Царь соломон икона

 МУДРОСТЬ УМА

Мнящийся быть мудрым ум есть облако безводное, носимое ветрами тщеславия и гордости.

Авва Фалассий

Пророк Моисей Боговидец

И дал Бог Соломону мудрость, великий разум, и обширный ум

И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его (3Цар.4:29-34).

Мудрость царя Соломона

Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что ты хочешь, Я дам тебе».

«Господи!» — ответил Соломон, — «Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим». Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».

Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».

Суд царя Соломона

Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его»! Другая же напротив говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей ни мне». Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать». Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.

Святой Антоний Великий

Умен тот, кто Богу угождает

Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа — умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми.

Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни.

Чья душа действительно умна и добродетельна, — это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид. Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник, затворяет входы для злых и срамных помышлений.

Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит немного — и только нужное и Богу угодное.

Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя, но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и (главное) сильным желанием доброго дела.

Преподобный Исаак Сирин

Кто чист в душе и непорочен в образе жизни…

Если желаешь знать человеческие тайны и не достиг еще до того, чтоб узнавать по духу, дознаешь по речам, образу жизни, и расположениям каждого. Кто чист в душе и непорочен в образе жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом. А у кого сердце наполнено страстями, у того ими же и язык приводится в движение. Если станет он говорить и о духовном, то будет рассуждать под влиянием страсти. Мудрый замечает такого человека при первой встрече, и чистый обоняет его зловоние.

Откуда человек дознает, что приял он мудрость от Духа?

От самой мудрости, которая в сокровенности его и в чувствах учит его смиренным нравам, и в уме его открывается ему, как приемлется смирение.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Умен тот, кто последует мужам мудрым в Божественных вещах

Всякий, мнящийся быть мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божий и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего буиим, и вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость. Ибо кто так поступает и с неколеблющеюся верою последует мужам мудрым в Божественных вещах, тот, будучи ими руководим, вместе с ними входит в град Бога Живого, и Духом Святым наставляемый и просвещаемый, видит и познает то, чего никто из других людей видеть и познать не может. Так делается он богонаученным.

Преподобный Ефрем Сирин

Не скорби, невежда, что ум твой не подкреплен наукой

Истинная мудрость делает все по Богу.

Не умудряйся по ветхому человеку, ибо написано: кто хочет мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает (1 Кор. 3:18).

Путь Господень — первый путь, им шествуют мудрые, а кто не сим путем ходит, тот блуждает в неисходных бедствиях.

Мудрые никогда не отступают от Слова Божия, потому что оно источник благ, изливающийся из учений Его.

Не скорби, невежда, что ум твой не подкреплен наукой, жизнь твоя может сделать тебя столько мудрым, что самая простота твоя в состоянии будет умудрить и разумных.

Святитель Григорий Богослов

Мудрый ум отражает от себя все вредное

Сведущий кормчий избежит девятого вала, а ум, обогащенный мудрыми мыслями, спасется от всякой беды.

Большая наковальня не боится стука, и мудрый ум отражает от себя все вредное.

Преподобный Максим Исповедник

Христианин умудряется заповедями, догматами и верою

Ум действует по естеству своему, когда содержит страсти в покорности, созерцает значение всего сущего и пребывает с Богом. Христианин умудряется сими тремя путями: заповедями, догматами и верою. Заповеди отрешают ум от страстей, догматы вводят его в познание Сущего, а вера – в созерцание Троицы. Нет души более досточестной, чем та, которая по естеству разумна. Бог яко Благой, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижною (свободною). Потом каждая по произволению своему или честь избирает, или бесчестие наживает произвольно, делами своими.

Преподобный Марк Подвижник

В чем состоит мудрость

Мудрость состоит не в том только, чтобы знать истину в естественной последовательности, но и в том, чтобы от обижающих нас переносить зло, как свое собственное (как заслуженное). Опыт показал, что которые оставались с одним первым знанием, те возносились гордостью, а которые достигали второго, те стяжавали смиренномудрие.

Преподобный Григорий Синаит

Истинный любомудрец тот, кто познал Творца и уразумел сущее и Божественное

Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и Божественное; не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском любомудрии, паче же в боголюбии.

28. Мудрый царь Соломон

«Проси, что дать тебе». В царствование Соломона, сына Давида, вся страна наслаждалась миром и благополучием. Это время называют “золотым веком” Израиля.

Вскоре после того, как Соломон стал царем, он принес богатую жертву Яхве. Ночью царю приснился Бог, который сказал ему: “Проси, что дать тебе”. Соломон горячо поблагодарил Господа за все милости, дарованные ему самому и его отцу Давиду, и попросил: “Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло”. Богу очень понравилась скромность нового царя и Он сказал: “За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и не будет после тебя. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои”. К этому Бог добавил, если Соломон будет во всем следовать примеру своего отца Давида, то проживет долгую и счастливую жизнь.

«Отдайте ей этого ребенка живого». Проснувшись, Соломон вновь совершил пышное жертвоприношение и устроил богатый пир. Но во время пира произошло неожиданное событие: пришли две женщины с крохотным ребенком и попросили, чтобы царь рассудил их.

Оказалось, что они обе живут в одном доме и обе родили по мальчику. Ночью один из мальчиков умер. Его мать проснулась, тихонько взяла себе живого мальчика, а спящей соседке подложила мертвого. Когда утром все обнаружилось, обманщица отказалась отдать сына настоящей матери и утверждала, что это ее собственный ребенок. Они продолжали препираться и перед царем, так что невозможно было понять, кто говорит правду, а кто лжет.

Тогда царь приказал принести меч и сказал: “Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой”. Одна женщина в ужасе взмолилась: “О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!” Другая спокойно сказала: “Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите”.

Царь указал на ту, которая умоляла пощадить ребенка, и произнес: “Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его; она его мать”.

С тех пор в Израиле стали бояться Соломона, так как убедились, что от его мудрости не скроется ничто.

Храм Господень. На четвертом году царствования Соломон послал людей к другу своего отца, тирскому царю Хираму, с просьбой помочь в постройке дома для Господа. Соломон заключил союз с Хирамом, и они договорились, что Хирам поможет нарубить кедров и кипарисов в ливанских горах, а Соломон будет снабжать его пшеницей и оливковым маслом.

Все взрослые мужчины Израиля трудились над сооружением дома для Бога. Одни под руководством финикийских мастеров рубили деревья, другие добывали камень, третьи строили сам храм, четвертые руководили работой.

Строительство продолжалось семь лет. С виду храм получился не очень большим: длиной в шестьдесят локтей, шириной в двадцать и высотой в тридцать ; но он поражал богатством и красотой убранства. Изнутри дом Яхве был облицован кедром, полы сделаны из кипариса. В глубине храма отгородили специальное помещение, которое называлось “Святое Святых”: для ковчега завета. Наверху простирали могучие крылья два херувима из оливкового дерева. Весь храм был украшен золотыми пластинами и резьбой по дереву, покрытому золотом. Перед Святое Святых протянули золотые цепи. Из золота были сделаны и многие предметы для богослужения.

Возле храма установили отлитое из меди “медное море” — огромный сосуд, напоминавший по форме цветок лилии. От одного края до другого “медное море” имело сто десять локтей, глубину пять локтей. Сосуд был доверху наполнен водой и стоял на двенадцати медных волах. Перед тем, как войти в храм, священники мыли в нем руки и ноги.

Предостережение Яхве. Когда в построенный храм был торжественно внесен ковчег завета и Соломон обратился к Богу, прося его милости для народа Израиля и для себя самого, Бог явился ему вновь, похвалил храм и подтвердил: если израильтяне и сам Соломон будут поклоняться только Ему, то потомки Давида будут вечно править Израилем. Дальше Яхве грозно предупредил: “Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете, и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме этом высоком всякий, проходящий мимо него, ужаснется и свистнет, и скажет: “За что Господь поступил так с этой землей и с этим храмом?” И скажут: “За то, что они оставили Господа, Бога своего, который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им, и служили им, за это навел на них Господь все это бедствие”.

Дворец Соломона. Царский дворец, построенный при Давиде, показался Соломону старым и тесным, и он решил построить себе новый. Строительство продолжалось тринадцать лет. Дом Соломона получился еще более внушительным, чем дом Яхве: длиной в сто локтей, шириной в пятьдесят и высотой в тридцать. Дворец имел три этажа и был выстроен из огромных каменных плит и кедра. У дворца были две пристройки: крытый двор (крышу поддерживали огромные кедровые столбы) с парадным крыльцом; вторая пристройка предназначалась для вершения судебных дел — там стоял трон, на котором Соломон сидел, когда ему приходилось судить своих подданных.

Внутри дворец был украшен двумястами большими щитами, выкованными из золота, и тремястами золотыми щитами поменьше. В парадном зале на возвышении стоял большой трон из слоновой кости и золота, к нему вели шесть ступеней. Трон охраняли две статуи львов, и еще по два льва дыбились на каждой ступени. Вся посуда во дворце была золотой, даже серебро не употреблялось — оно казалось царю слишком дешевым.

Могущество и богатство Соломона. При Соломоне Израильское царство простиралось от Евфрата до границ Египта. Его покой охраняло сильное войско: тысяча четыреста боевых колесниц, двенадцать тысяч всадников, огромное количество пехоты. Коней и колесницы царь покупал в Египте и Аравии.

Соломон снаряжал торговые корабли в дальние страны: один из кораблей плавал по Красному морю в загадочную страну Офир за золотом, драгоценными камнями и красным деревом ; другой корабль раз в три года отправлялся из Тира по Средиземному морю в далекий Таршиш и привозил оттуда золото, серебро, слоновую кость, даже обезьян и павлинов для царского зверинца. Царь предпочитал не воевать, а торговать со всеми странами. Он был сказочно богат: одного только золота в его сокровищницу поступало 666 талантов в год .

«Прилепи сердце твое к учению». Соломон считался самым мудрым человеком в мире, он знал все обо всем, и послушать его, подивиться его уму приходили люди из ближних и дальних стран. Многие изречения Соломона полезно знать и нам.

Он учил, что только постоянный труд позволяет человеку жить хорошо, а безделье ведет к бедности: “Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложа руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник” .

Царь считал, что человек должен всю жизнь учиться: “Прилепи сердце твое к учению и уши твои — к умным словам”. Именно отношение к знаниям отличает умного от глупца: “Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания”.

Человек должен уметь вести себя и всегда сохранять выдержку: “У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость”. Надо прислушиваться к тому, что говорят о тебе окружающие: “Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота”. В то же время нельзя быть хвастливым: “Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, чужой, а не язык твой”.

Большую роль в жизни играет дружба. Чтобы ее приобрести, надо приветливо относиться к окружающим: “Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным”. Но в дружбе нельзя быть назойливым и надоедать: “Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя”.

Нельзя плохо относиться к людям и делать им зло — дурные поступки в конце концов губят того, кто их делает: “Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится”.

Надо жалеть тех, кому не повезло в жизни и, если есть возможность, помогать им: “Дающий нищему не обеднеет”.

Царица Савская. О мудрости Соломона узнала царица далекого Савского царства, находившегося на юге Аравии. Она тоже была женщиной мудрой, да к тому же любопытной, и решила проверить, действительно ли израильский царь так умен, как о нем говорят.

Через безводную пустыню тяжело нагруженный караван верблюдов отправился в далекую Палестину. Много дней длилось путешествие, и однажды жители Иерусалима увидели пышную процессию, которая направлялась к царскому дворцу.

Соломон принял царицу Савскую, они долго беседовали, царица загадала ему все загадки, какие знала, “и объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей”. Царица, восхищенная умом и обаянием Соломона, роскошью его дворца, красотой его слуг, не смогла больше сдерживаться и воскликнула: “Верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей! Но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не было сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, чем я слышала. Счастливы люди твои и счастливы эти слуги твои, которые всегда стоят перед тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви своей к Израилю, поставил тебя царем творить суд и правду”.

Царица Савская подарила Соломону сто двадцать талантов золота, драгоценные камни и массу благовоний. Соломон не остался в долгу: он вручил царице богатые подарки, и, кроме того, дал все, что ей понравилось и что она попросила. После теплого прощания царица со своими слугами отправилась в обратный путь.

«Полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин». Несмотря на свою мудрость, Соломон не смог сдержать слова, которое он дал Богу — служить только Ему одному. Дело в том, что в древности о могуществе царя судили и по количеству его жен. Соседние правители очень уважали Соломона, даже могущественный египетский фараон счел за честь породниться с ним и отдал за Соломона свою дочь. Кроме египетской царевны, у Соломона было много других жен. По Библии, “полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, и было у него семьсот жен, и развратили жены сердце его. Во время старости Соломоновой жены склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его”. Для своих многочисленных жен-иностранок Соломон выстроил храмы их богов, да и сам стал поклоняться не только Яхве, но и чужеземным божествам.

Гнев Яхве. Тогда разгневанный Яхве сказал Соломону: “За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему. Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его. И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал”.

Так и случилось. Соломон правил сорок лет, как и Давид, а после его смерти единое Израильское царство распалось. Северная часть Палестины сохранила название Израиль, столицей этого государства стал город Самария. На месте южной половины царства Соломона осталось государство, названное Иудеей — по названию племени потомков Иуды, сына Иакова. Столицей Иудеи остался Иерусалим, там правили потомки Давида и Соломона.

Соломон – израильский царь (кратко)

Соломон – израильский царь, прославившийся необычной мудростью и справедливостью. Он является весьма интересной исторической личностью, поэтому краткое исследование его биографии будет очень познавательной для современного общества.

Рождение Соломона и его приход к власти.

Соломон родился в семье израильского царя Давида и его жены Вирсавии. Поскольку он был одним из младших сыновей, то не мог быть прямым наследником царского престола. Давид всегда стремился воспитывать детей в строгости и прививал им любовь к Богу. Поэтому Соломон вырос весьма богобоязненным человеком.
Когда Соломону исполнилось 18 лет, пришло время наследовать престол. По традиции должен быть стать царём народа первый наследник Давида. Поскольку два старших сына Давида трагически погибли, третий сын Адония стал претендовать на роль правителя, так как в это время здоровье Давида ухудшилось, и он не смог полноценно управлять своим народом. Для своих коварных целей Адонию пришлось прибегнуть к разным интригам. Он создал группу людей, с помощью которой хотел совершить свою коронацию. К счастью этого не произошло. Узнав о происках сына, Вирсавия рассказала всё Давиду и напомнила ему о его давно данном обещании сделать следующим царём Израильского народа Соломона. Тогда Давид совершил обряд коронации своего младшего сына и наделил его всей необходимой властью для управления народом. После воцарения Соломон приказал казнить помощника Адонии Иоава.
Через некоторое время после возведения Соломона на престол Давид умер. Смерть отца подтолкнула Адонию ещё раз пойти против его воли. Он решил вступить в брак с одной из его наложниц, поскольку в рамках традиции такой брачный союз может посодействовать его воцарению. Соломон догадался о намерениях своего брата и приказал убить Адонию. На протяжении долгих лет царствования Соломон стремился больше не прибегать к казням.

Правление Соломона.

Ещё в самом начале правления Соломона Бог пожелал испытать его. Во время одного из жертвоприношений Соломону было видение от Бога. В этом видении Всевышний даёт возможность новому царю просить у Него всё, что душе будет угодно. Соломон попросил только мудрость и умение хорошо править народом. Господу настолько понравилась просьба юноши, что Он дал ему не только эти качества, но и все богатства мира и широкую известность.
Соломон стал самым известным мудрым правителем. Параллельно со своими прямыми обязанностями царя, он на протяжении всей своей жизни написал большое количество притчей и мудрых изречений. Им было также написано несколько книг, вошедших в состав Библии: Песнь Песней, Притчи, Экклезиаст, а также несколько глав книги Псалмы.
Соломон всегда пытался решить все сложные ситуации и трудности, возникающие среди его народа, с помощью мудрости. Самым знаменитым случаем считается спор двух женщин, пришедших к царю за советом. У одной из них на руках был младенец. Поскольку обе считали себя истинной матерью этого ребёнка, женщины просили Соломона решить кто из них заслуживает воспитывать малыша. Царь, недолго размышляя, приказывает ребёнка разрубить на 2 части и отдать каждой по заслуженной доле. Первая женщина согласилась с вердиктом правителя и попросила дать ей отрезанную часть ребёнка. Вторая же отказалась от этой процедуры. Ей настолько стало жаль ребёнка, что она потребовала не резать его и отдать на воспитание другой женщине. Она готова была отказаться от ребёнка ради того, чтобы он жил. Таким образом Соломон понял кто из них настоящая мама младенцу и отдал его второй женщине, которая отказалась его умерщвлять.
Благодаря своей необычайной мудрости Соломон имел хорошую известность. В Библии упоминается о том, что однажды к царю в гости приехала царица Савская. Она хотела лично убедиться в его мудрости и заранее приготовила для него загадки. Удостоверившись в премудрости Соломона царица подарила ему огромное количество привезённого с собой богатства.
На протяжении всего своего правления Соломон старался не использовать военные действия для решения конфликтов. С другими соседними странами он предпочитал жить в мире и гармонии. Для этого Соломон принял решение жениться на дочерях царей соседних государств. Самой первой его женой стала дочь фараона Египта. Благодаря данному брачному союзу еврейскому и египетскому народам удалось наладить дружеские отношения, которые были испорчены ещё во времена ухода Моисея из Египта. Достоверно известно, что Соломон имел примерно 700 жён и 300 наложниц.
Соломону удалось построить Храм, который желал воздвигнуть при жизни Давид. На строительство этого религиозного сооружения Соломону потребовалось несколько лет. Как только были окончены все строительные работы, царь перенёс в здание Ковчег Завета и это место стало самым главным местом для поклонения Богу.

Идолопоклонство и смерть мудрого правителя.

Большое количество жён и наложниц, принадлежащих Соломону привело к тому, что они смогли мудрого правителя в преклонном возрасте отвести от Всевышнего и заставить поклоняться другим богам. Он даже начал строить храм в честь язычески богов. Такой поступок повлёк за собой гнев Господа, и Он пообещал Соломону, что после его правления израильский народ будет жить в страданиях и мучениях. Так и свершилось. Соломон смог руководить народом в пределах отведённого ему срока, и время при его правлении считалось самым процветающим для израильского народа. После смерти Соломона его государство было разделено на несколько частей из-за восстания и впоследствии неоднократно подвергалось различным мятежам и нашествиям соседних народов.
Умер Соломон на 62 году жизни. Первое время придворные не верили в кончину царя и думали, что он крепко спит. После того, как тело Соломона начали съедать черви, окружающие признали смерть правителя и похоронили его по всем правилам на горе Сион рядом с Давидом.

Соломон

Эта статья — о царе Израиля; о мужском личном имени см. Соломон (имя). У этого термина существуют и другие значения, см. Соломон (значения).

Соломон

др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́


Царь Соломон в преклонных летах
гравюра Густава Доре

3-й Царь единого Израильского царства

965 — 928 до н. э.

Предшественник

Давид

Преемник

Ровоам и Иеровоам I (как Царь Северо-Израильского царства)

Рождение

1011 до н. э.

  • Иерусалим

Смерть

928 до н. э.

  • Иерусалим

Место погребения

  • Иерусалим

Род

династия Давида

Отец

царь Давид

Мать

Вирсавия

Супруга

Наама, дочь фараона и неизвестно

Дети

Ровоам
Менелик

Вероисповедание

иудаизм

Медиафайлы на Викискладе

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. سليمان‎ Сулейман в Коране) — третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.

По разным хронологиям, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972—932 до н. э., 960-е — ок. 930 до н. э., 967—928 до н. э.

Соломон — персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над джиннами.

Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов (Пс. 126 (масоретский текст — Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132)). В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

Историчность царя Соломона, также как историчность царя Давида и историчность Израильского царства, является предметом научной дискуссии.

Историчность Соломона

Библия является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий. За вычетом библейских рассказов, прямых исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По времени правления царя Соломона в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира — богатство, женщины, недюжинный ум.

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלם» ( «мир, не война; совершенный, цельный»). Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») — символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией (2Цар. 12:24, 25).

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена из Книги Притчей Соломона (гл. 30, ст. 1 и гл. 31, ст. 1) Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства — Иерусалиме (1Пар. 3:5). В Библии упомянуты жена Соломона Наама Аммонитянка (ивр. ‏נעמה‏‎) (3Цар. 14:22, 31) и дочери Соломона — Тафафь (ивр. ‏טפת‏‎, Тафат), (3Цар. 4:11) и Васемафа (ивр. ‏בשמת‏‎, Басемат ), (3Цар. 4:15).

Преемником его стал его сын Ровоам (3Цар. 14:21).

Приход к власти

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония (3Цар. 1:5). Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия (ивр. — בת שבע Бат Шева), а также пророк Нафан (ивр. נתן Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3 Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон умертвил Адонию, своего брата, и расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон удалил Авиафара от священства, а также умертвил Иоава, который попытался скрыться в скинии Господней. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением (3Цар. 3:10, 11)

Правительство Соломона

Состав правительства, сформированного Соломоном:

  • Первосвященники — Садок, Авиафар, Азария;
  • Командующий войсками — Ванея;
  • Министр налогообложения — Адонирам;
  • Придворный летописец — Иосафат; также писцы — Елихореф и Ахия;
  • Ахисар — начальник царской администрации;
  • Завуф;
  • Азария — начальник наместников;
  • 12 наместников:
    • Бен-Хур,
    • Бен-Декер,
    • Бен-Хесед,
    • Бен-Авинадав,
    • Ваана, сын Ахилуда,
    • Бен-Гевер,
    • Ахинадав,
    • Ахимаас,
    • Ваана, сын Хушая,
    • Иосафат,
    • Шимей,
    • Гевер.

Внешняя политика

Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа из базилики Сан-Франческо

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом (3Цар. 9:15). Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками» (3Цар. 10). В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (Третья Книга Царств, 10: 14). Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи (см. Соломонова династия).

Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16). Разные исследователи называют этим фараоном Псусеннеса II (Catholic Encyclopedia), Сиамона (Кеннет Китчен), Шешонка I (Стивен Т. Франклин).

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя (3Цар. 12:1–5). Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Cогласно Талмуду, Соломон прожил 52 года.

Соломон в иудаизме

В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

Согласно Талмуду Соломон начал править в возрасте двенадцати лет, правил сорок лет, и умер в возрасте 52 лет.

Соломон в исламе

Основная статья: Сулейман

Согласно Корану Сулейман был сыном пророка Давуда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Не случайно многие мусульманские монархи носили его имя. Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему».

Согласно исламской традиции, Сулейман умер на 81-м году жизни.

Символика

Основные статьи: Звезда Давида и Звезда Соломона

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью.

В исламе шестиконечная звезда носит название «Звезды Соломона». В то же время, средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду, пентакл). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

В оккультизме пентаклем с названием «Звезда Соломона» принято считать восьмиконечную звезду. Из-за большего количества лучей, в центре звезды образуется круг. Часто в него вписывали символ. Эти знаки широко использовались в магии, алхимии, Каббале и прочих мистических учениях.

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рафаэль создал фреску «Суд Соломона», а художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно — оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь» (1908). У него же есть повесть «Звезда Соломона».

По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская» (1959).

  1. Эти тексты находятся в русле древневосточной литературы мудрости и имеют соответствия в Древнем Египте. Вероятно, в создании этих текстов принимали участие писцы, знавшие иностранные языки и знакомые с литературными традициями соседних народов.
  2. В середине XX века раскопками в нескольких городах Израиля были обнаружены фрагменты сооружений, которые стали связывать с именем Соломона. Однако на рубеже XX и XXI века эта связь стала оспариваться.
  3. «Новейшая библейская критика склонна видеть в библейском описании эпохи Соломона элементы идеализации этого периода девтерономическими редакторами, в глазах которых период правления Соломона был временем высшего расцвета еврейского царства под властью дома Давида» (Еврейская энциклопедия, статья «Соломон»).
  4. Тем не менее, позже Адония нарушил договор и был казнён.

Примечания

  1. http://www.funtrivia.com/en/subtopics/Whos-Related-to-Whom-in-the-Bible-324796.html
  2. http://www.gutenberg.org/files/29434/29434-h/files/2848/2848-h/book8.htm
  3. http://www.jstor.org/stable/10.1086/423399
  4. 1 2 Stefon M., Gordon C. H. Solomon (king of Israel) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  5. Эрлихман В. В. I. Древний Восток и античность. // Правители мира. — Москва, 2002. — Т. 1. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  6. 1 2 Немировский, 2015, с. 670.
  7. 1 2 Соломон — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона.
  9. The Age of Solomon: Scholarship at the Turn of the Millenium (ed. Lowell K. Handy). Brill Academic Publishers, 1997. ISBN 9789004104761. Page 49.
  10. Амусин, 1976.
  11. Roger S. Nam. Portrayals of Economic Exchange in the Book of Kings. Brill Academic Publishers, 2012. ISBN 9789004223936. Page 133.
  12. Megan Bishop Moore, Brad E. Kelle. Biblical History and Israel’s Past. ISBN 978-0-8028-6260-0. Page 248.
  13. 1 2 3 4 BBC Radio 4 — In Our Time, King Solomon
  14. Мишлей 30, 1; 31, 1. Объясняются в Шир а-ширим Рабба,1, 1. . См. также Аугр
  15. 3Цар. 1:10–22

Литература

  • Соломон / Амусин И. Д. // Собаки — Струна. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 24, кн. I).
  • Лопухин А. П. Соломон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Соломон / А. А. Немировский // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 670. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5.
  • Бейер Р. Царь Соломон. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 320 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00693-X.
  • Люкимсон П. Царь Соломон. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03545-4.
  • Тибергер Ф. Царь Соломон. Мудрейший из мудрых. — М.: Центрполиграф, 2005. — 366 с. — (Nomen est Omen). — ISBN 5-9524-1582-2.
  • Штереншис М. Соломон. — Ростов н/Д: Феникс, ISRADON/ИсраДон, 2012. — 128 с. — (След в истории). — ISBN 978-5-222-19227-6, 978-5-94467-089-2.

Ссылки

  • Соломон — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Царь Соломон
  • Образ Соломона как «человека мирного» в контексте библейских представлений о миротворчестве

Предшественник:
Давид
Израильский царь
ЭЕЭ 968 — 928 до н. э.

Jewish Encycl. 1017 — 978 до н. э.
Эрлихман 972 — 932 до н. э.

Преемник:
Иеровоам I
Иеров‘ам
Иудейский царь Преемник:
Ровоам
Рехов‘ам

Семья и известные отношения

Постройки

В других традициях

Сочинения (Соломоновы книги)

Связанные статьи

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Основные персонажи

Отсылочные персонажи

Переводчики и толкователи

Топонимы

Архитектурные сооружения

Связанные статьи

Поколения после Сотворения

Праотцы после Потопа

От Государственности до Единого царства

Иудейское царство до Вавилонского плена

От возвращения из плена до Иисуса

  • Салафииль
  • Зоровавель
  • Авиуд
  • Елиаким
  • Азор
  • Садок
  • Ахим
  • Елиуд
  • Елеазар
  • Матфан
  • Иаков
  • Иосиф
  • Иисус

От Адама и Евы до Авраама — родословие из Евангелия от Луки,
от Авраама до Давида — из Евангелий от Луки и Матфея (совпадают),
от Давида до Иисуса Христа — из Евангелия от Матфея

Соломон царь, прор., прав.

Соломон (др.-евр Шломо в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб.Сулейман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.
Приход к царствованию
Отец Соломона, Давид, собирался передать престол именно Соломону. Однако, когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.
Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3Цар.1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал.После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.
Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.
Внешняя политика
Соломон придерживался, как и большинство правителей того времени, имперских взглядов. Объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали большу́ю территорию; Соломон стремился к экспансии, чему доказательством служит произведённая им под предлогом обращения в «правильную» религию аннексия Сабы.
Соломон покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона.
Конец царствования Соломона
Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.
Соломон умер в 928 году до н. э. в возрасте 62-х лет . Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.
Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Царствование Соломона

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *