Традиционная русская семья

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 2

Т. В. Андреева

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Наш мир меняется все быстрее. Семья как неотъемлемая часть мира человека откликается на эти изменения. Семейные отношения являются для человека основой жизни как в период детства и юности, так и в период расцвета его физических и духовных сил. Вследствие этого изучение семьи в современном мире весьма актуально.

Основу семьи составляют брачные отношения. Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности». Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей1.

В социальной психологии семья рассматривается как пример естественной уникальной малой группы2. В то же время, семья — это, прежде всего, люди, объединенные кровными (родовыми) связями. Такое определение семьи приводил Н.И. Воробьев еще в 1920-е годы. По материалам переписи городского населения 1923 г. в Нерехте (Костромская область) он издал работу, где под семьей понималась «группа лиц, связанных кровным родством и общност ью хозяйства», изучать которую следует, анализируя фактически существующие отношения между ее членами5. Семью можно определить как контактную группу родственных лиц (или юридически приравненных к ним людей), составляющих единое целое и ощущающих себя этим целым.

Отличительными признаками семьи называют осуществление хозяйственных функций, пространственную близость (совместное проживание), сексуальную связь между супругами, выполнение ими родительских обязанностей. Однако в современной семье далеко не всегда присутствуют все эти отличительные особенности. Например, возможно длительное раздельное проживание супругов, и, соответственно, не всегда поддерживается совместное ведение хозяйства, совместный бюджет. Также необязательно семья осуществляет репродуктивные и воспитательные функции (это может быть как бездетная семья, так и просто два поколения старых и пожилых людей, дети и внуки которых отделились, уехав в другую страну и проживая там своими семьями). Эмоциональное же и духовное единение вообще исторически не всегда присутствовало и являлось значимым. Можно сказать, что семья существует и функционирует хотя бы при наличии одной из этих особенностей — примером может служить совместное ведение хозяйства семьей, состоящей из престарелой матери и пожилой дочери.

Следует отметить, что границы современной семьи становятся все более размытыми из-за деструктивных изменений в обществе и семье. Даже такой признак семьи, как ее закрытый характер, все более ослабевает из-за большой распространенности со-

г Т. В. Андреева. 2006

жительств («гражданского брака»). Таким образом, понятие семьи, как нам кажется, необходимо расширить до определения семьи как контактной группы родственных лиц, а «классический вариант» семьи «супружеская пара с детьми» (и часто, но не обязательно, родители родителей) рассматривать как «семью с супружеским ядром».

Однако следует подчеркнуть, что классической семьей в нашем понимании служит все же семья с супружеским ядром, состоящая из супругов, их детей и, возможно, других родственников. Расширенное понимание термина «семья» является вынужденным. Дело в том, что классический вариант семьи «родители и их дети» постепенно уменьшает свою численность как в России, так и во всем мире (прогноз на XXI в. — в США классических семей будет меньше половины от общего числа подобных союзов)1.

Специалисты по семейным отношениям разрабатывают различные классификации семей1. Наиболее стройную схему анализа семьи предложил известный психиатр А.Е. Личко. Приведем ее. Семьи различаются по: 1) структурному составу: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная, или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери); расширенная (другие родственники в составе семьи) и по 2) функциональным особенностям: гармоничная семья; негармоничная семья’1. Данная классификация предлагает очень точную основу для различения семей — наличие обоих родителей, родной или неродной отец. Однако существует также различие в числе поколений, а кроме того, следует учитывать новые особенности семей в виде распространения «гражданского брака», а также историю семей (например, вдовства или внебрачного ребенка), участие прародителей или наличие (отсутствие) внебрачного партнера. Социализационный потенциал семьи, ее психологические особенности в зависимости от этих показателей сильно различаются. В связи с этим мы попытались разработать классификацию современных российских семей, учитывая параметры полноты семьи, числа детей, количества поколений, наличия сожителя у матери.

По нашему мнению, классификацию современных семей можно представить таким образом.

I. Нуклеарная семья (родители и их дети): 1) малодетный тип семьи с супружес-

ким ядром — классическая, или типовая, форма семьи. Тенденция последнего времени -относительное уменьшение семей данного типа за счет увеличения числа неполных се-

мей;

2) семья с несколькими детьми (так называемая средне- или многодетная семья),

построенная на основе брака (т.е. семья с супружеским ядром). Б настоящее время та-

ких семей около 4%, 3% — с тремя детьми и 1% — с большим количеством детей’;

3) вариантами семей первых двух типов являются смешанные, или перестроенные семьи, в которых есть супружеское ядро, но для детей один из родителей неродной. То есть это семья из матери, отчима и детей: 20% детей проживают в семьях этого типа8.

Название «искаженная, или деформированная семья», предложенное для обозначения таких семей А.Е. Личко, по нашему мнению, верно отражает их психологическую сущ-

ность. Так, 44% матерей, вышедших замуж с ребенком, считают, что муж (отчим) занимает позицию «чужака» в воспитании детей9. Кроме того, возможен вариант, когда в семье есть дети-пасынки, а также общие с новым мужем. Внутренние психологические закономерности в этом случае будут другими. Например, в нашей практике наблюдалась семья, в которой старший ребенок (матери) был отдан в муниципалыюе учреждение, а семья «успешно» воспитывала двух совместных ребятишек.

II. Семьи осколочного типа, первоначально строившиеся на супружеской основе: 1) семьи типа «родитель — ребенок (или дети)», оставшиеся неполными:

а) ввиду смерти кого-то из супругов (вдова/вдовец с детьми);

б) из-за развода супругов (разведенная женщина/мужчина с детьми).

В первом случае речь идет о фактически состоявшейся семье, которая вследствие трагедии (смерти) оказались неполной, и оставшийся у детей родитель имеет опыт успешной семейной жизни. У всех членов семьи имеет место скорбь из-за «естественной трагедии» и, как правило, светлая память о муже и отце (жене и матери). Во втором случае семья распадается на определенной стадии, в результате чего ребенок имеет родного отца, как правило, находящегося в конфликтных или очень сложных отношениях с матерью и являющегося «женихом» или мужем в новой семье. У ребенка и его родителей — груз разочарований и цинизма, «негативный семейный опыт»;

2) неполные семьи (вследствие разрушения прежней семьи), в которых мать состоит в сожительстве (иногда многолетнем) с мужчиной, не являющимся отцом одного (или всех) детей;

3) сироты, лишившиеся родителей, причем первоначально семья строилась на основе брака;

4) ребенок и прародители (чаще одна бабушка). Звено родителей по разным причинам (смерть, развод) отсутствует.

III. Материнские семьи: 1) мать, не состоявшая в браке, и ее дети. Часто такие семьи в нашей культуре преобразуются в матрилинейные («вертикального типа»); пра-мать (бабушка) — мать — ребенок. Фактически такие семьи часто являются семьями перечисленных типов. По данным на 1999 г., 30% всех детей рождается вне брака;

2) мать с ребенком состоит в конкубинатном союзе с его отцом, который частично содержит и опекает своего внебрачного ребенка, но при этом является законным супругом другой женщины («приходящий папа»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) «гражданский брак» матери с родным отцом ребенка (детей). В данном случае у ребенка есть мать и отец, не состоящие в законных супружеских отношениях;

4) «гражданский брак» матери с мужчиной, не являющимся отцом ее внебрачного ребенка, Формально такая женщина считается матерью-одиночкой, однако состоит в фактическом браке (получая экономическую поддержку) иногда в течение длительного периода. В данном типе семьи у ребенка есть мать и «отчим», которые не являются мужем и женой;

5) мать, не состоящая в браке, и ребенок под опекой (или усыновленный).

IV. Супружеские семьи. Бездетные по разным причинам — возможно, это временный этап существования будущей семьи с детьми.

V. Расширенный тип семьи (многопоколенный): 1) расширенная семья классического вида — три поколения проживают вместе и ведут общее хозяйство, а также совместно воспитывают детей (внуков);

2) расширенный тип семьи как фактическая форма существования нуклеарной семьи — малодетная и многодетная нуклеарные семьи часто функционируют в условиях расширенной семьи в двух (или более) жилищах;

3) семьи с матрилинейной родовой структурой (очень редко — патрилинейной).

В настоящее время в России существуют самые причудливые семейные структуры, включающие в себя до четырех поколений, однако часто с пропуском семей с супружеским ядром. Увеличивается число матрилинейных семей (передача традиций по материнской линии), в которых звенья «супружества» (или супружеских ядер) на некоторых уровнях совсем выпадают или заменяются сожительствами. Вместе с тем благодаря рождению внебрачных детей продолжается воспроизводство новых поколений (с уменьшением членов семьи в каждом последующем поколении). Семьи такого типа являются кризисными, так как с трудом справляются с воспитанием детей. Как правило, они образованы материнским родом (иногда во главе с прабабушкой), причем на некоторых уровнях «супружеские ядра» присутствуют (обычно в прошлом), а на некоторых полностью отсутствуют.

Таким образом, происходит изменение структуры семей в сторону уменьшения доли классического типа семей, базирующихся на заключении брака (которые приходится в настоящее время выделять под названием семей с супружеским ядром). Увеличивается доля неполных ссмей (вследствие внебрачных рождений и разводов), а также конкубинатных союзов и юридически не оформленных сожительств, которые в бытовом обиходе называются «гражданским браком», в социологической литературе — фактическим браком (в отличие от обычного — легитимного)'», или альтернативным11. Среди 23-летних молодых людей в 1997 г. 7,8% состояли в таком союзе12.

Особенности семьи в современной России. Среди них можно отметить: ухудшение материального положения большинства населения (42% работников имели заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума)13; низкую рождаемость (в среднем 1,3 ребенка на одну женщину) и высокую смертность, диспропорцию полов (начиная с 33-летнего возраста) вследствие высокой смертности мужчин; снижение брач-ности (с 65,3% в 1989 г. до 57,2% в 2002 г.) рост числа разводов (в 2002 г. число разводящихся впервые превысило число вступающих в брак), вследствие чего увеличилось количество неполных семей и детей, растущих без отца; одно из первых мест среди европейских стран по числу абортов1″‘; увеличивается число внебрачных рождений: в 1999 г. число внебрачных детей составило 30% от всех родившихся»‘.

Можно выделить особенности семей, связанные с их структурой и с укладом. Сам по себе рост внебрачных рождений свидетельствует о том, что около трети семей возникают как материнские, на «безбрачной основе». Отмечено широкое распространение так называемого «гражданского брака» среди лиц, рожденных и 1970-е и 1980-е годы. Часто пожилые люди выбирают данную форму брака в качестве повторных сожительств17. Наблюдается некоторый рост числа семей с приемными детьми, хотя они составляют незначительную долю всех семей, однако можно считать, что это особенность и, к сожалению, тенденция настоящего периода. Семьи с детьми, рожденными «суррогатными матерями» — новое явление общественной жизни, пока совершенно неизученное. Такие семьи обладают определенными особенностями, хотя бы из-за того факта, что перинатальный период оказывает влияние на становление ребенка, отрыв от матери психологи всегда расценивали как психологическую травму для младенца, а в этом случае присутствует и то и другое.

Все вышеперечисленные особенности российских семей можно расценивать как особенности их структуры. В связи с ними возникает такая общая особенность, как размытость брачно-супружеских границ и, вследствие этого, размытость современной семьи (именно в объективном ее смысле, а не только понятия «семья»; т.е. существует размытость границ семьи как объективной реальности в обществе). Как уже отмечалось,

уменьшается доля семей «с супружеским ядром», в особенности таких, в которых у ребенка оба родителя родные. По данным микропереписи населения 1994 г., в каждой пятой семье с детьми до 18 лет отсутствовал один из родителей. В подавляющем большинстве это материнские семьи без отца. Одного ребенка имели в своем составе 69% неполных семей, двух — 25%. трех и более — 6%,м. Вследствие этого возникает и множество роди-тельско-детских проблем, таких как безнадзорность, повсеместная безотцовщина (часто при живом отце или вследствие развода, или по причине «добрачного развода», то есть расторжения сожительства).

В России явное преобладание женского начала в семьях, которое проявляется часто и в самой структуре семьи, и в психологическом плане как принятие всех основных решений за семью женщиной (женой и матерью). Так, Ю.1£. Алешина еще в 1990-е годы рассматривала доминирование женщины в семье как психотерапевтическую проблему (одна из проблем — поводов для консультации — названа ею «активная жена — пассивный муж»). Женщины в таких союзах жалуются на безынициативность мужей, но своим привычным еще со времен прасемьи стилем взаимодействия постоянно подавляют мужчину11′.

Доминирование женщин (по внешней видимости, вынужденное) в семье проявляется и в другом аспекте — психологическом отсутствии отца при его фактическом наличии. Вследствие этого и в воспитании детей и их личностном становлении происходят определенные искажения, такие как феминизация мальчиков и юношей. Мужчина-отец, по существу, исчезает с исторической арены как защитник семьи и своих детей, как человек, ответственный за все, что происходит в семье. Снижение мужского (отцовского) влияния в семье сказывается и в личностном становлении дочерей -будущих женщин, в уменьшении их самооценки, в искаженных представлениях об отношениях супругов, об успешном функционировании семьи (в процессе семейной социализации перед глазами дочери нет успешной модели взаимодействия пары счастливых супругов-родителей, однако есть модель функционирования семьи, возглавляемой матерью-жертвой).

11а протяжении последних десятилетий социологи и психологи писали о так называемой «нуклеаризации семей» как современной мировой и отечественной тенденции. Действительно, по сравнению с традиционной патриархальной семьей, функционировавшей как единый родственный, хозяйственный, бытовой союз (единый домашний уклад в общем доме), а также союз социально-психологический (взаимодействие между членами группы из десяти и более членов) и духовный, современная семья становится более нук-леарной.

Однако в России существует и противоположная особенность, характерная для так называемых «культур бедности»-» фактическая жизнь расширенной семьей, что проявляется и экономически, и в распределении ролей. Так, именно в нашей культуре широко распространен (и считается само собой разумеющимся) уход прародителей за внуками. Причем, даже если старшее поколение проживает в другом районе, то вполне естественным делом считается приезд к «дочерней семье» бабушки на весь день, как на работу, в то время как собственно родители детей имеют возможность трудиться в производственной сфере. Это явление можно, по сути, приравнять к найму приходящей няни и рассматривать как особенность российской семейной культуры.

Часто прнсемья функционирует как «летняя база отдыха» для внуков без участия в этом отдыхе родителей детей (получается, что собственно родители все лето — четверть года — живут и работают как супружеская пара без детей). Можно предположить,

что если бы старшее поколение во многом не осуществляло воспитательные, бытовые функции (часто даже и материальное содержание детей) на протяжении этого времени, то семья имела бы значительные сложности функционирования. Таким образом, хотя семья выглядит как нуклеарная и проживает в отдельной квартире, фактически (принимая во внимание выполнение всех семейных (родительских) обязанностей в совокупности), многие из нуклеарных семей действуют как расширенные. Интересно, что психологически семьи стремятся к нуклеарности, например, при проведении опроса о распределении ролей в семье эта фактическая помощь прародителей всячески замалчивается и отрицается.

Следует заметить также, что в тех семьях, в которых, на первый взгляд, проявляется яркая «нуклеаризация», и это всячески подчеркивается супругами («Мы растим детей без дедушек и бабушек»), часто в скрытой форме проявляется наиболее действенная помощь прасемьи. Помощь осуществляется в виде обеспечения летнего отдыха для детей, денежных дотаций на покупку жилья, одежды, автомашины — эта тенденция сохранилась в слабой форме с советского периода. Эти черты, нам кажется, присущи исключительно или в особенности нашей стране. Можно было бы сказать, что у нас есть психологическая нуклеаризация (или ее попытки) при фактическом — экономическом, физическом (в смысле реальной поддержки «персоналом») — функционировании расширенной семьей. В то же время семьи, живущие совместно со старшим поколением -типичные расширенные семьи — часто такими привилегиями не пользуются: летний отдых детей в этом случае целиком «на плечах» родных родителей, возможности материальной помощи часто меньше.

Из других современных семейных тенденций, характерных для России, можно отметить многообразие брачно-семейных форм. Так, возрождение патриархальной семьи среди интеллигенции можно считать новым явлением — сознательную патриархальность в устройстве семьи (по религиозным или философским соображениям). Эта тенденция распространяется на достаточно узкий круг лиц с невысоким или средним материальным уровнем. В качестве частной тенденции, появившейся из-за экономической дифференциации общества, в семьях бизнесменов произошло возрастание экономической роли супруга-отца. В таких браках наблюдается контроль за бюджетом и распределение средств мужчиной, что было нетипично для исторического развития нашей страны на протяжении нескольких десятилетий. Так, если в большинстве советских семей распорядителем семейного бюджета и держателем весьма скромных денежных средств была женщина, то в настоящее время в части семей фактически у жены нет права на принятие финансового решения. Появились, хотя и редкие, варианты семей, в которых жена находится в финансовой, психологической и пространственной зависимости от мужа. Этот феномен не являлся предметом изучения психологов, но существуют данные о том, что в таких супружеских парах часто проявляется эмоциональный дисбаланс (мужчина слабо, а его жена или сожительница, напротив, очень сильно эмоционально вовлечены в отношения)-‘. Вследствие подобного дисбаланса жена оказывается в сильной психологической зависимости от мужа, ни о какой демократичности или эга-литарности отношений в данном случае говорить не приходится. У женщин проявляется сильное стремление «сохранить брак» (даже юридически не оформленное сожительство), появляется чувство своей беспомощности, снижается самооценка, возможно даже развитие депрессии. В то же время, по данным наших исследований городских и сельских семей, сохраняются и эгалитарные семьи, а также семьи, во главе которых стоит женщина — «матриархальный» тип семьи22.

Некоторые авторы подчеркивают наличие сильного ролевого напряжения у женщин — жене и матери приходится фактически нести двойную и тройную нагрузку — работа, домашние обязанности и труд на дачных участках23. Множественность функций и ролей женщин в семье приводит к напряженности в семьях24. В то же время в очень незначительном числе семей в последние годы наблюдается совершенно иной феномен — отсутствие необходимости работать для женщины при состоятельном муже в сочетании с их малодетностью приводит к тому, что по настоянию мужа жены бизнесменов даже ищут себе занятие в виде дополнительной учебы. Такая неоднозначность семейных феноменов, также является характерной чертой современной российской семьи — существует разнообразие и противоречивость тенденций ее развития.

Наблюдается также скрытая и все усиливающаяся тенденция (в России и в Европе) — вступление на «брачный рынок» по достижении совершеннолетия все большего числа выходцев из однодетных семей (единственных в своей родительской семье) и детей из неполных и материнских семей. По данным многих авторов25, единственные дети -наиболее трудный вариант для супружеской совместимости и успешного построения брачных отношений. Ситуацию до последнего времени смягчало наличие на «брачном рынке» детей из двухдетных семей, за счет чего были возможны брачные союзы с полной или частичной комплементарностью по порядку рождений в семье. Результаты наших исследований показывают, что число семей, в которых имеет место соотношение «старший — единственный ребенок», превышает теоретическую вероятность таких союзов, а соотношение «единственный — единственный» меньше их теоретической вероятности. В первом случае, возможно, такое сочетание в диаде способствует вступлению в брак и его стабильности, а во втором — происходит взаимное «отталкивание».

В настоящее время единственных детей, достигших совершеннолетия, большинство. Все возрастает вероятность заключения браков между единственными детьми, что усиливает и так достаточно высокую долю разводов. В то же время в материнских и неполных семьях очень сильны «матрилинейные связи», существует сильная привязанность одиноких матерей к своим детям (особенно единственным). Брак двух молодых людей из таких семей оказывается очень непрочным, матрилинейные («вертикальные» связи) оказываются сильнее супружеских: во вновь образовавшуюся семью как бы стремятся войти и прародители (одинокие матери).

Ситуация усугубляется удвоением качеств «единственных детей» в браке. Поскольку в настоящее время рождается уже треть внебрачных детей, а из всех супружеских союзов около двух третей распадается (и дети растут уже в неполных семьях или с неродным отцом), простые подсчеты показывают, что через 15-20 лет число женихов и невест — выходцев из материнских, неполных и смешанных семей — достигнет примерно 80%, следовательно, увеличится вероятность создания супружеских союзов двумя подобными партнерами. Увеличение числа семей, в которых оба супруга — единственные дети из неполных (материнских) семей, по нашим предположениям, будет все больше усиливать разрушительные тенденции в семье.

В качестве негативных тенденций современной семьи социологи отмечают падение престижа родителей по сравнению с престижем сверстников. В настоящее время в большом числе семей существует «разорванность» поколений — исчезает преемственность, передача опыта, так как из-за социальных изменений (по существу, произошла смена формации) опыт личной жизни и профессионального становления взрослых членов семьи мало интересен детям, подрастающим в иных социально-экономических условиях. В крайнем варианте «разорванность» поколений приводит к побегам детей из

дома и осознанной беспризорности (многим из них даже нравится «вольная» беспризорная жизнь, в результате чего остро встает проблема адаптации их в семьях — родных или приемных, а также в детских учреждениях).

Приходится признать, что многие особенности и тенденции развития современной семьи в России являются деструктивными. В то же время значительная часть семей — полных и неполных (например, из-за вдовства) — продолжает существовать с высокой степенью удовлетворенности своих членов семейными отношениями и успешно выполняет семейные функции. Подавляющее число современных родителей стремятся обеспечить своим детям высокий уровень образования26. В российских семьях сохраняется жертвенность ради детей, дети и внуки являются главным приоритетом, несмотря на сложное экономическое положение.

1 Харчев А.Г. Брак и ссмья в СССР. М, 1979. С. 66.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. С. 142.

‘ Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

» Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М» 1985.

7 Перепись населения России за 2002. М., 2002.

* Арнаутова Е.П. Стабильность семьи, основанной на повторном браке// Семейная психология и семейная психотерапия. 1997. № 2.

9 Там же.

Антонов А.И., Медков ВМ. Социология семьи. М., 1996.

» Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.. 1984.

12 Молодежь-97: Надежды и разочарования. М., 1997.

м Перепись населения России за 2002. М., 2002.

Кваша Е., Харькова Т. Аборты в России // Население и общество. Информационный бюллетень 2000. №48, сентябрь.

16 Регионы России: Стат. сб.: В 2 т. М» 1999. Т. 1. С. 52-53.

‘»Демоскоп Weekly. Демографический еженедельник. Электронная версия бюллетеня «Население и

—— ПЛАН ХГ, art

иищсСюи». ¿-\J\!¿.. ■ KJO.

13 Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.

20 Лев Старович 3. Секс в культурах мира. М., 1991.

«ДелисД. Парадокс страсти. М» 1994.

Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. М., 2001.

и Голофаст В., Докторова Л., Божков О. Ориентация на развод и напряженность п семье//Человек после развода. Вильнюс, 1985.

й Toman XV. Family constellation. New York, 1976; Ричардсон P. Силы семейных уз. М» 1994; Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

Совместный просмотр фильмов – прекрасный способ создать уютную и объединяющую атмосферу. Но какое кино подобрать, чтобы оно пришлось по душе и взрослым, и детям, и более старшему поколению? Лучший вариант – российское семейное кино, в котором один из главных героев – ребенок. Такие истории будут понятны и интересны каждому члену семьи. Малыш найдет забавными приключения сверстника, родители посмеются над тем, как показаны типичные семейные заботы, а бабушки и дедушки вспомнят свою молодость. Своеобразным образцом в этом жанре стал фильм «Дневник мамы первоклассника». В нем с тонким юмором показано, как изменяется жизнь семьи с поступлением ребенка в школу. Тут вам и школьные собрания, и первые протесты против домашнего задания и даже школьный концерт, на котором ты идешь на повышение и играешь первую серьезную роль. А если про школу вспоминать не хочется, можно посмотреть легендарные «Каникулы строгого режима». Прекрасная актерская игра и задумка делают этот фильм многоуровневым, показывая каждому свои смыслы.

Все-таки жизнь подбрасывает такие коллизии, которые ни один автор «мыльной оперы» не придумает. Вот, к примеру, есть у нас одна знакомая семья. Семья, так сказать, в широком смысле — три поколения: дед с бабкой, муж с женой и дети. Почти все — коренные москвичи.
Замечу сразу: все — коренные «русаки», никаких тебе кавказцев или евреев. Главный герой истории — «дед», старый друг нашей семьи по фамилии скажем, Бодров. Мы его так всегда и называли, сколько я его помню — по фамилии: «О, Бодров пришел!», или «Что-то давно Бодров не заходит…» и т.п. Всю жизнь был Бодров большой гуляка и бабник: дома бывал редко, все больше — всякие командировки, путешествия, и, конечно, бесконечные романы. Был он шахматным, скажем так, администратором и тренером, потому еще в застояные годы умудрялся бывать даже, страшно сказать, в Париже — и даже там, естественно, имел бурный роман с натуральной француженкой!
Очень был любвеобильный наш Бодров. И женщины от него буквально млели: он даже сумел, пока я учился в школе, завести роман с молоденькой училкой по математике, которая одновременно была у меня (!) классным руководителем!
При этом, впрочем, все эти похождения не помешали Бодрову официально состоять в браке и даже вырастить дочь Юлю. Видел он ее в детстве не сказать чтоб очень часто…
Выросла дочка большая, стала работать журналисткой-корреспонденткой. Да и замуж вышла — за простого русского парня Васю из Подмосковья. Тут и Перестройка закончилась, распался Союз, Ельцин пришел к власти… Да и Бодров стал не мальчик: под 60, поездки по миру закончились, денег он, понятно, никаких не скопил, да и специальности особой не приобрел, как выяснилось. Только шахматы — а кому нужны были шахматы в бурные 90-е, да еще от пожилого, не очень здорового интеллигента с тихим вкрадчивым голосом?
Перебивался наш Бодров случайными уроками шахмат в редких школах. Один урок — в Митино, другой — в Бирюлево, третий — где-нибудь в Щёлково. Платят копейки, да еще наездишься в метро так, что совершенно обалдеешь.
А что делать — не на пенсию же жить?!
И тут дочка обрадовала — родила ребенка. Но тут же, еще почти в грудном возрасте передала его бабке с дедом, то бишь Бодрову с его бессловесной спутницей жизни. Сказала так: мне, мол, сидеть с детьми некогда, меня это мещанство не привлекает, мне деньги зарабатывать надо. И самореализовываться.
Бодров робко жаловался моей маме, что он не понимает, почему ребенок не может жить с матерью в ее квартире: хорошо, она работает — но ведь дома ее муж! На вопрос, почему ж муж Вася все время дома, ответ был удивителен: оказывается, муж Вася, окунувшись с головой в московскую жизнь после своего Павлова Посада, быстро понял, что работать «на бандитскую власть» он не намерен ни минуты. В ранние 90-е он состоял в ДС («Демократическом Союзе») Новодворской, ходил на демонстрации, был бит ОМОНом; потом, после первого ввода войск в Чечню, окончательно разочаровался в Ельцине и вообще в России. Сидит дома, как сыч, и только насмехается над женой Юлей, которая «куда-то всё бегает». К сыну равнодушен.
А Юле, понятно, надо мужа кормить, до сына ли тут?
Так у Бодрова на старости лет появился на иждивении младенец. С характером, надо признать честно, довольно мерзким (видимо, в папу): капризный, властный, чуть что не по нему — орать, вплоть до истерик. Бодров с детьми младшего возраста до этого и дел-то никогда не имел — миновало как-то; как говорится, «люблю не детей, а сам процесс»…
Бодров жаловался, что он почти перестал спать по ночам, а работать пришлось вдвое больше: он включил в свои уроки еще и ближнее Подмосковье. Дочка помогала мало — она «искала себя». Порой она не удосуживалась заехать к сыну месяц, а уж взять его на выходные к себе — это был праздник!
Дальше — больше. Прошли годы, наступили позние 90-е, пошла Вторая Чеченская. Муж Вася, который так нигде и не работал (но много думал), пришел к выводу, что из солидарности с угнетенным народом Чечни ему следует принять мусульманство. Что он и сделал! Вплоть до обрезания, кажется (хотя в этом Бодров не уверен — он вообще с тестем с самого начала старался поменьше общаться, как-то не сошлись характерами). На радостях, видимо, Юля с Васей… произвели на свет второго ребенка!
Надо ли говорить, что и этот ребенок последовал по тому же адресу — на квартиру к старику Бодрову? Первый внук Бодрова уже пошел в школу (естественно, в его районе, а не там, где живет Юля), поэтому с появлением нового младенца Бодров и его бессловесная жена смирились быстрее.
Начались 2000-ные, с шахматными уроками стало полегче — некоторые «элитные гимназии» даже включили их в «продвинутую программу». Более того, старика Бодрова вспомнили, несколько раз приглашали судить крупные турниры. Вторая внучка росла поспокойнее; Юля на некоторое время бросила Васю, познакомилась с каким-то приезжим евреем и уехала, никого не предупредив, на полгода в Израиль. Потом, правда, оказалось, что она-то планировала уехать навсегда — но не сложилось что-то. В редком порыве откровенности она призналась отцу, что замучила тоска по Васе (хотя он теперь вроде не Вася; кто он — Ахмед? Магомет? Не знаю, честно).
Вася к ее приезду почти уже загибался, гордый и непреклонный, на заросшей грязью квартире; в бороде он, по словам Бодрова, действительно стал похож на абрека-смертника, только что спустившегося с гор. Даже странно, что его не взяли до сих пор в ментовку — наверно, это потому, что он редко выходит на улицу: очень уж ненавидит «прогнивший антидемократический строй».
Угадайте, чем отметили свое воссоединение изголодавшиеся друг по другу Юля и Вася? Правильно: Юля забеременела третьим. В январе этого года успешно родила.
Исхудавший и заметно поседевший, но все еще бодрый 70-летний Бодров бывает у нас редко — слишком много дел. Кормить и содержать троих детей, которые все (!) обладают весьма непростым характером (спасибо папе!) — нелегкий труд и, главное, слишком мало остается времени. Приходя к нам, он чаще всего, выпив чаю, просто идет и спит пару-тройку часов. Мы в этот момент стараемся не шуметь.
Ведь из-за непрерывных младенцев последние 15 лет наш Бодров очень плохо спит по ночам.

Русская семья сейчас постепенно приближается к европейской — эмансипация и равноправие полов делают своё дело. Хотя ещё один век назад (немного по меркам истории) ситуация была совсем другая.

Как женились и как жили

В русской деревне было, условно говоря, два типа семей. Первая — «малая», когда в доме жили только родители и дети. Вторая — «большая», в доме могли жить до четырёх поколений и по мужской и женской линии. Представьте себе — под одной крышей приходилось уживаться 15-ти людям. Но это была необходимость — лишние руки в хозяйстве никогда не бывают лишними. Вплоть до XIX века «большие» семьи были особенно распространены на средней и южной полосе России, где широко было развито земледелие и система барщины.

(И. С. Куликов «Семья лесника»)

Русские деревни прошлых веков обычно состояли из четырёх-пяти семей с одинаковой фамилией. А потому замуж предпочитали брать девушек из соседних сёл, чтобы избежать кровосмешения. Запрещались браки близкородственных людей до шестого колена, хотя на это иногда не обращали внимания — жениться на кузине (двоюродной сестре) было в порядке вещей.

( И. С.Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме» )

Женитьба в русской семье всегда сопровождалась обручанием, что символизировало клятву перед Богом в неразрывности уз. Повторный брак был запрещён. Нарушить закон человеческий — постыдно, но можно. Нарушить клятву перед Богом — нельзя.

Но были исключения, когда повторно женились, но только тому, кто был невиновен в распаде семейных отношений. А вот принципиальное безбрачие считалось чем-то оскорбительным. Мужчину, ни разу не женившегося, считали с неправильным отношением к нормам и уставам общества. Тем более, что только женатым семьям мог быть предоставлен личный земельный надел, а ещё — только семейные мужчины имели голос на общесельских собраниях и могли влиять на общество. В любом случае, даже с одобрения общества и по необходимости, вступать в брак можно было не более трёх раз.

Дети в русской семейном традиции

Женщина должна была не просто произвести на свет ребёнка, но и обеспечить его правильное воспитание. Тоже самое касалось и отца:

«Умел дитя родить, умей и научить».

( Лемох Карл Викентьевич «Родительская радость»)

Обычно лет до шести-семи, воспитанием детей занималась исключительно мать, отец в это время был обязан поддерживать хозяйство, обеспечить семью и «лишние рты». Как только дети подрастали, женщина продолжала заниматься воспитанием девочек. Она должна была сделать из них желанных невест — хорошо одетых, хозяйственных и скромных. Мужчина брал под опеку мальчиков — работы в поле, по домашнему скоту, в лесу. Отец старался сделать из сына «настоящего мужчину», который сможет заботиться о себе и своей семье.

( И. С.Куликов «В крестьянской избе» )

Россия изначально была патриархальной, где главную роль и в семье, и в обществе, играл мужчина. Он также занимался и наказанием-поощрением отпрысков. Есть пословица: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Правда, наказание должно быть обоснованно, если «бить с горяча», уважение в обществе никогда не заслужишь.

Сёстры и братья на Руси

Традиционные русские семьи были большие, родить менее трёх детей считалось неправильным. Конечно, пол детей тоже отразился на традициях русской семьи. Рассмотрим эти отношения.

(Н.П. Богданов-Бельский «Виртуоз»)

Братья. «Брат за брата пуще каменных стен» — лучше этой пословицы сказать нельзя. Братья были одним целым, обидеть брата — обидеть всю семью, за которую вступится второй, третий брат, а при необходимости и отец. Старшие братья всегда оберегали младших, наказывали обидчиков, а со временем — становились правой рукой отца, помогая по хозяйству и принимая важные решения на сходах сельского схода.

Сёстры. Особое место занимала старшая девочка. Со временем, если она не вышла замуж, она становилась «большухой» — правой рукой матери, помогая и с младшими отпрысками, и по хозяйству. Если в семье появлялся младенец, он часто переходил под опеку сестры-пестуньи. Но если мать заранее позаботилась о воспитании дочерей, они «уходили в другие дома», то есть женились и шли жить в дом мужа, либо новый, построенный общими усилиями родителей с обеих сторон.

Многие традиционные праздники на Руси всегда были общесемейными или даже общесельскими мероприятиями. И в большинстве случаев привязывался к христианским празднованиям. Отмечались целыми семьями и всей деревней, селом с шумными и весёлыми народными гуляньями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *