Целомудрия

Что такое целомудрие и синоним ли это девственности?

10 Чэрвень 2020&nbsp Катэгорыя: Публіцыстыка

Что такое целомудрие? Синоним ли это слова «девственность»?

Целомудрие – это добродетель, которая уберегает любовь от эгоизма и помогает ей быть чистой. Если к девственности призваны те, кто не состоит в браке, то к целомудрию призваны все люди, живущие в браке или в безбрачии. Целомудрие обозначает цельность личности, когда помыслы соответствуют поступкам. Целомудрие означает полную целостность сексуальности в человеческой личности и, таким образом, внутреннее единство человека в его телесном и духовном бытии (Катехизис КЦ, 2337). В понимании Церкви целомудрие равнозначно чистоте любви. Все люди призваны к любви чистой, так чтобы их поступки не были суррогатом подлинной, бескорыстной любви. Воспитывать детей в целомудрии означает воспитывать в них способность любить по-настоящему, не уступая склонности считать другого человека предметом наслаждения. Наша способность любить часто попадает в ловушку того, что святой Иоанн называет похотью плоти (1 Ин 2,16). Целомудрие – это внутренняя свобода, которая не позволяет человеку попасть в рабство похоти плоти. Это подразумевает духовную борьбу: отвержение нечистых помыслов, преодоление искушений, отказ от действий, оскверняющих человеческое тело и вносящих беспорядок в сокровенную сферу человека. Как гласит Катехизис Католической Церкви, «целомудрие требует, чтобы человек научился владеть собой. Это часть подготовки к правильному пользованию человека свободой. Альтернатива ясна: либо человек владеет своими страстями и обретает покой, либо он позволяет им господствовать над собой и становится несчастным» (2339).

Супруги также призваны к целомудрию, то есть к чистоте любви, защищающей ее от возможных суррогатов. Супружескому целомудрию противоречат некоторые действия, практикуемые в интимной жизни: они не только не являются актами любви, но и угрожают самой любви.

Целомудрие – это всеобщая добродетель, которая проявляется по-разному в зависимости от жизненного статуса. Для человека, выбравшего безбрачие ради Царства Небесного или принесшего монашеский обет, целомудрие равноценно полному воздержанию.

Целомудрие побуждает человека хранить чистоту до брака, в силу самого смысла, самой природы сексуального акта. Если он является подлинным, то есть выражает всецелую отдачу себя другому человеку, то эта телесная отдача может осуществиться только после того, как произошла взаимная отдача друг другу посредством брачного согласия. Любой человек, не состоящий в браке, призван к абсолютному воздержанию. Вступление в интимные отношения с человеком, который не является супругом, всегда будет грехом против заповеди «Не прелюбодействуй». В христианском браке целомудрие не является синонимом воздержания, но в некоторых случаях воздержание становится проявлением целомудрия. Например, естественные методы планирования семьи – единственные приемлемые для христиан – предполагают более или менее длительные периоды воздержания, когда супруги, желая ответственно подойти к рождению детей, откладывают зачатие, воздерживаясь в благоприятные для зачатия дни. Есть и ситуации, когда супруги по веским причинам вынуждены полностью отказаться от деторождения, например, из-за серьезной болезни: тогда они тоже должны воздерживаться. У любой супружеской пары, воодушевляемой настоящей любовью, существуют периоды воздержания – более или менее длительного. Эти периоды становятся благодатным моментом для взаимного возрастания в любви-самоотдаче, в уважении и чуткости друг к другу. Это тоже выражение добродетели целомудрия.

«Девственность» можно понимать по-разному. В обыденном смысле она обозначает состояние невинности, когда человек еще не вступал в сексуальные отношения. В этом случае речь идет о физиологической девственности. В самом узком смысле девственность означает, что человек ни разу в жизни не нарушил шестой заповеди.

Существует также нравственная девственность. Такую девственность можно не только вернуть, но и взращивать. Не случайно святой Августин, говоря о Марии Магдалине, отождествляемой с грешницей, утверждал, что после встречи с Господом и покаяния ее по чистоте превзошла только Дева Мария.

«Девственность», «девство» может быть синонимом добровольного безбрачия. Слово Божие обильно подтверждает, что девство играет особую роль в домостроительстве спасения. Дева Израилева, о которой часто говорят ветхозаветные пророки, символизирует верность и любовь к Богу. С пришествием Христа Дева Израилева именуется Церковью, а само девство становится эсхатологической реальностью, которая обретет полный смысл только в последнем, окончательном свершении мессианского брака народа со своим Господом. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», — говорит апостол Павел (Еф 5,25). Обращаясь к общине Коринфа, Павел желает представить её Христу «девою чистою и непорочною» (2 Кор 11,2).

Девство обретает особую красоту и особое значение в образе Пресвятой Девы Марии. В ней были благословлены и одарены великой духовной плодовитостью те многочисленные чада Церкви, которые сделали выбор в пользу безбрачия ради Царства Небесного.

Девство не является повелением Господа: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным», — пишет апостол Павел (1 Кор 7,25). Это не предписание, а личное призвание от Бога, особый дар. Основа христианского девства – Царство Небесное: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19,11) — говорит Господь. Безбрачные – продолжает апостол Павел – предвосхищают состояние воскресших из мертвых, когда все будут подобны ангелам. Павел считает, что девство актуально для «века сего», и оно хорошо «по настоящей нужде», как он пишет в Первом Послании к Коринфянам (7,26). Не случайно обет безбрачия, приносимый монахами, называют «евангельским советом». Путь девства ради Царства Небесного, согласно Божественному откровению, является средством достижения более глубокого союза с Богом, союза, не отвлекающегося ни на что иное.

Таким образом, целомудрие и девственность являются синонимами только в отношении тех людей, которые еще не вступили в брак или выбрали безбрачие.

Целомурие этимология

«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» (моральная добродетель) указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни …. , цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» — П.Флоренский.

Целомудрие и благородство — две аксиологические категории, составляющие понятие чести. А наши предки советовали нам беречь честь смолоду…

Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Федоров Н.Ф.).

«Целомудрие — это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет всё человеческое» — св. Ефрем Сирин. Правдивость этого высказывания в современное время не требует доказательств, вся современная культура этому подтверждение.

Целомудрие — это состояние души и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия, свободой от внутреннего душевного разлада, которая не обусловливается внешними факторами; сохранение душевной и телесной чистоты в общении с другими людьми.

«Лишь сохраните, я молю,
Всю чистоту души прекрасной
И взгляд на жизнь простой и ясный, …»
Аполлон Григорьев 1850 год
Ю.М.Масютин «Ассоль»

Отождествление целомудрия с девственностью — сужение понятия. Так Амвросий Медиоланский говорит минимум о трёх формах целомудрия: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства… «.

Таким образом, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека, его личности в целом. Отсюда и само слово «целомудрие», т.е. мудрость целого и единого — пребывание в сознании Вселенского мироустройства и его законов.

Потеря целомудрия — это растление

Растление — это деятельность, которая сужает видение реального мироустройства до его незначительной материальной составляющей, которая и провозглашается как самая важная и ценная в жизни живого существа.

«Следует заметить, что душа растлевается не только плотскими грехами, но и:

  • сребролюбием,
  • славолюбием (тщеславием),
  • завистью и ненавистью,
  • гневом,
  • дерзостью и жестокосердием,
  • ложью,
  • лихоимством и богозабвением,
  • и всяким другим злом … » — преподобный Ефрем Сирин.

Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» — преп. Амвросий Оптинский.

«Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей.»
Иоанн Златоуст

Поэтому и говорится, что если по-своему внутреннему состоянию человек исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений и живёт этими страстными мыслями, чувствами, то целомудренным его назвать никак нельзя, хотя внешне это пока ещё мало проявляется, но для мудрого и опытного ока это будет сразу же видно.

» … чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота… «

В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывеской души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы.

К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение — живое отображение благочестивого духа, благонравия и скромности. Целомудренная скромность проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)… Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты» — свят. Амвросий Медиоланский. Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский).

Целомудрие является и в слове – в чистоте нашего языка. Взор и слух целомудренного человека отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.). Как говорится, что в голове, то и на языке: «Много срамного изрыгает язык (людей) похотливых (и развратных), много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих» — святой Григорий Богослов.

«Как неповрежденный глаз всё видит чисто, действительно так определяя, как что есть… так и чистая душа всё видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое пылью греха, и хорошего не может видеть хорошим» — преподобный Ефрем Сирин —, и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках.

Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению и восхищению Бога. Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к Верховной святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом, они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Богу, «создавшему всякую красоту Себе ради» — святой Иоанн Кронштадский.

Плоды целомудрия

«Чистота, следствие целомудрия, есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием её.» — преподобный Исаак Сирин.

У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота – дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения. Чистота радует сердце, приобретшее её, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль, Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие.

«Приятность чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело» — Пс. 138:14.

«Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и непоколебимую чистоту тела и души и есть не что иное, как святость.»

Фундамент целомудрия

«Целомудрие — это состояние того, кто достиг такой духовной цельности, такой внутренней мудрости, которая не дает ему отклониться от Бога, отклониться от чистоты, отклониться от своего человеческого величия, то есть от служения Образу Божию в себе самом.» — митрополит Сурожский Антоний. В таком состоянии нет необходимости в воздержании, о чём говорит преподобный Иоанн Кассиан: «Иное, – говорит он, – быть воздержанным, а иное чистым и, так сказать, прийти в расположение непорочности и нерастленности, что называется невинностью… «.

«Святость, — пишет епископ Феофан Затворник, — есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий».

Праведно жить — значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво – значит всё творить посвящая Богу и всячески прославляя Его имя. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего — молитву и творение всего во славу Его.

«Целомудрие зиждется на смирении. «Нельзя приобрести этой добродетели, если прежде не будут положены основания смирения». За смиренномудрием следует воздержанность во всём, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием» — преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению — «сочетавают с Богом» — преп. Никита Стифат.

Целомудрие, заключительное слово

Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному здоровью личности.

Апостол Павел так пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Поэтому последствия блуда наступают не в будущем только, они настигают человека и в земной его жизни.

Целомудрие — мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил.

Распутство отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает.

Kris.h.Nive
по материалам «Азбуки Веры»
Vedic-Culture.in.ua

Ещё по теме «целомудрие»:

  • Святые отцы о целомудрии
  • Целомудрие Энциклопедия изречений
  • Целомудрие игумен Марк (Лозинский)
  • О нетленной чистоте и целомудрии прп. Иоанн Лествичник
  • О целомудрии прп. Пётр Дамаскин
  • О Сусанне и Иосифе, с увещанием о целомудрии блаж. Августин
  • Христианская добродетель целомудрия и чистоты Гермоген Шиманский
  • Целомудрие и телегония Галина Муравник
  • Воспитание целомудрия Татьяна Макиенко

***

Целому́дрие – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие.

Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.

***

Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

Омрачившись скверной греха, человек подверг себя не только внешнему отлучению от Бога, но и внутреннему разладу: разладились его душевные способности и силы (волевая, разумная, желательная, чувственная), разладились отношения плоти с душой (см.: Грехопадение). Естественная для него склонность к общению с Богом и следованию нравственному закону, звучащему в голосе совести, изменилась до неузнаваемости. Вместо этого человек подвергся противоестественному для него стремлению ко злу.

Для того, чтобы возвратить человека в достойное его званию состояние нравственной чистоты, необходимо было вернуть ему прежнюю цельность. Собственно, это и явилось одной из ближайших целей Пришествия Христа. Само слово «спасение» — греч. «σωτηρία» — имеет одним из переводов значение «целение», «приведение в цельность».

Целомудрие как один из аспектов личностной цельности вообще, обнаруживается, помимо прочего, в точном соответствии деятельности человека побуждениям голоса совести. Ведь в случае противоречия мыслей и желаний голосу совести ни о какой внутренней цельности душевных сил и движений не может быть речи.

Ввиду того, что совесть является выразительницей естественного нравственного закона, вкорененного в человеческое естество Самим Богом, понимаем, что подлинное целомудрие возможно не иначе как при соблюдении требований Божьего закона, при послушании Богу.

Поскольку понятие целомудрия, как добродетели, подразумевает, что голосу совести должны быть созвучны не только душевные побуждения человека, но и телесные, постольку очевидно, что оно достижимо лишь в случае освобождения человека от плотских страстей, через отвержение от мирских похотей и нечестия (Тит.2:12)

О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (Прем.8:7). Но Ветхозаветная Церковь не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

***

Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!

Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
епископ Пантелеимон (Шатов)

Дьявол слабее Бога, но его тактика — раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому если читаешь молитву — заключай ум в слова молитвы, и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность — и в работе, и в одежде — это умаление духовной сущности. Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести — это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.
Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление «плюрализма». Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий.
митрополит Питирим (Нечаев)

Слово «целомудрие» состоит из двух корней: «целостность» и «мудрость». To есть можно сказать, что это знание о целостности. В святоотеческой литературе под стяжанием целомудрия подразумевается процесс собирания человека в ту гармоничную личность, которую изначально задумывал Творец. Бог — Личность, и потому человек, лишь становясь целостной личностью, обретает способность к подлинному богообщению.
— To есть изначально, в раю, человек был целомудренным, а после грехопадения утратил это свойство? И взращивание целомудрия — это, по сути, возвращение в райское состояние?
— Именно так. Первородный грех передается из поколения в поколение, человек уже рождается с искаженной слабостями душой. Беззаконие, нарушение заповедей Божиих, удовлетворение раздраженной похоти и противопоставление себя Богу — такая жизнь неизбежно ведет к распаду личности. С христианской точки зрения человек собирается в целостную личность именно в свете Личности Бога, становясь отражением Божества, через прямое действие Бога на человека. Дух Божий оживотворяет человеческую природу: разум наполняет мудростью, тело — здравием, а психику — радостью и возможностью реализовывать данные Господом таланты.
протоиерей Сергий Ксенофонтов

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Светлана Воронцова.

Слово «целомудрие» сегодня – устаревшее понятие. Из лексического оборота его насильственным образом выдавили, и современному молодому человеку оно малознакомо. В это мы убедились, опросив отдыхающую молодежь на улицах Старого Оскола.

– Целомудрие? Это какая-то мудреность.

– Человек мудрый.

– Правильно мыслящий.

Так размышляли шестнадцатилетние девушки о незнакомом слове и, в общем, были недалеки от истины, но объяснить, что значить эта «мудреность», им было не под силу. Напомним, что в своем первом и основополагающем значении целомудрие означает целостность внутреннего мира человека, его чистоту мыслей и желаний, цельность мировоззрения, умение здраво мыслить (мудрствовать). По сути, целомудрие – это хранение души от разрушительного воздействия греха. Как пишет митрополит Антоний (Блум), целомудрие – это состояние того, кто достиг такой духовной цельности, такой внутренней мудрости, которая не дает ему отклониться от Бога, отклониться от чистоты, отклониться от своего человеческого величия, то есть от служения Образу Божию в себе самом. У понятия «целомудрие» есть и более узкое значение: сохранение девства до брака. О нём опрошенная молодежь, к нашему удивлению, даже не подозревала. До революции невинность девушки, ее целомудренность была чуть ли не главным условием вступления в брак. Ныне же мы наблюдаем практически обратную ситуацию.

Почему традиция, которая столь строго блюлась раньше, теперь забыта?

– Немодно, неактуальная тема, – в один голос утверждали молодые оскольчанки.

Но такая уж немодная тема сохранения целомудрия? На вопрос, хотели бы они сохранить свою девственность до брака, девушки единодушно и искренне ответили утвердительно. Так почему же почти 80 процентов молодоженов на момент вступления в брак имеют опыт близких отношений? Что мешает молодым людям сохранять целомудрие до брака? И к чему приводит ее потеря? На эти и другие вопросы мы попросили ответить клирика Александро-Невского собора иерея Максима Горожанкина и ведущего специалиста Управления ЗАГС Старого Оскола психолога Татьяну Борисовну Горшечникову.

Иерей Максим Горожанкин:

– Современное телевидение или журналы для подростков не ставят своей целью формирование ценностного мышления у молодежи. Было бы половиной проблемы, если бы этот вопрос о невинности просто не ставился. Зачастую же он решается в обратной перспективе. Подавляющее большинство фильмов и сериалов для молодежи в основе своей имеет любовный сюжет, и разрешением этого сюжета является близость между героями, которая преподносится как счастливый финал всей истории. Часто у героев одна проблема – как лишиться этой самой невинности и стать наконец «полноценными», то есть девственность, целомудрие преподносятся не как драгоценность и дар от Бога, а как проблема, которую нужно скорее решить. Современная молодежь не всегда самостоятельно выстраивает свою систему ценностей, и ориентирами выступают передачи, фильмы, сериалы, которые и диктуют моду на «свободу» отношений. Но к чему приводит свобода в половых отношениях? Желая стать как все и лишаясь физического целомудрия, человек не замечает, как духовно опустошается. Потеря невинности до брака, а тем более в раннем подростковом возрасте, приводит к частой смене партнеров или к трагедии в личной жизни. Это разрушает детскую психику, так как она неустойчива, влюбленность может восприниматься как самая главная и на всю жизнь. По исследованиям некоторых ученых, ранние половые контакты приводят к умственной деградации, так как замедляется развитие коры головного мозга. По данным социологических исследований, обнародованных Московским православным медико-просветительским центром «Жизнь», еще в 1995 году среди 16-летних подростков сексуально искушенных было 50,5 процента. Причем выяснилось, что у таких ребят ниже и учебная успеваемость, и дисциплина. Среди них в 2,5 раза больше второгодников, в три раза больше курящих, 83% пробовали «травку», 82,3% употребляют алкоголь. Про раннюю беременность и аборты уже можно просто не говорить. Тут все ясно. Почему целомудрие важно для человека? Если мы рассмотрим само слово целомудрие, то увидим, что оно означает целостное мудрование или мышление. Под целомудрием всегда подразумевалась нравственная и физическая чистота, поскольку все в человеке взаимосвязано. Потеря целомудрия влечет для человека разлад внутри него самого. Душа его, созданная для общения с Богом, порабощается плотью. Об этом метко сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей МП протоиерей Николай Балашов: «В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает». Любой грех врачуется покаянием. По-гречески покаяние – «метанойя», означает изменение ума. Следовательно, покаяние в грехе блуда приведет к уврачеванию потерянного целостного мышления – целомудрия.У нас сейчас «мода» на грех. А необходимо, чтобы нормальные здоровые понятия вновь стали востребованы обществом. Нельзя жить в обществе перевертышей, где добродетель постыдна, а грех восхваляется во всех формах. В Святой Руси было иначе. Целомудрие и девство как юноши, так и девушки считались тем фундаментом, на котором строилась полноценная православная семья. В те времена родители хорошо знали, что распущенность и порочность не могут быть основой крепкой семьи. Замечу, что целомудрие присутствует и в браке и является прямым следствием целомудрия до брака. Если супруги верны друг другу, если берегут свою любовь, то они становятся одной плотью, одним целым, то есть хранят свою цельность. Как говорил Иоанн Златоуст, «брак установлен не для того, чтобы мы распутствовали, но чтобы были целомудренными».

Психолог Татьяна Борисовна Горшечникова:

– Я как психолог вижу в вопросе о сохранении девственности два момента. Если до брака у человека не было опыта интимных отношений, то тогда он не сравнивает своего супруга еще с кем-то и старается выстроить отношения именно с данным человеком. Если же такой опыт присутствует, то человек, сталкиваясь в браке с неизбежными трудностями, часто не пытается менять собственное отношение или работать над собой, а просто «сбегает» в новые отношения, попросту изменяет. Целомудрие юноши или девушки до брака помогает в большей степени сохранить семью, так как целомудрию всегда сопутствует такое понятие, как верность. Однозначно, если бы у нас присутствовало целомудрие до брака, то меньше было бы матерей-одиночек, меньше абортов, потому что основная проблема абортов – это прерывание беременностей у несовершеннолетних. Конечно, не все так однозначно. Я за нравственное целомудрие, а физическое – знаете, ситуации бывают разные. Если девочка влюбилась и потеряла свою девственность, то это еще не означает потерю для нее нравственных ценностей. У меня много примеров, когда молодые люди ведут совместную жизнь, а регистрироваться приходят, когда поднакопят средств на свадьбу. Отсутствие материальных средств (если, например, оба студенты) часто бывает причиной того, что молодые люди начинают жить «гражданским браком», а уже потом официально регистрируются как семья. Еще один вопрос – возрастной порог: регистрация брака разрешена с 18 лет, а близость наступает гораздо раньше. Сегодня штамп в паспорте многие воспринимают как формальность. А тема целомудрия мало кому интересна. Почему? Американцы подсчитали, что на телеэкране ребенок за год может видеть до 15 тысяч сцен сексуального характера, начиная с поцелуев и кончая откровенными постельными сценами. Таинство интимной жизни стало доступно младенцам, так о каком целомудрии можно говорить! Любая передача, любая тема, если она не имеет сексуального подтекста, непривлекательна для аудитории. Целомудрие – это тайна, а сейчас тайн нет. Это та крайность, в которую нынче впало наше общество. В принципе, должна существовать специальная литература для сексуального просвещения, чтобы человек смог гармонизировать свои отношения на физическом уровне. Но на телеэкранах и в СМИ – не гармония в семье, а как раз наоборот – нормой считается секс на стороне. К сожалению, у нас сегодня не ставится цель формировать нравственное общество. И нравственные понятия подаются в искаженном виде. Но думаю, маятник все-таки качнется в другую сторону, и целомудрие будет востребовано.

Православная Церковь определенно ратует за чистоту добрачных отношений на всех уровнях. Мнение же большинства сограждан, которое выразила Т.Б. Горшечникова, более лояльно к потере девства, полагая, что при лишении целомудрия физического можно сохранить чистоту мыслей и чувств.Человек представляет собой триединство тела, души и духа, и слом в одной части неизбежно влечет за собой коррозию в других составляющих. Разве машина, у которой спустит хотя бы одно колесо, может дальше ехать? А тут человек – очень сложная духовно-телесная организация. Конечно, разрушение личности может быть заметно не сразу, но сегодня мы наблюдаем, что даже малолетние дети весьма быстро становятся развратными сластолюбцами. Семья – это дом, который хочется построить прочным и надежным. Но если основание его будет подгнившим, разве он устоит при буре?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *