Трифонов монастырь Киров

Успенский Трифонов монастырь

Монастырь

Успенский Трифонов монастырь

Страна

Россия

Город

Киров

Конфессия

Православие

Епархия

Вятская и Слободская

Тип

мужской

Дата основания

1580 год

Настоятель

архимандрит Феодор (Рулев)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 431520260210006 (ЕГРОКН). Объект № 4310234000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Медиафайлы на Викискладе

Успе́нский Три́фонов монастырь (Вя́тский Во И́мя Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в городе Кирове (бывший Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684—1689 годах (старейшее здание Кирова).

История

Основан в 1580 году преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 года — уникальную деревянную Успенскую церковь с шестью разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:

На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… а внём соборный во имя Успения… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов.

Рядом с обителью вскоре выросли две монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Успенский Трифонов Монастырь — серебряная памятная монета Банка РФ

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII веках на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856—1857 годах в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

В 1918 году монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 году были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 году южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-х годах; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-х годах. В конце XX века на территорию монастыря стали свозить старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Настоятели

Список настоятелей Трифонова монастыря

Список настоятелей приведён по книге Е. В. Кустовой.

  • Трифон (Подвизаев), строитель (1580—1590), игумен (1590—1600), архимандрит (1600/1601 — 1608 год)
  • Иона I (Мамин), здесь и далее архимандрит (1608—1617/18)
  • Иона II (Колязин) (1617/1618—1631)
  • Герасим (Путников) (1631—1633)
  • Иосиф I (1634)
  • Герасим (Путников) (1635—1638)
  • Александр I (1641—1647)
  • Иоаким (1648/49—1653)
  • Александр II (1653)
  • Моисей (1654—1657/1658)
  • Сергий (Колачников) (1659—1670)
  • Иов (1673—1675)
  • Иоиль (1675—1679)
  • Александр III (Лопатин) (1679—1715)
  • Парфений (Катаев) (1715—1731)
  • Пафнутий (1731—1733)
  • Александр (Корчемкин) (1733—1734)
  • Лаврентий (Полторацкий) (1734—1735) (наместник)
  • Павел (Вотинов) (1739—1740)
  • Даниил (Щепин) (1740—1744)
  • Иоасаф (Потёмкин) (1744—1751)
  • Никон (1752—1755)
  • Давид (1755—1764)
  • Софония (Македонский) (1764)
  • Андрей (Таршевский) (1764—1771)
  • Поликарп (Павловский) (1772—1774)
  • Транквиллин (1774—1776)
  • Каллист (Звенигородский) (1776—1796)
  • Лаврентий (Долматов) (1796—1800)
  • Мисаил (Сапожников) (1800—1817)
  • Иустин (Сементовский) (1817—1823)
  • Феофилакт (Пинегин) (1824—1829)
  • Иероним (Нестеровский) (1829—1834)
  • Никодим (Казанцев) (1835—1841)
  • Амвросий (Красовский) (1841—1868)

Епископы Сарапульские

  • Геннадий (Левицкий) (23 января 1868 года — 1872)
  • Палладий (Пьянков) (1872—1877)
  • Павел (Вильчинский) (1877—1878)
  • Нафанаил (Леандров) (1878—1882)
  • Тихон (Троицкий-Донебин) (1882—1886)
  • Никон (Богоявленский) (1888—1889)

Епископы Глазовские

  • Никон (Богоявленский) (1889—1893)
  • Симеон (Покровский) (1893—1894)
  • Варсонофий (Курганов) (1894—1904)
  • Филарет (Никольский) (январь — ноябрь 1904 года)
  • Павел (Поспелов) (1905—1918)

наместники

  • Иов (Муравьёв) (25 сентября 1991 года — 5 октября 2011 года)
  • Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012 года)

Бывшие владения

Царь Фёдор I Иоаннович подписал 31 декабря 1595 (10 января 1596) года Грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от 31 декабря 1590 (10 января 1591) года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи, здесь в 67 дворах проживали 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учётом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели около 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.

Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили четыре села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. По переписи 1678 года, в этих местах обитало крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.

В 1595 году монастырь получил новые незаселённые земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятке (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.

Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.

Архитектурный ансамбль

Успенский собор монастыря

  1. Собор Успения Богородицы (1684—1689)
  2. Никольская Надвратная церковь (1692—1695)
  3. Колокольня (1714, 1764, разобрана в 1935 году, воссоздана в 1994—1995 годах)
  4. Трёхсвятительская церковь (1711—1717)
  5. Благовещенская церковь (1728)
  6. Настоятельские палаты (1719, 1818)
  7. Братский корпус (1742, 1831)
  8. Северо-восточная башня (1742)
  9. Северо-западная башня (1742, воссоздана в 1993 году)
  10. Монастырская караульня (1740-е)
  11. Братские кельи и семинария (1764)
  12. Юго-западная башня (1774—1775, воссоздана в 1994 году)
  13. Юго-восточная башня (1774—1775)
  14. Монастырская поварня (1769)
  15. Часовня Трифона Вятского (1684, в советское время снесена, воссоздана по новому проекту в 1990 году)
  16. Пансион для воспитанников семинарии и духовного училища (1856)
  17. Летний дом настоятеля в саду (1849)

Фотографии монастырских зданий

  • Успенский кафедральный собор

  • Купола Успенского собора

  • Никольская надвратная церковь

  • Икона над воротами Никольской церкви

  • Братские кельи

  • Северо-западная башня

  • Часовня Трифона Вятского

  • Колокольня

  • Благовещенская церковь

Примечания

  1. Другой источник добавляет: «церковь та велия и пречудна… и переводом таковы церкви нигде не обретается».
  2. Алексей (Гоголев), свящ., Кустова Е. В. Судьба братии Успенского Трифонова монастыря в советское время // III Регион. церк.-науч. конф. «Обретение святых» / сост. А. Балыбердин. — Киров, 2012.
  3. Наша Вятка — независимый информационно-аналитический портал города Вятки (Кирова).
  4. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. — 2-е изд.. — Вятка (Киров): Буквица, 2013. — Т. 2. — С. 4. — 312 с. — ISBN 978-5-903929-17-7.
  5. Никольский А. И. Иоасаф (Потемкин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  6. Успенский Трифонов монастырь

Литература

  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 1. История монастыря от основания до наших дней. – Вятка : Буквица, 2012. – 752 с.
  • Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Т. 2. Справочные материалы. – Вятка : Буквица, 2012. – 312 с.
  • Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря / А.Г. Тинский. — Киров: «Кировская правда», 1989. — 64 с. — 20 000 экз.
  • Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — ГИПП «Вятка», 1996. — Т. 5 — Архитектура. — 385 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-86645-012-7.
  • Успенский монастырь // Славянская энциклопедия. XVII век.- Т.2.- М., 2004.- С.525-526
  • Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Вятка, 1912
  • Сойкин П. П. Трифонов Успенский монастырь в Вятке // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 116-117. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Трифонов-Успенский-Хлыновский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кустова Е. В. Документы Госархива Кировской области как источник по изучению некрополя Вятского Успенского Трифонова монастыря // Отечественные архивы. – 2013. – № 4.
  • Кривошеина Н. В. Святой преподобный Трифон Вятский чудотворец в иконографии XVII–XX веков : (монография). – Киров : Полекс, 2006. – 218 с., илл.
  • Кривошеина Н. В. «Вятский Палех» в монументальной церковной живописи конца ХIХ века : (монография). – Киров : Лобань, 2009. – 152 с., илл.
  • Кривошеина Н.В. Житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца из коллекции Пермской государственной галереи // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Общество – наука – инновации» : в 4 т. – Киров : ГОУ ВПО «ВятГУ», 2010. – Т. 1. – С. 250–252.
  • Кривошеина Н.В. Новые открытия: житийная икона святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца (к вопросу иконографии святого преподобного Трифона Вятского) : (ст.) // Церковь в истории и культуре России : сб. материалов Междунар. науч. кон., посвящ. памяти преп. Трифона Вятского (1546–1612), Киров, 22–23 окт. 2010 г. – Киров : ВятГГУ (Вят. гос. гуманит. ун-т), 2010. – С. 48–50.
  • Кривошеина Н.В. SPECIFIC THEMES AND SUBJECTS OF CHURCH PAINTING IN VYATKA Natalia Krivosheina//W: SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts : Arts, Performing Arts, Architecture and Design : History of Arts, Contemporary Arts, Performing and Visual Arts, Architecture and Design, 26 Avgust — 1 September 2015, Albena, Bulgaria : conference proceedings. – Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2015. – (SGEM International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts, ISSN (2367-5659). – S. 17-24: 26 August — 1 September 2015. – ISBN 978-619-7105-50-06

Ссылки

  • Леонид Головацкий. Сферическая панорама Успенского кафедрального собора (11 мая 2009). Дата обращения 14 декабря 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.
  • Успенский собор Трифонова монастыря. (14 мая 2010). Дата обращения 14 мая 2010. Архивировано 26 февраля 2012 года.

Ансамбль Трифонова монастыря


памятник архитектуры ХVII-ХIХ веков

г. Киров Кировской области

Адрес: ул. Лесная – Горбачёва – Урицкого

Дата постройки: ХVII – ХIХ вв.

– собор Успения Богородицы, 1698 г.;
– Никольская надвратная церковь, 1692–1695 гг.;
– церковь Трёх Святителей, 1711–1717 гг.;
– церковь Благовещения, 1728 г.;
– колокольня, 1714 г. (воссоздана в 2000 г.);
– палаты настоятеля, 1719 г.;
– корпус братских келий, 1717-1725 гг., 1742 г.;
— корпус братских келий (больничный),1764 г.;
– юго-восточная угловая башня, 1774–1775 гг.;
– монастырская пивоварня, 1759 г.;

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в ХVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря – известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель преподобный Трифон.

Первые постройки – «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Со временем из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля – Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711—1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е – 60-е годы ХVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины ХIХ столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале ХХ века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа. В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.

После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена.

Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году.

Сейчас монастырём вновь ведает русская православная церковь.

Успенский собор

Никольская надвратная церковь

Трифонов монастырь Киров

Трифонов монастырь в Кирове возник благодаря удивительному человеку — монаху Пыскорского монастыря Трифону, в 1580 году он появился в городе и вознамерился организовать здесь мужской монастырь.

Горожане поддержали идею Трифона, и он отправился в Москву с челобитной к самому государю Ивану Грозному. Миссия подвижника увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведенные им под монастырь, и ряд населенных деревень, озер, лугов и участки наделов под пашню. Сам Трифон был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством своего монастыря.

Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Уже спустя год в новом монастыре был построен первый храм — Успенский. Церковь была с шестью верхами и с пятью приделами. И снова Трифон отправился в Москву за помощью — пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью.

Новый государь, Феодор Иванович, также приветил Трифона и возвратился подвижник с дюжиной возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. В 1589 году храм освятили, он стал соборным для монастыря, названного также Успенским.

В XVII век в ансамбль Трифонова монастыря добавились высокая колокольня, жилые кельи, хозяйственные помещения и часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон.

Спустя век после освящения деревянной Успенской церкви ее сменил величавый каменный собор, его строили с 1684 по 1689 год. Он стал первым в Трифоновом монастыре каменным храмом и третьим каменным строением в Хлынове, а сегодня, после их утраты, Успенский собор остается в городе наиболее древним зданием.

При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в собор вместе с его личными вещами.

31 мая 1689 года Успенский собор торжественно освятили, с тех пор храм стал главным зданием Трифонова монастыря Кирова и продолжает соответствовать и выглядеть сообразно своему высокому назначению. Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря.

После революции

Трифонов монастырь Кирова распустили в 1918 году, монахов выслали, однако благодаря подвижнице Юлии Лавровской, в стенах монастыря была организована православная община, которая обязалась использовать все храмы монастыря исключительно для богослужений. В 1923-м монастырь захватили представители раскольничьей обновленческой церкви. Но и они продержались не долго. В 1929 году началось буквальное разорение обители.

Еще в предвоенные годы в святой обители успели «прописаться» общежитие, обслуживающие его столовая с прачечной, а в скором времени здесь стали обустраивать и коммунальные квартиры жилого фонда. К ним быстро добавились пекарня, мастерская обувщиков, филиалы различных учебных заведений. Когда же закончилась война, территорию монастыря облюбовал местный электромеханический завод, разместивший в храмах чугунный и сталелитейный цеха.

Без должного ухода многие строения монастыря попросту развалились, только в 1980 году был составлен проект реставрации всего монастырского комплекса как единого архитектурного ансамбля.

В 1989 году Успенский собор вернули церкви, а два года спустя передали весь монастырь епархиальному управлению, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

Вскоре была восстановлена гордость обители — Успенская церковь. После передачи Трифонова монастыря Кировской епархии этот замечательный храм приобрел статус кафедрального собора.

>Трифонов монастырь график работы и богослужения

Храм открыт с 7:00 до 19:00.

Расписание богослужений на каждый день необходимо уточнять на сайте собора.

Контакты

  • Адрес: 610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4
  • Телефон: +7 (8332) 322-580, 322-549
  • Электронная почта: Hramvyatki@mail.ru
  • Сайт: http://uspenskysobor.ru/

Как добраться самостоятельно в обитель

От городского железнодорожного вокзала можно доехать автобусами №№ 3,37,67 и троллейбусом № 4 до остановки «Трифонов монастырь».

Свято-Успенский Трифонов монастырь

В Кировской области находится много храмов, многие из них были разрушены в годы Советской власти или частично утратили первоначальный вид. Не минула эта чаша и Свято-Успенский Трифонов монастырь. Здесь было уничтожено несколько строений, кладбище, находящееся при обители. Разрушению подверглась и каменная ограда.

А начиналась история православной жемчужины Вятского края с XVI века. Идейным вдохновителем и строителем монастыря был сын крестьянина из Архангельской губернии Трофим, получивший имя Трифон (1546–1612). В молодости он слыл юродивым, а затем был пострижен в монахи. В 1580 году он приехал в Вятку, где и предложил жителям создать монастырь. Заручившись от горожан челобитной для царя, он уезжает в Москву, и там получает от Ивана 4 грамоту, разрешающую отвести под обитель часть земель в районе старого вятского кладбища с имеющимися старыми церквями.

Монастырь быстро строился. И уже в 1601 году было воздвигнуто несколько деревянных храмов: Успенский, Благовещенский, Никольский, Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия. Первоначально все постройки обители были из дерева, но позже их заменили каменные строения.

Долгие годы Трифонов монастырь получал богатые пожертвования. А также ему было выделено множество земель. Первым зданием из камня здесь стал Успенский собор, где с конца XVII века стали находиться мощи Преподобного Трифона, канонизированного после смерти.

Почти до XVIII века обитель вела активную просветительскую и миссионерскую деятельность. Политика императора Петра I принесла церкви и монашеству много испытаний, в результате численность братии Трифонова монастыря сократилась до минимума, а само монашество испытывало серьезные трудности.

В XIX веке возрастает духовное влияние монастыря на православных Вятской губернии. Он еще продолжает расширяться территориально и принимает всё больше паломников, которые хотели поклониться мощам святых. При монастыре работала большая библиотека, начало которой дал ещё преподобный Трифон. Позже здесь появится и музей церковных древностей.

После революции в помещениях монастыря находилась партийная школа. До 90-х годов прошлого века монашеская обитель сменила несколько организаций. Здесь размещался архив, столовые, сапожная мастерская, пекарни, несколько учебных заведений и даже были квартиры для служащих. Но когда в конце XX века стал вопрос, отдать монастырь под Краеведческий музей или возвратить вятской епархии, было выбрано второе. Чему способствовал сбор подписей православных верующих.

Новое открытие монастыря состоялось в 90-х годах прошлого века, тогда же Успенский собор получил статус кафедрального. В 2004 году в обители появился новый колокол, весящий 3,5 тонны. Многие помещения монастыря были восстановлены, но его полная реконструкция еще продолжается и сегодня.

На сегодняшний день в монастырский комплекс входит почти 20 строений. Среди них несколько церквей, восстановленная после разрушения колокольня, часовая святого Трифона и угловые башни, выстроенные в XVIII веке. Свято-Успенский Трифонов монастырь — древнейшая обитель Вятской земли. Уже который век она является духовным, образовательным и культурным центром этого края.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *