Троеручица икона божией матери

«Кукузелисса» Икона Божией Матери

Эта икона названа так в честь святого Иоанна Кукузеля, жившего в ХII веке. Иоанн был родом из Болгарии. Когда он был ребенком, то обладал чудесным голосом. Сирота, скромный и застенчивый мальчик, попав в капеллу Константинополя, он практически не знал греческого. Поэтому, когда другие мальчики спросили, что он ел, то ответил: «Куку и зелия». «Кукиа» переводится как «бобы». Сверстники в насмешку стали звать его Кукузелем, даже не подозревая, что это имя войдет в историю.

Вскоре Иоанн стал солистом императора, так как был очень талантливым певцом. Император полюбил мальчика и приблизил его к себе. Однако юный певец не был счастлив — удовольствия его не привлекали, он был равнодушен к богатству и власти. Больше по душе ему была уединенная жизнь, наполненная созерцанием красоты природы и жизни. При дворе же никто не понимал его; более того, император вздумал женить мальчика. Это и стало переломной точкой. Юноша был настолько поражен и обескуражен, что решился на побег. Скрыться он решил где-нибудь в пустыне. Волей Бога намерение это удалось воплотить в жизнь.

Однажды в Константинополь прибыл игумен с Афона. Иоанн случайно увидел старца и понял, что наконец-то он сможет обрести то, чего желало его сердце. Он рассказал игумену свои намерения. Старец не только одобрил стремление юноши, но и благословил его. Иоанн переоделся странником и покинул столицу. Пришел он на Святую гору — в лавру Святого Афанасия. Привратнику юноша ответил, что он — пастух, который хочет принять монашество. Хотя привратник возразил, что Иоанн слишком молод, последний попросил доложить о нем игумену. Братия приняла юношу к себе, так как им нужен был пастух. Иоанн очень обрадовался, ведь теперь он мог заниматься молитвой и богомыслием. Однако император, узнавший о побеге юного певца, очень расстроился и послал за ним людей. Искали юношу по всем селениям, городам и даже пустыням. Однако Иоанн остался под защитой Бога и братии — его не узнали, хотя посланные и были на Святой горе и даже заходили в лавру Святого Афанасия.

Так спокойно и мирно жил в лавре Иоанн. Каждый день он уходил в горы со стадом, где пел псалмы и молился. Однажды он находился в раздумьях и испытывал благодарность и признательность Богу. В пустыне никого не было, поэтому Иоанн стал петь, думая, что никто не слышит его. Чудесный голос юноши чистым светом разливался по холмам и пустынным склонам, наполняя их ангельской чистотой и кротостью. Иоанн пел очень долго и не замечал, что его слушает один пустынник, потрясенный чудесным пением пастуха. Это был исихаст. Даже пасшиеся козы внимали юноше, затаив дыхание, словно очарованные. Пустынник был так изумлен, что отправился в лавру и рассказал о пастухе с ангельским голосом игумену. Иоанна вызвали из пустыни и препроводили к игумену. Юноша рассказал ему, что на самом деле он — придворный певец Иоанн. Игумен с трудом узнал в нынешнем пастухе того юношу, который рассказал о своих намерениях бежать из дворца. Иоанн же стал просить игумена, чтобы ему разрешили остаться в пустыне. Последний исполнил просьбу Иоанна, однако, во избежание гнева правителя, явился в Константино- поль ко двору императора и лично представился государю. Император был тронут смирением и покорностью игумена. Тот попросил выслушать его. «Чего же ты хочешь?» — спросил император смиренного монаха. Тогда игумен сказал, что молит за одного придворного, «который ищет своего вечного спасения».

Правитель пожелал знать, как зовут этого подданного, на что игумен открыл ему имя Иоанна. Услышав, где находится его любимец, император не смог сдержать слез, однако не стал препятствовать бывшему придворному певцу. Он рассудил, что если юноша уже принял постриг, пусть молится о спасении императора и его царстве. После чего правитель с миром отпустил обрадованного игумена.

С тех пор Иоанн стал жить мирно и спокойно. Он построил себе келью, где и жил в молитве. В воскресенье и по праздникам он приходил в собор и пел там среди других певцов. Однажды на пятой неделе Великого поста он пропел акафист под Похвалу Божией Матери, после чего сел перед Ее иконой и задремал. Внезапно он услышал кроткий голос, говоривший: «Радуйся, Иоанн!» Юноша открыл глаза, и в сиянии Божественного света пред его глазами предстала Богоматерь. Она повелела ему продолжать петь, и вложила в руку золотой червонец, после чего исчезла. Иоанн в изумлении проснулся и обнаружил в своей руке монету.

Червонец был привешен к иконе Божией Матери, перед которой пел Иоанн. Этот образ стали называть «Кукузелиссой» в честь юного певца. От иконы стали являться божественные чудеса и чудесные явления. Иоанн же по велению Богородицы продолжал петь не переставая. Он прославлял Бога, Царицу Небесную, Святую гору. Его считают христианским Орфеем, «музыкантом Господним».

Долгие стояния в церкви и тайные келейные подвиги не прошли даром для Иоанна: на его ногах открылись раны. Однако Богородица даровала ему спасение. Она явилась певцу, когда тот дремал, и сказала: «Будь отныне здрав!» Иоанн проснулся совершенно здоровым и таким прожил остаток своих дней. В день своей кончины он простился с братией и заповедовал похоронить его тело в Архангельской церкви, созданной им. После этого он почил с улыбкой на устах. Икона «Кукузелисса» находится в храме Пресвятыя Богородицы. Перед образом стоят три неугасимые лампады. Также икона имеет другое название — в Лавре ее называют «Икономисса». Празднование в честь иконы проходит 1 октября, в день памяти преподобного Иоанна Кукузеля.

Икона Божьей Матери «Троеручица» является поистине особенным образом. Все дело в том, что в нижней ее части изображена третья рука. Она может быть как третьей рукой Божьей Матери, так и самостоятельным элементом. Происхождение данной святыни объясняет история Иоанна Дамасского. Сам образ является очень почетным и уважаемым, а весь христианский мир знает о ее целительных свойствах. Давайте же подробно расскажем об истории, значении и в чем помогает икона «Троеручица».

Что означает икона «Троеручица»

В истории христианства было несколько горестных периодов, один из которых иконоборчество. Этот эпизод христианской веры припадает на VIII век. Суть этого периода в том, что император Лев III Исаврянин стал в основу иконоборческой позиции и призывал всех: «не искать кумира на небе, не служить и не поклонятся ему».

Очевидно, это движение не осознавало разницы между языческим идолом и христианской иконой. Иконоборческий период уничтожил множество дорогих памяток культуры: скульптуры святых, алтари, иконы, мозаики и фрески. Церковь понесла огромные духовные убытки.

История данного чудотворного образа связана с именем песнопевца Иоанна Дамаскина. Она относится к типу Одигитрии, только с небольшой разницей, что Младенец находится не на левой руке, а на правой. Многие задаются вопросом: что значит образ Богородицы и откуда эта третья рука? К тому же она изображена или светлой (серебряной) или более темного цвета, но никак не телесного.

В период иконоборчества Иоанн Дамасский активно препятствовал опасной ереси. Активный сторонник Лев Исавр пришел от этого в ярость и решил убить автора трактатов, но просто так это сделать было нельзя. Ведь Иоанн занимал высокое положение при дворе и не был обычным подданным.

Поэтому Лев Исавр поступил подло — он приказал подданным написать письмо императору якобы от Иоанна с планом завоевания Дамаска полный лицемерной лести. Византийский царь был разгневан и приказал отрубить правую руку преподобного, лишив всех святых статусов.

Физические страдания блаженного нельзя передать словами. Несколько ночей он страдал и молился. А через несколько ночей Иоанн приложил отрубленную десницу к месту отсечения и стал молиться о помощи, чтобы обрести возможность трудится во имя Господа. Во сне к нему пришла Богоматери и сказала, что исцелит его. Проснувшись преподобный увидел, что кисть на месте и остался только рубец.

В благодарность за заступничество Иоанн приделал в святыне серебряную руку, как признак того, что десница принадлежит не ему. Так и появилась икона «Троеручица», значение которой для христианской веры очень-очень велико.

Значение образа Богородицы

Посмотрев на образ можно увидеть, что центральная часть изображения отведена под Младенца Иисуса. Он сидит на руках у Божьей Матери. Если присмотреться, то можно понять, что он благословляет своей рукой всех, кто находится перед иконой. А сама Богородица указывает на своего Младенца, как на путь к Спасению.

Икона относится к типичному изображению Одигитрии с учетом того, что она прошла через сложный период христианской веры. Это еще раз доказывает, что икона не талисман или оберег, а окно в мир с которым можно общаться и который даст по нашей вере. А рука преподобного Иоанна — это свидетельство того, что от Богородицы приходит благодать и спасение. Нужно только отдать себя служению Богу.

Когда день празднования

Празднование данного образа Матери Божьей принято совершать 12/25 июля и 28 июня/11 июля.

Где находится икона

  • Самый почитаемый список святого образа находится в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Этот список был написан в XVII столетии. Самым знаменитым ее чудом стало излечение слабого зрения мастера, который проводил ее реставрацию.
  • Вторая знаменитая икона хранится в Храме-на-Крови, который расположен в Екатеринбурге.
  • Есть даже храм, который назван в ее честь. Это монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица».

Помимо этих трех чудотворных списков данный образ Богородицы очень часто встречается в других Церквях России.

Икона «Троеручица» — значение, чем помогает, как молиться

Икона Божьей Матери «Троеручица» наверняка не была бы так известна, если бы не история случившаяся в Иоанном Дамаскиным. В 717 году нашей эры был некий византийский император, Лев Исавр, который отличался особой жестокостью в гонениях православных христиан. При его правлении было много сожжено и уничтожен самых разных икон, а те, кто проповедовал христианскую веру, особо зверски истязали и подвергали смертельным мукам. Иоанн, на тот период жил в полной безопасности, так как находился в Дамаске, это был мусульманский город, который был расположен далеко за территорией византийской земли. Тогда он был советником городского правителя, что являлось очень высокой и почитаемой должностью.

Иоанн Дамасский хорошо и верно нес свою службу, но злые языки подстроили все так, что его начали обвинять в измене государству и лично самому императору. Советник был оклеветан, прямо перед местным халифом, после чего по приказу императора, ему была отсечена кисть правой руки. После пытки, кисть повесили на главной площади. Делалось это для устрашения народа, и понимания того, что так будет с каждым, кто осмелиться придать государство или отдельно императора.

Вечером, когда правитель немного «остыл» , его бывший советник попросил разрешения уединиться в своей келье. Император позволил Иоанну уединиться и тот предался долгой и пламенной молитве перед Святым образом Девы Марии. Он вопрошал Богородицу об исцелении его отсеченной руки и приложив свою кисть к образу провел в молитве всю ночь. Когда он предался дремоте, ему в виде видения пришла сама Богоматерь, известив его о врачевании руки. Дева Мария сказала, что теперь его исцеленная рука должна работать во Имя Господа и прославлять Его святое имя.

После пробуждения Святой и действительно увидел, что его рука была цела и невредима.

Тронутый до глубины души той милостью, которую проявила Владычица, Иоанн составил хвалебную песнь, которая известна как «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Преподобный Иоанн Дамасский чтобы как-то увековечить это чудо, к образу, который имел у себя дома, приложил кисть правой руки, которая была отлита из серебра. Так и появилась икона «Троеручица», которая изображается с третьей кистью внизу.

После того, как весть о чуде облетела все пределы, Иоанна снова хотели поставить главным советником, но он отказался, попросив разрешения удалиться в Иерусалим. Туда он среди немногих вещей забрал и икону, а позже предался одиночеству.


История иконы «Троеручица» и ее значение

До тринадцатого века икона была в Иерусалиме. В пятнадцатом веке произошел удивительный случай, который был связан со святой горой Афон. Случилось это из-за того, что на эти земли начали нападать османские войска. Чтобы святыня не пострадала в битвах и не была уничтожена, было решено доверить ее судьбу самой Царице Небесной. Посему икону возложили на осла, и он самостоятельно отправился в путь.

Никто не знал, куда он пойдет, и кто станет владельцем чудодейственного образа. Но случилось так, что осел неведомой силой, был направлен именно на Афон – центр христианства и монашества. Остановиться он решил именно возле ворот Хиландарского монастыря, который еще в тринадцатом веке основал Симеон. Монахи с благоговением приняли этот дар и установили его на алтарь местного соборного храма. По сегодняшний день эта икона находится на Афоне, а ежегодно к ней совершается крестный ход с большим количеством верян со всего света.

На иконе изображается Божья Матерь с Младенцем, которого она держит на руках, а ее голова немного наклонена к его голове. При этом Иисус Христос смотрит прямо перед собой, сложив правую руку для благословения каждого, кто стоит перед ним. Внизу иконы находиться кисть правой руки, которая как бы указывает на Христа, давая нам понять, что через него мы спасемся, если только заходим этого.


Чудеса, совершаемые иконой «Троеручица»

После появлений иконы на святой горе Афон ее история не переставала удивлять. Однажды, один игумен преставился перед Богом, и в братии произошла смута, ведь долгое время не могли выбрать управителя монастыря. Придя на утреннее богослужение, братия удивилась увидев икону на игуменском месте. Монахи подумали, что это дело чьих-то рук и снова поместили икону на алтарь.

После службы двери храма были опечатаны, но утром икона «Троеручица» снова была на игуменском месте. Так продолжалось до тех пор, пока в храм не пришел один из известнейших затворников, который поведал братии о своем видении. В нем Богородица сказала, что берет на себя функцию управления, потому как не хочет, чтобы в братии были несогласия. Потому игуменское место с этих пор она занимает своей иконой.

Как было принято тогда, так это соблюдается и по сей день игумена в этой обители больше не выбирают всей братией. Ведь его место занимает икона «Троеручица» и правит сама Богоматерь. Монахи также свято верят, что приложившись и попросив благословения у святого образа, каждый получит благословение от самой Владычицы Небесной. Троеручица множество раз являла свои чудеса во время нападений турков на Афон. В те времена, можно было наблюдать возникновение чудесного лика женщины, который был недосягаем для любого вида оружия.


Молитва иконе «Троеручица»

На сегодняшний день, существует большое количество копий, которые помогают людям по всему свету. Христиане с большим почитанием относятся к этому святому образу и не только потому, что икона имеет удивительную историю и охраняет святую гору Афон от всего плохого, но и потому, что она является защитницей. По молитвам православных христиан, она способна даровать исцеление от различных недугов, ожогов и других увечий, а также укрепить душу человека в борьбе против демонских козней и искушений.

«Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.

Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих.

Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.

Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.

О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Такую икону редко можно встретить в домашнем иконостасе. Она также и не очень распространена в храмах и соборах. Но каждому верующему стоит знать ее историю и возносить свои пламенные молитвы этому Святому образу!

  • Икона Отрада и Утешение
  • Икона Трилетствующая —
  • Икона Геронтисса — https://bogolub.info/ikona-gerontissa-znachenie-v-chem-pomogaet-o-chem-molitsya/

Царица Небесная моли Христа Бога спастися душам нашим!

Что нужно знать про икону «Троеручица»

Отличная статья 0

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Икона «Троеручица» — значение,…

От Редакции: Об этом замечательном и примечательном факте в истории Православной Церкви до сих пор, увы, не знают очень многие из мiрян, даже воцерковленных. Мы решили рассказать об этом ЧУДЕ, случившемся с прп. Иоанном Дамаскином — Отцом Церкви — на нашем сайте. Именно его… ПРИРОСШАЯ, по молитвам Пресвятой Богородицы, после отсечения по навету кисть руки и стала причиной появления столь почитаемой в нашем мiре иконы Божией Матери, именуемой «Троеручицей»!

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск. Современный вид.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Святой преподобный Иоанн Дамаскин

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.

Надежда Дмитриева
Из книги «О Тебе радуется!»

«А я думал, что мои козы – неразумные, только и умеют, что бодаться и упрямиться. А вот как они, оказывается, любят слушать пение…» – удивлялся юноша-пастух, глядя на серую с завитками шерсть спинок и острые рожки столпившихся вокруг него коз.

«Надо же, даже траву щипать перестали!» – продолжал он удивляться, – «Тогда я вам ещё спою. Только вы молчите», – на всякий случай предупредил пастух своих коз, которые внимательно ждали продолжения пения. Никто на Старом Афоне не знал, что под видом простого пастуха скрывается придворный певчий, любимец царя и патриарха, обладатель дивного голоса – Иоанн Кукузель.

Иоанн родился в Константинополе в 12 веке. Всё предвещало ему прекрасное будущее. Но душа его была неспокойна: она жаждала духовных подвигов. И вот юный Иоанн тайно покидает Константинополь и избирает местом своих подвигов Афонскую гору, слава о подвижниках которой далеко была известна.

Иоанн пришёл в Лавру святого Афанасия. Монастырю нужен был пастух, и Иоанн стал нести это незамысловатое послушание, скрыв своё происхождение.

Но однажды тайна Кукузеля была открыта: чудное пение церковных гимнов услышал старец-монах. Он, поражённый необыкновенно красивым голосом, рассказал игумену о слышанном пении Кукузеля.

Настоятель призвал к себе пастуха и спросил: не он ли тот Кукузель, которого ищет царь. Иоанн со слезами просил у него прощения, умоляя, чтобы его оставили в монастыре. Тогда игумен сам направился в Царь-град, явился к Царю и просил оставить Иоанна в монастыре.

Царь в молчании выслушал рассказ игумена о жизни Иоанна Кукузеля, бросившего царский двор, патриаршие милости ради того, чтобы быть пастухом у коз. И сказал: «Жаль мне такого певца! Иоанн – мой любимец. Но, я – всего лишь царь земной, а его призывает Царь Небесный. Пусть молится о мне и моём царстве…»

Кукузель остался в лавре и был назначен певцом на клиросе.

Душа Иоанна стремилась к безмолвию и совершенному отшельничеству. Он упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Получив благословение, Кукузель удалился на юг от лавры, построил себе особую келью с церковью и в уединении предался подвигу совершенного безмолвия. Только в воскресный день братия видели Иоанна в обители на клиросе, шесть же других дней седмицы Кукузель безвыходно подвизался в своем затворе.

Скоро после своего удаления из обители Иоанну явилась Небесная Владычица. Однажды уставший Иоанн задремал в храме против образа Богоматери. Во сне перед ним предстала Пречистая Дева, окруженная сиянием неземного света и держащая в руке золотую монету. Обращаясь к Кукузелю, Богоматерь сказала:

— Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь Мне, и Я за это не оставлю тебя.

И Она передала Иоанну золотую монету. Проснувшийся инок с удивлением нашёл в своей руке златницу – золотую монету.

Со слезами благодарности упал Кукузель перед образом Богородицы. Монету он отдал в церковь, и много чудес совершилось через нее. Исполняя веление Богоматери, Иоанн никогда с того времени не оставлял клироса и не переставал воспевать песнопения в честь Матери Божией.

От долгих стояний у Кукузеля заболела нога. Болезнь все усиливалась. Тогда явилась больному Богоматерь и сказала:

— Будь отныне здрав!

И тотчас Иоанн стал совершенно здоровым, и до самой смерти нога его уже не болела.

О своей кончине Кукузель извещен был заранее в чудесном откровении. По завещанию преподобного, прах его был погребен в построенном им храме святых Архангелов. Икона Богоматери, перед которой Иоанну было видение, называется «Кукузелисса», по имени чудесного певца, посвятившего свой голос Богу.

Икона Божией Матери «Кукузелисса» находится на Афоне, в лавре святого Афанасия.

День празднования иконы – 14 октября.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *