Троицкий собор в Москве

Храм Живоначальной Троицы в Москве (подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры)

Дата создания: начало XVII в. Описание:

Сретенское благочиние Московской городской епархии

История

В 1609 г. по указу царя Василия Ивановича Шуйского Свято-Троицкой Сергиевой лавре был пожалован земельный участок в Москве на берегу реки Неглинной в память о героическом стоянии Лавры за веру и Отечество в Смутное время польско-литовского разорения.

Первое упоминание о Троицком подворье и деревянном храме Живоначальной Троицы относится к 1638 г. В 1696 г. на территории подворья возводится каменный Троицкий храм.

В 1766 году настоятелем Лавры становится наставник наследника престола Павла I архимандрит Платон (Левшин; †1812) — будущий митрополит Московский и Коломенский. С этого времени он активно принимается за благоустройство Троицкого подворья: в 1767 г. построено здание Митрополичьих палат (арх. Василий Яковлев) с домовым храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

С 1815 по 1923 г. подворье являлось постоянной резиденцией московских митрополитов. 46 лет (с 1821 по 1867 год) прожил на подворье святитель Филарет (Дроздов; †1867).

С 1868 года подворье становится резиденцией святителя Иннокентия (Вениаминова-Попова; †1879), митрополита Московского и Коломенского, в 1879-82 гг. здесь проживает митрополит Московский Макарий (Булгаков).

В разные годы своего земного служения посещали это место и проживали здесь святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867), священномученик Владимир (Богоявленский; †1918), святитель Макарий (Невский; †1926).

На Троицкое подворье 5 ноября 1917 г. будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир принес митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину; †1925) весть об избрании его на Патриарший престол. В 1917-22 гг. Митрополичьи палаты подворья становятся резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Тихона, арестованного в мае 1922 г.

В 1922 г. подворье было упразднено, здания переданы обновленцам, затем светским учреждениям.

В 1992 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II деятельность подворья была возобновлена. Настоятелем назначен иеромонах Лонгин (Корчагин).

24 июля 1993 г., в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, состоялась первая Литургия в храме Живоначальной Троицы — во Владимирском приделе. 1 мая 1994 г., на Пасху, была совершена первая Литургия в центральном приделе Троицкого храма. В том же году на колокольне храма были установлены колокола.

В середине 1990-х гг. подворью возвращено здание Митрополичьих палат.

15 апреля 2000 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма Живоначальной Троицы.

23 июня 2011 г. была совершена первая Литургия в отреставрированном домовом храме в честь Первосвятителей Московских, расположенном в Митрополичьих палатах.

Храмы подворья

  • храм Троицы Живоначальной с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и прпп. Сергия и Никона Радонежских;
  • домовый храм Первосвятителей Московских при Митрополичьих палатах.

Богослужение

Полунощница ежедневно по будням в 6.30, Литургия в 8.00. По воскресным и праздничным дням Литургия в 7.00 и 9.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 129090, г. Москва, 2-й Троицкий пер., д. 6, стр. 9 Телефон: +7 (495) 684-31-64 Web-сайт: www.lavra-podvorie.ru E-mail: mpstsl@gmail.com Родительская организация: Свято-Троицкая Сергиева лавра Настоятель: Стефан, архимандрит (Тараканов Сергей Иванович)

Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области. Здесь действует Московская Духовная академия. В Свято-Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского. В 1993 году ансамбль монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь при Сергии Радонежском

В 1337 году инок Варфоломей вместе с братом Стефаном поселились на холме Маковец, находившимся недалеко от Радонежа. Здесь они выстроили бревенчатую келью и Троицкую церковь. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Некоторое время Варфоломей жил один, но постепенно слух о молодом отшельнике начал распространяться в монашеской среде. К нему начали приходить иноки, желавшие разделить с ним духовный подвиг. Пустынь разрасталась. Варфоломей, постриженный в монахи игуменом Митрофаном и получивший имя Сергий, стал игуменом нового монастыря в 1354 году. Тогда же он был рукоположен в сан священника епископом Волынским Афанасием. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором иноки жили отдельно и устраивались согласно своим личным средствам. Общежительный монастырь (киновия) был устроен иначе. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которые отказывались от личной собственности. Всем распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Насельники жили одинаково, одинаково ели и одевались. Различие было только в степени подвижничества каждого из них. Сергий и его ближайшие ученики основали десятки новых монастырей-киновий.

Постепенно Троицкий монастырь становился центром духовной жизни страны. Именно сюда в 1380 году приехал князь Дмитрий Донской для благословения на Куликовскую битву. Иноки монастыря Ослябя и Пересвет, присоединившиеся к походу князя, прославились своей храбростью. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в Троицком храме.

XV-XVII века

Новым игуменом стал ученик Сергия Никон Радонежский. В 1408 году обитель пострадала от набега татар хана Едигея, устремившегося в поход на Москву. После этого монастырь восстанавливался. В 1422-1423 годах на месте старого деревянного был построен новый белокаменный Троицкий собор. При его возведении были обретены мощи св. Сергия. Храм расписывали знаменитые иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев, специально для нового собора создавший легендарную «Троицу». В 1469 году была построена каменная трапезная. В 1476 году к востоку от Троицкого собора псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Св. Духа на апостолов.

Монастырь почитался московскими князьями. Здесь они совершали молебны по случаю важных событий, здесь крестили наследников престола (например, в 1530 году в монастыре был крещен будущий царь Иван Грозный).

В 1540-1550-е годы обитель опоясали крепостные стены с 12 башнями общей протяженностью 1370 м. Современный вид они приобрели в XVII веке. В 1559-1585 годах создавался Успенский собор. В 1684 году в нем появились фрески, а в 1780 году на месте западной паперти собора была устроена усыпальница Годуновых.

К концу XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим в стране.

В 1608-1610 годах, во время Смуты, обитель пережила осаду польско-литовских войск. Об этом событии повествует «Сказание Авраама Палицына», бывшего монастырским келарем. Монастырь внес большой вклад в деятельность Второго ополчения Минина и Пожарского. После Смуты монастырь восстанавливался. В 1635-1638 годах напротив Успенского собора появился комплекс казначейского корпуса и больничных палат с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1682-1692 годах в стиле «нарышкинского» барокко была возведена трапезная с храмом прп. Сергия Радонежского В 1692-1699 годах был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Также в конце XVII века были созданы Царские чертоги и Надкладезная часовня.

В 1688 году Троицкий монастырь получил статус ставропигиального.

В 1689 году в нем укрылся от царевны Софьи царь Петр I. Отсюда он выехал уже полноправный правителем, здесь же пытали сторонников Софьи.

XVIII-XIX века

В 1738 году управление обителью было передано Духовному совету. В 1742 году здесь была открыта духовная семинария. В 1744 году монастырь получил почетный статус Лавры, его главой теперь был митрополит Московский.

В 1734 году над гробом прп. Михея Радонежского была возведена церковь. В 1746-1748 годах появилась церковь Смоленской иконы Богоматери, выполненная в стиле елизаветинского барокко. К лучшим памятникам русского зодчества XVIII века относится пятиярусная колокольня (1741-1770), занявшая одно из центральных мест архитектурного ансамбля лавры.

В XVIII-XIX веках обитель стала одной из самых богатых в России, чему способствовали обильные пожертвования и торговля, которую вели монахи. Также лавра являлась образовательным и культурным центром. В 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия.

В 1895 году в монастыре был построен больнично-богадельный корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника. В настоящее время здесь находится Московская духовная семинария.

XX-XXI века

С 1905 года в лавре существовала своя типография, лавки и мастерские. В самом Сергиевом Посаде ей принадлежали две гостиницы. К лавре были приписаны малые монастыри и скиты.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, монастырь стал трудовой артелью. В следующем году его монахи были переселены в Черниговский скит, Московская Духовная академия была распущена. В 1920 году лавра превратилась в историко-архитектурный музей. Также на территории обители до 1953 года располагался Загорский учительский институт.

Еще в 1918 году была создана комиссия по охране памятников искусств и старины Троице-Сергиевой лавры. Тогда же предпринимались первые попытки реставрации, возобновленные в 1920-1930-е годы. В 1940 году памятники лавры вошли в Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Реставрационные работы велись вплоть до 1970-х годов. Они проводились и в 1990-2000-е годы. В 1993 году ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Духовная жизнь в лавре возобновилась в 1946 году, новым настоятелем стал патриарх Алексий I (до 1983 года обитель была основным местом пребывания патриархов). Тогда же в Свято-Троицкий собор были перенесены мощи Сергия Радонежского, которые с 1919 года были экспонатом музея. В 1949 году в стенах лавры вновь заработала Московская Духовная академия. В 1959 году был принят новый устав монастыря. В лавре проходили Поместные церковные соборы 1971, 1988, 1990 годов.

С 1988 года и по настоящее время наместником Троице-Сергиевой лавры является архиепископ Феогност (Гузиков). Настоятель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас в монастыре подвизается около 200 монахов. При нем действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.

Издавна Клинская земля, своей удивительной красотой ландшафта холмистой местности, поросшей вековыми елями, сосняком и берёзами, изобилующая речушками и родниками, привлекала не только дворян и богатых помещиков, но и поэтов, композиторов, художников. Самые известные из этой плеяды: князья Пожарский Д. М., Меньшиков А. Д., Татищев А. Д., имели здесь родовые поместья, учёные Менделеев Д. И., Усагин И. Ф., Тимирязев К. А., композиторы: Чайковский П. И., Алябьев А. А., Балакирев М. А., Танеев С. И., писатель Салтыков-Щедрин М. Е. поэт Блок А. А., художники Перов В. Г. , Корин А. М., посетив этот край остались жить и творить в нём до конца своих земных дней. Поистине великолепна природа Клинского района – этой маленькой «Русской Швейцарии».

Перов В. Г. «Ботаник»

Здесь на высоком холме среди живописных лесов и лугов в 18-ти километрах от подмосковного Клина расположилось село Троицкое взявшее свое название от храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Храм был возведён у въезда село на самом высоком месте. Раньше храм был виден издалека каждому проезжающему по дороге из Клина в сторону Истры. Ныне разросшийся лес закрыл руины былого храма, да и высокая колокольня была взорвана во время отступления от Москвы фашистских захватчиков.

Корин А. М. «Поле. Троицкая церковь».

Село Троицкое поселение древнее. Есть основания с большой вероятностью предполагать, что первый деревянный храм-часовня был разорён и сожжен, как и всё село в «смутное время». Во всяком случае, первые упоминания о сельце Троицком, превращенным в пустошь в летописных источниках относятся к 1624 году и числится оно за домом Тверского Архиерея.

В 1678 упоминается оно уже как сельцо Троицкое, а в 1715 «деревня, что было сельцо Троицкое». 1767 г. в источниках снова упомянуто как «владение Коллегии экономии, ранее дому Тверского архиерея с часовней, что была церковь и кладбищем».

Корин А. М. «Зима. Вид на Троицкую церковь». 1911 г.

В 1794 г. на месте старого деревянного храма был выстроен каменный. Храм построен на средства владельца усадьбы Троицкое отставного генерала Ивана Ефимовича Кислинского. Церковь представляла собой ротонду с боковыми двухколонными портиками и световым барабаном. Подобный тип храма был весьма распространённым в конце XVIII века в усадебном строительстве.

Лето 1998 года

В 1868 году к нему были пристроены тёплая трапезная с двумя приделами и трёхъярусная колокольня в стиле позднего классицизма. Здесь были устроены пределы: основной в честь Святой Троицы, предел Святого Иоанна Воина и предел Прп. Сергия Радонежского и Св. Вел. Екатерины.

Март 2007


В 1884 году храм был расписан. В центре сводов помещались лепные розетки. На окнах, под белокаменными карнизами, профилированные штукатурные наличники и кованные решётки. Пол в трапезной части был выложен метлахской плиткой. В этом виде он сохранился до конца 30 -х годов XX века.

В 1934 году храм был закрыт безбожной властью. Во время Великой Отечественной Войны село Троицкое на две недели было захвачено фашистами. При контрнаступлении советских войск под Москвой в декабре 1941 года село было освобождено в ходе ожесточенных боев. На колокольне Храма, занимающего господствующую высоту, обосновался фашистский пулеметный расчет. При обстреле деревни применили тяжелую артиллерию, была уничтожена колокольня, алтарная часть и купол храма.

Фотография сделана 17 июня 1979 г.

В послевоенное время XX века храм продолжал разрушаться. Белокоменную ротонду разобрали и материал пустили для строительства новой дороги.

В конце 1950 года от Храма остался полуразрушенный кирпичный четверик трапезной, в котором с 1970 по 1976 год находилась стеклодувная мастерская, затем склад. После закрытия мастерской, здание было брошено на разорение как и большинство Храмов России.

Лето 2005 года

Как уже говорилось выше, за время советской власти Троицкий храм, последним настоятелем которого являлся священномученик Петр, был разрушен, остались лишь сильно повреждённые стены, но сегодня церковно-приходская жизнь деревни Троицкое постепенно возрождается. Богослужения возобновились в деревянном здании бывшей сельской библиотеки, отданной приходу и перестроенной под православный храм.

7 мая 1999 года в селе Троицком вновь образован православный приход Московской Епархии Русской Православной церкви.

10 октября 2012 года Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Троицкого Храма с. Троицкое назначается священник Михаил Кириллов. С этого времени о. Михаил совмещает священническое служение в Тихоновском храме г. Клин с духовным окормлением Троицкого прихода. Основная задача была направлена на восстановление богослужебной деятельности прихода.

Под летний храм было отремонтировано здание бывшей библиотеки, в котором с 2012 по 2015 года совершались Богослужения по Двунадесятым и Великим праздникам, а так же в родительские Субботы. В этот период была проведена реконструкция здания 1938 года постройки, полностью отремонтирована его кровля, расширено внутренне пространство, установлен иконостас.

В 2014 году в с. Троицком была совершена первая после восьмидесятилетнего перерыва Божественная Литургия собором священников в сослужении благочинного, на престольный праздник в День Святого Духа. У восточной стены Храма установлен поклонный крест. В 2016 году приход Троицкого храма получил свой антиминс и Богослужения стали более регулярными.

Сейчас здание каменного Храма находится в аварийном состоянии, срочно необходимы работы по консервации и реставрации, это требует не малых финансовых затрат.

На нашей памяти восстановление Храмов из руин, в которые они превратились за 70 лет богоотступничества и безбожия на Великой Руси. В 90-годы XX века во время тяжелого кризиса российский народ вновь обратился к Богу (как впрочем и во все тяжелые времена).

Быстро стали восстанавливаться Храмы, монастыри, строиться новые соборы, а главное – начала возрождаться духовная жизнь народа. Основное богатство России – культурное и духовное наследие. Необходимо сохранить то, что осталось и возродить то, что утрачено. Несомненно, современный кризис попущен Господом для нашего духовного подъема, сплочённости и возрождения истинных христианских ценностей. Бог даст, и остатки кладки красного кирпича станут основанием восстановленного Храма в с. Троицкое.

По просьбе прихожан и правнучки священномученика Ирины Дроздовой был разработан и создан иконописный образ священномученика Петра Остроумова, пред которым теперь регулярно совершаются молебны, а в день памяти святого служится Божественная Литургия.

В 2015 году решением комиссии Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь, которую инициировал и возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, разрушенный каменный Троицкий храм был включён в программу по восстановлению.

23 марта 2017 года на общем собрании духовенства Клинского благочиния было принято единогласное решение о восстановлении Троицкого храма силами Благочиния.

Сейчас в Храме каждую субботу совершаются Всенощные бдение, а по воскресеньям — Божественные Литургии. Так же службы совершаются по всем двунадесятым праздникам.

Троицкая церковь построена в 1785—1790 гг. в стиле русского классицизма. Полное название — Церковь Святой Троицы Живоначальной, известна также под названием «Кулич и пасха», которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви выполнен в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи.

Идея придать постройке форму кулича и пасхи принадлежит не архитектору, а заказчику строительства генерал-прокурору А. А. Вяземскому, владельцу села Александровское, места возведения церкви.

Сама церковь, имитирующая кулич, представляет собой ротонду с колоннадой из 16-ти колонн ионического ордера, поддерживающих антаблемент. Венчается низким куполом без подкупольного барабана. Наружные стены выкрашены в жёлто-коричневатый «петербургский» цвет, купол — в зелёный. В интерьере стены круглого зала окрашены в голубой цвет и декорированы пилястрами коринфского ордера, над алтарной апсидой — фигуры парящих ангелов.

Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой четырёхгранную пирамиду, покрытую металлическими листами и разделённую на два яруса. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. Венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом. Несмотря на всю свою оригинальность храм, построенный как усадебный, оказался неудобен для богослужений в качестве приходского. Для увеличения площади храма в 1858 году к входной части был пристроен притвор, а к алтарной − тамбур.

Церковь была одним из немногих храмов Ленинграда, долгое время функционировавших в советское время. 10 октября 1937 года её настоятель протоиерей Леонид Дьяконов был арестован и расстрелян. В марте 1938 года церковь была закрыта и стала использоваться под клуб. При этом всё её убранство было уничтожено; в том числе бесследно пропала икона Святой Троицы, бывшая на протяжении многих лет главной святыней храма.

В 1946 году церковь вновь открылась для богослужений. Торжественное освящение храма совершил 1 июня митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Все святыни, ныне хранящиеся в церкви, собраны из других храмов.

В настоящее время в храме находится особо чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который был перенесён 14 июня 1946 года из Спасо-Преображенского собора.

1 марта 2010 г. Сбербанк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 3 рубля с изображением церкви Святой Троицы («Кулич и Пасха») в серии «Памятники архитектуры России». Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 10000 экземпляров и весом 31,1 грамм.

В 2011 году был надстроен вторым этажом церковный дом, построенный 20-ю годами ранее на месте деревянного сарая.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *