время являются: крест с частицами мощей 24 святых; земля из Эфеса от гроба Иоанна Богослова; несколько образов с частицами мощей святых;
чудотворная икона Божьей Матери.
Помимо всего прочего, в храме имеется образ Николая Чудотворца в обгоревшем киоте. В 1986 г. в Петропавловском соборе произошел пожар. Огонь быстро распространялся по помещениям, уничтожая церковную утварь, однако дойдя до этой иконы, внезапно остановился без человеческого вмешательства. В память об этом чудесном событии и было решено оставить на образе обгоревший киот.
Конечно же, сегодня посещают эту церковь не только глубоко верующие христиане. Является и одной из важнейших достопримечательностей России Петропавловский собор (Томск). Расписание богослужений в храме зависит от конкретного дня или православного праздника. Ежедневно в соборе проводятся утренняя литургия (8:30) и вечерние богослужения (17:00).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *