Троицкий собор Псков

Содержание

Где находится

Троицкий собор Пскова находится в г. Псков, улица Кремль 2/1.
От железнодорожного вокзала до собора можно доехать автобусом. Выходить необходимо на остановке Площадь Ленина. В этом случае вам подойдут такие номера маршруток: 5, 8, 1, 11, 15, 14, 17. При этом важно помнить, что сама территория Кремля является пешеходной зоной, и въезд какого-либо транспорта туда не допускается.

Часто, когда начинают говорить про Псков, то воедино сливается в одну картину и защитные сооружения, и храм, и стены города, и Кремль. Все это было не только военной защитой, но и духовной. Это церковь по праву считается символом края и ни один альбом достопримечательностей не обходится без его фото. Город Псков постоянно характеризовался тем, что религия для горожан никогда не была системой запрета. Скорое это было был дух свободы и воли псковичей.

Храни Вас Господь!

Поистине велико число сыновей и дочерей земли псковской, причисленных к лику святых, а оттого еще более огромно количество икон, на которых запечатлены их образы и чудесные деяния. Храмы Пскова полнятся святыми мощами и реликвиями, но главные церковные достопримечательности, влекущие к себе тысячи и тысячи паломников, радующие глаз, заставляющие сердце биться в трепете снизошедшей благодати, – это, бесспорно, иконы. Насыщенность истории Руси и ее неустанная борьба против иноверцев сполна отображены в псковской иконописи.

Святыни соборов

Начинать рассказ о святых образах, размещенных в храмах Пскова, стоит, без сомнения, с кафедрального Свято-Троицкого собора, возвышающегося над стенами Крома и являющегося духовным центром города и всей области. Главной иконой собора считается «Святая Троица с деяниями», представляющая собой композицию сюжетов из Ветхого Завета и почитаемая как чудотворная. Здесь же располагается образ святой княгини Ольги, давшей начало православию на Руси. Среди прочих следует выделить две иконы Божьей Матери, псковских князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила и великомученика Пантелеимона.

Богаты на чудотворные иконы и монастыри. Святые реликвии, чей возраст насчитывает не одно столетие, являются их основным достоянием и будто служат основополагающим фундаментом нерушимой веры. Так, например, в Спасо-Елиазаровском монастыре хранятся образы Преподобных Ефросина и Серапиона, а в Святогорском – икона Божьей Матери «Одигитрия». Истинное сокровище Псково-Печерского монастыря, икона Божьей Матери «Умиление», украшенная драгоценными камнями и белым жемчугом, посвящена победе Пскова над Стефаном Баторием. Здесь же находятся иконы Успения Пресвятой Богородицы и Собора Псково-Печерских Святых.

Сердцем Мальского монастыря называют икону Преподобного Онуфрия, а в Крыпецком почитают образа святых Саввы и Корнилия. В Никандровой пустыни, центре паломничества земли псковской, хранится икона пустынножителя Никандра, обретшего вечный покой среди густых лесов и непроходимых болот, вдали от мирской суеты.

Иконы псковских палат и музеев

С течением времени иконы стали достоянием не только монастырей и храмов. Одно из достопримечательностей Пскова, которое, безусловно, следует посетить – это Приказные и Поганкины палаты, давным-давно служившие домом именитых русских купцов, а ныне ставшие музеями. В Поганкиных палатах представлена «Богоматерь Владимирская», икона XVII века, а центральный вход Приказных украшает икона Спаса Нерукотворного.

Богатейшая коллекция икон, пережившая гонения советской власти против веры и Вторую Мировую войну, сохранилась в Псковском музее-заповеднике. Здесь содержится множество невероятно древних композиций на библейские и прочие чудесные темы: «Омовение ног», «Жены-мироносицы», «Чудо Георгия о змие», «Огненное восхождение пророка Илии» и «Сошествие Христа в ад». Однако это далеко не полный перечень икон, обязанных Пскову своим появлением на свет – в 30-е годы прошлого века большое их количество было вывезено в Москву, где они находятся и по сей день. В целом же, творения псковских иконописцев, умеющих как никто другой воплощать средневековые традиции создания святых образов и деяний, широко распространились по всей России и считаются образцами высокого искусства. В частности, в Государственной Третьяковской Галерее бережно хранится икона псковского мастера, именуемая «Пароменское Успение», написание которой датируется XIII столетием.

К слову, непосредственно приобщиться к чудесному может каждый желающий. В музеях на базе Приказных и Поганкиных палат открыта продажа икон, освященных и благословленных патриархом Всея Руси.

Свято-Троицкий собор с древних времен является центром важнейших событий в жизни Пскова. В нем крестились и принимали титул князья, проводились церковные службы и торжественные обряды. Множество важных летописей и документов хранились в храмовых архивах. Троицкий собор в Пскове является одной из главных достопримечательностей города.

Троицкий кафедральный собор Пскова — один из древнейших храмов России, он был был основан в Х веке еще до строительства Софийского собора в Великом Новгороде. Но строение, которое мы видим сегодня — четвертое по счету.

Все предыдущие здания были разрушены по разным причинам, но каждый раз храм восстанавливали:

  • первая постройка: Х век — первая половина XII века;
  • вторая постройка: 1138 — 1363 годы;
  • третья постройка: 1365 — 1609 годы;
  • четвертая постройка: 1699 год — по настоящее время.

Первая постройка

Храм был построен в Х веке по велению княгини Ольги. Для строительства она выбрала место на укрепленной частоколами и земляными валами возвышенности между реками Великой и Псковой. В первой половине XII века деревянное здание было полностью уничтожено пожаром, не сохранилось ни его описаний, ни изображений.

Вторая постройка

Второй собор построили из камня, и, по преданию, в 1138 году его заложил князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха.

Накануне знаменитого Ледового побоища 1242 года здесь молился Александр Невский, положив начало традиции проводить молебны в псковском храме о даровании победы русскому воинству.

Здесь же принял православное крещение литовский князь Довмонт, чей меч в течение долгих лет вручали всем всходившим на псковский престол в качестве символа власти. Тогда княжеский меч хранился в соборном алтаре, а сегодня его можно увидеть в городском музее.

В средние века собор имел двухэтажный притвор, обращенный фасадом к Вечевой площади, на которой собиралось вече, решавшее важнейшие вопросы жизни города. В самом притворе проводились заседания Государственного Совета, слушались дела светского суда. В соборе хранилась казна, государственная печать, архивные грамоты и договоры. Также в этих стенах монахи вели летопись. В подклете хоронили первосвященников, князей и членов княжеского рода.

Храм простоял до 1363 года, когда обрушился его свод. Всего через 2 года, в 1365 году, на его прежнем основании заложили новый собор, третий.

Третья постройка

Третьему зданию удалось простоять почти 250 лет. Его архитектура существенно отличалась от предыдущих: изображения храмов сохранились на старинных иконах — на них видно, что третий храм был трехглавым, в то время как второй имел только одну главу.

Во время великого пожара 1609 года здание выгорело практически полностью, сохранились только мощи князя Всеволода Мстиславича и гробница князя Довмонта. На начало XVII века пришлось тяжелое для России Смутное время, когда страна была истерзана польско-литовской интервенцией и внутренними раздорами. Русская земля была разорена, средств на реставрацию храма не было, поэтому его только обновили, а в 1682 году на месте святыни началось строительство нового здания.

Четвертая постройка

Строительство четвертого собора, сохранившегося до наших дней, длилось около 17 лет, и было завершено в 1699 году. Новое здание на порядок превосходило своих предшественников, достигая 78 метров в высоту. Это была очень масштабное строение, его можно было увидеть из любого уголка города.

Через несколько десятилетий после постройки, здание дало неравномерную усадку, чтобы его сохранить, открытые галереи пришлось заложить кирпичом.

В 1770 году для укрепления строения вокруг четверика возвели контрфорсы. Наружные стены здания были отштукатурены, и святыня приняла вид, знакомый нам сегодня.

С приходом советской власти храм был отдан раскольнической «Живой церкви». В разгар антицерковной кампании в 1935 году главный собор Пскова был закрыт, внутри создали антирелигиозный музей. Многие древние святыни передали городскому музею-заповеднику, где их можно увидеть и в наше время.

Архитектура и убранство

Свято-троицкий собор построен в смешанном русско-византийском стиле. Находясь на естественном возвышении при слиянии двух рек, храм возносится над городом на высоту 78 метров, являясь архитектурной доминантой исторической части Пскова.

Внешний вид

В его основании лежит четверик на шести столпах, который имеет форму вертикально вытянутого куба. Храм увенчан пятью главами. Интересно, что столпы смещены относительно центра ближе к восточной стороне здания. В христианской традиции четыре малые главы посвящены четырем Апостолам-Евангелистам, а центральная, сверкающая позолотой, — Иисусу Христу.

К зданию примыкают закрытая галерея, которая соединена с притвором, и два придела. Подклетью старого храма, скорее всего, служил нижний ярус. С 1903 года в нем находилась церковь, посвященная памяти Серафима Саровского, за ее алтарем располагалась древняя усыпальница.

Рядом с собором находится колокольня XVIII века, украшенная часами и остроконечным шпилем. Несмотря на то, что колокольня выдержана в стиле классицизма, она составляет с храмом единый архитектурный ансамбль.

Внутреннее убранство

Главным элементом храмового интерьера является иконостас, расположенный в Серафимовском приделе.

Иконостас сохранился с XVII века, он поднимается на 42 метра в высоту и вмещает семь рядов икон:

  • деисусный ряд;
  • праотеческий ряд;
  • праздничный ряд;
  • пророческий ряд;
  • местный ряд;
  • иконы, изображающие Страсти Господни (два верхних яруса).

Украшенный позолоченной резьбой иконостас венчает распятие. В 1988 году он был расписан знаменитым иконописцем современности архимандритом Зиноном.

Троицкий собор входит в категорию памятников республиканского значения, охраняемых государством.

Кроме уникального иконостаса, в храме можно увидеть мощи псковских святых, старинные иконы, некоторые из которых были написаны в XVI веке.

Среди святынь, особо чтимых верующими, можно назвать следующие:

  • раку с мощами святых: князей Довмонта и Всеволода Псковского, мученика Иоасафа Снятогорского, блаженного Николая Псковского;
  • ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы;
  • ковчег с мощами святителя Николая;
  • ковчег с мощамий великой княгини Ольги;
  • икону с мощами преподобного Серафима Саровского;
  • образ Чирской Божией Матери;
  • образ Казанской Божией Матери;
  • образ великомученика Пантелеймона.

Одной из самых удивительных святынь является рака с мощами литовского князя Довмонта, принявшего в крещении имя Тимофей. В 1299 году ливонские рыцари вторглись на русские земли, разорили псковский посад и осадили крепость. Князь Довмонт вывел войска за крепостные стены и разбил врага, после чего Церковь причислила его к лику святых.

Также в Троицком Соборе покоятся мощи игумена Иоасафа, основавшего в XIII веке Снетогорский монастырь под Псковом. Он погиб, защищая Псков от ливонских рыцарей в 1299 году, сегодня Иосаф почитается как мученик.

Другой святой, юродивый Никола Салос, живший в XVI веке, знаменит тем, что не побоялся гнева Ивана Грозного, обвинив его в жестокости и массовых убийствах, предотвратив тем самым множество казней жителей Пскова.

Иконы

Храм знаменит и своими иконами, некоторые из которых являются современными полотнами.

Главной иконой считается «Святая Троица с деяниями», которая представляет собой композицию Ветхозаветных сюжетов и почитается как чудотворная. Изображение Святой Троицы покрыто позолоченной серебряной ризой, лики увенчаны украшенными жемчугом серебряными венцами с позолотой.

Чирская икона Божьей Матери получила свое имя от названия села в Чирской области, откуда она была привезена в 1420 году, когда из глаз Пресвятой Богородицы внезапно начали течь слезы. Вскоре в псковских землях разгорелась эпидемия моровой язвы, после чего псковичи поняли, что слезы Божьей Матери были предвестником большой беды. Кроме того, что икону почитают как чудотворную, она является двуличной, то есть писанной с обеих сторон — на обратной ее стороне изображены: святой евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский.

Также в храме находится образ святой княгини Ольги, положившей начало православной вере на Руси. Среди прочих следует выделить иконы псковских князей Довмонта, Всеволода-Гавриила, великомученика Пантелеймона и две иконы Божьей Матери.

Чудотворные иконы

Святая Равноапостольная Великая княгиня Российская Ольга (во Святом Крещении Елена)

День памяти: 24 июля (н.ст)

Икона находится в Троицком кафедральном соборе.

Тропарь

Крилями Богоразумия вперивши твой ум, / возлетела еси превыше видимая твари, / взыскавши Бога и Творца всячес­ких, / и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: / древа животнаго наслаждающися, / нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.

Святой блаженный Николай Псковский чудотворец

День памяти: 12 марта

Икона находится в Троицком кафедральном соборе.

Словенска языка, Псковския земли / плотски в юродстве быв, / юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися, / Ан­гелом, славне, свеселишися, / миро­точивого святителя Николая звание стяжав, / с нимже всегда Христа Бога моли / даровати нам велию ми­лость.

Благоверный князь Всеволод-Гавриил Псковский чудотворец

День памяти: 24 февраля, 5 мая, 10 декабря

Икона находится в Троицком кафедральном соборе.

Из млада явился еси, бого-мудре княже Гаврииле, /Божес­твенный сосуд, избран Богови, / благочестием воспитан, веру не-порочну соблюд / и многи свя-тыя церкви устроив, / изгнание претерпел еси от своих, / якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. / С нимиже предстоя Святей Троице, / молися Державе Российстей со­храненной быти / и всем нам спастися.

Благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский чудотворец

День памяти: 2 июня

Икона находится в Троицком кафедральном соборе.

Иже отчее нечестие возне­навидев, / преблаженне княже Довмонте, / и нощи страстный избегше, елее к идолам тща­ние, / прииде мыслено к Сол­нцу славы Христу, / озарився благодатию Божественного Крещения, / и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, / моли Христа Бога сохранити и спасти души наши.

Преподобномученик Иоасаф Снетогорский

День памяти: 17 марта

Икона находится в Снетогорском монастыре

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. / Темже и со ан­гелы срадуется, преподобие Иоасафе, дух твой.

Икона Божией Матери Мирожская

День празднования: 7 октября

Икона находится в Мирожском монастыре

Главная святыня монастыря — ико­на Божией матери «Оранта», именуемая Мирожская. Она была прославлена в 1567 году, в царствование Иоанна Гроз­ного. Во время свирепствовавшего в Пскове морового поветрия явила чудеса исцелений.

Преподобный Евфросин Псковский (Елиазарово)

Икона находится в Спасо-Елиазаровском монастыре

День памяти: 28 мая

Тропарь

Житейскую печаль и всяк мятеж мира сего / любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, блаженне, / и поведенная распятым Господем Иисусом Христом / вся исправил еси, / и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси, / и, благочестив делатель, животным заповедем Христовым / благополучно прилежал еси. / И сего ради Бог прослави тя / и по престав­лении чудеса показа от честнаго гроба твоя, / Темже и неоскудно угобзися обитель твоя, / и нищим бысть богатное пристанище и покров, / отче наш преподобие Ефросине, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Преподобный Серапион Псковский (Елиазарово)

День памяти: 28 мая

Икона находится в Спасо-Елиазаровском монастыре

Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе, / и вся красная мира сего возненави­дев, / Христа Единаго возлюбил еси. / Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый, / весь Хрис­тов спостник и друг Ефросина учителя твоего быв еси, / темже молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти; / радуйся, пустынныя похвало, преподобие отче наш.

Преподобный Савва Крыпецкий

День памяти: 10 сентября

Икона находится в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре

Тропарь

Пустыни явился еси доброе на­саждение, преподобие, / от юнос­ти бо и в мире изволил еси чистое житие; / ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси, / и,I вся красная мира сего презрев, /от чуждых стран пришел еси / во обители Богоспасаемого града Пскова, /ии послушанию преподобного Евросина предался еси; / таже простирался умом еще к вящшему, / вселился еси в пустыню, / в нейже обитель пречестну воздвигл еси, / и множества инок собрал еси, / и их наставил еси на путь истинный. / Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси, / видев твоя благия труды, / яко пресветла тя светильника, / и по преставлении чудесы богати, Савво, отче наш. / Молися убо присно Ему о стране нашей, / еже дароватися ей на враги победам, / стаду же твоему от враг ненаветну пребыти, / и всем нам спастися.

Преподобный Корнилий Крыпецкий

День памяти: 10 января, 22 июля

Икона находится в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре

От юности велик» любовь ко Гос­поду в себе имея, блаженне, возде­ржанием и послушанием житие твое украсил еси, любви смирению люди безмолвно учил еси, деянием и сло­вом будущая являя, яко настоящая. Ты лее, преподобие отче наш Корнилие, яко имаши дерзновение многое, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Преподобный Никандр пустынножитель

День памяти: 7 октября

Икона находится в Свято-Благовещенской Никандровой пустыни

Светило незаходимого света стране нашей явился еси, Богоблаженне, / доблественне претерпев вражия озлобления, / биения и раны яко одежда нетления вменишася тебе, / со зверьми бо брався, и от человек злых прободения прияв, / о тех молился еси, достохвальне Никандре, отче наш, / молися о душах наших.

Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим Образ Твой Святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Находится в Свято-Успенском Святогорском монастыре. Тут же находится Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»

Икона Успения Пресвятой Богородицы

День празднования: 28 августа

Икона находится в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

В 1521 году в Псково-Печерский монастырь была принесена икона Ус­пения Пресвятой Богородицы двумя псковскими людьми Василием и Феодором. С 1523 года икона стала прославляться многими чудесами исцелений.

Икона Божией Матери «Умиление»

День празднования: 6 июля, 8 сентября, 20 октября

Икона находится в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Икона написана неким иеромонахом Арсением с владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство прп. Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и ка­меньями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами — в память чудесного избавления города Пско­ва от осады войск польского коро­ля Стефана Батория в 1581 году.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим Образ Твой Снятый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница св. мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. Во время ра­зорения Царскосельского дворца одна благочестивая чета сумела выкупить и сохранить святыню для благоговейного почитания.

Икона Собора Псково-Печерских Святых

(прпп. Корнилия, Марка, Ионы и Вассы, прпп. Симеона и Лазаря прозорливого)

Икона находится в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова

С давних времен Псков называют Домом Святой Троицы. Некогда у стен собора шумело Псковское вече, «на сенях» заседал совет вечевой республики, в соборе хранились важнейшие документы Пскова. От стен Троицкого собора уходили биться с врагом псковские ратники, в подцерковье хоронили псковских князей, архиереев. В соборе висели мечи Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, причисленных к лику святых. На мече первого Псковского князя Всеволода-Гавриила был выгравирован девиз: «Чести моей никому не отдам». Второй меч принадлежал Довмонту-Тимофею, подобно былинному богатырю княжившему в Пскове 33 года. В минуты опасности для Пскова, Псковской земли он обращался на вече: «Братья мужи-псковичи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви, за свое Отечество». В Троицком соборе совершался важный государственный акт: «посажение на стол» (утверждение) псковского князя, целование им креста на верность Пскову.

Существующий Троицкий собор — четвертый по счету. По преданию, первый собор Пскова был построен из дерева по повелению княгини Ольги. После Крещения Ольга побывала в этих местах в 957 году, а вернувшись в Киев, прислала «много злата и сребра» на строительство храма. Согласно тому же преданию, Святая Ольга увидела над тем местом, где повелела быть собору, три пресветлых луча. Этот деревянный храм был свидетелем распространения христианской веры в тогдашнем Пскове и его окрестностях. В этот собор вошел первый Псковский князь Всеволод-Гавриил. Изгнанный в 1136 году из Новгорода, он был радушно встречен псковичами.

В 1137-1138 годах построен первый каменный Троицкий собор с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор был заложен при князе Всеволоде-Гаврииле. Всеволод княжил в Пскове недолго, но его имя всегда служило символом самостоятельности, начала государственности Пскова. Он был погребен в церкви Святого Димитрия Солунского в Довмонтовой крепости, которую, как сказано в летописи, князь «сам создал». 27 ноября 1193 года его мощи перенесены в Троицкий собор и находились в приделе. Канонизирован князь Гавриил на Соборе 1547 года. На Пасху 1834 года, 22 апреля, по повелению Императора Николая I, в память совершеннолетия Наследника Престола, будущего Императора Александра II, мощи Святого Благоверного князя Гавриила перенесены архиепископом Нафанаилом из придела в главную соборную церковь и помещены в серебряную раку. До 1917 года на столпе близ раки висел меч князя, в настоящее время он находится в музее. По указу Святейшего Синода от 21 июня 1898 года мощи Святого князя Всеволода-Гавриила ежегодно с 15 октября по 23 апреля переносились в Благовещенский собор.

«Путь пространен ко Святой Троице»

В 1242 году, выступая на решительный бой с немцами, в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский, после чего 5 апреля на Чудском озере он сразился с немецкими рыцарями, «овы изби, овы извязав, поведе босы по леду». Здесь молился брат Александра Невского, Псковский князь Ярослав Ярославич. Литовский князь Довмонт принял в соборе Святое крещение с именем Тимофей, здесь он не раз молился перед битвами о даровании победы псковскому воинству, сюда приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередной победы.

Подклет Троицкого собора изначально служил усыпальницей псковских князей — в 1349 году здесь погребен князь Юрий Витовтович, который 13 апреля с духовенством Троицкого собора поехал в Изборск освящать престол Святого Спаса в Никольском соборе и 15 апреля погиб в схватке с напавшими на Изборск немцами. Псковичи очень горевали об этом отважном князе. В 1360 году в соборе похоронен князь Евстафий. Он был наместником в Изборске, в 1323 году пришел с изборянами на помощь Пскову, осажденному немцами. Воины Евстафия разбили иноземцев, стоявших на Завеличье, вынудили их уйти от Пскова. Он и два его сына, Карп и Алексей, скончались во время мора (эпидемии) в Пскове.

Второй каменный собор построен в 1367 году и торжественно освящен 30 января 1368 года. Строителем храма считается псковский зодчий Кирилл. В этот собор в 1472 году вступила невеста Великого князя Московского Ивана III Софья Палеолог. Софья приняла благословение духовенства, «посадников и всего Пскова челобитье». Народ, с любопытством смотревший на папского легата, сопровождавшего царевну, был возмущен, когда он, вступив в храм, не поклонился святым иконам. Тогда царевна, заметив общее негодование, велела ему приложиться к образу Богородицы. В честь Софьи был отслужен торжественный молебен. Она покорила сердца псковичей, видевших, с каким усердием царевна молилась Богу, соблюдая все обряды греческой церкви. Покидая город, Софья сказала: «Спешу к моему и вашему Государю, благодарю весь великий Псков за угощение и рада при всяком случае ходатайствовать в Москве по делам вашим». Псковские посадники с почетом провожали её до рубежа Псковской земли.

В 1510 году, 13 января, на вече у стен Троицкого собора псковичи сказали государеву дьяку: «Наши предки крест целовали великим князьям в том, что нам, псковичам, от Государя своего и Великого князя ни в Литву, ни к немцам не подаваться. …Ныне Бог и Государь вольны в своей отчине и дедине во граде Пскове, в нас и колоколе нашем, а мы от целования не отступим, руку на Государя не поднимем, в городе закрываться не будем».

Ольгин Крест

Конечно, плакали псковичи по старине, плакали и когда снимали вечевой колокол. 24 января в Псков приехал Государь и Великий князь Василий Иванович, в Троицком соборе был молебен. Когда псковичи услышали слова, что «Псков взят без брани», они обиделись — Псков отчина великого князя, его отца и деда, по-другому поступить они не могли. Псков вошел в состав единого Московского государства. Корсунский колокол собора, созывавший псковичей на вече, был увезен в Москву. Через несколько лет Великий князь Московский прислал новый колокол, «в Корсунского место». В 1570 году в Троицком соборе молился царь Иоанн Грозный. Он приложился к мощам Святого князя Всеволода, поклонился его мечу. В 1581 году, когда вокруг города стояли полчища Стефана Батория, псковичи «весь пол омыли слезами», умоляя о спасении Пресвятую Троицу. Они уже ниоткуда не ждали помощи, только от Бога. И враги были повержены, ушли посрамленными. Во время большого пожара 1609 года в соборе почти все погорело, но огонь совершенно не тронул раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. В 1623 году в соборе поставлен отреставрированный после пожара 1609 года дубовый «Ольгин крест».

В 1409 году в Троицком соборе похоронен Псковский князь Даниил Александрович Ростовский — наместник Московского князя Василия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского. Псковичам он был очень люб: приветлив, украшал церкви, кормил нищих, был милостив к вдовам и сиротам. В 1487 году тут погребли скончавшегося во время мора князя Ярослава Васильевича Стригу-Оболенского. Именно он был у основания Псково-Печерского монастыря, помогал Крыпецкому монастырю, к которому в благодарность за исцеление своей супруги замостил лесную заболоченную дорогу. Н.Ф. Окулич-Казарин в книге «Спутник по древнему Пскову» приводит ещё имена князей Мстислава и Андрея. Всего в соборе девять княжеских погребений. С княжескими почестями в Троицком соборе в 1576 году был погребен скончавшийся 28 февраля спаситель Пскова юродивый Николай Саллос, псковский чудотворец. Царь Иоанн Грозный, разгромив Новгород, шел на Псков, готовя ему такую же участь. Ночь с 17 на 18 февраля 1570 года царь провел в Любятовском монастыре. Псков не спал, все жители молились, просили помощи у Бога. По приказанию воеводы князя Юрия Токмакова утром 18 февраля псковичи стали у своих домов с хлебом-солью. Они приветствовали проезжавшего мимо них царя словами: «Государь князь великий! Мы верные твои подданные с усердием и любовию предлагаем тебе хлеб-соль; а с нами и с животами (т.е. жизнями) нашими сотвори волю свою: ибо всё, что имеем, и мы сами твои, самодержец великий!» Со всех церквей слышался благовест. Игумен Печерского монастыря Корнилий с духовенством встречали царя на Торговой площади. Когда гневный царь вышел из кареты, юродивый Никола предложил царю Иоанну кусок сырого мяса. Царь отказался, сказав, что он христианин и в пост мяса не ест. «Ты делаешь хуже: питаешься человеческой плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога!» — сказал Никола. Царский гнев угас, он вошел в Троицкий собор, послушал молебен. Затем выехал из города, жил несколько дней в предместье. Тем не менее, велено было увеличить налоги с псковичей, к тому же они обязывались мостить переправы, мосты, собирать порох. Всё же, по сравнению с бедствиями новгородцев, страдания псковичей не были столь тяжкими. Вот почему, узнав о смерти юродивого Николы, которого все почитали спасителем, псковичи воздали ему честь, похоронив в Троицком соборе.

С 1589 года, с момента учреждения Псковской епархии, Троицкий собор стал кафедральным. В марте 1613 года в этом соборе была вознесена молитва Богу о восшествии на престол Русского государства Михаила Феодоровича Романова.

Новый Троицкий собор был заложен в 1682 году на том же месте, где стояли предыдущие храмы, по грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Великой княгини Софьи Алексеевны, присланной митрополиту Псковскому и Изборскому Маркелу. Он строился из тесаной плиты, привезенной из Изборска. Строительство продолжалось при митрополите Илларионе, завершено при митрополите Иосифе в 1699 году. Это ныне существующий собор Святой Живоначальной Троицы.

Искусствовед Е. Н. Морозкина считала, что собор строили под руководством московского мастера. Храм двухэтажный. В соборе были первоначально приделы Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святого Благоверного Князя Гавриила Псковского, который освящен 8 апреля 1703 года. При архиепископе Симоне Тодорском в подклете собора устроен придел в честь Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги. Этот придел уничтожен пожаром в 1770 году. На северной и южной стенах расположены окна. Венчают храм пять глав. В 1770 году для укрепления стен здания после пожара построены контрфорсы.

Иконостас в главном храме семиярусный, резной, позолоченный, выполнен в конце XVII — начале XVIII веков. Верхние ярусы выполнены в конце XVIII — начале XIX веков. В 1759 году печерский монах Иасон «поправил» и вновь позолотил его.

Икона Святой Троицы

В 1701 году Псков стал главной квартирой русской армии под командованием Бориса Петровича Шереметева, действовавшей против шведов. В 1702 году, после победы над шведами у Нарвы, фельдмаршала Шереметева чествовали в Троицком соборе. В Троицком соборе неоднократно (в 1704, 1705 годах) бывал Император Петр I. После получения указа Екатерины II от 24 августа 1776 года об образовании Псковской губернии с центром в городе Пскове в Троицком соборе 1 ноября была отслужена литургия, затем Псковский губернатор Христофор Романович фон-Нолкен в провинциальной канцелярии в присутствии провинциального прокурора, канцелярских служителей и псковских дворян произвел первые назначения в новые органы власти и управления губернии. Псков стал центром губернии. Отныне все псковские губернаторы, вступая в должность, будут молиться в соборе о процветании губернии и Пскова, об успешной деятельности на посту губернатора. Торжественно встречал Псков 13 мая 1780 года Императрицу Екатерину II. Вместе с духовенством, светскими властями и горожанами она молилась в Троицком соборе. Даром Императрицы собору стала бриллиантовая панагия с изображением Пресвятой Троицы. С этого времени все русские цари и великие князья начинали свой визит в Псков и на Псковскую землю с посещения Троицкого собора. 22 сентября 1781 года «с трезвоном по всему граду и с пушечной пальбой» Псков встречал Великого князя Павла Петровича с супругой Великой княгиней Марией Федоровной. На ступенях собора их встречали Печерский архимандрит Иоасаф и Снетогорский архимандрит Варлаам.

В XVII-XVIII веках подклет Троицкого собора стал усыпальницей псковских архиереев. Известно, что здесь в 1698 году погребен митрополит Псковский и Изборский Илларион, здесь же захоронения членов Святейшего Синода: архиепископа Симона Тодорского (1754 г.), епископа Гедеона Криновского (Кринова, 1763 г.), архиепископа Мефодия Смирнова (1815 г.), архиепископа Нафанаила Павловского (1849 г.), архиепископа Евгения Бажанова (1862 г.), архиепископа Феогноста Лебедева (1868 г.) и епископа Антонина Державина (1902 г.). Есть сведения о захоронении здесь первого Псковского владыки Мисаила (1592 г.), епископа Геннадия (1608 г.), Сильвестра (1615 г.) и Иоакима (1623 г.). Надписи на большинстве гробниц утрачены, теперь уже трудно с определенностью сказать, кто именно здесь похоронен. Особым почтением у псковичей всегда пользовалась могила Симона Тодорского. Над ней постоянно совершались панихиды, многие псковичи и сейчас искренне убеждены в его святости.

После завершения в 1836 году строительства теплого Благовещенского собора богослужения в Троицком соборе совершались только летом.

22 августа 1852 года открыт позолоченный центральный купол собора. Позолота производилась на средства, собранные среди псковичей по подписке, значительную сумму внес городской голова. В 1856 году вновь позолочен иконостас, обновлены иконы придельной церкви Святого Александра Невского. В 1870 году на средства, завещанные архиепископом Псковским и Порховским Евгением, храм внутри заново отделан. При входе в собор вместо деревянной в 1891 году построена каменная сторожка, здесь в ночное время находились сторожа собора. В 1894-1895 годах собор был снаружи оштукатурен. 22 апреля 1901 года состоялось полное освящение Троицкого собора, отремонтированного на средства Синода и собственные. В соборе было четыре престола. Главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы, южный престол — во имя Святого Благоверного Князя Гавриила Псковского, северный — во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. На первом этаже, где в XYIII веке был Ольгинский придел, в 1903 году устроен придел во имя Преподобного Серафима Саровского. Собор был виден за 57 вёрст, т.е. более чем за 60 км. от города.

Одновременно с храмом, отдельно от него, построена колокольня. Её основой является стоявшая здесь крепостная башня. Основу колокольни строили псковские мастера. Она перестроена в конце XVIII — начале XIX веков. Верхняя часть колокольни была деревянной, после пожаров 1770 и 1778 годов перестроена в кирпиче. Часы на башне впервые были установлены в XVIII веке, в настоящее время на башне часы немецкой работы, установлены в 1884 году.

В тревожные дни Отечественной войны, 7 октября 1812 года, из Троицкого собора начался крестный ход вокруг Пскова. Спустя несколько дней в город пришло известие, что в тот самый день, 7 октября, войска графа Петра Христиановича Витгенштейна освободили от французских войск Полоцк, перешли в наступление и гонят неприятеля прочь. Опасность оккупации Пскова и Псковской губернии миновала. Стены собора в 1827, 1833 годах видели Императора Николая I, в 1840 году — его сына, великого князя Александра Николаевича, будущего Императора Александра II Освободителя. 22 января 1856 года в соборе перед Ольгинским крестом установлена и освящена золотая лампада — дар Великого князя Константина Николаевича, сына Императора Николая I, и его супруги Александры Иосифовны в честь рождения дочери, Великой княжны Ольги Константиновны. Перед Божественной литургией архиепископ Платон освятил лампаду, установил её на кресте и возжег в ней огонь. Пройдут годы, и Великая княжна выйдет замуж за греческого короля, станет Королевой Эллинов. 10 ноября 1859 года собор увидел в своих стенах Императора Александра II. Почти через полтора года, 9 марта 1861 года, в соборе торжественно прочли Манифест Императора Александра II об отмене крепостного права. В день столетней годовщины со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Троицком соборе отслужена панихида по великому русскому поэту. С посещения Троицкого собора 9 августа 1903 года начался визит в Псков последнего русского самодержца Императора-мученика Николая II. После молебна Император поклонился Святому князю Всеволоду-Гавриилу, осмотрел святыни собора. В 1910 году архиепископ Арсений на ступенях собора приветствовал Великую княгиню Елизавету Федоровну, сестру Императрицы, вдову Великого князя Сергея Александровича, погибшего от рук террористов. В память о посещении владыка преподнес Великой княгине икону Святой Троицы. Вновь Елизавета Федоровна посетила собор в 1911 году, ее встречал епископ Псковский и Порховский Алексий, который передал ей от имени всех псковичей икону святой равноапостольной Великой Княгини Ольги. Отстояв литургию, Великая княгиня приложилась к мощам псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Николая Христа ради юродивого, к кресту святой Ольги, посетила усыпальницу псковских архипастырей, молилась у могилы Симона Тодорского. Покидая пределы Псковской епархии. Великая княгиня Елизавета Федоровна письменно поблагодарила епископа Алексия: «Уношу самое светлое воспоминание из вашей епархии. С умилением переживаю молитвенные часы и Ваше пение среди Ваших учеников, духовных чад старца Гавриила. Да пошлет Вам Господь укрепление здоровья. Елизавета». 12 июля 1914 года собор посетила Королева Эллинов Ольга Константиновна, в честь рождения которой в 1856 году к кресту святой Ольги родители подарили золотую лампаду. Вместе с ней собор посетили её братья Великие князья Константин Константинович и Игорь Константинович. Епископ Евсевий встретил королеву, было возглашено многолетие Царствующему Дому и августейшим гостям. Архипастырь благословил Ольгу Константиновну иконой Святой Благоверной Княгини Ольги, Великого князя Константина Константиновича — иконой Святого Благоверного Князя Довмонта-Тимофея и Великого князя Игоря Константиновича — иконой Святого Всеволода-Гавриила. Гости осмотрели ризницу собора, приложились к мощам псковских угодников и посетили усыпальницу псковских архипастырей. Архипастырь преподнес гостям жизнеописание архиепископа Симона Тодорского и краткое описание Троицкого собора.

Церковно-приходского попечительства, приходской школы при Троицком соборе не было, поскольку не было прихода. Имелась богадельня на 9 человек при приписной церкви Святых Жен Мироносиц.

К собору приписаны были пять часовен, все каменные, четыре из них были построены на протяжении Довмонтовой стены, пятая часовня стояла на городской площади. Эта часовня была посвящена Святому Праведному Николаю, Христа ради юродивому. Первоначально часовня построена в 1676 году на месте убиения девяти псковских граждан в 1650 году во время «хлебного бунта».

Иконостас Свято-Троицкого кафедрального собора

Наступил 1917 год, в стране появилось вначале Временное правительство, затем власть надолго перешла в руки большевиков. 27 февраля 1919 года представителями Советской власти проведено вскрытие мощей Святого князя Всеволода-Гавриила. Но, как отмечали, сами большевики, несмотря на это, «поклонение им продолжается с неослабным рвением… пока еще не наступил момент, чтобы можно было безболезненно изъять мощи из среды объектов поклонения». 4 июня 1920 года оформлен договор отдела управления Псковского уездно-городского исполкома с религиозным обществом о передаче ему Троицкого собора. Священник Троицкого собора Иоанн Куликов 25 ноября 1920 года уведомил Псковский горисполком о том, что «каждогодно, весною и осенью, при переходе на служение из зимнего в летний и из летнего в зимний собор совершается крестный ход из собора в собор с мощами Святого Благоверного князя Всеволода-Гавриила, ныне осенний крестный ход будет совершен после литургии в воскресенье 28 ноября».

В тот же день городские власти направили секретное предписание милиции «немедленно изъять от священника Куликова разрешение, выданное отделом управления на крестный ход при перенесении мощей завтра, 28 ноября, и объявить им, что по распоряжению ЧК крестный ход с перенесением мощей не разрешен». В марте 1922 года началась кампания по изъятию церковных ценностей. Духовенство, верующие были против изъятия ценностей. Они говорили, что борьба с голодом — только повод для ограбления церквей, на самом деле ценности будут присвоены новой властью или проданы за границу. Комиссия по изъятию ценностей дважды не могла попасть в Троицкий собор, их появление встречало возмущение и бурные протесты верующих. Только когда «комиссии удалось незаметно проникнуть в собор, изъятие всё же было произведено». 4 октября 1922 года в Троицком соборе проходил епархиальный съезд псковского духовенства. На съезд прибыли 80 человек. «Обновленцы» рассчитывали утвердить новую редакцию устава, которая позволила бы им захватить власть в епархии, устранить верных Патриарху Тихону священников, однако их надежды рухнули, Псковская епархия осталась верна Патриарху. 1 июня 1923 года скончался епископ Геннадий (Александр Владимирович Туберозов), защитник Православия, противник «обновленцев». Прощание с ним состоялось 3 июня в Троицком соборе, в подклете которого он похоронен. К этому времени собор был уже захвачен «обновленцами», поддерживавшими новую власть. Согласно документам, управлял собором церковно-приходской совет, а сам собор назывался «Городским». Известно, что «обновленцам» не удалось увлечь за собой верующих. Об этом свидетельствует и письмо совета собора от 15 сентября 1924 года в губернский страховой отдел: «Ввиду несостоятельности совета из-за весьма скудных материальных средств, на которые едва-едва производятся расчеты с причтом, сторожами и острыми нуждами собора» он «категорически отказывается от уплаты за страховку», просил «снять с собора страховку на всё будущее время». В свою очередь, губернский страховой отдел 22 сентября 1924 года сообщал губернскому исполкому, что, «несмотря на все принятые меры, причитающиеся платежи по страховому сбору …внесены в срок не были». Псковский губернский исполком 13 ноября 1924 года принял постановление о расторжении договора «с группой верующих, пользующихся Троицким собором», причина — «неисполнение группой верующих заключенного договора». Собор передан другому обновленческому составу церковно-приходского совета собора.

На заседании Псковского окружного исполкома от 15 декабря 1935 года заслушано ходатайство церковной двадцатки о закрытии Троицкого собора. Ходатайство решено было удовлетворить, «здание собора передать в ведение музея для организации филиала музея (антирелигиозного)». В 1938 году в соборе был открыт антирелигиозный музей. В соборе установили маятник Фуко, кощунственно выставили мощи святых.

В годы Великой Отечественной войны немцы разрешили Псковской Православной миссии открытие собора. Троицкий собор стал первым храмом, открытым старанием митрополита Виленского и Литовского, экзарха Латвии и Эстонии Сергия на Псковской земле. Службы шли каждый день утром и вечером, и храм всегда был полон народа. Провозгласив на оккупированной земле «религиозную свободу», фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но храмы стали центрами возрождения православия и русского национального самосознания.

1 января 1942 года в качестве пропаганды оккупанты организовали передачу собору Тихвинской иконы Божией Матери, спасенной из горящего храма в Тихвине. Однако протоиерей Георгий Бенигсен в присутствии немецкого командования в своей проповеди говорил о подвиге Александра Невского, освободившего Псков и Новгород от захватчиков. В пасхальную ночь 1943 года собор был переполнен молящимися, среди которых было много молодёжи. Службу возглавил экзарх митрополит Сергий, который своей проповедью вызвал у собравшихся слёзы умиления и радости. Эта служба транслировалась по радио. 21 ноября 1943 года состоялся грандиозный крестный ход с мощами святого Всеволода-Гавриила, участники крестного хода несли чудотворную икону Божией Матери, хоругви, кресты. В 1944 году мощи псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Николая Христа ради юродивого и преподобного Иоасафа, игумена Снетогорского приносились в Рижский Троицкий собор. Оккупанты сами себя разоблачили как врагов православия, русской культуры. Прикрывая свою агрессию именем Бога, они методично разрушали город, не щадили древних построек, в том числе храмов. Спешно удирая от наступающих советских войск, они заминировали Троицкий собор. Мины-сюрпризы они установили даже у Царских врат. При разминировании собора погибли сапёры, был поврежден нижний ярус иконостаса. Взрыв мин, установленных в других частях собора, сапёрам удалось предотвратить.

После Великой Отечественной войны необходимые ремонтно-реставрационные работы в соборе проведены на церковные средства под руководством Юрия Павловича Спегальского. В официальных отчетах особо подчеркивалось, что «В плане работ на 1946 год Троицкий собор не числился». Впервые после 1917 года в Троицком соборе встречали 23 июля 1946 года высокого гостя — Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Многочисленные толпы народа с цветами пришли приветствовать Патриарха, от верующих по русскому обычаю ему были поднесены хлеб-соль. Патриарх освятил вновь открытый в годы войны собор.

Директор краеведческого музея в докладной записке в областной комитет КПСС от 18 апреля 1962 года предлагал вновь превратить храм в музей под названием «Дом научно-технической пропаганды». Предлагалось вернуть в собор маятник Фуко, «оставив иконостас, оставить на месте мощи, оборудовать планетарий, создать выставочный зал». Однако закрыть собор советские власти не решились, он оставался действующим. Потом наступили другие времена. В 80-е годы XX века вновь освящен придел Святого Серафима Саровского, всё убранство придела выполнено по проекту архитектора С. П. Михайлова. Утраченная к этому времени часть изразцов снаружи восполнена петербургскими керамистами Е. Перлом и В. Цивиным.

В 1992 году в стране на государственном уровне широко отмечалось 750-летие Ледового побоища — победы князя Александра Невского на Чудском озере над псами-рыцарями. Центром празднования стал Псков. Для участия в торжествах в Псков 27 мая 1992 года приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По традиции визит на Псковскую землю Патриарх начал с посещения Троицкого собора. От привезённой им неугасимой лампады с благодатным огнем, полученным в Иерусалиме на Гробе Господнем в Великую субботу, были возжжены храмовые светильники. Первым из областных городов благодатный огонь получил Псков. 30 мая 1992 года Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Троицком соборе, а на следующий день — Божественную литургию, которая завершила церковное празднование 750-летия Ледового побоища.

В Дни славянской письменности и культуры, которые в 1999 году отмечались в Пскове, 24 мая на стене собора открыта памятная доска, посвященная Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, составителям славянской азбуки. Доска выполнена и подарена Пскову скульптором В. М. Клыковым. 14 марта 2000 года Псков в Троицком соборе прощался с воинами легендарной 6-й роты, погибшими в Чечне. Отпевание воинов, отдавших свои жизни за нашу Родину, за Русь единую и неделимую, возглавил архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. 2 августа 2000 года в Свято-Троицком соборе архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий приветствовал Президента России В. В. Путина. Не нарушая многовековой традиции. Президент начал свое посещение Пскова с поклонения святыням Троицкого собора. В 2003 году в Троицком соборе состоялось прославление первых священномучеников Псковской земли XX столетия: пресвитера Александра Любимова и диакона Владимира Двинского.

В настоящее время кроме главного храма в соборе пять приделов: Казанской иконы Божией Матери, святой равноапостольной княгини Ольги, благоверного Князя Александра Невского, благоверного князя Всеволода-Гаврила и преподобного Серафима Саровского.

Святыни Свято-Троицкого собора.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *