Третьяковская галерея в толмачах

Храм Святителя Николая в Пыжах расположен в Москве, между улицами Большая и Малая Ордынка, он является одним из древнейших сооружений Замоскворечья. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Является памятником архитектуры XVII века, находясь в статусе объекта культурного наследия народов РФ, федерального значения.

Время строительства храма Мирликийского Святителя Николая в Пыжах различается в нескольких документах. В книге «Исторический указатель московских церквей» краеведа и историка Михаила Александровского указывается, что храм был построен в период с 1647–1657 годы. В другом труде «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» русского архитектора Алексея Мартынова указана другая дата — 1670 год.

Церковь построена в традиционном для того времени стиле «русское узорочье». Здание имеет четырехугольную форму с трехчастными алтарными выступами и является бесстолпным, своды и купол в нем держатся только за счет наружных стен. Окна расположены в два горизонтальных ряда. Приделы церкви выдвинуты к юго-востоку и северо-востоку куба основного строения, что позволяет образовать единую линию из алтарных выступов с алтарным выступом основного строения. Белоснежная церковь украшена кирпичными деталями.

Арочный проем входа в трапезную украшен резными гирляндами и колонками. Оконные обрамления северного фасада отличаются тонким и сложным рисунком. Очень красиво смотрится пирамида из пяти куполов. Рядом стоит трехъярусная шатровая колокольня, вход которой украшен «висячей» гирькой. В ней реализованы 16 слуховых окон, чтобы звон колоколов был слышен по всей округе. Первоначальное убранство церкви утрачено. Иконостасы, установленные сейчас в храме, выполнены в древнерусском стиле.

Расписание служб в храме Святителя Николая в Пыжах

По воскресеньям, а также во время престольных и великих праздников в храме Святителя Николая в Пыжах проходят Божественные литургии в 07:00 и в 10:00.

В остальные дни Божественная Литургия совершается в 7:30 или в 08:00. Вечернее богослужение начинается в 18:00.

Богослужения проводятся на церковнославянском языке. На праздничный молебен по воскресным дням из алтаря выносятся ковчежцы с мощами. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

Святыни

В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:

  • Мироточивый образ страстотерпца Царя Николая II;
  • Частицы мощей Иоанна Предтечи;
  • Икона святых Царских мучеников. В мощевике святыни хранится молочный зуб царевича Алексея;
  • Частицы мощей апостола Андрея Первозванного;
  • Частицы мощей апостола Луки;
  • Частицы мощей апостола Марка;
  • Частицы мощей преподобного Силуана Афонского;
  • Частицы мощей праведной Анны;
  • Частицы мощей пророка Исаии;
  • Частицы мощей равноапостольной княгини Ольги;
  • Частицы мощей архидиакона Стефана.

История

Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.

В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.

Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.

В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.

Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.

Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.

В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.

Как добраться

Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах находится на улице Большая Ордынка 27А/8, строение 1. Рядом расположены три станции московского метрополитена, в пешей доступности от здания церкви. Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии. От них до храма следует пройтись пешком 310–360 метров. Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии находится на расстоянии 610 метров.

На общественном транспорте до храма Святителя Николая в Пыжах можно доехать на автобусах, троллейбусах и трамваях. Ближайшие остановки:

  • «Метро Третьяковская» — автобус № м5. Пешком пройтись 180 метров.
  • «Большая Якиманка» — автобусы № м6 и К, троллейбус № 8. Идти пешком около 710 метров.
  • «Метро Полянка» — автобус № м6, троллейбус № 8. Отсюда идти пешком порядка 740 метров.
  • «Вишняковский переулок» — автобус № 3Н, трамваи № 3, 39, А. До храма идти пешком около 790 метров.
  • «3-й Голутвинский переулок» — автобусы № 144, м1 и н11, троллейбусы № 4, 7 и м4. Идти пешком от этой остановки порядка 990 метров.

В Москве удобно вызвать такси, чтобы с комфортом доехать до церкви. Можно воспользоваться мобильными приложениями таких операторов как Яндекс. Такси, Ситимобил, Uber, Везёт, Maxim, Gett.

Видео о храме Святителя Николая Чудотворца в Пыжах

ГАЛЕРЕЯ — один из основных пространственных элементов в архитектуре, известный всем направлениям христианского храмостроительства; архитектурно оформленная периферийная часть здания, обрамляющая его ядро, или внешний переход, соединяющий отдельно стоящие объемы.

Используется для прохода вдоль (или обхода вокруг) основного пространства здания, в церковной архитектуре — для размещения части верующих (в ряде случаев для отделения их от общего числа молящихся) и для осуществления особых функций (нартекс, кладбище, придел и др.). Галерея обычно открыта внутрь или/и наружу здания, для чего одна (или более) из ее стен заменена колоннадой, аркадой или баллюстрадой; существуют полностью открытые Галереи, без кровли.

Наиболее ранними в христианской архитектуре являются Галереи, представляющие собой проходы над боковыми нефами базиликальных храмов, отделенные от основного пространства колоннадами на уровне 2-го яруса; эти Галереи ведут происхождение от дохристианских базилик (смотрите статью Базилика) и в свою очередь от греческой стои. Внутренние Галереи 2-го яруса византийских и русских храмов называют хорами, гиниконитами, матронеями, а средневековых европейских построек — эмпорами (от немецкого empore — возвышение). Их назначение в служебно-литургическом строе до конца не выяснено; исследователи связывают их с местом в храме, предназначенным для женщин, новообращенных, императора и императрицы. Галереи этого типа были в плане прямоугольными (базилика святого Гроба Господня, 325-326 годы, освящена в 336 году; церковь cвятых Апостолов в Константинополе, 337 год), U-образными, расположенными и над боковыми нефами, и над нартексом (храмы в Константинополе: святого Иоанна Студита, 463 год; Богородицы Халкопратийской, 450-460 годы; святой Ирины (Мира), после 532 года; Святой Софии, 532-537 годы), или круговыми (церковь святых Сергия и Вакха в Константинополе, 527-536 годы). Постройки с центрическим планом окружали амбулаториями с Галереей над ними (церковь святого Иоанна Предтечи (Продрома) в Евдаме, до 560 года), которые сохраняли свое значение и в крестово-купольных храмах (церковь Святой Софии в Фессалонике, 1-я половина VII века). Иногда Галерею размещали только над нартексами крестово-купольных храмов (церковь Богородицы монастыря Липса (Фенари-Иса-джами), 907 год; церковь Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) в Константинополе, 1081-1087 годы; церковь Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 год).

С IX века некоторые византийские церкви имели внешние крытые Галереи: храм Христа Акаталепта в Константинополе (середина — 2-я половина IХ века) окружала с 3 сторон Галерею, сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с южными и северными ветвями планового креста; к церкви святого Феодора (Килисе-джами) в Константинополе (XI век) с северной и южной сторон примыкали Галереи, открывавшиеся высоким проемом в храм, а с западной стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Галереи трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII век, и Екатерины, конец XIII века, в Фессалонике). Открытые Галереи примыкали снаружи к северным (1-я половина XII века) и южным (до 1180 года) церквам монастыря Пантократора (Зейрек-джами) в Константинополе, к северному фасаду храма Афендико монастыря Вронтохион, к церкви Богородицы Пантанассы в Мистре (около 1430 года).
В Закавказье внешние Галереи известны уже с V века: так, Болнисский Сион (478-493 годы) имел открытую Галерею с северной стороны; к храмам в Текоре (V век), Ереруйке (V век), Двине (конец V века), Одзуне (VII век) примыкали Галереи, сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029 годы, зодчий Арсукидзе) имел открытые Галереи по продольным фасадам здания (утрачены в XIX веке). Хоры в храмах Грузии появились с VII века: в Цроми (626-634 годы) они располагались над нартексом. В X-XI веках такие Галереи являлись обязательной частью кафедральных соборов: церковь Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX веков) имела U-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003 году) располагались с 3 сторон планового западного рукава; в церкви святого Георгия в Алаверди (начало XI века) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов.

Внешние Галереи, располагавшиеся выше боковых нефов, имели некоторые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, церковь Богородицы монастыря Липса в Константинополе (908 год).

В церковных постройках Запада Галереи появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (около 800 года), построенная в подражание церкви Сан-Витале в Равенне, имела Галерею в верхнем ярусе. В оттоновский период Галереи над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (церковь святого Кириака в Гернроде, XI век). Галереи над боковыми нефами сооружали в романских храмах (церковь Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045 годы; церковь Сент-Этьен в Кале, 1065-1081 годы); U-образную планировку имела Галерея церкви Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250 годы). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Галерея (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

В готическую эпоху в связи с изменением конструктивного решения зданий Галереи исчезли из храмовых интерьеров. Аркбутаны, перекинутые над пониженными боковыми нефами, позволили устраивать подобие Галереи, охватывающих собор на уровне кровли боковых нефов (собор в Шартре, 1194 — около 1230 годов). В историографии французской архитектуры термин «Галерея» применяется и для обозначения в готических постройках так называемых Галерей королей, представлявших собой горизонтальные ярусы на фасадах храмов со статуями библейских царей (собор Парижской Богоматери, 1163-1250 годы), которых впоследствии стали отождествлять с королями Франции.
Важнейшую роль играли Галереи в монастырской архитектуре Европы, где они обычно связывали все здания ансамбля в единое целое. В их типологическом многообразии особенно выделяется наземная 4-сторонняя Галерея, часто с архитектурно и скульптурно украшенной аркадой и парапетом, располагавшаяся вокруг внутреннего дворика монастыря (смотрите статью Клуатр). Она стала наиболее узнаваемым элементом и символом регулярной монастырской планировки, что отражено в одном из общеевропейских названий монастыря — cloister. С эпохи средневековья и до XIX века обведенный 4-сторонней Галереей внутренний двор был часто используемой формой западноевропейского церковного кладбища (Кампосанто в Пизе).

Структура древнерусских храмов, следующая византийской традиции, также предполагала сооружение Галереи. Так, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 год), 4-столпный храм типа вписанного креста, имел хоры над боковыми нефами и нартексом. В соборах Святой Софии Киевской (1037 год) и Новгородской (1045-1057 годы) хоры, окружавшие соборы с 3 сторон, были вынесены за пределы крестово-купольной части храма (вероятно, то же в соборе в Полоцке, 1-я половина XI века; в церкви мученицы Ирины в Киеве, 1037 год). В этих храмах прослеживается константинопольская традиция сооружения 2-ярусного обхода купольного квадрата. Во 2-й половине XI века хоры стали устраивать лишь над нартексом и западными углами основного пространства храма, располагая их на значительной высоте (Михайловский собор Выдубицкого монастыря в Киеве, 1070 год; Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077 годы; церковь святых Бориса и Глеба в Вышгороде, 70-е годы XI века). Предназначались хоры в древнерусских церквах для высокопоставленных лиц и, возможно, для монахов.

С XII века, по мере формирования древнерусского типа храма на 4 опорах с 9-дольным планом и 3 притворами, началось активное строительство внешних наземных Галерей, которые часто соединяли между собой притворы и служили местом погребения (особенно в монастырях); в них иногда освящали особые приделы. Такие Галереи могли сооружать и после окончания основного строительства (Михайловская церковь в Переяславле, 1089 год, Галерея 1090 года; церковь святых Петра и Павла, середина XII века, Галерея 2-й половины XII века и церковь святого Иоанна Богослова в Смоленске, 60-70-е годы XII века, Галерея 2-й половины XII века). Галереи были широко распространены как в южных княжествах, так и на северо-востоке Руси (церковь Покрова на Нерли, 1166 год; Успенский собор во Владимире, 1158-1160 годы, Галерея 1185-1189 годов), где встречаются и их романские типы (переход на аркаде, соединявший собор с башней и дворцом, в монастыре в Боголюбове).

О развитии Галерей в послемонгольский период сведений не сохранилось, но с рубежа XV-XVI веков в русской архитектуре появились 2-ярусные Галереи-гульбища с аркадами по наружной стене, окружавшие храмы с 3 сторон (Благовещенский собор Московского Кремля, 1484-1489 годы, 2-й ярус Галереи — тогда же или в 1505-1508 годах; собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, 1506-1515 годы; собор Покровского монастыря в Суздале, 1510-1513 годы). Сооружение внешних крытых Галерей к концу XVI века стало устойчивой традицией при строительстве храмов как на подклетах (церковь святейшего Петра, митрополита Московского, в Переславле-Залесском, 1592 год), так и без подклетов (Троицкий собор Герасимова Болдинского монастыря, 1585/86-1591 годы).
Особое значение Галереи 2-го яруса приобрели в русско-итальянских памятниках XVI века, где они охватывали храмы с 4 сторон, включая и восточную (Вознесения Господня церковь в Коломенском, 1532 год). Этот своеобразный внешний амбулаторий сохранялся в ряде памятников до середины XVI века (собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, 1555-1560 год, зодчие Барма и Посник), затем исчез. Вторично такие Галереи были введены в середине XVII века в строительстве патриарха Никона (Успенский собор Валдайского Иверского монастыря, 1655-1656 годы; собор Новоиерусалимского монастыря, 1656-1685 годы) и стали распространенным решением для центрических храмов на подклетах в эпоху нарышкинского барокко (Сергиевская церковь Высокопетровского монастыря в Москве, 1690-1694 годы; церковь Покрова в Филях, 1693 год; церковь Успения на Покровке, 1696-1699 год, архитектор П. Потапов, не сохранилась).

В монастырях Руси не было клуатров, но периметральный обвод Галереей всей территории — распространенное явление с XVI века: обходная боевая Галерея вдоль монастырской стены была обязательным элементом как в боевых «государевых крепостях», так и в традиционных декоративно-символических оградах (стены Кириллова Белозерского монастыря, середина-конец XVII века).

Иллюстрация:

Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я половина XI века. Архив ПЭ.

Московский Никольский храм в Толмачах, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца «в Толмачах», домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее.

  • Адрес: Россия, Москва, Малый Толмачевский переулок, дом.9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма)
  • Проезд:
    • от метро Третьяковская — из перехода налево, перейти через улицу Большая Ордынка и идти по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
    • от метро Полянка — из перехода налево, перейти через улицу Большая Полянка и идти до дома 13, за которым повернуть направо в проулок, далее по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
  • Телефон: (495) 957-07-81
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первое упоминание о деревянной еще «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах» содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. «Толмачи» — слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда — в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики — татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в 1697 году «гостем», прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

В этом храме с 1867 по 1895 год служил диаконом старец Алексий (Соловьев) (до пострига в 1898 — о. Феодор).

В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).

В 1929 году храм был закрыт.

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.

Восстановление храма началось в 1990 году.

В 1993 году были возобновлены богослужения.

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимир­ской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых «Основы Православия».

Настоятели

Литература

  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах // Сайт Государственной Третьяковской галереи

Использованные материалы

Храм святителя Николая в Толмачах — храм-музей в Замоскворечье, домовая церковь при Третьяковской галерее.

Lodo27 from Moscow, Russia , GNU 1.2

Храм стал первым в России домовым храмом-музеем, которому выпала честь хранить такие Святыни России, как Владимирская икона Богоматери (находится постоянно в храме) и Святая Троица преподобного Андрея Рублева (приносится в храм на праздник Святой Троицы).

История

http://the-mostly.narod.ru/MOSCOW/moscow_32.html (from a album of N. A. Naydenov) , CC BY-SA 3.0

  • 1625: Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» обнаружено в Приходской книге Патриаршего приказа.
  • 1697: возведен каменный храм, его автор — «гость» Лонгин Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах. Главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную.
  • С 1697 по 1770 гг. церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».
  • 1770: в трапезной сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И. М. Демидова
  • 1834: перестроена трапезная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», и возведена новая колокольня.
  • 1855: настоятелем храма назначен Василий Петрович Нечаев
  • 1856: обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в том числе Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями.
  • 1889: в храм назначен священником Дмитрий Фёдорович Косицын.
  • 1902: настоятелем храма стал Михаил Павлович Фивейский.
  • в июне 1919 года прихожане избрали настоятелем храма Илью Николаевича Четверухина
  • 1929: храм закрыт
  • 1993: богослужения возобновлены
  • 8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
  • 1997: завершена реконструкция (заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись).

Синодик храма

  • Павел Михайлович Третьяков — прихожанин храма, основатель картинной галереи

Русской Православной Церковью в XXI веке были канонизированы:

  • старец Алексий Зосимовский (1846-1928) — Фёдор Соловьёв, прослуживший в храме дьяконом 28 лет
  • мученик Николай Рейн (1892-1937) — прихожанин храма
  • Илия Четверухин (1886-1932) — последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Современное состояние

Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии. Настоятель храма — протоиерей Николай Соколов.

PereslavlFoto , CC BY-SA 3.0

Киот для иконы Владимирской Богоматери по предложению протоиерея Николая Соколова выполнили В. В. Аксёнов и В. А. Пантелеев.

В богослужебное время храм открыт для верующих, а в остальное время (ежедневно, кроме понедельника, с 12 до 16 часов) является одним из залов Третьяковской галереи.

Экспонаты

В храме в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Государственной Третьяковской галереи – икона «Богоматерь Владимирская» (XII век).

Государственная Третьяковская галерея, Москва , CC BY-SA 3.0

Временное нахождение (на праздник Святой Троицы) — иконы «Троица» Андрея Рублёва.

Здесь также находятся другие экспонаты из коллекции Государственной Третьяковской Галереи: заалтарные кресты, литургическая утварь (Мастер «М. О.» Потир, 1838); иконы главного и боковых иконостасов «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Фотогалерея

Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван Предтеча, что за Москвой-рекой в Толмачах». Это лишь первое документальное упоминание храма, но точную дату постройки назвать сложно. Известно, что в 1657 году ей выделили землю под новое кладбище, потому что на прежнем уже не хватало места. Можно предположить, что раз приход был настолько большим, то и церковь появилась задолго до 1625 года. Престол храма был освящен в честь великого предстателя и покровителя Руси – Николая Чудотворца.

Татары, составлявшие значимую часть населения Толмачевской слободы, называли этого святого «русским Богом» – так много Никольских храмов было в Москве. Одно их перечисление заняло бы не один абзац. Упомяну лишь замоскворецкие: в Голутвине, в Заяицком, в Кузнецах, в Пыжах, на Берсеневке, в Пупышах. И еще часовня Николая Чудотворца у Каменного моста. Святой Николай жил на рубеже III и IV веков и был епископом в городе Миры в Малой Азии. Он прославился многими подвигами при жизни, но больше чудес произошло после его смерти. Нет на свете ни одной земли христианской, в которой бы не свершились чудеса святого Николая.

Существует множество житий святителя, описывающих земную жизнь Николая и чудеса по его успении. «Прииди в Русь и виждь, яко несть града, ни села, идеже не быша чудеса многа умножена святаго Николы», – пишет киевский книжник XI века. Чем объясняется столь сильное почитание на Руси архиепископа из греческого города Миры области Ликийской? Потомок Кия, легендарный князь Аскольд был одним из первых, кто принял крещение на Руси. Некоторые историки и исследователи считают, что и само Крещение Руси произошло не в 989 году, а на 133 года раньше – в 856-м. Князья Аскольд и Дир пошли походом на незащищенный Константинополь.

От неминуемой страшной гибели город спасло чудо, случившееся по молитве патриарха Фотия: налетевший неожиданно шторм разбил в щепки большую часть русских кораблей. Аскольд и Дир, пораженные этим чудом, крестились в Константинополе вместе со всем своим войском. В истории это событие называют «Аскольдово» Крещение Руси. Когда князья вернулись в Киев, их встретили недовольные горожане: мало того что Константинополь не захватили, так еще и в христианство перешли. Князь-язычник Олег решил захватить власть в Киеве, и православные князья Аскольд и Дир мешали ему. Лаврентьевская летопись повествует:

«И рече Олег к Асколодови и Дирови: «Вы неста князя, ни роду княжа, но аз есмь роду княжа». И вынесоша Игоря: «съ есть сын Рюриков». И оубиша Асколод и Дира, и несоша на гору и погребша и на горе, еже ся ныне завет Оугорское, где ныне Олмин двор; на тои могиле поставил божницю святого Николы, а Дирова могила за святаго Ориною». Аскольд в крещении принял имя Николай, поэтому на его могиле и была поставлена церковь иколы. Храм этот, по преданию, построили по повелению православной княгини Ольги. Получается, первый христианин на Руси носил имя Николай, а первая русская церковь была освящена в честь Мирликийского чудотворца.

В начале XI века в Киеве уже существовал Николаевский монастырь. В Софии Киевской долгое время хранилась чудотворная икона «Никола Мокрый», написанная в память о первом чуде святителя на Руси – дивном спасении младенца, утонувшего в Днепре. С тех самых пор не оставлял нашу страну святой Никола и всегда был заступником и молитвенником земли Русской. Николай был одновременно покровителем властителей, князей и заступником за простых людей во всех бедах и скорбях. Огромное количество пословиц, поговорок и песен ему посвящено. Каждый год 6 декабря – в день памяти святителя – мальчики ходили по домам, славили святого и пели в честь него особые стихи:

Микола, Микола святитель,
Можайский, Зарайский,
Морям проходитель,
Землям исповедник…
А ему, свету, слава,
Слава – держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну,
Слава до ныне
И века, аминь.

Так что нет ничего удивительного в том, что столько храмов в Москве освящено в честь святителя Николая Мирликийского. В конце XVII века к приходу церкви Николы в Толмачах были приписаны жители богатой Кадашевской слободы. Новыми прихожанами храма стали гости – отец и сын Кондратий и Лонгин Добрынины. «Гостями» на Руси называли купцов, занимавшихся торговлей с другими городами и странами. Благодаря гостям появились и гостиные дворы. Из-за возможности вести крупную торговлю гости были самыми богатыми купцами. Многие из них отличались набожностью, благочестием, твердой верой и возводили новые церкви во славу Господа.

Таковыми были и купцы Добрынины. Они в 1697 году выстроили на месте деревянной церкви Николая Чудотворца новый каменный храм, который состоял из двусветного четверика с декоративным пятиглавием, одностолпной трапезной и двухъярусной колокольни. Закомары церкви были украшены точно такими же декоративными раковинами с жемчужинами, как у Архангельского собора. По желанию храмоздателей главный престол стал Сошествия Святого Духа, а Никольский был перенесен в трапезную. В конце XVII века церковь именовалась по-разному: Иоанна Предтечи Ясовая (по приделу старой деревянной церкви), Духовская или Сошественская, что в Кадашеве.

В 1770 году прихожанка церкви Екатерина Демидова устроила придел Покрова. Она хотела, чтобы придел был освящен в честь иконы «Утоли моя печали», но в то время существовал запрет на освящение престолов во имя икон Богоматери. Поэтому Демидовой пришлось выбирать между Богородичными праздниками. По просьбе жертвовательницы в местном ряде иконостаса установили икону «Утоли моя печали» на самом почетном месте – слева от Царских врат. Тогда же был произведен крупный ремонт храма. После эпидемии чумы 1771 года прихожан и богатых благотворителей стало значительно меньше и благосостояние храма существенно сократилось.

В 1812 году произошло настоящее чудо: церковь Николы в Толмачах осталась невредимой в пожаре, хотя почти весь ее приход выгорел дотла. Веря в чудесную защиту Николы, жители слободы укрывались в церкви от огня. Покидая Москву, французы грабили храмы, наполненные золотом и серебром. Церковное имущество храма Николы в Толмачах было сохранено благодаря героической стойкости священника Иоанна Андреева. Он спрятал сокровища под полом и выдержал все пытки наполеоновских извергов. Вскоре отец Иоанн скончался от полученных ран. После изгнания французов Никольский храм был приписан к церкви Григория Неокесарийского.

Службы в Никольской церкви возобновились только в 1814 году. Через три года после одной из утренних служб в Покровском приделе священник нашел деревянный ковчег с частицами мощей святых, Ризы Господней и Ризы Богоматери. Этот ковчег стал главной святыней церкви Николы в Толмачах, защитившей приход от эпидемий 1830-40-х годов. В 1833 году старая колокольня немного наклонилась, а по стенам церкви пошли трещины. Храму потребовалась перестройка. Колокольня и трапезная были разобраны, и на их месте возведены в формах московского ампира новые по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. В трапезной было устроено два симметричных придела.

Западный фасад выступил за красную линию, из-за чего усилилось доминирующее положение храма в застройке переулка. Внутри трапезная была отделана искусственным мрамором, который прекрасно сочетался с золочеными резными иконостасами и лепными карнизами. Настенная живопись тогда полностью отсутствовала. В церкви по-прежнему было три престола: главный Сошествия Святого Духа и два придельных – Святителя Николая и Покровский. На освящении Никольского придела присутствовал митрополит Московский Филарет, который произнес знаменитую проповедь «О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века».

Вскоре проявились недостатки искусственного мрамора, и в течение нескольких лет приходилось заниматься его вычинкой. В 1839 году забелили своды, а позже их покрыли живописью. Перестройка храма по проекту 1833 года завершилась лишь в 1858 году, когда в главном храме Сошествия Святого Духа растесали окна и двери, разобрали алтарь XVII века и на его фундаменте возвели новые апсиды с более высокими сводами. Стены и купол церкви были заново расписаны, и установлен новый пятиярусный золоченый иконостас – точная копия предыдущего. Особенно прихожанам нравилась роспись западной стены – сцена изгнания торговцев из храма.

Спаситель имел настолько скорбный и грозный вид, что всякий, находящийся в храме, и помыслить не мог вести себя непристойно. Новая стройная трехъярусная колокольня, возвышаясь над низенькими домами, сделалась одной из архитектурных доминант Замоскворечья, наряду с колокольней храма Воскресения в Кадашах и церковью Климента. В середине XIX века в приходе церкви Николы в Толмачах жили известные и богатые купцы: Булочкины, Козлинины, Медынцевы, Страховы, Чижовы и Шестовы. Благодаря их пожертвованиям храм богател, ризница пополнялась дорогой утварью, драгоценными окладами и красивыми облачениями.

Денис Дроздов

Эта Церковь располагается рядом с Третьяковской Галереей — одним из главных музеев страны. Вернее, даже, не рядом, а на самой территории музея, поэтому иногда эту церковь называют храмом в Третьяковской галерее.

Службы в церкви у Третьяковской Галереи служатся не каждый день. Но литургии по субботам и воскресениям — всегда. Начало — как правило в 9:00.

Добраться до храма Николы в Толмачах проще всего на метро: станция «Третьяковская» оранжевой или желтой веток. Пять минут пешком до Третьяковской Галереи.

Адрес храма: Малый Толмачевский переулок, дом.9.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах

М. Толмачевский пер., 9, Б. Толмачевский пер., 14

«Толмачи — устные переводчики, которых отличали от умевших писать на иностранном языке».

«Значится с 1625 г.».

«Церковь построена гостями Добрыниными в 1697 г. на месте деревянной».

«Гость Лонгин Кондратьевич Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах, не ограничился благотворительностью на церковь своего прихода, его коштом построена и церковь Николы в Толмачах».

«Нынешний каменный храм построен в 1697 г. гостем Лонгином Добрыниным, который вместе с отцом своим Кондратом был также храмоздателем церкви Воскресения в Кадашах. С 1697 г. главный престол стал Сошествия Св. Духа, а Никольский перенесен в однобокую трапезную. В 1782 г. сделана железная четырехскатная крыша вместо позакомарного покрытия. В 1770 г. прихожанка вдова купца Е. Л. Демидова устроила придел Покрова. 11 июля 1833 г. заложена, а 25 ноября 1834 г. освящена новая колокольня и трапезная с двумя приделами — архитектор Шестаков. В 1836 г. сооружена ограда. В 1856-1857 гг. переложен главный алтарь и растесаны окна. До последнего времени сохранялся главный иконостас, освященный 5 октября 1858 г. и сделанный в стиле московского барокко по образцу прежнего 1697 г. В левом Покровском и правом Никольском приделах сохранялась прекрасная ампирная обстановка 1834 г. Было несколько икон XVII и XVIII вв.».

«Церковь обновлялась в 1887 г.».

«6 апреля 1922 г. в храме изъято 9 пудов 22 фунта 1,5 золотника золотых и серебряных изделий».

Церковь была закрыта в 1929 г. Об этом сохранился подлинный рассказ свидетеля разорения — сына последнего настоятеля церкви о. Илии Четверухина:

«На Пасхе пришли какие-то люди из Третьяковской галереи и сказали, что общее собрание сотрудников Галереи постановило потребовать закрытия Николо-Толмачевской церкви и передать это здание Галерее для расширения экспозиции. Пришедшие, вполне интеллигентного вида люди, благожелательно советовали сразу же согласиться с решением собрания и не протестовать, не заниматься бесполезными хлопотами. Они давали понять, что храм ожидает неплохая участь, ведь он попадает в культурные руки.

Среди сотрудников Галереи, живших по соседству, было немало давних прихожан нашего храма, которые плача признавались папе, что по немощи человеческой, по боязни, они тоже голосовали за…

Услыхав тягостное, но и удивительное по тем временам сообщение, отец и приходской совет решили сделать все от них зависящее, чтобы отстоять храм, а там будь воля Божья! Было подано заявление в Моссовет, потом апелляция в Президиум ВЦИКа. Каждый день усиленно молились о сохранении дорогой святыни. Приглашенный фотограф запечатлел на память вид главного иконостаса, приделов, росписи и папу, произносящего поучение, и матушку Любовь рядом. Сфотографировались всей группой прихожане во главе с папой у северной стены главного храма, сняли и вид на колокольню.

Господь решил по-своему, и хлопоты не увенчались успехом, везде было отказано…

Однажды, когда папа вернулся из храма от литургии, в дверь постучали. Вошедший сказал, что он просит папу открыть храм и достать опись имущества, так как пришла комиссия принимать храм. Папа перекрестился, послал меня к матушке Любови за ключами, взял большие конторские книги, где были записаны иконы, облачения, утварь, книги и лампады, принадлежавшие храму, и пошел на паперть.

На ступенях, ведущих к храму, стояли незнакомые люди, вошедшие вместе с нами в отпертые матушкой Любовью двери. Не все из них сняли кепки. Мы, войдя, перекрестились.

Церковь еще хранила тепло утренней молитвы. Где-то горела непотушенная лампада, пахло ладаном, маслом, воском и в солнечных лучах клубился голубоватый воздух.

Группа вошедших стояла у входа, озираясь в непривычной обстановке. Люди как будто колебались, не зная, как приступить. Они, казалось мне, жалели, что впутались в это дело, и у меня в душе затеплилась фантастическая надежда. Мне вдруг померещилось, что папа войдет в алтарь, отдернет завесу и произнесет певуче: «Слава святей и единосущней и животворящей и нераздельней Троице!», а кто-то ответит: «Аминь!», и зажгут лампады, и поставят свечи, и с души снимется невыносимый груз.

Но люди у входа стряхнули с себя минутное оцепенение, зашевелились, заговорили, что-то сказал папа, отдал им книги, а сам отпер дверцы шкафов и ящиков, открыл вход в ризницу и врата алтаря — и началось движение.

Вошедшие разбрелись по всему помещению, глядя на иконы, паникадила, подсвечники, что-то считая и отмечая в книгах. Папа то посылал меня в дом отнести его собственные богослужебные книги, находившиеся в церкви, то принести из дома церковные иконы, которые постоянно подновлял папа. Царские врата, раскрытые настежь, превратились в обыкновенные двери и за ними виделся опустевший престол, и к нему прикасались, что-то ставили на него и, облокотившись, писали чужие неблагоговейные люди.

Я с ужасом смотрел и остолбенело ждал, чем это кончится. Но вот меня позвали за чем-то в алтарь — я стоял на амвоне у Царских врат — и я вопросительно взглянул на отца. До сих пор я еще не решался пройти сквозь них. На лице папы я увидел такую тоску, и он так махнул мне рукой, что я понял: «милый, все кончено!» Я вошел, и во мне что-то оборвалось. Чуда не произошло. Произошло спокойное, чудовищное убийство бесконечно дорогого, живого… У меня судорогой сжало челюсти. Я видел, что папа бледен, отвечает на вопросы сдавленным, бесцветным голосом, глаза его потеряли блеск… Я тоже ходил, говорил, показывал, уносил, подавал что-то, совершенно машинально, не испытывая ничего, кроме крайней усталости…

Наконец, формальности закончились, и папа, матушка Любовь и я стали лишними.

На пороге я остановился. Пришлось сделать усилие, чтобы не перекреститься. Было очевидно, но в меня не вмещалось, что я все это вижу в последний, последний на земле раз. Что завтра ничего этого не будет…

Пока еще стояло на своем месте Распятие, привычно глядели глаза святых на иконах, но вместо ладана уже тянуло откуда-то табаком, постукивал молоток, скрипело отдираемое дерево и кто-то бесцеремонно окликал другого через все помещение, насвистывал и притоптывал.

Папа лежал неделю с сердечным приступом, а у меня было гадкое ощущение причастности к преступлению.

С первого года нашего устройства в Замоскворечье, когда отец поступил по совместительству на должность научного сотрудника в Галерею, она стала нам родной. Мы запросто приходили к папе в кабинет, и он водил нас по залам и показывал хранившиеся там сокровища. Иногда папа собирал целую группу из знакомых и так интересно говорил о картинах и художниках, что к нам присоединялось много чужих, которые не отходили до конца самодеятельной экскурсии.

Галерею основал усердный прихожанин нашего храма, который, может быть, даже с избыточным усердием требовал от своих служащих, чтобы они неукоснительно посещали богослужение.

Когда папа вынужден был уволиться из Галереи, мы, дети, продолжали вольготно посещать ее, потому что у нас там осталось много друзей, и билетов с нас не спрашивали.

Мы радовались, мы гордились таким знаменитым соседом.

Но после чудовищного акта, который был совершен от имени Галереи, на нее упала тень. Погасла любовь. Исчезло уважение, все перебило ощущение фальши.

А новый владелец, точнее — люди, стоявшие во главе этой гордости Москвы, быстро-быстренько, как бы боясь, что отнимут, расправились с приобретением. Опустошили внутренность, сняли не только кресты, но и купола и даже барабаны, разбили на куски певучие колокола, а они надрывно рыдали при этом, а потом разобрали до основания дивную, стройную, как перст, колокольню.

И вместо всяческой красоты остался на этом участке безобразный, ампутированный, лишенный жизни обрубок.

Толмачи закрыли. Их не стало на земле, и земля не стала от этого ни краше, ни богаче…

Папа, оправившись от болезни, вместе с верными прихожанами приютился под гостеприимный кров храма святителя Григория Неокесарийского на Полянке, приглашенный добрым другом, настоятелем его отцом Петром Лаговым».

Сам отец Илия вскоре вошел в сонм новомучеников Российских:

«Отец Илия Четверухин воистину удостоился венца исповедника Божия. Он был настоятелем московского храма Николы в Толмачах; прихожане храма его почитали и любили («Высоко стоять будешь, только не возгордись», — предупреждал его старец Варнава). После революции это вызвало сильное недовольство властей, и на него обратили «сугубое внимание». В 20-х гг. его дважды арестовывали за «слишком большую популярность среди прихожан» — другого преступления ему вменить не могли.

В 1929 г. храм Николы в Толмачах был закрыт. В 1930 г. отец Илия Четверухин был в последний раз арестован за якобы «контрреволюционную агитацию и подготовку к восстанию» и сослан в пермские лагеря. В 1932 г. отец Илия Четверухин погиб во время пожара вместе со всеми, кто находился в здании лагерного клуба в поселке Красная Вишера».

«Две иконы из церкви Николы в Толмачах были переданы в Третьяковскую галерею в 1936 г. Это: 1. Спас Вседержитель, 1692 г., работы Николая Соломонова с надписью «Лета 7200 (т.е. 1692) года писал сей образ по обещанию гостей Кондратья Маркова да сына его Логина Кондратьева Добрыниных изограф Николай Соломонов сын Бургаров». 2. Сошествие Св. Духа, 1697 г., школа Оружейной палаты, из местного ряда иконостаса церкви Сошествия Св. Духа, или Николы в Толмачах. «Иконостас передан ХОЗО ОГПУ для смывки золота, а верхняя часть его реализовывалась по усмотрению ЦГРМ и Антиквариата».

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены — «около 1930 г.». Внутри расположилась пристроившаяся теперь вплотную Третьяковская галерея, использующая храм как запасник отдела живописи. 10 июня 1983 г., после закладки рядом со старым зданием Третьяковки нового, предназначенного для хранения фондов (его словно в насмешку пригласили строить не своих, и финских рабочих), было также объявлено: «В плане — реконструкция памятника архитектуры XVII в., в котором затем разместится хранилище древнерусской живописи».

Здание бывшего храма стоит на гос. охране под № 11.

К 1990 г. реставрация храма шла полным ходом: поставлены главы и маковки на церкви, восстановлен второй ярус колокольни. «Предполагается устроить в храме концертный зал галереи» (! — ).

Первое упоминание о деревянном храме Николая Чудотворца в Толмачах относится к 1625 году. Каменный храм построил в 1697 на средства Лонгина Добрынина, прихожанина церкви Воскресения в Кадашах.

Что есть что в церкви

В то время здесь еще была Толмачевская слобода — поселение устных переводчиков. Она появилась еще во время татаро-монгольского ига. Но постепенно в Толмачах стали селиться купцы, которые активно жертвовали Церкви.

В разное время храм достраивали: в 1770 году в трапезной появился Покровский придел, в 1834 перестроили трапезную по проекту Ф.М. Шестакова и поставили новую колокольню, в 1856 году поновили четверик и перестроили главный алтарь. А в 1812 году московский пожар чудесным образом не тронул Никольский храм, хотя его приход выгорел дотла.

Известно, что ревностным прихожанином и благотворителем храма Святого Николая в Толмачах был Павел Третьяков. По его просьбе в ограде устроили калитку, соединявшую церковь с усадьбой Третьяковых в Лаврушенском переулке. Сейчас мемориальная табличка отмечает место, где молился Павел Михайлович.

В 1929 году Никольский храм закрыли, чтобы устроить в здание хранилище Третьяковской галереи. Тогда разрушили главы церкви и снесли три из четырех ярусов колокольни.

Богослужения возобновились в 1993 году. Через 6 лет завершили реставрацию храма в Толмачах. Средства на восстановление церкви выделила Третьяковская галерея. Тогда в росписях появились образы служившего здесь Алексия Зосимовского и последнего настоятеля Никольского храма Ильи Четверухина. При этом отец Илья, вопреки православным канонам, изображен в очках.

В 2000 году сюда перенесли главную православную святыню России — Владимирскую икону Божьей Матери. Сам храм стал домовой церковью при Третьяковке, а его хор одновременно является хором галереи.

Считается, что образ Владимирской Божьей Матери написал евангелист Лука. На самом деле это византийская икона XII века.

Путеводитель по архитектурным стилям

Сначала образ хранился в Киеве. Затем Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир. Во время нашествия хана Тамерлана образ Владимирской Богоматери перенесли в Москву для защиты города.

Трижды икона спасала столицу от татаро-монгол — в 1385 году, в 1450 и 1480. Каждый раз ее крестным ходом обносили вокруг города. Защитила Владимирская икона Москву и во время Великой Отечественной войны. По легенде, осенью 1941 года, когда фашисты рассматривали столичные окраины в бинокли, а надежды отстоять город уже практически не было, по приказу Сталина самолет со святым образом трижды облетел вокруг города. И на самых подступах к Москве врага остановили.

Владимирская икона присутствовала при избрании всех российских митрополитов и патриархов. До 1918 года она стояла в Успенском соборе. Потом образ передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 году — перенеси на хранение в Третьяковскую галерею.

Сегодня Владимирская икона Божией Матери стоит в специальном пуленепробиваемом киоте. Всего в храме Николы в Толмачах около 150 редких и чтимых икон XVI-XX веков.

Храм Николая в Толмачах на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о храме Святого Николая в Толмачах?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *