Трансцендентный

Что такое трансцендентность, или почему мы не можем познать самих себя

Слово «трансцендентный» обычно ассоциируется с трансцендентальной медитацией и разнообразной эзотерикой. Но чтобы употреблять его правильно, нужно как минимум отличать его от термина «трансцендентальный», а как максимум — вспомнить его роль в работах Канта и других философов.

Это понятие произошло от латинского transcendens — «переступающий», «превосходящий», «выходящий за пределы». В целом он обозначает то, что принципиально недоступно для эмпирического познания или не основано на опыте. Предпосылки термина возникли еще в философии неоплатонизма — основатель направления Плотин создал учение о Едином — всеблагом первоначале, которое невозможно познать ни усилием мысли, ни с помощью чувственного опыта. «Единое не есть сущее, но родитель его» — объясняет философ.

Полнее всего термин «трансцендентный» был раскрыт в философии Иммануила Канта, где он использовался для характеристики вещей-в-себе, существующих независимо от сознания и действующих на наши органы чувств, оставаясь при этом принципиально непознаваемыми, как на практике, так и в теории. Противоположность трансцендентности — имманентность: она означает либо неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом, либо познаваемость объекта на личном опыте. Например, если предположить, что Вселенная создана по какому-то высшему замыслу, сам замысел для нас трансцендентен — мы можем только строить гипотезы о нем. Но если этот замысел существует в действительности, его последствия для нас имманентны, проявляясь в физических законах и обстоятельствах, в которые мы попадаем. Поэтому в некоторых теологических концепциях Бог трансцендентен и находится вне созданного им бытия.

Некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме

Представление о трансцендентности существует и в математике: трансцендентное число — это число, которое не может быть вычисленным при помощи алгебры или выраженным алгебраически (то есть, не может быть корнем многочлена с целыми коэффициентами, не тождественного нулю). В их число входят, например, числа π и e.

Понятие, близкое к «трансцендентному», но иное по значению — «трансцендентальное». Изначально оно обозначало просто область отвлеченных умственных категорий, а впоследствии его развил Кант, попав в собственную ловушку: построить философскую систему только на эмпирических данных оказалось невозможно, а никаких других источников опыта, кроме эмпирики он не признавал. Чтобы выкрутиться, философу пришлось допустить, что некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты — это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме — при этом информация о них существует сама по себе и не следует из нашего опыта.

Существует и еще одно родственное понятие — трансценденция. В широком смысле слова оно означает переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Для простоты возьмем пример из фантастики: параллельный мир для обычного человека — трансцендентное явление. Но когда герой попадает в этот параллельный мир или каким-то образом оказывается способен его воспринимать, это трансценденция. Или более сложный пример из экзистенциальной философии: Жан-Поль Сартр считал, что человек трансцендентен, поскольку он выходит за рамки любого возможного собственного опыта: мы можем изучать себя и окружающий мир с разных сторон, но никогда даже не приблизимся к полному познанию себя. Но одновременно человек обладает способностью к трансценденции: он трансцендирует любую вещь, придавая ей какое-либо значение. Трансценденция — важный элемент и в религии: она помогает человеку освободиться от своей материальной природы и прикоснуться к чему-то запредельному.

Из философии понятие трансцендентальности перекочевало и в психологию: швейцарский психолог Карл Юнг ввел понятие «трансцендентальная функция» — это функция, объединяющая сознательное и бессознательное. В частности, трансцендентальную функцию может выполнять психоаналитик — он помогает пациенту проанализировать образы бессознательного (например, сновидения) и связать их воедино с сознательными процессами в его психике.

Как говорить

Неправильно «Я записалась на занятия по трансцендентной медитации». Правильно — «трансцендентальной».

Правильно «Когда я захожу в храм, я испытываю чувство слияния с чем-то трансцендентным».

Правильно «Искусство трансцендирует знакомые нам предметы из материального мира, наполняя их высшим смыслом».

Трансцендентность

Субтитры

Трансцендентное буквально переводится как «выходящий за пределы» Термин трансцендентное означает нечто принципиально недоступное нам выходящее за грани нашего опыта, непознаваемое. Ключевой и самый яркий пример трансцендентного — это бог. Бог находится изначально за гранью понимания человека. Это означает, что всего того опыта, который может получить человек на протяжении своей жизни недостаточно для того, чтобы понять суть божественной природы. Кроме того, трансендентными объектами могут быть душа, добро, свобода. Иногда это может быть человеческая личность. Это могут быть определенные этические или эстетические установки, природа которых лежит за гранью нашего познания. Так как трансцендентность — это особое место в реальности, которое мы не можем ни понять, ни осмыслить, единственным, что помогает нам преодолевать этот пробел является вера. Таким образом мы можем верить в существование души, существование блага, существование свободы и других трансцендентных понятий. Наиболее тесно с понятием трансцендентное работал Имануил Кант. Оно было необходимо ему чтобы изначально показать непознаваемость мира, существование вещей, которые лежат за гранью нашего опыта. Вещи, которые мы не можем ни взять, ни потрогать, почувствовать на вкус, ни поставить эксперимент для того, чтобы убедиться в их существовании. Такие вещи Кант называл «вещи-в-себе». Они существуют как-бы отдельно от нас, за пределами нас самих, нашего человеческого. Трансцендентальные понятия — это понятия, которые даны нам изначально. Это смысловые предустановки, которые существуют в нашем разуме. Это истина, это закон, это случайность и необходимость, это сознание, это логика и многое другое. В своих работах Кант использует более сотни разнообразных словосочетаний подобных терминов со словом «трансцендентальность». То есть разница между трансцендентным и трансендентальным заключается в том, что когда мы говорим о трансцендентном объекте, мы имеем в виду сам объект. Да, он лежит за гранью нашего опыта, да, он где-то там. Мы не можем его понять. Но благодаоря этому мостику к этому объекту, мостику нашего познания, которое Кант называет трансцендентальным мы можем как-то воспринять отголоски смысла, отголоски природы этого объекта и составить себе о нем какое-то впечатление. Трансцендентное — это внешнее, трансцендентальное — это внутренее. Это наша способность, внутренняя способность к познанию. Довольно часто вы можете столкнуться с производными от этих слов. Такими как трансенденция или трансцендирование. Трансценденция — это граница, определенный рубеж в котором происходит процесс перехода из одного состояния в другое, из внутреннего во внешнее. Трансцендирования — это процесс сознательного или наоборот насильственного перехода за эту грань, выход за границы сознания или бытия. Как видите, все термины достаточно похожи и их легко спутать друг с другом. Главное, что нужно здесь помнить — это то, что есть нечто, что мы не сможем понять при всем нашем желании. Есть процесс перехода от непонимания к пониманию. И есть наша внутренняя способность познавать вещи, которые изначально не могут быть реализованы в нашей жизни, но тем не менее, они присутствуют там благодаря нашей вере в них. Таким образом это три термина: трансцендентность, трансцендентное и трансцендентальность. С вами был Вадим Корвин. Пока.

Трансцендентность Бога и имманентность.

Эти два понятия характеризуют степень присутствия Бога в мире. Присутствием Бога в мире передается таким понятием, как имманентность

1. Трансцендентность – запредельность. Ис 55:8,9: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.»; Ин 8:23: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.».

2. Имманентность – Бог присутствует в мире. Иер. 23:24: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.»; Иов 33:4: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.»; Матф 6: 25-32: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.»; Деян. 17:27,28: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».».

На одном конце – Бог отсутствует в мире — находится за его пределами — трансцендентность, на другом конце Бог присутствует в мире – имманентность. В философии – эти два понятия исключают друг друга. Есть тексты, которые объединяют эти два понятия — Ис 57:15: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.»; Пс 112: 5,6: «Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;». Трансцендентность и имманентность в Священном Писании описывается как два одновременных присутствия в Сущности Бога, Он как далек от нас, так и близок. В философии это онтологическая (Онтология — учение о бытии) разница. Грех – разделяет нас с Богом и делает Его трансцендентным для нас, но Бог преодолевает эту дистанцию, и становится имманентным, но все же из-за греха также пребывает трансцендентным.

Семинар:

1. В адвентистской церкви, было пять примерных периодов становления тринитарной позиции:

a. Преобладание антитринитарной точки зрения. (1846 – 1888 гг.)

b. Недовольство антитринитарной точкой зрения. (1888 – 1898 гг.)

c. Изменение в системе взглядов. (1898 – 1915 гг.)

d. Угасание антитринитаризма (1915 -1946 гг.)

e. Преобладание тринитаризма (1946 – настоящее время)

Имманентность Бога
(от лат. immanens, родительный падеж immanentis — пребывающий в чём-либо) — богословское понятие, отражающее присутствие и пребывание Бога в созданном Им мире, подчеркивающее Его Самораскрытие в откровении и доступность познанию.

В христианстве Бог предстает не только как непостижимое Существо, но и как Существо, раскрывающее Себя творению. «В Личности Богочеловека Христа трансцендентная Божественная Истина стала имманентной человеку, — учит св. Иустин Попович, — представляет непосредственную, вечно живую историческую реальность».

Вместе с тем, согласно учению Церкви, имманентным является только внешний, деятельный и энергийный аспект Божественной жизни, но не Божественная сущность. «Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности, — говорит св. Василий Великий, — Действия Его к нам нисходят, но сущность Его остается неприступною». Приоткрывая Себя в Своих энергиях(действиях), Бог остается трансцендентным тварному миру по сущности. Присутствуя в мире лишь Своими благодатными энергиями, Он в то же время не отождествляется с тварным бытием, остается запределен миру. Таким образом, Бог выступает одновременно имманентным и трансцендентным Своим созданиям. «В имманентности Откровения Бог утверждает Себя трансцендентным творению», — говорит православный богослов В. Н. Лосский.

Трансцендентность Бога

(лат. transcendens — выходящий за пределы) — богословское понятие, отражающее запредельность Бога тварному миру, подчеркивающее Его существование по ту сторону созданного Им бытия и всех видов человеческого опыта, недоступность познанию.

Как Причина всего сущего, Бог запределен всему сущему, бесконечно возвышается над всем тварным бытием, есть Сущий над всем сущим. «Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления, — учит св. Григорий Нисский, — оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое».

Вместе с тем, согласно учению Церкви, трансцендентной является только Божественное естество (сущность), но не Божественные действия (энергии), в которых Бог становится имманентен тварному бытию. «Невидимый по естеству делается видимым в действиях», — отмечает св. Григорий Нисский. Раскрывая Себя в Своих энергиях, Бог остается неприступным по существу. Таким образом, Бог выступает одновременно трансцендентным и имманентным творению. «Бог остается трансцендентным по своей природе в самой имманентности Своего проявления», — указывает православный богослов В. Н. Лосский.

БОГ ЛЮБИТ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *