Троицкое подворье в Москве

Адрес: г. Москва, г. Троицк, ул. Солнечная, 1

Настоятель: иерей Николай Степанычев

Главный архитектор: Пустовалов Виктор Михайлович

Главный инженер: Петрова Лидия Антоновна

Главный конструктор: Соколов Виталий Николаевич

Генеральный подрядчик: ЗАО «СМП-1» г.Москва, г.Троицк. Генеральный директор Бирков Алексей Юрьевич

Технадзор: МУП Горстрой г.Москва, г.Троицк. Инженер-технадзора Лепихин Евгений Алексеевич

Заказчик: приход храма

Официальный сайт храма: www.troitskhram.com

Ведется строительство основного храма. Сдача объекта предусмотрена графиком в октябре 2016 года.

Предпроект: Облик храма наследует традиционные черты храмового строительства новгородско-псковского зодчества XV—XVI веков. Храм однокупольный с пристроенной звонницей. Имеет входные паперти с трёх сторон. Габаритные размеры Храма 26,7 х 23,7м (40,2 х 40,57 с папертями). Высота с крестом 30 м. Общая вместимость 800 человек.

На территории комплекса возведен деревянный храм, в котором совершаются регулярные богослужения. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 21.00. Богослужения совершаются в воскресные дни, великие и двунадесятые праздники, а также в дни особо чтимых святых согласно расписанию.

Таинство Крещения совершается по субботам в 12.30 ч. Беседы перед крещением проводятся по субботам в 15.00.

Таинство Венчания совершается по воскресеньям в 12.30 ч. (кроме периода поста) после необходимой подготовки и благословения священника.

История храма

В 2006 году по инициативе жителей города и с благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совместно с городской администрацией начали поиск и оформление земельного участка под строительство храма.

10 апреля 2009 года перед Пасхой было положено начало Троицкому храму – установлен поклонный Крест.

Но в ночь с 10 на 11 апреля Крест спилили. Страшно было смотреть на поруганную святыню! Утром, в Лазареву субботу, Крест был отремонтирован и снова воздвигнут. Но в ночь на Великую субботу, когда на месте будущего храма планировалось первое освящение куличей, Крест спилили второй раз и унесли в лес. Утром опять Крест был установлен и более трехсот человек смогли разделить предпасхальную радость и освятить куличи.

11 июля 2009 года в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских была отслужена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров. Ему сослужили настоятель Троицкого храма священник Вадим Купцов и настоятели близлежащих храмов благочиния. На службе присутствовало около трехсот человек.

Зимой 2009 года построили и освятили звонницу.

За первый год служения в Троицком храме было совершено 213 богослужений: 151 Божественная литургия, 22 крещения, 39 отпеваний и 3 венчания.

К осени 2010 деревянный храм уже не вмещал всех желающих и пришлось пристраивать к первоначальному срубу два придела, которые почти вдвое увеличили площадь храма.

6 декабря 2010 года в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского и свт. Митрофана, еп. Воронежского митрополит Ювеналий совершил чин освящения закладного камня будущего каменного храма.

Проект Троицкого храма выполнен архитектором Пустоваловым В.М. Облик храма наследует традиционные черты храмового строительства новгородско-псковского зодчества XV—XVI веков.

А в сентябре 2011 года с Божией помощью началось его строительство.

Налаживается и приходская жизнь:

— весной 2011 года начали работать миссионерская и паломническая службы;

— 9 Мая провела свою первую акцию служба милосердия, посетив и поздравив ветеранов ВОВ;

— с декабря 2010 года выпускается приходская газета «Православный Троицк»;

— сделан сайт;

— построен небольшой деревянный дом, в котором с октября 2011 года ведутся занятия Воскресной школы для детей и взрослых;

— с января 2012 года два раза в месяц на городском радио силами прихода готовится и выпускается передача «Русь Святая».

Храм открыт ежедневно с 7.00 до 21.00.

Община Троицкого храм имеет два приписных больничных храма:

— храм в честь блж. Матроны Московской, который был построен силами прихода в здании Троицкой центральной городской больницы (открыт ежедневно, в храме регулярно совершаются богослужения);

— храм в честь прмц. Елисаветы в Троицкой больнице РАН.

Храм Живоначальной Троицы село Троицкое

Первое упоминание о Храме Святой Троицы в селе Троицкое относится к 1675 г. Именно тогда, по названию церкви, существовавшая на этом месте деревня была переименована в село Троицкое. В 1682 г. село по Государеву указу было куплено в Хлебный приказ и пожаловано Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. К этому времени относится первое описание внешнего вида церкви: «…деревянная, клецки, крыта тесом, о трех главах». Впоследствии церковь перестраивалась, а несколько позже был отстроен новый белокаменный храм.
В 50-х гг. ХIХ в. к деревянной церкви на средства местного фабриканта П.Г. Цурикова была пристроена и обшита тесом колокольня.
Каменный Троицкий храм был заложен в 1904 г. попечением директора и кандидата прав товарищества Ивановской фабрики Сергеем Максимовичем Поповым и другими благодетелями. В 1913 г. храм был освящен при настоятельстве свящ. Василия (Лебедева). Божьим Промыслом в храме не прекращались богослужения: и в тяжелые для Церкви времена: и в послереволюционные годы, и во время немецко-фашистской оккупации, и во время Хрущевских гонений на Церковь.
В ноябре 1937г. был арестован и приговорен к десяти годам заключения священник Иоанн Орлов, погибший в Мариинском лагере НКВД. Вместе с ним были арестованы по тому же оговору диакон Петр (Троицкий) и староста храма Михаил (Строев), которые погибли в 1938г. В декабре 2002г. священник Иоанн Орлов и диакон Петр Троицкий и Михаил Строев были причислены к лику святых.
Местно чтимой иконой храма является икона Божией Матери «Скоропослушница», от которой по молитвам прихожане получают множество чудесных исцелений и помощи в нуждах.
Настоятель храма Святой Троицы протоиерей Анатолий Игнашов.

Фотографии

Приписные храмы и часовни

Церковь Троицы в Троицкой слободе

Местность, где находилось Троицкое подворье, изначально относилась к соседнему селу Напрудному, затем здесь жили переяславские ямщики, пока в начале XVII века земля не была пожалована Троице-Сергиеву монастырю – так возникла Троицкая чёрная слобода. В ней и появилась около 1631 года деревянная церковь во имя святой Троицы с приделом святых Сергия и Никона Радонежских – выбор посвящения для престолов объяснялся взаимосвязью с монастырём. После ещё нескольких деревянных церквей, сменявших друг друга, в 1696 году появился каменный храм. Но и он ещё раз оказался перестроен после того как в 1726 году рухнула глава. В результате церковь получила неодинаковую обработку в силу архитектурной моды разных времён.

Трапезная и основной четверик церкви декорированы окнами с наличниками «нарышкинского барокко», украшенными завитками и гребнями. В то же время восьмерик, венчающий главный храм, выполнен чуть позднее (после обрушения главы) и поэтому выдержан в европейском варианте барокко: наличники окон украшены рокайлями и от этого выглядят ещё пышнее. Восьмигранный рус звона колокольни увенчан вытянутым шпилем. В дальнейшем облик церкви кардинально не менялся, за исключением расширения трапезной в 1851 году для создания придела Владимирской иконы Божией Матери.

В XIX – начале ХХ века на Троицком подворье находилась резиденция архиереев, возглавлявших Московскую епархию. С 1917 по 1922 год здесь жил патриарх Тихон, но после его ареста власти отдали территорию его противникам – «обновленцам». Однако они служили здесь недолго: в конце 1920-х годов Троицкая церковь была закрыта. После этого в здании располагались различные конторы, затем появилось монтажное управление. С конца 1970-х годов церковь хорошо видна со стороны Олимпийского проспекта – это произошло в результате сноса большей части исторической Троицкой слободы с её деревянными домами. Потом храм использовал Московский симфонический оркестр. Несмотря на смену пользователей, облик церкви в целом сохранился нетронутым, в интерьерах осталась богатая барочная обработка – лепные картуши и клейма для икон. С 1993 года территория постепенно передавалась церковной общине, позже при храме было воссоздано подворье Троице-Сергиевой лавры.

Троицкие церкви старой Москвы

В старой Москве стояло множество Троицких церквей, связанных с выдающимися делами и именами русской истории. Троицкими были домовая церковь в Странноприимном доме Шереметева, (ныне НИИ Скорой помощи им. Склифосовского) и храм в его усадьбе Останкино, сохранившийся до наших дней. Во имя Живоначальной Троицы освящен один из придельных храмов в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Святой Троице посвящены главные престолы многих московских храмов, известных по приделам, например, в Сергиевской церкви Рогожской слободы или в Никольской церкви на Берсеневке.

Праздник Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название праздника этого великого церковного торжества – Пятидесятница. В этот день состоялось Сошествие Святого Духа на Апостолов, и было положено начало основанию Церкви Христовой.

Праздник посвящен Святой Троице, поскольку Сошествие Святого Духа на Апостолов явило образ Триипостасного Бога и Божественное спасение мира: Бог-Отец сотворил мир, Бог-Сын спас род человеческий Искуплением, а Бог Святой Дух, исходящий от Отца, освящает мир, осеняет Церковь и дарует разумение и силу христианской проповеди по всему свету.

В этот день впервые после Пасхи молящиеся в храме вновь становятся на колени.

Храм во имя Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах Одна из сохранившихся и ныне действующих Троицких церквей притаилась на Воробьевых горах – она хорошо известна посетителям смотровой площадки перед Главным зданием МГУ и пассажирам, переезжающим Москву-реку по метромосту. Эта церквушка белеет на фоне густых крон Воробьевых гор, как на узорчатом ковре, особенно осенью, а в ясную погоду сверкают золотом ее маленькие главки – и такой крохотной она кажется рядом с исполином-университетом. Еще совсем недавно были предложения отдать этот храм Московскому университету под домовую церковь, – так пытались уберечь в стенах его собственной домовой церкви на Моховой студенческий театр МГУ. И никто не задумывался, как столь многочисленные прихожане смогли бы уместиться в стенах маленькой старой церкви на том же праздновании Татьяниного дня.

Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.

Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.

А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования – прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.

Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга – их первая «великая стройка».

Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2–3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И. Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.

Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.

А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла – величественного здания Дворца Советов», – писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.

Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х – начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.

Храм Живоначальной Троицы в Листах Среди других московских Троицких церквей замечательна своей историей красивая и стройная церковь Святой Троицы в Листах, на углу Сретенки и Сухаревской площади. Храм на этом месте известен с 1635 года, а его сохранившееся здание было построено после 1661 г. При царе Алексее Михайловиче здесь поблизости разместился стрелецкий полк, и из Дворцового приказа царь пожаловал стрельцам 150 тысяч кирпичей на постройку храма – за поимку и привод в Москву Степана Разина.

В конце XVII века стрелецкий полк возглавлял Л. Сухарев, в честь которого при Петре I рядом была возведена знаменитая Сухарева башня, – за то, что Сухаревский полк остался верным молодому царю во время бунта. В 1689 году Петр жаловал стрельцам 700 рублей и на ремонт Троицкой церкви за поимку бунтовщика Федора Шакловитого.

В Москве этот храм славился еще и тем, что около него продавали лучший в городе бергамотный табак, который по особому, никому не известному рецепту изготовлял церковный пономарь. Однажды за таким изысканным табаком на Трубную площадь пришел француз Оливье и познакомился там с одним из братьев Пеговых, тоже страстным любителем бергамотного табака. Знакомство состоялось с успехом, и вскоре на Трубной Пегов приобрел участок земли и открыл ресторан «Эрмитаж», которым стал заведовать кулинар Оливье, автор знаменитого салата. В этом любимом ресторане московские студенты ежегодно отмечали свой Татьянин день.

И еще одна бело-голубая Троицкая церковь в Серебряниках находится на маленькой Яузской улице между Солянкой и Котельниками – прямо напротив местной «высотки». В XVII веке здесь находился Денежный двор, где чеканили серебряную царскую монету и жили мастера – серебряники. Отсюда и происходит название местности. Церковь появилась здесь еще до Романовых, а в 1781 году была перестроена известным московским архитектором К.И.Бланком. Она интересна тем, что в 1768 году ее колокольню построил на свои средства прапрадед жены Пушкина, Афанасий Гончаров, имевший рядом собственную усадьбу и полотняную фабрику. В этой колокольне Гончаров устроил маленькую придельную церковь в имя св. Иоанна Предтечи на поминовение родителей. Существует версия, что гончаровская колокольня сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, а другая полагает, что Бланк разобрал старую колокольню и выстроил новую, современную. Раньше на ней находились еще башенные часы с курантами, – то есть с боем. Примечательно и то, что именно в этом котельническом Троицком храме на рубеже XIX – XX столетий впервые применили электричество для освещения богослужения: в церковных паникадилах были устроены маленькие электрические лампочки.

Из разрушенных Троицких церквей помянем храм, имевший старомосковское название на Капельках, стоявший на 1- Мещанской улице (в советское время – Проспект Мира). Легенда гласит, что будто бы в старину здесь был обыкновенный московский кабак – кружечный двор или, как говорили в Москве, кружало. Целовальник же, его хозяин, был очень набожным человеком и задумал обновить старую местную церковь – он стал просить каждого гостя своего слить капельку из своей рюмки на храм. Прослышал о том Петр и сам пожаловал к целовальнику. Тот не узнал царя и тоже попросил его слить капельку. Царь спросил его, зачем он это просит, и старик целовальник ответил ему, что собирает на церковь по капле. Петр пожертвовал ему денег, и так появилась новая Троицкая церковь на Капельках.

Историки объясняют этот старомосковский топоним по-другому, так как церковь называлась «что на Капле» еще в 1625 году – задолго до рождения царя Петра I. Согласно научным выводам, название произошло от имени местного ручья Коптелка, или же от маленькой речки Капли, притока реки Напрудной, которая поставляла воду в знаменитые местные пруды дворцовой Напрудной слободы, где была в глубокой древности выстроена уцелевшая Трифоновская церковь (см. 14 февраля).

Интересно то, что в судьбе Троицкой церкви на Мещанской действительно принимал участие Петр I. В 1708 году старый деревянный храм сгорел, и повелением царя возвели новый всего за 4 года, – сама императрица Екатерина, супруга Петра, пожертвовала на него средства.

В 1931–1933 году церковь Троицы на Капельках снесли, и выстроили на ее месте обыкновенный жилой дом.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *