Троицкий собор кинешма

КИНЕШЕМСКИЙ ТРОИЦКО-УСПЕНСКИЙ СОБОР

Троицкий и Успенский кафедральные соборы города Кинешмы

Кинешемский Троицко-Успенский кафедральный собор Кинешемской епархии, храмовый комплекс соборного прихода города Кинешмы

  • Престолы:
    • Свято-Троицкий собор: Троицы Живоначальной (главный), Покрова Пресвятой Богородицы (придельный), свт. Алексия Московского (придельный)
    • Успенский собор: Успения Пресвятой Богородицы (главный), блгв. вел. кн. Александра Невского (правый), равноап. вел. кн. Владимира Киевского (левый)
  • Адрес: Россия, 155800, Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Советская, д. 2
  • Тел./факс: 8(49331) 5-68-43
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Троицко-Успенский собор на деле представляет из себя архитектурный ансамбль из двух кафедральных соборов — Троицкого и Успенского, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (Успенский собор на востоке, Троицкий — на западе) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Этим зданиям аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю — замкнутую, ограниченную объёмами церквей, дворовыми постройками и оградой (юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка); и внешнюю — ограниченную с трёх сторон Троицким храмом и кварталами городской застройки. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма. Архитектура сооружений обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности. Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой, являясь главной архитектурной достопримечательностью Кинешмы.

Кинешемские соборы. Фото ок. нач. XX в.

Возникновение соборного ансамбля

Первой постройкой будущего соборного комплекса стал летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1745 году на средства прихожан. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И. А. Попов. В 1798 году была возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В начале XIX века к западному фасаду Успенского собора был пристроили низкий притвор.

9 октября 1834 года Успенский собор посетил, во время путешествия по Волге, император Николай I, а в 1850 году — великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

В 1838 году соборный ансамбль был дополнен зимним кирпичным собором во имя Живоначальной Троицы. Собор был построен на средства прихожан по проекту И. Е. Ефимова, который следовал одному из образцовых проектов храмов по изданию 1824 года.

В середине XIX века территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами. В 1842 году к Успенскому собору были пристроены два придела: правый во имя благоверного великого князя Александра Невского и левый во имя равноапостольного великого князя Владимира. В 1855 году в Успенском соборе был произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В 1885 году, по-видимому, была перестроена центральная часть церкви. В начале XX века были надстроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры той эпохи. Также в начале XX века на однокупольном Троицком соборе были возведены ещё четыре главы на массивных барабанах. Около тех лет появилась и каменная сторожка.

Поругание и восстановление

Соборы были закрыты в 1938 году и превращены в гаражи, но в 1945 году вновь открыты. По другим данным Успенский собор был закрыт с 1936 по 1948 год: в то время произошло его разграбление, исчез мраморный иконостас. В 1945 году соборный ансамбль был выявлен как памятник культовой архитектуры и поставлен на государственный учёт, а с 1960 года находился под государственной охраной как памятник республиканского (федерального) значения.

В 1962 году Троицкий храм подвергся разграблению и осквернению. Многие древнейшие иконы были сожжены на соборной площади. Троицкий собор был вторично закрыт в 1964 году. В 1988 году в нём была проведена реставрация — были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

Тем временем Успенский собор продолжал действовать. С 1979 по 1999 год приходским советом Успенского собора в нём четырежды производилась реставрация и промывка центрального придела. Был расписан центральный купол, а в 1988 году — левый и правый приделы. Были выполнены также три резных иконостаса и вызолочены с добавлением лепки на колоннах.

В 1989 году на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича. До 1991 года в Троицком соборе размещалась картинная галерея, после чего храм и прочие постройки соборного ансамбля были возвращены Русской Православной Церкви. Соборный комплекс получил наименование «Троицко-Успенского собора», ставшего главным кафедральным собором образованной в 2012 году Кинешемской епархии. Канцелярия разместилась в бывшей соборной сторожке.

Кинешемский Успенский собор. Фото с сайта собора

Храмы, архитектура

Летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы является крупным храмом соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Собор представляет собой пятинефный (первоначально был трёхнефным), пятикупольный, шестистолпный храм. В объёмно-пространственном отношении это кубический двусветный четверик под четырёхскатной кровлей к которому по бокам примыкают два поздних пониженных придела. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане апсидой; две придельные апсиды отодвинуты западнее трёх высоких апсид главного алтаря. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объём баптистерия, завершённый скруглённой папертью. Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный — шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды — сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объёма лаконично и традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. В невысоком аттике — арочные нишки на месте закомар. Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проёмы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде — арочные; все эти проёмы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид — крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов обработаны дощатым рустом. Нижние окна здесь арочные, верхние — круглые, в ленточных наличниках. Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Притвор выполнен в стиле провинциального классицизма. В западной скруглённой части притвора расположены три широких арочных дверных проёма; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столпами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи. Над притвором — низкий коробовый свод с распалубками над окнами.

Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас, металлическая утварь, люстры и прочее убранство начала XX века. Во всех приделах Успенского собора устроены святые престолы и жертвенники художественной работы. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

Кинешемский Троицкий собор. Фото с сайта собора

Зимний кирпичный собор во имя Живоначальной Троицы это крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решённое в формах позднего классицизма. Собор представляет собой квадратный четверик под низкой четырёхскатной кровлей завершённый крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами. На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам — четырёхколонные портики дорического ордера. На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счёт небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.

Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках — основанием для фронтонов, а на четверике — для высокого аттика. Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз, декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами, опирающимися на импосты, и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.

Внутреннее пространство собора четырёхстолпное. Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой, угловые компартименты — крестовыми сводами, рукава креста имеют плоские перекрытия. Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены.

Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в середине XIX века, на куполе, барабане и в парусах — в конце того же века. Вся живопись поновлялась в начале XX века. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Господь Саваоф, в простенках барабана — апостолы и избранные святые, в нижней части барабана — четыре композиции на библейские сюжеты, в парусах — евангелисты. На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены архангел Михаил и сюжет «Похвала Пресвятой Богородицы». Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок — гризайльные фигуры архангелов. Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами.

Сохранилось паникадило 2-й половины XIX века. Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича — 7x13x26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, — из белого камня. Дверные проёмы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.

Одна из лучших в Ивановской области колоколен, сооружённых в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырёхъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено гранёной купольной кровлей с люкарнами, над которой поднимаются ещё два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем. Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом, веером сходящимся к арочным проёмам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной — на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трёхчетвертные колонны тосканского ордера: на фасадах второго и третьего ярусов — это четырёхколонные портики, в четвёртом — двухколонные. Усложняют пластику объёмов аналогичные колонны на углах ярусов — в духе барокко. Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвёртом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн. Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север-юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.

Сторожка

Небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики. Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объём завершён двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине — крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза помещён выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов — широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон — небольших, с лучковыми перемычками, — в простых рамочных наличниках.

Ограда с воротами

Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной — кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки. Двое ворот (обращённые к Советской площади и к набережной — Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую улицу, решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проёмами калиток (полотнища ворот и калиток не сохранились). Арки дополнены архивольтом, опирающимся на импосты, и замковым камнем. В карнизы пилонов и высоких аттиков над ними включён ряд сухариков. Столбы на участке ограды, примыкающей к этим воротам, завершены ступенчатым карнизом.

Настоятели и ключари

  • Алексий Тумин (1 октября 1979 — 26 июля 2011)
  • Кинешемские владыки (с 8 июля 2012)
    • Димитрий Грудогло (упом. 2015 — упом. 2017)

Использованные материалы

  • Богданов Александр Витальевич, «Успенский кафедральный собор», сайт Русские Церкви:
  • «О соборе», блог Кинешемского Троицко-Успенского собора:
    • (материал использован частично)
  • «О храме», официальный сайт прихода Кинешемского Троицко-Успенского кафедрального собора:

Троицко-Успенский собор (Кинешма)

Россия Ивановская область Кинешма

Идёт загрузка карты…

Кафедральный Троицко-Успенский собор представляет собой ансамбль из двух соборов — Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности. Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.

История

Архитектурный ансамбль расположен на высоком кругом берегу Волги при впадении в неё реки Кинешемки на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса — Успенский собор — был сооружён в 1745 г. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И.А. Попов.

В 1798 г. возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции, а в 1838 г. по проекту архитектора И.Е. Ефимова создан Троицкий собор. Его композиция повторяет один из классицистических образцовых проектов храмов, изданных в 1824 г. Все сооружения комплекса выполнены из кирпича и оштукатурены.

В нач. 19 в. к западному фасаду Успенского собора пристроили низкий притвор; в сер. 19 в. территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами (западные, кон. 19 в., обращены на Советскую пл., южные, сер. 19 в., — на Советскую ул., северные, кон. 19 в., — на набережную Волги). Юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка( теперь канцелярия), построенная, видимо, на рубеже 19-20 вв.

В нач. 20 в. приделы Успенского собора надстроены и декорированы в духе эклектики. В этот же период Троицкий собор стал пятиглавым. Успенский собор занимает северовосгочный угол почти прямоугольного участка, вытянувшегося вдоль Волги. Его крупные алтарные апсиды обращены к центральной площади города (пл. Революции). На общей продольной оси с ним находится Троицкий собор, выходящий на западную границу участка. Между соборами, выдвинутая к береговому откосу Волги, высится четырёхъярусная колокольня.

Несмотря на разновременность создания отдельных сооружений, они образуют цельный и гармоничный комплекс, играющий главную роль в архитектурном облике города и эффектно воспринимающийся с Волги.

Описание

Успенский собор

УСПЕНСКИЙ СОБОР — летний, кирпичный. Построен в 1745 г. на средства прихожан. В 1855 г. в нём произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В 1885 г., по- видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале XX в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в. Собор представляет собой пятинемфный, пятикупольный, шестистолпный храм (первоначально — трёхнемфный, шестистолпный). В объёмно­пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлинённый объём баптистерия. Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный — шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, абсиды — сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объёма традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. Оконные проёмы завершены полуциркульными арками. Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проёмов забраны узорчатыми металлическими решётками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проёмами.

Интерьеры собора расписаны маслянной живописью на библейские и евангелические сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас, металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30x15x7,5 см.

В соборе три престола: центральный — в честь Успения Божьей Матери, боковые — в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.

В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

Троицкий собор

ТРОИЦКИЙ СОБОР — зимний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупольный храм. В начале XX в. были возведены ещё четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объём храма декорирован четырёхколонными портиками дорического ордера. С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.

Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проёмы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.

Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется маспянная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.

Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича — 7x13x26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, — из белогокамня. Дверные проёмы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.

В соборе три престола: центральный — в честь Пресвятой Троицы, боковые — в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.

КОЛОКОЛЬНЯ кирпичная, выстроена также на средства прихожан в 1798 г. Она пятиярусная, увенчана четырёхгранным высоким шпилем с крестом. В основании её — квадрат.

В архитектурном облике сооружения отчетливо прослеживаются черты русского классицизма: пилястры и колонны дорического ордера, треугольные фронтоны по фасадам второго яруса, пропорции арочных проёмов и т.п. Однако, сложное пластическое решение фасадов, очертания куполов и основания шпиля несут в себе яркие черты архитектуры барокко.

Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.

Колокольня оштукатурена и покрашена. Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масляной краской.

Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на государственный учёт в 1945 г., а с I960 г. он на государственной охране республиканского (федерального) значения.

Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945 г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964 г., где до 1991 г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Реставрация же проводилась только один раз — в 1988 г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

>Деятельность прихода

При храме действуют:

  • Воскресная школа
  • Паломнический центр
  • Семейный центр

>Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Как добраться

Адрес: 155800 г. Кинешма, Ивановская область, ул.Советская, д.2.

Телефон/факс: 8-49331-5-68-43; 7-902-318-10-39; 7-10-39

Электронная почта: kineshma-sobor@yandex.ru; kin.sobor@gmail.com

Проезд: От кинешемского ж/д вокзала (здесь же находится автостанция) до площади Революции — 1.5 км (по улицам Островского,Максима Горького,Рылеевской), то-есть 20 мин пешком.

>Паломнику

Актуальное расписание богослужений

Фото

Видео

Троицко- Успенский собор в г. Кинешма

Торжественное богослужение в Кинешме

Ссылки

Троицко-Успенский собор, Кинешма

Троицко-Успенский кафедральный собор города Кинешмы

Троицко- Успенский кафедральный собор города Кинешмы

>Успенский собор Кинешма

Архитектурный ансамбль Троицко-Успенского собора Кинешмы

Архитектурный ансамбль Троицко-Успенского собора Кинешмы складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это — архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения — переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры.

Давно замечено — на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня — шедевр в своем роде.

Успенский собор

Чтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в стилистике классицизма, и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма — знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век барокко и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям — в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор.

Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик — этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX—XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить — мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами — пять ярусов, в плане — уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда — о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый — портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет — это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока — апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось — боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм — крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века.

Автор Троицкого храма нам известен — проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795—1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим — Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *