Царствие небесное

Несмотря на то, что грамматические правила русского языка преподаются в школе, многие люди все же делают ошибки. Однако человек, как известно, учится всю свою жизнь, и нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени освежать свои знания русского языка. Когда речь заходит об особых словах – неологизмах или наоборот, архаизмах, далеко не каждый знает их правильное написание и произношение. Сегодня мы разберем религиозное выражение, корни и смысл которого уходят далеко в древние священные тексты и которое имеет два варианта написания и используется в разных контекстах. Как же правильно говорить и писать эту фразу?

Как правильно

Итак, «Царство небесное” или «Царствие небесное” – как правильно писать? В русском языке можно услышать два варианта произнесения этой фразы. Оба способа произношения являются правильными. Но все таки по нормам современного русского языка второй вариант – более верный, но оба они допустимы, и использование первого способа произношения не является ошибкой.

Какое правило

«Царство небесное” – это фразеологизм, корни которого уходят в Библию. «Царствие небесное” – форма этого выражения, которая использовалась в старорусском языке. Услышать ее можно и сейчас. Словари определяют слово «царствие” как церковно-книжную, устаревшую лексему. Современным аналогом устаревшего слова «царствие” является «царство”. Отсюда и современное словосочетание, где первое слово имеет окончание «о”.

Значение

Это семитское словосочетание, синоним понятия «Царство Божье”. В нем слово «небеса” заменяют имя Бога. Данное выражение упоминается в Евангелии от Матфея тридцать два раза. В остальных библейских новозаветных книгах слово «небесное” заменяется словами «Божье” и «Христово”. Вероятно, последние варианты были направлены на языческие народы. Потому что значение семитского слова «небеса” они не могли расшифровать, оно было им не понятно, выражение изменили с миссионерской целью.

«Царство небесное” – это христианское богословское понятие. Оно означает второе пришествие Иисуса на землю и тот порядок, который на ней установится после этого.

В православной традиции эта фраза часто используется при упоминании умершего человека. Согласно христианству, существует рай и ад, и эта фраза означает пожелание усопшему человеку оказаться в раю.

Довольно распространенным является выражение, по отношению к умершему – «земля пухом”. Христианские священники отмечают, что эта фраза берет корни с языческих времен и она не имеет никакого отношения к христианской религии.

Синонимы

Синонимы этого выражения, если иметь в виду его богословское значение: «Царство Божье”, «Царство Христово”, «Царство спасенья”. Если употреблять его по отношению к умершему человеку, как синоним можно использовать выражение «вечная память”.

Примеры

1. Когда дверь отворилась и показался гроб из темного дерева, а затем и желтое, страшное лицо покойника, проходящие мимо женщины испуганно воскликнули «Царство ему небесное”.

2. Священник поздоровался с безутешными родственниками, прошел в комнату, где был усопший, тихо произнес: «Царствие небесное” и начал отпевание.

3. Согласно канонам христианства – Царство небесное наступит после второго пришествия Иисуса Христа. Но в нигде в текстах Библии не указано и не дается намека на время, когда это произойдет.

Как неправильно

Человеку, который относит себя к христианской религии неправильно будет говорить «земля пухом”, так как это выражение восходит к язычеству и несет в себе атеистический смысл.

Вывод

Итак, мы разобрались, что оба варианта произношения фразы правильные. Один вариант является просто более устаревшим, но его использование – не будет ошибкой.

В Евангелиях Иисус использует понятие «Царство Божье» очень часто, но определения ему не дано. И вообще всё, что связано с Его поучением, миссией, деяниями, прямо или косвенно связано с Царством Божьим. Каждый раз о Царстве Божьем (или Царстве Небесном) говорится притчами, историями. Начинаются они фразой: «Ещё уподоблю Царство Небесное тому-то и тому-то».

Царство Божье — это предвкушение рая. Это, с одной стороны, владычество Бога или правление Бога, а с другой стороны — это присутствие Бога среди людей. Но как мы можем дать определение правлению Бога? Где оно начинается, где заканчивается?

Идея Царства Божьего не возникла в Новом завете на пустом месте.

Царство Божье — не что иное, как перефраз фразы «Я буду вашим Богом» или «Я буду вашим царем, а вы будете Моим народом» или «вы будете Моими детьми». Иисус Христос облекает заветние отношения в понятие того, что «вы добровольно выбираете меня своим Богом, своим Царем». То есть, «Я являюсь предельным вершителем ваших судеб, Я наполняю ваше время смыслом и содержанием, если вы верите и принимаете этот смысл и содержание».

Я считаю, если современный человек тяготеет к целостному восприятию себя, то вне Царства Божьего это восприятие себя фрагментарно, неполноценно. Если человек верит, что он — творение Божье, носитель образа и подобия Божьего, то он не может полноценно реализовать это вне Вершителя судеб, то есть, вне присутствия Бога.

И когда мы спрашиваем: «А где Царство Божье находится?», то оно находится везде и нигде, если нет отклика на Божье присутствие. Оно настолько присутствует, насколько мы мужественно откликаемся на его присутствие и мужественно воплощаем его содержание. То есть, насколько мы смелы быть безумными ради Него в этом мире.

Иногда говорят, что если это Царствие, правление, то это должно быть что-то мощное, триумфальное, поражающее всех, кто ему противится. Но в Евангелие как раз видим иную картину — это сила, которая проявляется в слабости. Это мудрость, которая проявляется в безумии, это сила, которая служит не высшему, а низшим. Это присутствие, которое преображает человека целостно — не только духовное состояние, оно преображает его физическое состояние и социальное положение.

Царство Божье не приходит насильственным путем, и когда мы открываемся к нему, оно нас будет вести. Что-то может произойти внезапно, что-то будет требовать времени, но оно нас будет вести к целостному преобразованию.

Каждому из нас Господь отмерил определённый путь, который нужно пройти с Ним, по Его принципам. И нужно полюбить эту дорогу, полюбить то бремя, которое надо пронести. Метафорически выражаясь, этот крест и есть Царство Божье.

Царство Божье предполагает, что я бегу в гущу этого мира. Но я бегу не с толпой, я бегу с каким-то факелом, который я несу в эту толпу.

Как говорил один из мною очень уважаемых современных раввинов, «я могу или стоять и проклинать толпу, или всё-таки зажечь свечу и войти в эту толпу». Я против того, чтобы все мы сразу свалили от толпы и спасали свою душу где-то в одиночестве. Ведь если у тебя есть что-то существенное, важное, что ты в этой жизни понял, и ты хочешь, чтобы это ещё кто-то понял, надо идти к ним, а не бежать от них, правильно?

Когда Царство Божье приходит в нашу жизнь или врывается в нашу жизнь, оно несёт в себе два противоречивых чувства. Первое чувство — да, в этом что-то есть настоящее, я это чувствую, мне это нужно. А второе чувство — «я не справлюсь, я не смогу». Если вы эти два чувства одновременно внутри себя переживаете, наверное, Царство Божье постучалось в двери вашего сердца.

Богослов Фёдор Райчинец

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!

Лк. 17, 20-25
1 Тим. 5, 1-10

Однажды фарисеи спросили Господа Иисуса Христа: «Когда придет Царствие Божие»? Вопрос «когда?» может означать и «когда по времени»? и «при каких условиях»? Но Господь не ответил ни в первом, ни во втором смысле. Он неожиданно сказал, что Царствие Божие вообще нельзя понимать, как нечто внешнее. Оно не приходит, как приходит день, как приходят одно за другим времена года. И даже нельзя сказать, что оно вообще придет: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: „вот, оно здесь“, или: „вот, там“. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим, что именно уже есть «внутрь вас». И поэтому даже и не дожидаться надо, когда оно, наконец, внутри нас образуется и появится, но — ужаснуться той мысли, что его в нас может не быть!
Человек вообще только тогда поистине живет, когда живет настоящим моментом. Как в притче: какое дело самое важное? — которое делаешь в данный момент. Какой человек самый главный? — который сейчас рядом.
Однажды послушник спросил старца: «Как спастись? — А для этого надо угомониться. — А как это? — Вот, ты сейчас послушник, а, наверное, ждешь, когда тебя постригут? — Да. — А потом будешь ждать, когда тебя в иеродиаконы произведут, а потом в иеромонахи? — Да. — Вот, сейчас пост, а ты, наверное, хочешь, скорей бы Пасха? — Да. — И ждешь, когда лед сойдет, и паломники станут приезжать? — Да. — А вот когда тебе будет все равно, что пост, что Пасха, что лето, что зима, послушник ты или игумен, — вот тогда ты и угомонишься, и встанешь на путь спасения…
Иначе говоря, все и всегда должно быть пронизано светом Царствия Небесного. В любом событии должно быть ощущение радости и достаточности, ощущение Божьего присутствия и Божьей победы. И даже не «должно быть», а — есть на самом деле. Ведь кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Даже не ученикам, а — врагам, фарисеям. Потому что поистине оно есть в каждом, и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. Только щелкни выключателем, и зажжется свет. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесет нечто доброе. Даже если где-то по этой реке и плывет к тебе счастье, то одновременно и тебя, заснувшего и бездействующего, эта же река с такой же скоростью сносит по течению вниз.

София Халходжаева

Евангельское чтение литургии семнадцатого рядового воскресенья (Мф 13, 44-52) представляет собой три короткие притчи, в которых Иисус сравнивает Царство Небесное со скрытым на поле сокровищем, с драгоценной жемчужиной и с брошенным в море неводом, напомнил Папа, предложив толкование на первые две из них. И человек, нашедший зарытый в землю клад, и купец, нашедший редкую жемчужину, действуют одинаково: они продают все, чтобы приобрести то, что теперь им дороже всего.

Angelus 26.07.2020

Этими двумя сравнениями Иисус намерен вовлечь нас в созидание Царства Небесного, излагая важнейшее условие христианской жизни: для того, чтобы полностью принадлежать Царству Божию, мы должны быть готовы поставить на него все, действовать смело и решительно: персонажи обеих притч продают все, что имеют, отказываясь тем самым от своей материальной обеспеченности. Из этого можно сделать вывод, что для созидания Царства требуется не только Божья благодать, но и активная готовность человека:

«Все совершается по благодати Божьей! От нас требуется только готовность принять ее, не отказываться от нее. Все совершает благодать, но при этом требуется моя ответственность, моя готовность», — пояснил Святейший Отец.

Angelus 26.07.2020

Действия человека, нашедшего клад, и купца, желающих купить сокровище любой ценой, решительны и радикальны, продолжил Папа, сравнив эти действия с путем в один конец:

«Мы призваны подражать этим двум евангельским персонажам, чтобы стать беспокойными — в хорошем смысле слова — искателями Царства Небесного. Речь идет о том, чтобы оставить тяжкое бремя наших мирских убеждений, мешающее искать и созидать Царство: жажду обладания, стремление к наживе и власти, мысли только о себе».

Angelus 26.07.2020

Жизнь людей, не ищущих истинного сокровища, тривиальна и скучна: они удовольствуются привлекательными, но эфемерными вещами, сияние которых обманчиво, потому что в конце концов все это оставляет в темноте, сказал далее Папа:

«Свет Царства, в отличие от вспышки фейерверка, длящейся всего мгновение, сопровождает нас всю жизнь. Царство Небесное — это противоположность лишним вещам, предлагаемым миром, противоположность серой жизни: это сокровище, которое каждый день обновляет жизнь и ведет ее к более широким горизонтам».

Angelus 26.07.2020

Те, кто нашел это сокровище, обладают творческим и ищущим сердцем, которое не повторяется, а изобретает, открывая новые пути любви к Богу, любви к людям и истинной любви к себе, пояснил далее Папа.

Завершая размышление, Святейший Отец подчеркнул, что «Иисус, Который и есть это скрытое сокровище и драгоценная жемчужина, может только пробуждать радость, всю радость мира: радость познания смысла жизни, радость участия в приключениях святости».

Занавес!
Театр накрылся
Тяжелое небо нас не пощадит
Человек — просто как черновик и последний живой вымирающий вид
Это те, кому пока снятся, и кто еще тонут в мечтах, пока спят
Их пересчитав по пальцам, позже можно посчитать по костям — математика
Жизни и смерти
Уравнение без шанса проверки не лучший пример, но
Вытерпел это не то же, как если бы перетерпел
Но забыв это все, и примерив терновый венок
Звездная пыль миллиона миров
Дабы понял все нужно много ли слов?
Но раз так, то язык — просто ломанный слог
И спускаю курок, опять никого не щадящая карма
Но в руках дурака власть имеет случайность и самая слабая карта
Боль любит смелость
Война любит золото
Золото любит молчание
Молчание сводит с ума, и медленно сходимся в тихом отчании

Я отдаю тебе свое сердце
Нет, не потому что люблю
Оно просто все выжигает дотла изнутри
Забери его, я попрошу и запри его
Верни его ангелам и проткни
Какой толк от бессмертия
Коль мне так до смерти больно
Я отдаю тебе свое сердце
Нет, не потому что люблю
Оно просто все выжигает дотла изнутри
Забери его, я попрошу и запри его
Верни его ангелам и проткни
Какой толк от бессмертия
Коль мне так до смерти больно

По эмоциональной спирали я падаю вниз и обратно по кругу
Раскольников умер, и дурно плести свое мертвое тело по Санкт-Петербургу
Комедия — поебень, пьеса скучна, земля — это как театральная карусель
Нас давно всех тошнит и нам пора на выход
Прошу ну хоть кто-то остановите
(Тук-Тук)
Это кнопка пульса, чтоб убить меня — просто нажми
Тут хоть бы пару версий как жить
Этот город в бета-тесте до сих пор
Хочет перезапустить
Это дисконект
Отделяю сердце от разума, дарую как ключик от небесного царства
Забирай, властвуй
Реликвии, страсти
Распродай их, смени их, как камикадзе
Внутри мне глаза и я знаю точно, как себя проебать. Этих полномочий
Не хватает раскрыть талант — это карма!
Вновь ощутил нирванну в припадке (тронулся!)
И некому молиться больше
Потерял свое царство в обмен на царицу ночи
Которая порознь мне
Коль нельзя посмотреть, дай хоть просто дотронуться

Я отдаю тебе свое сердце
Нет, не потому что люблю
Оно просто все выжигает дотла изнутри
Забери его, я попрошу и запри его
Верни его ангелам и проткни
Какой толк от бессмертия
Коль мне так до смерти больно
Я отдаю тебе свое сердце
Нет, не потому что люблю
Оно просто все выжигает дотла изнутри
Забери его, я попрошу и запри его
Верни его ангелам и проткни
Какой толк от бессмертия
Коль мне так до смерти больно

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *