Тревожность православие

– Испытываешь ли ты чувство тревоги? – Я задавал этот вопрос очень многим людям, и большинство из них смотрели на меня, улыбались и отвечали:

– Батюшка, это риторический вопрос? Естественно, все мы испытываем тревогу. Может быть, ты не тревожишься?

И тогда я оказался в трудном положении: когда я задал этот вопрос себе, то понял, что и во мне живет чувство тревоги. Все мы очень тревожимся. И сейчас, перед началом радиопередачи, я беспокоился и думал, смогу ли сказать то, что надо. Да, и я тревожусь.

Идешь в школу и видишь маленьких детей – оказывается, и у них присутствует в жизни напряженность, гонка, паника и неуверенность… Да, все мы беспокоимся. Невероятно, но это стало уже глобальной эпидемией. Всех нас охватывает это состояние.

Самое неприятное, что тревога – это то, что невозможно описать, не знаешь, что она собой представляет. Пытаешься подобрать слова – и не можешь. Что же это, в конце концов? Это – переполняющие душу страх, неуверенность, ощущение надвигающейся беды или мучительное воспоминание о том, что уже произошло. Так мы и живем: либо опасаемся того, что может случиться, либо то, что уже случилось, не отпускает, смущает и угнетает нас внутренне, ни на минуту не оставляя душу в покое.

Мы постоянно куда-то спешим, мы не умеем наслаждаться жизнью, которую нам даровал Господь. Мы постоянно находимся в погоне, постоянно ждем чего-то нового, отличающегося от того, что есть у нас сегодня. И возникает вопрос: а когда мы будем радоваться сегодняшнему дню? Когда им насладимся? Ведь то, что тут и сейчас, в твоих руках, так быстро исчезает. Время летит. Я говорю, и время пролетает, проходит. Настоящее постоянно ускользает от нас, мы постоянно живем в другом времени – между прошлым и будущим – и не замечаем настоящее. Сейчас часы показывают начало второго, но мы живем не этим часом, а завтрашним или послезавтрашним днем, думаем о том, что произойдет через месяц, какими мы будем. И туда, в будущее, мы заглядываем не созидательно и творчески, а с чувством тревоги. Постоянное ожидание чего-то и размышления об этом делают нас больными, и мы теряем способность радоваться.

Например, сейчас ты занимаешься какой-то работой, которая доставляет тебе удовольствие, но чуть позже она перестанет радовать тебя, потому что ты начнешь думать о следующих задачах, а потом – о следующих, и так бесконечно. Мы никогда не живем сегодняшним днем, не живем здесь и сейчас – а ведь это является единственно надежным и безопасным. Это то, что тебе принадлежит, благодаря чему ты можешь наслаждаться тем величайшим даром Божиим, который называется жизнью. И тем не менее, тревога не покидает нас, мы мечемся между тем, что было в прошлом, между воспоминаниями, переживаниями, событиями и тем, что теоретически может случиться в будущем. Таким образом проходит жизнь, летят годы и мы заболеваем. Не радуемся, не наслаждаемся, у нас неспокойные лица, неспокойные сердца, мы не умеем улыбаться, не можем вникнуть в происходящее и сказать: «Слава Богу!» Мы не можем остановиться. Становится страшно, если подумать, куда мы так спешим: мы спешим к концу своей жизни. Как будто торопимся побыстрее умереть.

Если умеешь жить настоящим, то понимаешь, что сейчас у тебя все хорошо, потому что в действительности у тебя не так много проблем, как предсказывало тебе твое тревожное воображение. Представим себе такой разговор:

– Я плохо себя чувствую.

– Что-то случилось?

– Нет, но я встревожен.

– Почему? Мы сидим и разговариваем. Тебе холодно?

– Нет.

– Жарко тебе?

– Нет, все в порядке.

– Может быть, ты голоден? Давай, я дам тебе что-нибудь поесть?

– Нет, спасибо!

– Может быть, ты хочешь воды?

– Нет!

– Значит, ты не голоден, не испытываешь жажды, тебе не жарко, не холодно. Но, может быть, тебе кто-то угрожает, может быть, есть человек, который тебя преследует?

– Нет, у меня все хорошо.

– Итак, с точки зрения условий жизни у тебя все хорошо, у тебя все есть. Представь, если бы кто-то из космоса мог увидеть тебя, живущего на планете Земля, хорошо одетого, сытого, то он непременно бы удивился, увидев беспокойство на твоем лице, тогда как сейчас у тебя все есть. В этот момент у тебя нет проблем.

– Понимаю. Но дело в том, что я не знаю, как послезавтра пройдут экзамены, которых я жду, поэтому волнуюсь.

– Но ведь это же будет послезавтра! А ты мне сейчас на вопрос: «Что с тобой?» – отвечаешь: «Я плохо себя чувствую, я встревожен, я беспокоюсь о том, что случится».

Твоя проблема заключается в том, что у тебя все хорошо, но ты не понимаешь, что у тебя все в порядке, не радуешься этому, сам ищешь себе повод и причину для беспокойства. Думаешь о том, что произойдет после экзаменов, что будет с тобой через несколько лет, кто будет заботиться о тебе в старости, что случится после твоей смерти, как будут жить твои дети, как распределишь свое наследство. Но скажи мне: разве это сейчас произойдет? Если бы ты ощущал каждую секунду своей жизни, как дар, который сейчас дает тебе Господь, тогда бы ты беспокоился о каждой проблеме только один раз. Когда, спросишь ты? Тогда, когда возникнет проблема, конечно. А сейчас что ты делаешь? Постоянно переживаешь, а ведь волнующая тебя ситуация, в конечном счете, может и не возникнуть. Пойми, ты тревожишься и терзаешься намного больше, чем Господь хотел бы для тебя.

Бог допускает,чтобы мы встретились с болью, но тревога явлается нашей собственной глупостью, нашим безумием, тревога – это ложь, которую мы сами создаем, с которой живем, и которой терзаемся. Боль является спасительной, в жизни надо пройти через страдания, притеснения, болезни, и это отведет тебя в рай. Господь допускает боль, чтобы дать тебе радость. Ту настоящую радость, которую мы потеряли из-за больного наслаждения, удовлетворения нашего эгоизма, и теперь только через страдания, через боль мы можем приблизиться к Богу. Но тревогу Господь не создавал. Тревога не является той избавляющей, творческой болью, которую Господь посылает нам и допускает ее пережить. Тревога – это мучительное состояние, которое мы сами себе придумали, благодаря ей мы стареем раньше времени, терзаемся сами и терзаем других. Попробуй, заставь свой ум работать, удержи свое воображение, это оно виновато во всех сценариях, которые ты придумываешь, рисуя в своей голове события, которые еще не произошли.

Произойдет землетрясение, говорят некоторые. И ученые не могут сказать, когда это будет, потому что и они не знают с точностью. Когда это случится, через пять недель или через пять месяцев? По всей Греции говорят о том, что нельзя спать в домах, под крышей, вдруг это случится ночью. Все ждут. Ждут и боятся. Паника, которая возникает вокруг землетрясения, в результате может привести к более гибельным последствиям, чем само землетрясение.

Все это происходит, потому что мы не имеем настоящей веры. Если ты по-настоящему веришь в Бога, то тебя не мучает тревога о том, что случится завтра или послезавтра. То, что тебе необходимо знать, Господь тебе уже сказал. Сказал не только о том, что будет завтра, но и что будет, когда наступит конец света, сказал тебе о Втором пришествии, все сделал, чтобы ты не беспокоился и знал, что существует Царство Божие, которое, я надеюсь, тебя ожидает; знаешь ты и о том, что существует место пребывания далеко от Бога – это место называется ад. Господь сказал тебе то, что нужно и полезно, а о другом тебе знать не надо. Почему?

Потому что Бог милостив и человеколюбив. Он знает и понимает нас, потому что Сам был Человеком. Значит и ты должен быть человечным, понимать другого и не обременять его, потому что Господь нас не обременяет, не загружает нас Своими заботами и Своим знанием, потому что мы не можем их перенести. Он дает нам лишь то, что мы можем вынести и не хочет создавать в нас тревогу. Господь не сказал нам, когда произойдет второе пришествие, потому что знает, что это нас растревожит. Бог хочет, чтобы мы знали с чем мы можем столкнуться в жизни, чтобы всегда были готовы подвизаться спокойно, мирно, смиренно, с доверием, и когда Он придет, могли бы встретить Его с радостью. Если каждый прожитый день приближает тебя к Богу, то, что бы ни произошло, пусть происходит.

Какой странной стала наша жизнь! Вместо того чтобы ее сделать раем, мы превратили ее в ад. У нас есть все, но мы все время переживаем; если в доме одна машина – тревожатся за одну, если больше – тревога возрастает пропорционально количеству машин, припаркованных у дома. Имеешь дачу – еще одна тревога: чтобы ее не ограбили. Сигнализацию поставил, и снова беспокоишься: что будет, не откажет ли? У нас в домах идеальные замки, электронные системы слежения, сигнализация, собаки, которые следят и охраняют наш балкон, сад, автостоянку… А сколько сейчас страховых компаний! Вы можете застраховать все, что угодно. И все же наша душа тревожится, мы не можем спать спокойно. Мы чувствуем постоянный дискомфорт, с нами что-то происходит. У многих возникают физические проблемы от постоянного стресса. Они чувствуют тяжесть на сердце, их артериальное давление поднимается, им нечем дышать. Все это – болезни души, которые отражаются на теле. Когда душа смущена, она смущает и тело. Когда тело неспокойно, то и душа мучается. Все это взаимосвязано.

Когда сумеешь понять, что то, что тебя беспокоит, не так важно, как кажется, то перестанешь тревожиться. Ведь тревогу испытываешь, когда думаешь, что то, что тебя волнует, является проблемой мирового значения. Каждый день ждешь и говоришь: «Это обязательно должно случится!» И если ожидаемое событие не произойдет, ты заболеешь. Например, ты очень хочешь пойти на прогулку. Прекрасно, но ведь эта прогулка не является смыслом всей твоей жизни. Обстоятельства могут сложиться так, что ты не сможешь выбрать время для прогулки. Но если ты вложишь в нее душу, и будешь добиваться прогулки любой ценой, то будешь мучительно переживать, если этого не произойдет. А ведь так просто сказать себе: «Не получилось, ну, ничего страшного, в следующий раз!» Если наша душа станет настолько гибкой, что мы спокойно, не упорствуя, сможем менять свои планы, изменять свои решения, тогда, чтобы ни случилось, мы научимся принимать это спокойно, говоря: «Прекрасно, мне это Господь послал! Я хотел одного, но Бог мне дал другое. Значит, так было угодно Богу!»

Мы же, в основном, предпочитаем всего добиваться силой, проявляем упорство, настаиваем на своем, и очень переживаем свою неудачу. Я обратил на это внимание однажды, когда хотел купить себе интересующую меня книгу. Я пошел в книжный магазин, но не нашел там ее. Тогда я пошел в другой магазин, но и там поиски оказались безрезультатны. Время летело, и книжные магазины начали закрываться. Я стал беспоиться, спешить, чтобы добиться своего и все-таки купить эту книгу. Пошел в третий магазин, но там ее тоже не было. Я нервничал, я говорил себе: «Надо срочно идти еще в один магазин, надо торопиться, вдруг я не успею, и он закроется!» И в какой-то момент, когда я почти бежал по дороге, я вдруг подумал: «Предположим, что мне повезет, и я, наконец-то, куплю эту книгу. Стану ли я прямо сейчас читать ее? Нет. Почему бы тогда не купить ее позже? Скажем, завтра». И я успокоился.

Нам всем надо учиться не быть упрямыми, не упорствовать, добиваясь своей цели, и тогда мы не будем беспокоиться, не будем страдать, а сможем сказать спокойно: «Пусть будет на все Божья воля! Господь все устроит». Давайте учиться на примере святых, которые не только не переживали, когда не получали желаемого, но и не сокрушались, даже когда что-нибудь теряли. Это их не волновало, не беспокоило, хорошее они воспринимали с миром в сердце и с благодарностью Богу, а о потере спокойно говорили: «Хорошо, что Бог допустил мне это потерять!»

Впрочем, если я с чувством тревоги поеду сейчас на Святую Гору, то буду ее носить в себе и там. Сегодняшние святогорские монахи – это люди нашего времени, они не прилетели с другой планеты, они еще не ангелы, а люди. Однако старые святогорцы, которые уезжали из спокойного городского мира, чтобы жить еще более тихой жизнью на Святой Горе и чтобы отдать себя полностью Богу, когда опаздывали на паром из Афона, не гневались, а говорили:

– Ничего страшного! Сяду на следующий паром!

А знаете, когда прибывал следующий паром? Только на следующий день. Один паром в сутки.

Мы же, когда опаздываем на автобус, на трамвай, не успеваем на поезд в метро, мучаемся и переживаем. Садимся на следующий автобус, пришедший через десять минут, и не можем успокоиться и утихнуть всю дорогу. А они говорили: «Ничего страшного! Сяду на следующий паром!» – и их лица были спокойны. Монах возвращался обратно в свой монастырь, снимал с плеч рюкзак с продуктами и начинал молиться, затем снова шел в огород и начинал работать. Иной ритм, другая жизнь…

– Да, батюшка, – скажете вы, – но это когда было! А сегодня мы не такие. Сегодня мы постоянно торопимся! Если не будем торопиться, то не выплывем в этом житейском море.

А я отвечу: когда надо, торопись, но затем будь спокойным. Вопрос ведь не в том, торопиться или нет внешне, главное, не допустить, чтобы эта спешка стала частью твоей души. Да, торопись, когда надо, когда есть много работы. И в монастырях на Святой Горе, когда приезжают официальные гости, или какой-то праздник и ожидается большая трапеза, монахи много работают. Они в постоянном движении, бегают, что-то делают постоянно, но душа их, однако, спокойна, она никуда не торопится, она предстоит пред Господом. И все время они молятся: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!».

То есть, моя душа отдана Христу и я спокоен. И все идет хорошо. Вот так должно быть, и об этом говорит и старец Паисий. Он рассказывает, что когда он жил в монастыре Эсфигмен, на него и еще одного монаха из братии возложили послушание после Святой Литургии готовить кофе для гостей. Тот, другой монах, волновался, тревожился и уходил из храма до молитвы «Молитвами святых отец наших…», чтобы успеть сварить кофе, потому что говорил себе: «Иначе я не успею!»

– Я же, – рассказывает старец Паисий, – говорил себе: успокойся, останься помолиться, чтобы успокоилась твоя душа, а затем пойдешь готовить кофе. Бог все знает, он знает, что тебе поручено делать.

Старец жил с сознанием постоянного присутствия Бога в своей жизни, с пониманием того, что Бог все знает и помогает всегда. Поэтому старец Паисий выжидал. Заканчивалась Литургия, он брал просфору и спокойно шел готовить кофе.

– И знаете, что я заметил? – говорит он, – у того монаха, который раньше меня уходил из храма, все получалось из рук вон плохо: он торопился, нервничал, проливал кофе, обжигался. А я после «Молитвами святых отец наших…» успевал во всем, и все у меня получалось. Как же Бог хорошо все устраивает!

Какой поучительный пример! И мы должны, пока есть возможность, не торопиться, не нервничать, жить в спокойном ритме, и тогда будем успевать все, что должны.

Нужно так устроить свою жизнь, чтобы душа не тревожилась и была спокойна. Душа того монаха, о котором говорил старец Паисий, была смущена, и поэтому у него ничего не получалось. Но даже если бы он и справился со своей задачей, но не имел бы Божиего благословения, то душа бы его все равно прибывала бы не в мире, а излучала бы смятение. В этом суть дела. Не в приготовлении кофе, а в нашем внутреннем спокойствии. Тревога не исчезает, а только возрастает, когда избегаешь Бога и не доверяешь Ему. Некоторые люди, например, выходят из храма до окончания Литургии, чтобы успеть сделать запланированное на день. Это неправильно. Живя с Церковью одной жизнью, ты научишься преуспевать во всем. Господь будет задавать ритм твоей жизни, и тогда все будет происходить в свое время, и ты будешь все успевать, будешь чувствовать себя спокойно, и благословение Божье будет на всех твоих делах.

Однажды я спросил у одного человека:

– Как ты преодолеваешь чувство тревоги?

Он ответил:

– Мне кажется, оно непреодолимо. Все испытывают тревогу, это неизбежно.

Я сказал ему:

– Это справедливо только для тех, у кого есть склонность к этому.

Действительно, есть люди, которые особенно остро переживают все, происходящее вокруг, и считают себя ответственными за это. У них сильно развито чувство вины, и им очень сложно сохранять мир в душе. Что бы ни случилось, их охватывает паника, хотят они этого, или нет. Эту особенность своей личности человек должен знать, тогда он научится управлять тревожностью, контролировать ее, для того, чтобы не мучить ни себя, ни других.

К сожалению, сейчас мы дошли до того, что воспринимаем это болезненное состояние как что-то естественное. Хотя, если вдуматься, то сразу видна разница. Одно дело – волноваться, если мы ожидаем гостей, и поэтому убираем дом, готовим, накрываем стол. В этот момент мы активны, торопимся, в нас присутствует положительный заряд, жизненная сила – ведь мы искренне хотим, чтобы все были довольны. И совсем другое – гангрена тревожности, которая медленно разъедает душу. То мучительное состояние неуверенности, которое делает человека больным. Тому, кто бесконечно испытывает стресс по собственной вине, противостоит уравновешенный человек, человек, который делает все спокойно, естественно, живет без паники, без болезненных забот, то есть так, как заповедал нам Христос.

Вспомните, в Деяниях Апостольских рассказывается о том, что святые апостолы Павел и Сила ночью в темнице спокойно спали, хотя утром их должны были отвести на суд. А теперь представьте себе: через несколько часов тебя будут судить, твоя жизнь под вопросом, а ты спишь спокойно! Невероятно, – скажете вы. Но эти великие мужи сумели сохранить мир в душе и полностью вверить себя благой воле Божией. Разве может Творец оставить Свое творение?

Но и тогда практически не было людей, обладающих таким душевным спокойствием. По словам святого Иоанна Златоуста, даже сам Христос не смог в те времена найти человека, который бы не тревожился о будущем, чтобы нам сказать – будьте как этот человек! И тогда все чувствовали неуверенность, переживали, что принесет им грядущий день. Не было такого человека. Не мог Христос указать на него апостолам со словами: » Посмотрите, как он спокоен! И вы будьте как он». А говоря о простоте и чистоте сердца, Христос привел в пример детей. То есть Ему легче было найти чистых сердцем, чем не тревожащихся. И тогда Он обращает наш ум, наши глаза к природе, к цветам, к птицам небесным: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Матф. 6,26)».

Господь заботится о нас, потому что мы – Его творение, творение Его любви, Его сердца. А мы живем так, как будто не имеем Бога, как будто не имеем Отца Небесного, как будто Христа не существует, как будто Он не рядом с каждым из нас. Мы ежеминутно забываем о клятве, которую Он дал нам. Господь говорит: может наступить время, когда мать забудет своих детей, но Я никогда тебя не забуду, никогда тебя не предам, не оставлю тебя во время твоей болезни, на больничной койке, на инвалидной коляске, буду с тобой в том, что тебя беспокоит, во всех твоих скорбях, в нищете и горе Я буду рядом с тобой, обещаю тебе. Он сказал это на Кресте и подписался Своей кровью. «Нет большей любви, чем та, которая есть у Меня – пожертвовать своей жизнью ради своих друзей, и Я так сильно люблю вас, что делаю это», – говорит нам Господь.

Значит, твоя жизнь не случайна, ты не оставлен на произвол судьбы, Бог наблюдает за тобой, защищает тебя и говорит тебе: «Я дал тебе жизнь, неужели Я тебе не дам все необходимое для жизни и оставлю тебя? Я дал тебе тело, неужели Я не позабочусь о нем – о еде, воде, одежде, о твоем доме, о том, что тебе необходимо, неужели Я не позабочусь о тебе? Тогда зачем Я тебе дал тело? Зачем Я тебе дал душу? Зачем тогда Я поставил тебя на этой планете, неужели, чтобы тебя мучить? Конечно, нет! Взгляни на Голгофу, посмотри на Мое лицо, посмотри в Мои глаза, чтобы понять, что Я люблю тебя! А ты все время чего-то боишься, постоянно в смятении. Я тебе дал столько доказательств Моей любви, а ты слеп, и глаза твои не видят ничего!».

Что же это? Как можем мы быть такой чудовищной раной для Бога, оскорблять Его своими поступками, причинять Ему боль, да, боль, потому что жизнью своей мы как будто постоянно говорим Ему: «Я Тебе не верю! Не верю, что Ты существуешь! Не верю, что Ты меня любишь! Я не верю, что Ты мне поможешь!»

Думаете, это не про вас? Вы скажете: «Но, батюшка, как же так, мы ходим в храм, молимся, слушаем церковное радио, может ли такое быть, чтобы мы не верили?» А я отвечу: «Может». Потому что теоретически мы верим, что Бог существует, что-то знаем и говорим об этом, но не переживаем веру как доверие. Доверять – это отдавать всего себя без страха, полностью.

Тот, кого ребенком учили плавать, помнит, что родители говорили ему: «Не волнуйся, расслабь свое тело, мы держим тебя, помогаем тебе, дыши спокойно, если ты испугаешься, забеспокоишься, то ты утонешь». Так и Господь говорит человеку: «Расслабься, успокойся, перестань переживать о себе, доверься Богу, и тогда почувствуешь, что означает настоящая вера, не теоретическая, а вера сердца и опыта». Попробуйте вверить себя Богу, и увидите, что Господь благ, попробуйте, и ощутите Его доброту, милосердие и любовь. И тогда вы поймете, о чем говорил Христос, заповедуя не думать о завтрашнем дне, а жить сегодняшним: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6,34)». То есть, достаточно и сегодняшних забот и проблем, не нагружайте себя дополнительно, живите сейчас, проживайте каждую минуту так, чтобы почувствовать, что Бог любит нас, каждого из нас, без исключения.

Но… Ты не веришь, что каждый миг, каждую секунду Он рядом с тобой? Тогда сделай одно движение – положи руку на сердце и почувствуй, как оно бьется. Что это означает? Это значит, что в этот момент, когда ты сомневаешься в Нем, Господь заботится о тебе, и поэтому твое сердце бьется. Господь любит тебя, и свидетельствует об этом биением твоего сердца, твоим дыханием, твоими глазами, которые видят мир, твоими ушами, которые слышат, твоими органами чувств, которые могут воспринимать все дары Божии, которые даны нам в этом мире.

Человек должен научиться жить с ощущением присутствия Бога в своей жизни – и постепенно это чувство изгонит болезненную тревожность из его души. Если мы сумеем почувствовать Божию любовь, то увидим, что все остальные проблемы исчезнут. Мы успокоимся, наша душа избавится от бесконечного стресса, напряжения, трудностей, которых, на самом деле, практически не существует. Мы задавлены своей логикой, своим рационализмом, полагаемся на свои силы, на свой интеллект, на свои способности, деньги и знакомства, и очень мало доверяем Богу. Пока не поздно, надо изменить это в себе, и, склонив голову, сказать: «Господи, возьми мою жизнь и делай с ней что хочешь, только бы я чувствовал, что Ты меня направляешь, что Ты держишь меня, что Ты меня защищаешь, что Ты меня любишь, что Ты находишься рядом со мной! Этого мне достаточно!»

Вас часто одолевает чувство беспокойства и тревоги? Не переживайте из-за этого, так и должно быть. Тревога и беспокойство – это неотъемлемый компонент психики человека – живого, здорового, нормального человека, способного адекватно реагировать на изменения во внешнем мире и/или в собственном организме. Психологически здоровый человек обязательно должен беспокоиться, тревожиться, бояться, переживать, волноваться, а также испытывать другие отрицательные и положительные чувства, чтобы жить полноценной жизнью. Но испытывать он их должен в меру, – подчеркиваю, в меру, с полным, или хотя бы частичным осознанием тех или иных своих чувств. Собственно, если бы люди этой меры придерживались и умели своими чувствами осознанно управлять, тогда бы никаких проблем, с любыми негативными чувствами у них не было. Но многие люди, к сожалению, не умеют этого делать. Однако никогда не поздно этому научиться, например, с помощью этой статьи.

Так что в самих этих чувствах – беспокойство и тревога, я не вижу никаких проблем, потому что их и нет, скорее наоборот, я вижу в них отличную возможность для вас изменить свою жизнь к лучшему и стать сильнее. Нам надо будет только с вами разобраться с тем, что там вас беспокоит и почему, ведь если вас что-то беспокоит, то это означает, что вам что-то обязательно надо сделать. Должны же вы понимать, какую информацию в себе содержат испытываемые вами чувства и что вам с этой информацией необходимо делать, как реагировать на нее. В противном случае, волноваться и беспокоиться вы будете постоянно, и вам это будет доставлять определенный дискомфорт. Впрочем, дискомфорт вам необходим, дискомфорт нам всем необходим как воздух, и проблемы нам тоже нужны – мы в них нуждаемся. Важно только научиться грамотно и адекватно воспринимать любые проблемы и дискомфорт, чтобы не сходить из-за них с ума. Так что друзья, мы с вами в этой статье будем подходить философски, к рассматриваемой в ней проблеме и обязательно превратим ее в возможность для вас. Дочитайте эту статью до конца, а уже затем делайте свои выводы о правильности или неправильности моих рассуждений и тех выводов, которые я сделал благодаря своему богатому опыту работы с людьми.

Друзья, сразу скажу вам, чтобы вы не теряли интерес к этому материалу, что никакие книги я вам тут пересказывать не стану. Я не стану, как попугай, пересказывать вам методы преодоления чувства беспокойства, о которых писал, например, тот же Дейл Карнеги и другие известные люди, работавшие с этой проблемой. Давайте, при всем к ним уважении, оставим их самих и их работы в покое, и доверимся собственным наблюдениям и рассуждениям, чтобы разобраться с чувством беспокойства и тревоги раз и навсегда своими силами. Поэтому будьте уверены, эта статья, уникальная в своем роде, я работал над ней преимущественно своей собственной головой. И считаю, что этому мы все должны учиться – работать своей головой, чтобы у нас в жизни было меньше проблем. Вот и что касается чувства тревоги и беспокойства, мы должны своим собственным умом прийти к пониманию того, что оно из себя представляет и какого его назначение. Как только мы с вами поймем, с чем мы имеем дело, и почему что-то нас тревожит и беспокоит, мы сразу наведем порядок в своей голове и в своей душе. Ну, если говорить точнее, то вы это сделаете, поскольку я уже разобрался с этим вопросом.

Давайте для начала разберемся, что такое тревога и что такое беспокойство. Тревога – это сигнал наступающей опасности, или состояние такой опасности. Беспокойство – это наше внутреннее, душевное переживание по поводу того, что уже произошло или по поводу того, что должно произойти. В общем, если не вдаваться в детали, то и тревога и беспокойство – это расплывчатый, смутный страх по поводу будущих или уже произошедших событий. Тревога предостерегает нас от негативных событий в будущем, а беспокойство обращает наше внимание, как на будущее, так и на прошлое, на негативное, с нашей точки зрения прошлое. Таким образом, мы с вами можем сделать вывод, что когда нас что-то тревожит и беспокоит, то это сигнал, извещающий нас о какой-то реальной или мнимой опасности, на который мы должны отреагировать. Тот дискомфорт, который мы испытываем, когда нас что-то тревожит и беспокоит, как раз и необходим для того, чтобы мы – отреагировали на ту или иную угрозу, на то или иное изменение во внешнем мире или в нашем организме. Нам необходимо приспособиться к различным изменениям, чтобы выжить, либо, если у нас достаточно возможностей и воли, мы должны что-то и/или кого-то приспособить под себя. И вот для того, чтобы мы это сделали – нам необходим дискомфорт. Другими словами, тревога и беспокойство – это информация, полезная, жизненно необходимая информация, которая по задумке природы, Бога, призвана помогать нам выживать.

И эту информацию мы ни в коем случае не должны игнорировать. Мы должны ее анализировать, должны ее изучать, исследовать, чтобы понимать, откуда берется эта информация и к чему она нас побуждает. Без полного понимания своих чувств, мы не сможем взять их под свой контроль и не сможем использовать их в качестве инструмента познания внешнего и своего внутреннего мира. Так что имейте в виду друзья, что если вы сами не научитесь контролировать свои чувства, то тогда за вас их будут контролировать другие люди, которые будьте уверены, используют ваши чувства нужным именно им, а не вам, образом. Вполне возможно, если вас что-то в настоящий момент беспокоит и тревожит, что эти ваши чувства являются ложными, и на самом деле, вам не о чем беспокоиться, потому что вам ничто не угрожает. Ведь далеко не всегда, нам следует беспокоиться о том, о чем мы неосознанно беспокоимся, и далеко не всегда имеет смысл постоянно тревожиться, живя из-за своих тревог в постоянном страхе. Но чтобы точно знать, стоит или не стоит нам о чем-то беспокоиться, мы должны изучить свое беспокойство, мы должны искать ответ на вопрос о том, почему нас что-то беспокоит? Сложно ли это сделать? Ну что я вам могу сказать – одним людям это сделать легко, другим сложно, поэтому они обращаются за помощью к психологам. Но я еще раз повторю, что научиться можно всему, в том числе и умению понимать себя и свои чувства.

В современном, достаточно динамичном, напряженном, перегруженном информацией и далеко не дружелюбном по отношению к человеку мире, поводов для тревоги и беспокойства полно. Одно только лишь утомление организма, который подвергся чрезмерной умственной, эмоциональной или физической нагрузке, способно вызвать в человеке чувство тревоги и беспокойства. Потому что перегрузка организма приводит к стрессу, который говорит нашему мозгу о том, что в нашей жизни не все в порядке, а значит есть повод беспокоиться. Не забывайте о том, что наше физическое тело не любит, ни умственных, ни физических чрезмерных нагрузок, ведь оно из-за них изнашивается. Мы приближаем свою смерть, а точнее смерть своего физического тела, когда чем-то себя перегружаем, а умирать наше тело не хочет. Вот почему оно беспокоит наш мозг тревожными сигналами, давая нам понять, что мы не должны себя чрезмерно эксплуатировать, что нам требуется отдых. А сколько современный человек сегодня вынужден работать, каким нагрузкам он подвергается, сколько ежедневно информации он получает, которая занимает все его внимание? То-то и оно. И неважно, что работа у многих современных людей умственная, а не физическая, умственная работа перегружает человека еще больше, недаром кто-то из известных людей сказал, что умственная работа — самая тяжелая, поэтому так мало людей ей занимаются. Так что как видите, многие из нас сегодня ведут такой образ жизни, при котором просто невозможно ни о чем не беспокоиться и не тревожиться. Решайте сами, что вам с этим делать, продолжать ли вам участвовать во всеобщем безумии, в борьбе за кусок хлеба, или все-таки попытаться найти иной способ существования в этом неспокойном мире. Я могу только предложить вам изменить свою жизнь, но ни на чем настаивать я не стану, ибо ваша жизнь – это Ваша жизнь.

Теперь давайте обратим свое внимание на ту информацию, которая каждый день бомбардирует наши мозги. Вот от нее-то действительно многое зависит. Я бы назвал информацию, которую мы с вами сегодня получаем из самых разных источников – корнем всех зол. Причем на одну и ту же информацию каждый из нас реагирует по-разному, кого-то беспокоит экономическая ситуация в стране и мире, а кому-то на это глубоко наплевать, кто-то боится войны, а для кого-то война мать родная. Следовательно, от одной и той же информации, одни люди получают пользу, а другие вред. Что это значит? Это значит друзья, что подобно тому, как вы следите за тем, что потребляет ваш желудок, вы должны следить и за тем, какую информацию потребляет ваш мозг. Поймите главное, что беспокойное и тревожное состояние побуждает человека к совершению определенного действия или бездействия, которое может быть выгодно или невыгодно как ему самому, так и другому человеку. Простой пример – реклама. Разве она не заставляет вас беспокоиться о тех вещах, о которых вы раньше не беспокоились, и разве это ваше беспокойство не побуждает вас к покупке того или иного рекламируемого товара, в котором вы на самом деле не нуждаетесь? Реклама, как минимум, откладывает в вашем подсознании нужную ей информацию, а как максимум, она зомбирует вас, за счет воздействия на наши инстинкты, которые в свою очередь вызывают в вас определенные чувства, в том числе чувство тревоги и чувство беспокойства. А чувства побуждают человека к определённым действиям, к нужным кому-то действиям. Поэтому о том, какая именно информация на вас влияет и как она на вас влияет, вам обязательно нужно знать.

Я абсолютно уверен в том, что в большинстве случаев чувство тревоги и беспокойства возникают у людей на ровном месте, без видимых причин. А если вы беспокоитесь без видимых причин, значит, кто-то вызывает в вас эти чувства с помощью определенной информации, которую вы воспринимаете неосознанно и точно так же неосознанно на нее реагируете. Из-за этой информации у вас мгновенно срабатывает цепочка: стимул (реальная или воображаемая угроза) – реакция (беспокойство, тревога, страх, паника). Говоря проще, кто-то специально может пугать вас, чтобы таким образом манипулировать вами. В наше время это не редкость. Есть ли в этом мире реальные угрозы, из-за которых вам следует беспокоиться? Конечно, они есть, они всегда были и будут. Но дело не в них, ведь от всех угроз вы себя никогда не убережете, поэтому реагировать на все тревожные сигналы и беспокоиться по поводу всего, что может вам угрожать, просто не имеет смысла. Дело друзья, в вашей готовности противостоять любой угрозе, любым изменениям, которая у вас должна быть, для чего вам необходимо быть уверенным в себе человеком и уметь анализировать любую поступающую к вам информацию, чтобы контролировать свои чувства, которые она вызывает. Мы живем в таком мире, в котором при всем желании мы не можем знать точно, что будет завтра и будет ли само это завтра. Мы можем только предполагать, планировать, рассчитывать и надеяться, но не знать. Поэтому ко всем своим страхам следует относиться критически, необходимо уметь их грамотно классифицировать. Смотрите на мир шире и тогда все те мелочи, которые вы в настоящий момент мелочами не считаете, и поэтому они вас беспокоят и тревожат, перестанут быть для вас проблемой. Если вы будете понимать, как решить ту или иную проблему и нужно ли ее вообще решать – она перестанет быть для вас проблемой. Согласны со мной?

И все же, было бы безответственно с моей стороны утверждать, что тревогу и беспокойство легко победить своими силами, и что любой человек может это сделать. Да, любой человек может справиться с тревогой и беспокойством, но не всегда своими силами. В первую очередь он не может этого сделать из-за эмоций, которые отключают необходимое для решения любых проблем конструктивное мышление. К тому же, мы с вами в принципе не в состоянии решать все свои проблемы, тем более психологического характера – сами. Далеко не каждый человек способен критически оценивать информацию, которую он получает из внешнего мира, а также из мира внутреннего, и не всегда он способен сам, без посторонней помощи, грамотно проанализировать эту информацию, чтобы понять ее. Ведь для этого ему необходимо обладать не только нужными знаниями и методологией, но и находиться в спокойном состоянии, при котором можно мыслить. Ну что же, это естественно, умей мы все для себя делать сами, у нас бы тогда отпала всякая потребность друг в друге, и человек бы перестал быть существом социальным, со всеми вытекающими из этого последствиями. Сейчас же совершенно очевидно, что наша сила в единстве и взаимовыручке, и если нам требуется помощь, то мы ее, слава богу, можем получить от других людей. Без этой помощи нам порой ни как не обойтись. Так что если вы испытываете состояние тревоги и беспокойство, волнение и страх – тогда обращайтесь за помощью к психологу. Уж он-то, или она, с этой проблемой точно справится.

Что касается лечения эмоциональных расстройств, сопровождающихся повышенным уровнем тревоги и беспокойства с помощью лекарств, то лично я выступаю категорически против такого способа лечения. Дело в том, что если вы будете успокаивать себя с помощью лекарств, тогда вы полностью потеряете контроль над своим эмоциональным состоянием и станете зависимыми от этих лекарств, вы будете видеть свое спасение только в них. Но ведь это не выход. По-моему, это еще больший тупик. Нередко в медицинской практике встречаются случаи рецидивов, это когда тревога возвращается, при этом, изменив свое обличье. Так вот, знаете, в каком виде может вернуться к вам тревога? Она может вернуться в виде навязчивых страхов или депрессии, а также в виде панических атак. А это уже намного серьезнее.

Поэтому друзья, во-первых, не запускайте свое психологическое здоровье, а во-вторых, не травите свой организм всякой химией – лечите свои эмоциональные расстройства и избавляйтесь от чувства беспокойства и тревоги, либо с помощью их самостоятельного анализа, находите для этого в себе необходимую силу воли, либо с помощью психологов. И тогда все у вас будет хорошо. Жизнь в страхе – это не жизнь, а сплошное мучение. Сделайте себя счастливыми и свободными от страха!

Договор на строительство «под ключ» 197-квартирного дома на проспекте Ленинградском с ООО «Асфарма» был заключен в мае 2010 года.

Деньги области перечислялись из федерального бюджета — на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. Цена контракта по результатам аукциона составила 202,8 млн рублей. При этом, как потом заявила в суде сама «Асфарма», реальная «рыночная» стоимость работ была не менее 332 млн.
Сдать дом компания обязалась еще в ноябре того же 2010 года: впоследствии губернатор Игорь ОРЛОВ назвал это условие договора, подписанного при его предшественнике Илье МИХАЛЬЧУКЕ, «заведомым и явным обманом» — возвести многоэтажку в такие сроки при соблюдении приемлемого качества практически невозможно.

В итоге ключи от новых квартир ветераны получили лишь два месяца назад — перед Днем Победы. И, как это ни прискорбно звучит, некоторые из них до новоселья просто не дожили…

Объект завершала другая фирма — архангельская компания «Эльбрус», которая, кстати, уже не в первый раз доводит до ума начатые иногородними генподрядчиками бюджетные долгострои.
«Как нам пояснили, еще на первых этапах строительства «Асфарме» пришлось фактически разбирать два этажа здания из-за нарушения технологии при заполнении арматуры бетоном: заливали зимой, без обогрева, и когда весной лед растаял, в стенах обнаружились дыры, — рассказывает исполнительный директор ООО «Строительная Компания «Эльбрус» Василий ТОМАНЕЦ. — В СМИ почему-то появилась информация, что это наша ошибка, но мы пришли на объект значительно позже. Ликвидация таких последствий непрофессионализма стоит недешево. Возможно, поэтому, в целях экономии, для внутренней и наружной отделки дома ими был закуплен дешевый стекломагнезит».
Стекломагнезит, к слову, изначально фигурировал в утвержденном заказчиком проекте, хотя в профессиональной среде известно: материал для нашего климата малопригоден, так как не выдерживает резких перепадов температур. Доказательств «ждали» недолго: отделка пошла трещинами. В декабре 2013 года контракт с «Асфармой» был расторгнут.
«Мы «зашли» на ветеранский дом в середине февраля 2014-го, выиграв аукцион: то немногое, что было якобы готово по внутренней отделке помещений, за предыдущими подрядчиками переделывали заново, а большую часть работ начинали с нуля», — продолжает Василий Томанец.
К «Эльбрусу» ни у жильцов, ни у заказчика от правительства региона — главного управления капитального строительства (ГУКС) Архангельской области — претензий нет: оставленные «Асфармой» недостатки были устранены, квартиры подготовлены к заселению с использованием качественных материалов и в установленный срок. Архангельской компании по контракту причиталось около 72 млн рублей, однако после ухода кемеровских «коллег» на объекте из федеральных денег оставалось только 13 млн.
ГУКС с новым генподрядчиком рассчиталось практически полностью, но продолжает судиться с «Асфармой». По оценке заказчика, за срыв сроков сдачи дома компания должна заплатить 158,8 млн рублей неустойки и еще 55,3 млн — для восполнения убытков, связанных с многочисленным переделками. Как следует из решения областного арбитражного суда, неустойка рассчитана верно, однако эта сумма… «несоразмерна с последствиями нарушения контракта» — достаточно половины.
«Асфарма» пыталась оспорить и размер компенсации убытков, представив в суде заключение экспертной организации о том, что дом вполне можно было достроить по ценам 2010 года. Однако в этой части суд встал на сторону ГУКСа: если представители компании так в этом уверены, они должны были своевременно найти подрядчика, готового завершить работы за такие деньги.
Сейчас в доме заселены 108 из 197 квартир. Еще год назад ключи планировали получить более ста двадцати ветеранов, к новоселью их осталось девяносто четыре: кто-то ушел из жизни, кто-то предпочел синицу в руке — материальную компенсацию. Квартиры, которые теперь называют «освободившимися», скорее всего, будут распределены среди других категорий льготников, но для этого требуется разрешение плательщика — федерального центра.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Василий ТОМАНЕЦ, исполнительный директор ООО «Строительная Компания «Эльбрус»:
— Результат-то в итоге хороший. Мы проводили тепловизионнное обследование дома: он очень теплый, даже из кирпича такой не построить. Проект в России пока малоизвестен, но на Западе используется давно, и у нас имеет право на существование. Надо только вносить кое-какие коррективы. Снаружи обшивать дома не стекломагнезитом, а, например, сайдингом, качественно утеплять стены изнутри и строить четырех-пяти-, не девятиэтажки, в том числе для расселения ветхого жилья. Это будет достаточно экономно и быстро.

Проблема здесь иная. Компании из других регионов демпингуют на аукционах, даже не вникая в «северные» цены. Отбирают заказы у местных строителей и потом за копейки, разве что не за еду, нанимают на субподряды рабочих низкой квалификации, зачастую фирмы-однодневки, стремясь выжать из контракта максимум. Последствия их не волнуют.

Обычно заканчивается тем, что уже архангельские компании за дополнительные для бюджета деньги доделывают эти объекты «в режиме МЧС». «Эльбрус», в частности, «вытаскивал» и печально известный дом на улице 40 лет Великой Победы в Северном округе, и дома для погорельцев на Вычегодской улице — всего не перечислишь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *